Развивающие пальчиковые игры детей 3 лет. Пальчиковые игры для малышей
В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
· Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
· При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
· Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.
· Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Игры-подготовки.
Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –
Утром встали пальчики- маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
ЕРШИ (Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
Круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
Круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)
Первичные игры:
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.
ШАЛУН (аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
ФРУКТЫ-ОВОЩИ
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.
Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
ПОМОЩНИК:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
ТРАНСПОРТ
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
ПОСЧИТАЕМ.((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!
(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!
Кто у нас в лесу живёт?
Вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..
Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.
ПО ГРИБЫ
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
КТО ПРИЕХАЛ?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
ПАЛЬЧИКИ
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
Усложнённые игры:
ДОЖДИК КАПАЕТ.
Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.
Праздник приближается, ёлка наряжается:
Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!
Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.
Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.
Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!
(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе)
У ЖИРАФОВ
У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)
ЧАСЫ (эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
ПОЖАРНИКИ (игра-пробуждение, активизация)
Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)
И на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)
КОШКА. (игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!
ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.
Кто пробовал — знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому ещё и года нет. Вот тут-то и поможет игра на ладошке!
Это и знакомство с языком, и радость общения с мамой, и удовольствие от прикосновения её ласковых рук...
Сгибая и разгибая, пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков — кто теперь этого не знает! — это успехи в развитии речи, а значит— ума. Как говорили наши предки: «...в ручки — хватунюшки, в роток — говорок, а в головушку - разумок!»
Сорока
Возьмите малыша за ручку и покружите-поводите своим указательным пальцем по его ладошке, приговаривая:
— Сорока, сорока,
Где была?
— Далёко.
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, (мизинец)
Этому дала, (безымянный)
Этому дала, (средний)
Этому дала, (указательный)
А этому не дала: (большой)
— Ты в лес не ходил,
Воду не носил,
Не будет тебе кашки!
В игре поочерёдно загибаются пальчики — мизинец, безымянный, средний, указательный. А большой не загибают, его треплют, «наказывая».
Пальчики
В основе игры — отрывок из стихотворения 3, Александровой.
В этой игре надо собрать пальчики в кулачок, приговаривая:
Раз-два-три-четыре-пять!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!..
Ладушки
Взяв ручки ребёнка в свои, похлопайте в ладоши. А на последних словах потешки разведите руки ребёнка в стороны и поднимите выше головы малыша.
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
Пили простоквашку.
Кашка сладёнька,
Бабушка добренька!
Попили, поели —
Шу-у-у, полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
Алёнка
Сначала хлопайте в ладошки вместе с малышом на каждое произнесённое слово. С третьей строчки загибайте пальчики ребёнка, как бы считая, сколько дел переделала Алёнка.
Алёнка-малёнка
Шустра-быстра:
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала.
Везде поспела —
В охотку ей дело!
Ваня
«Алёнка» пусть будет для девочек, а «Ваня» — для мальчиков. Похлопайте в ладоши вместе с ним, подтрунивая над незадачливым Ванюшкой.
Ваня-Ваня — простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород!
Золотые ворота
В основе игры — стихотворение А. Прокофьева:
Ай, люли, ай, люди,
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые —
Золотые ворота!
Проходите,
Кто хотите,
В золотые ворота!..
Теперь опустите руки и по очереди изображайте с малышом того, кого хотите провести в ворота: мышку- норушку, или зайку-попрыгайку, или мишку-топтыжку. Подсказывайте ребёнку, как ведёт себя персонаж: мишка идёт вперевалочку, зайка — вприпрыжку, кошечка крадётся на мягких лапках. Пусть малыш повторяет за вами движения, учится наблюдать, играть и перевоплощаться.
Просевалочка
Как иногда бывает нужно занять ребёнка «между делом»! Ну, скажем, мама собирается печь пирожки. Вот она взяла в руки сито, насыпала муки и, зная, что малыш внимательно следит за ней, говорит:
Сито бито, бито, бито
Под бока, бока, бока!
Посмотри-ка, пляшет сито,
Пляшет сито трепака!
Ты пеки, пеки, пеки
Из просеянной муки
Блин-чики,
Пи-рож-ки
И ола-душ-ки!
Вот мука прошла сквозь сито — подышала, и малыш запомнил новое движение руками. Спросите у него: «Как мама сеяла муку?» —он вам покажет... А потом — и бабушке, и дедушке, и папе...
Подставляй лодошку, расскажу про кошку!
Раз, два, три, четыре, пять!
Вот — кулак, а вот — ладошка,
На ладошку села Кошка!
И крадётся потихоньку,
И крадётся потихоньку...
Видно, Мышка там живёт!
Мама мышку найдёт!..
Села «кошка» на ладошку малыша — и пошла вдоль ручки... Идёт, идёт, сейчас нырнёт за «мышкой»! Где «мышка» живёт? Конечно, под мышкой малыша! Достаточно лёгкого прикосновения, и малыш в восторге хохочет-заливается.
Комарики
В «комариков» можно играть даже с младенцем. Соедините вместе два своих пальца — большой и указательный. Получился «комар». Сейчас он будет кружить над малышом, а вы приговаривайте:
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились
Пусть комарик «куснёт» за ушко, за щёчку, ручку, ножку! Малыш освоится и скоро включится в игру: будет прятать от вас то щёчку, то ручку. А когда подрастёт— сам сложит пальчики «комариком» и поиграет с вами.
На ладошке у Тимошки
На ладошке
У Тимошки
Мышка спит,
Задравши ножки!
Ой, спит, спит, спит!
Ой да носиком сопит!
Будешь мышку будить,
Пальчиками шевелить?
Раз, два, три, четыре, пять,
Я не дам тебе поспать!
Ой, шу, шу, шу —
Разбужу, растормошу!
А станешь убегать,
Я тебя за хвостик — хвать!
Если у вас в игрушках найдётся мышонок — пушистый, с длинным хвостиком, — он ещё больше оживит игру. Привяжите к нему ниточку, чтобы в нужный момент он «убежал» с ладошки!
Хомячок
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулачок!
Ну-ка, ну-ка, разожми,
Что найдёшь — себе возьми!
Мама прячет в своём кулаке что-нибудь вкусное. Малыш, чтобы добраться до сюрприза, примется под ваши приговоры: «Ну-ка, ну-ка, разожми!» — разгибать палец за пальцем. Потом, когда он доберётся до сюрприза, поменяйтесь с ним местами.
Песенка
А эта игра — с группой детей. Она не только развивает двигательные функции, но и расширяет кругозор, знакомит малышей с окружающим миром.
Прилетели птички,
Птички-невелички,
На ладошку сели,
Зёрнышек поели,
Зёрнышек поели —
И запели!
Здесь уселся соловей
С новой песенкой своей.
(пошевелите большим пальцем левой руки)
А здесь — воробей,
Нет воробышка смелей!
(указательным)
Только петь он не привык,
Прыг да скок! Да чик-чирик!
Что летаешь, сойка?
Сядь на пальчик, спой-ка!
Славка славить начала
Нашу землю до небес,
Лето, солнышко и лес!
(безымянным)
Славка-птичка,
Воробья сестричка,
Подпевает соловью:
— Я пою! Пою! Пою!
(мизинцем)
Трясогузка ожила —
Глянь, она плясать пошла!
(мизинцем правой руки)
А за нею — чиж,
Озорной мальчиш!
Вме-сте пля-шут,
Крылышками машут!
(безымянным)
Пеночка запела!
(средним)
(указательным)
(большим)
Кто услышал песенку —
Мо-ло-дец!!!
Все пальчики в игре размялись — на каждом из них своя птичка сидела. Тем пальчиком, на который села птичка, нужно пошевелить, стараясь, чтобы остальные не двигались. А точка в игре — три хлопка на слове «Мо-ло-дец!»
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь .
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать , повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять .
Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой . Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями .
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для !
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение ? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими . А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма !
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.
Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры , чтобы сохранить к ним интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.
Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?
Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук .
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
Учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
Учит напрягать и расслаблять мышцы;
Развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
Учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
Развивают точную координацию движений;
Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
Учат противопоставлять большой палец остальным.
И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.
Тема: «Перелетные птицы» Перелетные птицы Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели! Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж - Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки . Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют». | Хлеб2 2 Тема: «Хлеб» Хлеб Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи. Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Очень вкусно! |
|||||||||||||||||||||
3 Тема: «Рыбы» Подводный мир Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком». Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз. Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. | 4 Тема: «Фрукты » Фруктовая ладошка Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя . |
|||||||||||||||||||||
5 Тема: «Овощи » Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой ». Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого . Наша Зина - молодец! Показывают большой палец. | 6 Тема: «Мой город» Дом и ворота На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками,крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы с Соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»). Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу. В этот домик приглашаем. |
|||||||||||||||||||||
7 Тема: «Сад огород» Засолим капусту Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. | 8 Тема: «Зима » Зимние забавы Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. По Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят В стороны. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными . А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики». |
|||||||||||||||||||||
Тема: «Продукты питания» Мышка Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений Мышка зернышко нашла И на мельницу снесла. Намолола там муки, Испекла всем пирожки: Мышонку - с капустой, Мышонку - с картошкой, Мышонку - с морковкой, Мышонку - с морошкой. Для большого толстяка Все четыре пирожка: С капустой, с картошкой, С морковкой, с морошкой. | Т ема: Зимующие птицы» Птички зимой Прилетайте, птички ! («Зовущие» движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке. («Режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб) |
|||||||||||||||||||||
11 Тема: «Грибы » По грибы
Раз, два, три, четыре, пять, | 12 Тема: «Осень» Осень ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ, Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди . ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ, Поочередно загибают пальцы на руке. ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ, ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ, ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ . Встряхивают кистями рук. |
|||||||||||||||||||||
13 Тема: «Комнатные растения» Комнатные растения На окно скорее глянь: Здесь у нас цветет герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония - Мы все названья помним! Раскрывают ладошку. Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами. Пусть подрастают день за днем! О Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком». | 14 Тема: «Сказки» Сказки Сказки Сказки Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного . «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец. |
|||||||||||||||||||||
15 Тема «Посуда » Посуда Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно,в солонке!» Поочередно соединяют большой палец с остальными | 16 Тема: «Одежда» Стирка Стирка Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки - Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами Правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.) Устали мои руки! Встряхивают обе руки. |
|||||||||||||||||||||
17 Тема: «Семья » Этот пальчик Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - Я, Вот и вся моя семья. | 18 Т ема: «Мебель» Мебель Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх. |
|||||||||||||||||||||
19 Тема: «На страже родины» Наша армия Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. | 20 Тема: « Восьмое марта » Наши мамы Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают Себя за плечи . Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель - Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек». Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики». |
|||||||||||||||||||||
21 Тема: «Транспорт » Транспорт Будем пальчики сгибать - Сжимают и разжимают пальчики. Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого . | 22 Т ема: «Цветы» Цветы Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают . |
|||||||||||||||||||||
23 Тема: «Насекомые» Насекомые Дружно пальчики считаем Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) | 24 Тема: « Лес» В лес по ягоды Раз, два, три, четыре, пять (пальцы обеих рук «здороваются» - соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательны е и т. д.), В лес идем мы погулять (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу ). За черникой за малиной (указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого), Зa брусникой и за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу) |
|||||||||||||||||||||
25 Тема: «Игрушки » Игрушки У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого . | 26 Тема: «Дикие животные» Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Вращают большим пальцем. |
|||||||||||||||||||||
2 7 Тема: «Домашние животные» Домашние животные Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) | 28 Тема: «Лето» Лето (загибаются пальцы по одному на каждый счет) Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре - это лес, Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето! ) |
|||||||||||||||||||||
29 Тема: «Профессии » Профессии Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим .) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим .) Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.) |
|
|||||||||||||||||||||
31 31 Тема: «Весна» Времена года Круглый год Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают Большим пальцем. За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой | 32 Тема: « Чудеса Деда мороза» Новый год
|
Прогулка
| Пчёлы
|
Рыбка
| Сапожник
Мастер, мастер, |
Снежок
| Солнышко
|
Счёт
| Тесто
|
Хозяйка Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) | Червячки
|
Апельсин
| Гости К Кате гости прибежали, |
Горшок Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) | Дом
|
Домик Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой) | Ёжик
|
Замок
| Капуста
|
Комар
| Котик (выполнять действия по смыслу)
|
Котёнок
| Черепаха
|
Курочка
| Ладошки
|
Листья
| Лужок На лужок пришли зайчата, |
Моя семья
| Ножки Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую) |
Сорока-белобока. Сорока-белобока кашку варила, |
|
Пальчики. Этот пальчик хочет спать. | Пальчики в лесу. Раз, два, три, четыре, пять, |
Кто приехал? Кто приехал? | Моя семья. (Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком. |
Шалун.
| Белочка. (по мотивам народной песенки) |
По грибы. Раз, два, три, четыре, пять, | Пальчики.
|
Мальчик-пальчик. (Пальцы сжаты в кулачок) | Стишок для запоминания названий пальчиков. Палец Толстый и Большой |
Осенние листья.
| Есть игрушки у меня. Есть игрушки у меня: |
Улей.
| Черепаха.
|
Мы рисовали.
| Капустка.
|
Пять пальцев.
| Повстречались. (На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.) |
Лодочка.
| Рыбки.
|
Зимняя прогулка. (Загибаем пальчики по одному) | Паучок.
|
Посуда. (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.) | Дружба.
|
Варим кашу.
| Прятки.
|
Шла кукушка. (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) | Пчёлки.
|
Медузы.
| Новые кроссовки. (Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.) |
Одежда.
| С добрым утром!.
|
Зайцы.
| Гости.
|
Пчела.
| Апельсин. Мы делили апельсин |
Счет. (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка) | Сороконожки. (Средний и указательный пальчики перемещаются) |
Веснянка. (Поочерёдно выбрасываем руки вверх) | Маланья.
|
Котик.
| Тесто.
|
Рыбка.
| Капуста.
|
Берёза.
| Рыбки.
|
Я продолжаю публиковать нашу подборку пальчиковых игр. И сегодня на очереди пальчиковые игры для малышей от 1,5 лет. Все эти игры нами опробованы и одобрены:), так что можете смело использовать их в своих занятиях.
Для удобства пальчиковые игры на сайте разбиты в порядке возрастающей трудности. Напомню, что указанные возрастные рамки несколько условны и вовсе не означают, что вам нужно дожидаться определенного возраста, прежде чем приступить к игре. Всегда ориентируйтесь на ребенка.
Многие игры из предыдущих статей, наверняка также понравятся вам и вашему малышу. Особенно обратите на них внимание, если вы только начинаете знакомство с пальчиковыми играми. Посмотреть их можно здесь:
Ну и собственно обещанная подборка:
Мы матрешки, Мы матрешки,
Поплясать хотим немножко. (стоя на месте, поворачиваем головой то вправо, то влево)
Мы матрешки, мы матрешки,
У нас новые сапожки. (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Мы матрешки, мы матрешки,
Побежать хотим немножко. (бегаем по комнате)
Мы матрешки, мы матрешки,
Погуляем по дорожке. (степенно ходим по комнате)
Мы матрешки, мы матрешки,
Ох, устали наши ножки. (садимся на корточки и обнимаем колени руками)
Мы матрешки, мы матрешки,
Снова пляшут наши ножки. (стоя на месте, притопываем ножками)
Мы матрешки, мы матрешки,
Всем поклонятся матрешки. (кланяемся)
Для чего нужны нам ножки? (хлопаем обеими руками по ногам)
К маме бегать по дорожке.
Для чего нужны нам ручки? («рисуем» пальчиками кружочки перед собой)
Рисовать кружки и тучки.
Ушки – чтобы песни слушать, (показываем на ушки)
Ротик – чтоб конфетки кушать, (показываем на ротик, причмокиваем губами)
Глазки, чтоб на все смотреть, (прикладываем раскрытую ладонь ребром ко лбу и смотрим по сторонам)
Голос, чтобы песни петь. (пропеваем какой-нибудь звук)
Утро начинается, начинается.
Дети просыпаются, просыпаются. (трем глаза, потягиваемся)
Вот открылись все окошки, (глаза закрыли ладошками, затем открыли)
Мы похлопаем в ладошки. (хлопаем в ладоши)
И попрыгаем немножко. (прыгаем на месте)
Утро начинается, начинается. (руки снизу полукругом постепенно поднимаем вверх)
Солнце просыпается, просыпается. (трем глаза, потягиваемся)
На носочки поднимайся, (встаем на носочки)
Приседай и выпрямляйся. (приседаем и встаем)
И пониже наклоняйся. (делаем наклон)
Бабочка летела, летела, (бегаем по кругу, машем руками как крыльями)
На цветочек села, (садимся на корточки)
Крылышки сложила, (кладем руки на колени)
Деток покормила. (ладошки вместе, подносим ко рту, говорим «ням-ням»)
Спит медведь в своей берлоге, (кладем прижатые друг к другу ладошки под голову – «спим»)
Не найти ему дороги. (прикладываем ладошки к щекам и мотаем головой)
Снег засыпал все вокруг (пальцами постукиваем перед собой по столу или полу)
Спи скорей и ты, мой друг («спим»)
Рыжий конь копытом бьет, (бьем ладонями по коленям)
Машет гривою и ржет. (машем головой и говорим: «И-го-го»)
Я воды ему налью,
Свежей травкой накормлю. (протягиваем попеременно правую и левую руки вперед)
Хвостик рыженький поглажу (гладим друг друга с ребенком)
И седло коню прилажу. (продолжаем гладить)
Ловко сяду на коня! (подпрыгиваем)
Конь-огонь, вези меня! (подпрыгивая, двигаться по всей комнате)
По большой дороге шел великан, (шагаем широкими шагами, топаем)
Стучали его ноги – парам-пам-пам.
По маленькой дорожке гномик бежал, (идем на носочках маленькими шагами)
Стучали его ножки – парам-пам-пам
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, (беремся за руки, ходим по кругу)
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом! (постепенно ускоряясь, бегаем)
Тише, тише, не спешите, карусель остановите. (замедляем бег)
Раз, два. Раз, два. Вот и кончилась игра! (переходим на шаг, приседаем)
Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки. (трем ушки, затем ножки)
(протягиваем руки вперед ладошками вверх, затем вниз)
Наварили каши, помешали ложкой. (одна рука полукругом перед собой, второй «мешаем»)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (снова показываем ладошки с обеих сторон)
Курочке пеструшке накрошили крошки. (трем пальчиками друг об друга – «крошим»)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Строили ладошки домик для матрешки. (накрываем одну кисть другой, повторяем несколько раз)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (показываем ладошки с обеих сторон)
Хлопали ладошки, танцевали ножки. (хлопаем, выставляем ножки)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (показываем ладошки с обеих сторон)
Прилегли ладошки отдохнуть немножко (ладошки складываем под щеку)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Вышла курочка гулять, свежей травки поклевать, (ходим по кругу, руки полусогнуты в локтях)
А за ней – цыплятки, желтые ребятки.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко! (грозим указательным пальцем)
Лапками гребите, зернышки ищите. (присели, пальчиками скребем по полу)
Съели толстого жука – ам! (на «ам» хлопаем в ладошки)
Дождевого червяка – ам!
Выпили водицы полное корытце. (изображаем, как пьем водичку)
Эй, лошадка, не ленись, (взрослый встает за ребенком, изображающим лошадку, и, держась за него, идет по комнате)
Выше ножки поднимай,
В гости, в гости торопись,
Поскорее ты шагай.
Ну, поехали быстрее, (взрослый с малышом ускоряют шаг)
Быстро-быстро побежим.
Ну, скорее, ну, скорее,
В гости мы с тобой спешим.
А теперь шагай потише, (взрослый с малышом замедляют шаг)
Мы с тобой домой идем.
Мы с тобой домой придем, (садимся на корточки)
Там с тобою отдохнем.
Попробуйте также поиграть в жестовые и пальчиковые игры под музыку, для этого замечательно подходят песенки-игры Екатерины Железновой. Вот ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ музыкальные игры, которые понравятся малышам от 1,5 лет.
Развивающие пальчиковые игры – тема нашего нового занятия. Такие игры вполне могут стать самым любимым занятием для вас и вашего ребенка.
Что может быть трогательнее, когда малыш начинает сжимать и разжимать непослушные кулачки, пытаясь повторить за мамой?
Мозг и чувства новорожденного ребенка развиваются в геометрической прогрессии. Играть с малышом в пальчиковые игры – это самый лучший способ для его развития.
Пальчиковые игры для детей способствуют:
- Укреплению положительной эмоциональной связи с родителем
- Улучшению памяти (слова и жесты надо запомнить)
- Развитию мелкой моторики
- Развитию речи
Занимаясь с маленькими детьми мы должны помнить, что у ребенка очень маленький промежуток, когда он может зафиксировать свое внимание на чем-либо, поэтому для обучение маленьких детей происходит следующим образом:
- Будьте эмоциональны – это поможет заинтересовать ребенка.
- Не настаивайте. Если ребенок сегодня заниматься не хочет, то вполне возможно, что через 2-3 дня он с удовольствием повторит за вами.
- Повторяйте пальчиковую игру. На улице, в ванной и т. д.
Развивающие для детей пальчиковые уроки способствуют тому, что обучение детей превращается из тяжелой обязанности в легкое и приятное занятие.