Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам. Развитие детей в грудном возрасте

В этой статье:

Первый год жизни ребенка называют грудным возрастом. Это связано с тем, что на протяжении данного времени ребенок обычно находится на грудном вскармливании. Кроме того, первый год – время стремительного роста и физического развития малыша. Только за первые шесть месяцев кроха удваивает свой вес, а за год увеличивается в полтора раза!

Именно поэтому развитие грудного ребенка требует предельного внимания со стороны родителей и специалистов. И если последние досконально знакомы с нормами и отклонениями в развитии, то первые чаще имеют мало информации по данному вопросу. Попробуем это исправить. Каждой маме следует знать, как должен развиваться ее ребенок!

Физическое развитие грудничка

Грудной младенец имеет особенно интенсивный обмен веществ. Данная активность способствует высокому темпу физического развития малыша. Это притом, что у грудничков сформировались еще не все системы, принимающие участие в обмене веществ. К ним относятся нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и пищеварительная системы.

В связи с этим маленькие дети нуждаются в
оптимальном уходе, учитывающем их физиологические возможности. Новорожденные плохо защищены от инфекций, так как у них еще не выработался иммунитет к инфекционным заболеваниям. Необходимо оберегать детей грудного возраста от контактов с больными и регулярно делать им профилактические прививки.

За год ребенок не только увеличивается в росте и весе, но и начинает говорить, ходить, обзаводится зубами, переходит на новую пищу. Все это отражается на психике малыша. Чтобы все процессы прошли беспроблемно, необходимо правильно организовать внешнюю среду, взаимоотношения с близкими людьми, а также уход.

Улучшить обмен
веществ может калорийное питание. Однако пищеварительная система грудничка не отличается зрелостью, а ферментный аппарат – активностью, что еще раз подтверждает необходимость кормления грудью.

Пищеварительный аппарат вследствие своего несовершенства становится слабым местом детского организма, способствуя регулярным расстройствам пищеварения и стула, которые могут появиться даже после малейших нарушений вскармливания, а также из-за простого ОРЗ или аллергии на ряд продуктов.

Развитие рефлексов

Жизнедеятельность новорожденного малыша осуществляется посредством безусловных рефлексов, а грудничка – условных рефлексов. Самыми первыми вырабатываются рефлексы на звуки и изменение пространственного положения, позже – тактильные и зрительные. Спустя небольшой промежуток времени ребенок начинает поворачивать головку, а потом всем телом тянуться к источнику звука или новому предмету.

Условно-рефлекторные связи напрямую связаны с функциональным созреванием коры головного мозга, а нервная
деятельность – с факторами внешней среды, преимущественно с поведением родителей. То есть нервная система малыша развивается тем быстрее, чем больше внимания от родителей получает ребенок. Маме и папе рекомендуется не только разговаривать с крошкой, а еще петь песни, держать его на руках, ходить по помещению, выполнять гимнастику и массажик, играть в пальчиковые игры и погремушками.

Общение – самый мощный стимул для развития малыша. Известно, что дети из домов ребенка, лишенные эмоционального контакта с родными, развиваются хуже сверстников, живущих в семьях.

Развитие грудничка в первые месяцы жизни

В течение первых месяцев после рождения наблюдается прогрессирующее созревание центральной и периферической нервной системы малыша. Быстро развивается и растет скелетная мускулатура, вместе с тем увеличивается и двигательная активность ребенка, что приводит к ускоренному физическому и умственному развитию.

В этом возрасте
ребенка нельзя ограничивать в движении, которое непосредственно влияет на развитие. Тугое пеленание – это один из главных ограничителей, как, впрочем, и тесная одежда.

Грудничок нуждается в движении, являющемся проявлением его жизнедеятельности и развития. Всего несколько месяцев отделяет малыша от хаотичных и неосознанных движений до поддерживающих определенную позу и обеспечивающих передвижение в пространстве.

Первый день рождения большинство деток отмечают, твердо стоя на ногах. На то, как быстро и уверенно кроха встанет на ножки, большое влияние имеет деятельность коры головного мозга, связанная с общением с людьми. Так что, дорогие родители, старайтесь общаться с малюткой как можно больше и того же требуйте от бабушек и дедушек. Причем общение не должно строиться на сюсюканье. Ваш сын или дочь – это настоящий человек, пусть и маленький. Разговаривайте с ним соответствующим образом!

Головной мозг
новорожденного очень мал, но вот его кровоснабжение достаточно велико, и именно оно обеспечивает быстрый рост мозговой ткани, регулярно насыщая ее кислородом. В течение первого года жизни вес мозга увеличивается более чем в два раза. При этом в мозговой ткани содержится много жидкости, чего не стоит бояться, а стоит, наоборот, успокоиться, поняв, что склонность к судорожным состояниям связана именно с этим фактом.

В 2-3 месяца новорожденный может рассматривать игрушки, следить за яркими движущимися предметами, поднимать грудь и голову, лежа на животе, моргать при быстром приближении предмета, имитировать мимику взрослых, самостоятельно поворачиваться на бок и переворачиваться со спины на живот и обратно, улыбаться.

Развитие ребенка в 4-5 месяцев

С четырех месяцев ребенок может недолго сидеть без посторонней помощи, легко переворачиваться и хорошо держать голову. Висящие над головой игрушки он уже не просто рассматривает, а хватает ручками и тянет к себе, ощупывая, стуча, пробуя на вкус.
Также у малыша начинает развиваться речь – пока с громких «разговоров» в виде несвязного лепета, который постепенно перейдет в слоги, а со временем и в слова.

К пяти месяцам кроха начинает различать синий, зеленый и красный цвета. Чадо начинает пробовать самостоятельно садиться, а также стоять при помощи родителей. Движения рук и ног становятся все более координированными. Малыш перестает промахиваться, начинает долго держать в руках игрушки, подражать звукам и певуче гулить.

Развитие малыша в 6-8 месяцев

С полугода ребенок самостоятельно сидит, поднимается на локтях, ползает, ест из ложки, берет пищу губами. С восьми месяцев у малыша
появляется желание ходить, что он регулярно пробует делать. Именно поэтому родителям следует быть очень внимательными, чтобы кроха ненароком не упал и не ушибся.

В это же время ребенок радует родителей ладушками, которые «были у бабушки», активно повторяет любые другие движения руками. Кроха самостоятельно ест хлеб, печенье, пьет из бутылочки или поилки.

Ребенок в 9-12 месяцев

В 9-10 месяцев многие детки уже не просто уверенно стоят на ногах, но и начинают ходить. Сначала со взрослыми и при помощи всяческих приспособлений, а потом и самостоятельно. Кроме того, малышам нравится выполнять ритмичные приседания, удерживаясь за диван, журнальный столик или стул.

Обогащается мимика, жестикуляция ребенка, повышается стремление во всем копировать окружающих. Игры приобретают смысл, показывая наличие развивающегося интеллекта. У малыша появляется желание в игровой форме решать трудные ситуации и задачи, например складывать кубики в сортер, вкладывать стержень в кольца от пирамидки.

В год дети прекрасно ходят, держат чашку и начинают говорить первые слова. К этому времени самое сложное остается позади, а интересное – впереди. Родителям годовалого малыша предстоит узнать и научиться очень многому и приятному. Чего мы им и желаем!

ГРУДНОЙ РЕБЁНОК - ребенок от момента рождения до конца первого года жизни. За это время проходят два периода жизни ребенка - период новорожденности (см. Новорожденный) и грудной период (грудной возраст).

Анатомо-физиологические особенности

В процессах обмена веществ у грудных детей существенную роль играют внутриклеточные ферменты, активность которых с возрастом изменяется. Все виды обмена веществ у грудных детей отличаются нек-рыми особенностями (см. Обмен веществ и энергии, у детей).

Ребенок постепенно адаптируется к условиям окружающей среды. Неизбежный случайный контакт с различными инфекциями ведет к выработке специфических антител (см.), обеспечивающих ребенку некоторый приобретенный иммунитет (см.) и сенсибилизацию его организма к различным бактерийным факторам; наряду с этим у ребенка постепенно ослабевает первоначальный пассивный иммунитет, полученный внутриутробно от матери.

Морфол, незаконченность строения ц. н. с., своеобразие ее функциональных особенностей (склонность к разлитым реакциям) и повышенная проницаемость гематоэнцефалического барьера для инфекции и токсинов объясняют склонность Г. р. к судорогам, к менингизму и истинным менингоэнцефалитическим процессам. Сочетание недостаточности активно приобретенных иммунных свойств, снижения пассивного иммунитета и сенсибилизации к различным факторам с морфол, особенностями тканей и органов детей раннего возраста создает у них предрасположение к различным гноеродным и другим инфекциям, принимающим нередко тяжелое течение. Для детей грудного возраста характерна склонность к диффузным реакциям и неспособность к отграничению патол, процессов лишь определенным органом или одной тканью; так, местный процесс часто принимает у них бурное течение с массивной генерализацией. Наиболее частыми входными воротами инфекции оказываются кожа и слизистая оболочка дыхательных и пищеварительных путей.

В возрасте 4-5 мес. грудные дети могут инфицироваться возбудителями детских болезней (корь, краснуха, ветряная оспа и др.). Течение обычно тяжелое.

Врожденный сифилис дает характерные клин, проявления (см. Сифилис, врожденный).

Уже в грудном возрасте у некоторых детей отчетливо выявляются наследственные отягощения и так наз. аномалии конституции - экссудативный и лимф, диатезы (см. Экссудативно-катаральный диатез , Status thymicolymphaticus).

Потребность ребенка первого года жизни в пище с относительно высокой калорийностью при наличии относительной функциональной недостаточности жел.-киш. тракта способствует возникновению у него острых и хрон, расстройств питания и пищеварения (см. Гастроэнтерит , Диспепсия).

Интенсивный рост скелета, повышенная ранимость процессов пищеварения и обмена веществ создают у Г. р. предрасположенность к рахиту (см.), спазмофилии (см.). Лабильность кроветворного аппарата даже при незначительных погрешностях в питании и уходе могут привести к анемии (см. Анемия, у детей).

Для Г. р. характерно интенсивное, но постепенно снижающееся нарастание показателей физ. развития, а также относительная (по сравнению с более старшими детьми и взрослыми) функциональная неполноценность некоторых систем, особенно в первые месяцы жизни. У детей первого года жизни резко выражена термолабильность. Температура тела у них, как правило, на 0,3-0,4° выше, чем у взрослых.

Динамика роста и веса

Вес ребенка интенсивно нарастает в течение всего первого года жизни, но месячные прибавки в весе постепенно снижаются (см. Вес тела), длина тела также значительно увеличивается, особенно в первые пол-года (см. Рост).

Показатели физ. развития Г. р. приведены в таблице.

Средние показатели физического развития детей первого года жизни (по А. Ф. ТУРУ)

Возраст, месяцы

Длина, см

Окружность, см

туловища

При рождении

При оценке физ. развития Г. р. необходимо учитывать не только объективные данные различных измерений, но и субъективные данные, основанные на общем осмотре, выяснении особенностей его психомоторного развития с учетом условий окружающей среды и воспитания.

Кожа. Роговой слой тонкий, состоит из 2-3 рядов слабосвязанных между собой и постоянно слущивающихся клеток. Базальный слой развит хорошо, можно всегда доказать энергичное деление в нем эпителиальных клеток. Базальная мембрана недоразвита, очень нежна и рыхла, обильно васкуляризирована.

Сальные железы функционируют хорошо. Функция потовых желез в течение первых 3-4 мес. несколько снижена.

Подкожный жировой слой, хорошо выраженный у здоровых новорожденных, интенсивно нарастает в течение первых 6 мес., гл. обр. на лице, медленнее -на животе. Подкожная жировая клетчатка у Г. р. содержит больше твердых жирных к-т (пальмитиновой и стеариновой) и меньше олеиновой.

Опорно-двигательный аппарат Г. р. отличается рядом особенностей.

Мышцы Г. р. развиты сравнительно слабо; вес мышц у детей первых недель жизни составляет ок. 23% веса тела, тогда как у взрослых - ок. 42%.

В течение первых месяцев жизни у детей отмечается физиол, гипертония мышц, особенно отчетливо выраженная со стороны сгибателей конечностей; гипертония мышц верхних конечностей исчезает к 2-2V2 мес. жизни, а нижних конечностей - к 3-4 мес.

Кости Г. р. содержат меньше плотных веществ и больше воды, чем у взрослых. Надкостница толстая и менее прочно связана с костью.

У нормально развивающегося ребенка в определенной последовательности появляются точки окостенения и закрываются роднички. Боковые роднички у доношенных детей при рождении закрыты; малый родничок открыт приблизительно у 25% новорожденных и закрывается в течение первой четверти первого года жизни; большой родничок при рождении открыт и закрывается к концу первого года, самое позднее к 1,5 годам.

Сагиттальный, венечный и ламбдовидный швы начинают образовываться к 3-4 мес.; податливость их сохраняется значительно дольше.

Позвоночник Г. р. не имеет изгибов, грудная клетка бочкообразная, ребра хрящевые, прикреплены к позвоночнику горизонтально. При дыхании грудная клетка мало расширяется.

Дыхательная система. Число дыхательных движений в 1 мин. у детей в возрасте до 3 мес.- 40-45, от 4 до 6 мес. - 35-40 и от 7 до 12 мес.- 30-35. На одно дыхательное движение у новорожденных в среднем приходится 2,5-3 пульсовых удара, а к концу первого года - 3-4 удара. Функциональная способность органов дыхания у Г. д. характеризуется следующими основными показателями: объем каждого дыхательного движения у новорожденного- 20 мл, у месячного ребенка он повышается приблизительно до 25 мл, к концу года достигает 80 мл. Минутный объем дыхания с возрастом быстро увеличивается: у новорожденного он равен 700-800 мл, в возрасте 1 мес.- ок. 1400 мл и к концу первого года- ок. 2600 мл.

У новорожденных преобладает диафрагмальное дыхание, у детей грудного возраста выявляется так наз. грудобрюшное дыхание с преобладанием диафрагмального (см. Дыхание); экскурсии грудной клетки слабо выражены в верхних ее отделах и гораздо сильнее - в нижних. С переходом ребенка из постоянного горизонтального положения в вертикальное изменяется и тип дыхания; в этом возрасте (конец первого- начало второго года жизни) характерно сочетание диафрагмального и грудного дыхания, причем в одних случаях преобладает одно, в других - другое.

Сердечно - сосудистая система. С момента рождения ребенка прекращается плацентарное кровообращение, легкие расправляются и наполняются кровью, зародышевые кровеносные пути - венозный (аранциев) и артериальный (боталлов) протоки, овальное отверстие и остатки пупочных сосудов - закрываются. Устанавливается внеутробное кровообращение.

В течение первых месяцев жизни у детей уменьшается относительный вес сердца и в возрасте 5-6 мес. становится минимальным, соответствуя приблизительно 0,4% веса тела.

Минутный объем сердца у новорожденного ок. 330 мл, к концу первого года жизни достигает приблизительно 1200 мл. Минутный объем сердца пропорционален потребности организма в кислороде; рассчитанный на 1 кг веса Г. р., он в два с липшим раза больше, чем у взрослых.

Пульс у Г. р. значительно чаще, чем у взрослых: при рождении - ок. 120-140 ударов в 1 мин., в 6 мес.- 130-135 и к концу года- 120-125.

АД с возрастом возрастает: в первые месяцы максимальное давление 74 мм рт. ст., к концу года ок. 90, минимальное соответственно 51 и 63.

Характерные особенности ЭКГ- правый тип, ускоренная проводимость импульсов от предсердий к желудочкам и укороченная длительность желудочкового комплекса QRS. С возрастом ЭКГ постепенно приближается к ЭКГ взрослого. Большее, по сравнению со взрослыми, количество крови и более высокая интенсивность энергетических процессов предъявляют к детскому сердцу большие требования в отношении выполняемой им работы. Относительно большое сердце, относительно широкие сердечные отверстия и сосуды облегчают циркуляцию крови.

Пищеварительная система. Г. р. должен получать молоко матери. На базе врожденного безусловного сосательного рефлекса у ребенка после рождения возникают различные условнорефлекторные связи, влияющие на процессы секреции пищеварительных соков и обмен веществ.

Полость рта Г. р. относительно мала. Язык большой. Слюнные железы выделяют мало слюны. Морфол, особенности полости рта, губ и щек Г. р.- складка Робена-Мажито, сосательные валики Лушки-Пфаундлера, поперечные складки - валики на твердом небе и жировые комки щеки (комочки Биша) облегчают ему акт сосания, обеспечивая лучшую герметизацию ротовой полости в фазу аспирации и более интенсивное сдавливание соска. Отделение слюны происходит рефлекторно под влиянием различных раздражителей, подчиняясь в основном тем же закономерностям, что и у взрослого. Количество слюны заметно увеличивается в возрасте 3,5-6 мес. Слюна Г. р. содержит фермент птиалин, расщепляющий крахмал и гликоген до мальтозы; pH слюны колеблется от 6 до 7,8.

В возрасте 6-8 мес. у ребенка прорезываются нижние медиальные резцы, затем верхние - вначале медиальные, потом латеральные; к концу года прорезываются и нижние латеральные резцы. К началу второго года жизни у ребенка обычно бывает 8 молочных зубов (см.).

Пищевод у детей относительно длиннее, чем у взрослых: у новорожденных - ок. 10 см, к концу года - ок. 12 см.

Желудок у Г. р. также имеет ряд особенностей. У детей раннего возраста слабо развито дно желудка; у Г. р. оно составляет приблизительно 1/4 длины желудка, тогда как у взрослого 1/3. Емкость желудка у новорожденного равна в среднем 30-35 мл; в дальнейшем она увеличивается, достигая к 3 мес. 100 мл, а к году -250 мл. Моторика желудка и секреция его желез у грудных детей в основном подчиняется тем же физиол, закономерностям, что и у взрослых. В качестве возбудителя секреции в самом раннем возрасте наибольшее значение имеют безусловные рефлекторные раздражители; влияние условных раздражителей обнаруживается несколько позже. В желудке детей даже самого раннего возраста удается обнаружить пепсин, катепсин, химозин и липазу. Количество свободной и связанной соляной к-ты с возрастом увеличивается; общая титрационная кислотность (метод Михаэлиса) у детей первых недель жизни не превышает 3-6 мл 0,1 н. КОН, к концу года достигает 15-20 мл. Свободная соляная к-та соответственно составляет 0,8 и 10 мл, pH желудочного содержимого колеблется от 5,8 до 3,8.

При вскармливании женским молоком здоровые грудные дети выделяют желудочный сок с наименьшей кислотностью и активностью ферментов, однако вполне достаточными для переваривания молока. При вскармливании коровьим молоком отделяется сок с большей кислотностью и с более значительным содержанием всех основных ферментов. Имеется известный параллелизм между активностью ферментов желудка, кишечника и крови.

Печень относительно больших размеров. Желчь бедна желчными к-тами, холестерином, лецитином и солями, но богата водой, муцином, пигментами, а в период новорожденности - и мочевиной. В желчи Г. р. содержится больше таурохолевой к-ты, тогда как у взрослых больше гликохолевой.

Кишечник Г. р. имеет следующие особенности. У детей самого раннего возраста в кишечном соке обнаруживаются эрепсин, липаза, амилаза, мальтаза, лактаза, сахараза и энтерокиназа, активность которых с возрастом нарастает.

Количество сока поджелудочной железы и активность его ферментов - трипсина (трипсиногена), амилазы, мальтазы и липазы - нарастают с возрастом и зависят от состояния и характера пищи.

Дуоденальный сок натощак имеет почти нейтральную реакцию - pH 6,8-7,2. При поступлении в двенадцатиперстную кишку кислого желудочного содержимого реакция дуоденального сока отклоняется на нек-рое время в кислую сторону, и pH его достигает 3,5-5,0; в разгар панкреатического переваривания реакция снова становится нейтральной или даже щелочной. Активность ферментов дуоденального сока в течение первого года жизни нарастает. Активность трипсина у грудных детей колеблется от 512 до 1024 условных единиц, активность амилазы не превышает 500 ед., а активность липазы равна 20-30 ед.

В процессах переваривания пищи несомненную роль играет пристеночное пищеварение (см. Пищеварение), еще мало изученное у детей грудного возраста.

Брожение в кишечнике Г. р. как при естественном, так и при искусственном вскармливании до нек-рой степени дополняет ферментативное расщепление пищи; гниение в кишечнике здоровых детей первых месяцев жизни отсутствует.

У детей при вскармливании только грудным молоком редукционные процессы не выражены, и поэтому билирубин не редуцируется в уробилин, холестерин - в копростерин и т. д.

В нормальном содержимом кишечника у здорового Г. р., вышедшего из периода новорожденности, при естественном вскармливании бактерийная флора представлена весьма ограниченно: преобладает анаэробная палочка - Вас. bifidus, Вас. acidophilus, Bact. coli, Bact. lactis aerogenes и др. При искусственном и смешанном вскармливании преобладают Bact. coli, Вас. acidophilus, Вас. bifidus и энтерококки, находящиеся почти в равных количествах. Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, по картине кишечной флоры как бы находится в состоянии постоянной субинфекции. У детей, вскармливаемых сцеженным женским молоком, бактерийная флора кишечника в большей или меньшей степени отличается от флоры кишечника ребенка, получающего молоко непосредственно из груди матери, что зависит от степени загрязненности сцеженного молока.

Бактерии, усиливая гидролиз белков, подвергая углеводы брожению, омыляя жиры и растворяя клетчатку, могут способствовать перевариванию пищи. Они принимают участие в синтезе витаминов, особенно группы В и К.

Продолжительность прохождения у Г. р. пищевой кашицы по кишечнику может колебаться в широких пределах: у новорожденных от 4 до 18 час., у более старших грудных детей - около суток; при искусственном вскармливании удлиняется и может достигать 48 час.

Интенсивность всасывания у детей грудного возраста значительно больше, чем у старших детей. У Г. р. в желудке интенсивно всасываются и водные р-ры, в толстой кишке гл. обр. вода, а все остальные продукты в основном в тонкой кишке.

Испражнения здорового Г. р., вскармливаемого грудью, имеют золотисто-желтую окраску, кислую реакцию и кисловатый запах, содержат больше воды и к-т и имеют консистенцию горчицы. При искусственном вскармливании испражнения светло-желтого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, часто имеется неприятный гнилостный запах, реакция приближается к нейтральной. Каловые массы содержат меньше воды и к-т, имеют более густую замазкообразную консистенцию, а иногда бывают оформлены.

Копрограмма здорового Г. р. различна в зависимости от получаемой им пищи (см. Кал). При вскармливании грудным молоком на фоне детрита попадаются лишь единичные кристаллы жирных к-т; с переходом на докорм смесями со слизистыми отварами встречаются единичные зерна крахмала, а у детей, получающих мясо, единичные мышечные волокна.

У совершенно здоровых детей первого года жизни, особенно в первые месяцы, микроскопическое исследование кала обнаруживает небольшое количество лейкоцитов.

Число опорожнений кишечника у здорового Г. р. колеблется в довольно широких пределах: на первой неделе жизни стул бывает 4-5 раз в сутки, несколько позже 2-3 раза, к концу 1-го года -1-2 раза. При искусственном вскармливании число дефекаций за сутки в большинстве случаев меньше.

Дефекация у грудных детей происходит рефлекторно, без участия волевого момента. Здоровый правильно воспитываемый ребенок должен приучаться к произвольной дефекации с конца первого года жизни.

Почки . Существенная возрастная физиол, особенность функции почек - очень незначительный минутный диурез у новорожденных в первые сутки жизни и быстрое нарастание его в следующие дни. Почки детей первых недель жизни не обладают достаточной способностью концентрировать мочу, что, по-видимому, связано с неполноценностью почечных канальцев (см. Почки, возрастные функциональные особенности). Диурез у детей первых месяцев жизни при правильном питании и в обычных для них условиях окружающей среды составляет не менее 2 мл на 1 м 2 поверхности тела в 1 мин., тогда как у взрослого человека эта величина равняется 0,6 мл.

Эндокринная система. В течение первого года жизни ребенка происходят определенные изменения и в эндокринной системе: в возрасте 4-5мес. усиливается и в последующие месяцы продолжает нарастать инкретное влияние щитовидной железы, выявляются функции гипофиза и вилочковой железы. В связи с установлением корреляции между эндокринными железами усиливается основной обмен, достигающий нередко максимума к концу первого года жизни.

Кровь. Основной орган кроветворения у Г. р.- костный мозг (см.), но у новорожденного также достаточно выражено и экстрамедуллярное кроветворение. Кровь Г. р. характеризуется пониженным содержанием гемоглобина и красных кровяных телец и преобладанием лимфоцитов в лейкоцитарной формуле (см. Кровь, особенности крови у детей).

Центральная нервная система. Для детей раннего возраста характерна пониженная возбудимость и легкая истощаемость коры головного мозга; при действии безусловных раздражителей у них происходит генерализация нервных процессов.

Возникновение и упрочение первых условных рефлексов с различных экстероцепторов происходит в различные сроки с определенной последовательностью (см. Условный рефлекс). Наиболее рано у детей вырабатываются вестибулярные и слуховые условные рефлексы, несколько позднее - зрительные, кожнотактильные и проприоцептивные; вкусовые и обонятельные условные рефлексы возникают, по-видимому, в промежутках между возникновением рефлексов в пределах слухового и зрительного анализаторов.

В конце первого - начале второго месяца жизни у детей вырабатываются устойчивые условные рефлексы в отношении почти всех анализаторов. Позже других - в середине или в конце 2-го мес. жизни - формируется зрительный условный рефлекс. С возрастом у ребенка довольно быстро усложняются и дифференцируются взаимодействия между корой и подкорковыми образованиями, а также взаимоотношения организма с окружающей средой. Все это указывает на быстрое функциональное созревание у детей коры головного мозга. Развитие в. н. д. зависит от влияния факторов внешней среды.

Координация между слухом и зрением устанавливается очень рано. Г. р. реагирует на звуки приблизительно с такой же скоростью, как и взрослый.

Чувство вкуса относительно хорошо развито даже у новорожденных. На 3-м мес. жизни здоровый ребенок уже достаточно хорошо различает основные вкусовые раздражители (сладкое, соленое, кислое, горькое).

Дети первых месяцев жизни реагируют на сильные запахи, раздражающие гл. обр. окончания тройничного нерва. Достаточно постоянное и четкое дифференцирование нескольких запахов возможно лишь на 4-м мес. жизни.

Тактильное и температурное чувство у Г. р. выражено хорошо. Болевая чувствительность несколько понижена.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие (развитие моторной активности у Г. р. показано на рисунке 1). У новорожденного хорошо выражены зевательный, сосательный и глотательный рефлексы. Можно также вызвать рефлекс с ахиллова сухожилия, коленный, кашлевой и др. С первых дней жизни обнаруживаются исчезающие в дальнейшем рефлексы: хоботковый (выпячивание губ при поколачивании щеки около угла рта), положительный рефлекс Бабинского (тыльное сгибание большого пальца и подошвенное остальных пальцев стопы при раздражении кожи внутренней поверхности стопы), рефлекс схватывания Моро (симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам, при ударе по столику, на к-ром лежит ребенок), тонический рефлекс рук Робинсона (схватывание и прочное держание предмета при прикосновении им к внутренней поверхности ладони). Всегда отмечается положительный симптом Кернига (невозможность полного разгибания ноги в коленном суставе в то время, когда она согнута в тазобедренном) и положительный феномен ползания (при положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к подошвам ладони). Зрачковый и роговичный рефлексы положительны. Движения глаз недостаточно координированы; часто наблюдаются физиол. косоглазие и нистагм. В течение 1-й нед. жизни у ребенка появляются кратковременные напряжения мышц шеи. Продолжительность сна 20 час. в сутки.

В возрасте 1 мес. исчезает нистагм, движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует глазами яркие предметы. Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение. Ребенок начинает издавать какие-то неопределенные звуки; у него появляется улыбка, крик приобретает эмоциональный оттенок. Попытки удержать голову при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд. Лежа на животе он пытается поднимать голову. Потягивается. Упирается ножками, когда его поддерживают под мышки. Симптом Кернига, феномен ползания и тонический рефлекс рук - положительны. Сон - ок. 20 час. в сутки.

В возрасте 2 мес. отчетливо выявляется способность к зрительному и слуховому сосредоточению: ребенок лучше следит глазами за движущимися предметами, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание, когда ему показывают яркий предмет. Ребенок лежа на животе хорошо поднимает голову и приподнимает грудь; удерживает 1 - 1,5 мин. голову, находясь в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит, но подгибает ножки. Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук; симптом Кернига часто остается еще положительным. Эмоциональные реакции становятся разнообразнее: ребенок улыбается в ответ на улыбку, тормошение и т. д.; гулит (лепечет) более определенно. Ребенок начинает удерживать предметы всей рукой, и, т. о., двигательные реакции приобретают нек-рую целесообразность.

В возрасте 3 мес. ребенок зрительно сосредоточивается и 5-6 мин. следит за предметом, находясь в вертикальном положении. Ребенок четко улавливает направление звука, поворачивает голову в сторону звука. Наблюдавшееся раньше беспорядочное искание ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс). Лежа на животе ребенок приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья, сидит при поддержке за таз, поворачивается со спины на бок, свободно держит голову. Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предмет в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т. д. У некоторых детей к этому времени исчезает уже и симптом Кернига. Ребенок начинает узнавать мать, смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать. Гуление становится более разнообразным. Музыкальные звуки вызывают у ребенка положительные эмоции.

В возрасте 4 мес., лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимися предметами; ощупывает материнскую грудь; реагирует на незнакомое лицо. Исчезает физиол, гипертония мышц нижних конечностей. Движения становятся более дифференцированными и свободными: поднимаясь на руках, ребенок опирается только на ладони, поворачивается со спины на живот, делает «мост», хватает, гладит и удерживает предметы. Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки. Неудовольствие выражает хныканьем.

В возрасте 5 мес. ребенок отлично знает мать, неодинаково реагирует на различные лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тащит их в рот. Он хорошо сидит, держась за что-либо руками, однако позвоночник легко подвижен, в связи с чем выявляется резкий кифоз. Поддерживаемый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек, делает попытки освободиться от накинутой на лицо пеленки. В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 сек.

В возрасте 6 мес. ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ноги при подтягивании на руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать. Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица. Эмоциональные проявления более разнообразны. Делает первые попытки произносить слоги -«ба», «ма» и т. д.

В возрасте 7 мес. ребенок тянется к своему изображению в зеркале, сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении, поднимается на четвереньки, ползает, самостоятельно сидит, встает на колени, цепляясь руками за сетку кроватки; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает. Движения становятся более целесообразными. Многие движения имеют вполне эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым и т. д. Появляется повторение слогов типа «бабаба», «мамама» и т. д.

В возрасте 8 мес. ребенок улыбается своему отражению в зеркале, ищет взглядом нужный ему предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов и т. д. Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер. Стоит, поддерживаемый за одну руку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить. Пытается хлопать в ладоши.

В возрасте 9 мес. ребенок ищет спрятанный под пеленку или упавший на пол предмет; делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом. Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени. Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: он собирает мелкие предметы, достает кубики из ящика, следит за падением бросаемых предметов, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т. д.

В возрасте 10 мес. ребенок стоит, поднимается без опоры, хорошо ходит за стулом и делает попытки ходить при поддержке лишь за одну руку; подражает движениям взрослых: открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами, не отдает отбираемую у него игрушку и т. д.

Ребенок называет отдельными, но всегда одними и теми же словами различные предметы, напр, корову- «му», собаку-«ав» и т. д., произносит наиболее простые слова -«мама», «баба», выполняет простые требования, понимает запрет.

В возрасте 11 - 12 мес. ребенок накладывает один предмет на другой, пытается снять чулок, приседает без опоры, поднимая предмет, нагибается без приседания, хорошо ходит, поддерживаемый за одну руку (11 мес.), делает первые шаги без поддержки (12 мес.). Ребенок знает названия многих предметов, указывает части тела, выполняет большое количество требований, произносит отдельные слова и т. д. Продолжительность сна уменьшается постепенно и составляет к 12 мес. 14-16 час. в сутки.

Гигиена грудного ребенка

Правильное физ. и психомоторное развитие Г. р. и нормальная сопротивляемость его организма отрицательным воздействиям окружающей среды (в частности, случайным инфекциям) возможны лишь при правильном физ. (питание, режим, физкультура) и педагогическом воспитании в сочетании с рациональным уходом в условиях строгого соблюдения правил гигиены.

Детские палаты в учреждениях и детская комната в семье должны* быть светлыми, сухими, с окнами, если возможно, обращенными на Ю., Ю.-В. или Ю.-З. Кубатура воздуха на каждого ребенка -ок. 20- 30 м3. Температура в комнате 18-20°, для детей первых месяцев жизни - 21-22°. Комнату надо хорошо проветривать, лучше всего через фрамугу. Надо осторожно приучать детей спать при открытой форточке или окне, в зависимости от времени года, защищая их при этом от струи холодного воздуха.

Ежедневная прогулка - обязательное условие правильного ухода за ребенком. Вне помещения дети хорошо засыпают и спокойно спят. Ребенок должен быть тепло одет (зимой лучше использовать теплые спальные мешки). В 1,52-2 мес. показаны воздушные и водные процедуры для закаливания детей (см. Закаливание); с этого же возраста надо назначать детям массаж (см. Массаж , у детей) и гимнастику (см. Гимнастика , для детей раннего и дошкольного возрастов).

Кровать для Г. р. лучше всего иметь железную со спускающимися боковыми стенками, высотой ок. 60 см. Матрац из конского волоса или морской травы надо покрыть клеенкой, поверх к-рой положить простынку. Подушка не обязательна, дети хорошо спят и без нее; если же пользоваться подушкой, то она должна быть плоской и набита конским волосом. Зимой надо пользоваться шерстяным или байковым, летом - тканевым одеялом с пододеяльником.

Белье, детское).

Г. р. нуждается в тщательном уходе за кожей. Утром его лицо моют теплой (25-28°) водой. Каждый глаз промывают от наружного угла к внутреннему отдельным комочком стерилизованной ваты (рис. 3, 1), смоченной кипяченой водой или 2% р-ром борной к-ты. Ушную раковину и наружный слуховой проход прочищают ватным фитильком, смоченным кипяченой водой (рис. 3, 3). Нос ребенка прочищают таким же фитильком (рис. 3, 2), смоченным стерильным вазелиновым или растительным маслом. Затем ребенку моют с мылом руки; отросшие ногти осторожно подстригают ножницами. Протирать рот нельзя ни до, ни после кормления, т. к. даже осторожное и нежное протирание легко повреждает слизистую оболочку. Необходимы частая смена выстиранных пеленок, подмывание после дефекации и мочеиспускания и ежедневная ванна. После подмывания ребенка тщательно осушают легким прикладыванием пеленки (рис. 4), смазывают складки на его теле стерильным вазелином, детским кремом, растительным маслом или припудривают тонким слоем присыпки (тальк с цинком); органических присыпок применять не следует.

Мать, медсестра и другие лица, ухаживающие за Г. р., должны соблюдать чистоту одежды, рук и т. д. Наличие у них фурункулеза, пемфигуса и других гнойничковых заболеваний кожи требует временного отстранения их от ухода за ребенком.

Наряду с правильным гиг. уходом и физ. воспитанием надо уделять много внимания и педагогическому воспитанию, систематически проводимому с первых месяцев жизни ребенка. Необходимо поддерживать положительную эмоциональную настроенность ребенка, своевременно развивать у него двигательные умения и речь. В часы бодрствования ребенок должен получать двигательные, слуховые, зрительные впечатления, которые, однако, не должны приводить к излишнему его утомлению.

Библиография: Андронеску А. Анатомия ребенка, пер. с румын., Бухарест, 1970; Грачева Г. С. и Шевченко Л. И. К вопросу об акселерации детей раннего и дошкольного возраста (по данным Москвы), Здравоохр. Рос. Федерации, № 5, с. 28, 1974; К e р п e л ь-Ф р о н и-у с Э. Педиатрия, пер. с венгер., Будапешт, 1975; Коган Р. Б. Здоровье детей раннего возраста в Советском Союзе, М., 1971, библиогр.; Многотомное руководство по педиатрии, под ред. Ю. Ф. Домбровской, т. 1, М., 1960, библиогр.; Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков, под ред. А. А. Марко-сяна, М., 1969; Рапопорт Ж. Ж. и Прахин Е. И. Физическое развитие детей, Красноярск, 1970, библиогр.; Суточные ритмы физиологических процессов, под ред. В. А. Таболина и В. Н. Доброхотова, М., 1972; Физиология ребенка раннего возраста, под ред. 3. И. Коларо-вой (Бирюковой) и В. Гатева, пер. с болг., София, 1970; Шапошников Е. А. Об индивидуальной и групповой оценке физического развития детей и подростков, Педиатрия, Кя 12, с. 55, 1974, библиогр.; Gegesi Kiss Р. ё. Liebermann L. P. Personlichkeitsstorungen im Kinde-salter, Budapest, 1969; Handbuch der Anatomie des Kindes, hrsg. v. K. Peter u. a., Miinchen, 1928-1934; Lehrbuch der Padiatrie, hrsg. v. J. Dieckhoff, Bd 1-2, Lpz., 1974; M e n g i Y. Die friihkindli-chen Beflexe und Reaktion, Padiat. Prax., S. 607, 1974, Bibliogr.; Die physiologische Entwicklung des Kindes, hrsg. v. F. Lin-neweh, B., 1959; Simon C. Klinische Padiatrie, Stuttgart-N. Y., 1973.

Дети - они не такие, как взрослые. Особенно это касается совсем маленьких детей.

Кожа : очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой : Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система : Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1–2 месяцам закрывается малый родничок, а к году - большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии - водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6–8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 - верхних, после них - еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее - дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38° С) “сбивать” не следует - она естественная защитная реакция организма.

Мышечная система: Если поза, когда у ребен ка руки в покое согнуты в локтях, а ноги - в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 месяцев, сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, так как это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система: Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких.

Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 месяцев частота дыханий составляет в 1 минуту 40–45, в 4–6 месяцев - 35–40, в 7–12 месячев - 30–35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система: В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/ 63 милиметра ртутного столба.

Пищеварительная система: Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5–5 месяцев ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.

Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2–2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система: Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15–16 раз в сутки.

Нервная система: Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, “гулит”. При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти - этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства - любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5–месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6–месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7–месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8–месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9–месячный выполняет довольно сложные движения - перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: “дай ручку” и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10–месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произпсить простые слова.

11–месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

ЗАНЯТИЯ:

От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на живот не только перед кормлением, но и в середине бодрствования, периодически подставлять к стопам ребенка свою ладонь (опора при ползании).

От 3 до б месяцев. Разговаривать с ним, вызывая ответный лепет. Часто и на более долгое время класть ребенка на стол или в манеж на живот, стимулируя ползание, протягивать ему игрушки. Показывая их сбоку, добиваться переворачивания. В этом возрасте ни в коем случае не следует ни ставить, ни сажать ребенка.

От 6 до 12 месяцев. Вызывать подражание произносимым слогам и простым словам. Называть окружающих людей, предметы, действия. Учить выполнять некоторые движения и действия по слову взрослого, подкрепляя его показом. Побуждать к ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а позднее и без нее. Для обогащения ребенка впечатлениями и развития его речи показывать животных, заводные игрушки, а с 10 месяцев и картинки. Игрушки не подвешивать, а класть в манеж, в кроватку, на пол. Совершать элементарные приемы с предметами, наглядные для подражания.

Воздушные ванны, закаливание и гимнастика грудных детей. Воздушные ванны летом проводят на воздухе, а зимой в помещении, в любом случае температура воздуха не должна быть ниже 22–20° С. Начинают их с 1–1,5 месяцев, оставляя ребенка обнаженным на 1–2 минуты, 2–3 раза в день. Затем это время постепенно увеличивают и к 6 мес. доводят до 8–10 минут, а к концу года - до 12–15 минут. Во время воздушной ванны надо менять положение ребенка, одновременно можно проводить массаж или гимнастику. Летом воздушные ванны проводят в тени, так каку детей до 1 года прямые солнечные лучи могут легко вызвать перегревание (тепловой удар или ожоги кожи).

Водные процедуры начинают обычно в 3–4-месячном возрасте с влажных обтирании, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1,5–2 недель кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого рекомендуется пользоваться варежкой, сшитой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают кожу туловища и конечностей. Растирают постепенно отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале 35–36° С, через неделю 32–33° С, затем каждый месяц температуру снижают на 1° С, но не ниже 30° С. Обтирания проводят обычно после утреннего сна в течение 4–6 минут. Закаливание должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. При заболевании, остановке в весе, повышенной возбудимости процедуры следует прекратить. После перерыва их возобновляют с начальных этапов.

Под влиянием физических упражнений улучшается деятельность всех органов и систем организма, лучше развиваются двигательные навыки, правильно формируются мышцы и скелет, ребенок быстрее растет. Основное внимание при занятиях гимнастикой в грудном возрасте уделяют развитию правильных движений. До 3 месяцев активно сгибать и разгибать руки и ноги не следует, так как можно растянуть мышцы и связки. Применяют так называемые пассивные упражнения : проводят пальцами по позвоночнику, что вызывает его разгибание, укладывают ребенка на живот - он старается приподнять голову, когда прикасаются к стопам, отталкивается ногами. Полезно, поглаживая его, вызывать активные движения ногами, руками и всего тела.

В возрасте 3–6 месяцев вводят движения конечностями ребенка - скрещивание рук и ног для растягивания мышц-разгибателей спины, а в конце этого периода - активные упражнения, стимулирующие ползание и движения рук, которые проводят с яркими игрушками.

В возрасте 6–10 месяцев на ползание обращают основное внимание: оно укрепляет многие группы мышц туловища и конечностей. Следует как можно больше разговаривать с ребенком во время упражнений, фиксируя их словом-указанием. Закрепляя рефлекс, одновременно развивают его речь. В комплекс упражнений вводят повороты со спины на живот и обратно, круговые движения руками, выгибание, приседание и др.

В 10–14 месяцев ребенок начинает вставать и ходить, понимать речь. Поэтому в комплекс вводят такие упражнения, как - поднимание ног, приседание при поддерживании за руки, наклон и выпрямление туловища и др. Занятия способствуют приобретению двигательных навыков, развивают активность и самостоятельность ребенка.

Новоиспеченные матери часто задумываются над вопросом, стоит ли самостоятельно кормить ребенка или предпочесть искусственное вскармливание. Последнее позволяет женщине сохранить более эстетичные очертания грудных желез и не ощущать себя «фабрикой» по производству молока. Но педиатры утверждают, что лактация благоприятна не только для новорожденного, но и для самой женщины. К тому же выкормленный грудным молоком ребенок имеет больше шансов, чем «искусственник», вырасти здоровым.

Правильный прикус

Стоматологи в один голос заверяют, что грудное вскармливание формирует у детей более правильный прикус. Сам процесс сосания благоприятно воздействует на развитие мышц лица и челюсти. У детей, выкормленных материнским молоком, реже возникают проблемы с прикусом, формированием красивого зубного ряда и даже дыханием. «Искусственники » во взрослом возрасте гораздо чаще обращаются к ортодонтам для исправления всевозможных дефектов.

Развитие мозга

Материнское молоко содержит такой важный ингредиент, как докозагексаеновая кислота (ДГК ). Это одна из важнейших незаменимых Омега-3 кислот, которые участвуют в формировании и поддержании активной жизнедеятельности клеток мозга. Ни одно искусственное питание даже от самых авторитетных производителей не содержит этого элемента. А ведь ДГК способствует более быстрому развитию ребенка, более высокому уровню его интеллекта, а также снижает риск возникновения рассеянного склероза и других дегенеративных заболеваний головного мозга в старости.

Формирование пищевых привычек

Дети, которых матери кормят грудью, едят медленнее и дольше «искусственников », но насыщаются лучше. В женском молоке присутствует гормон холецистокинин, сообщающий мозгу младенца о насыщении. Такой «долгоиграющий» и тщательно отрегулированный природой процесс питания закладывает правильные пищевые привычки. Выкормленные материнским молоком дети меньше переедают, уже будучи взрослыми. Они гораздо реже страдают от ожирения и сопутствующих ему заболеваний.

Острота зрения

Материнское молоко обогащено всеми необходимыми для формирования нового организма компонентами. Содержащиеся в нем витамины, минералы и особенно жирные Омега-кислоты помогают организму новорожденного правильно строить клетки. Для недоношенных младенцев это имеет решающее значение. У детей, выращенных на натуральном материнском молоке, лучше развито зрение. Та самая жирная кислота ДГК участвует в построении сетчатки глаза, что помогает обеспечить ребенку в будущем более острое зрение. Так что матерям, мечтающим вырастить по-настоящему здоровое и жизнеспособное потомство, стоит серьезно задуматься о грудном вскармливании.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!