Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Расстояние от кромки до кромки ткани показывает. Прокладывание кромки по краям бортов

§ 13. Обработка бортов

Прокладывание кромки

Кромку по краям бортов изделия прокладывают для закрепления формы пальто и предохранения его краев во время носки от растяжения. Кромку начинают прокладывать с правой полочки от верхней точки перегиба лацкана, перепуская за нее на 1 см в сторону проймы и продолжая по горловине, лацкану, борту и низу полочки на участке длиной 30 см (рис. 111).

На левой полочке кромку прокладывают снизу вверх, на правой-сверху вниз. По перегибу лацкана кромку прокладывают на расстоянии 2 / 3 длины линии перегиба лацкана от среза горловины параллельно этой линии, отступая на 0,8 см в сторону проймы.

Для последующего прикрепления концов кромки к шву втачивания нижнего воротника ее перепускают за линию прокладывания кромки по горловине на 1-2 см. В случае когда лацкан в бортовой прокладке отрезной или по модели застежка до верха, кромку по перегибу лацкана не прокладывают.

Кромку предварительно приметывают на специальной машине или ручным способом прямыми стежками длиной 1-1,5 см, закрывая внешний срез бортовой прокладки на 0,2 см, одновременно посаживая края борта и лацкана. Величина посадки краев лацкана на кромку зависит от формы и фасона пальто.

Примерная посадка полочек на кромку следующая: по горловине и уступу лацкана 0,2 см, на остальном участке лацкана до верхней петли 0,5-0,6 см, по борту (между петлями) 0,5 см, в остальной части борта и внизу 0,2-0,3 см, по линии перегиба лацкана 0,5-0,8 см. При приметывании кромки ручными стежками для закрепления посадки через каждые 8-10 см ставят закрепляющие крестообразные стежки.

После приметывания кромки сверяют длину правого и левого бортов путем наложения одного борта на другой. Если длина их разная, дефект устраняют, выполняя повторное приметывание кромки.

Внешний и внутренний края кромки по борту, лацкану и низу пришивают на машине потайного стежка или ручным способом косыми подшивочными стежками длиной 0,5-0,7 см. При этом вначале пришивают внешний край кромки, затем внутренний.

Края кромки, проложенной по линии перегиба лацкана, пришивают к бортовой прокладке с двух сторон на машине потайного стежка.

В изделиях из тонких тканей внешний край кромки не пришивают, его закрепляют при обтачивании бортов.

После пришивания кромки нитки приметывания кромки удаляют, края бортов и лацканов приутюживают на прессе или утюгом со стороны бортовой прокладки на ширине 10-12 см от края борта, одновременно приутюживая кромку по низу полочек.

При прокладывании кромки клеевым способом бортовую прокладку по краю борта высекают на 1,2-1,6 см в зависимости от толщины ткани, по краю лацкана, уступу и горловине на 1-1,5 см, по линии низа на 0,5 см от линии подгиба.

Середина кромки по ширине должна проходить по внешнему срезу бортовой прокладки. Кромку из ткани с односторонним клеевым покрытием накладывают на край борта клеевой стороной вниз и прикрепляют с помощью утюга, распределяя посадку так же, как и при прокладывании неклеевой кромки. Прочность крепления кромки зависит от времени обработки каждого участка утюгом (30-40 с). В связи с этим для сокращения времени окончательное крепление кромки выполняют на прессе после обработки бортов. Таким же способом прокладывают кромку по линии перегиба лацкана.

Правильность посадки полочек на кромку проверяют теми же приемами, что и при проверке правильности сутюживания полочек на выпуклость груди.

Соединение подбортов с изделием

Наметывание подбортов на полочки выполняют на столе. Полочки и подборта складывают лицо с лицом, располагая их краем борта к работающему. По срезу горловины и лацкана подборт выпускают на 1-1,5 см; по краю борта срезы полочки и подборта уравнивают. Подборта наметывают косыми стежками длиной 1-1,5 см, наметочную строчку прокладывают параллельно срезам лацкана и борта, отступая от них на 0,8-1 см. При наметывании подборт посаживают по краю лацкана и в верхнем углу на 1-1,5 см, на участке петель на 0,8-1 см. От нижней петли до низа подборт наметывают без посадки и без натяжения. Величина посадки зависит от материала и конструкции изделия (рис. 112).

На левую полочку подборт наметывают, начиная сверху вниз, на правую - снизу вверх, соблюдая те же правила и приемы, что и при наметывании подборта на левую полочку.

В изделиях из ткани в полоску внешний край подборта по краю лацкана подрезают параллельно полоске, при наметывании подбортов на полочки по краю лацкана обрезные края подборта и полочки совмещают. Остальную обработку ведут обычно.

Посадку подбортов сутюживают, предварительно увлажняя подборт.

Перед обтачиванием углы лацканов и бортов внизу обмеляют по вспомогательным лекалам. Обмелку выполняют со стороны бортовой прокладки, располагая меловые линии от срезов полочки на расстоянии 0,5 см.

Борта обтачивают около кромки или по кромке. Около кромки строчку прокладывают в том случае, когда внешний край ее предварительно пришит. Лацканы обтачивают около внешнего края кромки, борта - на расстоянии 0,2 см от края кромки (для образования канта из ткани полочки).

В случае когда внешний край кромки не пришит, то верхние и нижние углы полочек обтачивают по намеченным линиям, остальные участки - по кромке, на расстоянии 0,1 см от ее внешнего края.

Борта обтачивают на машине с ножом. Ширина шва зависит от способа обработки бортов; при вспушивании бортов или прокладывании отделочной строчки по краю ширина шва 0,3-0,4 см, а при обработке в "чистый край" 0,6-0,7 см. В углах бортов и лацканов швы подрезают, оставляя 0,2 см. В точке уступа лацкана подборт и полочку рассекают перпендикулярно к линии горловины, не доходя до строчки 0,1-0,2 см.

Для соединения подбортов с полочками без предварительного наметывания может быть использована специальная машина 206 кл. ПМЗ с ножом для обрезания ткани. На полочках обычным способом намечают по лекалам линии обтачивания углов лацкана и низа борта. Подборта складывают с полочками лицевыми сторонами внутрь, подборта при этом выпускают по срезам лацкана, горловины и плечевому срезу на 0,8-1 см.

Борта обтачивают по полочкам со стороны бортовой прокладки.

Швы обтачивания бортов увлажняют и разутюживают на прессе или утюгом на специальной колодке, швы в углах лацканов и бортов разутюживают утюгом.

Выметывание бортов

При обработке бортов в "чистый край" срезы швов обтачивания после разутюживания подрезают, оставляя по всей длине борта со стороны полочек 0,3-0,4 см, со стороны подборта-0,8-1,0 см. Затем срез подборта пришивают к кромке или к бортовой прокладке на машине потайного стежка или ручными подшивочными стежками длиной 0,7 см, выгибая края так, чтобы по борту образовался кант из полочки, а по лацкану - из подборта. Ширина канта равна 0,2 см. Излишки толщины ткани в углах лацкана и борта вырезают, оставляя припуск шириной 0,15-0,2 см. В концах уступов делают рассечки, не доходя до строчки на 0,1-0,2 см. Подборта вывертывают на лицевую сторону, выправляя углы, и борта выметывают. Лацканы выметывают со стороны полочки, делая кант из подборта шириной 0,2 см, а борт - со стороны подборта, выпуская кант из полочки шириной 0,2 см.

Низ пальто заметывают со стороны припуска на подгиб по намеченной линии.

Выметывание производят на выметочной машине или ручными косыми стежками длиной 0,7-1 см на расстоянии 0,8-1 см от края (рис. 113).

Для более правильного распределения и закрепления посадки подбортов в области лацкана со стороны подбортов прокладывают две наметочные строчки. Первую строчку прокладывают на расстоянии 2-2,5 см от края борта, вторую - от внутреннего среза подборта параллельно уступу лацкана (подборт при этом равномерно посаживают на перегиб лацкана).

При обработке бортов клеевым способом срезы лацканов, бортов и низа закрепляют при помощи клеевой пленки, которую прокладывают на пленочной машине со стороны бортовой прокладки после разутюживания швов обтачивания бортов.

Внешний край клеевой пленки по борту располагают на расстоянии 0,2 см от строчки обтачивания, а внизу - по припуску на подгиб на 0,1 см от намеченной линии на подгиб. Вывертывание подбортов и выметывание бортов и низа выполняют так же, как и при обработке бортов в "чистый край".

При обработке бортов и низа с отделочной строчкой срезы швов обтачивания подрезают, оставляя 0,3-0,4 см по всей длине борта (со стороны полочки и подборта одинаково). В индивидуальном производстве в изделиях из толстых тканей ворс из шва обтачивания борта удаляют с помощью ножа. Затем швы обтачивания бортов разутюживают, вывертывают на лицевую сторону, выправляя углы, и выметывают обычным способом.

Вторую выметочную строчку прокладывают со стороны подборта, отступая от краев лацкана и борта на 2-2,5 см. Затем заметывают низ изделия, располагая строчку посередине ширины подгиба. После выметывания края бортов и низ пальто приутюживают на прессе или утюгом. Лацканы приутюживают со стороны полочек, борта - со стороны подбортов, низ - со стороны подгиба. Утюжку выполняют через увлажненный проутюжильник. Одновременно приутюживают боковые швы, карманы и остальные участки полочек и спинки.

Прокладывание отделочной строчки

После утюжки верха пальто (если надо по модели) по краям лацканов, бортов и низу изделия прокладывают отделочную строчку с лицевой стороны (рис. 114). В пальто с меховым воротником отделочную строчку по лацкану следует прокладывать до соединения воротника с изделием, в пальто с воротником из основной ткани - после соединения воротника с изделием.

Отделочную строчку прокладывают шелковыми нитками, сочетающимися по цвету с тканью верха. Расстояние от края до строчки устанавливают согласно модели.

Обработка петель

Петли намечают на бортах со стороны полочки, на лацкане - со стороны подборта по подсобному лекалу. Количество петель на бортах зависит от модели.

Верхнюю петлю намечают ниже конца линии перегиба лацкана на 2 см. Расстояние между петлями должно быть равно 12-14 см.

Петли от края борта намечают в двубортных изделиях на расстоянии 2-2,5 см, в однобортных - на расстоянии 3-4 см. На лацканах петли располагают параллельно линии уступа, а на полочках - перпендикулярно краю борта.

Петли обметывают на специальной петельной машине или ручными петельными стежками гарусом, сочетающимся по цвету с тканью верха.

При обметывании петель на петельной машине место их расположения намечают со стороны подборта, следовательно, и обметывание производят со стороны подборта.

После обметывания петель концы ниток продевают внутрь бортов специальным крючком и обрезают. В конце петель ставят закрепки на специальной закрепочной машине или ручным способом перпендикулярно петле, захватывая обе кромки петли.

При обметывании петель ручными петельными стежками место расположения петель намечают со стороны полочки. Отверстия для петель прорубают механической просечкой, лезвие которой имеет форму петли с глазком. Сначала обрезные края петель обметывают через край косыми обметочными стежками нитками в цвет ткани, а затем петельными стежками шелковыми нитками (гарус) с каркасной ниткой. После обметывания петли скрепляют, выправляют глазки петель при помощи колышка.

В изделиях с застежкой до верха петли на лацкане обметывают сквозные.

Пришивание пуговиц

В двубортных изделиях пуговицы пришивают на левой и правой полочках, в однобортных изделиях - только на правой полочке. Места пришивания пуговиц на полочках намечают соответственно расположению петель, накладывая левую полочку на правую, уравнивая низ и борта полочек.

Места расположения пуговиц на шлицах рукавов, хлястиках и других деталях намечают по вспомогательному лекалу. Места пришивания пуговиц, предназначенных для застегивания внутренних карманов, намечают соответственно расположению петель.

Пуговицы пришивают на специальной машине или ручным способом.

Пуговицы, предназначенные для застегивания, пришивают на стойке высотой от 0,3-0,5 см в зависимости от толщины края борта.

На шлицах рукавов, внутренних карманах и хлястиках пуговицы пришивают без стойки.

Особенности обработки борта с потайной застежкой

В изделиях с потайной застежкой правый борт обрабатывают обычным способом. Обработка левого борта имеет ряд особенностей.

На левом подборте на участке петель намечают застежку, делая надсечки на подборте глубиной 0,8 см в верхнем и нижнем концах ее. На подборте со стороны изнанки по всей длине застежки приметывают прокладку из флизелина или хлопчатобумажной ткани, отступая от обрезного края на 0,9 см. Прокладку приметывают прямыми стежками длиной 2-2,5 см двумя строчками. На участке застежки прокладывают кромку, закрывая внешний край прокладки на 0,1 см, кромку с клеевым покрытием прокладывают с помощью утюга (рис. 115, а).

На лицевую сторону подборта на участке застежки накладывают обтачку из подкладочной ткани лицом вниз так, чтобы ее припуски по верхнему и нижнему концам застежки были равны, а обрезные края обтачки и подборта совмещались. Обтачку притачивают швом шириной 0,4 см, шов разутюживают.

Затем обтачку отвертывают на изнанку подборта и выметывают из подборта рамку шириной 0,5 см. Выметывают на выметочной машине или ручными прямыми стежками длиной 0,5-0,8 см.

Подборт на участке застежки приутюживают со стороны изнанки через увлажненный проутюжильник. Затем по обработанному краю подборта прокладывают отделочную строчку с лицевой стороны на расстоянии 0,4-0,5 см от края (см. рис. 115, б).

С лицевой стороны подборта намечают места расположения петель. Верхнюю петлю намечают на 2 см ниже верхней надсечки, нижнюю - на 4 см выше нижней надсечки. Остальные петли располагают на равном расстоянии друг от друга. От края подборта петли намечают на расстоянии 2 см. Петли обметывают на петельной машине.

При осноровке края борта на левой полочке намечают место расположения застежки и на данном участке дают припуск к ширине борта, равный 0,5 см. В нижнем и верхнем концах застежки делают надсечки глубиной 0,8 см. Кромку по краю борта прокладывают как обычно. На участке застежки борт обтачивают обтачкой из подкладочной ткани, складывая обтачку с полочкой лицо с лицом. Ширина шва обтачивания 0,4 см (рис. 116). Затем шов обтачивания разутюживают, обтачку располагают на изнанку и край борта обрабатывают, выпуская кант из полочки шириной 0,3 см (рис. 117). Борт на участке застежки приутюживают со стороны изнанки через увлажненный проутюжильник. Обработанный край застежки строчат с лицевой стороны. Ширина отделочной строчки соответствует ширине строчки по модели.

Обработанный край подборта у верхней надсечки должен располагаться на расстоянии 0,3 см от обработанного края борта в сторону бокового шва, а у нижней надсечки заходить за обработанный край борта на 0,2 см.

Наметывают подборт по лацкану и по нижнему краю борта обычным способом. Посадку в углах лацканов сутюживают. Обтачивать лацкан начинают от точки уступа лацкана и заканчивают у верхней надсечки потайной застежки. Нижнюю часть борта обтачивают, начиная от нижней надсечки до низа изделия. Наметочные строчки снимают и шов обтачивания борта разутюживают. Затем швы обтачивания подрезают, подборт вывертывают на лицевую сторону, выправляя углы, и производят выметывание краев лацкана и борта обычным способом (рис. 119).

На участке застежки край подборта располагают на расстоянии 0,2 см от края борта полочки. Борта и лацканы приутюживают способом, описанным выше.

Внешний край подборта на участке застежки скрепляют с краем борта закрепками, которые располагают между петлями и в концах застежки.

Внутренние края подборта и обтачки борта на участке застежки стачивают швом шириной 1 см и пришивают к бортовой прокладке на машине потайного стежка.

На левой полочке вторую строчку, закрепляющую потайную застежку, прокладывают с лицевой стороны, начиная от точки уступа лацкана вниз параллельно краю борта, отступая от него на 7-8 см. Заканчивают строчку на уровне нижнего конца застежки.

Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет учащимся самостоятельно (или с частичной помощью учителя) изучать теоретический материал, выполнять практические, лабораторные работы. Контролировать степень усвоения материала с помощью тестов самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЛОК – МОДУЛЬ

Материаловедение

5 КЛАСС

М-1

Лабораторная работа:

Определение направления долевой нити в ткани.

М–2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.

Триединая дидактическая цель:

Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон,

дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве, строении ткани,

ознакомить с видами отделки ткани.

Познакомить с профессиями прядильного и ткацкого производства.

Развивать общеучебные навыки работы с учебником, целевым учебным планом, блоком самостоятельной познавательной деятельности, контрольными тестами.

Развивать аналитическое мышление, умения описывать, характеризовать, сравнивать материалы, внимательность, память.

Прививать аккуратность при выполнении и оформлении лабораторно-практической работы.

Воспитывать культуру труда и взаимоотношений.

В результате работы над учебными элементами учащиеся должны:

Знать:

Классификацию волокон используемых для производства текстильных материалов,

Процесс получения пряжи, ткани,

Строение ткани, свойства нитей основы и утка,

Способы отделки тканей, признаки определения лицевой стороны ткани, приёмы определения лицевой стороны ткани.

Уметь:

Определять ширину ткани, способ отделки ткани,

Находить лицевую сторону ткани,

Находить направление долевой нити в ткани,

Оформлять лабораторную работу, делать выводы,

Работать по целевому учебному плану.

М-1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН.

ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник “Трудовое обучение для девочек” 4 кл.
  2. Коллекция “Текстильные волокна”
  3. Образцы тканей полотняного переплетения.
  4. Детский ткацкий станок.
  5. Образец оформления лабораторной работы
  6. Лоскутки тканей (с кромкой и без)
  7. Целевой учебный план деятельности учащихся.

На доске девиз: “Пряла и ткала – весь дом одевала”

УЭ-0

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

Подготовка дежурными рабочих мест (наглядные пособия, учебники, лоскутки ткани)

Проверка готовности учащихся к работе на уроке (рабочая тетрадь, ручка, клей)

УЭ-1

Цель: обозначить тему и цели урока

3. В результате работы ученики должны

Знать: процесс получения пряжи, нитей, ткани; классификацию текстильных

Волокон; ткацкие переплетения, приёмы определения направления долевой нити

В ткани, национальные особенности ткачества Белоруссии.

Уметь: работать с учебником, сопоставлять и обобщать свойства материалов,

Делать выводы, находить направление долевой нити в образце ткани.

Учиться пользоваться книгой, целевым учебным планом, осуществлять самоконтроль.

4. Учащиеся записывают тему и девиз урока в рабочую тетрадь.

УЭ-2

Цель: актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

2. фронтальная беседа.

3. Слово учителя. Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Вспомните, где в жизни, литературе или кино вы встречались с такими понятиями, как ткачество, прядение? Попробуйте описать словами эти процессы.

4. Ученики отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

УЭ-3

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о текстильных волокнах.

2. учебник, лоскуток ткани

3. Возьмите лоскуток ткани и рассмотрите его, из чего он состоит? Ответ: из нитей. От лоскутка ткани отделите несколько нитей. Если раскрутить эти нити видно, что они состоят из отдельных частичек – волокон. Они бывают разной длины, формы, толщины (демонстрируется коллекция волокон). Первоначально они представляют собой волокнистую массу.

Сырьём для получения всех тканей служат волокна. Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные коротенькие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из неё ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошие и прочные волокна. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называются текстильными .

Работа с учебником. Рассмотрите схему стр. 24 учебника. С древних времён и до конца XIXв. единственным сырьём для производства пряжи и ткани служили натуральные волокна. Это волокна, которые давала природа. Некоторые из них вы хорошо знаете? Какие волокна получают из растений? Ответ: хлопок, лен. Кроме этого из растений получают волокна крапивы (сказка о диких гусях), джут, кенаф, пенька, кендырь, из них делают циновки, канаты, мешковину. А какие животные дают волокна? Ответ: козы, овцы, верблюды, лама. А шёлковое волокно выделяет гусеница при образовании кокона (демонстрирую наглядное пособие). Очень интересное волокно – асбест, ткань из него не горит в огне. Был такой случай. Когда Пётр I посетил уральского заводчика Демидова, тот угостил его хорошим обедом. Стол был застелен чудесной белоснежной скатертью. После того, как Демидов пролил на скатерть соус, гость отругал его за неловкость, жаль было скатерти. Хозяин приказал слугам убрать приборы, скомкал скатерть и бросил её в огонь, чем заслужил ещё больший гнев царя. Тогда Демидов достал скатерть кочергой, расстелил её на столе. Она была целой, такой же белоснежной без пятна, т.к. соус сгорел. Пётр остался доволен приёмом, так как сам любил подобные шутки. Каково же происхождение асбеста? Ответ: минеральное.

Вторая группа волокон, которые научился вырабатывать человек тем или иным способом, называются как? Ответ: химические волокна. Какими они бывают? Ответ: искусственные и синтетические. Например, на заводе искусственного волокна им. Куйбышева выпускают искусственное вискозное волокно, на объединении “Химволокно” выпускают синтетические волокна – лавсан, мелан, полиэфирное. Кроме этого всем известны синтетические волокна – капрон, нитрон, акрил.

4. Учащиеся активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы, записывают основные понятия и схему в рабочую тетрадь, изучают коллекцию волокон.

УЭ-4

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о процессе прядение.

3. Слово учителя. Полученное тем или иным способом волокно, используют для получения пряжи. Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. Прядение – это процесс получения равномерной по толщине пряжи. На протяжении многих сотен лет пряжу получали вручную, вытягивая пальцами из массы волокон тонкую пасму и скручивая её (демонстрирую на ватке) Попробуйте сами проделать эту операцию из пучка ваты. Как видите это нелёгкая работа. В народе говорили: “Бабий счёт времени по пряже” или “Пряла и ткала, весь дом одевала” Пока мать была на работе, за прялкой сидела малолетняя дочка. Теперь на фабриках работают современные станки. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Основные операции процесса прядения: р ыхление и трепание волокна – при этом происходит рыхление спрессованной массы волокон на отдельные клочки и частичное удаление примесей; ч есание производится для окончательного удаления примесей и разъединения клочков на отдельные волокна. Тонкий прочёсанный слой волокон, проходящий через воронку, преобразуется в ленту . Выравнивание – соединение нескольких лент в одну для выравнивания её по толщине; и вытягивание ленты - лента постепенно утоняется, а волокна всё более упорядочиваются. Предпрядение – в процессе, которого из ленты путём вытягивания и крутки образуется ровница. Собственно прядение

УЭ-5

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о строении ткани, процессе ткачество.

2. рассказ учителя, тренировочное упражнение.

3. Слово учителя. Как показывают археологические находки, производство тканей возникло в глубокой древности. При раскопках древнегреческих пирамид, построенных за 5 тыс. лет до н.э, археологи нашли в гробницах кусочки льняных тканей. Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путём переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.

Принцип получения ткани рассмотрим на детском ткацком станке. Вначале натягивают первые – основные нити . Нити основы должны быть прочными, длинными. Затем их переплетают нитками, намотанными на челнок, которые называются уточными или уток. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие, т.к. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними. Чтобы получился ровный боковой край у ткани, нити основы по краям ткани располагаются чаще, образуя кромку. Кромка предохраняет края ткани от осыпания и растяжения. На ткацком станке можно получить разнообразные переплетения. Наиболее простое и распространённое – полотняное переплетение. Полотняное переплетение представляет собой рисунок в виде «шахматки», т.е. нити утка переплетаются через одну с нитями основы.

Тканые изделия вырабатываются в виде полотен (ткани) или штучных изделий (платки, скатерти, полотенца)

4. Учащиеся слушают объяснения, выполняют тренировочное упражнение, записывают основные понятия в тетрадь.

УЭ-6

Цель: обеспечить применение знаний, формирование практических умений

2. вводный инструктаж к лабораторной работе.

3. Слово учителя. Чтобы изделие, пошитое из ткани, имело качественный внешний вид, очень важно знать направление нитей основы в ткани. Как правило, нить основы ткани в готовом изделии направлена сверху вниз. Т.е. вдоль ткани, фигуры человека, поэтому её иногда называют долевой нитью. Существует несколько способов определения направления нитей основы в ткани (долевой нити):

По кромке (если есть). Из процесса ткачества мы знаем, что нити основы по краям ткани располагаются более плотно, образуя кромку, значит, нити основы в образце ткани будут направлены параллельно кромке.

По растяжению . Нити основы при ткачестве сильно натянуты на станке, следовательно, они не имеют возможность растяжения, а вот поперечные (уточные), нити огибают нити основы, значит, их можно растянуть в линию.

По звуку . Так как нити основы в ткани натянуты сильно (как на барабане), то и звук при хлопке в данном направлении резче, звонче, чем в уточном направлении.

Объяснения сопровождаются демонстрацией.

Сообщаются порядок выполнения лабораторной работы, знакомлю с правилами оформления работы, демонстрирую образец оформления.

УЭ-7

Цель: формирование целостной системы знаний о строении ткани.

2. лабораторно-практическая работа «определение направления нити основы в ткани»

3. Текущий инструктаж – целевые обходы

– контроль правильных приёмов работы

Предупреждение неверных выводов.

4. Учащиеся изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы, осуществляют действия в соответствии с последовательностью работы, делают выводы, оформляют работу.

УЭ-8

Цель: анализ и оценка итогов урока.

2. рефлексия

3. учитель анализирует урок, даёт необходимые замечания, комментирует часто встречающиеся ошибки, пути их исправления, ориентация на домашнее задание,

Учащимся задаются вопросы: при выполнении практической работы, кто помогал другим? Что вызвало наибольшую трудность? объявляю оценки за урок.

4. учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, записывают домашнее задание.

Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

М-1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН. ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.

Лабораторная работа: определение направления долевой нити в ткани.

УЭ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

УЭ-О

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

ИДЦ:

знать: классификацию волокон; процесс получения пряжи, ниток, ткани; строение ткани, признаки определения нити основы в ткани.

уметь: определять происхождение волокон, определять направление нити основы в куске ткани.

Цель : понять сущность классификации волокон.

1. Рассмотрите схему стр. 24 учебника. Ответьте на вопросы:

- какие волокна получают от растений?

Какие животные дают волокна?

Каково происхождение волокна асбест?

Какими бывают химические волокна?

Цель : познакомиться с процессом прядения.

  1. прочитайте текст информационного блока «Прядение»
  2. ответьте на вопросы:

Что называется пряжей?

Какая цель процесса прядение?

Какие промежуточные продукты получаются в процессе прядения?

  1. запишите в тетрадь основные определения

Цель : познакомиться с процессом ткачества.

  1. выслушайте объяснения учителя.
  2. ответьте на вопросы:

Какие операции предшествуют непосредственно ткачеству?

Для чего выполняют операцию шлихтование?

Как образуется ткацкий зев?

С помощью, какой детали прокладывается уточная нить?

Что образуется по боковым сторонам ткани?

Как образуется полотняное переплетение?

Дайте определение ткани.

Цель : изучить строение ткани.

  1. выслушайте объяснение учителя.
  2. прочитайте текст информационного блока «Ткачество»
  3. ответьте на вопросы:

Как называются нити идущие вдоль ткани?

Как называются нити идущие поперёк ткани?

Что называется шириной ткани?

Каково назначение кромки в ткани?

Почему нити основы должны быть прочными?

От чего зависит прочность нитей?

Какими свойствами обладают нити утка?

4. запишите в рабочую тетрадь 4 признака определения нитей основы в ткани.

Цель : научиться определять направление нити основы в ткани.

  1. выслушайте рекомендации учителя по выполнению лабораторной работы.
  2. выполните действия, описанные в лабораторной работе: «Определение нити основы в ткани»
  3. оформите лабораторную работу
  4. проверьте правильность выполнения работы
  5. сделайте вывод по результатам выполненной лабораторной работы.

Цель : подведение итогов урока, его оценка.

  1. обратите внимание на записанную в начале урока цель
  2. сравните полученные знания с заданной целью
  3. заполните таблицу оценок, если вы набрали

До 27 баллов оценка – 9, до 24 баллов оценка – 8,

До 21 балла оценка 7, до 18 баллов оценка 6,

До 15 баллов требуется дополнительное занятие,

Выставьте оценку за урок.

  1. сделайте общую оценку урока: справились ли с заданиями? остались ли неясные вопросы по изученной теме? Нужны ли дополнительные занятия по теме?
  2. уборка рабочих мест

Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.

Зарисуйте схему классификации волокон в рабочую тетрадь.

Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно. Работа с информационным блоком.

Внимательно выслушайте объяснения учителя. Работа с информационным блоком. Основные понятия выделены шрифтом.

Внимательно слушайте объяснения учителя. Задавайте вопросы по непонятым моментам.

Ответьте на вопросы письменно.

* проверь себя, выполнив задание теста

Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Будьте объективны при самооценке.

Сводная таблица оценок

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЛОКНАХ

Волокнами называются гибкие, тонкие и прочные тела, у кото рых длина во много раз превосходит их поперечные размеры.

Текстильными называются волокна, которые используются для изготовления пряжи, ниток, тканей, нетканых материалов и др.

Одиночные волокна, которые без разрушения не делятся на бо лее мелкие, называются элементарными (хлопок, шерсть). Волокна, которые состоят из элементарных волокон, склеенных между собой пектиновыми веществами, называются техниче скими (лен, пенька, джут и др.).

Волокна, длина которых составляет десятки и сотни метров, называются нитями (нити натурального шелка, искусственные и синтетические нити). Элементарная нить - это одно длинное волокно (мо новолокно). Комплексные нити (филаментные) состоят из нескольких продольно расположенных элементарных нитей, соеди ненных между собой.

Группировка, т. е. классификация волокон , производится в за висимости от их происхождения, получения и химического состава.

Все волокна делятся на две большие группы: натуральные (природные) и химические. Натуральными называются волокна, которые имеются в природе, химическими - волокна, получаемые в заводских условиях.

К натуральным волокнам относятся растительные (целлюлоз ные) - хлопок, лен, пенька, джут и др.; к животным (белковым) - шерсть, натуральный шелк; к минеральным - асбест.

Химические волокна делятся на искусственные и синтетиче ские. Искусственные волокна могут быть получены из сырья ра стительного, животного и минерального происхождения, поэтому они так же, как и натуральные, делятся на целлюлозные - вискоз ное, ацетатное, триацетатное, медно-аммиачное и др.; белковые - казеиновое; минеральные - стеклянное и металлическое.

Синтетическими называются волокна, при получении которых производится синтез (соединение) молекул сравнительно простых веществ. К синтетическим волокнам относятся капрон, лавсан, ни трон, хлорин, винол, полиэтилен, полипропилен и др.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Прядение.

Веретено, при помощи ко торого осуществляют прядение,- одно из древнейших орудий человеческой культуры. Учеными-археологами был найден рисунок на камне, высеченный в древнем государстве Вавилоне около 5000 лет назад. На этом рисунке изображена прядиль щица, в руке у которой веретено с навитой на него пряжей. Проходили тысячелетия, а прядение производилось вручную, веретена сохранились почти до XVIII в.

При Петре I распространи лось использование самопрялки. Это значительно облегчило труд прядильщиц, повысило производительность труда и по зволило увеличить производство тканей, спрос на которые непрерывно возрастал.

Приспособления для прядения:

прасница (а,б), веретено (в), калаурот (г).

Технический переворот в процесс прядения волокон внесло изобретение прядильных машин. В 1765 г. англичанин Джемс Харгривс, ткач и плотник по профессии, изобрел первую пря дильную машину, которая пряла сразу восемь нитей, а впослед ствии 16 и даже 24 нити. Производственные этапы изготовления ткани: волокно – прядение - нити (пряжа) – ткачество – суровая ткань – отделка – готовая ткань .

Пряжей называются нити, образованные из волокон ограниченной длины, соединяемые в процессе прядения посредством скручивания. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением.

Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Основные операции процесса прядения:

Р ыхление волокна – при этом происходит рыхление спрессованной массы волокон на отдельные клочки и частичное удаление примесей;

Трепание обеспечивает дальнейшее разрыхление и очистку волокон, в результате получается рыхлая волокнистая масса – холст;

Ч есание производится для окончательного удаления примесей и разъединения клочков на отдельные волокна.

Тонкий прочёсанный слой волокон, проходящий через воронку, преобразуется в ленту, лента неравномерна по толщине.

В ыравнивание и вытягивание ленты – соединение нескольких лент в одну для выравнивания её по толщине; лента постепенно утоняется, а волокна всё более параллелизуются.

П редпрядение – в процессе, которого из ленты путём вытягивания и крутки образуется ровница.

Собственно прядение включает окончательное вытягивание ровницы, скручивание её в пряжу и намотку пряжи.

Подготовка пряжи к ткацкому производству включает следующие операции:

Перемотка пряжи с мотков на бобины для устранения дефектов пряжи и увеличения длины нити.

Сновка – это перемотка пряжи с большого количества бобин на один сновальный валик (ткацкий навой) параллельно друг другу с одинаковым натяжением.

Шлихтование , т.е. проклейка основы, - это пропитка основы определённым составом клеящего вещества (крахмал, мука) с целью повышения прочности, эластичности и гладкости нитей основы.

Подготовка утка - перемотка пряжи с мотков, бобин на специальные деревянные уточные шпули.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Ткачество.

Изготовление ткани на ткацком станке начинается с натягивания нитей основы.

Проборка основы – заправка основы в детали ткацкого станка (ремиз, бердо). Для образования простейшего переплетения одна ремизка поднимается, а вторая опускается, образуя пространство – ткацкий зев. Челнок с уточной шпулей под ударом пролетает в зев и прокладывает уточную нить. С помощью берда уточная нить прибивается к опушке ткани. Полученная ткань наматывается на торговый вал.

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой . Она имеет грязновато – серый или желтоватый цвет и шероховатую поверхность, поэтому требует дальнейшей отделки.

Тканые изделия вырабатываются в виде полотен (ткани) или штучных изделий (платки, скатерти, полотенца).

На ткацком станке можно получить разнообразные переплетения. Наиболее простое и распространённое – полотняное переплетение. Полотняное переплетение представляет собой «шахматку», т.е. нити утка переплетаются через одну с нитями основы.

Строение ткани.

Ткань – это текстильное изделие, образованное переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называются основной системой, или основой . Основа постоянно находится в натянутом состоянии, поэтому нити должны быть прочными, длинными. Прочность нитей зависит от качества и крутки пряжи. Нити основы – гладкие, тонкие и ровные.

Нити, идущие поперёк ткани, называется уточной системой, или утком . Для уточных нитей прочность не имеет такого большого значения, они, наоборот мягкие, гибкие, пушистые, т.к. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними.

Чтобы получился ровный боковой край у ткани, нити основы по краям ткани располагаются чаще, образуя кромку. Кромка предохраняет края ткани от осыпания и растяжения. Расстояние между двумя кромками показывает ширину ткани .

Признаки определения нити основы в ткани.

Поскольку нити основы сильно крученые и натянутые, то при попытке резко растянуть ткань в долевом направлении и хлопке они не растягиваются и издают звонкий звук . При тех же действиях в поперечном направлении (по нити утка) ткань тянется хорошо, а звук будет глухой. Наглядно это можно увидеть на рисунке.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НИТИ ОСНОВЫ В ТКАНИ

Материально-техническое обеспечение : лоскутки тканей с кромкой и без, ножницы, клей ПВА, правила охраны труда при работе с ножницами, образец оформления лабораторной работы.

Порядок выполнения работы:

  1. зарисуйте в тетради таблицу

Название нитей в ткани

Признаки

Аправления

нитей

по кромке

Образец ткани

Признаки

направления

нитей по

Растяжению

Признаки

направления

нитей по

звуку

Образец ткани

Долевая (основа)

Вдоль

Кромки

Незначительное

Звонкий

Резкий

Поперечная (уток)

Поперёк

кромки

большое

Глухой

тихий

  1. из предложенных образцов тканей выберите образец ткани с кромкой.
  2. определите в образце ткани направление нити основы
  3. приклейте образец ткани, соблюдая направление нити основы со стрелкой (образец приклеивается только по одной верхней стороне)
  4. выберите из предложенных лоскутков, образец ткани без кромки
  5. определите в образце ткани направление нити основы по растяжению (для этого проверьте растяжимость ткани в двух направлениях)
  6. приклейте образец ткани в последней колонке таблицы, соблюдая направление нити основы со стрелкой (образец приклеивается только по одной верхней стороне)
  7. отделите от лоскутков ткани нити в двух направлениях, сравните их по внешнему виду, приклейте нити в первой колонке под соответствующей системой.
  8. сделайте вывод , ответив на вопросы:

В каких случаях можно использовать те или иные конкретные способы

Определения нитей основы?

Почему в лабораторной работе были использованы именно эти два способа определения направления нитей основы в тканях.

Почему ткани в поперечном направлении имеют большую растяжимость?

Почему звук при хлопке в долевом направлении более звонкий и громкий?

Опишите признаки нитей основы и утка: ровноту, тонину, крутку, прочность.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ : вырезанные детали сохранили прямоугольную форму, стороны деталей ровные, образцы приклеены ровно, отсутствуют следы клея на тканях и листе, правильность выполнения задания.

ТЕСТ «Текстильные волокна. Прядение»

А) волокно – нити - ткань;

Б) нити – волокно - ткань;

В) нити – пряжа - ткань.

А) швейными;

Б) текстильными;

В) прядильными.

  1. Укажите волокна животного происхождения:

А) лён и шерсть;

Б) шёлк и асбест;

В) шерсть и шёлк.

А) асбест;

Б) вискоза;

В) ацетат.

  1. К волокнам растительного происхождения относят:

А) шерсть и шёлк;

Б) шёлк и асбест;

В) хлопок и лён.

  1. Шёлк относится к волокнам…

А) натуральным растительного происхождения;

Б) натуральным животного происхождения;

В) искусственным животного происхождения.

  1. В Белоруссии вырабатывают волокна…

А) лавсан и лён;

Б) капрон и хлопок;

В) натуральный шёлк и лён.

  1. Вискозное волокно – это волокно …

А) натурального происхождения;

Б) искусственное происхождение;

В) синтетическое происхождение.

  1. Первая машина для прядения называлась…

А) «веретено»;

Б) «помощница»;

В) «калауротка».

ТЕСТ «Ткачество. Строение ткани»

  1. Ткачество считалось ремеслом исключительно…

А) городским;

Б) сельским;

В) женским.

А) поперёк ткани;

Б) под углом;

В) вдоль ткани.

  1. Нити утка в ткани …

А) длиной ткани;

Б) шириной ткани;

В) толщиной ткани.

А) сминаемости;

Б) направлению;

В) растяжимости.

  1. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетаются…

А) через две;

Б) через одну;

В) через три.

  1. Назначение кромки в ткани…
  1. Старинный ткацкий станок называется….

А) «кросны»;

Б) «прядильник»;

В) «стан».

  1. Челнок – это приспособление для прокладывания …

А) нити утка;

Б) нити основы;

В) нитей кромки.

ТЕСТ «Прядение. Ткачество. Строение ткани»

  1. Определите последовательность получения ткани:

А) волокно – нити - ткань;

Б) нити – волокно - ткань;

В) нити – пряжа - ткань.

  1. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют…

А) швейными;

Б) текстильными;

В) прядильными.

  1. Волокно, имеющее минеральное происхождение…

А) асбест;

Б) вискоза;

В) ацетат.

  1. Определите последовательность получения пряжи…

А) волокно – лента – ровница – пряжа;

Б) волокно – ровница – пряжа – лента;

В) волокно – ровница – лента – пряжа.

  1. Основными в ткани называются нити идущие …

А) поперёк ткани;

Б) под углом;

В) вдоль ткани.

  1. Нити утка в ткани …

А) более ровные, гладкие, пушистые;

Б) более мягкие, гибкие, пушистые;

В) более тонкие, крученые, ровные.

  1. Кромка в ткани образуется в результате…

А) частого расположения нитей основы по краям;

Б) частого расположения нитей утка по краям;

В) обработки краёв ткани специальным клеевым раствором.

  1. Расстояние от кромки до кромки называется…

А) длиной ткани;

Б) шириной ткани;

В) толщиной ткани.

  1. Долевая нить в ткани определяется по…

А) сминаемости;

Б) направлению;

В) растяжимости.

  1. Назначение кромки в ткани…

А) предохраняет ткань от растяжения, осыпания;

Б) придаёт красивый внешний вид;

В) для предохранения ткани от осыпания и измерения длины.


Тесты по теме

«Раскрой швейного изделия»

5, 6,7 класс
Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 5 класс

(один или несколько).

1. Стрелка на листе выкроек означает:

а) направление долевой нити;

б) направление поперечной нити.
2. Раскрой – это:

а) вырезание бумажных деталей швейного изделия, полученных в соответствии с чертежом;

б) процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани;

в) процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки с учетом припусков на швы.


в) ширину ткани;

г) направление нитей утка;

д) величину припусков на швы.


  1. Напишите правильные ответы: лицевую сторону ткани от изнаночной можно определить:
а)

  1. Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:
а) разложить мелкие детали;

б) разложить крупные детали;

в) сколоть ткань булавками;

д) приколоть крупные детали;

е) определить лицевую сторону ткани;

ж) нанести контрольные линии и точки;

з) разметить припуски на обработку;

и) обвести детали по контуру;

к) определить долевую нить.


Ответы:

  1. а, б, в, д

  2. а) по яркости и четкости рисунка ; б)по наличию блеска;
в) по небольшому наличию технических узелков; г) по аккуратной кромке.

5. к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж

Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 6 класс

Напишите все правильные ответы (один или несколько).
1. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи:

а) сметочных стежков;

в) копировальных стежков;

г) портновского мела;

д) косых стежков.


2. Ширина ткани – это:

ж) определить долевую нить;

з) приколоть мелкие и крупные детали;

и) разложить крупные и мелкие детали.
Ответы:


  1. б, в, г

  2. ж, в, а, и, з, д, б, г, е

Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 7 класс

Напишите все правильные ответы (один или несколько)
1. Контрольные линии на деталях кроя прокладывают стежками:

а) сметочными;

б) копировальными;

в) косыми.


2. При выкраивании подкройной обтачки ее долевую нить располагают:

в) под углом 45градусов;

г) по направлению долевой нити основной детали;

д) перпендикулярно долевой нити основной детали.


3.При раскрое ткани пользуются ножницами:

а) маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

г) портновскими.


  1. при выкраивании косой бейки ее долевую нить располагают:
а) под углом 30 градусов к долевой нити;

в) под углом 45 градусов к долевой нити ткани;

г) вдоль бейки.


  1. При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка на ткани;

б) направление нитей основы;

в) ширину ткани;

г) величину припусков на швы;

д) направление ворса.
Ответы:


  1. а, б, в, г, д

С разрезным ворсом:

· 20 м − при ширине до 100 см;

· 10 м − при ширине более 100 см.

Условная длина куска ткани чисто шерстяной и полушерстяной принимается равной 30 м в соответствии с ГОСТ 358-82.

Для тканей шелковых и полушелковых условная длина куска определяется в соответствии с ГОСТ 187-85. Для тканей первой и второй групп:

· 40 м − при ширине до 100 см включительно;

· 35 м − при ширине 101-130 см;

· 30 м − при ширине свыше 130 см.

Для тканей третьей и четвертой групп:

· 25 м − при ширине до 130 см включительно;

· 20 м − при ширине свыше 130 см.

В процессе отделки ткани происходит изменение размеров ткани. В результате этого изменяется число нитей на единицу длины и ширины ткани.

Плотность суровой ткани (нит/дм):

.

Уработка нитей основы и утка. Уработка нитей может быть взята из ГОСТа на ткань, по данным предприятия, где вырабатывается эта ткань, по данным расчета при проектировании ткани или определена по образцу ткани.

Уработка основы ажурной, махровой и ворсовой тканей определяется следующим образом: если аов = 300 %, то для выработки 1 м ткани необходима длина ажурной или ворсовой нити основы – 3 м, если аов = 500 %, то 5 м.

Для тканей сложного строения, в формировании которых участвуют несколько систем основных и уточных нитей, при определении заправочной ширины ткани Вб пользуются средней уработкой (%):

,

где ау1, ау2, ..., аух – уработка по утку соответственно первой, второй, ..., х-й системы.


Ширина заправки ткани по берду (см.):

Если в строении ткани участвует несколько систем основных нитей различных по виду используемого сырья и линейной плотности, а также имеющих разную уработку, то следует определять длину основы каждой системы нитей, необходимую для выработки одного куска суровой ткани.

При этом длину нитей основы ажурной, ворсовой и махровой тканей определяют по формуле (м):

где аов – уработка ворсовой основы, %.

3. Расчет числа нитей в основе

3. 1. Характеристика кромок

Вид кромок зависит от типа ткацкого станка (табл. 2) и ее ширина с обеих сторон ткани должна быть одинаковой. На челночных станках плотность кромочных нитей в 1,5–2 раза больше, чем плотность ткани по основе фона, а ширина кромок тканей, вырабатываемых на станках типа АТ, берется равной 0,5–1,5 % от ширины суровой ткани.

Кромки тканей на станке типа СТБ (закладные кромки) образуются кромкообразующими приборами, которые заводят концы обрезанных уточных нитей в последующий зев, за счет этого плотность ткани по утку в кромках увеличивается в 2 раза по сравнению с плотностью ткани по утку фона. Это вызывает ее упрочнение. Плотность кромки по основе не увеличивается, а в некоторых случаях уменьшается по сравнению с плотностью фона. Ширина кромки определяется конструкцией кромкообразующего прибора и может быть равной 2,6 − 3,5 см, т. е. от 1,3 до 1,75 см с каждой стороны.

Формирование кромки на станках типа АТПР может осуществляться двумя способами:

· при помощи брошюровочной нити;

· при помощи кромкообразующего прибора (по типу СТБ – закладная кромка).

Таблица 2

Характеристика кромок

кромки

Типы

станков

Ширина

кромки по берду, Вкб, см

Длина бахромы

кромок,

l к , мм

Плотность ткани в кромках, нит/дм

Классическая

челночные

(0,5 ¸ 1,5 %)× Вс

То = Ткр: Рк = (1,5 ¸ 2)× Ро

То < Ткр: Рк = Ро

Закладная

СТБ, АТПР

2,6 ¸ 3,5 на обе кромки

Рк = (0,5 ¸ 1,0)× Ро

Брошюровочная

Рк = (1,5 ¸ 2,0)× Ро

Перевивочная

П, П–ZВ8, ПН

15 + (10 ¸ 30) на обрезаемую часть

То = Ткр: Рк = (1,5 ¸ 2)× Ро

То < Ткр: Рк = Ро

Брошюровочный способ не обеспечивает прочного закрепления края ткани, поэтому плотность кромочных нитей в 1,5−2 больше плотности основы в фоне. Ширина кромок составляет 1− 1,5 см. Образующаяся бахрома из уточных нитей длиной, равной 0,3−1 см с каждой стороны ограничивает возможность использования данных тканей.

На станках типа АТПР кромочные нити не отличаются от нитей фона по линейной плотности и по виду сырья. В этом случае кромочные нити считают нитями фона. Если кромка ткани отличается по виду пряжи от нитей фона, то кромочные нити в фон не переводятся и в дальнейших расчетах учитываются отдельно.

3. 2. Число нитей основы для челночных ткацких станков

Если Роф = Рк, то:

где nkp – число крученых кромочных нитей или нитей другого, по сравнению с фоновыми, волокнистого состава; n – отношение количества кромочных нитей, пробираемых в зуб берда к числу фоновых нитей, пробираемых в зуб берда.

3. 3. Число нитей основы для ткацких станков типа СТБ и АТПР

Ширина кромки в суровой ткани:

При выполнении дальнейших расчетов следует учитывать, что кромка состоит как из нитей с линейной плотностью равной линейной плотности нитям фона, так и крученых, поэтому:

где n¢к – число кромочных нитей, у которых Т¢кр = Тф; nкр – число крученых кромочных нитей.

Количество кромочных нитей в каждой кромке должно быть кратным числу кромочных нитей, пробираемых в зуб берда и раппорту переплетения кромки по основе. Число зубьев берда для кромки должно быть четным.

Число нитей фона:

Число нитей фона должно быть кратным числу нитей, пробираемых в зуб берда для фона и раппорту переплетения фона.

Общее число нитей основы:

no = nф + nк. (16)

Для тканей из нитей основы разного вида (цвета, линейной плотности, крутки и т. д.) необходимо определить число нитей каждого вида. Для этого по раппорту цветного или иного узора определяется число нитей в цветном раппорте по основе:

где Rцоi – число нитей i - го цвета или вида.

Число раппортов по ширине ткани:

Общее число нитей основы для всех цветов или видов определяется как сумма:

nо = nо1+nо2+...+nоi.

Кромочные нити суммируются с нитями того вида или цвета, который выбран для кромок. Если в строении ткани участвуют несколько систем основных нитей, то по соотношению между ними определяется число основных нитей каждой системы.

При выработке на станках типа СТБ тканей с цветным узором особое внимание следует уделить раппорту цвета по основе с рациональным использованием ширины заправки ткани по берду. Нужно так рассчитывать Rцо, чтобы он укладывался целое число раз в максимальной ширине заправки ткани по берду.

4. Расчет снования

После определения числа нитей основы необходимо выбрать способ снования и произвести расчет.

Для партионного способа снования рассчитывается число нитей на сновальном валике исходя из объема выбранного шпулярника сновальной машины. Сначала определяется возможное число валиков (шт.):

При получении дробного числа нити распределяют по валикам.

Для ленточного способа снования рассчитывается число нитей в ленте и число лент (шт.):

где nл – число лент, за которое принимается ближайшее большее число.

При многоцветной основе в каждой ленте должно быть целое число повторений раппортов цвета или вида нитей.

В тканях сложного строения, для которых требуется несколько систем основных нитей, навиваемых на отдельные навои, расчет снования производится отдельно для каждой основы.

В техническом расчете ткани должен быть приведен заправочный рисунок переплетения ткани, который содержит:

1) рисунок переплетения с указанием раппорта по основе Ro и по утку Ry для фона и кромок;

2) проборку основных нитей в бердо;

3) проборку нитей основы в ремиз, число ремизок для фона и кромок;

4) картон;

5) схематичное изображение продольного и поперечного разрезов ткани.

Пример заправочного рисунка приведен на рис. 1.

Общий раппорт переплетения по утку на заправочном рисунке должен быть наименьшим кратным раппорта по утку фона Rуф и кромок Rкр. Если ткань будет вырабатываться на ткацком станке с эксцентриковым зевообразовательным механизмом, приводятся профили эксцентриков, необходимых для выработки ткани.

6. Расчет заполнения ткани волокнистым материалом

Заполнение ткани волокнистым материалом характеризует отношение площади, занятой пряжей, ко всей площади ткани. Различают линейное и поверхностное заполнение.

Линейное заполнение суровой ткани по основе и утку %:

Где (do, у:мм).

Поверхностное заполнение ткани волокнистым материалом (%):

.

Таблица 3

Плотность (d) и коэффициент (С) для нитей и пряжи различных видов

Пряжа и нити

Плотность d , мг / мм2

Коэффициент С

хлопчатобумажная

из вискозного штапельного волокна

шерстяная камвольная

шерстяная аппаратная

шелковая

вискозные

ацетатные

капроновые

лавсановые

нитроновые

Шелк-сырец

Стеклонити

7. Расчет берда

Бердо служит для регулирования размещения нитей основы по ширине ткани, создания необходимой плотности ткани по основе и для прибоя нитей утка к опушке ткани.

Для расчета берда задаются числом нитей, пробираемых в зуб берда в фоне (zф) и кромках (zк), причем число нитей, пробираемых в зуб берда, должно быть кратным общему числу нитей основы.

При одинаковом числе нитей, пробираемых в зуб берда в фоне и кромке (zф = zк= z) число зубъев берда:

.

Номер берда можно определить также из плотности ткани по основе с учетом уработки утка:

.

Если полученный номер берда не соответствует ГОСТу, то принимается ближайшее его значение по ГОСТу (табл. 4).

Таблица 4

Наиболее часто применяемые берда

Ткань

Номер берда, Nб

Хлопчатобумажная

Шерстяная из аппаратной пряжи

22−66 с интервалом 1 (22, 23,

Шерстяная из камвольной пряжи

48−130 с интервалом 2 (48, 50,

20 − 65 кратные 2,5

65 − 160 кратные 5

Шелковая

50−260 с интервалом 5 (70, 75,

Обрывность основных нитей при выработке ткани на ткацком станке зависит от многих факторов, одним из которых является возможность прохождения узла нитей основы между зубьями берда.

ГОСТ 29104.1-91

Группа М09

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТКАНИ ТЕХНИЧЕСКИЕ

Методы определения линейных размеров,
линейной и поверхностной плотностей

Industrial fabrics.
Methods for determination of linear dimensions,
linear and surface density


МКС 59.080.30
ОКСТУ 8209, 8309

Дата введения 1993-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом по легкой промышленности при Госплане СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

В.В.Стулов, канд. техн. наук; Г.К.Щеникова

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 27.09.91 N 1538

3. ВЗАМЕН ГОСТ 3811-72 в части технических тканей

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта

1.1.1, 2.2, 3.2

1.1.1, 2.2, 3.2

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2004 г.


Настоящий стандарт распространяется на технические ткани и устанавливает методы определения линейных размеров, линейной и поверхностной плотностей.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ И ШИРИНЫ ТКАНИ В РУЛОНЕ ИЛИ КУСКЕ

1.1. Аппаратура

1.1.1.

машину мерильную или контрольно-мерильную по ГОСТ 27641 ;

стол горизонтальный мерильный длиной не менее 3 м и шириной, превышающей ширину ткани. На столе в продольном направлении должны быть отмечены участки длиной 1 м с погрешностью ±1 мм. Поверхность стола должна быть гладкой и ровной;

ГОСТ 7502 с ценой деления 1 мм;

линейку измерительную по ГОСТ 427 длиной не менее 0,5 м.

1.1.2. При возникновении разногласий применяют горизонтальный мерильный стол.

1.2. Подготовка к испытанию

Испытания проводят в климатических условиях по ГОСТ 10681 . Перед испытанием рулоны или куски ткани предварительно выдерживают в этих условиях не менее 24 ч.

1.3. Проведение испытаний

1.3.1. Определение длины ткани в рулоне или куске

1.3.1.1. Длину ткани в рулоне или куске определяют на мерильной или контрольно-мерильной машине по счетчику, который перед началом испытания устанавливают на нуле.

1.3.1.2. При определении длины на мерильном столе измеряемый рулон или кусок ткани располагают на горизонтальной поверхности стола так, чтобы измеряемая и измеренная части рулона или куска находились на одной плоскости и на одном уровне. Измерение проводят периодическим расправлением без натяжения складок и морщин ткани на столе параллельно измерительной шкале.

Длину последнего участка, оказавшегося менее 1 м, измеряют линейкой с погрешностью ±1 мм.

При определении длины ткани в куске, сложенной накладками, находят среднюю длину одной накладки измерением расстояния между линиями сгиба куска, расправленного без натяжения, в пяти местах с погрешностью ±1 мм.

Длину последней неполной накладки измеряют металлической линейкой с погрешностью ±1 мм.

1.3.2. Определение ширины ткани в рулоне или куске

1.3.2.1. Измерение ширины ткани в рулоне или куске на мерильной или контрольно-мерильной машине проводят в момент ее останова измерительной линейкой, установленной на машине, или рулеткой.

1.3.2.2. При определении ширины на мерильном горизонтальном столе измеряемую часть рулона или куска ткани раскладывают на поверхности стола так же, как и при измерении длины.

Ширину измеряют металлической рулеткой или линейкой, располагая их перпендикулярно кромкам.

1.3.2.3. Ширину ткани в рулоне или куске измеряют на каждых 50 м в пяти местах, равномерно расположенных по длине рулона или куска, но не менее 1,5 м от его концов.

При длине ткани в рулоне или куске менее 50 м ширину измеряют в трех местах.

При возникновении разногласий ширину измеряют на каждых 20 м в десяти местах и в пяти местах при длине ткани в рулоне или куске менее 20 м.

1.3.2.4. Ширину ткани, изготовленной на пневматических ткацких станках, измеряют без учета бахромы кромок.

1.3.2.5. Ширину ткани в рулоне или куске измеряют с погрешностью ±0,1 см.

1.4. Обработка результатов

1.4.1. За длину ткани в рулоне или куске принимают количество полных метров ткани и прибавляют длину участка, оказавшегося менее 1 м.

За длину ткани в куске, сложенной накладками, принимают среднюю длину одной накладки, умноженную на количество накладок, и прибавляют длину последней неполной накладки.

1.4.2. За ширину ткани в рулоне или куске, выраженную в сантиметрах, принимают среднеарифметическое значение результатов всех измерений.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИНЕЙНОЙ И ПОВЕРХНОСТНОЙ ПЛОТНОСТЕЙ ТКАНИ

2.1. Метод отбора проб

Отбор проб - по ГОСТ 29104.0 со следующим дополнением: длина точечной пробы должна быть не менее 0,5 м.

2.2. Аппаратура

Для проведения испытания применяют:

стол с горизонтальной гладкой поверхностью, превышающей размеры точечной пробы;

весы с погрешностью взвешивания не более 0,5% измеряемой массы по ГОСТ 24104 * или другой нормативно-технической документации;

________________

* С июля 2002 г. введен в действие ГОСТ 24104-2001 .

рулетку измерительную металлическую плоскую по ГОСТ 7502 с ценой деления 1 мм;

линейку измерительную по ГОСТ 427 длиной не менее 0,5 м.

2.3. Подготовка к испытанию

Испытание проводят в климатических условиях по ГОСТ 10681 . Перед испытанием каждую точечную пробу раскладывают на горизонтальном столе и выдерживают в климатических условиях по ГОСТ 10681 не менее 24 ч. Допускается укладывать точечные пробы друг на друга.

2.4. Проведение испытаний

2.4.1. Для определения линейной и поверхностной плотностей измеряют длину и ширину точечной пробы, а затем взвешивают ее.

2.4.2. Определение длины точечной пробы

Точечной пробе придают форму прямоугольника, раскладывают на горизонтальной гладкой поверхности стола и по ее концам перпендикулярно кромке проводят две поперечные линии.

Длину точечной пробы измеряют измерительной металлической линейкой или рулеткой с погрешностью ±0,1 см в трех местах: посередине и на расстоянии 5 см от кромки с каждой стороны.

2.4.3. Определение ширины точечной пробы

Точечную пробу раскладывают и расправляют на гладкой горизонтальной поверхности стола.

Ширину точечной пробы измеряют измерительной металлической рулеткой или линейкой с погрешностью ±0,1 мм в трех местах: посередине и на расстоянии 5 см от линии среза.

Рулетку или линейку при измерении ширины располагают перпендикулярно кромкам.

2.4.4. Каждую точечную пробу взвешивают на весах с погрешностью не более 0,5% измеряемой массы.

Массу точечной пробы ткани, выработанной на пневматическом ткацком станке, определяют с учетом бахромы кромки.

2.5. Обработка результатов

2.5.1. За длину и ширину точечной пробы, выраженную в сантиметрах, принимают среднеарифметическое значение результатов трех измерений.

2.5.2. Линейную плотность точечной пробы в г/м вычисляют по формуле

где - масса точечной пробы, г;

Средняя длина точечной пробы, см.

Вычисление проводят с точностью до второго десятичного знака с последующим округлением до первого десятичного знака.

За линейную плотность партии принимают среднеарифметическое значение линейной плотности всех точечных проб.

Вычисление проводят с точностью до первого десятичного знака с последующим округлением до целого числа.

2.5.3. Поверхностную плотность точечной пробы в г/м вычисляют по формуле

где - средняя ширина точечной пробы, см.

Вычисление проводят с точностью до второго десятичного знака с последующим округлением до первого десятичного знака.

За поверхностную плотность партии принимают среднеарифметическое значение поверхностной плотности всех точечных проб.

Вычисление проводят с точностью до первого десятичного знака с последующим округлением до целого числа.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШИРИНЫ КРОМКИ

3.1. Отбор проб

Отбор проб - по п.2.1.

3.2. Аппаратура

Для проведения испытания применяют:

рулетку измерительную металлическую плоскую по ГОСТ 7502 с ценой деления 1 мм;

линейку измерительную по ГОСТ 427 .

3.3. Подготовка к испытанию

Подготовка к испытанию - по п.2.3.

3.4. Проведение испытания

Точечную пробу раскладывают на горизонтальной гладкой поверхности стола.

Ширину кромки измеряют металлической рулеткой или линейкой с погрешностью ±1 см, располагая их перпендикулярно кромке.

При определении ширины кромки проводят по три измерения с каждой стороны.

3.5. Обработка результатов

За ширину кромки принимают среднеарифметическое значение результатов всех измерений.

Вычисление проводят с точностью до первого десятичного знака с последующим округлением до целого числа.

4. Результаты испытаний записывают в протокол в соответствии с приложением 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Термин

Пояснение

Длина ткани в рулоне (куске)

Расстояние между началом и концом рулона (куска)

Ширина ткани в рулоне (куске)

Расстояние между двумя краями полотна ткани вместе с кромками или без них в направлении, перпендикулярном нитям основы

Длина точечной пробы

Расстояние между началом и концом точечной пробы по нитям основы

Ширина кромки

Расстояние между двумя крайними нитями кромки, измеренное перпендикулярно нитям основы с учетом их толщины

Линейная плотность ткани

Масса одного метра длины ткани

Поверхностная плотность ткани

Масса ткани площадью 1 м

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное

Протокол испытания должен содержать:

наименование ткани;

номер партии;

длину ткани в рулоне или куске, м;

среднеарифметическое значение ширины ткани в рулоне или куске, см;

среднеарифметическое значение линейной плотности ткани, г/м;

среднеарифметическое значение поверхностной плотности ткани, г/м;

среднеарифметическое значение ширины кромки, см;

дату проведения испытания;

подпись проводившего испытание.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!