Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Семинар-практикум для педагогов «Цветотерапия. Семинар-практикум «Влияние арт-терапии на познавательно- речевое развитие дошкольников

Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

  • Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:


Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок — аленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.

Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Материал семинара-практикума "Арт-терапевтические техники в работе со старшими дошкольниками" познакомит педагогов с целями, принципами, видами арт-терапевтических техник, упражнениями, применяемыми в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ваховское муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Лесная сказка»

Семинар - практикум

«АРТ-терапевтические

техники в работе

со старшими дошкольниками »

Подготовила: Мамедова Е.А.

П. Ваховск, 2014 г.

Семинар - практикум

«АРТ-терапевтические техники в работе со старшими дошкольниками »

Цель семинара: познакомить педагогов с арт-терапевтическими техниками в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:
- оптимизация взаимодействия между педагогами и дошкольниками средствами арт-терапии;

- стимулирование педагогов к профессиональному самосовершенствованию через повышение их интереса к самостоятельному изучению психолого-педагогической литературы.


Участники: педагоги ДОУ

Методы, приемы:

  • мультимедийная презентация методов и приёмов арт-терапии;
  • работа в малых группах;
  • практическое упражнение «Конверты радости и огорчений» и «Дерево»

Материальное обеспечение : столы, стулья (по количеству участников), компьютер, проектор, экран, диск с музыкальным сопровождением.

Реквизит для работы участников: свеча, маркеры, гуашь, почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей

Ход семинара:


Вводная часть


Участники семинара-практикума располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу. Проводится упражнение «Радостная встреча».

Упражнение-приветствие «Радостная встреча»

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона.

Инструкция: тихо звучит музыка (как фон), все встают в круг.

- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему о том, что вы очень рад видеть его и что вы ждете от сегодняшней встречи. И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.

Основная часть

  1. Понятие и принципы арт-терапии. Преимущества элементов арт-терапии


Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Арт-терапия – дословно обозначает: лечение искусством. Это один из методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, в том числе и ребёнка. Первые упоминания об арттерапии относятся ко временам Марка Аврелия (2 век н.э.), а также Блаженного Августина (4 - 5 век н.э.), но нет намёка на её осознанное использование с целью улучшения психологического состояния человека.

Современная арт-терапия вышла из психоанализа З.Фрейда, аналитической психологии К.Юнга, психодрамы Мариино и из динамической теории психотерапевтических графических самовыражений М.Наумбурга. Термин «Арт-терапия» впервые использован А.Хиллом в 1938 году в работе с больными туберкулёзом.

Всё больше людей признают несомненный исцеляющий эффект арт-терапии и успешно применяют её на практике. Многие педагоги опираются на достижения арт-терапии в своей повседневной работе.

Цели арт-терапии:

  • выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
  • активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
  • подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
  • и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости)

Основная цель арт-терапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапия применяется:

  • при психологических травмах, потерях;
  • кризисных состояниях;
  • внутри- и межличностных конфликтах;
  • постстрессовых, невротических и психосоматических расстройствах;
  • при возрастных кризисах;
  • при развитие креативности;
  • при развитие целостности личности.

Виды арт-терапевтических техник:

Библиотерапия

Изотерапия

Кинезиотерапия

Куклотерапия

Ландшафтотерапия

Музыкотерапия

Пескотерапия

Психотерапия средствами театрального искусства и кино

Сказкотерапия

Цветотерапия

Эстетотерапия
Методика понятия «арт-терапевтическое мероприятие» базируется на убеждении – внутреннее «Я» ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит.


Основные принципы арт-терапии :

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.


Преимущества применения элементов арт-терапии на пед. мероприятиях:

Работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности;
- помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
- используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;

Помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;

Царит атмосфера доверия, терпимости и внимания;

Помогает принять каждого ребёнка

Формы арт-терапии при работе с детьми различны. Два основных варианта - индивидуальная и групповая.


Используемые материалы:

  • Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.
  • Акварель позволяет наносить мазки по-разному: ярко и тускло, четко и размыто, тяжело и легко, тем самым, выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.
  • Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психической саморегуляции.
  • Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребенка перед богатством собственных переживаний и ощущений
  • Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш , значит, возможно, что-то препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.
  • Песок позволяет развивать «ручной интеллект», способствует гармоничному и интенсивному развитию познавательных функций, коммуникативных навыков. Кроме того, песок и вода помогают избавляться от отрицательной энергии.
  • Цветная манка (8 цветов М. Люшера: серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, черный) способствует снятию когнитивных установок; творения, созданные с ее помощью, провоцируют эмоциональное насыщение. Использование манки эффективно в работе с тревожными, робкими детьми.
  • Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.
  • Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.

Упражнения, которые можно применять на пед. мероприятиях

Цели:

1. Темы, связанные с освоением материалов:

  • кляксы веселые и грустные
  • добрая и злая клякса
  • пугающие линии


2. « Общие» темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы:

  • нарисованная сказка


3. Темы, связанные с исследованием системы отношений и образа «Я»:

  • автопортрет
  • мое имя
  • я и моя семья


4. Темы для парных работ:

  • вместе веселее
  • рукавички


5. Темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность участников группы:

  • удивительное путешествие
  • семья динозавров
  • открытки на память

Практическая часть


1. Индивидуальная работа

Упражнение «Конверты радости и огорчений»

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

Описание упражнения:

- Какие события произошли у вас в течение дня?

- За целый день успевает произойти масса разных событий – что - то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давайте с вами попробуем сделать конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».

Участники семинара изготавливают конверты.

Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Можно придумать свою форму конверта, выбрать материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.) Когда конверт радости и конверт огорчений будут готовы – начинаем их заполнять.

- Возьмите небольшие листочки и напишите на них или нарисуйте то, что обрадовало вас, а что огорчило. И распределите эти записки по соответствующим конвертам.

- Теперь с помощью рук необходимо изобразить весы. Положите один конверт на правую ладонь, а другой на левую.

- Как вы считаете, что перевешивает? Радость? Отлично. Завтра, когда мы вновь заполните ваши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в нас – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над вами. А завтра вы вновь продолжите заполнять конвертики, и ещё посмотрите – какой из них перевесит!

1. В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит, как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)


2. Работа в группах

Игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: участники стоят по кругу; друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение «Дерево»

Цель: создание группой участников общего целостного рисунка «Дерева», при этом каждый участник на своем рабочем месте на отдельном листе бумаги создает свою индивидуальную часть дерева, имея при этом в виду, что целью является общее произведение.

Используется при работе с детьми 7 лет и старше.

Инструкция:

1. Раскладывают листы бумаги (А4) так, чтобы они образовали большой прямоугольник (квадрат, в зависимости от числа участников в группе). Возможен вариант, при котором остается один пустой лист (при нечетном числе участников). Листы пронумерованы (с обратной стороны).

2. Тема общего рисунка - дерево, т.е. готовый общий рисунок должен представлять собой дерево.

3. По команде: «Возьмите себе листы бумаги» , - каждый участник выбирает себе лист, на котором он хочет рисовать .

4. Во время рисования разговаривать нельзя .

5. Рисовать можно цветными мелками, карандашами, фломастерами, красками .
6. Каждый участник рисует свою часть на своем рабочем месте . Движение участников по аудитории во время рисования по возможности ограничить. На создание общего рисунка дается 15 минут , после рисования идет обсуждение 20 - 25 минут.

Для выполнения этого задания от каждого участника группы требуется хорошо сконцентрироваться на своей индивидуальной части и при этом иметь в виду, что целью является общее произведение.

Наблюдая за группой в процессе рисования, педагогу важно отметить для себя особенности группового процесса:

Особенности группового процесса

Пояснения

1. Кто какой взял лист?

Стремление к лидерству : кто-то взял лист первым и сразу начал рисовать, кто-то ждет, а кто-то берет тот лист, который остался.

2. Кто рисует ствол?

Кто рисует крону?

Поведение в группе (поведение в жизни) : ствол - основа дерева, на нем все держится, если нет ствола, то нет и дерева, кроны; но ствол находится внизу, а крона - наверху и она всем видна.

3.Если рисуют несколько стволов, чья идея побеждает?

Пытается нарисовать свою часть ствола особенно ярко, с силой нажимая на карандаш.
Интенсивно окрашивает свою часть, выделяя цветом.

4.Какие усилия прикладывает каждый участник, чтобы защитить свое видение рисунка?

Пытается организовать действия группы, что кому рисовать (невербально).
Пытается сообщить группе, что он рисует (невербально).

5. Если в группе появился лидер, насколько он может организовать работу группы в целом? В какой мере группа соглашается на это видение?

Группа приняла идею лидера, участники меняют свою позицию, подстраиваются под видение лидера:
- главное общее дело
Группа не принимает руководства, ничего не замечают, рисуют то, что решили раньше:
- не хочется подстраиваться;
- рисую, что решил

6.Как при этом ведет себя каждый участник группы: изменяет ли свой рисунок? Если изменяет, то с охотой или нет?

Изменяет охотно
Не изменяет
Изменяет, но с неохотой

7.Как происходит взаимодействие между участниками?

Невербально общаются, пытаясь организовать общие действия.
Не замечают друг друга.

8.Все ли рисуют одновременно?

Есть ли выжидательные позиции?

Все рисуют сразу, одновременно.
Ждут, пока все нарисуют и рисуют то, что осталось, что нужно.


В качестве результата участники сразу видят меру своей способности и готовности кооперироваться, рисунок является хорошим «зеркалом» состояния группы. Сколько в группе жизненной силы и наполненности, насколько скуп и робок результат? Все это проявляется при использовании этого упражнения.

Когда рисунок готов, группа пробует сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево.

Теперь вся группа может внимательно рассмотреть рисунок и обсудить по кругу процесс создания группового дерева.

При обсуждении очень важно прояснить для каждого участника его «реальное» место в группе и стратегию поведения.

Вопросы ведущего:

- Вы нарисовали свой рисунок и поместили его в это место. Как вы чувствуете себя на этом месте (с краю, или в середине, вверху, внизу)?

- Вы сами выбрали это место, если нет, то кто (или что) заставил(о) вас это сделать?

- Вы довольны своим «местом»?

- Что вы сейчас чувствуете?

Если участник не доволен своим «местом», ведущий может предложить следующее:

- Хотели бы вы что-то изменить для себя?

(При помощи рисунка дети часто выражают то, как они чувствуют себя в жизни: забытыми, брошенными, слабыми, неуверенными, ожесточенными, колючими...)

Поэтому вопрос:

Хотели бы вы что - то изменить для себя? - дает возможность ребенку что-то изменить внутри себя.

- Выберите для себя другую часть дерева, ту, которая вам особенно нравится, и представьте, что там ваше «место». Как вы чувствуете себя там?

В этом случае участники группы чаще выбирают тот рисунок, ту часть дерева, которая похожа на их жизненную мечту: для кого-то это - крепкий ствол, для кого-то - сочная, яркая зелень, усыпанная красивыми плодами.

После выполнения упражнения, рисунок собирается не произвольно, а используя нумерацию. В результате выполнения упражнения можно выявить стратегию поведения участников и особенности группового взаимодействия. Обсуждение целесообразно ограничить общими вопросами, чтобы ребята почувствовали, что им мешало и чего не хватало при создании общего «Дерева» и дать возможность нарисовать общий рисунок еще раз.

3. Рефлексия

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (релаксация)

Цель: достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения.

Инструкция: Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя и нарисуйте свой портрет. Затем нарисуйте лучи и вдоль лучей напишите, что нового, необходимого для вашей творческой работы вы узнали, посещая семинар – практикум.


4. Подведение итогов

Обмен мнениями (в кругу)

Анкета «Обратная связь»


Ц В Е Т О Т Е Р А П И Я


  • История цветотерапии
  • Язык цвета
  • О цветотерапии
  • Применение цветотерапии:
  • Диагностика нарушений;
  • Коррекция нарушений;
  • Профилактика нарушений.

5. Заключение


Цвет сам по себе что-то выражает - от этого нельзя отказываться… …Это надо использовать .

Винсент

Ван Гог


Наука о целительстве цветом называется Ц В Е Т О Т Е Р А П И Е Й .


- оптимальная адаптация внутренней и внешней среды человека друг к другу; развитие воли или внимания; памяти или воображения; ритма жизни или выносливости...

В общем, того, к чему стремится интеллект человека.


Символика цвета имеет давнюю историю.

Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок»,

что нашло отражение в древних мифах,

народных преданиях, сказках,

различных религиозных и мистических учениях.


О ткрытие английскими учеными Дауном и Блунтом лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (1877) ;

Открытие лечебного воздействия каждого цвета спектра американскими учеными Эдвином Баббитом и Плизантоном (1878) .


Ц В Е Т - это свет, без которого немыслимо наше существование.

Цвет, проникая в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости.




Красный цвет - то цвет кровавый,

Эпизод он битвы правой.

Сделанная вмиг работа,

Солнца пламенный закат,

-И забьется сердце жарче,

И запомнится все ярче.

Красный - время для полета,

Огненный его наряд.


Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны - вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями. Красное обозначает также власть, величие. Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками.


Возбуждает и раздражает, стимулирует головной мозг, увеличивает аппетит. Связан с кровью. Способствует росту количества эритроцитов и гемоглобина в крови, стимулирует образование других клеток крови.

Создает ощущение телесного тепла

и реально увеличивает общее количество "внутренней теплоты". Помогает поддерживать здоровый цвет кожи, дает энергию нервной ткани и красному костному мозгу - органу кроветворения.

Переизбыток красного цвета может вызвать конъюнктивит.


Желтый - это цвет ментальный,

Осени листок прощальный.

Это мысли цвет и грусти - Беспредельность с ним твори.

А в ненастье желтый лучик,

Тот, что выйдет из-за тучи,

Невесомые опустит Нити счастья и любви.


Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. Желтый - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей.


Стимулирует нервные процессы, питает головной мозг, усиливает работу ума.

Эффективен как восстанавливающее средство

при умственном утомлении. Ликвидирует апатию и тревогу. Увеличивает силу понимания.

Возвышает ум и утончает восприятия.

Чрезмерное употребление этого цвета может вызывать избыточное накопление желчи в тонком кишечнике.


Цвет зеленый - возрожденье,

Равновесье, обновленье. Это юность и мечтанья, Лист, раскрывшийся весной.

Это луг, залитый светом

Ярким днем веселым летом,

Это выход из отчаянья

И лесной глуши покой.


Зеленый - цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой - и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще.


Уравновешивает, успокаивает, вселяет мужество, дисциплинирует ум и тело, помогает контролировать свои поступки. Дарует ощущение психической свежести и облегчает состояние при мучительных состояниях переживания чувства вины и тревоги. Смягчает эмоции, гармонизирует работу сердца. Чрезмерное использование этого цвета стимулирует концентрацию желчи и может явиться причиной возникновения камней в желчевыводящих путях.


Синий-синий купол звездный

Зачарует в день морозный,

На его печальном фоне

Звезд виднее чистота.

Синий милость и пощаду

Принесет глубоким взглядом,

В синем цвете даль утонет,

В синем - мудрость божества.


Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство. Синий - традиционный цвет истины и покоя в восточной философии. Синий - цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии.


Оказывает болеутоляющее действие. Эффективен при бессоннице,

рассеивает навязчивые мысли.

Это - цвет Чистого Сознания,

духовной бодрости и умственной трезвости. Охлаждает и тело, и ум.

Помогает исправлять болезни печени. Эффективен при снятии психоэмоционального возбуждения, смягчает агрессию, ликвидирует состояния страха и тревоги.


Цвет оранжевый огнем

Возвестит о дне своем.

Роскошь солнца, пламя свеч

Он напомнит среди стужи

Апельсина теплым цветом

И настурции букетом.

Его греющая речь

Мысли, творчеству послужит.


Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Оранжевый – это цвет освобождающий, раскрепощающий, способствующий терпимому и доверительному отношению людей друг к другу.

Оранжевый цвет говорит о стремлении человека к самораскрытию и установлению контактов с окружающими.


Стимулирует чувства, создает ощущение веселья и благополучия, способствует лечению анемии.

Согревает и несет положительную целебную энергию. Придает энергию и силу гениталиям. Поддерживает здоровое состояние кожных покровов и слизистых оболочек.


Фиолетовый цвет тайны

Любим с детства не случайно,

Магдалину христиане

Нарядили в этот цвет.

В фиолетовых одеждах

Можем мы внушить надежду;

Им Нептун светиться станет

Среди близких нам планет.


Фиолетовый цвет

символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

Фиолетовый – помогает познать мировые законы, получить озарение свыше. Считается вдохновляющим духовным цветом. Люди, предпочитающие фиолетовый цвет, тянутся ко всему таинственному, пытались найти разгадку необъяснимым явлениям.


Повышает функциональную устойчивость сердца, легких и кровеносных сосудов.

Увеличивает выносливость тканей и органов, помогает при невралгиях.

Создает легкость в теле и открывает двери к тонкому восприятию людей и предметов, а также способствует доступу целительных сил окружения в организм.


Разбеленный черный, затемненный белый -

Вот таким нежданно к нам приходит серый.

Серый- это мера, что несет отраду,

Сдержанная мудрость- и душа ей рада.

Утихает красный, отступает синий

И виток чугунный украшает иней.

Издали нам кажется, что сера ограда,

И прекрасней нету обрамленья сада.


Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. Белый - синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель.

Черный - цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя


  • Это увлекательно, интересно, ресурсно и экологично.
  • Работа с цветом ускоряет прогресс в терапии.
  • Бессознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем при рассказе о самих переживаниях.

Использование колористических упражнений служит средством для:

  • развития внимания к чувствам;
  • усиления ощущения собственной ценности;
  • повышения спонтанности и креативности.

  • непосредственно после приема пищи;
  • при алкогольном опьянении;
  • при приеме лекарственных препаратов.

Беременным и женщинам накануне (или во время) менструации следует проводить контрольное тестирование для цветовой коррекции каждого последующего сеанса.

Реально же ограничения цветотерапии определяют прежде всего цвета бессознания. Перед применением цветотерапии, необходимо проконсультироваться со специалистами!!!


Цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме. Например, нельзя применять:

красный цвет при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении и угревой сыпи; голубой - при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении индиго , так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного конца спектра. Желтый и оранжевый цвета нельзя использовать при психическом возбуждении (частый исход - головокружение).


Применение

цветотерапии

Диагностика

нарушений

в развитии

Коррекция

нарушений

Профилактика

заболеваний


Цветовой

тест

М. Люшера

Тест цветных

пирамид

Цветовой тест

Отношений

(ЦТО)

Методика

цветовых

порогов


Существует два варианта теста: краткий и полный. Краткий вариант ЦТЛ представляет из себя набор 8-ми цветов: - серого, темно-синего, сине-зеленого, красно-желтого, желто-красного, красно-синего или фиолетового, коричневого и черного. Полный вариант ЦТЛ - «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц. Тест представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.


Создан в 1952 году Р. Хейсом и Г. Хилтманом. Сущность - констатирование связи между субъективным предпочтением цвета и личностными особенностями человека, в том числе и интеллекта. Процедура теста заключается в оклеивании цветными квадратиками 3-х или большего числа схем-протоколов пирамид, содержащих 15 пустых квадратов. Оценка результатов включает подсчет частоты выборов основных тонов, без учета оттенков. По количеству использованных и не задействованных цветов в пирамидах определяется широта сферы эмоционального реагирования испытуемого. По форме пирамиды (характеру оклеивания ее цветами) выносится суждение об интеллектуальных особенностях личности.


Составители: Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним.

Оборудование: 8-ми цветовая таблица Цветового теста Люшера. Стандартная процедура проведения ЦТО состоит из нескольких этапов:

1.Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение

2.Этап тестирования.

3. Этап интерпретации результатов.



ЦВЕТНАЯ

ВОДА

ЗВУКОТЕРАПИЯ

ЛИТОТЕРАПИЯ

ОЧКИ С ЦВЕТНЫМИ

СТЕКЛАМИ

ЦВЕТНЫЕ ВАННЫ

ЦВЕТОПУНКТУРА

ХРОМОТЕРАПИЯ


Это терапия с использованием цветного освещения.

Лечение разноцветным освещением обычно проводится двумя способами:

1. Хромотерапия всего тела (особенно спины), в том случае, когда требуется возродить организм.

2. Хромотерапия какой-либо части тела или органа, который нуждается в лечении.

Для сеанса - лучше быть одетым в светлую одежду, тогда вы лучше впитаете в себя цвет.


это метод воздействия света на человеческий организм с помощью окрашенных лучей на меридианы человеческого тела.

Точки акупунктуры подвергаются воздействию не иголок, а цветных лучей. Продолжительность воздействия цветных лучей, расстояние между источником света и меридианной (с точностью до сантиметра) устанавливается индивидуально цветотерапевтом.


Для создания цветной ванны подойдет цветная соль для ванн или пищевой краситель. Ванны теплого спектра желательно принимать в первой половине дня, а холодных тонов как расслабляющие - в конце дня .

Синяя - отрешиться от повседневности и способствовать медитации.

Фиолетовая - вдохновит на достижение идеалов в жизни и работе.

Розовая ванна подарит уверенность в собственных силах. Голубая ванна поможет прийти в себя после трудового дня.




Зеленые камни,

несущие покой

(изумруд,

малахит,

нефрит)

Живая энергия

черных камней

(гагат, обсидиан,

акабар)

Красные камни

жизненной силы

(рубин, гранат,

ПАЛИТРА

ЦЕЛЕБНЫХ

КАМНЕЙ

Желтые камни

интеллектуалов

(цитрин, топаз,

янтарь)

Синие камни

мудрости (сапфир,

аквамарин, азурит)

Тайны белых

камней

(алмаз, жемчуг,

перламутр)


В емкость из цветного стекла наливают жидкость. Далее выставляют сосуд на солнечный свет. Получается двойной эффект от потребления соляризированной жидкости.

Красная вода - дает заряд энергии и согревает;

Зеленая - гармонизирует и стабилизирует;

Оранжевая - освежает;

Желтая - стимулирует;

Жидкости, заряженные голубым , синим или фиолетовыми лучами, успокаивают.



«Дома и стены помогают!»

Русская народная пословица

Правильное использование цвета в своем доме может значительно усилить помощь родных стен.


Физиология цвета: Хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.

Профилактика заболеваний: диабет, кожные заболевания, истощение нервной системы.


Физиология цвета:

Лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Является анестетиком.

Профилактика заболеваний: ангина, ревматизм, тревожность и др.


Физиология цвета: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови, увеличивает сексуальность и сексуальное влечение.

Профилактика заболеваний: пониженное артериальное давление, анемия, плохое кровообращение, простуда, насморк. Лучше применять красный цвет в сочетании с зеленым или голубым цветами.


Физиология цвета: чаще всего сердечные приступы возникают из-за скопившихся эмоциональных проблем. Причиной большинства сердечных заболеваний у мужчин среднего возраста является невозможность изменить что-либо в своей жизни, из-за недовольства своей профессией.

Профилактика заболеваний: болезни сердца, бронхит и болезни легких, грипп, клаустрофобия.



Тейя Крашек, Клиффорд Пиковер.

Гармонизирует все энергетические процессы,

наполняет жизненной энергией, защищает от электромагнитного излучения

и любых негативных энергий.

Можно размещать над экраном телевизора,

у монитора компьютера

Биогенезис


Маргарита Шевченко. Целебный рисунок

Обеспечивает эмоциональное равновесие,

улучшает обменные процессы в организме, способствует похудению. Можно размещать на кухне, над обеденным столом


Маргарита Шевченко.

Подключает ко всеобщему информационному полю. Способствует разрешению сложных проблем, раскрытию творческого потенциала,

развитию парапсихологических способностей. Можно размещать на рабочем столе, использовать для медитации.

Медитативный рисунок.


Маргарита Шевченко.

Очищает от негативных мыслей и эмоций, рассеивает страхи, укрепляет

энергетику. Защищает от внешних негативных энергий и влияний.

Можно размещать в прихожей, особенно эффективно прикреплять к входной двери

Ангел со звездами



  • Агостон А. Теория цвета и ее применение... М., 1982
  • Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985
  • Гоникман Э.И. Ваш талисман (о целебных свойствах драгоценных камней) М., 2002
  • Егорова Е. Процветание по М. Люшеру: энергия цвета для здоровья и успеха. СПб,: Питер, 2007
  • Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984
  • Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: 1993
  • Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. - СПб, 1997
  • Шереметева Г.Б. семь цветов здоровья. Лечение цветом. М., 2001
  • http://www.colorzone.ru/
  • Boliachkam.Net
  • www.nutrition.ru/works/pages/natmed/colortherapy.htm

Цветотерапия

Цветотерапия

ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

Мир полон красок и света.С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда.Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет - это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия - это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Немного истории цветотерапии:

С древнейших времен использовалось лечение цветом. Люди Египта, Индии и Китая применяли удивительные целительные свойства цвета. Существуют даже документальные подтверждения, что китайские врачи тысячи лет назад лечили болезни желудка желтым цветом, а пациенты, пытающиеся вылечиться от скарлатины, носили красные шарфы.

В средневековье в процессе постройки храмов использовали большие витражные окна, и через них проникали разноцветные целительные лучи.

Цветотерапия как самостоятельная наука берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта в 1877 году терапевтических свойств ультрафиолетовых лучей, при помощи которых лечили кожные заболевания и рахит. Кроме того, вкладом в развитие науки стали произведения американских ученых Эдвина Баббита и Плизантона, в которых обозначено терапевтическое влияние отдельного цвета спектра. Например, Баббит считал необходимым лечить красным цветом бесплодие, желтым пользоваться в качестве средства против запоров, а голубым при нервных расстройствах.

Известный философ и педагог из Австрии Рудольф Штайнер, применял цвет в своих духовных учениях и основал антропософию (наука о духовном восприятии человека и его взаимосвязи с Вселенной). После чего были созданы школы изучения антропософии.

В зданиях школ по изучению антропософии были установлены окна с разноцветными стеклами с целью, чтобы ученики могли на себе испробовать терапевтическое воздействие цветных лучей. Сегодня во многих вальдорфских школах цвет применяют на каждой стадии развития детей. Например, в качестве методики на уроках для маленьких детей используют яркие и теплые тона, а для обучения старших применяются холодные тона.

Кроме того, врач Георг фон Лангдорф исследовал, что красный цвет расширяет сосуды, а синий — сужает в своем труде «Die Licht- und Farbgesetze und ihre therapeutische Anwendung, 1894».

Сегодня ученые также полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления, в то время как химиотерапия отойдет в прошлое.

Средневековые врачи, излечивали многие болезни при помощи цветотерапии. Главные основы цветотерапиии были придуманы еще в глубокой древности в Египте, Индии, Китае и Персии. Учеными современности были найдены помещения в египетских храмах, которые были устроены таким способом, что солнечные лучи преломлялись в семь цветов спектра. Этот чудесный свет использовался как богослужения и для лечения различных заболеваний. Пациента будто «купали» в комнате с необходимым цветом для восстановления здоровья.

Лечение с помощью света, проходящего через драгоценные камни, широко использовалось в древнем мире.

Русский ученый невропатолог В. М. Бехтерев также занимался изучением вопроса о взаимоотношениях органов человеческого тела и цветовых лучей. Он исследовал воздействие цветовых ощущений человека на скорость психических процессов, протекающих в его организме. После этого стало известно, что лучи, которые расположения ближе к тепловой части спектра, производят оживляющее действие. При этом желтый цвет практически не влияет на нашу психику, зеленный цвет замедляет реакции, а фиолетовый заметно угнетает психические процессы и настроение пациентов. Кроме того, В. М. Бехтерев в конечном выводе понял, что существует тормозящее действие голубого цвета при состоянии психического возбуждения, а также явление активации действия розового цвета при подавленности и психическом угнетении человека.

В нашей стране наука светотерапия появилась в начале XX века в Институте экспериментальной медицины, где была основана лаборатория светолечения, функционирующая по методике Нильса Финзена. Позднее при хирургической Академии было основано одно из отделений светотерапии. Там проводили терапию псориаза, волчанки и других кожных заболеваний. Но после революции о подобном методе лечения быстро забыли. Переоткрыт он был пермским врачом Иваном Павловичем Федоровым, которым были придуманы аппараты, которые благотворно лечили кожные заболевания синим цветом, а особенно — именно волчанку и псориаз. После этого был сделан ряд открытий о воздействии видимого цвета на психологию и подсознание.

В психодиагностике существуют "цветовые методы", которые позволяют составить портрет личности, определить его актуальное психическое состояние и пр. "Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты" - примерно так говорил швейцарский врач и психолог Макс Люшер , разрабатывая свой знаменитый Цветовой личностный тест.
Итак, в настоящее время учеными-психологами доказано, что цвет оказывает сильнейшее влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение.

Как же происходит влияние цвета на состояние человека?

Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.

Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружаещего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Так, например, три вида цветочувствительных клеток-колбочек сетчатки могут распознавать только три основных цвета: красный, зеленый и фиолетово-синий. Исходя из обстоятельств, различно смешанные импульсы поступают в мозг, и он делает их осознанными, то есть ощущение цвета, происходит, именно, там.

Лечение цветотерапией можно проводить самостоятельно, достаточно четко представить себе тот или иной цвет или же попасть в среду, богатую этим цветом, и Вы сразу же почувствуете результат.

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве. Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Посему, цвета радуги по порядку звучат так: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности.
Голубой цвет успокаивает и укрепляет внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система.Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях.

В каких случаях цветотерапия может помочь?

  1. как профилактическая и коррекционная мера при возникновении эмоционального выгорания учителей:
  2. если имеются различные расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и др., (возникновение которых связано со стрессами)
  3. при стрессах, неврозах - для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств
  4. при психоэмоциональных нарушениях: при снижении работоспособности и настроения, нарушение сна, раздражительность, плаксивость
  5. при бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях обусловленных им, в т.ч. психосоматических расстройствах
  6. для коррекции психоэмоционального состояния женщин с климактерическим синдромом (рекомендуются профилактические и лечебные курсы женщинам старше 40 лет)
  7. головные боли, повышенное и пониженное артериальное давление (вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь), повышенная метеочувствительность
  8. профилактические и коррекционные занятия с дошкольниками и детьми младшего и старшего школьного возраста:
  9. как профилактика и лечение глазных заболеваний: близорукость, дальнозоркость, катаракта (начальная стадия), глаукома (начальная стадия); при зрительном утомлении, при лечении и профилактике близорукости у детей (с 5 лет),
  10. для профилактики негативных последствий длительной работы с экранами мониторов
  11. развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения и страха
  12. укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе и т.д.

1. Можно улучшить свое самочувствие очень приятным и предельно простым средством - использовать цветовую добавку для ванны. Суть такой процедуры заключается в том, что кожа воспринимает через воду мельчайшие колебания каждого цвета.

2. Так же действует и одежда определенного цвета. Если после утреннего пробуждения человек ощущает усталость, плохое настроение и депрессию, ему лучше выбрать одежду радостных, светлых, теплых оттенков.

3. Если же после утреннего пробуждения он испытывает избыток энергии, лучше надеть костюм успокаивающего зеленого или прохладного синего цвета.

4. Место, где в течение дня человек проводит больше всего времени, можно рекомендовать оформить стимулирующими тонами. Например, повесить картину или поставить небольшой предмет, цвет которого позволит зарядиться энергией.

5. При плохом настроении рекомендовать методику визуализации. Для этого ему предлагают воображаемой кистью окрасить помещение, в котором он находится в данный момент, в приятный для него цвет и погрузиться в состояние расслабленности.

Воздействие цвета на психику

Как правило, детские товары — пищевые продукты, книжки, игрушки среди других товаров выделяются сразу и все это за счет специфического цветового оформления. Вы, наверное, замечали, что детские товары в основном оформляются в трех цветах — это синий, желтый и красный. Эти цвета легко воспринимаются детьми, и они сразу обращают свое внимание на товары с этими оттенками. Бытует мнение, что детскую комнату лучше всего оформлять с использованием этих основных цветов. Было проведено множество исследований на тему «Воздействие цвета на психику ребёнка». И поэтому при оформлении предмета или помещения, помня это нужно правильно подбирать цвета.

Например, красный цвет может провоцировать чрезмерную активность, так как является сильным раздражителем.

Желтый цвет можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. К тому же желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях.

Зеленый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. Также зеленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью. Но если ребенок-флегматик, тогда лучше не увлекаться зеленым цветом.

Синий цвет передает глубину и чистоту, поэтому пробуждает воображение и вызывает интерес к так называемым «далеким мирам». Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета.

Голубой цвет выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Способен синий цвет и снизить давление. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Оранжевый цвет укрепит сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении. Особенно рекомендуется оформлять в оранжевые цвета зал или столовую, то есть те помещения, где чаще всего собирается вся семья. Оранжевый цвет может пробудить аппетит, поэтому смело оформляйте кухню оранжевыми оттенками. А вот в детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество.

Фиолетовый цвет ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя. Отлично сочетается с желтыми и розовыми оттенками.

Красный цвет может подарить радость, активизировать и возбудить, поэтому в детской комнате его использование следует ограничить, в противном случае он будет причиной неспокойного детского сна. А при гиперактивности ребенка советуется вообще не использовать красный цвет.

Теперь вы знаете, как влияют определенные цвета на ребенка, это позволит вам красиво и с пользой оформить детские комнаты, и комнаты где будут проводить время ваши дети. Также зная воздействие цвета на психику можно создать более комфортную среду обитания своего ребенка.

Стоит учесть, что в дневное время суток в игровой комнате должен преобладать яркий и светлый оттенок, ну а в ночное время суток в детской комнате должны преобладать темные тона, это создаст ребенку полноценный отдых. Для этого не обязательно иметь две комнаты, одну игровую, а вторую спальню, достаточно приобрести плотные портьеры, и закрывать ими окна в темное время суток, тем самым, обеспечив хороший отдых и полный покой.

Магия цвета - Хромотерапия

Цвет влияет на наши мысли, поведение в обществе, здоровье и взаимоотношение с людьми.

Цветотерапия, или хромотерапия - это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. По мнению специалистов, механизм многих болезней обусловлен нарушением баланса в организме, в том числе, и цветовой гармонии, смешением цветов, дефицитом определенного цвета, необходимого для жизнедеятельности органов и психической гармонии. Если возвратить недостающий цвет либо очистить его от посторонних примесей, можно восстановить равновесие в организме. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Гениальный медик древности Авиценна прописывал своим пациентам воздействие определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния пациента. Применялись ванны с окрашенной водой, окна занавешивали цветными шторами, считалось также эффективным ношение одежды определенного цвета.
В Древней Индии лечение цветом практиковалось с незапамятных времен. Использование солнечных лучей и цветных стекол или крашенных в разные цвета тканей.

В Европе научное исследование лечебного эффекта цветового воздействия началось в середине XIX века. В начале XX века многие русские и немецкие терапевты стали активно практиковать лечение цветом от различных заболеваний. Так было возрождено древнейшее средство из лечебных приемов целителей Востока.

Показания для цветотерапии:

При стрессах, неврозах - для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств;

При психоэмоциональных нарушениях: снижение работоспособности и настроения, нарушение сна, раздражительность, плаксивость;

При бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях, обусловленных им, в т.ч. психосоматических расстройствах;

Для коррекции психоэмоционального состояния женщин с климактерическим синдромом (рекомендуются профилактические и лечебные курсы женщинам старше 40 лет);

Головные боли, повышенное и пониженное артериальное давление (вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь), повышенная метеочувствительность;

Утомление;

Для профилактики негативных последствий длительной работы с экранами мониторов.

Действие цвета

Цветотерапия базируется на индивидуальных свойствах каждого цвета.
Красный цвет наиболее активно влияет на человека, пробуждает его физическую силу, энергию, жизнелюбие. Это цвет страсти и воли. Красный цвет используется для кратковременной активизации деятельности. Длительное воздействие, наоборот, приводит к утомлению и снижению работоспособности. Все оттенки ярко-красного рекомендуются при менструальных болях, пониженном кровяном давлении, болях в суставах, простудах, сексуальных расстройствах.
Розовый цвет символизирует безусловную и безграничную любовь. Он имеет все положительные свойства красного, но с ослабленными недостатками. Способствует возникновению чувства привязанности, усиливает чувственность.

Оранжевый цвет - цвет здоровья. Стимулирует общительность и добродушие, создает бодрое, веселое настроение, дарит радость восприятия жизни. Этот цвет увеличивает работоспособность меньше, чем красный, но на более длительный срок. Наступающее затем утомление меньше, чем после красного. Цвет используется, когда за небольшой срок надо выполнить большой объем трудной работы и в моменты значительных эмоциональных и интеллектуальных нагрузок. Способствует усвоению и запоминанию материала, творческой работе с материалом. Вся оранжевая гамма - отличное лекарство против депрессии.

Желтый цвет - по действию сходен с оранжевым, укрепляющий, тонизирующий, оживляющий, открывающий человека для внешних позитивных воздействий, помогающий продлить хорошее настроение. Это цвет надежды и оптимизма. Подобно красному и оранжевому, увеличивает работоспособность, хотя и в меньшей степени, но на еще большее время. Благотворно влияет на творческую деятельность. Особенно отмечается его лечебное воздействие на органы пищеварения и печень. Желтый цвет усиливает аппетит.

Зеленый цвет - нейтральный, мягкий, успокаивающий. Недаром человек расслабляется в лесу, среди зелени деревьев, гуляя по ковру шелковистой травы. В цветолечении зеленый цвет благотворно влияет на зрение, снимает умственное и физическое перенапряжение, стабилизирует давление, исцеляет головную боль и мигрени, регенерирует клетки, помогает при сердечно-сосудистых недомоганиях, дает ощущение покоя и умиротворения, способствует перевариванию пищи. Этот цвет предпочитают те, кто находится в поисках своего «я» или ищет новое направление.

Голубой цвет - пассивный цвет. Цвет небесной сферы - способствует ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению работоспособности и эмоционального напряжения, возникновению спокойствия, помогает познать самого себя и почувствовать себя комфортно в одиночестве, способствует вдохновению. Успокаивает нервную систему, благотворно влияет при усталости и бессоннице, заболеваниях горла и дыхательной системы.

Синий цвет - пассивный, холодный и спокойный. Под влиянием синего цвета активность жизненных процессов и работоспособность снижаются, успокаиваются эмоции, возникает склонность к созерцанию и размышлению, вплоть до печали. Создает благоприятную обстановку для спокойной, но не интенсивной умственной работы и снижает ощущение утомления от нее. Оказывает положительное воздействие на органы дыхания, глаза, уши, носоглотку, регулирует деятельность щитовидной железы, быстрому заживлению ран и ослаблению болей. Снижает аппетит.

Фиолетовый цвет - наиболее пассивный. Ослабляет жизненные процессы, снижает работоспособность, успокаивает, его чрезмерное воздействие приводит к излишней сонливости и ощущению усталости. Приостанавливает рост опухолей, облегчает боли при артритах, вызывает приятные сновидения. Символизирует значительные изменения и необходимость уединиться.

Белый цвет - символизирует чистоту намерений, совершенство, непорочность, очищение и силу. Укрепляет и очищает весь организм.

Черный цвет - успокаивает эмоционально взвинченных людей, "гасит" конфликты. Его избыток, однако, способен вызвать депрессию. Его часто носят для того, чтобы подавить или защитить эмоции. Наиболее благоприятен черный цвет в сочетании с белым. Эта гамма исключительно уравновешивает человека, помогает ему постоянно держать контроль над своим поведением, правильно оценивать сложившуюся ситуацию.

Коричневый цвет - считается цветом здравого смысла. Спокойный, сдержанный цвет. Вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного, мягкого настроения, жизненной устойчивости.

Интересно! Цветотерапия также используется и в косметологии. Цвет оказывает благоприятное воздействие на состояние и внешний вид кожи, обладает прекрасными очистительными и иммуностимулирующими свойствами, тем самым, улучшая общее состояние человека и его внешний вид.

Медитация при помощи цвета

Наденьте свободную одежду. Постарайтесь, чтобы вас не беспокоили. Сядьте или лягте, как вам удобно. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, как вокруг вас кружится много цветных шаров. Представьте себе, как в вас входит мерцающее сияние разноцветных лучей. Можете выбрать цвет, в зависимости от вашего состояния. Если вы не лечите что-то конкретное, то представляйте белый цвет.

Коснувшись головы, выбранный вами цвет превратится в цветной дождь. Этот цвет будет растекаться по позвоночнику до ступней ног. Каждая клетка тела получит энергетическую подпитку.

Выходя из медитативного состояния, регулируйте поток вливающейся в вас энергии. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и, наконец, вдохните на счет 4, задержите дыхание на счет 16, затем расслабьтесь и выдохните на счет 8. Повторите это упражнение еще раз. Два последних вдоха обеспечат поступление в мозг кислорода. Затем потрите ладони одна о другую, пока не почувствуете покалывание.

По возможности старайтесь заниматься медитациями каждый день.

Цветовой душ

Смастерите или купите лампу с цветными фильтрами (тонкой пластиковой пленкой, используемой для театрального освещения и имеющейся в продаже в художественных салонах) либо кусочками цветного витражного стекла. Через них вы сможете пропускать лучи от лампы направленного света для обработки определенным цветом отдельных частей тела. Этот метод называется цветовым душем. Однако применять его следует с осторожностью, учитывая возможные негативные влияния каждого из цветов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!