Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Разговор с животиком. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях

О необходимости воспитания малыша «с пеленок» знает каждый родитель. Пока ребенок лежит «поперек лавки», у мамы с папой имеются все возможности - привить чаду нужные навыки, любовь к искусству, правила поведения в обществе. Но вот о воспитании чада в утробе задумываются далеко не все. Хотя учеными уже давно доказано, что дородовое воспитание - важный и нужный этап развития крохи.

Есть ли в этом смысл, и как воспитывать малыша во время беременности ?

3-й месяц беременности: внутриутробное воспитание под музыку Вивальди

На данном этапе будущий малыш уже приобретает человеческий облик, активно развивается спинной и головной мозг, органы чувств, сердечко, вкусовые рецепторы и половые органы. Уже сформировались пуповина с плацентой. Будущий кроха способен ощущать прикосновения родителей к животу , при громких звуках его сердечко бьется сильнее, глаза реагируют на свет, уши - на звуки.

Что могут родители?

  • Сейчас важно «наладить контакт» с малышом, и сделать это легче всего через музыку. Согласно исследованиям, классика является лучшим вариантом - она более других нравится малышам в утробе, а Вивальди и Моцарт «полезны» для активного развития мозга и формирования нервной системы.
  • Что касается рок-музыки и более тяжелых жанров - они приводят ребенка в возбуждение и даже вызывают страх. Классическая музыка и народные колыбельные действуют успокаивающе, убаюкивая . Родившись, малыш будет легко засыпать (и днем, и по ночам) под уже знакомую мелодию. Принесет пользу и музыка «релакс» - звуки моря, леса и пр.
  • Не менее важны в этот период личные отношения супругов. Все конфликты и недопонимания отразятся после рождения малыша на его характере. Поэтому бережные, теплые отношения и забота друг о друге сейчас - самое важное.
  • Никаких негативных мыслей! Ребенок начинает накапливать информацию, и задача мамы - уберечь кроху от любого негатива. Все мамины страхи могут перейти «по наследству» к ребенку, все пережитые мамой отрицательные эмоции отложатся в его подсознании. Не говоря о том, что любой мамин стресс отражается на малыше гипоксией (нехваткой кислорода).
  • Пойте своему крохе. Голос мамы - лучший в мире. Успокоит, убаюкает, подарит ощущение защищенности. И читайте сказки - добрые и красивые. А если они будут на других языках - еще лучше (изучение языков при такой «подготовке» не будет для малыша проблемой).

4 месяц беременности: воспитание ребенка в утробе посредством спорта и активного образа жизни

Ваш кроха уже совершает первые движения, формируются ушные раковины и пальчики. Голова растет, все органы и системы активно развиваются, появляются зачатки зубов. 4-й месяц - время «закладывать фундамент». Будущий характер чада, способности интеллекта и даже ленивость формируются, по мнению специалистов, именно сейчас.

Что могут родители?

  • Маме не следует запираться в квартире и дрожать за каждый свой шаг (если только это не рекомендовано врачом) - ведите активную жизнь, встречайтесь с друзьями, совершайте регулярные пешие прогулки.
  • Не ленитесь вставать по утрам, не сбивайте режим дня. Привыкая смотреть по ночам романтические комедии (например) и трескать сладенькое, вы рискуете снабдить данной привычкой своего малыша.
  • Не исключайте из своей жизни спорт. Конечно, прыгать с парашютом, летать на тарзанке и покорять вершины не следует, но легкие виды спорта не просто не противопоказаны, но и рекомендованы. На крайний случай, всегда остаются такие варианты, как , специальная физкультура, йога для беременных.
  • Помните о здоровом питании. Придерживаясь правильного отношения к пище, вы формируете вкусы будущего крохи. Читайте также: .

Внутриутробное воспитание ребенка на 5 месяце беременности: отцы и дети

Малыш двигается уже весьма интенсивно, его рост более 20 см, начинают расти волосики на макушке, появляются ресницы и брови. Этот период важен для формирования тесной связи крохи с его отцом .

Что может папа?

  • Конечно, общаться с чадом так же тесно как будущая мама, папа не сможет. Но время на общение с малышом нужно находить обязательно. Гладьте животик супруги, читайте крохе сказки, разговаривайте с ним, не забывайте пожелать доброй ночи и поцеловать с утра перед уходом на работу. Ваше участие в жизни малыша до родов - залог будущих близких и тесных отношений с ребенком.
  • Если супруга нервничает, плачет или злится, успокойте малыша - тем самым вы сглаживаете воздействие негативных эмоций на психику будущего крохи. А заодно и маму учите контролировать свои эмоции.
  • Не стесняйтесь супруги и родственников - пойте ребенку колыбельные. Низкочастотный голос папы, согласно исследованиям, благоприятно сказывается не только на развитии психики чада, но и на развитии его репродуктивной системы.
  • Дети, с которыми общались до родов и мама, и папа, легче переносят роды, а их интеллект развивается быстрее , чем у сверстников.
  • Запомнив в утробе ласковый голос и тембр папы, новорожденный будет так же спокойно засыпать с отцом , как на руках у мамы.

Воспитание ребенка в утробе матери на 6 месяце беременности: тянемся к прекрасному

Рост малыша уже 33 см, весит он около 800 г, на руках и ногах уже различимы пальчики. Глазки открываются и чутко реагируют на свет. В ситуации преждевременных родов малыш (при соответствующей интенсивной медпомощи) способен выжить .

Как говорят специалисты, на этом этапе оказывается влияние на обретение дурного/хорошего вкуса и даже на внешние данные . Что касается внешности - это факт не доказанный, а вот привить малышу правильный вкус мама очень даже может.

Что делать, как воспитывать ребенка в утробе?

  • Все внимание на искусство ! Просвещаемся, отдыхаем с пользой, наслаждаемся красотой природы и искусством.
  • Смотрите добрые позитивные фильмы и читайте классическую литературу (лучше вслух).
  • Отправляйтесь на интересную выставку, в галерею, в музей или в театр . Желательно, вместе с супругом.
  • Займитесь творчеством и арт-терапией . Рисуйте так, как умеете, не стесняясь, вкладывая всю свою любовь к малышу в картины.
  • Учитесь танцевать, вязать крючком или делать украшения . Творчество, которое приносит удовольствие маме - это польза для психики и развития малыша. Читайте также:

    8 месяц беременности: радуемся жизни, ищем позитив во всем и общаемся с малышом

    Малыш уже отлично видит и слышит . За исключением легких, хорошо развиты все системы.Интенсивно развивается мозг. Чем больше сейчас позитива в жизни мамы, тем активнее развивается малыш, тем крепче его здоровье и психика.

До 70 – х годов ХХ века о беременности говорили, как о плоде, а не о ребенке. Теперь о еще не рожденном ребенке говорят, как о человеке, который еще не личность, но уже с своими вкусами и возможностями. Поэтому сейчас много родителей уделяют внимания установлению контакта с плодом, активно развивают его. Воспитание ребенка в утробе матери – некоторые люди считают эту идею полным абсурдом, а другие относятся к этому с полной серьезностью. Запомните, к появлению крохи надо готовиться заранее не только с одной физической точки зрения, но и конечно же с психологической. Очень важно, чтобы беременность для вас была желанной, ведь дети, появление на свет которых ждали с радостью, рождаются и вырастают более открытыми, успешными, жизнерадостными. Существует два канала связи с карапузом, первый – цветотерапия, непосредственно само влияние окружающего мира, как запахи, цвет. Второй – восприятие мира матерью на эмоциональном уровне, передача гормонов счастья. Для развития центральной нервной системы, мышления, памяти: именно мамины эмоции будут определяющими.

Во время воспитания ребеночка в животе матери не допустимо безделье, скука – женщина должна заниматься тем, что приносит ей радость. Не важно будет ли это вышивание крестиком или танцы. Любой вид искусства, музыка или живопись, все что привлекает беременную, главное, чтобы улучшалось физическое состояние плода и благоприятно влияло на него двигательную активность. Любой спорт, кроме экстремально положительно влияет на кроху, хорошо подходит гимнастика, плавание, которыми можно заниматься вплоть до самих родов. Многим подойдет йога, она не только растягивает связки, подготавливает физически, но и гармонизирует внутреннее состояние будущей мамы. Внутриутробное воспитание во многом состоит из общения, говорите с деткой почаще при этом нежно похлопывая, поглаживая живот, со временем он начнет отвечать вам определенным шевелением или ударом ножки. Хорошо помогает выходить на контакт с плодом музыка: многие исследования доказали, что для этого подходит народная, а еще лучше классическая, особенно произведения Моцарта, Вивальди, Баха. Ведь слышать карапуз начинает уже в несколько недель, сначала на музыку начинает реагировать кожа крохи. Звуки играют очень большую роль во внутриутробном развитии. Чаще пойте маленькому колыбельные, к этому должен подключаться также отец. Материнский голос положительно сказывается на развитии мозга, сердечной системе, моторики рук, голос отца влияют на моторику ножек. Дети, с которыми занимались родители еще до рождения, легче рождаются, у них лучше память, выше интеллект. С 35 недели беременности крохи четко начинают запоминать мелодии, потом под эту музыку их легче улаживать спать, если вы каждый вечер сами засыпали под нее.

Психологическое воспитание ребенка в утробе:основные методы

На 4 месяце беременности уже начинает развиваться характер, интеллектуальные способности, решается насколько ленив карапуз будет, поэтому важно вести активный образ жизни, общаться с приятными людьми, читать хорошие книги, смотреть добрые, веселые фильмы, ходить в театры. Пятый месяц больше важен для формирования тесной связи с отцом, а шестой – влияет на вкус, то есть от вас зависит напрямую, будет он хорошим или плохим, начните ходить по паркам, картинным галереям. А силу духа и гениальность можно привить уже к 9 месяцам.

Всегда читайте вслух свои любимые произведения, поэзию, детские сказки, при этом очень важно делать акцент на интонации, тембре, ритме голоса. Очень важна эмоциональная атмосфера, вы должны чувствовать от этого удовольствие, если же для вас это только формальность, то кроха не получит никакой пользы. Сегодня разработано множество методик, позволяющих начать воспитание ребеночка в утробе будущей мамочки.

За 2 месяца до рождения ваш ангелочек отчетливо различает голоса, делит их на женские, мужские. А некоторые ученные считают, что низкий голос отца, дети слышат даже отчётливее. Звуки доходят до них в усиленном виде: что-то вроде звуковых вибраций, которые ощущаются всем телом. Особой вспышкой радости детки реагируют на голоса родителей, некоторые исследователи утверждают, что плод легко распознает язык, а если его усыновят иностранцы, ему будет очень легко усвоить родной язык биологической матери.

Так был проведен эксперимент, где отец читал отрывок из «Одиссея» Гомера и когда ребенку исполнилось 7 лет, перед ним поставили задачу выучить два отрывка из этой поэмы, знакомую часть он выучил вдвое быстрее чем незнакомую. Не забывайте его хвалить, рассказывайте, объясняйте, что происходит вокруг, особенно если вы чем-то взволнованы или напуганы. Говорите, как сильно любите, ждете своего малыша, делитесь своей радостью, рассказывайте о себе, о том, что любите, своем хобби, о том, как вам будет хорошо вместе жить. Просите карапуза взамен говорить с вами, давать знать, что он хочет кушать или, что ему не нравится или беспокоит.

Давайте слушать музыкальные произведения не только включая ее: играйте сами, можете использовать те же колокольчики, бубенцы, гармошка или трещотки. Пусть мир звуков для него станет красивым, разнообразным! Развивайте чувство ритма, потом это очень пригодится для осваивания речи, пения, танцев, не бойтесь выполнять ритмические упражнения, танцуйте под музыку или просто покачивайтесь. Особо много времени, сил вы не потратите, но принесете много пользы, радости вам обоим.

Воспитание крошки во время беременности не должно проходить без музыки, включайте отрывки классических произведений. Попробуйте для начала «Детский альбом» Чайковского, Вивальди «Времена года», произведения Моцарта, Шопена. Также, такие методы могут включать световые и тактильные сеансы, некоторые курсы для будущих мам предлагают обучать малыша математике, приложив руку к животу, нужно сказать «один», затем уже 2 раза прикоснуться и посчитать до двух. При таких регулярных занятиях, как результат плод может начать пинаться, давать вам ответы, ударив ножкой 1 или 2 раза.

Начав воспитывать свое чадо еще в животике, вы сделаете правильный шаг – шаг к взаимопониманию между детьми и родителями. Специалисты рекомендуют начинать заниматься им еще с первых проявлений активности малыша – ощутимого шевеления, ведь прежде чем приступить к воспитанию детей будущим родителям нужно все спланировать, начать заниматься с крохой еще в животике. Будьте уверены, данная методика позволит избежать трудного детского возраста, с которым сталкиваются многие родители. Будущей маме всегда стоит помнить о положительных эмоциях, которые легко получить от чтения книг, просмотра фильма, прогулки парком, занятий йогой или медитацией. Если мамочка счастлива вместе с ней эти эмоции разделает ребёнок, формируя будущей фон восприятия, а также реакции на внешние раздражители. Он будет сам стремиться к лучшему, если изначально вы подарите ему любовь, спокойствие, ласку, заботу.

Пройдите тест


Часто ли вы испытываете скуку?

За начало отсчета жизни человека заведено принимать время рождения. Внутриутробный период жизни ребенка в расчет не берется. Только мамы на подсознательном уровне знают правду: ребенок с момента оплодотворения не только живет, но и принимает активное участие в жизни семьи. О временем к такому же выводу пришли и ученые. С 1970 года проводятся исследования, которые направлены на изучение жизни до момента рождения; так появилось понятие «перинатальное воспитание» и даже были созданы во многих странах «общества дородового воспитания».

Роль мамы

Жизнь малыша в материнской утробе очень разнообразна: формируются сложнейшие органы и системы, за каких-то девять месяцев из малюсеньких двух родительских клеточек формируется совершенно полноценный организм. Беременная женщина ощущает физическое движение плода только в 20 недель (во время повторной беременности - в 18 недель). Объясняется это тем, что малыш подрос настолько, что уже может убедительно ударять ножками и ручками о стенку матки. По мере роста ребенка мышцы его крепнут, становятся разнообразнее движения, обретают определенный суточный ритм. Наверняка, беременные дамы замечали, что когда они чем-нибудь заняты, малыш им не «мешает», однако только стоит присесть отдохнуть, как кроха тут же разворачивает активную деятельность. Порою, ребенок даже мешает маме спать, «требуя» общения. Оттого, многие будущие мамочки напевают малышу колыбельную, нежно поглаживая живот и успокаивая кроху.

Организм ребенка строится из тех материалов, которые поставляет ему организм матери. Таким образом, основа здоровья плода зависит от образа жизни беременной, культуры ее питания, отсутствия или наличия вредных привычек. Из-за неправильного поведения матери, ее чрезмерных эмоциональных реакций на стрессовые факторы возникает огромное число послеродовых заболеваний (неврозы, многочисленные аллергические реакции, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и пр.). В идеале мать и ребенок – сознание единое, единая энергетическая система, формирующаяся во время беременности и достигающая апогея развития во время родов. Если система неправильно сформировалась, то после родов между мамой и ребенком согласия и взаимопонимания не будет. Будущая мама должна осознать, что только она является крохе абсолютной защитой.


Немаловажное значение во внутриутробном развитии ребенка имеет отец. Его отношение к жене, к ее беременности, к не рожденному ребенку - самые главные факторы, которые формируют у будущего малыша ощущение счастья и силы, передающиеся крохе через уверенность и спокойствие его матери. Невзирая на занятость, папа и мама всегда могут уделить минутку времени на общение с будущим ребенком. В такие моменты они могут поведать крохе, как ждут его появления, каким сильным и здоровым они мечтают его видеть. За такие усилия природа щедро отблагодарит родителей, даровав им здорового и крепкого малыша.

Родители часто отмечают взаимосвязь между происходящими событиями во время беременности или отклонениями в самочувствии матери и какими-то необычными моментами в поведении или характере ребенка. Надо сказать, исследования ученых различных специальностей подтвердили наличие такой взаимосвязи. Процесс воспитания ребенка характеризуется тремя этапами: впитыванием информации, подражанием и личным опытом. Во время внутриутробного развития вероятность получения опыта и подражание отсутствуют. А вот впитывания информации максимально, боле того, оно проходит на клеточном уровне. Так интенсивно, как в утробе матери, человек не развивается ни в один из моментов дальнейшей жизни.

Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?

Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?

Откуда мы знаем?

Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.

Что мы знаем?

Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.

Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…

Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).

Слух. Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит! В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания , интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!

Кто лучше слышит?

Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!

Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.

Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.

Поговори со мною, мама…

Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!

Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.

Одним словом, BabySound может стать помощником в общении родителей (причем не только мамы, но и будущего папы) с ребенком. А общение, как известно, - залог понимания!

Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась возможность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.

Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность. как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.

Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.

Здесь скептически настроенный читатель может усмотреть неразрешимость ситуации: действительно, можно ли избавить мать и дитя от влияний исковерканной окружающей среды, социальных и экономических потрясений, общественных эмоций, пожирающих душу и тело? Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую вселенскую энергию дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпением ждут они его появления на свет и каким здоровым и красивым, великодушным и сильным они хотят его видеть.

Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.

Издательство «Жизнь» искренне благодарит автора лекции – президента Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP), профессионального педагога мадам Андрэ Бертин за любезно предоставленное разрешение на публикацию материалов в русском переводе.

При переводе мы попытались максимально сохранить своеобразие изложения материала и стиль автора, чтобы не исказить смысл некоторых абсолютно оригинальных идей и положений, которые на первый взгляд могут показаться неосведомленному читателю чем-то вроде из области фантастики.

Санкт-Петербург, май 1991 г.

Приводя своего очередного ребенка в детский сад и беседуя с воспитателем или заведующей, которых матери знают уже много лет, они как правило сообщают им сведения, касающиеся младенчества, родов или беременности. Я часто отмечала взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка.

Результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие учеными различных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указывают на ее важность.

В 1982 г., оставив основную работу, я установила тесный контакт с врачами и медсестрами педиатрических отделений, акушерами, преподавателями учебных заведений различного уровня, а также с родителями, наблюдавшими указанную взаимосвязь в процессе профессиональной деятельности или непосредственно в рамках семьи. Обобщив кое-какие результаты, мы пришли к выводу о необходимости создания Национальной ассоциации пренатального (дородовый, внутриутробный. (Здесь и далее-прим. переводчика.) воспитания (ANEP), которая должна была стать мостиком между проводимыми исследованиями и супружескими парами и матерями.

Было заявлено, что ассоциация берет на себя распространение соответствующей информации (и несет за нее всю ответственность) путем организации конференций и симпозиумов, целью которых является ознакомление с ней специалистов, работающих с будущими родителями, молодых людей или лиц, не получивших знаний подобного характера в процессе обучения.

Кое у кого разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Конечно, нет. Нормативы и программы имеют отношение к обучению, а не к воспитанию.

Воспитание можно определить как предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Действительно, мы воспитываем живое существо, подразумевая под этим его формирование и развитие в процессе развертывания жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному и ментальному (психическому) «материалу», который оно получает извне, то есть из окружающей среды.

После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и, как мы увидим далее, протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Мы не можем отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой. Однако мы уверенно заявляем, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию.

Ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития!

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Нам часто задают один и тот же вопрос: для кого важнее результат воспитания – для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать-это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения.

Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!