Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Сценарий «Рождественская сказка» для детей старшей группы. Конспект занятия в старшей группе на тему «Пришло Рождество, наступило торжество

Марина Катакова
Конспект занятия «Рождество Христово» (старшая группа)

Цель : Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом . Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику : украшать ёлочку на Рождество , поздравлять друг друга, делать подарки, накрывать праздничный стол. Подвести детей к выводу, что лучший подарок Иисусу Христу от нас - любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Повторить пословицу : «Что такое красота – это сердца доброта!» Познакомить детей с обычаем славить Христа . Расширять и активизировать словарный запас. Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово , Святки, колядки, вифлеемская звезда. Запомнить слова колядок. Проявить фантазию и умение – сделать себе красивую и забавную маску.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстрации «Добрый мир» , Киещенко «Колядки» , чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество » , рабочая тетрадь «Добрый мир» , О. Ефремова «Рождество Христово » , разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир» .

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте мои милые ангелочки. Сегодня мы поговорим о празднике Рождество Христово . Что это за праздник и почему он так называется? Почему его празднуют люди? Как празднуют праздник Рождество Христово ? Рождество Христово - один из самых главных праздников. Я вам сейчас расскажу, как же это было. Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации.

2. Слушаем. За доброе и чистое сердце Марии Бог избрал её стать Матерью Божией. (Показ иконы Благовещение.) К Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью. Архангел ей сказал, что у нее родится сын и дашь ему имя Иисус. Мария не могла понять, как она сможет родить ребенка, у которого нет земного отца. Ангел сказал ей, что Бог - Дух Святой совершит это чудо. Так как Иисус родился без земного отца, то он родился безгрешным. Каждый человек в этом мире унаследовал грех Адама, но Отцом Иисуса был Бог. Бог совершен, свят и безгрешен. Мария верила в Бога и поняла, что по воле Божьей ей суждено стать матерью Спасителя.

Мария, которая должна была стать матерью Иисуса, уже была обручена с человеком по имени Иосиф. Иосиф был хорошим человеком, верившим в Бога. Бог хотел, чтобы Иосиф взял Марию в жены, и чтобы у Иисуса был хороший земной отец. (Показ слайда) .

По велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город на перепись. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом вертеп – это пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. (Показ слайда) .

Здесь Мария родила Своего Сына Иисуса Христа . В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли, кормушку для скота. На младенца смотрели и согревали своим дыханием ослик и бычок. (Показ слайда) .

В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню : «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям» . Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли и первые поклониться Христу . (Показ слайда) .

А перед рождением Христа на небе появилась особенная яркая и красивая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы. Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела их в пещеру к Младенцу, в город Вифлеем. Звезду так и назвали – Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились Ему и подарили дорогие подарки. Золото – как царю, смирну – человеку, ладан – Богу. (Показ слайда) .

Иисус родился в Вифлееме, как предсказывали Божьи пророки много лет тому назад. Ирод боялся утратить свою царскую власть, когда младенец вырастет и станет взрослым. Бог велел Иосифу взять Иисуса и бежать в Египет, где он будет находиться в безопасности и Ирод не сможет погубить его. (Показ слайда) .

Иисус вырос и стал мудрым человеком. Бог был Им доволен и люди любили Его. Он был свят и безгрешен. Он всегда держал Свое слово. Он был верен во всем, что делал. Он был совершенным Праведником. Все небесные ангелы и люди на земле вместе прославляют его, потому что любовь Христа к нам не имеет границ. (Показ слайда) .

Каждый из нас старается провести этот день не так как любой другой. Когда наступает праздник Рождества , в домах и церквях зажигают свечи. Поют песни о родившемся Младенце и его матери. (Показ слайда) .

После праздника Рождества Христова наступают еще особые дни, период от Рождества Христова до Крещения называется святыми днями, или Святки. Святки на Руси праздновались ярко и торжественно : все поздравляли друг друга, славили Христа . (Показ слайда) . В эти дни каждый понимал, что господь стал ближе к нему.

Наступили Святок радостные дни,

И зажглись на ёлках яркие огни.

В нашем доме тоже ёлка зажжена.

Нас своим нарядом радует она.

Пусть спасибо наше примут в добрый час

Те, кто этой ёлкой одарили нас.

Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный ,

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

От рождества и до крещения ,

Приготовив угощенья,

Пели разные колядки.

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

В первый день Святок люди обязательно накрывали на стол и приглашали гостей. Добрые люди делились с бедными чем-то вкусным, чтобы в этот день никто себя не чувствовал обиженным и несчастным. Детям дарили подарки. А в селах и деревнях ходили по домам друг к другу с подарками и славили Христа . Они переодевались в шуточные маски и одежды, брали звезды с зажженной свечой, брали в руки фигурки матери Христа с маленьким Иисусом и колядовали. (Показ слайда) .

Колядовать - значит славить Христа специальными песнями - колядками, в которых они желали людям счастья, здоровья и хорошего урожая, Людей, которые славили Христа , пели колядки, называли христославами . За пение таких песен - колядок полагалось угощение. В каждом доме, куда они заходили, их обязательно чем-нибудь награждали, Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением для колядующих и неуважением традиций,

3. Беседуем :

Что за праздник Рождество ?

Кто родился в этот день?

В каком городе Израиля родился Иисус? (В Вифлееме) .

Где родился Иисус Христос ? (Вертеп, означает пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот) .

Кто первый пришёл к рождённому Младенцу Христу и поклонился Ему ?

Правильно ли поступили волхвы, поклонившись Иисусу? (Да, потому что Иисус был Богом - Сыном) .

Какие дары принесли мудрецы?

Как называется звезда, которая привела мудрецов к Младенцу Иисусу?

Что означает имя "Иисус"? ("Иисус" означает "Спаситель" или "Избавитель"

Дети, а как вы думаете, почему Иисуса Христа называют Спасителем ? (Адам и Ева радовались когда жили в раю, но когда они согрешили, их непослушание принесло зло и смерть, от которых Бог обещал нам избавление - рождением Спасителя . В день Рождества мы празднуем исполнение этого обещания, Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир, чтобы научить людей (и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха, если человек сам этого захочет

Что означает имя "Христос "? (Оно означает "Помазанник" или "Мессия", слово это греческое.

В какую страну велел Бог Иосифу увезти Иисуса, чтобы спасти Его от Ирода? (В Египет) .

Был ли Иисус просто человеком? (Иисус был Сыном Божьим и человеком) .

Является ли Иисус обещанным Спасителем? (Да, Иисус является именно тем Спасителем, которого Бог обещал в Едемском саду Адаму и Еве).

Много ли Спасителей в разных частях света? (Нет, Бог послал лишь одного Спасителя на весь мир) .

Почему мы празднуем Рождество ? (Потому, что Иисус был рожден в этом мире для спасения грешников от Божьего наказания за их грехи).

Хотя Иисус и был похож на других людей, что Его отличало от них? (Он был свят и безгрешен. Он всегда держал своё слово. Он был верен во всём, что делал. Иисус был и Богом и человеком).

Делал ли Иисус что-либо неправильное? (Нет, Иисус родился безгрешным, и Он никогда не думал, не говорил и не делал что-либо неугодное Его Отцу).

Был ли кто-либо из людей безгрешен, подобно Иисусу? (Нет, все унаследовали грех Адама и нарушали законы Божьи) .

Что люди могут совершить для Бога? (На день рождения всегда приносят подарки. Лучший подарок Иисусу Христу от нас любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Что такое красота – это сердца доброта).

К празднику Рождества Христа христиане готовятся заранее . Как готовятся к Рождеству ? (Украшают ёлку, готовят подарки детям и близким, накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают тех, у кого дома нет ёлки, тех, кто грустит, чтобы всем было радостно в этот праздничный день).

Что делают люди в этот день? (Люди поют в храмах. Ходят друг к другу в гости, славят Христа : «Христос родился ! С Рождеством – поздравляют друг друга).

4. Обобщаем : Скоро наступит великий святой праздник Рождество Христово . В этот день в городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Сын Божий Иисус Христос . Рождество от слово родился . Родился Иисус Христос , поэтому праздник называется Рождество Христово .

Родился Спаситель. С рождения Христа началась новая история мира, появилась на земле христианская вера . Рождество Христово любимый праздник и детворы и взрослых. Во всех домах, детских садах, школах наряжают елочку. В этот день дети получают подарки. От Рождества Христова до Крещения народ праздновал Святки, значит Святые дни. Весело было, потому что дети пели величальные песни, в которых славили Иисуса Христа и хозяев , желали им доброго здоровья, богатого урожая. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

5. Творим, рисуем, радуемся. Вспомните, что делали в святочные дни? Точно, колядовали. Мы будем делать маски, чтобы в них пойти колядовать. Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа

В рождество Христово

Ангел прилетел

Он летал по небу,

Людям песню пел :

Все люди, ликуйте,

Вместе торжествуйте.

Вечно свято, вечно ново

Рождество для нас Христа

Много лет из года в год

Славьте бога, стар и млад

Он спасителя нам дал.

Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить!

Коляда, коляда, открывайте ворота. Христос рождается , славьте!

В небе звездочки горят, о Христе говорят . У людей торжество : наступило Рождество !

Вечно будем Бога славить за такой день торжества! Разрешите Вас поздравить с Днём Христова Рождества !

6. Играем в игру «Четвертый лишний» . Воспитатель называет 4 слова, а одно слово к этому празднику не имеет никакого отношения. Дети должны узнать это лишнее слово и назвать его.

Пещера, ангел, самолет, вертеп;

Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, диван;

Золото, ладан, смирна, мороженое;

Младенец, Матерь Божья, Иосиф, почтальон Печкин.

7. Прощалочка : До свидания мои милые ангелочки! Скажи, что тебе понравилось на занятии . Говоря, ребенок кладет шарик в вазочку. Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали из нашего занятия . И когда наступят эти особые дни - Святки, вы возьмете свои рождественские звездочки и пойдете колядовать - Христа славить

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 4»

Московская область, г. Можайск
Разработка практико-значимого проекта - конспекта занятия

с дошкольниками старшей группы

на тему: «Рождество Христово»

Цель: ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников; смысл православных праздников.
Задачи:


  • Нравственное воспитание – воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, доброе гуманное отношение к окружающему миру; выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия; побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

  • Умственное воспитание – побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

  • Явления общественной жизни – знакомить с православными традициями жизни, как радостью жизни христиан.

  • Развитие речи – побуждать детей размышлять на проблемно-нравственные темы и высказывать свои суждения о содержании, смысле стихотворного текста.

  • Художественно-эстетическое воспитание – ознакомление с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан; совершенствовать изобразительные навыки, способствовать творческой деятельности.

  • Игровая деятельность – воспитывать навыки дружественного общения; учить детей совместной творческой деятельности.

  • Словарная работа – Бог, Ангел, Рождество Христово, христиане, храм, вертеп, волхвы, миротворцы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы
Планируемые результаты:


  • Выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при слушании «Рождество Христово», «Предание о рождественской елке», стихотворений «Скоро Рождество», «Елочка, здравствуй».

  • Рассуждает и делает адекватные объяснения, отвечая на вопросы по содержанию стихотворения.

  • Интересуется изобразительной деятельностью (рисование елки).

  • Активно участвует в игровой деятельности, сопровождая ее выразительными движениями.

Материал: бумага для рисования, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Литература:


  1. Хрестоматия №4 «Чему мы радуемся?» Православные праздники

  2. Хрестоматия №2 «Хорошо – плохо»

  3. Музыкальное пособие (CD-диск)

Дети сидят перед воспитателем на стульях, поставленных полукругом.

Воспитатель:

Дети, вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники?

Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу. Для христиан особенно радостные дни: дни православных праздников. Они посвящены Богу. Как следует провести день, если он принадлежит Богу? Нужно поблагодарить Его, послужить Ему, сделать добрые дела для людей. В Храме, доме Божием, в эти дни празднично звонят колокола. Дети вместе со взрослыми приходят в Храм на торжественную службу.

Один из главных праздников христиан – Рождество Христово.

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о Рождестве рассказ.

Я была взволнована до слез –

Ведь родился Маленький Христос.

Хотите, я расскажу вам о Рождестве?
Воспитатель приглашает детей подойти к себе.
Хрестоматия №4 (путешествие с книгой) стр. 4 – 8. Чтение, сопровождаемое показом рисунков.
В давние времена в далекой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при Храме. За Ее доброе сердце Бог избрал Ее стать Матерью Божией. Он послал своего вестника – Ангела – сообщить Марии эту радостную весть.

Через некоторое время по велению царя той земли каждый из жителей должен был придти в свой родной город. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп), куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила своего сына Иисуса Христа. В пещере не было колыбели для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота. В это время на небе появилось множество Ангелов. Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям». Песню Ангела услышали пастухи. Они пришли поклониться Христу.

А перед Рождеством Христа на небе появилась особенно яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы). Они пошли вслед за необыкновенной звездой, и она привела их в пещеру к Младенцу. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились ему и подарили подарки.
- К празднику Рождества Христова христиане готовятся заранее. Украшают елку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. Не просят для себя, стараются одарить других.
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
- Послушайте, что люди могут совершить для Бога.
Хрестоматия №4 стр. 12
Скоро Рождество
Скоро Рождество

Елочку зажгут.

И волхвы дары

Богу принесут.

Ну, а что же вы

Припасли Ему?

Что могли бы вы

Подарить Ему?

Приходите – он

Ждет в вертепе вас,

Ждет хороших дел,

Добрых, честных глаз,

Ждет любви к родным,

Жалости к больным,

Состраданья к бедным,

Слабым, пожилым.

Ангелы над злыми

Горько слезы льют,

А над миротворцами

Ласково поют.
Хрестоматия №2 (обсуждаем – размышляем) стр. 24
Игровое упражнение «Выбери, что хорошо – что плохо»

(хвастовство, грубость, жадность, лень, доброта, дружелюбие, щедрость, милосердие). Воспитатель называет – дети хлопают в ладоши, когда услышат «хорошо».
- Дети, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Присядьте, я вам сейчас расскажу.
Дети свободно рассаживаются на ковре
- Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три дерева. Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая елочка. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем Ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты? – колючие иглы да липкую смолу?», - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной елочке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала Ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день», – сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих подруг». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то ни благоухание в пещере, ни роскошный веер пальмы не привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты – доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будят, глядя на тебя, радоваться и веселиться.
Показать рисунки из хрестоматия №4 стр. 13, 20
- Давайте и мы с вами порадуемся и повеселимся и исполним песню «В лесу родилась елочка» (поем песенку, изображаем живые картинки. Музыкальное пособие 73, музыка Л. Бекман)
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом
- Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как дети разговаривают с елкой.

Хрестоматия №4 (обсуждаем – размышляем) стр. 22
Елочка, здравствуй
- Елочка, здравствуй! Тебя мы возьмем,

В город далекий с собой увезем.

Милые дети, не троньте меня,

Дайте дожить до весеннего дня!

Елочка, елочка, сколько свечей

Мы бы зажгли на верхушке твоей!

Милые детки, в лесу надо мной

Звезды сияют короной ночной!

Елочка, елочка! Сладких конфет

Здесь у тебя уж, наверное, нет?

Детки! Вы летом придите ко мне –

Ягоды будут в лесной глубине.

Елочка, холодно, жутко зимой,

Лучше на санках поедем домой!

Детки, сам Бог уж подумал о нас,

Елкам из снега он шубы припас!

Елочка! С нами не будешь скучать,

Будем мы петь, танцевать и играть!

Детки! Могу ль я у вас не грустить?

Лес мой родной не смогу я забыть.

Елочка, как же, скажи, без тебя

Праздник мы будет встречать у себя?

Детки, зато в светлый праздничный час,

Елочка будет молиться за вас.

Воспитатель: о чем просит елочка детей? Что ей дети отвечают? Почему елочка не хочет уходить из леса? (там ее дом, без леса она погибнет, она нужна в лесу…)
Динамическая пауза
Дети встают в рассыпную.

Музыкальное пособие 76. Цикл «Времена года». Декабрь. Музыка П.И. Чайковский
Воспитатель под тихую музыку произносит текст, дети имитируют движения.
- Как хорошо елочкам в родном лесу. Все лето они улыбались, слушая пение птиц, радовались легкому прикосновению лесного ветерка (покачивание). И даже наступлению холодов рады елочки. Ведь Бог позаботился о них и одел в теплые снежные шубы (слегка расставляют руки, медленно кружатся). Пробегут мимо лесные звери, и елочка укроет их от зимней стужи своими большими пушистыми ветками (наклон, руками как будто накрываем зверят). Спасибо тебе, елочка, за то, что ты своей скромностью и добротой украшаешь наш лес.
Воспитатель: мы не будем забирать елочку из ее родного дома (леса). Мы будем беречь красоту сотворенную Богом. Мы порадуем своих близких и порадуемся сами делами добрых рук наших. Нарисуем для праздника красивую елочку.
Дети проходят за столы
Пальчиковая гимнастика
Хрестоматия №2 «хорошо – плохо» стр. 77
Воспитатель: ваши руки многое могут делать, только не надо давать им лениться.

«На что похожа рука?»
Ладошка – на лопату.

Пальчики – на грабли.

Кулак – на молоток.

Два пальца – на клещи.
Дети рисуют под музыкальное сопровождение

Музыкальное пособие 70. Новогодний хоровод. Музыка Г. Струве; 71. Новогодняя полечка. Музыка Ю. Ким
Воспитатель: какие красивые елки у вас получились; вы сегодня много узнали о приближающемся празднике Рождества Христова, о том, что в этот день нужно быть умеренным в своих потребностях, но щедрым к окружающим вас людям; готовясь к встрече Рождества, вы сделаете много подарков своим близким и порадуете всех добрыми делами.

Наталья Шелудкова
Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Рождество»

Конспект НОД по программе

«Социокультурные Истоки »

в старшей группе

Тема : «Рождество » .

Цель : - Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника «Рождество » , дать представление о его значении.

Задачи : - Формировать представления о праздновании Рождества в нашей стране ; - Развивать связную монологическую и диалогическую речь; - Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традиция; - Воспитывать уважительное отношение друг к другу, желание заботиться о близких, доставить им радость своими словами и поступками.

Предварительная работа :

Чтение библейского повествования : «Рождество Иисуса Христа » ;

Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве ;

Прослушивание рождественских песен , стихов;

Чтение книги о рождественской елке .

Материал для занятия : - Книга для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда» ;

Колечко для игры, магнитофон; - Ёлочные украшения, сувениры – ангелочки, по количеству детей.

Ход НОД.

Организационный момент. (Дети входят в группу ) . Звучит песня «Рождество » . (Дети танцуют под песню «Рождество » )

Воспитатель : Ребята, про что эта песня?

Дети : Про Рождество .

Воспитатель : Что вам особенно запомнилось из произведения «Рождество » .

Дети : Необычная ночь, очень яркая большая звезда в ночном небе, елочные базары, очень холодно, люди идут в Храм, ласковые напевы.

Воспитатель : Что означает само слово «Рождество » ?

(Ответы детей)

Слово «Рождество » связано со словом «родиться» . Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения !

Воспитатель : А когда мы отмечаем Рождество ?

Дети : После Нового года. Верно. Про новый год мы знаем много, а что же такое Рождество ?

Дети : Рождество – зимний праздник , праздник ожидания чуда. Рождество – праздник , который напоминает нам о милосердии и любви, призывает творить добро. Рождество – праздник «Надежды» , надежды на лучшее.

Воспитатель : А что такое «Надежда» ?

Дети : Надежда - это уверенность, что всё будет хорошо, это ожидание чуда, это радость, это ожидание праздника, подарков.

Воспитатель : Что чувствует человек накануне Рождества ?

Дети : Радость, ожидание чуда, надежда на лучшее.

Воспитатель : Итак – Рождество , это светлый праздник, празднуется 7 января, в этот день родился Иисус Христос - Спаситель Мира .

Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос .

Воспитатель : Что пожелали бы вы на Рождество своим близким и друзьям? (Ответы детей)

Дети : Мы своим близким желаем здоровья, добра, радости, надежды.

Динамическая пауза.

Воспитатель : Рождество – это живой , весёлый, праздник, с множеством игр, песен, танцев.

Игра «Колечко, колечко» .

Воспитатель : Садитесь на стулья, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!» Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят : «Раз, два, три, колечко, беги!» . Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку. (Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «Колядование» . Девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством . А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Разучивание русской народной песенки «Коляда» . (Звучит музыка, дети поют) .

Коляда, коляда, Отворяй-ка ворота.

Пришла коляда. Накануне Рождества .

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, коляда, Подай пирога!

Подавай, не ломай. А по целому давай!

Кто дает пирога, Тому скот, живота. Кто не даст пирога – Уведем корову за рога!

Давайте поиграем в игру «Снег, лёд, кутерьма» (Под музыку)

Воспитатель читает произведение : «Предание о первой рождественской елке » .

Воспитатель : Что за чудо произошло в рождественскую ночь ?

Дети : В Рождественскую ночь произошло чудо – родился Христос .

Воспитатель : Где он родился?

Дети : В пещере.

Воспитатель : Чем украсили пещеру ангелы?

Дети : Пещера была некрасива. Ангелы украсили её цветами, которые собрали со всего света. Один ангел принёс ёлочку с севера.

Воспитатель : О чем грустила маленькая елочка?

Дети : Ёлочка грустила, потому что была не такая яркая, как цветы. О том, что она некрасивая и простенькая.

Воспитатель : Какое еще произошло чудо?

Дети : Звезды упали с неба и украсили елочку. С тех пор на Рождество в каждом доме украшают елку.

Ресурсный круг.

Воспитатель (вносит ёлочку) : Ребята, давайте, и мы украсим ёлку в нашей группе . - Но украшать мы будем, отвечая на вопрос : «Какого чуда я жду на Рождество , словами : «Я надеюсь….» . (Первым отвечает ребенок, стоящий слева от воспитателя. Он берёт ёлочную игрушку, и отвечает на вопрос. Педагог последним отвечает на поставленный вопрос).

Рефлексия. Воспитатель : Люди любят праздник Рождества , потому что в мир приходит светлая надежда. Рождество – это светлый прекрасный праздник детства, милый и дорогой для каждого человека. На Рождество происходят чудеса и если пожелать чудо не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется. Ребята, нам пора прощаться, я хочу вам подарить маленькие сувениры, чтобы ваши пожелания под Рождество обязательно сбылись . (Воспитатель дарит детям ёлочные украшения - ангелочков) .

Рождество

Под музыку входят дети

Хозяйка . Ох, рада я, радёшенька, что опять ко мне пришли. Здравствуйте дорогие, гости званные да желанные, рассаживайтесь, в нашей избе места всем хватит.

Песня русская изба

1-й ребёнок. Покатился Рождественский вечер,

Где гаданья, надежды и встречи.

2-й р . То ни снег, ни метель рассыпается
рождество к нам идёт, приближается.

С играми да плясками,

С Рождественскими сказками

Хозяйка. И то верно, давным-давно это было, очень много лет назад. В каждой семье в это время готовились к празднику Рождества. Торжественно, с любовью украшали дома еловыми ветками, пекли пироги, печенья да булочки! А уж песни да хороводы водили-на другом конце деревни было слышно.

Ребята . Что такое рождество? Расскажите нам, пожалуйста.

Хоз-ка. Это очень радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесёт людям счастье и радость.

Давным-давно в красивый город Вифлием пришли добрые люди Иосиф и Мария. Большой путь они прошли, устали и захотели отдохнуть. Но в домах ни у кого не оказалось места для ночлега. Тогда пошли они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера. В эту пещеру пастухи загоняли коров и овец от непогоды. В ней было тепло, стояли овцы и на соломе было мягко лежать. Вот там-то и родился Иисус Христос, тот самый чудесный Младенец, о котором все говорят и которого все полюбили.

Вбегают ангелы.

1-й. Славите, славите

Сами люди знаете

Христос родился-

Мир возвеселился.

2-й. Ясная ночь! Тихо кругом!

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом

Свет голубой льётся из щелей.

3-й. В яслях Младенец чудесный лежит

Тысячи лет его ждали прихода.

Счастлив тот будет, кто к нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

Ангелы уходят.

Дети. Да!

Входят два пастуха.

1-й. Ох, как труден был путь.

Надо нам отдохнуть.

Вон вдали стоит старый овин.

Там тепло, свет струится над ним.

2-й. Вот так чудо! Там овцы стояли у нас.

Почему так светло? Я узнаю сейчас!

(бежит в сторону, оттуда кричит)

Что я вижу! Младенец чудесный лежит,

Мать склонилась над ним и с улыбкой глядит.

Вот о чём ангелы пели в пути,

Надо младенцу поклониться пойти.

Пастух. Пойдём! Вон мерцает Большая Звезда!

К Младенцу святому ведёт нас она.

Но что подарит нам ему от души?

Вот сыр, хлеб и мёд, наверно, нужны.

Пастух . Я свежего сена для ясель найду,

Чтоб было тепло и удобно ему.

(уходят)

Входит ёлочка .

Ёлочка. Я стою одна! Я грустна!

На широком небосводе

В звёздном ярком хороводе

Светит дивная звезда.

О рождении младенца

Возвещает нам она.

Входят зайцы

Заяц . Скок-поскок,

Путь недалёк

С дороги не сбиться-

Вижу звезду,

Спешу поклониться

Младенцу Христу!

Ёлочка . Беги, беги, заинька.

Заяц. Но я не знаю что ему подарить.

Ёлочка. Ничего, заинька. У тебя такие мягкие ушки, Младенец погладит их и ему станет весело.

Заяц . Спасибо.

Убежали зайцы.

Появляется огонь .

Огонь . Я-огонь весёлый, жаркий.

Побеждаю темноту.

Со мной тепло, со мною жарко!

Я холоду-невмоготу!

Вижу звезду.

Спешу поклониться

Младенцу Христу!

Уходит.

Ёлочка. Никого, одна я, одинока!

Ночь тиха! Звезда зовёт, горит!

Все ушли Младенцу поклониться

А я здесь поклонюсь ему от всей души!

Вбегают звёздочки

1-я. Не грусти, тебя украсим,

И будешь ты всегда сверкать.

2-я. На празднике и в каждом доме

Тебя ребята будут украшать

3-я. Я – Вифлиемская Звезда-

Тебе всё это обещаю.

Сверкай, сияй на радость людям,

Тебя я чудесами украшаю.

Украшают ёлочку и уходят

Реб . Вот она, ёлочка наша!

В блеске нарядных огней

Стала лучистей и краше

Сколько игрушек на ней.

Хоз-ка. Вот так ёлочка пришла к нам в дом нарядная, что бы вместе с нами встречать радостный праздник-Рождество!

Хоровод.

Реб. Давайте колядовать, да с праздником всех поздравлять!

Реб. Хозяин с хозяйкой, слезай с печи

Зажигай свечи

Открывай сундучок

Доставай-ка пятачок

Хоз-ка. Не плясали и не пели

Угощенья захотели?

Я корову уберу,

Хлеб припрячу я в стогу!

Курочек под лавку

Поросят в канавку

Или уходите

Или нам пляшите!

Реб. Мы плясать-то мастера

Не боимся пляски

Руки в боки веселей

То не пляски-сказки

Пляши не скучай

Рождество встречай!

Танец «Гопачок».

Хоз-ка. Молодцы, а теперь мы с вами погадаем. И узнаем кто кем будет когда вырастет.

Гадание.

Реб. Белый снег белёшенький

Застелил дороженьки.

Мы и пели и плясали,

Праздник Рождества встречали.

Реб . Пусть свечи огонёк

Согревает нас всех

И пусть в Новом году

Звонче слыщится смех.

Хоз-ка. Наш праздник окончен, но счастливый год продолжается. Пусть в наших сердцах Рождество зажжёт свои искорки счастья, доброты и любви друг к другу.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое Рождество?»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №12 «Рыбка»

Матьясова И.А.

Программное содержание:

1.Познакомить детей с историей возникновения Рождества, как отмечают его в других странах. Почему именно ель, звезды являются символами этого праздника.

2. Воспитывать заботливое отношение к младшим, проявлять милосердие к окружающим.

Предварительная работа:

Чтение рассказа «Спор деревьев».

Рисование рисунков на тему «Рождество».

Ход занятия:

Чтение стихотворения:

Мы глядим во все глаза:

Ай да елочка краса!

Пахнут все иголочки

Новогодней елочки.

Шарики, бусы на ветках висят,

Радует елка больших и ребят.

О чем это стихотворение? (ответы детей). Елочка стояла нарядная, красиво украшенная игрушками (показ иллюстрации). Нравится вам эта елочка?

Ты недаром вырастала в тихом сумраке лесном

И с молитвой поднимала ветви стройные крестом

Строгой зеленью одета, свой наряд всегда храня,

С верой ты ждала рассвета уготованного дня.

Почему именно елка стала символом Рождества (за скромность, потому что это дерево вечно зеленое – символ вечной жизни). Нашу новогоднюю елку мы с вами украшали разными игрушками. Назовите их, А вот рождественскую елку украшают по- другому, хотите узнать как?

Тогда слушайте: «В центре, около макушки нужно повесить макет пещеры с Марией, Иосифом и святым младенцем. На макушке – Вифлиемская звезда. С разных сторон на елку вешаются пастухи и волхвы, они как бы спешат поклониться чуду. Волхвы- это восточные мудрецы. На верху, над пещерой - ангелы, внизу птицы и звери, радующиеся Рождеству – рождению Христа.

В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос

Месяц, вынурнув из тени, гладил лен его волос…

Пес, прокравшись к теплой ножке, полизал ее тайком,

Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком

Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка хоть минуточку и мне!»

А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки, прошептал: «Смотри скорей!»

На елке, между ангелами, сияют звезды, как много лет тому назад, когда Он родился. С этого времени во всем мире люди отмечают праздник Рождества Христова. Рождество в разных странах отмечают по- разному. Хотите узнать как? Тогда приготовьтесь к путешествию. На чем мы с вами можем быстро оказаться в другой стране? (ответы детей, выбор транспорта).

Посмотрите перед вами глобус. Он не простой, волшебный, он сможет нас быстро перенести с одной страны в другую. Приготовьтесь, в путь! (дети крутят глобус).

Мы с вами очутились в Италии (выходит подготовленный ребенок и рассказывает детям о празднике). «В этот день мы сжигаем полено, которое помогает нам освободиться от всего плохого, что случилось за год».

Продолжаем наше путешествие. Куда же мы попадем дальше (крутим глобус)? Мы в Румынии. К этому дню мы готовим ветки яблонь или груш. Они символ плодородия. Мы украшаем их разноцветной бумагой, цветами, позолотой. Ходим по дворам, Желаем хозяевам счастья и долгих лет жизни. Чтобы это сбылось нужно коснуться веткой каждого члена семьи.

Мы в Англии, В этот день принято ходить в гости и когда мы собираемся идти, то берем с собой кусочек угля. Придя, в дом кидаем его в камин, как бы «говорим» о наших дружеских намерениях.

И вот мы с вами вернулись в Россию.

В этот светлый праздник, праздник Рождества

Мы друг другу скажем теплые слова

Тихо снег ложится: за окном зима,

Чудо здесь свершится и зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши в этот дивный день

Будут счастьем нашим и подарком всем.

Льются звуки жизни, счастья и добра,

Озаряя мысли светом Рождества.

В этот день все на свете желают добра, делают подарки, поздравляют друг друга, знакомых, друзей. Кого бы вы хотели поздравить с этим праздником? Давайте вместе сделаем ангелочков и подарим их малышам (вместе с детьми из золотистой бумаги делаем ангелочков).

Издавна, на Рождество было принято не, только дарить подарки, но и творить милосердие. Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него обмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерно. Ведь так просто можно устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи. Ребята, а мы с вами сможем помочь нашим птицам? Давайте сначала сходим и поздравим малышей, а когда выйдем на прогулку позаботимся о братьях наших меньших.

С Рождеством святым вас, люди,

Мир да лад у вас пусть будет!

Чтобы горя вы не знали,

Чтоб в достатке пребывали!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!