Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми. Проблемы социальной работы с пожилыми людьми Что такое особенность соц работы с пожилыми

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http : www . allbest . ru /

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность «Социальная работа»

Кафедра социальной работы и социологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория социальной работы»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Хабаровск 2012 г.

С одержание

Введение

1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми

1.1 Социально-психологические особенности пожилых людей

1.2 Основные проблемы пожилых людей

2. Технологии социальной работы с пожилыми людьми

2.1 Технология социального обслуживания пожилых людей

2.2 Технология социальной реабилитации пожилых людей

Заключение

Список использованных источников и литературы

В ведение

Актуальность темы. Сегодня наблюдается постоянный рост доли пожилых людей. Можно выделить две причины такого процесса. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой. В населении Российской Федерации можно выделить как бы несколько «поколений» граждан старшего возраста. Так, в 2000 году численность пожилых людей составляла 30,2 млн. человек, из них лица в возрасте 85 лет и старше составляли 1387 тыс. человек, лица в возрасте 100 лет и старше -- 15 558 человек. Характерно, что за последние 20 лет (со времени всеобщей переписи 1979 года) численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась лишь незначительно.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне. По мере создания института социальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку. пожилой человек социальный работа

Анализ изученных источников и литературы. Особенности социальной работы с пожилыми людьми нашли своё отражение в работах…

Цель работы. Целью курсовой работы является изучение особенности социальной работы с пожилыми людьми.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

1. определить основные социальные проблемы пожилых людей

2. Узнать особенности личности в пожилом возрасте.

3. Раскрыть особенности социальной работы с пожилыми людьми

4. исследовать проблемы взаимодействия социального работника и пожилого человека

Объектом исследования являются лица пожилого возраста, как социально-демографическая группа

Предметом исследования - особенности социальной работы с лицами пожилого возраста.

1 . Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми

1.1 Социально-психологические особенности пожилых людей

Социальный работник, работающий с пожилыми людьми, должен знать психологические особенности людей этого возраста. Это поможет ему правильно построить свою работу, найти общий язык с престарелыми людьми, объективно оценить ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы.

На формирование психики всех людей и пожилых в частности, оказывают воздействие биологические и социальные факторы, под воздействием которых у пожилого человека происходят следующие изменения:

В интеллектуальной сфере - появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлений к непредвиденным обстоятельствам. Такими трудностями могут оказаться самые разные обстоятельства, в том числе и те, которые легко преодолевались в молодые годы (болезнь собственная или кого-то из близких, деноминация рубля). Но иногда впечатление об ослаблении умственных способностей пожилого человека бывает ошибочным. Например, время между заданным старику вопросом и его ответом может быть более длительным, в связи с чем кажется, что психические процессы у пожилого человека протекают более медленно и для оценки ситуации ему требуется больше времени. А на самом деле подобные явления очень часто возникают из-за нарушения органов слуха, которые пожилой человек может стараться скрывать.

В эмоциональной сфере - постепенное ослабление контролирующей и тормозной функции коры головного мозга влечет за собой проявление некоторых черт характера и темперамента, которые в молодые годы в какой-то мере, держались в «узде» и маскировались, а к старости стали более заметными, Так поведение становится более агрессивным, или напротив, появляется склонность к грусти, сожалению, слезливости, Поводом для таких реакций может стать старый кинофильм, утерянная старая вещь, ситуация, напомнившая события молодости.

В моральной сфере - отказ от адаптации к новым нормам, ценностям, манерам поведения может привести к конфликтам пожилого человека с окружающими, замыканию в своем мире.

Можно выделить две характерные черты стиля жизни пожилых и престарелых людей: гипертрофированность событий и своеобразное ощущение времени.

Гипертрофированность событий. Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. В итоге событие, которое воспринимается более молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Например, разговор по телефону, встреча с другими людьми, соседями, приход социального работника.

Своеобразное ощущение времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасливость, бережливость пожилых людей, Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Зная эти особенности психики пожилых людей, специалист по социальной работе будет с большим пониманием относиться к пожилым людям.

Причиной многих конфликтов непрофессиональных социальных работников с пожилыми людьми может быть непонимание склонности пожилых к рассказам о своей прошлой жизни. В это время человек снова чувствует себя молодым, красивым, сильным он снова переживает свои успехи, мысленно встречается со старыми друзьями, При этом кое-что приписывается, приукрашивается, но при повторном воспроизведении уже самому рассказчику представляется реальностью. Геронтологи убеждены, что воспоминания создают эмоциональный и интеллектуальный комфорт для пожилого человека, являются своеобразным видом творчества, они изгоняют апатию, вселяют бодрость. Поэтому не следует лишать стариков их любимого занятия - предаваться воспоминаниям, а напротив, поощрять его.

И все же неправомерно связывать с периодом старости только регрессивные явления. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Справедливо пишет В. Франкл: «Человек, ведущий плодотворную жизнь, не становится дряхлым стариком, напротив, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физическая сила слабеет». На протяжении всей жизни человек формирует установку и закладывает программу своей старости.

Отечественный ученый В.В. Болтенко, основываясь на исследованиях лиц, находящихся в домах-интернатах для престарелых, выделил ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста.

На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с его профессией. Эта связь может быть непосредственной, как эпизодическое участие в выполнении прежней работы, так и опосредования - через чтение специальной литературы и т.п. Если же эта связь обрывается сразу же после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает во второй.

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, кто врачом, кто счетоводом, а кто профессором.

На третьем этапе главным становится забота о личном здоровье, это становится и наиболее любимой темой для разговора - о лекарствах, о способах лечения, о травах… Наиболее значимым в жизни человеком становится лечащий врач, его профессиональные и личностные качества.

На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни, круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, те члены семьи, которые поддерживают личный комфорт, соседи - ровесники.

Для приличия им по привычке - редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми, в основном, чтобы узнать все ли уже «ушли» или кто-то еще остался.

И, наконец, на пятом этапе актуализируются потребности витального порядка (еда, покой, сон…). Эмоциональность и общение практически отсутствуют.

Таким образом, примерный перечень распространенных сложных ситуаций, создающих проблемы в жизни пожилого человека следующие:

1. Осознание потребности в индивидуальной помощи. Различия в возможностях справляться в повседневном быту. Положение немощных стариков.

2. Выявление различных заболеваний пожилого возраста: болезнь Альцгеймера, деменезии, инсульт, переломы, психические заболевания и др.

3. Инвалидность пожилых людей, отсталость в умственном развитии, ослабление зрения и слуха.

4. Проблемы наркозависимости и алкоголизма у пожилых.

5. Пожилые люди с психическими травмами прошлого: инцест, война и эвакуация, сложные человеческие отношения, пережитые несчастные случаи.

6. Проблемы, связанные с местом проживания: например, одиночество пожилых людей в сельской местности, проблемы одиноких и больных пенсионеров, проживающих за пределами своей страны.

7. Понимание гендерной специфики старения и старости.

8. Пожилые люди с разными стрессовыми факторами: одиночество, недавнее вдовство, депрессивное и предсуицидальное состояние, плохое обращение, горечь от неудавшейся жизни.

9. Пожилые люди, ухаживающие дома за взрослым больным ребенком, пожилые люди, ухаживающие друг за другом.

10.Проблемы взаимоотношений с родственниками, ухаживающими за стариками, проблемы взаимоотношений поколений в семье.

11. Пожилые люди, страдающие от семейных проблем, стареющая семья, семейные противоречия, насилие в семье, ревность.

12. Проблемы пожилых мигрантов по возвращении на Родину.

13. Экономические проблемы пожилых людей: низкий уровень пенсии, бедность.

14. Этот перечень не исчерпывающий, его цель - привлечь внимание к тому, что у старых людей бывают такие же трудные жизненные ситуации как у молодых, что и они нуждаются в помощи профессионала.

Специалисту в области социальной работы с пожилыми людьми важно знать:

* Особенности их психологии;

* Владеть коммуникативными навыками и этикетом общения с клиентами «третьего возраста»;

* Иметь личные качества и компетентность, способствующие формированию устойчивой, оптимистической, жизнеутверждающей позиции пожилого человека по отношению к себе, своему возрасту, окружающему миру.

1.2 Основные проблемы пожилых людей

Среди социальных условий жизни пожилых людей на одном из первых мест находится традиционно здоровье. В качестве показателей состояния здоровья используется снижение качества жизнедеятельности, которое испытывают пожилые люди. Оно часто порождается уровнем заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше, чем у молодых. Это хронические заболевания (суставные, сердечно-сосудистые и т.д.), понижение слуха, зрения, ортопедические проблемы. В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5-1,7 раза больше, чем молодого контингента.

Материальное положение. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью лекарственных средств. Рост цен на продукты питания и непродовольственные товары привел к ухудшению рациона питания пожилых людей, именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь». Семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви, уменьшаются расходы на социально-культурные нужды. Все это оказывает негативное влияние на здоровье пожилых людей, рождает неуверенность в завтрашнем дне.

Для многих пожилых людей важной проблемой является одиночество - социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной не вовлеченностью индивида. Основными причинами одиночества в пожилом и старом возрасте являются разрушение деловых связей, длительная болезнь, смерть близких, друзей, супруга, родственников.

В России огромное различие в численности между женщинами и мужчинами пожилого возраста. Численность женщин более чем в два раза превышает численность мужчин. Это объясняется низкой продолжительностью жизни мужчин по сравнению с женщинами.

Смерть супруга мужчинами и женщинами воспринимается по-разному. Смерть жены пожилой мужчина воспринимает быстрее, потому что он меньше приспособлен к жизни в одиночку, но для него не составляет особого труда найти ей замену. У старой женщины, когда она остается одна мало шансов повторно выйти замуж, но она, как личность, обладает навыками ведения домашнего хозяйства, легко находит друзей и сама о себе заботится. Для старых людей партнер особенно желателен в том смысле, что он разделяет с ним финансовые проблемы, является собеседником, а также человеком, на которого можно положиться, о ком можно заботиться. В то же время многие пожилые люди рассматривают жизнь в одиночку как ценность, символ свободы и независимости. Некоторые из них умышленно идут на снижение своей вовлеченности в социальную жизнь и бывают весьма довольны этим. Социальная работа с такими людьми в первую очередь должна быть направлена на, предоставление им возможности находиться дома как можно дольше. Это оказание социально-бытовых и социально-медицинских услуг на дому, организация центров дневного пребывания, помощь в оплате за жилье, топливо.

Социальная работа с теми, кто тяготится своим одиночеством может заключаться в вовлечении их в группы самопомощи, клубную работу, организации центров дневного пребывания, помощь на дому, или устройство в стационарные учреждения.

Таким образом, наиболее актуальными проблемами для людей пожилого возраста становится:

1. сохранение здоровья, которое оценивается пожилыми как основная ценность и создает мотивацию по его поддержанию, сохранению, обереганию;

2. Материальная обеспеченность - в связи с низким размером пенсии. Является основным стимулом, для того чтобы пенсионеры продолжали работать.

3. Проблема одиночества, которая возникает в связи с разрушением деловых связей, смерти близких людей и указывает на недостаточную адаптированность пожилых людей в обществе.

2. Технологии социальной работы с пожилыми людьми

2.1 Технология социального обслуживания пожилых людей

Пожилые люди и инвалиды в РФ обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью /5, с.21/.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

Рассмотрим содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов). В него, как правило, входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах. Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно - оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.

В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности - 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе). Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»: оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них. Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах.

Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.

С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения - отделения дневного пребывания. Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.

Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием. Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости от размера получаемой пенсии.

При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз.

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение. В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.

Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам РФ. Рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

2.2 Технология социальной реабилитации пожилых людей

Беседа с клиентом. Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале информировать клиента о продолжительности беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент напряженно думает).

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может дать работнику какой-то «ключ». Надо обращать внимание на несоответствия и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений. Рассмотрим последние аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы. Если не принимать эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается негативная реакция со стороны клиента.

Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Но даже и опытные работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально. Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы. Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д., так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них поспешные выводы.

Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросы в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова здесь менее важны, чем тон и манера говорящего. Задавание большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.

Умелое использование вопросов - это нечто мало изученное в практике социальной работы. Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения. Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобы привести к изменению.

Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами: симпатия или понимание - попытка видеть мир глазами другого человека; уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней; конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально четко понимал проблему; знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя; искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом; сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Особую трудность для начинающих социальных работников представляют умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и, соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать. Исходя из этого, при работе с клиентами социальному работнику можно дать следующие рекомендации: необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин поведения человека; иметь навык межличностного общения; умело задавать вопросы; пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таким образом, изучив данный раздел видно, что социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем, планирования действий - все это далеко не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы.

Оценочный анализ. Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми, является оценочный анализ. Оценочный анализ - это продолжительный процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей его обстановки. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит от административного таланта социального работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы нужен человек, который может организовать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.

Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей. Рассмотрим модели, разделяющие цели и средства. Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой более широкий подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их. Разумеется, анализ такого рода в отношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией этому может быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого, что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по месту жительства, где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально для них.

Оценочный анализ - это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестные проверки данных.

Исходя из этого можно рекомендовать: развивать в себе самоконтроль при рассмотрении полученных данных; быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо; рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.

Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.

Ведение записей. Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг. Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться. Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации.

Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; кратко-, средне-, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах.

Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

Четвертым документом является информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, «обед на колесах», дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого года.

Таким образом, социальные работники должны уметь предусматривать новые потребности тех, кто будет нуждаться в их помощи в меняющихся социально-экономических условиях, и обязаны проявлять гибкость в поисках путей оптимальной реализации таких потребностей. Насущно необходима исследовательская работа для определения природы и масштабов потребностей, обеспечения эффективности программ и их экономичности без ущерба для качества, стимулирования новых видов услуг.

З аключение

Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек «выпадает» из трудового коллектива, больше времени проводит дома. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

К материально-финансовым проблемам этой категории населения России, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, зачастую, находится ниже уровня бедности. Другой социальной проблемой пожилых людей, решение которой во многом способствовало бы повышению их благосостояния.

Сегодня дети твердо придерживаются мнения, что человеку в пожилом возрасте необходимо оказывать помощь не только в делах обыденной жизни, но также помогать ему преодолевать его чувство одиночества и тоски. От отношения общества к старению в определенной степени будет зависеть способность людей оперативно адаптироваться к увеличению продолжительности жизни. Сохраняемое в старости стремление к индивидуальному и общественному развитию позволит наполнить жизнь смыслом, сделать ее привлекательной, будет способствовать созданию более спокойной и доброжелательной цивилизации. Это особенно важно, поскольку стремительно приближается то время, когда каждому третьему жителю планеты будет за шестьдесят.

В заключение так же отметим, что социальные работники должны уметь предусматривать и новые потребности тех, кто будет нуждаться в их помощи в меняющихся социально-экономических условиях, и обязаны проявлять гибкость в поисках путей оптимальной реализации таких потребностей.

Список использованных источников и литературы

1 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов.- 4-е изд.-М.: Академич. Проект, 2003

2 М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999

3. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости. //Психол. Журнал. Том 22 №3. 2001

4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с

5. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.

6. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с

7. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник.--М.: Изд-во МГУ, 1990. -- 367 с.

8. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. -- М.: Издательство «Экзамен», 2003. -- 736 с.

9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 20

10. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427

11. Теория социальной работы. Учебник / Под ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.

12. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. - 112 с

13. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

14. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - 2-е изд. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. -- 296 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социально-психологическая характеристика пожилого человека. Старшее поколение как фактор экономического развития страны. Исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилых людей. Изучение социально-культурной активности пенсионеров.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Социальный статус человека в старости. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема. Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми. Социальное и пенсионное обеспечение пожилых людей. Формы и методы технологий социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2012

    Старение населения как одна из основных глобальных проблем современного мира. Социальный статус человека в старости. Качество жизни пожилых людей. Проблемы взаимодействия социального работника и пожилого человека. Основные формы обслуживания граждан.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Феномен старости и социогеронтологические теории. Содержание, принципы и особенности социальной работы в отношении пожилых граждан. Характеристика современных технологий социальной работы с пожилыми людьми, их социальное обслуживание и реабилитация.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Социальный статус человека в старости. Качество жизни пожилых людей, реализация политики РФ в области их социального обслуживания в условиях старения населения. Формы, методы, технологии и нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Социальный статус и проблемы пожилого человека. Формирование системы социального обеспечения. Направления и виды деятельности центров социальной помощи одиноким пожилым людям в России. Технологии социальной работы с пожилыми людьми в г. Прокопьевск.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2010

    Состояние и пути развития социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам в современной России. Анализ работы с пожилыми людьми. Профессиональные навыки социального работника в осуществлении социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.

    дипломная работа , добавлен 02.03.2014

    Концепция социальной защиты людей пожилого возраста. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Распространенные сложные ситуации, создающие проблемы в жизни пожилого человека. Формы и методы работы с пожилыми людьми.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Характеристика социальных проблем одиноких пожилых людей. Технологии социальной работы и аспекты взаимодействия социального работника и одинокого пожилого человека. Социальная работа с престарелыми осужденными в условиях исправительного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

    Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения. Проблемы по совершенствованию работы с пожилыми людьми в ТЦСО "Новогиреево". Технологии социальной адаптации молодых пенсионеров. Организация школ психологической устойчивости пожилых людей.

социальный адаптация пожилой пенсионер

Категория «пожилой человек»: анализ теоретических подходов

В последнее время постоянное возрастание доли пожилых людей становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически во всех развитых странах. Старость становится длительным и значительным этапом индивидуального развития, фактором изменения социальных процессов. Это обусловлено следующими причинами успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни. Все это ведет к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости обусловливает низкий уровень замещения поколений.

Так кто же такой «пожилой человек». Четкого, однозначного понятия «пожилой человек» пока еще наукой не выработано.Активные дискуссии на сей счет среди ученых и специалистов продолжаются. Однако ясно, речь идет о людях, проживших относительно долгую жизнь, впоследствии чего данный человек уже испытывает определенные психофизические ограничения. Пожилой человек может иметь какие-либо отягчающие его жизнь заболевания, тем не менее, в некоторых случаях, он функционально не дееспособен, либо ему необходима помощь со стороны. В толковом словаре Ожегова «пожилой» определяется как «начинающий стареть, немолодой», а «престарелый» - «то же, что и старый». Каждый ученый по своему интерпретирует слово «пожилой». В учебнике Курбатова: « пожилые люди это генерация лиц старшего возраста в которой, в соответствии с классификацией ВОЗ ООН, выделяют четыре группы: собственно пожилые (55 -- 64 года), старые (65 -- 74 года), очень старые (75 -- 84 года), престарелые (85 лет и старше). В словаре Басова такое определение: «пожилые люди -- поколение людей старшего возраста, обладающее возрастной уникальностью, только ему одному присущим опытом, образом жизни».

Ритм старения существенно зависит от образа пожилых людей, их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов. Среди пожилых людей выделяют самые разные группы: бодрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные домоседы; проводящие интенсивно и разнообразно свой досуг и т. д. «Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование различных теорий, среди них: освобождения, активности, меньшинств, субкультуры, возрастной стратификации и др.».

Теория освобождения. Согласно теории освобождения (Э.Камминз, У.Генри), акцент делается на изменение в организационной структурированности социальной жизни, выделяя в качестве ведущей тенденцию сворачивания социальных связей и коммуникаций, уменьшение внешних побуждений. В качестве факторов, обусловливающих данную тенденцию, называют уход на пенсию или уменьшение интенсивности и объема занятости, отделение от взрослых детей, потеря близких и знакомых людей, изменение требований в семье, урбанистический стиль жизни. Указанные изменения по разному воспринимаются и психологически осваиваются каждым человеком. Согласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно. Ряд критиков называют данную теорию самой бесчеловечной. Другие из них задаются вопросом: представляет ли собой “освобождение”, “разъединение”, универсальное и неизбежное явление?

В настоящее время теория освобождения в значительной степени вытеснена теорией активности. Эта теория связывает особенности жизненного этапа с индивидуализацией и локализацией старения, с неповторимо индивидуальной спецификой факторов старения. Анализ этой проблемы осуществляется в контексте профилизации личности: ее стиля жизни, позиций, социокультурных ориентаций. Сохранение жизненной активности, многообразие вариантов отношения к жизни рассматривается как позитивный фактор, продлевающий жизнь. Люди с такой жизненной позицией открыты изменениям, и даже большие перемены воспринимаются ими не как угроза, а, скорее, как вызов своим возможностям. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, работать не на полную ставку после выхода на пенсию, или заниматься добровольческой деятельностью), стареющие люди сохраняют свое психическое спокойствие. В общем, на приспособление людей к старости в значительной степени влияет характер их деятельности на ранних этапах жизни. Если ко времени приближения старости человек овладевает множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом. Люди, обладавшие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30-ти с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70-ти лет Социальная работа: Учебное пособие/Е.И.Холостова.-7-е изд.-М.:"Дашков и К0", 2010.- 645с..

Согласно анализируемой теории, любой человек может найти себе место в обществе, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам и способностям. В настоящее время эта теория приобретает все большее признание в практике социальной работы, служит основой социальных программ и проектов.

Согласно теории меньшинств, пожилые люди - социальное меньшинство, которое имеет, как известно, более низкий социально-экономический статус, подвергается дискриминации, является объектом предубеждения других слоев населения. Теория меньшинств фокусирует внимание на механизме социального давления, когда предписывается определенная модель поведения, которая отражает негативный и дискриминационный характер существующих стереотипов старости: старость-болезнь, старость-бедность, старость-зависимость. Однако, навязывание социальным окружением модель поведения не является непреодолимой. Выбор поведенческих моделей в значительной мере зависит от самоопределения.

Теория субкультуры. Дискриминация старшего поколения, осмеяние его ценностей дает основание для выделения особой субкультуры старости. При всем многообразии содержания взглядов, установок у людей, принадлежащих к одному поколению, просматривается одна общая линия, объединяющая их мироощущения. При субкультурном подходе представляются необходимыми выделение сфер деятельности пожилого человека и планомерное описание всего набора средств его творчества. Речь идет о комплексном анализе идей, интересов, занятий, привлекающих внимание пожилых людей. Если стареющим людям удается завести новых друзей и сохранить уже сложившиеся связи, они способны к созданию и освоению такой культуры. Это помогает им сохранить чувство психологической стабильности. Знание этой субкультуры помогает социальным работникам осуществлять социальную поддержку этой категории населения, осуществляя, в том числе, межпоколенный подход.

Теория стратификации. Некоторые профессионалы убеждены в наибольшей плодотворности теории возрастной стратификации, согласно которой каждое поколение людей, включая младшее и старшее, уникально и обладает только ему присущим опытом.

Теории старения играют важную роль в организации социальной работы с пожилыми людьми, так как они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать социальный работник, а так же методы организации работы с клиентом. Теория позволяет специалисту объективно оценить ситуацию, найти реальные пути решения проблемы.

Старый возраст не отличается от другого возраста, в плане проблем, связанных с адаптацией. Единственная различие - то, что задачи, связанные с жизнью в старом возрасте являются заключительными. Работая с пожилыми людьми, социальному работнику необходимо организовать и упорядочить свою деятельность, составить программу действий. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать социальный работник, а так же методы организации и осуществления социономической деятельности.

Сознательно избранная теория гарантия того,что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков или симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, социальный работник целенаправленно выполняет возложенную на него миссию - стабилизирует социальное функционирование индивида. Именно этой социальной направленностью социальная работа отличается от дружеского участия или родственного вмешательства.

Работа с пожилыми людьми всегда требует большого количества свободного времени и наличия определенных качеств характера, например отзывчивости, терпения, деликатности. Далеко не все родственники пенсионеров могут уделять должное внимание и помогать своим близким преклонного возраста в силу большой занятости или проживания вдали от них. В такой ситуации можно обратиться за помощью к социальным работникам, сиделкам или в специальный пансионат.

Особенности работы с пожилыми людьми

Работа психолога с пожилыми людьми начинается с изучения тех проблем, которые их волнуют. Их тревоги, переживания и страхи могут быть связаны с положением в обществе и состоянием здоровья, уровнем социальной поддержки и ролью в семье, бытовыми условиями, финансовой нестабильностью и др. Также обязательно учитывается их социальный статус, психические и психологические особенности, духовные и материальные потребности, физическое состояние, черты характера.

Задача специалистов, которые организуют работу с пожилыми людьми, - сделать жизнь своих подопечных полноценной, насыщенной, интересной для них самих. Эмоциональное здоровье наравне с улучшением качества жизни и передовыми медицинскими достижениями прямо способствуют увеличению продолжительности жизни. При этом к каждому человеку преклонного возраста важно подобрать свой «ключик». Специалисты выделяют несколько групп пожилых людей (и с каждой необходимо избирать свой эффективный стиль работы):

  • позитивно смотрят на жизнь и довольны своим возрастом;
  • старость их тяготит;
  • не имеют проблем со здоровьем;
  • страдают от различных заболеваний;
  • живут в семье;
  • одинокие;
  • домоседы;
  • принимают активное участие в жизни общества.

На чем строится работа с пожилыми людьми

В основе работы психологов с пожилым человеком - его проблемы, среди которых можно выделить самые распространенные и воспринимаемые особенно остро и болезненно и индивидуальные особенности, связанные с восприятием некоторых трудностей.

Социальные проблемы

  • Состояние здоровья. У многих к старости ухудшается память, зрение, снижается слух, появляется болезненность в суставах. К страху перед собственной беспомощностью добавляются переживания из-за высоких расходов на лечение.
  • Материальное положение. Большинство пенсионеров - люди нетрудоспособные. Поэтому пожилого человека сильно беспокоит нехватка денег, инфляция, рост цен на социально значимые продукты и лекарства. И каждый такой стресс негативно сказывается на здоровье.
  • Одиночество. Многие пенсионеры не имеют возможности для полноценного общения не только с друзьями, но и с родственниками. А уход из жизни супруга может и вовсе вызвать глубокое депрессивное состояние. Работа с пожилыми людьми призвана раскрыть коммуникативные проблемы человека и научить справляться с ними.

Психологические проблемы

  • Потеря смысла жизни. Когда все сделано и достигнуто, к человеку приходит мысль, что все самое интересное осталось позади. И вся последующая жизнь пуста и бессмысленна. Тем более что и круг общения узок, и работы нет, и нечем занять массу свободного времени. Это может привести к добровольной самоизоляции. Работа с пожилыми призвана адаптировать пенсионеров в обществе.
  • Психологическая защита. Она позволяет обрести человеку преклонного возраста внутреннее спокойствие и направлена на сковывание разума и подавление чувств. Это приводит к тому, что люди «консервируют» свои взгляды и мнения, отказываются принимать новое.
  • Специфичное ощущение времени. В работе с пожилыми людьми психологи нередко сталкиваются с тем, что пациенты живут прошлым или настоящим, которое наполнено воспоминаниями и страхом завтрашнего дня. Такие пенсионеры запасают все на черный день, ко всему и всем относятся с повышенной осторожностью. А обычный визит в аптеку или магазин превращается в волнительное событие (а порой и в маленькую стрессовую ситуацию), которое требует тщательной моральной подготовки.
  • Характерологические пороки. К старости могут проявиться отрицательные качества, которые в молодости у человека были не такими явными либо отсутствовали вообще. Сварливость, раздражительность, вспыльчивость, скупость - это тоже своеобразная защитная система психики.

Какая работа ведется с пожилыми людьми в России

В нашей стране система социальной защиты сейчас находится в стадии активного развития. Работа с пожилыми ведется по трем основным направлениям, в которых учитываются экономические и социальные процессы в обществе как факторы, влияющие на физическое и психологическое самочувствие данной группы населения:

  • пенсионное обеспечение,
  • социальная помощь,
  • социальное обслуживание.

Главная цель проводимой российскими социальными службами работы с пожилыми - удовлетворить потребности людей преклонного возраста, повысить уровень и качество их жизни, помочь адаптироваться тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Деятельность по поддержке пенсионеров включает оказание медицинской, бытовой, юридической, финансовой, психологической помощи.

В качестве социальной службы может выступать предприятие, которое занимается оказанием социальных услуг населению, либо обслуживающий клиентов ПБОЮЛ. Ежегодно правительство РФ определяет и утверждает перечень базовых социальных услуг - ту помощь, гарантом оказания которой выступает государство. Работа с пожилыми подразумевает оказание соответствующих услуг на дому или в учреждениях социального обслуживания стационарного, полустационарного или нестационарного типа.

Если человек не имеет возможности удовлетворять все свои потребности сам или при поддержке родственников, это не всегда веская причина отправлять его для получения социальной помощи в стационарное учреждение. Полустационары и нестационарные учреждения ориентированы на поддержку тех, кто сохранил способность к самообслуживанию полностью или частично. В этом случае люди преклонного возраста постоянно проживают в привычной, комфортной для себя среде, одновременно получая доступ к необходимым социальным услугам.

Социальная работа с пожилыми может носить временный или постоянный характер (в зависимости от нужд подопечного). Поддержка бывает безвозмездной, платной или частично оплачиваемой. Основными формами взаимодействия социального работника и пенсионера выступают:

  • помощь по дому;
  • телефон доверия;
  • дневное пребывание;
  • сопровождение в передвижениях по городу;
  • натуральная (продуктовая) поддержка;
  • занятия с психологом индивидуально и в группах.

Какую работу с пожилыми людьми ведут психологи за границей

Швеция. Работа с людьми преклонного возраста законодательно направлена не только на финансовую поддержку, но и на то, чтобы пенсионеры могли вести активное существование. Все граждане страны имеют право на получение пенсии, базовый уровень которой не зависит от доходов человека на работе. В Швеции проводится тщательный контроль условий, в которых проживает пожилое население. Пенсионерам предоставляются транспортные услуги, медицинское обслуживание, помощь в приготовлении еды, уборке, стирке и др.

Великобритания. Ведущее направление социальной работы с пенсионерами - создание комфортных для их жизни условий на дому. А вот стационарных учреждений в стране не так много. Престарелым в удовлетворении их потребностей и решении бытовых трудностей помогают сотрудники социальных служб и волонтерских организаций. Медсестры также приходят на дом, чтобы сделать перевязку, капельницу, укол. В стране распространены дневные хобби-центры для пожилых с клубами по интересам.

Германия. Наравне с государственной социальной поддержкой принимают активное участие в жизни людей пожилого возраста объединения волонтеров (церковные союзы, Красный Крест и др.). В стране действуют многочисленные центры, где пенсионеры могут находиться днем, занимаясь в клубах по интересам. Несколько лет назад здесь начали открываться организации, которые занимаются оказанием медицинских и социальных услуг на дому.

США. Социальная работа с пенсионерами направлена на организацию поддержки пожилым в домашних условиях. Для этой цели созданы фонды, которые обеспечивают пожилых людей медицинскими и транспортными услугами, продуктами, жильем, бытовой помощью (стирка, купание, занятия гимнастикой, стрижка). Семьи, которые самостоятельно ухаживают за человеком преклонного возраста, получают пособие. Набирают популярность платные центры, которые оказывают разноплановую поддержку стариков, в том числе организацию интересного досуга.

Япония. В стране достаточно высокая средняя продолжительность жизни, и все благодаря грамотно построенной системе социальной поддержки пожилого населения. Работа с пенсионерами предполагает медицинское консультирование, санитарное просвещение, регулярный профилактический контроль здоровья, возможности переобучения. Государство и местные организации страхования обеспечивают людей преклонного возраста достойной материальной помощью.

Работа психолога с пожилыми людьми в пансионате «Третий Возраст»

Комплекс клубных резиденций «Третий Возраст» - полустационарное учреждение нового типа, сотрудники которого придерживаются индивидуального подхода к каждому резиденту. Приоритетное внимание мы уделяем созданию благоприятной атмосферы и по-домашнему уютной обстановки, что прямо способствует улучшению психологического и эмоционального состояния наших подопечных. В свою очередь, позитивный настрой пенсионера дает возможность добиться наилучших результатов и в оказании медицинской помощи.

Работа психологов с пожилыми в нашем пансионате основана на использовании целого ряда прогрессивных методик, и уникальность резиденции состоит именно в том, что нам удалось организовать пространство, в котором уютно и комфортно, в котором хочется быть и, несмотря на возраст, познавать себя и раскрывать все новые и новые грани своей личности и мира в целом.

В нашем штате работают высококвалифицированные специалисты, что дает нам возможность обеспечить качественный уход и помощь резидентам и окружить их должным вниманием и теплой заботой. В процессе общения с пожилым человеком психолог оценивает его психологическое состояние, узнает о том, что его волнует сильнее всего, как он сам относится к себе и своему возрасту, какое отношение он привык видеть со стороны окружающих, о чем мечтает, к чему стремится, чем недоволен и пр. Все это позволяет составить индивидуально ориентированный план работы с подопечным, который обеспечит достижение ощутимых благоприятных результатов.

Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.

Работа со старыми пожилыми людьми всегда считалась и считается повсюду одной из самых тяжелых в психологическом плане, недаром так велика текучесть кадров. Не секрет, что в настоящее время большинство сотрудников социальной сферы (врачи, медсестры, администрация, руководящий и обслуживающий персонал) вынуждены работать со старыми людьми в силу каких-то вынужденных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко.

Особенности пожилых людей

С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения. С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше -- внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся жизненные личные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом, люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные--прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее. Но возраст все-таки есть возраст.

В старости происходят определенные изменения в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровообращение мозга, а также наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. Возникает повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности; заметны изменения в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, обидчивость, подозрительность и т.п.

Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности -- все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.

Необходимо учитывать особенности, которые определяются, по крайней мере, двумя характерными чертами стиля жизни пожилых людей. Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача -- это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому предшествует тщательная подготовка. Иными словами, происходит гипертрофированность, "растягивание" событий. Событие, которое воспринимается молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо "растянутости" событий заполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности какой-либо одной сферы жизнедеятельности. Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем -- отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Во-вторых, движение времени в пожилом возрасте замедляется и становится более плавным.

Особого внимания заслуживает отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

  • 1) активное неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;
  • 2) явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних всех бытовых обязанностей;
  • 3) недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;
  • 4) социальный работник воспринимается как объект. Который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Для социальной сферы главным является тот факт, что среди старых людей обнаруживается тенденция к медленно нарастающим болезненным патологическим процессам, принимающим хроническое течение и трудно поддающимся лечению. Если принять во внимание, что с 40 - 45 лет уже происходит "накопление" болезней, то понятно, почему так много среди очень старых людей лиц, не способных даже к самому элементарному самообслуживанию.

Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Как пенсионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни.

Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельность отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей. И это естественно, поскольку труд является источником долголетия, одним из важнейших условий сохранения хорошего здоровья.

У всех людей имеются индивидуальные особенности. Нет одинаковых людей и нет одинаковых проблем. Сегодняшние пожилые и старые россияне родились, выросли и состарились в тяжелые годы нашей истории, на их долю выпали революции, войны, переходы из одной общественной формации в другую, кардинальные экономические и социальные перемены, репрессии, катастрофы и т.д. Архаичные мудрые старцы, овладевшие таинствами бытия и представляющие собой кладезь спокойствия, доброты и сердечности, остались в сказках и легендах. Наше время породило "новых стариков". Выросшие и сформировавшиеся в определенных социально-экономических условиях, основанных на базе конкретных морально-этических установок, эти люди в большинстве своем имеют своеобразный жизненный опыт, который "наградил" их в пожилом возрасте определенными особенностями: нервозностью, повышенной тревожностью, подозрительностью и агрессивностью.

Оглядываясь на прожитую жизнь, все пожилые люди как бы подводят итоги, и от того, как они оценивают свою жизнь сами, зависит их уравновешенность, спокойствие и самоуважение. Немногие наши старики уверенно оценивают сегодня прожитую ими жизнь со знаком плюс, учитывая те результаты, к которым она их в итоге привела и о которых мы говорили выше. Отсюда комплекс собственной неполноценности, обида, печаль и огорчение, чувство бессилия и страх перед будущим, которые испытывает сегодня большинство наших стариков.

Кроме этого, у стареющих людей существует и естественная причина обрести эти негативные личностные характеристики: старость сама по себе - состояние малоприятное (ноги не ходят, руки не держат, глаза не видят, память сдает), но все это многократно осложняется тем, что окружающие замечают ошибки, нелепости и неспособность к самоконтролю пожилых людей. Плюс ко всему - чисто физиологические перемены: большинство имеют серьезные возрастные изменения в состоянии психики, связанные с андропаузой у мужчин и менопаузой у женщин. У пожилых людей наблюдаются и склеротические поражения сосудов головного мозга, которые вызывают замедленную реакцию, нарушение памяти, отсутствие ассоциативного мышления и т.д.

Все это и приводит к старческому невротизму, для которого характерны тревога, тревожность и поиски защиты. Желая обрести хоть какую-то точку опоры, пожилые люди с надеждой смотрят на окружающих. В период их личностного формирования, который проходил при социализме, у них сложились определенные стереотипы того, где, как и от кого эту защиту можно получить, и соответствующие ожидания и требования к "присутственным местам". Они до сих пор искренне верят, что должны быть люди, которые несут ответственность за их состояние, за то положение, в котором они оказались, и ищут этих людей, чтобы предъявить им свой счет. Попытки государства хоть как-то смягчить материальные трудности пенсионеров, настолько бывают неуклюжи и организационно не продуманы, что зачастую вызывают не благодарность тех, на кого они направлены, а их негодование.

Тяжелое состояние души, которое неизбежно при постоянном огорчении, неудовольствии, чувстве полного одиночества (иногда даже в семье), не может не привести к тяжелым последствиям и, прежде всего, к напряженности в отношениях пожилых людей с окружающими, перерастающей в конфликты и противоборство.

Преобладающее большинство старых людей нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи со стороны членов се-мьи, соседей, медицинских, социальных или благотворительных организаций. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих соци-альных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни по-жилых и старых людей.

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в Рос-сии стала развиваться с начала 90-х годов XX века, и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению соци-альных геронтологов, главная задача социальной работы состо-ит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной си-туации.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудо-вой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, са-мого образа жизни и общения, а также возникновением различ-ных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологиче-ской адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Особого внимания за-служивает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники.

Прак-тический опыт и специально проведенные исследования позво-ляют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

1) неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависи-мыми от чужих, посторонних людей;

2) стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанно-стей;

3) перенос недовольства и неудовлетворенности своими жизненными условиями на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

4) восприятие социального работника как объекта, кото-рый несет ответственность за их физическое здоровье, мораль-ное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старшего возраста, с которым ведется различного рода социальная работа, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высо-ко оценивает их труд. Однако нередки случаи и недоброжела-тельного отношения, подозрительности, недовольства оказы-ваемыми услугами.

Социальным работникам нужно с самого начала готовить-ся к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть тер-пеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.


Основные задачи социальной работы с пожилыми и пре-старелыми сегодня формулируются следующим образом:

Оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

Помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или коррек-тирующего воздействия;

Защищать их в соответствии с законом, прибегая к ис-пользованию власти;

Способствовать более широкому использованию каж-дым клиентом собственных возможностей для социальной само-защиты;

Использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация (восстановление данной категории клиен-тов в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми). Главное для социального ра-ботника - это превращение пожилого человека из объекта (кли-ента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного, опыта. Важно не только давать человеку, но и помогать ему продол-жать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.

Какими качествами должен обладать специалист при рабо-те с пожилыми и престарелыми?

Исследования показывают, что наиболее значимыми явля-ются следующие качества специалиста социальной работы, ко-торые условно можно разделить на три группы:

Личностные особенности: доброта, заботливость, чест-ность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешен-ность;

Навыки общения: внимание к другим, умение выслу-шать, обходительность, вежливое отношение к людям;

Отношение к работе: добросовестность, исполнитель-ность, ответственность, требовательность к себе.

Неприемлемыми для социальных работников, по мнению опрошенных считаются:

Личностные особенности: нервозность, корысть, душев-ная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;

Навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезг-ливость, злость, невежливость, дерзость;

Отношение к работе: безразличие к подопечным, посто-янная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работни-ках людей более великодушных, понимающих, способных со-страдать.

Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, владеть искусст-вом общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Умение слушать считается одним из главных качеств социального работника.

Овладение навыками общения со старыми людьми - непростая задача: помимо умения выслушать старого человека понять его нужды необходимо в то же время собрать и объек-тивную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуа-цию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъек-тивных переживаний.

Самым высоким показателем профессионализма социаль-ного работника является доверие к нему старого человека, при-нятие советов. Все усилия должны быть направлены на активи-зацию старого человека, побуждение его самостоятельно разре-шить личные проблемы.

Социальная работа в ее современном понимании и трак-товке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этиче-ских норм профессионального поведения работников социаль-ных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное со-циальное обслуживание населения, направленные на оптимиза-цию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, исключающие не-благоприятные факторы в социальной работе, предупреждаю-щие негативные последствия социального обслуживания, также такие профессионально важные качества, как профессиональ-ный долг, бескорыстие, профессиональная выдержка и самооб-ладание, доверие между специалистами и клиентами и т. д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжелобольными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка явля-ется наиболее ценной, поэтому социальный работник, не огра-ничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, становится для старого человека идеальным утешителем.

Слишком суровые, властные социальные работники, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры, не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, ста-рые люди со своим жизненным опытом очень легко улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приоб-ретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, Н е умеющий выслушать, озабоченный лишь своими собствен-ными проблемами.

В общении со старыми людьми немаловажен и такой фак-тор, как внешний вид социального работника. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений также не способству-ют налаживанию контактов.

Несобранность, неаккуратность, нетерпеливость, многоречи-вость также вызывают настороженность старого человека по от-ношению к социальному работнику и не способствуют установ-лению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

При уходе за старыми больными, утратившими способ-ность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать в них желание как можно дольше сохранять максимальную под-вижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых лю-дей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!