Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Развитие ребенка ы 6 месяцев. Календарь развития шестимесячного ребенка

Немыслимая быстрота роста и развития ребенка в первом полугодии жизни просто завораживает: вот только недавно кроха появился на свет, а уже через два - три месяца он уверенно держит головку и улыбается маме. Спустя еще месяц малыш точно различает «своих» и «чужих», пытается поймать и удержать красочную игрушку. Вот так - не по дням, а по часам - и растет ваше солнышко.

В 6 месяцев ребенок - это уже полноценный человек, у которого прослеживается характер и тип темперамента.

Но самый крутой перелом происходит в 6 месяцев - достигнув этого возраста, малыш настолько стремительно меняется и так быстро обучается, что только диву даешься. Вот о том, что умеет ребенок в 6 месяцев, мы с вами и поговорим. И начнем свою беседу с обсуждения режима питания и некоторых изменений в меню.

Педиатры, логопеды, стоматологи вот уже на протяжении нескольких десятилетий ведут споры на тему, . Некоторые считают, что это затормаживает речевое развитие, приводит к неправильному произношению звуков. Что думают по этому поводу специалисты расскажет наша статья.

Питание шестимесячного ребенка

Многолетние исследования и опыт предыдущих поколений свидетельствуют о том, что до указанного возраста грудное молоко полностью обеспечивает растущего малыша всеми необходимыми веществами: белками, жирами, углеводами, минералами и витаминами.

Но почему именно полугодовалому ребенку можно и нужно вводить первый прикорм?

Все дело в том, что к этому времени организм грудничка достигает определенного уровня развития:


Первым прикормом нужно заменить одно из дневных кормлений. И тут есть несколько хитростей:


Если вы прислушаетесь к вышеописанным советам и не будете спешить, сможете похвастать перед своими подругами здоровым и веселым ребенком, который не капризничает и кушает только полезную и вкусную пищу.

Физическое и эмоциональное развитие малыша в 6 месяцев

В 6 месяцев ребенок должен проявлять достаточно высокую физическую и эмоциональную/умственную активность.

Вот перечень основных навыков и умений, которые обычно усваивает грудничок к этому периоду:

  1. Без посторонней помощи переворачивается набок и на живот.
  2. Пытается перемещаться в пространстве - ползает.

    Ну тогда я пополз!

  3. Совершает первые попытки самостоятельно принять сидячее положение.
  4. Уверенно стоит на ровной поверхности, когда его придерживают за корпус.
  5. Самостоятельно берет руками игрушки и другие предметы, которые находятся не очень далеко от него.
  6. Может фиксировать свое внимание на определенном предмете 1 - 3 минуты.

    На этих красавиц можно смотреть бесконечно.

  7. Умеет выражать положительные и отрицательные эмоции.
  8. Если спрятать любимую игрушку, ребенок начинает ее искать, поворачиваясь во все стороны.
  9. Хорошо развиты вкусовые ощущения.
  10. Умеет есть из ложки, сжимая ее губами, хорошо пьет из чашки, которую придерживает кто-то из взрослых.
  11. Поворачивает голову к человеку, окликнувшему малыша по имени.
  12. Прислушивается к музыке, затихает, когда играет понравившаяся мелодия.

    Потише! Не видите я слушаю музыку!?

  13. Реагирует на смену выражений лица человека, который находится рядом.
  14. Увлеченно смотрит на предметы, которые двигаются.
  15. Не отпускает от себя надолго маму, так как ребенку хочется играть с кем-то, а не в одиночестве.

    Мама - мой лучший друг!

  16. Начинает произносить первые слоги - лепетать.
  17. Для этого периода характерно уменьшение длительности дневного сна. Но так как малышу необходимо систематизировать много новой информации, нельзя идти у него на поводу и уменьшать количество дневного сна: пусть ребенок спит недолго, но чаще.
  18. В среднем масса девочек в 6 месяцев равна 7,3 кг, а рост - 66 см. Мальчики в этом возрасте несколько крупнее - масса равняется 7,9 кг, а рост – 68 см.

Чтобы улыбнуться малышу необходимо задействовать 17 лицевых мышц, сделать малышу это очень непросто. Некоторые мамы видят уже через несколько дней после рождения, у других малыш не улыбается и через месяц. Каждый малыш начинает улыбаться в свое время, поэтому не стоит впадать в панику, стоит лишь немного подождать.

Некоторые молодые мамы не знают, как ребенок должен прибавлять в весе правильно и в какие сроки это должно происходить. ответит на все самые главные вопросы.

Учимся и играем в 6 месяцев

Прочитав информацию из предыдущей главы, многие мамы могут обеспокоиться из-за того, что какие-то действия малыш не выполняет: не может сидеть или плохо захватывает игрушки руками, не лепечет или весит меньше нормы.

Я строго индивидуален.

Хочу вас успокоить - все, что описано выше -это усредненная информация. Но ведь каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему - кто-то все схватывает на лету, а кто-то не спешит. Стоит бить тревогу только в некоторых случаях:

  1. Когда кроха практически не реагирует на общение со стороны ближайших родственников, кормление, игры.
  2. Вы наблюдаете подергивание мышц лица ли конечностей.
  3. Отсутствует нормальный режим сна.

Но если со здоровьем у ребенка все хорошо, всему остальному его можно научить, потратив немного времени на развивающие игры.

Дети развиваются быстрее в компании своих сверстников.

Чтобы научить кроху хорошо держать руками игрушки, почаще вкладывайте ему в руки вначале небольшие предметы, а потом более крупные.

Старайтесь давать ребенку игрушки различной фактуры - гладкие, ребристые, сделанные из кожи, бархатистые на ощупь. Возбуждение тактильных рецепторов на ладонях способствует образованию нейронных цепочек в головном мозге - так малыш быстрее учится.

Двигательная активность будет боле интенсивной, если в процессе игры ребенку нужно будет дотянуться до предмета или человека. Игры во время купания или плаванье в ванной укрепят мышцы спины и шеи, что поможет малышу более устойчиво сидеть и легче переворачиваться. Если активные игры и бултыхание в ванной не так эффективны, как вам бы хотелось, делайте с ребенком специальные упражнения или пройдите курс массажа.

Водные процедуры и развивают, и успокаивают.

Речевое развитие ребенка в 6 месяцев легко стимулировать, подолгу разговаривая с ним. Рассказываете детям сказки, пойте песни, читайте стихи. Чем больше кроха слышит слов, тем быстрее и полнее у него сформируется словарный запас. Чтобы в будущем у ребенка не было проблем с артикуляцией, прикладываете его пальчики к своему рту - так малыш запомнит форму губ во время произношения различных слов.

Книжки с большими и яркими картинками завладеют вниманием крохи надолго.

Побольше играйте с ребенком, показывайте ему игрушки, называя их, а потом просите малыша найти ту или иную. Показывайте крохе фотографии и называйте людей на них, играйте с зеркалом, попробуйте прятаться от ребенка, но так, чтобы он с легкостью вас нашел.

В целом родители должны помнить о том, что именно от них зависит интеллектуальное и физичесокое развитие детей. Поэтому в их обязанности входят следующие действия:

  • правильно организовать ребенку режим дня,
  • подобрать оптимальное блюдо для введения первого прикорма,
  • придумать такие игры, которые не только займут кроху на какое-то время, но и обучат его чему-то новому.

Полугодовалый ребенок сильно отличается от младенца, который только появился на свет, и физически, и эмоционально. Чему обучился карапуз к 6-месячному возрасту, какими навыками радует родителей ежедневно и как взрослые могут стимулировать развитие малютки в этом возрасте?

Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.


Кроха в 6 месяцев уже может сидеть сам. Если ваш малыш еще не сидит, не переживайте и делайте соответствующие упражнения

Физическое развитие

За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.


Стимулируйте малыша к ползанию, поскольку это хорошо укрепляет спинку малышу.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу – все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.


Поскольку ребенок 6 месяцев изучает игрушки ртом, следите за их чистотой

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.


Играйте вместе с малышом, так веселее и увлекательнее

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Уход

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.





Режим дня

Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.

Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.

Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.

Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм , выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.


Грудное молоко остается основой рациона 6-месячного ребенка

Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Полгодика воспринимается как определенный рубеж в развитии малыша. Вам интересно, что должен уметь ребенок в шесть месяцев и как помочь маленькому человеку продвинуться в своем развитии.

Сегодня об этом и расскажу, но помните, что детки могут приобретать новые умения в разное время и в разном темпе.

Развитие тела и новые движения вашего малыша

В полугодовалом возрасте совершенствуется многое из того, что уже умеет ребенок, а также в шесть месяцев появляются и новые навыки:

  • К этому возрасту детки могут переворачиваться со спины на животик и обратно;
  • Часто и подолгу лежат на животике;
  • Благодаря развитию мускулатуры малыш уже может опираться на вытянутые ручки и из этого положения поворачиваться в разные стороны;
  • Стоя в этой позе, может поднять одну ручку или держать в ней какой-нибудь предмет;
  • Малыш пытается ползти по-пластунски.
  • Физическое развитие ребенка позволяет ему передвигаться по комнате:в шесть месяцев жизни большинство деток умеют ползать на животе или перекатываться, так что уже могут добраться до любого предмета. Узнайте из статьи, когда ребенок начинает ползать >>>

Если ваш малыш еще не ползает, стимулируйте его к приобретению этого навыка: положите в некотором отдалении новую игрушку. Ребенок заинтересуется и будет делать попытки дотянуться до нее. В конце концов, мышцы крохи окрепнут, и он поползет.

  • Наиболее активные детки в этом возрасте не только ползают, но и встают на ножки у опоры.
  • Физическое развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется появлением навыка сидения. Некоторые детки садятся и могут просидеть несколько секунд без опоры. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть >>>
  • В шесть месяцев кроха хорошо пользуется обеими ручками, быстро идет развитие глазомера. Это значит, что малыш может захватить по игрушке в каждую руку и стучать ими друг об дружку. Большой палец при захвате пока используется редко и нетвердо, чаще всего детишки берут предметы горсточкой или четырьмя пальчиками.

Перечень того, что должен делать ребенок в полугодовалом возрасте, достаточно широк, но если в шесть месяцев малыш не выполняет то или иное действие – не расстраивайтесь, значит, этот навык карапуз приобретет немного позже.

Игры и игрушки

Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев приводит к изменению характера взаимодействия малыша с окружающим миром. Теперь карапуз хочет изучать все вокруг и активно участвовать во всех происходящих событиях:

  1. Малыш передвигается по комнате, внимательно рассматривает окружающую его мебель и различные предметы;
  2. Исследует свои ручки и ножки;
  3. Развитие ребенка шестого месяца жизни обязательно включает чтение взрослыми стихов, потешек и пальчиковые игры, которые очень любят малыши. И если раньше ребенок только сосредоточенно слушал, как мама читает ему стихи, то теперь он эмоционально реагирует на эти занятия; улыбается, смеется, лепечет.

Играйте с крохой не только в пальчиковые, но и в телесные игры: «Большие ноги шли по дороге», «Ехали мы, ехали», «Едет, едет паровоз» и т. п.

Беря малыша на ручки, используйте разные способы поддержки, танцуйте вместе с крохой. Так вы не только укрепите детские мышцы, но и создадите позитивный контакт с маленьким человечком, доставите малышу удовольствие от новых тактильных ощущений.

В 6 месяцев у карапуза идет развитие осязания; он не только тащит все в рот, но и старательно ощупывает пальчиками.

В подробном курсе «Мой Любимый Малыш» вы найдете пошаговые рекомендации по развитию и воспитанию ребенка этого возраста, >>>

В шесть месяцев у крохи появляются новые игрушки:

  • Мягкие кубики с картинками. Хорошо, если поверхности кубиков будут выполнены из разных текстур. Детки рассматривают изображения, слушают мамины пояснения, ломают башенки, которые строят родители;
  • Музыкальная игрушка с приятной музыкой. Для детишек в 6 месяцев хорошо подойдет детское пианино с несколькими крупными клавишами, которые легко нажимать. Такая игрушка нужна для развития логики: малыши понимают, что при нажатии разных кнопок раздаются разные мелодии;
  • Игрушки для купания. Больше всего малышам нравятся резиновые пищащие животные и куклы;
  • Разная посуда: большая деревянная ложка, пластмассовые тарелки и кружки. В шесть месяцев ребенку интересно все, что связано с едой взрослых; поэтому пользоваться посудой – это то, что должны уметь и девочки, и мальчики;
  • Картонные книжки с картинками. Карапуз любит их разглядывать и слушать, как читает мама. Не расстраивайтесь, что кроха все время тянет их в рот, это совершенно нормально;
  • Мягкая бумага и различные пакеты. Давайте их детишкам только под присмотром взрослого! Детки обожают рвать бумагу и шуршать пакетом;
  • На прогулке малыш в 6 месяцев уже любит наблюдать за мыльными пузырями; интересуется воздушным шариком.

Важно! Самое главное в выборе игрушек – следите, чтобы у них не было легко отламывающихся мелких деталей, которые малыш может проглотить.

Настроение и эмоции крохи

Психическое развитие ребенка в шесть месяцев дает ему способность отделять родителей и родственников от незнакомцев.

  1. Малыш любит общаться с близкими людьми, которых часто видит;
  2. Карапуз улыбается и смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда он чем-то недоволен;
  3. В свои 6 месяцев крошка учится выражать отрицательные эмоции: детишки умеют хмуриться, недовольно лепетать;
  4. Когда малыш рассматривает новую игрушку, на его лице появляется сосредоточенное выражение;
  5. Детки воспринимают интонацию и реагируют на нее соответствующим образом: ласковый голос вызывает на лице малыша улыбку, а от строгого он может заплакать;
  6. Маленький человечек тонко чувствует настроение мамы, если она грустит, может ныть и капризничать. Незнакомые люди настораживают кроху. Он не сразу начинает им доверять, может не пойти на ручки и заплакать от страха.

Обращая внимание на особенности развития ребенка, вы можете спрогнозировать характер ребенка, ведь именно в 6 месяцев проявляются первые его основные черты.

Развитие недоношенного ребенка в 6 месяцев почти полностью соответствует развитию ребенка, родившегося в срок. В этом возрасте «поторопившиеся» детки начинают полноценно общаться с близкими людьми, и мамам рекомендуется проводить с ними как можно больше времени.

Шесть месяцев ребенку – время, когда родители контролируют, что он должен уметь; мальчики и девочки имеют разные нормы развития. Психологами установлено, что девочки приобретают новые навыки немного быстрее, чем мальчики.

Узнайте много интересного о развитии ребенка в 6 месяцев из моего видеоурока:

Говорят малыши

В шесть месяцев продолжается речевое развитие крохи. Малыш уже увереннее произносит слоги, расширяется его «репертуар». Чтобы потренировать язычок и губки, делайте с крохой следующее упражнение. Дождитесь, когда ребенок скажет серию слогов, например, «фа-фа-фа». Произнесите «фо-фо-фо» или «фи-фи-фи».

Так вы покажете крохе, как можно составлять слоги. Когда разговариваете с карапузом, смотрите прямо на него и четко артикулируйте слова. Он будет запоминать, как произносить разные звуки.

Когда исполняется шесть месяцев ребенку, его развитие идет очень быстро и ширится список того, что он должен уметь; видео разных моментов жизни крохи поможет вам запомнить его в полугодовалом возрасте. Успевайте наслаждаться этими деньками, проводите с малышом больше времени. Вы и не заметите, как ваш карапуз начнет бегать и разговаривать.

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Показатели ребенка от 6 до 7 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

66.60-67.95 см

7.975-8.770 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Постепенно нарастает двигательная активность

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.


Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате.

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.


Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе?

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает.

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала.

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха.

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть.

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных - контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 6 до 7 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Как стимулировать «говорение» малыша?

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма- ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы.

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Еще недавно ваш малыш был крохотным и беспомощным человечком, но время пролетело быстро и сегодня вы отмечаете его первый юбилей – полгода со дня рождения. Кроха уже достиг определенных успехов и продолжает непрерывно совершенствовать свои навыки. Так какой он, шестимесячный ребенок?

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

За шестой месяц дети в среднем прибавляют 600-700 грамм веса и подрастают на 2-2,5 см.

Средние физиологические показатели полугодовалого малыша:

Шестимесячный малыш уже многому научился благодаря непрерывному развитию и совершенствованию его физиологических параметров.

У малыша в полгода режутся зубки

Для многих родителей период прорезывания первых зубов становится достаточно тяжелым временем. Малыш ощущает физический дискомфорт. Он капризничает, плохо спит, у него может подниматься высокая температура и нарушаться стул.

Основные симптомы, сопровождающие прорезывание зубов:

  • Повышается слюноотделение.
  • Набухают и краснеют десны.
  • Снижается аппетит, ухудшается сон.
  • Увеличивается потребность держать во рту разные предметы.
  • Повышается температура.
  • Появляется кашель и насморк.
  • Может появиться понос или запор.

У многих деток зубы могут вылезать попарно, что является для малыша еще более тяжелым испытанием.

Родители должны быть особенно внимательны к малышу, чаще брать его на руки, ласково напевать и разговаривать с крохой и отвлекать его с совместными играми.

Для облегчения симптомов, посоветовавшись с врачом, можно применять медикаментозные средства.

Слух и зрение у полугодовалого ребенка

Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся , журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса.

Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Достижения Вашего малыша в 6 месяцев

Двигательные навыки

К полугоду движения ребенка становятся более уверенными и целенаправленными.

В этом возрасте кроха:

  • Свободно переворачивается со спины на живот или на бочок и обратно
  • Отрывает тело от кровати или пола с помощи вытянутых ручек, которые ладошками опираются о поверхность
  • Делает попытки ползти , что в 6 месяцев у многих малышей достаточно хорошо получается
  • Достаточно долго , имея за спинкой точку опоры
  • Перекладывает игрушки и другие вещи из руки в руку
  • Тянется вытянутой ручкой за далеко расположенным предметом
  • Одновременно пользуется обеими руками , держа в каждой по игрушке
  • Некоторые малыши приподнимаются и пытаются встать на ножки, держась за опору.
Речь малыша Когда малыша ничего не беспокоит, он, как и раньше, подолгу гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки («а-ма, ба-бя и т. п.».) В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка . То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один . Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Мелкая моторика Пальчики крохи становятся еще подвижней, он уверенно берет и удерживает в руках не только удобные для захвата игрушки, но и мелкие предметы. Малыш лучше координирует движения, пытаясь достать или поднять маленькие игрушки .
Использование жестов Малыш научился выражать свои желания с помощью жестов. Он настойчиво тянет руки, когда хочет чтобы его забрали из кроватки, указывает на предметы, которые непременно хочет заполучить. Теперь он старается копировать действия взрослых, внимательно наблюдая за ними . К примеру, если вы похлопаете в ладоши, малыш тоже начнет играть в ладушки.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Любознательность и стремление к познанию окружающего мира у полугодовалого ребенка не знает границ. Малышу интересно все, что его окружает – предметы, звуки, люди, события и явления. Малыш взрослеет прямо на глазах. Он уже показывает свой характер, становится более целеустремленным, проявляет настойчивость и упорство в достижениях желаемой цели.

Полугодовалый ребенок уже понимает, каким образом можно манипулировать близкими людьми, чтобы добиться желаемой цели. Это связано с осознанием того, что именно окружающие его люди являются причиной тех или иных действий.

С неодушевленными игрушками он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем с людьми. В 6 месяцев ребенок способен самостоятельно занимать себя от получаса до 40-45 минут. У него уже имеются любимые игрушки и развлечения.

У ребенка совершенствуется понимание причинно-следственных связей . Пока что это освоение простых взаимосвязей – если выпустить игрушку из рук, то она упадет, если потрясти погремушку – раздастся характерный звук, если нажать на кнопочку музыкальной игрушки – зазвучит музыка, а если он захнычет, к нему подойдет мама.

В 6 месяцев ребенок не только изучает новые предметы, но и старается найти им «достойное» применение, показывая деловой подход к знакомым и незнакомым вещам.

У малыша расширяется пассивный словарный запас, он кроме своего имени понимает названия многих предметов, игрушек и действий.

Игры для ребенка шести месяцев, способствующие развитию

Занятия с детьми способствуют:

  • Расширению звуковых и зрительных образов.
  • Гармоничному развитию , как эмоциональному, так и физическому.
  • Увеличению пассивного запаса слов и получению новых знаний и навыков.
Игры Порядок действий Польза от занятия
Ладушки Берем ладошки ребенка и начинаем хлопать ими в такт известному стишку «ладушки-ладушки». При этом хлопок делаем в момент произношения первого слога в словах. Произнося фразу «полетели, полетели, на головку сели» помашите ладошками малыша и опустите их ему на голову.
  1. Развивается чувство ритма.
  2. Тренируется память.
  3. Улучшается координация движений.
  4. Укрепляется эмоциональная связь с мамой.
Звучащие

чашки

Ставим в ряд несколько чашек разного объема. Берем первую из них, подносим ближе ко рту и говорим какое-либо слово, например, имя ребенка. Повторяем действие со всеми чашками. Малыш обратит внимание, что одно и то же слово может звучать по-разному, хотя и не сможет сказать об этом . Но если вы повторите свои действия, произнося всего один слог, а потом поднесете чашки к ротику малыша, он попытается повторить слог, внимательно прислушиваясь к происходящему. Малыш знакомится со свойствами предметов и развивает слух.
Поищи игрушку Играть можно как в кроватке, так и на полу. Рядом с малышом кладем несколько игрушек и каждую накрываем кусочком ткани. Затем просим кроху поискать то, что вы спрятали. Малыш начнет стаскивать лоскутки с игрушек, проявляя огромную радость при их обнаружении . После этого отвлекаем ребенка и перепрятываем предметы так, чтобы он не заметил. Просим малыша вновь заняться поисками. При игре тренируется память, развивается наблюдательность и увеличивается подвижность ребенка.
Музыкальные бутылочки Возьмем несколько бутылочек из пластика (лучше 7 – по количеству нот) и нальем в них разное количество воды. Постучим по ним ложкой, вместе с малышом послушаем, какие звуки они издают . Пусть малыш постучит по бутылочкам самостоятельно. Он охотно будет извлекать звуки, и прислушиваться к ним. Развивается музыкальный слух ребенка.

Чтобы малыш не потерял интереса к развивающим играм, заниматься с крохой одним и тем же делом нужно не более 5-10 минут.

Физические упражнения с малышом в 6 месяцев

В дополнение к упражнениям, которые вы делали с малышом в 5 месяцев, можно добавить несколько новых.

Они должны способствовать укреплению сердечно — сосудистой системы ребенка, улучшать кровообращение, стимулировать укрепление опорно-двигательного аппарата и развивать координацию движений.

  • Сидение по-турецки . Малыша усаживают на ровную поверхность или на колени к маме. Поддерживая спинку, сгибают ножки в коленях так, чтобы стопы ребенка соприкасались. Можно слегка потереть подошвы друг о друга. После того как малыш освоится с такой позой, уменьшайте поддержку спины, чтобы малыш учился держать равновесие. Упражнение укрепляет мышцы туловища и позвоночник.
  • Низкие приседания . Малыша берут подмышки спиной к себе и ставят на ножки. Обеими руками сгибают ноги ребенка в коленях, чтобы он присел на корточки. Кроха попытается встать, после чего вновь усадите его. Следите, чтобы стопы малыша стояли ровно, не подворачиваясь внутрь или наружу. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет ножки и способствует освоению вертикальной позы.
  • Подъем ног . Положив ребенка на спину, ладонями обхватываем его колени, попутно выпрямляя ножки. Сначала по очереди, а потом одновременно, поднимаем ноги малыша вертикально вверх. Повторить плавными, медленными движениями 8-10 раз. Упражнение укрепляет тазобедренные мышцы и нормализует тонус ног.

Режим и питание ребенка в 6 месяцев

Режим дня полугодовалого ребенка мало чем отличается от распорядка в 5 месяцев. Единственное изменение – небольшое увеличение времени бодрствования и уменьшение сна.

Если в 4-5 месяцев детям вводился выборочно, то к 6 месяцам расширение рациона является обязательным для всех малышей.

Чтобы малыш рос здоровым и интеллектуально развитым человечком, уделяйте ему как можно больше времени. Читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки.

Рассказывайте малышу обо всем, что вызывает у него интерес. Только любовь и забота близких поможет крохе вырасти гармонично развитой личностью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!