Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Развитие речи темы занятий старшая группа. Развитие речи в старшей группе детского сада: занятия и темы

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Комплимент»

Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

Вот мы и подружились с обитателями планеты. Давайте для наших новых друзей сделаем подарок - придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:

Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

Какая будет наша машина?

А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Отгадай предмет»

Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи.
Образовательные.
- Закрепить навыки описания картинки
- Совершенствовать произношение звуков в скороговорках.
- Тренировать умение обобщения и классификации.
- Знакомить с процессом производства хлеба.
- Упражнять детей в умении подбирать рисунок для создания цельной картинки;
- Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.
- Развивать мелкую моторику рук и движений.
- Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
- Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существи-тельным.
Развивающие.
- Развивать у детей мышление, память, внимание.
Воспитательные.
Воспитывать сочуствие, эмпатию, умение заботиться о тех, кто обращается с просьбой и приходить на помощь. Прививать уважение к труду людей и осознание ценности хлеба. Учить отвечать четко и грамотно на поставлен-ный вопрос, давать полный ответ.
Материал : Коврограф Воскобовича, пособие Фиолетовый лес, баночки с номерами и заданиями, картинки тематические с изображением разных этапов производства хлеба, коврики и заплатки, картинка со сказочным сюжетом.
Предварительная работа: заучивание скороговорок, физминутки; дидактические игры.

Ход занятия.

Орг. Момент. Приветствие.
В группу входит воспитатель с куклой Би-ба-бо Белоснежка, кукла горько плачет.
Воспитатель: Какой необычный у нас сегодня гость, кажется, у этой милой девочки случилось несчастье.
Кукла: Здравствуйте, друзья! Меня зовут Белоснежка! У меня на самом деле случилось несчастье. От весны до осени я трудилась не покладая рук, а потом появился злой волшебник, и отобрал то, над чем я так долго старалась!!! Видите эту пустую корзинку? Раньше в ней лежало что-то очень важное!
Воспитатель : Что же это?
Кукла (плача): Я забыла… Злой огромный страшный волшебник отнял не только то, что было в корзинке, но и заморозил мою память. Он сказал, что я смогу получить свое сокровище только тогда, когда я выполню все его задания, а как же я с ними справлюсь, ведь я же совсем ничего не помню… (плачет)
Воспитатель: Не волнуйся, Белоснежка, у нас такие способные ребята в группе собрались, они помогут тебе справиться с заданиями волшебника! Правда, ребята?
Дети : Да!
Кукла (радостно): Спасибо, друзья, что откликнулись, пойдем же скорее, нельзя терять ни минуты!
Дети подходят к Коврографу Воскобовича, на котором расположены карточки с цветом и цифрами. (Красный-1, синий-2, желтый-3….)
Кукла: вот смотрите, ребята, первой надо открыть красную карточку, чтобы получить первую подсказку, потому что она под номером один, а дальше открывать все цвета по очереди как здесь подсказано, тогда мы сможем верно прийти к цели.
1. Дети открывают красную карточку, воспитатель читает задание:
- На картинку посмотрите,
- По ней мне сказку сочините,

Чтоб с картинкой совпадала
- И сюжетом обладала!
(На доске висит картинка на осеннюю тематику, дети сочиняют по ней сказ-ку)
Появляется первая подсказка – Изображение вспаханного поля.
Обсуждение:
- что изображено? Какое время года на картинке? Какая погода?
Воспитатель : Ребята, что это? Дети описывают изображение, предполагают, что забрал волшебник.
2. Дети открывают синюю карточку, в ней задание:
В моем уютном домике
Прохудились коврики!
Помогите починить,
Чтоб подсказку получить.
Дети подбирают заплатки для ковриков по образцу.
Получают подсказку «Поле с колосьями»
Обсуждение:
- Что изображено на картинке?
- Какая погода?
- Какое время года?
3. Дети открывают зеленую карточку, в ней задание:
Чтоб красиво говорить
Надо много слов учить!
А чтоб быстро отвечать,
Скороговорки надо знать!
Вспомните и расскажите скороговорку.
Дети вспоминают скороговорки, выученные заранее. Получают подсказку «Картинка с изображением мельницы». Обсуждение:
Что мы видим на изображении? Для чего необходимо? Какое время года на изображении?
4. Дети открывают желтую карточку, в ней задание:
- Мне на месте не сидится,
- Я люблю повеселиться,
- Вот и вы скорей вставайте,
- Танец листьев начинайте!
Дети танцуют на ковре произвольный танец под осеннюю музыку.
Получают подсказку «Картинка с изображением яиц, воды и муки». Обсуждение картинки:
-Что изображено? Для чего требуется? Как выглядит?
Кукла: смотрите, ребята, у нас осталось последнее задание! Я так волнуюсь!
Дети и воспитатель: Не волнуйся, Белоснежка, мы обязательно справимся!
5. Дети открывают фиолетовую карточку, в ней задание:
Белоснежка не ленилась,
Ведь она весной трудилась,
Летом тоже не скучала,
Без работы не бывала,
А потом настало время,
Чтоб собрать свой урожай!
Отвечайте-ка скорее,
Как зовется это время?
Воспитатель: вспоминайте, ребята, как называется время года, когда пора собирать урожай?
Дети : Осень!
- Подойдите все к ковру,
- И слова не говорите,
-А приметы покажите,
- Я картину посмотрю,
- Ваши знания пойму!
Дети на пособии Фиолетовый лес закрепляют признаки осени, Выбирая их из большого количества перемешанных признаков разных времен года.(Тучи, дождь, урожай, желтые листья, птицы улетают и т.д.)
Белоснежка по мере заполнения картины задает вопросы:
- Что это (листья, птицы, тыква)? Какого цвета? А какая она на вкус? (слад-кая, кислая) Осень – она какая?
Появляется подсказка «Производство хлеба на хлебокомбинате»
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, что пропало из корзинки у Белоснежки! Давайте посмотрим еще раз все картинки: вот поле, вспахано весной, чтобы сеять пшеницу; здесь поле с колосьями, это растет пшеница; на следующей картинке мельница – раньше в старину на таких мельницах мололи муку, сейчас для этого построены большие мукомольные комбинаты; вот ингредиенты для теста; и наконец, посмотрите, - это готовый хлеб, свежий и румяный. Его достают из печи.
Тут появляется маленький Мышонок, взмахивает волшебной палочкой и возвращает Белоснежке память, у него в корзинке хлеб.
Воспитатель: Вот это да! А Белоснежка сказала нам, что ее обидел большой и злой волшебник. Неужели это ты?
Мышонок : Да.
Воспитатель: Ребята, а мышонок большой? (маленький) Страшный? (Нет)
Мышонок : Я специально запутал Белоснежку, чтобы она меня испугалась, очень уж мне хотелось на себя внимание обратить. Он отдает хлеб Бело-снежке и говорит « Какая ты молодец, Белоснежка, и трудолюбивая, и дружелюбная, и какие друзья умные у тебя! Я за тобой, Белоснежка, с самой весны наблюдал, все видел, как ты зерна пшеницы перебирала, как землю пахала и сеяла, как все лето от вредителей спасала и заботилась о своих колосьях. Видел, как ты урожай собирала, зерна в муку молола, как тесто месила и хлеб пекла! Прости меня, Белоснежка, мне просто очень хотелось, чтоб со мной кто-нибудь поиграл»
Воспитатель : Мышонок, ну какой же ты смешной, ведь когда ты хочешь с кем-то поиграть, надо с улыбкой подойти и добро сделать! Правда, ребята?
(дети предлагают свои версии, как с кем-то подружиться и поиграть)
Мышонок: Я все понял! Мне очень стыдно! Я так больше не буду!
Белоснежка: Я вовсе не сержусь, я теперь очень хочу пригласить вас, ребята, и тебя, мышонок, к себе на обед и угостить вас всех своим хлебом.
Воспитатель: Спасибо тебе, Белоснежка! Жди нас всех в гости!

Речь - основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже в первые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психологическом развитии ребенка, формирует общительность, интеллект и общий прогресс мышления. Развитие речи в старшей группе детского сада является важным и неотъемлемым инструментом совершенствования дошкольников и имеет свои особенности.

Цель занятий

Речевое развитие в старшей группе направлено в первую очередь на совершенствование уже имеющихся знаний и умений детей, которым в скором времени предстоит отправиться в школу. К шестому году жизни ребенок должен уметь:

  • употреблять около 2-3 тыс. слов;
  • грамотно строить предложения, используя все части речи;
  • рассуждать, высказывать свое мнение;
  • знать устойчивые фразы и выражения;
  • объяснять значение слов.

Занятия способствуют формированию необходимых для данного возраста знаний и умений, обогащают словарный запас дошкольника, обучают правильной форме общения. Ребенок, который свободно и хорошо разговаривает, имеет возможность высказываться и поддерживать интересный диалог, что положительно сказывается на интеллекте, логике и фантазии маленького человечка. Методики, направленные на развитие речи в старшей группе, подбираются в соответствии с возрастными особенностями дошколят.

Методы развития речи

Основными этапами совершенствования детской речи является обучение, коррекция и воспитание. Работа воспитателей в детском саду включает в себя такие моменты, как:

  • обучение ;
  • работа над произношением сложных слов и отдельных звуков;
  • исправление речевых дефектов;
  • развитие выразительности;
  • обучение правильному эмоциональному окрасу речи.

Развитие речи в старшей группе в большей степени носит развлекательный характер, так как дошкольники лучше усваивают информацию, подающуюся в игровой форме. Игры, викторины, песни и сказки участвуют в формировании и совершенствовании необходимых речевых навыков детей. Интеллектуальные задания должны гармонично сменяться физической активностью - танцами, зарядками, активными играми. Освобождение от лишней энергии способствует еще более успешным результатам.

ФГОС для дошкольников

Образование детей дошкольного возраста - важное условие для дальнейшего успешного развития каждого ребенка. Значение совершенствования речевых навыков воспитанников детского сада подчеркивается который вступил в силу в России не так давно, но уже используется в каждой обучающей программе, в том числе и в работе с дошкольниками.

Развитие речи в старшей группе по ФГОС включает в себя следующие задачи:

  • обогащение словарного запаса;
  • умение использование речи как средство культуры и общения;
  • знакомство с литературой, ее жанрами;
  • развитие (правильная расстановка ударений в словах, выразительная речь);
  • формирование возможностей речевого творчества.

Важной целью в образовательной системе является прививание ребенку любви к литературе и формирование потребности в чтении. Подобные навыки способствуют развитию интеллекта дошкольника и грамотности, что положительно влияет на уровень обучения в дальнейшем.

Развитие речи в старшей группе: занятия и их структура

Для получения максимальной результативности от занятий, опытными педагогами разработано множество различных программ и методик. Для того чтобы дети не переутомились и не скучали во время обучения, существует определенная структура занятий. Она часто рекомендуется для проведения занятий, направленных на развитие речи в старшей группе.

  1. Привлечение детей. Вхождение в процесс занятий должно быть интересным и увлекательным для неусидчивых детей. Дошкольники любопытны и игривы, поэтому приглашение ребят поучаствовать в сказке станет лучшим решением.
  2. Выполнение заданий. Пока дети максимально сконцентрированы, проводится основной этап обучения.
  3. Игровая пауза. Во время перерыва следует позволить детям избавиться от энергии. Это может быть танец, ролевая игра, выполнение заданий, требующих физической активности.
  4. Сказка. Прочтение сказки, ее обсуждение, обыгрывание и выполнение различных заданий способствует не только совершенствованию речи, но и формированию социальных и нравственных понятий у детей.
  5. Отдых. Заключительная беседа.

Рекомендуется тематическое разнообразие заданий, которые могут быть основываться на сказках или других источниках. Предпочтительны сезонные тематики, направленные на развитие речи в старшей группе: «Осень, здравствуй!», «Как я проведу лету», «Зимние развлечения».

Введение в обучающий процесс

Для организации детей и привлечения их внимания необходимо организовать интересную, но простую комбинацию фраз и упражнений. Можно собрать дошкольников в круг и организовать

  1. На счет от одного до пяти дети попеременно сгибают пальчики («будем дружно мы играть» ).
  2. При обратном счете кулак разжимается - три, два, раз («ждут новые знания нас» ).

После игры детей ознакомляют с предстоящей тематикой занятий, будь то изучение профессий, знакомство с природой или сказочный мир. Рекомендуется провести краткую беседу, относящуюся к теме. В разговор необходимо вовлекать всех детей при помощи вспомогательных вопросов и индивидуальных приглашений робких участников к диалогу.

Развитие мимики и интонации

Основные упражнения зависят от выбранной тематики занятия. В процесс следует включить задания на развитие выразительности и мимики. Ниже приведен пример основного этапа.

Развитие речи в старшей группе на тему: «Осень, здравствуй!».

  1. Воспитатель приглашает дошколят поприветствовать осень: «Мы тебя так ждали, осень».
  2. Дети повторяют предложения, ставя ударение на первое слово.
  3. Затем приветствие повторяется, но акцент уделяется второму слову.
  4. Фраза озвучивается с ударением на следующее слово и так далее.

Воспитатель придумывает новое предложение: «Осень пришла на смену лету». Дети должны повторить высказывание разными интонациями - весело, разочаровано, обиженно, злобно. Следует хвалить и подбадривать воспитанников во время игры.

Игры

Даже те занятия, которые направлены только на развитие речи, в старшей группе рекомендуется разбавлять игрой, требующей физической активности. Желательно, чтобы она вписывалась в общее настроение урока, соответствовала тематике и в ней использовались игровые атрибуты. Если занятие посвящено осенней поре, можно задать дошкольникам следующие задания:

  • перепрыгивать через лужи (картонные овалы, например);
  • подкидывать бумажную листву;
  • убежать от дождика, который сыграет один из воспитанников;
  • показать птичек, которые улетают в теплые края.

Здорово, если дети сами будут предлагать идеи для развлечения, предлагая варианты тех развлечений и занятий, что ассоциируются с выбранным временем года.

Задания

Данный этап посвящен литературным произведениям и творчеству. Воспитатель может прочитать сказку, историю или стихотворение, посвященное выбранной для урока тематике. После прочтения необходимо задействовать фантазию и воображение дошкольников. Дети могут сами придумать, чем закончилась история, предложив свои варианты. Можно устроить викторину, ответы на которую встречались в произведении.

Предпочтительно использование дополнительных атрибутов, которые подготавливаются заранее. С их помощью воспитанники смогут обыграть прочитанную историю. К примеру, педагог рассказала ребятам сказку о ежике, который запасался продуктами на зиму. Воспитатель предлагает вниманию детей большую корзину, в которой лежат различные предметы. Что возьмет лесной зверек: яблоки, грибы или, быть может, мячик?

Окончание занятий

В конце урока подводятся итоги, где дошкольникам предоставляется возможность проанализировать полученную информацию. Воспитатель спрашивает у детей о том, чему было посвящено занятие, что нового и интересного ребята узнали. Важно похвалить дошколят, это подбодрит их и стимулирует на активное участие во время уроков в дальнейшем.

Маленькое напоминание о прошедшем занятии в виде подарка особенно обрадует детей. Это может быть наклейка, вкусная конфета или другой приятный бонус. Ребятам можно дать интересное домашнее задание - нарисовать рисунок, посвященный пройденной теме или выучить стих.

Программное содержание:

Закрепить умение детей различать понятия «звуки», «слоги», «слово», «предложение».

Составлять предложения по схеме и наоборот, изображать предложение схематично.

Закрепить умение детей самостоятельно определять гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Пользуясь схемами составлять небольшие рассказы о временах года, месяцах, погоде, животных, растениях.

Закрепить знания дошкольников о профессиях взрослых (писатель, синоптик, биолог, математик, художник).

Выразительно декламировать стихи, пословицы, поговорки.

Закрепить знания детей о счете, составление и решение задач в пределах десяти.

Умение называть геометрические фигуры, ориентироваться на листе бумаги.

Формировать умение детей работать подгруппами, цепочкой.

Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под словесное сопровождение заходят в зал).

Когда в садик я иду

Утром по дорожке

Здравствуй всем я говорю

Даже соседской кошке

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И все дружно улыбнемся

Дети все мы умные

Умеем петь и рисовать

И обо всем рассказывать.

Воспитатель. - А это мы сейчас проверим! (Показывает напечатанные буквы «К», «О», «В»)

Что это? (Буквы)

Что я говорю: «А», «М», «О», «С» (Звуки)

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

Дидактическая игра «Отметить звук символом»

Воспитатель. Прочитайте?

ДА-ДЕ-ДУ-ДИ- это слоги!

Из слогов состоят? (Слова)

Со слов, состоит? (Предложение)

Из предложений что состоит? (Стих, загадка, сказка, рассказ)

Воспитатель. Прошу вас закрыть глаза и послушать, что я прочитаю.

«Посмотрите в окно. Вся стекло разрисованное белыми узорами - это мороз его так разрисовал. Холодно на улице. Все вокруг покрыто снегом - и земля, и крыши домов, даже на деревьях - снег. Озера и реки покрыты льдом, заметены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные, а дни короткие... »

О каком времени года этот рассказ? (Зима) Какие слова автора вам стали подсказкой? (Дети рассказывают предложения из рассказа)

Воспитатель. Давайте вместе с вами составим свой небольшой рассказ о зиме. Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Составляем рассказ о зиме»

Наступила. (холодная зима)

Выпал. (белый, пушистый снег)

Снег покрыл. (землю, деревья, дома)

Все деревья.(стоят голые)

Только. (елки, сосны стоят зеленые)

Перелетные птицы. (полетели в теплые края)

Остались зимующие птицы. (воробьи, синицы, голуби)

Люди. (беспокоятся о них)

Они мастерят. (кормушки) (Насыпают в них зерно, крошки хлеба)

Зима. (любимое время года)

Воспитатель. Мне нравится зима! А вам нравится это время года?

Воспитатель. Кому нравится зима? Прошу вас, займите свое место под зонтиком синего цвета, весна - зеленого, лето - красного, осень - оранжевого.

Воспитатель. Сегодня мы с вами станем учеными. А исследовать будем четыре времени года. Работать сегодня у нас будут четыре исследовательских центра «ЗИМА», «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ ».

В каждом центре работают: синоптик, писатели, художники, биологи, математики (дети).

Прошу выбрать себе желаемую профессию. Будем начинать.

Воспитатель. Приглашаю наших писателей описать время года над которыми они работают. (мнемотаблицы времена года)



Загадки для детей на тему Времена года

Писатель от центра «ЗИМА»

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

Писатель от центра «ВЕСНА»

Где весна приходит

Там трава всходит

Значит, к нам пришла…(весна)

Писатель от центра «ЛЕТО»

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? (лето).

Писатель от центра «ОСЕНЬ»

Юбочка ярко красочная

И оранжевые ленты

И темно-красное ожерелье

И желтые как воск сапожки

Это ….. по саду гуляет

В золотое пальто сад одевает (Осень)

Воспитатель. Каждое время года имеет свои месяцы. Кто их знает тот и называет!

Дети находят карточки обозначающие месяца и называют их


Воспитатель. Наши месяцы перепутались, нужно им найти свое место.

Дидактическая игра «Времена годы»

Воспитатель. Приглашаю синоптиков рассказать о погоде, ожидающей нас в разные времена года.

Приглашаю синоптиков рассказать о погоде

Синоптик от центра «ЗИМА» - Послушайте, пожалуйста, прогноз погоды.

Сегодня ожидается холодная погода. Вечером на небе появятся облака, возможны осадки в виде снега.

Синоптик от центра «ВЕСНА» - В начале весны мороз трещит, а днем вода бежит. В этом году прохладный будет март и апрель. Синоптик от центра «ЛЕТО» - Летом солнце поднимается высоко над землей. Погода летом ожидается с различными перепадами температуры от 20 до 30 градусов. В июне пройдут дожди с грозами.

Синоптик от центра «ОСЕНЬ» - Осенью солнце опустится низко над Землей и плохо будет греть. На небе часто будут появляться облака и будет идти дождь.

Дыхательное упражнение «Сильный ветер дует»

Пальчиковая разминка «Соберем листочки».

1, 2, 3, 4, 5

Будем листочки собирать

листочек каштана

(Дети одевают маски на пальчики, начиная с мизинца)

Акации, кленовый, березовый, тополиный

Листочки мы возьмем

В букетик их соберем.

Воспитатель. Назовите, с какого дерева листочек, начиная с большого пальца

(Дети снимают листочки и называют)

Воспитатель. Наши исследователи исследовали бобы. Давайте их послушаем.

(Эксперимент с бобами)

Исследователь от центра «ЗИМА»

Зимой жил в сумке на стене

На самом дне

Исследователь от центра «ВЕСНА»

Весной из чашки воду пил,

Белый побег он пустил,

В рыхлую землю упал -

Стебелек зеленым стал.

Исследователь от центра «ЛЕТО»

Летом пустил обильные цветки,

Связал тугие стручки.

Исследователь от центра «ОСЕНЬ»

Недаром его посадил -

Сто бобов он мне родил

Воспитатель. Я знаю, что наши биологи, исследовали жизнь животных. Что нового вы узнали о диких животных?

Упражнение для пальчиков «Дикие животные»

Все дикие животных

Водятся в лесу

Там можно увидеть: (По очереди встречаются пальчики левой и правой руки) Зайца, лису, волка, медведя и дикого кабана

Все звери скрылись, вот чудеса!

Воспитатель. А белочка осталась, вот она. Составьте рассказ о ней.

Дети составляют рассказ «цепочкой», передавая друг другу игрушку.

Дети. Это белочка. Она живет в лесу. Белочка маленькая, быстрая она быстро прыгает с ветки на ветку. У нее пышный, красивый, серый мех. В белочки есть туловище, голова, 4 лапы и пушистый хвост. Ушки у белочки с кисточками. Глаза черненькие крохотные. Ест белочка орешки, шишки и грибы.

Воспитатель. Давайте мы белочке подарим грибы, которые мы с вами собрали осенью. Расскажите белочке о грибах в вашей корзине.

Физминутка «Собираем грибы»

По грибы мы в лес ходили

Их в корзину положили

Полную корзину с верхом

Мы накрыли лопухом

Есть в нем сыроежка,

И опенок тонконожка,

И толстый Боровичок,

И загорелый Моховичек.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю каждой группе выложить коллаж на определенное время года. Внимание! Художник подписал где, что находиться. Поэтому нужно сначала прочитать, найти и приклеить изображения.

(Дети составляют коллажи)

Итог.

Воспитатель. Понравилось вам наше путешествие? Что запомнилось? Спасибо малыши за ваши интересные изобретения о временах года.

Конспект занятие по развитию речи в старшей группе.
Цели:
1. Развивать внимание, память, умение логически мыслить.
2. Развивать творческое воображение.
Задачи:
1. Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа.
2. Активизировать использование в речи сложно - подчиненных предложений.
3. Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж».
4. Четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками.
5. Произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.
6. Учить составлять рассказ на заданную тему.
Наглядный материал: Плюшевый медведь, счётные палочки, фишки.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение Т. Волгиной «Где, чей дом».

Воробей живет под крышей.
В теплой норке - домик мыши.
У лягушки дом в пруду
Домик пеночки в саду.
- Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.

Задает вопросы? «О чем говорится в этом стихотворении?». (О том, кто, где живет).
- Про чьи дома рассказывается? (Воробья, мыши, лягушки, цыпленка).
- Еще в стихотворении говорится о домике пеночки. Пеночка – птичка, она живет в саду. Вместе с большим воробьем живут под крышей малыши – воробьишки. (Если дети не могут ответить, воспитатель подсказывает начало слова.)
- В пруду домик лягушки и … лягушат. (Хоровые и индивидуальные ответы). Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много … цыплят.
А у пеночки птенцы так же называются – пеночки. Один птенчик – пеночка, много птенцов – пеночки.
- Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Воспитатель может подсказать начало слов: «лас…точки, «си…нички»).
Один птенчик - … ласточка, синичка; много птенчиков - … ласточки, синички.
- Каких еще птиц и птенцов вы знаете?(Самостоятельные ответы детей). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. При подведении итогов педагог называет ребенка, больше всех набравшего фишек).
Подвижная игра: «Совушка»
Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.
По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.
Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.
Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.
Дети, отдохнув, возвращаются на свои места.
Воспитатель загадывает загадки:
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
- Почему вы думаете, что это ёжик?
- Какой знакомый звук есть в отгадке – «ж» или «ш»? (Вопрос задается после отгадывания детьми загадки).
- Произнесите слово так, чтобы слышался звук «ж». (Ёжжжик).
Маленькие ножки,
Боится кошки,
Живет в норке,
Любит корки. (Мышка)
- Почему выдумаете, что это мышка?
- Какой знакомый звук в слове «мышка» - «ш» или «ж»? Произнесите его протяжно. (Мышшшка)
- Сейчас я прочитаю стихотворение, в словах, которого очень часто встречается знакомый вас звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук».

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

- Придумайте рассказ про мышонка, который не спит. (Ответы 2-3 детей).
- Послушайте еще одно стихотворение:
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
- Придумайте рассказ про жука: что с ним случилось? Кто ему помог? (Ответы 2-3 детей).
- Послушайте скороговорку: «Хорош пирожок, внутри творожок».
- Повторите сначала медленно и громко, потом медленно и тихо. (Некоторым детям воспитатель предлагает повторить скороговорку шепотом быстро).
Педагог берет в руки медведя и от его имени дает детям задание:
- Отгадайте, что я больше всего люблю? (Мед, малину).
- Послушайте, как я произнесу слово «ма – ли - на». Сколько в этом слове частей? (Три).
- Давайте посчитаем вместе: маа – лии- наа. (При произнесении каждой части дети выкладывают перед собой счетную палочку).
- Какая первая часть слова? (Ма.). Какая вторая? (Ли). Третья? (На). Всего три части».
Аналогично разбираются слова «машина», «Наташа».
Динамическая пауза «Правая – левая рука»
Дети произносят слова, сопровождая их движениями:
Это - правая рука,
Это - левая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река…
Обернулись мы и вот
Стало всё наоборот:
Слева - шумная дубрава,
Справа - быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?

Ребята, а теперь давайте вместе вырежем журавликов из бумаги. Показ воспитателя, как нужно вырезать журавликов (путем сложения бумаги вдвое, по намеченным линиям).
Одного из них подарим Мишке».
Итог занятия:
1. С какими звуками мы с вами познакомились?
2. Что вам запомнилось, что понравилось на занятии?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!