Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Ребенок в 2 года стесняется других. Что делать, если у вас стеснительный ребенок

Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности - заниженная самооценка.

Есть, правда, одно исключение - в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.

В других возрастных категориях стеснительность - следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность - это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», - словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», - показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» - подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», - пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе - тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» - примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, - «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», - спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или . Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому - Ваша дочь.

Агрессивность - обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по . Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.

Все дети разные - одни очень контактные и общительные, а другие застенчивые и замкнутые. Одни дети смело идут к другим детям или взрослым и с удовольствием играют в любой обстановке, а другие застенчиво прячутся за маму или папу, а оказавшись наедине с другими детьми или взрослыми, тихонько сидят в уголке, боясь начать разговор даже со сверстниками. Как же раскрепостить ребенка, чтобы он мог чувствовать себя уверенно в любой обстановке?

Причины стеснительности ребенка

Прежде всего попытайтесь разобраться, почему ребенок застенчив, ведь только поняв причину, можно найти путь к решению проблемы. Причин такого поведения ребенка достаточно много, поэтому понаблюдайте за ребенком, чтобы понять, в каких ситуациях проявляется стеснительность. Может быть, ваш ребенок стесняется только в каких-то определенных ситуациях? Например, он проявляет стеснительность только при встрече с незнакомыми людьми, а может быть, только в незнакомой обстановке или же в то время, когда ему необходимо отвечать на какие-либо неудобные для него вопросы.

Понимая причину, которая приводит к стеснительности, можно будет рассмотреть несколько возможных вариантов борьбы с этим явлением.

Не просто застенчивость

Наблюдая внимательно за ребенком, можно обнаружить, что ребенок застенчив вовсе не из-за боязни кого-то или чего-то, а из-за некоторых заболеваний, в том числе и психических, например, отклонения, связанные с расстройствами аутистического спектра, такими как синдром Аспергера, аутизм, чрезмерное беспокойство или умственная отсталость. Если вы заметили некоторые признаки развития этих заболеваний у ребенка, немедленно обращайтесь к специалисту, так как чем раньше начнется лечение и социализация ребенка, тем больше шансов для него вести впоследствии нормальную жизнь в обществе

Родители – образец для подражания

Чтобы ребенок мог нормально развиваться, следите за своим поведением. Известно, что именно родители являются для детей образцом для подражания, и, наблюдая за поведением папы и мамы, ребенок затем ведет себя так же. Чаще всего, если мама очень застенчива (малыш чаще все же бывает именно с мамой), ребенок скопирует ее манеру общения и также будет проявлять застенчивость и излишнюю стеснительность.


Знайте, что ребенок, подрастая, сам по себе не изменится и из застенчивого не превратится в общительного и активного. Поэтому его социализацией необходимо заниматься с того момента, как обратили внимание на его застенчивость.

Старайтесь корректировать поведение ребенка сразу, приобщить его к разговорам, со знакомыми сверстниками, с детьми соседей, с бабушками у подъезда на лавочке. Чаще спрашивайте его мнение по любому поводу, пусть он высказывает свою точку зрения даже в присутствии других детей и взрослых.

Хвалите ребенка за любое проявление самостоятельности, выходите с ним поиграть на детские площадки и поощряйте принимать участие в игры с детьми.

Помните, что застенчивость – это всего лишь защитная оболочка от невзгод, которых ребенок боится, поэтому необходимо показать, что все, что его окружает, не так уж и плохо. Покажите, что, проявляя открытость, он только приобретет, а не потеряет. Именно общительность даст ему возможность раскрыться и приобрести друзей.


Попав первый раз в первый класс, он должен выходить к доске и отвечать перед всем классом. Вашему ребенку затруднительно узнать домашнее задание у одноклассника, спросить у учительницы свою оценку. И в его внешкольной жизни замечаете, как ребенок стесняется обратиться к продавцу, чтобы купить мороженое или булочку. А то и вовсе вы за него озвучиваете просьбы.

Если вашему ребенку страшно отвечать у доски, общаться со сверстниками, он робеет перед взрослыми и боязливо себя ведет в обществе, то эта статья для вас.

Откуда стеснительность и застенчивость?

Чувствительный зрительный вектор задает ребенку такое поведение в силу своих особенностей, говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Вектор - это группа врожденных желаний и свойств для их реализации. Рассмотрим зрительный вектор, обладатель которого имеет большую эмоциональную амплитуду: от сильного испуга до наивысшего чувства любви.

Впечатлительны, ранимы и чувствительны. Потому этим детям ничего не стоит расстроиться до слез из-за сломанного карандаша или живо и ярко обрадоваться подарку. Про таких говорят: делают из мухи слона , то есть преувеличивают эмоции, как устрашающие, так и положительные.

«А вдруг меня обидят?»

Когда по каким-то причинам ребенок, находясь в семье, теряет чувство защищенности и безопасности , у него растут различные страхи. В основе лежит страх за свою жизнь, и из-за него ребенку хочется быть менее заметным для окружающих людей. Кажется, что так он избежит опасностей, таящихся вокруг него.

Способность к преувеличениям заставляет его бояться еще больше. Приходя в магазин или выходя к доске, он легко представляет негативный исход: либо осмеют, либо поругают или укажут на ошибки, а это еще бОльший стресс. Вот и решает он, что лучше не выходить отвечать перед классом, не просить подать мороженое в магазине или вовсе не обращаться с просьбой к взрослому.

Быть стеснительным и постоянно бояться спросить то, что тебе нужно - значит лишать себя возможности получить желаемое, необходимое или порой жизненно важное.

Дайте ребенку ощущение защищенности

Системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует вернуть ребенку чувство защищённости и безопасности, чтобы он снова мог наслаждаться общением, перестал надуманно бояться непонимания, осмеяния. Такому ребенку необходима психологическая, моральная поддержка близких ему людей.


Самое главный человек - это мама. От маминого душевного состояния зависит и психическое равновесие ребенка. Атмосфера внутри семьи также важна для благоприятного развития малыша со зрительным вектором. Ссоры, скандалы, споры с ругательными словами лишают ребенка такого важного чувства - защищенности и безопасности.

«Боюсь опозориться»

Также может «мешать» быть смелым и общительным, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, анальный вектор. Природная нерешительность и страх опозориться иногда являются причиной скованности и излишней скромности.

Выглядеть глупым в глазах других людей не очень приятно. Тем более, если в памяти сидит подобная ситуация, где он был смешным. Такому ребенку понадобится ваша соразмерная уместная похвала за его любое проявление активности, смелости в общении с другими детьми, людьми. Но, стараясь подталкивать его к взаимодействию с окружающими людьми, не переусердствуйте.

Ведите неторопливую беседу о его одноклассниках, о прошедшем дне, проговаривайте прогнозируемые ситуации, где он будет выглядеть похвально и достойно. В разговорах не акцентируйте внимание на его неуклюжести, скромности, боязливости.

Помогите ребенку открыться людям, миру, общению

Дети со зрительным вектором легко экстравертируются, начинают общаться открыто и с удовольствием, если будут отсутствовать негативные факторы, влияющие на его психику. Если нет страхов и боязни внешнего мира, есть спокойное и уверенное состояние ребенка, то такие дети очень любят внимание к себе, тянутся к публичным выступлениям (танец, стих или ответ у доски).

Дети с анальным вектором, имея положительный опыт или одобрение взрослыми людьми своих поступков, будут активно стараться, чтобы снова и снова услышать слова похвалы в свой адрес. Именно малыши с анально-зрительной связкой векторов наиболее стеснительные.


Подробнее узнать о том, что необходимо дать своему ребенку, чтобы он испытывал удовольствие от общения с другими детьми и взрослыми, можно на бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Подарите ему возможность получать обратную связь от общества, которая так важна для его собственной реализации и развития личных качеств и потенциала.

Регистрируйтесь на бесплатные лекции - по ссылке http://www.yburlan.ru/training/ .

Статья написана с использованием материалов

Чаще всего, стеснительность является наследственным признаком, однако, если она не влияет на качество жизни малыша, не нужно считать это проблемой. По мере накопления опыта общения, застенчивость может постепенно исчезнуть, однако, родителям нужно помочь малышу и научить ребенка не стесняться.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы". Скачайте его и и узнайте как помочь малышу избавиться от психологических проблем.

Как побороть стеснительность и неуверенность у ребенка

  • Никогда не стыдите ребенка за стеснительность. Если малыш в присутствии чужих людей или детей прячется за вашу спину, не упрекайте его в этом и тем более, не оправдывайтесь перед другими. Такое поведение малыша норма. Не оставляйте ребенка наедине с чужими. Ваша задача – помочь ему преодолеть свою робость и научиться находить общий язык с посторонними. Малышу очень важно понять, что он не один и у него нет причин для тревоги. Привлекайте его к разговорам, обращайтесь к нему и спрашивайте мнение. Будьте рядом с ребенком, просто держите за руку, чтобы он смог преодолеть свою робость и наладил контакт с другими людьми.
  • Если ребенок стесняется общаться со сверстниками на детской площадке, не толкайте его на контакт и не оставлять одного. Просто возьмите за руку, подведите к другим детям и начните с ними разговаривать. Более смелые малыши поддержат разговор и смогут вовлечь и вашего ребенка. Постепенно кроха привыкнет к общению и найдет себе друзей.
  • Подготовьте ребенка к общению. Можете даже устроить репетицию, если вам предстоит отправиться в гости, на новую площадку или в детский сад. В игровой форме, проработайте ситуации, которые могут возникнуть, обсудите их с ребенком. Проговорите возможные варианты разных ситуаций, обсудите его действия, подготовьте к новым событиям, чтобы кроха меньше опасался будущего.
  • Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Не заостряйте внимание на неудачах. Их надо проговаривать, обсуждать, искать способ решить проблему. Не сравнивайте кроху с другими детьми, говоря, что кто-то лучше него справляется с задачей. Укрепляйте у малыша веру в свои силы.
  • Стеснительность, как правило, является наследственной. Если вы испытывали подобные проблемы, расскажите об этом малышу. Поделитесь с ним своим опытом преодоления похожих трудностей. Ваши рассказы помогут ребенку стать увереннее и снизят уровень тревожности. Расскажите, что испытывать стеснение –нормальное состояние и каждый человек хотя бы один раз испытал это чувство.
  • Чаще приглашайте к себе других людей, своих друзей и приятелей с детьми. Устраивайте детские праздники и . Так малыш получит массу позитива и сможет преодолеть неуверенность и стеснительность. Внесите разнообразие в свою жизнь. Посещайте больше общественных мест, детских площадок, театров. Запишите ребенка в какую-нибудь секцию или на танцы.
  • Если ребенок стесняется здороваться, не ругайте его за это. Лучше своим примером покажите, что в этом нет ничего особенного и страшного. Чаще здоровайтесь с соседями, продавцами в магазине и в других общественных местах при ребенке. Так вы не только поможете избавиться ему от стеснительности, но и научите элементарной вежливости.

Стеснительности больше подвержены интроверты. Зачастую такие дети очень талантливы, они легко могут освоить компьютер, имеют способности к рисованию, сочинению стихов или рассказов. Однако, застенчивость часто мешает им раскрыть себя полностью. Ваша задача – перед общением, а также в полной мере раскрыть свои способности.

А вы сталкивались с признаками стеснительности у своего ребенка? Как вы помогаете ему побороть лишнюю застенчивость?

Скачайте чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы"

​"Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…"​, "Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо...." "Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…" Главная причина комплексов у детей - это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как помочь малышу избавиться от навязанных комплексов

Если ваш ребенок проявляет излишнюю застенчивость, вам следует помочь ему преодолеть робость. Дети, которые не чувствуют в себе должной уверенности, не получают необходимого социального опыта, что приводит к тяжелым кризисам подросткового возраста и неполноценной взрослой жизни. Сегодня мы поговорим о том, почему ребенок стесняется и о различных проявлениях этой черты поведения.

Ребенок стесняется говорить

Часто встречаются случаи, когда ребенок стесняется говорить. Нежелание поддерживать общение вызвано заниженной самооценкой, страхом того, что окружающие не поймут или осудят, зародившимися комплексами. Любая неосторожная критическая фраза родителей и педагогов способна развить в детях неуверенность в себе и боязнь любого самовыражения. Ребенок стесняется из-за неудовлетворенных завышенных ожиданий мамы и папы.

Они формируют в детях чувство вины, ощущение, что если один раз не получилось, уже никогда не получится. Например, если вы ожидали, что ваш сын или дочь лучше всех расскажет стихотворение на празднике, а ребенок ошибся, и вы обвинили его в этом, ребенок не захочет больше говорить публично, чтобы снова не разочаровать вас. С другой стороны, заниженные ожидания родителей не позволяют раскрыть ребенку свой потенциал в полную силу, ваш сын или дочь не будет верить в себя, ведь для вас он или она малозначителен.

Ребенок стесняется других детей

Некоторые семьи сталкиваются с ситуацией, когда ребенок стесняется других детей. Такое поведение характерно для младшего возраста из-за отсутствия у малыша социального опыта и страха перед незнакомыми ему сверстниками. Дети старшего возраста могут бояться, что их обидят, а это опять же проявление неуверенности в себе. Некоторым детям свойственны опасения оказаться в проигрыше во время соревновательных игр, дети боятся быть менее успешными на фоне других, поэтому могут избегать общения. Если ребенка сравнивали с его ровесниками не в его пользу, он будет стараться не подвергаться сравнению в будущем и оставаться в одиночестве.

Малыш стесняется взрослых

Причины, по которым ребенок стесняется взрослых, все те же: страх, недоверие, негативный опыт. Маленький ребенок стесняется потому, что не знает, как поведет себя с ним новый для него человек, поэтому не поддерживает контакта. Если в семье мальчик или девочка получают только осуждение и упреки со стороны родителей и родственников, они будут ожидать такого же поведения и от других взрослых.

Что делать, если ребенок стесняется?

Для начала не заставляйте его что-то делать публично, давайте положительную оценку его действий при других, особенно близких людях. Не сравнивайте его со сверстниками или братьями и сестрами. Вы должны наполнить ребенка уверенностью в себе, исключить сомнения в своих умениях.

Как научить ребенка не стесняться?

Детская скованность пропадает, когда возрастает самостоятельность и вера в себя. Когда ребенок младшего возраста начнет сам выбирать себе одежду и убирать ее, раскладывать и собирать игрушки, выполнять уборку и гигиенические процедуры, а те, кто постарше, станут планировать свой день и помогать в хозяйстве, в них начнет развиваться чувство ответственности, умение делать выбор и принимать решения. Поощряйте, но не балуйте вашего сына или дочь, когда совершенный поступок действительно достоин похвалы.

Найдите вместе с вашим ребенком увлекательное занятие, например, спортивную или творческую секцию, в которой дети общаются по интересам, открывают новые знания, учатся работать в команде и помогать друг другу, полноценно реализуют свои способности. Помните, что дети всегда ожидают вашей поддержки и положительной оценки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!