Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Развитие ребенка в 11 месяцев что должен. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

В этом возрасте еще ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей.

Физическое развитие

Как вырастет ваш ребенок за этот период в количественных показателях роста и веса? Сейчас активно формируется так называемый молочный прикус, помогающий малышу познакомиться с новыми видами пищи.

Показатели ребенка от 11 до 12 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

73.60-74.90 см

9.805-10.470 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими

Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошечки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Если вы покажете малышу, как это нужно делать, он попытается поставить кубик на кубик, но сразу же разрушит получившуюся конструкцию.

Для того, чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения. Придерживается за мебель или прутья манежа, подтягивается наверх, чтобы встать. Опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие. Карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет малышу сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору.


Ребенок открывает для себя интереснейшую игру - придерживаясь одной рукой за прутья манежа, он может свободной рукой держать игрушку, стучать о край манежа и бросать игрушку на пол.

Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов. Кроме того, он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить

Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к году. Однако могут быть совершенно нормальные, не заслуживающие тревоги родителей, отступления от этого срока. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с девяти до шестнадцати месяцев.

Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, равновесием и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить.

Малыши со спокойным темпераментом часто не торопятся и действуют более осмотрительно. Так как на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как метеоры.

Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый свой шаг. При этом, когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.

Дети со взрывным темпераментом начинают, наоборот, ходить рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают сфотографировать достижение. Хотя иногда непросто предположить, кто начнет ходить рано. Вероятнее всего, это будет малыш с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица.

Кроме темперамента, серьезно влияет и тип телосложения маленького человечка. Худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Мамы и папы, принимающие стиль сближения и часто носящие детей на руках, иногда спрашивают: «Не станет ли в этом случае ребенок позже ходить?» Нет. Исследования многих ученых доказывают, что малыши, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к чаду, зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами.

Не следует переоценивать значение того, в какой месяц карапуз зашагает. Так как возраст, в котором малыш начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей. То, когда и как ребенок начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 11 до 12 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Психическое развитие

Активно развивается понимание речи. Малыш начинает реагировать на свое имя - поворачивается и смотрит, если его позвали. Он хорошо понимает, когда его хвалят или «бранят», повторяет действия, над которыми смеялись или за которые его хвалили. Он понимает и выполняет простые просьбы мамы: «Дай маме кусочек яблока», «Иди ко мне». Малыш узнает интонации и смысловые жесты, которыми взрослые сопровождают такие просьбы, и сам подражает жестам взрослых - «дай-дай-дай» , «пока-пока» .

Кроха начинает понимать значение простых предлогов - «из», «в», «за». Вы замечаете, что теперь он уже не пытается схватить игрушку через стенку прозрачной банки, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает вожделенный предмет. Малыш может отвинтить и снять крышку пластиковой бутылочки, если вы покажете ему, как это сделать. Положите в бутылочку кусочки яблока и печенья, чтобы подкрепить исследовательский интерес малыша.

Малышам нравится играть в разные игры с родителями. Дети обожают шумные, подвижные игры, в которые с ними играют отцы. Папы раскачивают и подбрасывают малышей вверх, кружат и опускают головой вниз, а они смеются и требуют повторения.

В этом возрасте все дети сильно привязаны к родителям, и особенно к маме. Они тревожатся и капризничают, когда долго не видят их.


Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта . Некоторые малыши требуют присутствия обоих родителей во время купания, кормления и укладывания спать. Родители хотели бы меньше зависеть от настроения ребенка, поэтому начинают приучать малышей к самостоятельности - учат есть ложкой, пить из чашки, засыпать в одиночестве.

Но многие сталкиваются с тем, что ребенок противится нововведениям - откладывает ложку и ждет, чтобы его покормили, не хочет лежать в кроватке и кричит, когда родители выходят из комнаты. Приучайте малыша постепенно. Спойте колыбельную песенку и покачайте кроху на руках, чтобы он успокоился и уснул. Когда малыш начнет засыпать, выйдите из комнаты.

Лепет малыша усиливается, наедине с собой он произносит целые «монологи», состоящие из цепочек различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, пытается активно копировать звуки, которые слышит, если его к этому побуждают. Он подражает движениям и жестам родителей, по просьбе взрослых может показать, где у него носик, глазки, ротик, ушки и т. п.

В этом возрасте малыши нуждаются в разнообразных впечатлениях . Обязательно находите возможность отправиться с ребенком на экскурсию или в гости. Усадив малыша в коляску или рюкзачок-кенгуру, можно съездить в зоопарк, магазин или просто в гости к бабушке с дедушкой или к друзьям. Замечательно, если там будут другие дети. Малыши в этом возрасте начинают наблюдать друг за другом.

До долгожданного всеми праздника - первого дня рождения вашего малыша остался всего один месяц, и вы с удивлением наблюдаете разительные перемены в своем карапузе. У большинства родителей в голове возникает вопрос, как происходит развитие ребенка 11-12 месяцев?

Это уже не тот маленький комочек счастья, который не мог ничего делать самостоятельно и у которого была одна цель - развитие. Детей в 11 месяцев не нужно кормить по ночам, отказывая в отдыхе себе, не нужно часто стирать пеленки, ведь он уже сам ходит на горшок. Кроме этого, малыш уже свободно сидит, ползает и даже пытается самостоятельно ходить и кушать! У него появились свои предпочтения, любимая игрушка и подушка, он уже свободно узнает дедушку, дядю Ваню или соседского кота.

Ребенок в этом возрасте способен остро чувствовать настроение окружающих, он умеет обижаться и радоваться. К первому юбилею малыша многие мамы уже заканчивают кормление грудью, что, конечно же, является огромным стрессом для ребенка. Хоть он уже и не так беспомощен, как раньше, но все же очень нуждается в вашем тепле и ласке. Именно поэтому в этот период родителям обязательно нужно как можно чаще быть рядом, чтобы компенсировать отсутствие таких интимных моментов с малышом, как грудное вскармливание.

В это волшебное время малыши очень потешны, активно играют мимикой, произносят новые смешные словечки и совершают первые шаги.

Успехи в развитии

Каких успехов уже достиг ваш карапуз? Как происходило развитие ребенка 10-11 месяцев? В это период малыш умеет уже очень многое. Он понимает, что ему говорят взрослые, может ответить или показать на что-то. Конечно, его речь разобрать не так-то просто, ведь ребенок пользуется сокращенными словами, чаще слогами, которые он повторяет. Но малыш находит разные способы показать, что именно ему необходимо в данный момент.

Он может указать на предмет, произнося самое главное для этого возраста слово «Дай!», при этом варьируя интонацией. Если карапуз хочет кушать, он раскроет ротик и покажет пальчиком, затем активно пожует невидимую еду. Родителям очень важно следить за такими мелочами, поскольку они указывают на правильное развитие ребенка 11 месяцев.

Что умеет ребенок:

  • понимать и искренне радоваться похвале;
  • приносить разные вещи, класть их на место;
  • махать рукой в знак приветствия или прощания;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • крепко держать ложку и пытаться кушать ею;
  • указывать на части тела - ушко, глазик, ротик и т.д.

На самом деле, развитие детей в 11 месяцев в каждом отдельном случае может отличаться.

К этому времени вес малыша уже в два раза больше, чем при рождении. Кроме этого, у него также увеличился и рост - почти на 25 сантиметров! Развитие вашего чада идет своим чередом, а вы можете ему в этом помочь.

Режим питания малыша

На подходе к последнему месяцу первого года жизни малыша его пищевые предпочтения меняются. Такое вкусное и богатое витаминами мамино молочко отходит на второй план, ведь аппетит ребенка растет вместе с ним.

На протяжении всего года вы потихоньку увеличивали порции карапузу, а что же делать на подходе к юбилею? Вводить ли новые продукты питания? Как на них отреагирует ребенок 11 месяцев? Развитие, питание, режимы - как в этом не запутаться?

Рацион почти годовалого ребенка очень схож с диетическим питанием для взрослых. Малыш с удовольствием будет лакомиться творожком, кашками, печеньем, пряниками, фруктами, кефиром и другими кисломолочными продуктами. Для лучшего усвоения пищи маленьким желудком и, конечно же, в общих целях здорового питания лучше готовить всю еду на пару, либо отваривать.

Не рекомендуется давать малышу продукты питания, способные вызвать аллергию, например цитрусовые (апельсин, лимон, мандарин). Возможно, именно у вашего ребенка реакции на эти продукты не будет, но лучше не рисковать.

Не рекомендуется кормить ребенка тяжелой пищей вроде орехов или жирного молока. Также не давайте малышу жареную, острую или копченую еду - такое питание вредно даже для взрослых, что уж говорить о маленьком организме.

Уход за вашим сокровищем

Конечно, раньше ваш малыш требовал к себе куда больше внимания и, соответственно, ухода, но и сейчас нужно знать, как именно ухаживать за карапузом.

В этом возрасте самое главное достижение ребенка - начало самостоятельного передвижения. По мере того, как малыш учится ходить, меняются и потребности в обуви. Если раньше вы надевали ему мягкие пинетки, просто чтобы было тепло и комфортно, то теперь обувь необходимо сменить на более удобную для ходьбы.

Для лучшего и безопасного освоения навыков ходьбы ребенку понадобятся ботинки с нескользящей, хорошо гнущейся подошвой. У такой обуви обязательно должен быть твердый задник. А для того чтобы мышцы стопы укреплялись и хорошо развивались, поводите малыша босиком по песку, траве или другой, не такой ровной, как обычный пол, поверхности.

Развитие детей в 11 месяцев включает в себя и другие пункты. Помимо навыков самостоятельного передвижения, нужно также помогать ребенку приучаться к горшку. Каждая мама, даже по глазам и мимике видит, когда ее ребенку пора в туалет. Но все же нужно потихоньку прививать малышу привычку говорить о сей надобности, хотя в возрасте 11 месяцев ребенок уже намного дольше остается сухим. Хвалите его, даже если он просто сел на горшок и, тем более, если сам попросился.

Распорядок «рабочего» дня ребенка

У каждого малыша разный. В большей степени он зависит от активности вашего чада. Чтобы развитие ребенка в 11 месяцев происходило максимально эффективно, педиатры советуют рационально чередовать время активных игр и отдыха. Новые навыки приходят к малышу постепенно, и чтобы у него было достаточно сил для их освоения, необходим четкий и грамотно составленный режим.

В основном 11 месячный карапуз просыпается рано - примерно в 7 утра. Дневной сон сокращается до одного или двух раз, ведь ночью малыш спит около 10 часов.

Время может варьироваться в зависимости от желаний как малыша, так и мамы. Если вы планируете в будущем водить ребенка в садик, то можете заранее, не спеша, переводить режим дня под расписание детского сада, чтобы впоследствии малышу было легче адаптироваться.

Ближе к годовалому возрасту отпадает необходимость ежедневного купания, просто выберите определённые дни, когда вам будет удобно проводить водные процедуры. При этом подмывание остается обязательным.

«Мои игрушки», «Я сам», любимые игры

Игрушка для ребенка не просто объект, которым можно играть - это средство познания мира. Поэтому малыш может предпочитать «взрослые» предметы обычным игрушкам, хоть он и ребенок 11 месяцев. Развитие игры, а вернее развитие самого её процесса очень важно. Малыш может играть крышкой от кастрюли или пультом от телевизора, а может и своими игрушками. Пусть он познает мир и играет, помогайте ему в этом. Показывайте новые действия с интересными ему предметами (если, конечно, это безопасно), учите малыша играть с ними.

В супермаркете давайте ему покупку в ручку - пусть он сам положит ее в корзинку, дома дайте ему мисочку с теплой водичкой и ложку - пусть пробует ее помыть. Помните - вы пример для ребенка, он хочет делать все то же, что и вы. Принимайте его помощь и хвалите, даже если он просто отдал вам игрушку или протер салфеткой стол.

«Я сам». Даже в столь раннем возрасте у ребенка уже начинает возникать эта фраза. Он сам хочет пить из чашки и просовывать ручки в рукава куртки. Хочет играть сам и не давать никому свою игрушку. У малышей появляется интересная забава - бросать вещь на пол, чтобы кто-нибудь ее поднял. А когда поднимут, снова бросить.

Мама как учитель. Развитие малыша

Существует вопрос, возникающий, наверное, у всех мам, ответ на который они ищут у опытной соседки, в интернете или книге - как должно происходить развитие ребенка 11 месяцев. Занятия с ребенком 11 месяцев, так же, как близость и участие мамы, крайне важны. Переживая за развитие своего малыша, женщины ночи напролет просиживают в интернете в поисках советов. Многие из них читают книги доктора Комаровского и других авторов, покупают журналы, наподобие "Нормы развития детей в 21 веке", "Развитие ребенка 11 месяцев". Комаровский, Гиппенрейтер, Ханхасаева и другие авторы пишут хорошие книги о здоровье и воспитании детей. Но лучший совет - прислушивайтесь к себе и своему ребенку!

Читайте ему книжки, показывая на яркие картинки в них. Объясняйте, что именно нарисовано, имитируйте звуки, издаваемые животными, чтобы малышу было легче запомнить. Не затягивайте надолго такие занятия, ведь карапуз еще не умеет сосредотачиваться на одном действии. Отвлекитесь на более активную игру, например "Ку-ку" или "Ладушки". Покружите его на руках или покачайте на коленках. Если ребенок ходит в ходунках или передвигается самостоятельно, поиграйте в догонялки (конечно, поддаваясь), малыш будет в восторге!

На детской площадке приучайте ребенка делиться игрушками с другими, играть в компании. Показывайте, как обращаться с песком, хвалите, если он поделился игрушкой с соседом по песочнице.

Идти к врачу?

Не стоит паниковать, если малыш еще не пошел самостоятельно. Для этого возраста ходить за ручку или возле кровати, дивана вполне нормально. Старайтесь чаще водить ребенка на «самостоятельную» прогулку, развивайте привычку ходить, а не ползать.

В случае если малыш не становится на ноги, обязательно обратитесь к ортопеду. Доктор, возможно, назначит лечебный массаж или упражнения, помогающие мышцам ног развиваться. При этом не забывайте делать домашний массаж и гимнастику.

Во время утреннего или вечернего купания можно сделать водяной массаж - он достаточно результативен.

Я - личность

Ваш карапуз открывает для себя новую истину: он - отдельная личность. У него есть своя кружка, тарелочка, ложка, а может быть, и любимое одеяло или свое спальное место. Ребенок начинает понимать, что он - отдельный человечек. Вследствие этого понимания он может, например, начать играть не с кем-то вместе, а просто рядом, отдельно.

Дисциплина. Да или нет?

Нужно ли в строгости и запретах для создания и поддержания дисциплины? И да, и нет. Малыш понимает, что вы говорите, и может специально «забыть», что вы ему что-то запретили.

Происходит начальный этап его формирования как личности, поэтому очень важно делать запреты только в действительно серьезных или опасных моментах. Не говорите постоянно «нет». Вместо этого рассказывайте, что нужно делать. Если малыш рвет листья на деревьях, объясните ему, что так делать не хорошо, ведь дереву больно. Дайте ребенку понять, какую пользу приносит это деревце человеку и какую пользу принесли вы вместе, полив его. Конечно, многого малыш не поймет, но с помощью показательных действий вы сможете объяснить ему, что хорошо, а что плохо. Этим вы добьётесь куда большего эффекта, чем, если просто крикните: «Не трогай дерево! Нельзя!»

Развитие детей в 11 месяцев - норма для всех разная!

Каждая мамочка очень переживает, не отстает ли её малыш в развитии, все ли он умеет делать в соответствии с нормами. Но кто придумал эти нормы? Существуют среднестатистические показатели, но нельзя всех равнять по ним. Каждый ребенок индивидуален, и его развитие, соответственно, тоже. Поэтому не стоит сразу паниковать, если ваше чадо не умеет делать то, что запросто получается у соседского карапуза.

Что еще влияет на развитие ребенка в 11 месяцев? Новые навыки, а также скорость их освоения также зависят от того, какой по счету в семье ваш малыш - младший или старший. Как правило, дети, у которых есть старшие братья или сестры, развиваются намного быстрее, ведь у них перед глазами есть пример. Также прослеживается различие в скорости развития между мальчиками и девочками - в большинстве случаев девочки, в некоторых сферах жизни, развиваются быстрее.

Этот период - чудесное время! Наслаждайтесь каждой минутой этого сладкого детства вашего малыша, запоминайте его смешные слова, фотографируйте разные моменты, играйте и получайте удовольствие! Позитивом и любовью вы поможете своему ребенку хорошо и быстро развиваться.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев? Если ориентироваться на нормы развития, то можно обнаружить, что малыш что-то делает очень хорошо, а что-то у него не получается. Важно учитывать индивидуальные особенности грудничка. Ведь развитие психомоторных навыков зависит от многих факторов: веса, мышечного аппарата, темперамента, климата, наследственности, состояния здоровья, атмосферы в семье.

Если какие-то навыки не наблюдаются, не стоит волноваться раньше времени. Конечно, в этом возрасте кроха должен уверенно сидеть и ползать. Если он не предпринимает попыток подниматься вертикально, это даже лучше, по мнению некоторых ортопедов. Чем позже ребенок освоит вертикальное положение, тем естественнее будут формироваться изгибы позвоночника. Навык ползания может развиваться в течение нескольких месяцев. У некоторых младенцев он настолько совершенствуется, что их проворству можно только позавидовать.

Оценка психомоторного развития по «мюнхенской диагностике»

В 1997 году педагогами, психологами и медиками в Институте социальной педагогики в Мюнхене была создана функциональная диагностика, по которой можно оценивать психомоторное развитие детей до 3 лет. Что может ребенок в 11 месяцев согласно этой диагностике?

  • Из положения сидя подтягивается при помощи опоры и встает.
  • Может сделать несколько шагов вдоль опоры.
  • Делает шаги при поддержке за обе руки.
  • Поднимается на одну ступеньку при поддержке.
  • Ударяет небольшими предметами друг о друга.
  • Может взять и удержать игрушку (еду) вытянутым большим и указательным пальцем.
  • Также может совершать эти движения согнутыми пальцами.
  • Умеет листать картонные книги.
  • Катает машинку, игрушку на колесиках.
  • Бросает предметы в коробку.
  • Перекатывает мяч.
  • Находит спрятанные предметы.
  • Указывает на объект вытянутым указательным пальцем.
  • Складывает самую маленькую деталь пирамидки или матрешки в самую большую.
  • Берет в руки карандаш и пробует рисовать.
  • Выражает желания и требования при помощи звуков, слогов.
  • Указывает, где мама и папа.
  • Может произносить несколько осмысленных слов.
  • Заметна реакция на запреты, порицания и похвалу.
  • Малыш понимает значение слов и выполняет просьбы: «принеси», «дай мне», «иди ко мне».
  • Если его спрашивают о знакомом предмете или человеке, начинает его искать в пространстве.
  • Хорошо хлопает в ладоши, кивает, показывает «пока» рукой.
  • Проявляет заботу о кукле, мягкой игрушке: может погладить, пожалеть, уложить спать.

Подробнее о двигательных навыках

В 11 месяцев малыш умело орудует ложкой, хорошо держит чашку, может нарисовать свой первый рисунок в виде росчерка - все эти движения требуют точности и ловкости, развитой координации «глаза-руки». Что еще умеет делать грудничок?

  • Ползание. Еще месяц назад грудничок мог ползать по-пластунски. Но в 11 месяцев малыш должен уметь свободно и быстро ползать на четвереньках. Передвижение должно быть скоординированным и синхронным. Ребенок переставляет конечности таким способом: левая рука - правая нога, правая рука - левая нога и т.д.
  • Равновесие. Благодаря постоянному ползанию, у малыша хорошо развивается координация движения и равновесие. Чтобы проверить это умение, можно провести такой эксперимент. Ребенка усадить на ровную поверхность и поднять сначала одну ногу, затем обе. Малыш не будет опрокидываться назад, он старается балансировать и удерживать равновесие, тянется корпусом вперед, вытягивает ручки. Иногда может помогать себе, опираясь на одну руку.
  • Делает первые шаги, держась за руки взрослого. Если кроху поставить на ровную и твердую поверхность, взять его за ручки, слегка приподняв их вверх, он начнет спонтанно делать шаги. Не у всех детей этого возраста получается это упражнение. Первые шаги неуверенные, слишком широкие, ноги при этом сильно выпрямляются.
  • Встает на ноги из положения сидя. Этот навык вырабатывается с опорой. Самостоятельно подняться малыш пока не умеет. Как стимулировать развитие этого умения? Можно положить на краю дивана игрушку и попросить малыша взять ее. Грудничок, который находится на полу, попытается подняться, опираясь о диван, и добыть игрушку. Такие упражнения можно повторять ежедневно. Когда малыш встает, то сначала выносит одну ногу вперед, опирается и подтягивается. Нужно следить, чтобы ребенок при подъеме одинаково умело мог выносить вперед и правую, и левую ногу.
  • Развитие хватательного навыка. Большой предмет ребенок может захватывать всей ладошкой. Но если грудничку предложить маленькую игрушку, кусочек печенья, он возьмет лишь двумя пальцами - большим и указательным. Этот навык называется щипцовым захватом. Он должен быть одинаково хорошо развит на обеих руках. Если малыш отдает предпочтение только правой или левой руке, нужно стимулировать его к симметричному развитию навыка.

Есть ли разница в моторном развитии девочки и мальчика в 11 месяцев? В «Мюнхенской функциональной диагностике развития», как и в других достоверных и объективных источниках, нет данных о гендерных различиях в формировании навыков. Специалисты считают, что не стоит акцентировать внимание на этой теме. На темпы развития может влиять тип телосложения, развитие мышечного аппарата, темперамент, наследственность, а также родовые травмы и неврологические нарушения.

Речевое и психоэмоциональное развитие

Моторные навыки ребенка в 11 месяцев связаны с развитием речи, интеллекта, эмоций. Нельзя выделить главные и второстепенные умения малыша, их нужно рассматривать в комплексе.

  • Повторение слогов. В этом возрасте кроха может повторять слоги, которые воспроизводят взрослые. Для этого нужно сесть рядом с малышом, медленно и с четкой артикуляцией произносить разные типы слогов. Одиннадцатимесячный грудничок способен хорошо копировать не только слоги, но и интонации.
  • Речь сопровождается жестами. На вопросы грудничок может отвечать движениями головы: «да» или «нет». Можно заметить: когда грудничок что-то просит и произносит «дай-дай», то одновременно протягивает ручку и многократно сжимает ее. Логопеды считают, что такой жест говорит о готовности малыша говорить. Важно в этом возрасте развивать мелкую моторику, которая связана с развитием речи. Гибкие пальчики и множество тонких движений кистями рук подтолкнет кроху к быстрому речевому развитию.
  • Первые слова. Появляются специфические слова детского лексикона: «би-би», «брр» (машинка), «ля-ля» (кукла, ребенок), «па-па» (пока и папа). При этом слова употребляются в широком значении. Например, «ба-ба» может указывать на любую бабушку, не только родную; «ав-ав» может обозначать собаку, кошку, любое животное. Малыш может называть словами не только предметы, но и действия, даже отдельные ситуации. Не сразу мама может разобраться в лексиконе грудничка. Логопеды рекомендуют специфические детские слова переводить на «взрослый» язык и выговаривать их правильно. Исправлять грудничка не нужно, он должен слышать альтернативный вариант и со временем перейдет на него.
  • Развитие памяти и мышления. В 11 месяцев дети умеют воспроизводить в памяти образы предметов. Если попросить грудничка найти мяч или куклу, он будет искать предмет по зрительному образу, который уже заложен в памяти. Малыш пока что мыслит когнитивными схемами, то есть запоминает какую-то цепочку событий и признаки объектов. Но если появляется что-то новое, ребенок может растеряться, потому что это не вписывается в его прежнюю мыслительную схему. Познание мира происходит благодаря постоянному расширению и изменению этих схем. В этом возрасте дети начинают группировать предметы и объекты по признакам: еда, игрушки, люди, животные и т.д.
  • Реакция на запреты. Грудничок понимает, когда ему запрещают что-либо делать. В первую очередь он проверяет реакцию мамы, потому что базовое чувство безопасности связано именно с ней и ее эмоциональными реакциями. Если, скажем, на прогулке он нашел камушек и хочет попробовать его на вкус, то первым делом посмотрит на лицо мамы. Часто в этом возрасте дети послушны и реагируют на табу. Но не за горами тот возраст, когда ребенок начнет испытывать терпение родителей и проявлять свое знаменитое «я сам!».
  • Реакция на поощрения. В 11 месяцев малыш умеет воспринимать и осознавать похвалу. Психологи рекомендуют поощрять грудничка, хвалить, если у него что-то получилось, подбадривать, если что-то не выходит. Похвала и позитивное отношение к деятельности грудничка уже в этом возрасте влияет на формирование адекватной самооценки в будущем.
  • Грудничок выполняет просьбы. Малыш хорошо понимает значение просьб и пожеланий взрослых. Он охотно приносит игрушки, делится печеньем, «помогает» по дому. Начинаются примитивные сюжетно-ролевые игры, которые помогут грудничку социально адаптироваться, развивают коммуникативные навыки.
  • Общение. Постепенно проходит период, когда ребенок боялся незнакомых людей и мог заплакать, если его брали на руки и забирали от мамы. Теперь грудничок больше доверяет миру и охотнее общается с новыми людьми. Также у крохи могут появиться первые друзья в песочнице. Вместе дети пока не умеют играть, но первые ссоры из-за игрушек уже могут возникать. В этом возрасте малыши соглашаются на обмен игрушками с другими детьми, таким способом легко решаются конфликтные ситуации.

Дети этого возраста хорошо улавливают настроение взрослых по глазам, мимике, интонациям голоса. Их эмоциональная сфера также расширяется. Психологи не рекомендуют подавлять негативные эмоции грудничка.

Малышу 11 месяцев и малыш уже не просто откликается на просьбы взрослых, но и сам произносит несколько простых слов, а самое главное — стоит на своих ножках и пытается сделать первые шаги. Возможно, он еще не пошел самостоятельно, но с опорой он добивается потрясающих успехов – принесет тапочки или старательно перенесет и выбросит в мусорное ведро фантик от конфеты, покажет все части тела – ручки ножки носик ушки. Прекрасно! Поощряйте эти действия, активно сотрудничайте с ним, хвалите и одобряйте.

В конце первого года жизни многие мамочки окончательно отлучают малыша от груди. Это сложно для ребенка, так как кормление грудью поддерживало психологическую связь с матерью. Он и сейчас ждет эмоциональной поддержки, ваши положительные эмоции помогают ему адаптироваться к новому образу жизни. Большинство малышей в этом возрасте активно жестикулирует. Они уже могут сообщить, что голодны простыми слогами «ам-ам», и указать на йогурт на столе, яблочко или печенье. Самое значительное слово — «Дай» кроха произносит со всей требовательностью и категоричностью, а не получив желаемое может долго капризничать.

К году у малыша вырастает 8 зубов, он способен пережевывать более плотную пищу, активно развивая жевательные движения. Нужно отметить, что появление зубов и их количество — явление индивидуальное, и не стоит бросаться в панику, хотя снимок сделать можно. Если зубки не растут – пока не стоит увлекаться твердым прикормом.

Развитие ребенка в 11 месяцев (что должен уметь)

Вы только представьте себе – за год вес малыша увеличился почти вдвое, а в росте он прибавил 25 сантиметров!
Кроме этого, ребенок уже может:
— понимать речь взрослых и утвердительно кивать головой;
— радоваться похвале и одобрению;
— выполнять просьбы — принести вещи, подать предметы, положить, взять и так далее;
— машет рукой «Привет» и «пока»;
— передвигается по ступенькам — залазит и слезает;
— повторяет действие, совершенствуясь в навыках;
— хорошо держит ложку и пытается самостоятельно брать еду;
— имитирует интонации взрослой речи и звуков животных;
— висит на турничке около минуты;
— понимает разговор родителей о себе.

Первые слова малыша – облегченные, состоят из повторяющихся слогов. Смысл их зависит от интонации – он указывает на кошку, на еду на столе. Мозг его достаточно созрел для того, чтобы начинать использовать полноценную речь.

Уход за ребенком в 11 месяцев

В возрасте около года многие малыши топают ногами — с поддержкой или самостоятельно. В любом случае следует обратить внимание на обувь – ему потребуются ботинки с подошвой, с твердым задником, но хорошо сгибающиеся, чтобы ножка не могла соскользнуть в сторону. Для формирования и укрепления мышц стопы в летнее время полезно походить босиком по твердой неравномерной поверхности — например, песок, трава. В квартире можно разложить под ногами малыша резиновый ортопедический коврик.

Препятствия в виде ямок, камушков, веточек хорошо массируют стопы, тем самым способствуют улучшению кровообращения и правильному формированию стопы. Продолжаем приучать карапуза к горшку. В этот период он уже достаточно долго способен оставаться сухим, поэтому потребуется терпение, чтобы подкараулить его, не принуждая. Это важно! Обязательно хвалите его даже за то, что он просто посидел на горшке. В остальном уход остается прежним.

Питание ребенка в 11 месяцев

Первая важная тема, которую обсуждают мамочки на детской площадке — питание детей. Как увеличивать порции, когда ребенок приближается к годовалому юбилею? Какие новые виды продуктов предлагать? Рацион малыша можно сравнить со взрослым диетическим меню (каши, овощи, обезжиренное мясо, творог, кефир и другие кисломолочные продукты, хлеб, печенье, булочки, фрукты), однако есть продукты, с введением которых желательно повременить. Это, прежде всего, цитрусовые плоды, способные вызывать аллергию, тяжелые для кишечника и желудка орехи, цельное жирное молоко, рыба. Отличается и степень измельчения пищи. Большая часть питания — это каши или измельченное с мелкими кусочками пюре. Нельзя давать пищу острую, жареную, копченую и с большим количеством специй. Лучше всего готовить пищу на пару или отваривать.

Режим дня ребенка в 11 месяцев

Распорядок дня 11-месячного малыша составляется с учетом его выросшей активности. Количество кормлений уже как у взрослого человека. В промежутках между ними малыш спит один или два раза, кушает, играет. Просыпается достаточно рано — около 6-7 утра. Первое кормление проводится после утренних процедур, примерно в 8 – 8,30 утра. Массаж и физкультуру можно планировать достаточно рано, еще до дневного сна, но примерно через час после первого кормления. Купание уже не обязательно проводить ежедневно, но подмывать по пояс обязательно. Для купания лучше выбрать определенные дни. Питание пятиразовое, последний прием пищи в 22-00.

Интервалы между кормлениями не должны быть более чем 4-4,5 часов. Ночной сон длится 10-11 часов, многие в это время переходят на одноразовый дневной сон. Главное, чтобы малыш хорошо высыпался. В возрасте около годика можно подумать о будущем посещении детского садика, и подстроить режим дня под детсадовский, чтобы впоследствии было легче адаптироваться – дневной сон 13.00 -15.00. Помогите малышу адаптироваться к новым условиям, вводите изменения незаметно, не акцентируя на этом внимание. Помните о том, что выполнение режима дня – это всего лишь помощь развитие малыша, а маме облегчение ухода. Будьте внимательны, но не раздражительны, старайтесь правильно уловить настрой ребенка.

Занятия с ребенком в 11 месяцев (как развивать)

Ваш голос и ваша близость очень важны для ребенка. Чтение как нельзя лучше способствует развитию мышления. Малыши начинают ассоциировать книги с вашей манерой общения, поэтому прививать любовь к книгам в этом возрасте очень легко. Давайте ребенку играть с красочными картонными книжками, указывайте на картинки, рассказывайте, что на них нарисовано. Читайте, варьируя тембром голоса, поддерживайте интерес к сюжету. Старайтесь проделывать это достаточно часто, но не долго. Малыш еще не может долго сосредоточиться на одном действии. Прочитайте ему короткий стишок на страничке, рассмотрите с ним картинки — и пусть он немного отвлечется, если не в силах усидеть на одном месте. Затем переходите к другой страничке.

Расширяйте запас имитирующих слов. Называйте все, на что указывает чадо, имена близких, знакомых, маленьких детей на площадке, названия игрушек. Повторяйте звуки животных, рассматривая картинки – очень скоро малыш расскажет вам, как коровка говорит «муу», котик «мяу», а лягушка «ква-ква». Он не просто играет с куклой, а способен разыгрывать с ней целый спектакль – покормить, покачать, уложить спать, посадить на горшок и накормить из детской посудки. У вашего чада должно быть для этого все необходимое — детские чашечки, ложечки, кроватки для кукол, даже горшок и обеденный столик.

Играя на площадке или в другой компании, старайтесь рассказывать ребенку, что игрушками нужно делиться с друзьями. Расчесывайте вместе с малышом волосы кукле, купайте пупсов в игрушечной ванночке, в общем — научите малыша играть. Складывайте с ним кубики, пирамидки, домики и башенки. Поощряйте в нем активное сотрудничество, хвалите и поддерживайте эмоционально.

Игры и игрушки для детей в 11 месяцев

Почти годовалый малыш готов играть уже со взрослыми предметами, часто категорически отметая обыкновенные игрушки. Используйте его желание при готовке на кухне — пусть кроха складывает кусочки овощей на тарелку, или полощет в мисочке с водой ложки. В магазине карапуз может складывать небольшие продукты в корзинку. Играя, малыш будет приобщаться к труду. Каждый день показывайте малышу новые действия. Периодически меняйте и игрушки, чтобы они не приелись. Не предлагайте все игрушки сразу – это большая ошибка! Малыш может потерять к ним интерес.

Медицинское наблюдение в 11 месяцев

Если ваш ребенок стоит на ногах, но не ходит самостоятельно, однако держится за руку и хорошо передвигается возле кроватки – не стоит переживать. Но если он не становится на ноги — проконсультируйтесь у ортопеда. Возможно, вам назначат специальные упражнения, дающие нагрузку на мышцы ног, чтобы достаточно окрепнуть. Массаж и гимнастика по-прежнему требуются всем деткам. Хорошие результаты дают водяной массаж во время купания, но утром или за несколько часов до сна, чтобы не вызвать излишнего возбуждения.

Жадина?

В возрасте 11 месяцев – год малыши общаясь на детских площадках или в гостях, проявляют собственнические инстинкты. За это не стоит сильно ругать, так как игрушка сейчас воспринимается как продолжение себя, и малышу трудно представить, как можно «часть себя» отдать другому. Жадность малышей – явление временное, очень скоро они понимают, что для настоящих игр лучше делиться с другими.

Но общение малышей нужно всячески поощрять, только помните, что они не смогут играть длительное время – им еще трудно сосредоточиться. Наблюдая друг за другом, детки повторяют движения, разговаривают на своем младенческом языке. Приглашайте в гости таких же мамочек с детьми или сами ходите в гости, постигайте культуру «застольного поведения» в общем обеде или угощении фруктовым соком. Оставляйте детишек вдвоем и какое-то время просто наблюдайте за ними, не вмешиваясь в их действия.

Сюжетные игры

Выстраивая несложные сюжеты с куклами, фигурками животных, можно отражать целый эмоциональный мир. Например, куколка стояла или танцевала и упала. Пришел зайка и пожалел. Затем они танцевали вместе и пели песенки, кружились. Другие варианты — ложились спать, кушали. Малыш начинает понимать, что эмоциональные реакции существуют не только у него. Куколка плачет, потому что ей больно, зайка смеется, потому что ему весело. Мир становится ближе и понятнее. Сюжетные игры позволяют обобщать информацию, применяя ее к себе и окружающим, дает опыт для участия в общении между людьми.

Помните о том, что личность ребенка в большой мере создается вашим положительным примером, старайтесь, чтобы ваши слова не расходились с делом.

Завершается первый, самый сложный год жизни вашего карапуза – ему исполняется 11 месяцев! Кажется, совсем недавно он, крошечный и беспомощный, лежал в колыбельке и ни на секунду не отпускал от себя маму. Теперь же малыш подрос и стал удивительно самостоятельным: он уверенно сидит и ползает, начинает ходить, много разговаривает и заводит новых друзей.

Физическое развитие

За 11 месяц жизни ребенок набирает около 300–400 г веса и 1–1,5 см роста. Его вес может составлять 8,5–10,5 кг, а рост – 72–76 см. У одиннадцатимесячного крохи уже должно быть от 4 до 6 зубов.

Не нужно волноваться, если к этому возрасту младенец еще не освоил какие-либо обязательные навыки: в следующие два месяца у него будет время порадовать родителей и первым словом, и первым шажком.

Навыки и умения

Одиннадцатимесячный малыш умеет многое:

  • усаживается и поднимается на ножки из любого положения, предпринимает попытки ходить самостоятельно, без опоры на прутья кроватки или манежа (при ходьбе старается балансировать руками, но пока держится на ногах неуверенно, покачивается и заваливается вперед);
  • быстро передвигаться ползком или на четвереньках в разных направлениях;
  • забирается на небольшую лесенку или диван и спускается оттуда ногами вниз;
  • настолько усовершенствовал мелкую моторику, что способен захватывать самые маленькие вещицы: с помощью большого и указательного пальчиков карапуз может поднять с пола даже крошечную пылинку;
  • самостоятельно пьет из чашки, удерживая ее двумя ладонями, и пытается есть с помощью ложки (без труда зачерпывает еду, но до рта содержимое не всегда доносит);
  • умеет ходить на горшок, однако редко пользуется этой возможностью («мокрые» аварии происходят, когда ребенок увлеченно занимается какой-либо игрой).

В одиннадцатимесячном возрасте малыш обожает многократно повторять одни и те же действия, пока не доведет их до совершенства. Бесконечные попытки карапуза закатить мячик в коробку или слепить куличик не должны вас настораживать. А вот апатия и нежелание играть могут быть признаком болезни.

Способы развития физических умений

  1. Пойте и танцуйте с малышом. Поставьте его перед собой, возьмите за ручки и начните выполнять несложные танцевальные движения (покачивайтесь в стороны, приседайте, двигайте руками и приподнимайте ноги). Пусть ребенок повторяет движения. Скоро он сможет выполнять их самостоятельно, без опоры на ваши руки. Танец развивает не только координацию, но и формирует чувство ритма.
  2. Если ребенок отказывается вставать на ножки и ходить из-за недостаточной развитости мышц, попробуйте помочь ему. Хорошие результаты дает гидромассаж. Крохе достаточно ежедневно проводить по 5–10 минут в гидромассажной ванне, чтобы окрепнуть и догнать в развитии остальных малышей.
  3. Продолжайте совершенствовать мелкую моторику ребенка. Для этого предлагайте ему в качестве игрушек сыпучие материалы (муку, горох, бусины, крупы), чтобы он катал их в руках, пересыпал из одной емкости в другую, сортировал. Не менее эффективны и занятия в песочнице или ванне. Посадите малыша в наполненную ванну, рассыпьте вокруг него пластиковых рыбок и вручите крохе сачок – пусть он поиграет в рыболова. Продолжайте занятия рисованием и лепкой.

Психическое развитие

Навыки и умения

Одиннадцатимесячный карапуз уже демонстрирует признаки развитого интеллекта: без труда понимает ваши просьбы, реагирует на запреты, выполняет элементарные мыслительные операции. Главные достижения ребенка в 11 месяцев:

  • имитирует многие жесты и действия родителей («читает» газету или книгу, подносит телефонную трубку к уху, «варит» суп в игрушечной кастрюльке), часто игрушкам предпочитает «взрослые» предметы: телефон, пульт от телевизора, ложки, тарелки;
  • играет в сюжетно-ролевые игры с персонажами, разыгрывает знакомые ситуации (укачивание или кормление кукол, купание пластиковых уточек, поход в магазин);
  • узнает многие части тела, умеет показывать их на себе или игрушке, а также знает названия своих игрушек и может подавать их по просьбе;
  • умеет строить невысокие башни из нескольких кубиков, вкладывать один предмет в другой, собирать пирамидку;
  • активно жестикулирует и включает мимику для выражения каких-либо чувств: отрицательно качает головой или хмурит брови в знак несогласия, утвердительно кивает, машет ладошкой на прощание, тянет ручки, если хочет объятий;
  • овладевает простыми мыслительными операциями: учится обобщать (объединять предметы в группы по общему признаку) и конкретизировать (выделять один предмет из множества похожих);
  • умеет манипулировать родителями и хитрить, чтобы добиться желаемого: например, сообразив, что мама становится сговорчивее, когда он плачет, карапуз примется лить слезы по любому поводу.

Одиннадцатимесячный малыш любит, когда его хвалят. За ласковые слова одобрения он готов сделать невозможное: достать игрушку с высокого стола, самостоятельно сделать несколько шагов к маме, выполнить ее требование. И хотя похвала является мощным стимулом для развития новых умений, постарайтесь не злоупотреблять ею. У ребенка не должна сформироваться зависимость от одобрения окружающих.

Способы развития психики

  1. Дайте ребенку возможность освоить «взрослые» занятия: вручите ему игрушечную метелку, чтобы он помог вам убраться в доме, или предложите помыть ложки в тазике с водой, пока вы моете остальную посуду. Он с огромным удовольствием оторвется от детских игрушек, чтобы составить вам компанию. Если одиннадцатимесячный малыш научится в игровой форме выполнять домашние дела, то и в будущем у вас не возникнет проблем с невымытой посудой, неподметенным полом или разбросанными по комнате грязными вещами.
  2. Играйте с малышом в сюжетные игры: учите девочек катать кукол в колясках и кормить плюшевых медвежат, а мальчиков – играть с машинками. Ведь именно через сюжетно-ролевую игру малыши усваивают общественно одобряемые стереотипы поведения, алгоритмы действий и нормы морали.
  3. Совершенствуйте мыслительные способности ребенка, учите его находить определенный предмет из ряда подобных. Для этого положите перед ним несколько разноцветных кубиков и попросите принести зеленый. Если малыш уже знает основные цвета, он сможет выполнить вашу просьбу. Затем попросите у него самый маленький или самый большой кубик. Чем больше признаков знает ребенок, тем более разнообразной может стать игра.

Речевое развитие

Навыки и умения

В речевом развитии ребенка намечается прогресс:

  • появляются «любимые» слова: обычно это одно- или двухсложные произвольные сочетания звуков, которые приобретают тот или иной смысл в зависимости от ситуации (например, слово «гынь» может обозначать и кошку, и игрушку, и требование подать какой-либо предмет, и неожиданное желание подкрепиться);
  • продолжает совершенствоваться детская «автономная» речь, понятная лишь членам семьи и людям, которые часто общаются с ребенком;
  • малыш произносит осмысленные слова, сопровождая их жестами (например, говорит «дай» и протягивает ручку с раскрытой ладонью), использует в своей речи звукоподражания: имитирует звуки птиц и животных, шум бытовых приборов или автомобильного мотора.

Ваш ребенок пока не начал говорить? Возможно, проблема кроется в слабости челюстных мышц. Чтобы укрепить челюсти, угощайте кроху твердой пищей: кусочками морковки, сухариками или печеньем.

Способы развития речи

  1. Расширяйте словарный запас малыша и вводите в его речь новые звукоподражания. Для этого используйте картинки с различными животными или карточки Домана. Показывайте крохе изображение животного, называйте его и произносите звук, который оно издает. Когда малыш освоит 7–10 звукоподражаний, поиграйте с ним в следующую игру: вы называете животное или показываете его изображение, а ребенок должен ответить, какой звук оно издает.
  2. Начните прививать малышу любовь к чтению. Несмотря на то, что он пока плохо говорит и, разумеется, не способен прочесть ни строчки, культуру общения с книгой нужно закладывать именно сейчас. Давайте ребенку плотные картонные книги с ярко разрисованными страничками, чтобы он листал и рассматривал их, обращайте его внимание на привлекательные картинки, читайте ему вслух.
  3. Изучите с карапузом названия некоторых предметов. Для этого сложите в большой мешок несколько вещиц: тарелку, ложку, телефон, игрушки. Затем посадите перед собой кроху и, доставая по очереди эти предметы, громко проговаривайте их названия. После этого можете поменяться ролями: пусть малыш достает вещицы и пытается их назвать, а вы будете помогать ему.
  4. Чтобы стимулировать развитие детской речи, сделайте вид, что не понимаете требований ребенка, выраженных жестами или несвязным лепетом. Пусть он постарается словесно донести до вас свою просьбу.
  5. Помогите ребенку освоить слова, называющие признаки предметов. Если раньше в разговоре с малышом вы пользовались в основном глаголами и существительными, то теперь начните вводить в свою речь прилагательные. Показывая ребенку тот или иной предмет, называйте его признаки: большой, маленький, холодный, горячий, зеленый, красный, синий, круглый.

Социальное развитие

Родители одиннадцатимесячного малыша могут вздохнуть свободно: их кроха стал настолько независимым, что не нуждается в их ежеминутном присутствии. Более того, он готов видеть рядом с собой другие лица. Поэтому самое время познакомить его с новыми людьми: няней, воспитателем развивающей группы, сверстниками. Любознательный малыш с радостью пойдет на контакт.

Общение со сверстниками происходит на игровой площадке или в центре раннего развития. Если вы посадите своего ребенка рядом с такими же малышами, через несколько минут завяжется общение: дети попытаются обменяться игрушками, потрогать друг друга, взяться за руки. Родителям следует присматривать за своими карапузами: неловкое движение одного ребенка может обидеть другого, и тот начнет капризничать и плакать.

Поскольку ребенок пока не нуждается в длительном общении, в людном месте достаточно проводить 30–40 минут.

Режим дня

Сон

Сон по-прежнему занимает до 10–11 часов в ночное время и 1,5–2 часа – в дневное. Большинство детей переходят на режим, предусматривающий один дневной сон.

Кормление

Одиннадцатимесячный ребенок уже может есть еду со «взрослого» стола: маме достаточно взять небольшую порцию приготовленного кушанья и измельчить его.

Пища должна быть сбалансированной, полезной и правильно приготовленной. Детям нельзя жареные и копченые блюда, а также кушанья, содержащие острые приправы, большое количество соли или сахара. Запрещенными продуктами являются цитрусовые и экзотические фрукты, шоколад, орехи, мед, кофе, грибы и коровье молоко.

Желательно кормить ребенка 5 раз в день. Если вы планируете в ближайшее время отказаться от грудного вскармливания, то прикладывайте малыша к груди не более 1 раза в сутки. Сторонницы длительного грудного вскармливания могут оставить два кормления материнским молоком – утреннее и вечернее.

Кормите ребенка в то же время, когда трапезничает вся семья: если малыш будет видеть примеры правильного поведения за столом, он быстрее научится есть самостоятельно.

11 месяцев – это возраст совершенствования полученных ранее навыков. Основные физические и психические функции ребенка уже сформировались, поэтому в ближайшие 2 месяца родителям не стоит беспокоиться за развитие своего малыша: они могут насладиться непринужденным общением с ним, играми и другими совместными занятиями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!