Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Рассчитать объем необходимого вам песка для песочницы. Как обрабатывать песок в интерактивной песочнице

Пожалуй, в детстве каждого современного человека были развлечения связанные с песком. Это и морские побережья, где белоснежный песок хрустит под ногами и дворовая песочница, в которой можно построить свой личный замок или обеспечить окружающих куличиками.

Нынешнему поколению не чужды такого рода развлечения, но молодые мамы все чаще запрещают своим малышам отправляться играть в песочницу. Это связано с тем, что качество и чистота песка, расположенного в данной игровой зоне, оставляет желать лучшего.

Как сделать безопасную песочницу для ребенка?

  1. Какой песок подходит для песочницы? Самым лучшим выбором является речной. Добыча этого материала происходит с речного дна, а это практически исключает наличие в нем мелких камней и глины.
  2. Необходимый объем материала. Данный параметр просчитывается исходя из размеров желаемой песочницы. Основываясь на средних значениях, можно сказать что потребуется порядка 4-5 кубометров песка.
  3. Состав породы. Почему идеальным является речной песок, равно как и кварцевый, стоимость которого на порядок выше? В составе сыпучего материала ни в коем случае не должно быть никаких инородных частичек. При покупке материала, у поставщика следует поинтересоваться сертификатом, подтверждающим качество продукции.

    Оптимальный размер песчинок. Крупинки могут быть трех размеров:

    • Мелкие;
    • Средние;
    • Крупные.
    Для песочницы следует отдать предпочтение материалу со средними песчинками. Более крупные частички менее приятны для детских рук, а очень мелкие - раздуваются малейшим ветерком и могут попасть малышам в глаза.
  4. Где приобретать материал? Как и любой строительный материал, чистый песок можно приобрести на строительном рынке или в строительных магазинах. В обоих случаях продукция должна быт сертифицирована.
  5. Соответствие СанПиН. Они вступают в силу после того, как детское развлечение установлено и засыпано песком. Нормы и правила непременно должны соблюдаться. К примеру, песок необходимо менять раз в полгода. Это поможет избежать загрязнение материала. Также не стоит оставлять песочницу открытой, следует закрывать её специально предназначенной крышкой или же брезентом. Вокруг непременно должны быть деревья и кустарники, они защитят ребенка от открытого солнца.

Какой выбрать?

При выборе материала следует обращать внимание на его качество. Речной песок не является единственно идеальным вариантом.

Одним из лучших вариантов можно назвать кварцевый песок, который непременно должен быть прокален. Его частички несколько крупнее, чем у речной породы. Стоимость песка, полученного путем измельчения природного кварца, значительно превосходит аналоги.

Стоимость карьерного несколько ниже, чем у речной породы. Его отличие - красноватый оттенок. Это обусловлено наличием в составе глины, благодаря которой песок будет лучше лепиться. Песок получается в ходе естественного разрушения скальной породы. Полученный таким образом наполнитель для песочницы, должен быть прокален и промыт. Предварительная обработка необходима для уменьшения возможного присутствия возбудителей инфекций.

Каким должен быть песок для детской песочницы на сегодняшний день?

Современного ребенка уже не удивить примитивной песочницей и набором различных форм. Современные родители все чаще обращают внимание на цветные варианты наполнителя для песочниц. Кварцевая крошка может быть окрашена абсолютно в любой цвет. Окрашенный материал безопасен для детского здоровья и не теряет своих свойств под воздействием солнца и влаги.

Песок - уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок - лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.

Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках...»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Рифмовки для упражнений с песком по развитию мелкой моторики

Примеры.

Почтенный слон по джунглям идет

И слонят своих ведет.

Он хобот выше поднимает –

Семью на обед созывает.

По пустыне идет караван.

Там за барханом вновь бархан.

Верблюды день и ночь бредут

Поклажу на горбах везут.

Рассчитать количество необходимого Вам речного песка для детской песочницы довольно просто. Достаточно знать объем своей песочницы. Для квадратной или прямоугольной песочницы необходимо умножить между собой ее длину , ширину и высоту . Обратите внимание, что за высоту берется не высота самой песочницы, а высота насыпного слоя песка, которая составляет 2/3 высоты песочницы. Получившееся число и будет объемом вашей песочницы.

Далее рассчитаем количество песка для песочницы, которое потребуется для заполнения получившегося объема песочницы. Для этого нужно знать правильный удельный вес материала . В нашем случае он равняется 1,5 т в 1 кубическом метре. Теперь умножаем объем песочницы на коэффициент, который равен 1,5. В итоге Вы получите то количество песка для детской песочницы, которое Вам необходимо.

Например, рассчитаем необходимое нам количество песка для стандартной детской песочницы 1,5х1,5 метра и высотой 30 см.:

Для начала узнаем объём нашей песочницы, умножив ее Длину, Ширину и Высоту. Получаем 1,5 х 1,5 х 0,2 = 0,45 м 3

Теперь объем нашей песочницы (0,45) умножим на коэффициент 1,5 (удельный вес песка). Получаем 0,45 х 1,5 = 0,675 тн, потребуется для заполнения такой песочницы, или 675 кг.

Если Вы заказываете песок для песочницы в мешках , то Вам необходимо знать количество мешков необходимых для Вашей песочницы. Наш песок для песочницы «КРОХА» фасован в мешки по 40 кг., поэтому получившийся объем делим на 40, и округляем до целого числа: 675:40 = 16,8, т.е. нам потребуется 16-17 мешков ПО 40 кг. для наполнения песочницы.

Другой популярной формой для детской песочницы является круглая песочница . Её объем вычисляется по формуле объёма цилиндра : V=п r 2 h, где п - величина постоянная, равная 3,14; r- радиус песочницы в квадрате; h- высота желаемого слоя песка, равная также как и в предыдущем случае 2/3 высоты песочницы. Получившийся объем умножаем на 1500.

Например, узнаем, сколько нужно песка для круглой песочницы радиусом 50 см и высотой 15 см: V=3,14 х 0,5 2 х 0,15=0,11775 м 3

0,11775 х 1500 =176,6 кг песка, т.е 4-5 мешков по 40 кг.

Независимо от формы и размера песочницы, рекомендованная глубина слоя должна быть не менее 10-15 см.

Если вы задались вопросом поменять или приобрести песок для песочницы в мешках в Москве или Московской области, чистый и безопасный для детей, то наша компания с готовностью поможет Вам в этом!

Интернет-магазин предлагает купить песок для песочницы в экологически безопасных бумажных мешках, высокого качества с Сертификатом по выгодным ценам. Наша компания с радостью доставит Вам песок в удобное для Вас время, в необходимом количестве, разгрузит его, рассыпет в песочницу, при необходимости очистит Вашу песочницу от старого песка. Вам остаётся только наслаждаться играми с чистым, безопасным для ребенка, сертифицированным, речным прокаленным песком в песочнице с ребенком. Хотя в такой песочнице ребенок сам с удовольствием будет проводить время, строить куличики, рыть тоннели. А Вы обеспечите отличное настроение себе и своему ребенку без лишних хлопот.

Сертифицированный мытый сеянный прокаленный песок для детской песочницы, детской площадки и детской игровой зоны фасованный с доставкой по Москве, Московской области и Регионам в детские сады, на дачу и на детские площадки.

Песочницы — это универсальное место для детских игр. Оно безопасное, крайне простое и довольно интересное для ребенка, ведь он может играть с песком долгое время, вылепливая различные домики и фигурки. Однако стоит помнить о безопасности детей, играющих там. Ведь далеко не каждый песок подойдет под такую задачу. Поэтому речь пойдет о выборе подходящего варианта для игр.

Виды песка для песочницы

Добычей или производством данного сыпучего материала занимаются многие компании. Для этого используются различные технологии и места работ, из-за чего его свойства могут существенно отличаться. Хотя может показаться, что для ребенка подойдет любой вариант, это далеко не так. Широкое разнообразие материала в основном подходит для строительных нужд, но никак не для детских игр. Поэтому важно отобрать подходящий вид для этой задачи.

Для песочницы в основном используется две разновидности песка:

  1. Карьерный;
  2. Речной.

Карьерная разновидность, как видно из названия, добывается в карьерах. Для этого применяется особое гидромеханическое оборудование, которое разрушает породу и превращает ее в мелкие зерна. Благодаря технологии добычи он выходит чистым, не содержит вредных примесей или мусора. Поэтому превосходно подойдет для детей.

Особенностью данного вида является наличие красноватый оттенок. Он возникает из-за наличия глины в составе. Это также является хорошим преимуществом, ведь улучшает клейкую способность, что сделает лепку еще более интересной и увлекательной.

Важно ! Перед использованием карьерного песка рекомендуется промыть его, а также провести процедуру прокаливания. После этого он будет соответствовать ГОСТу и идеально подойдет для детских песочниц.

Речной вариант куда более часто применяется в повседневной жизни. Так как добывается он на большинстве естественных водоемов, его стоимость куда ниже, нежели у карьерного. Он часто применяется для строительства, а также для многих других нужд. И для лепки он тоже неплох.

Так как материал довольно долго хранился под водой, органические компоненты вымываются сами собой вместе с глиной. Но в нем могут содержаться крупные частицы вроде ракушек и прочего, поэтому он тщательно просеивается перед использованием. Также важно отметить, что в речной воде нередко живут возбудители инфекций, поэтому для дальнейшего использования песок стоит подвергнуть термической обработке.

По составу такой вариант куда более приятный и удобный. Он не содержит пыли, гравия или тяжелых металлов, а сами гранулы однородные и имеют достаточно малые размеры.

Также изредка для этой задачи применяется еще один тип песка — кварцевый. Это искусственный материал, который имеет светлый цвет и высокую однородность. Преимущество такого варианта в том, что он абсолютно безопасный, не содержит вредных компонентов или сторонних примесей. Однако его цена будет существенно выше, чем у других разновидностей.

Каким должен быть песок

Стоит помнить, что важно не только происхождение и тип песка, но и его характеристики. Ведь они сильно влияют на его свойства, что важно для игр ребенка. Также такой подход позволит сделать песочницу более безопасной в дальнейшем.

Итак, что необходимо учесть при выборе? Имеется три важные характеристики:

  • Размер песчинок;
  • Однородность;
  • Чистота;
  • Состав;
  • Цвет.

Первый пункт — размер песчинок, который стоит учитывать при выборе. Здесь лучше делать упор на самый минимум. Стоит помнить, что диаметр мелкого песка не превышает 2 миллиметра, а зачастую стремится и к 1. Хотя есть варианты еще мельче, их лучше не брать. Причина проста — слишком мелкие песчинки могут подниматься при ветре, попадая в рот и глаза ребенка. Поэтому лучше выбирать вариант диаметром от 1, но не превышающих 2 миллиметра.

Однородность здесь также стоит учитывать. Размеры не должны сильно колебаться, ведь это испортит лепящие свойства материала и также спровоцируют его попадание в глаза. Это стоит учитывать, оценивая его внешний вид.

Чистота — важный нюанс, который позволит сделать песочницу лучше. Лучше брать песок с большим количеством мусора. Особенно это касается речной разновидности, полной различных ракушек и прочего. Хотя они могут показаться забавными, их острые края легко оставляют порезы, что в итоге сделает песочницу непригодной для игр.

Состав тоже нужно проверять предварительно. Материал должен быть чистым и не содержать, пылевидных частиц, серы и других веществ, которые могут навредить ребенку. Рекомендуется отправлять материал на экспертизу или, что крайне важно, требовать сертификаты него. Если он отсутствует, то наверняка за качеством товара никто не следил.

Состав влияет и на цвет материала. Однако многие предлагают услугу подкрашивания песка, что сделает игру с ним более интересной и увлекательной. Если мастер занимается такой услугой профессионально, то это достаточно хороший вариант для детей.

Важно ! Нестандартный цвет песка без окрашивания — это явный признак примесей в составе. Рекомендуется попросить сертификат на товар, чтобы убедиться в его качестве.

Для улучшения качества песка рекомендуется приобретать его в строительном магазине. Там можно спросить все вышеперечисленные характеристики. Кроме того, в магазине наверняка есть сертификат, который подтвердит все особенности данного материала. Менее надежным вариантом является рынок, но при грамотном поиске можно найти хороший вариант и там. Важно лишь не гнаться за ценой, а искать действительно качественный песок.

Уход за песком в песочнице

Недостаточно лишь приобрести хороший песок, важно и ухаживать за ним. Это позволит избежать снижения его качеств и существенно продлить его срок службы. Также такой подход обеспечит безопасность детей, играющих в песочнице.

Для начала важно запомнить, что границы для игры должны быть надежно ограждены. Это позволит избежать попадания мусора в песок, а также снизит скорость его улетучивания. Ведь без четкой границы песочница будет постоянно контактировать с окружающей средой, что не очень хорошо для нее.

Также для обеспечения длительной службы этого материала стоит озеленить окружающую территорию. Зеленая трава, деревья и другие насаждения — это все не только улучшит внешний вид территории, но и снизит количество голой земли в округе. Это позволит избежать попадания грязи и пыли в песок.

Каждую ночь песочница должна накрываться специальной крышкой. Зачастую такие элементы поставляются в комплекте, но если детская площадка самодельная, то можно воспользоваться простым брезентом. Это также помогает бороться с грязью, пылью и мусором.

Если изготовление песочницы проводилось самостоятельно, то стоит уделить внимание ее конструкции. Если она оснащена водонепроницаемым дном, то осадки могут застаиваться, что приведет к размножению бактерий. Поэтому важно, чтобы конструкция предусматривала только стенки, но ее низ должен отсутствовать или быть перфорированным.

Даже с учетом всех этих требований песок рекомендуется менять каждый год. Это позволит постоянно поддерживать его качество и обеспечит ребенку оптимальные условия для игры. В противном случае через время можно обнаружить, что дитя играет в грязи, а от песка остались лишь белые разводы на стенках песочницы.

Средний объем песка для подобных целей — 2-4 кубических метра. Не стоит делать песочницу слишком большой, если она рассчитана для частного использования. Небольшой размер позволит ребенку чувствовать себя в безопасности и наслаждаться времяпрепровождением.

Важно помнить, что наличие животных и близость к лесу тоже может привести к загрязнению песочницы. Поэтому рекомендуется сразу после завершения игры ребенком накрывать ее брезентом либо крышкой. Это позволит существенно увеличить срок использования материала без необходимости замены.

Ребенок часто в процессе игры крайне небрежен. Из-за любопытности малыша песок может попасть в глаза или рот. Это неприятно и может быть болезненно, однако главная проблема в возможном риске. Различные бактерии могут содержаться на песчинках, вызывая расстройство желудка и другие инфекционные недуги. Поэтому важно следить за качеством песка и регулярно менять его, не пренебрегая здоровьем своего малыша.

А для лучшего понимания опасностей грязной песочницы рекомендуется посмотреть это видео. Здесь показан анализ песка на городских детских площадках, где пренебрегают правилами ухода за ним:

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

Идея «терапии песком»была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. а потом разрушать и снова строить. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе».

Перенос традиционных психолого - педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Опираясь на психолого - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии - это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

  • обучающие (облегчают процесс обучения);
  • познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
  • проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги олучают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Оборудование «педагогической песочницы».

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта - небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий - 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Также можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен - его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

Разнообразные пластиковые формочки разной величины - геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

Миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

Набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

Различные здания и постройки;

Бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Искорка»

Картотека игр с песком

Педагог-психолог

Талипова Ю.Р.

г. Сургут

О главление

Пояснительная записка

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

Идея «терапии песком»была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. а потом разрушать и снова строить. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе».

Перенос традиционных психолого - педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Опираясь на психолого - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии - это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

  • обучающие (облегчают процесс обучения);
  • познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
  • проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги олучают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Оборудование «педагогической песочницы».

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта - небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий - 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен - его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

Разнообразные пластиковые формочки разной величины - геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

Миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

Набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

Различные здания и постройки;

Бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

Дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

Легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

Дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Игра «Песочный дождик»

Цель : регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Игра «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель:

  • «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  • «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).
  • «Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу - из треугольников.

Игра «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ - город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе.

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами - искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

Игра «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Первый вариант

Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку - «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе - несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Пример: взрослый говорит в песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Игра «Ручеек течет»

Цель

В песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

Игра «Дождик моросит»

Цель : развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.

Часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Игра «Отпечатки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например - только геометрические формы, только животные.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания - игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

Игра «Победитель злости»

Цель: снятие психоэмоционального напряжение,знакомство с эмоциями.

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет - каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней - успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Игра «Топчем дорожки»

Цель:

Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель :знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

Цель:

Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию

Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

Игра «Во саду ли, в огороде»

Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая - в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Игра «Путешествие в сказочный город»

Цель: развитие образного мышления, воображения, речи.

Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

Игра «Новая квартира куклы Маши»

Цель: развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.

Квартиру кукла Маша получила

И мебель в магазине закупила:

Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол

Занес в квартиру грузчик и ушел.

Куда же мебель расставлять?

На помощь Мишку надо звать.

Медведь откликнулся на зов,

План начертил и был таков.

Одна опять осталась Маша,

И загрустила кукла наша.

Поможем мебель ей расставить,

По плану в комнату поставить.

Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.

Игра «Строители на сказочном острове»

Цель: развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что.

На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

2. Что это был за человек?

Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»

Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.

Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

Игра «Постройка домика для куклы»

Цель: закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!

Вот песок какой!

Сыплю я песочек,

Сыплю золотой!

Сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.

Появляется собачка. Для нее строят будку.

Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.

Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.

Игра «Сеем, сеем»

Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)

Игра «Норки для мышки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

Игра «Цветные заборчики»

Цель: развитие мышления, моторики.

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом - красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Игра «Общим словом назови и запомни»

Цель: развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

Игра «Ковер-самолет для принцессы»

Цель: научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше - больше, выше - ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах.

Взрослый рассказывает сказку:

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.

Игра «Детские секретики»

Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

Игра «Город, где мы живем»

Цель: развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.

Две группы детей строят родной город, каждая - в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

Игра «Подготовка канавки, горки для прогулки куклы»

Цель: Подвести к тематическим постройкам. Закрепить свойства песка.

Воспитатель реет в песке ямку, делает канавку, горку. Затем «выходит на прогулку» кукла (собачка, во время прогулки она преодолевает все эти препятствия: падает в ямку, влезает на горку, перепрыгивает через канавку. По этому примеру дети тоже роют ямки, канавки, делают горки и кукла гуляет по всей площадке, могут быть включены в игру другие куклы или игрушки.

Через канавки можно положить дощечки, мостик, на горку сделать ступеньки.

Игра «Что я закопала в песок?»

Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.

Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.

Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.

Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.

Литература

  1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с.
  2. В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста. Речь, 2011 г., 64 с.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г 75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-64 с.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!