Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Работа с тревожными детьми в детском саду. Развивающие занятия с детьми на снижение тревожности

Экология жизни. Дети: Важно чтобы при организации игр не было соревновательных или директивных элементов, если ребёнок не хочет участвовать - не стоит заставлять его

Данные игры и упражнения я применяю во время групповых и индивидуальных занятий с детьми 5-8 лет. Они нравятся большинству детей и являются достаточно эффективными техниками, если работать последовательно. Важно чтобы при организации игр не было соревновательных или директивных элементов, если ребёнок не хочет участвовать - не стоит заставлять его. Рано или поздно он присоединится к игре сам.

Игра «Комплименты»

Эта игра повышает самооценку и акцентирует внимание детей на положительных качествах участников группы.

Ход игры: Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату, и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра проводится как конкурс на самого проницательного.

Игра «Настроение и походка»

Игра направлена на снятие напряжения и мышечных зажимов.

Ход игры: Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек.

Проективное рисование «Подружись со своей тревогой»

Игра развивает творческое воображение , снимает эмоциональное напряжение.

Ход работы: Предложить ребёнку нарисовать страх (тревогу) в виде кляксы. Для этого листок бумаги сложить пополам, потом разогнуть и одну половину, измазать краской, лучше использовать темные тона. Потом снова сложить лист пополам разгладить, и снова развернуть – получится клякса. Можно спросить ребёнка: «страшная ли клякса?», «Как можно сделать её красивой (смешной)?» Предложить дорисовать ей позитивные черты (добрые глаза, бусы, бантик) или превратить её во что-нибудь хорошее.

Театрализованная игра "Насос и мяч"

Расслабляет максимальное количество мышц тела.

Ход игры: дети разбиваются на пары, в которых один- большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Его товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем дети меняются ролями.

Игра «Ветер дует на того..»

Игра даёт представления детям о общих интересах, сплачивает группу.

Ход игры: ведущий встаёт в центр круга и говорит: ветер дует на того, у кого косички, (кто любит мороженое, кто не любит математику и т.д). Дети, которые считают, что это про них подбегают в центр круга, к ведущему, другие остаются на месте. Затем ветер дует в другую сторону (ведущий просит детей занять свои места). Когда все сели на стулья ведущий называет следующую характеристику. Так можно играть 5-10 минут. Вариант игры: «поменяйтесь местами те, кто…»

Игра «Я дарю тебе»

Повышает самооценку, снимает мышечное напряжение.

Дети сидят или стоят в кругу, ведущий устанавливает зрительный контакт с одним из детей и говорит: «Имя, я дарю тебе котёнка (цветок, солнце, машину и т.д.)» при этом старается сделать движение, как будто бы он действительно передаёт этот предмет. Второму игроку в это время нужно принять подарок так, как будто это действительно котёнок (цветок и т.д.) Затем тот, кто принял подарок должен установить визуальный контакт со следующим игроком и тоже передать ему подарок. Игра длится до тех пор, пока все участники ни получат подарки.

Практически все предложенные игры и упражнения можно проводить также и со взрослыми.опубликовано

Светлана Кандрашова
Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие»

Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

«Сказочное путешествие »

Тип занятия :

игровое занятие

Продолжительность занятия :

20-25 минут

Цели :

Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, формировать навыки контроля своего поведения и взаимодействия в коллективе, снижению страха и тревожности , способствовать «расширению» открытости по отношению к партнеру, обогащать внутренний мир детей , давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, снятию мышечных зажимов, повышению самооценки.

Задачи :

Помочь преодолевать тревожность ;

Способствовать повышению самооценки.

Формировать умение понимать себя и других;

Способствовать преодолению скованности, неуверенности в себе;

Материалы для занятия :

клубок ниток, карандаши или фломастеры на каждого ребенка, листы бумаги, корзинки, стулья, елки, игрушки - лесные жители, интерактивная доска, магнитофон, запись веселой и грустной мелодии.

Методические приемы :

объяснение, вопросы, показ, разыгрывание ситуаций.

План игрового занятия

Приветствие :

Упражнение «Клубочек»

Разминка :

Упражнение «Ладонь в ладонь»

Основная часть :

Групповое упражнение «Сказочная тропинка »

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Психогимнастическое упражнение «Спаси птенца»

Групповое упражнение «Пирамида»

Рефлексия :

Вопросы детям :

путешествие ?

Ход занятия:

Приветствие.

Упражнение «Клубочек»

Цель : настроить детей на занятие , повышение уверенности в себе.

Добрый день, ребята, я рада вас всех видеть! Мы с вами продолжаем наши игры. Сегодня, мы с вами отправимся в сказочное путешествие , в мир волшебства и чудес. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Мы будем передавать его по кругу, и говорить свое имя, а еще положительную черту своего характера, которая нам пригодится в путешествии (когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство, найти достаточно легко, всегда веселее, когда есть друзья).

Разминка.

Групповое упражнение «Ладонь в ладонь»

Цель : развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Чтобы попасть в сказку нам нужно пройти первое препятствие – это заколдованный лес, для этого мы встанем в пары, прижимая правую ладонь к левой и левую ладонь к правой ладони, друг друга. Соединенные таким образом мы будем проходить различные препятствия и ловушки.

Упражнение «Сказочная тропинка »

Цель : обогащать внутренний мир детей , давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах. Игра развивает слуховое восприятие, фантазию, учит понимать и чувствовать музыку.

Вот мы и пришли в сказочный лес , но ведь в лесу живут разные герои сказок . Каких добрых персонажей вы знаете (Колобок, Дюймовочка, Красная шапочка, Василиса Прекрасная, а злых героев сказок (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч? Просмотр на интерактивной доске персонажей, обсуждение.

Давайте отправимся в путешествие по заколдованному лесу, где живут разные сказочные герои , добрые и злые. По тропинке нужно идти очень осторожно, нельзя терять бдительности. Подсказкой нам станет музыка : если будет звучать веселая радостная музыка, значит бояться нечего – здесь живут добрые сказочные персонажи , а если мелодия будет другой – мрачной, тяжелой, значит нужно быть осторожнее, так как в этот момент будем проходить мимо жилища злого героя. Когда звучит веселая музыка, то двигаться можно весело, подскакивать, бежать. Если же играет другая мелодия, предупреждающая об опасности, то нужно идти медленно, плавно, чуть пригнувшись и не шуметь. Все готовы? Отправляемся в сказочный лес !

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель : Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, снижение страха и тревожности .

Теперь ребята я предлагаю вам взять в руки карандаши (фломастеры) и нарисовать то, чего вы боитесь (при этом педагог не делает подсказок , что надо изображать, каждый ребенок должен сам справиться с этим заданием). Я смотрю, вы уже нарисовали. Теперь я попрошу каждого из вас подлиться с нами своими страхами. Ведь когда о них знают твои друзья уже не так и страшно.

(рассказы детей )

Ребята, я знаю отличный способ, как избавиться от страхов. Хотите, поделюсь?

(Ответы детей )

Давайте возьмем ваши рисунки, порвем их на мелкие кусочки и выкинем в мусорное ведро. Мусор выкинут и сожгут, а вместе с ним сожгут и ваш страх. Вы согласны?

(ответы детей )

Психогимнастическое упражнение "Спаси птенца".

Цель : снятие мышечных зажимов, развитие воображения, эмпатии.

Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.

Групповое упражнение «Пирамида»

Цель : способствовать «расширению» открытости по отношению к партнеру, повышение самооценки.

Ребята, я предлагаю вам всем встать в круг и сделать пирамиду из наших ладошек. А теперь все вместе : Раз, два, три мы молодцы!

Рефлексия :

Вопросы детям :

Ребята, где мы сегодня с вами побывали и с кем повстречались?

Что вы чувствовали, когда проходили трудный путь?

Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие ?

Какими вы стали и чему научились сегодня?

(ответы детей )

Мы с вами хорошо и весело поиграли, но, к сожалению, наше занятие заканчивается . Я хочу вам пожелать хорошего настроения и побольше улыбок, буду ждать следующей нашей встречи. До свидания!

Публикации по теме:

«Сказкотерапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста» Сказкотерапия в коррекции детской тревожности является универсальным, безопасным и интересным методом в работе дошкольниками, так как мы.

«Скоро в школу мы пойдем» - профилактика школьной дезадаптации, снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу мы пойдем»Цели: расширение социальных представлений детей о школе, знакомство со школьными атрибутами, развитие интереса.

Конспект игрового экологического занятия познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста на тем Педагогические задачи: Дать детям представление о правилах сбора грибов. Рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не.

Конспект игрового занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Веселое путешествие» Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви; развивать у.

Конспект игрового занятия по подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению к театрализованной деятельности «Путешествие.

Конструктивно-модельная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие» Конструктивно-модельная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие» Подготовила: Осыка Инна Николаевна,.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие» Действующие лица: Ведущий-взрослый Фея-взрослый Звучит песня "В мире много сказок"(муз. Шаинского,сл. Ю. Энтина).Дети входят в зал. Ведущий:.

Релаксационные упражнения для обучения ребёнка управлению своим гневом и снижению уровня личностной тревожности У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и.

Конспект игрового занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств «Сказочное путешествие в мир эмоций» «Сказочное путешествие в мир эмоций» Цель: развитие эмоционально-личностной сферы, творческого воображения. Задачи: продолжать знакомить.

Библиотека изображений:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
В этой статье мы расскажем об упражнениях, с помощью которых вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком. Эти упражнения можно использовать для эмоциональной разрядки ребенка, показаны при повышенной злости, раздражительности, напряженности, тревожности и страхах. Похожие упражнения проводят психологи на сеансах психокоррекции.
Упражнение "Апельсин (или лимон)"

Ход игры: Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).
«Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает...»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
Упражнение "Сдвинь камень"
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Ход игры: Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.
Упражнение "Черепаха"
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Ход игры: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5~10 секунд).
Упражнение "Расслабление в позе морской звезды"
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Ход игры: Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.
Желательно упражнение выполнять под музыку. Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите ребенка закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется).
Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.

ИГРАЕМ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Повышение самооценки. У тревожных детей занижена самооценка, они не уверены в себе, поэтому их следует хвалить даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей, но похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что его похвалили. Таких детей нельзя сравнивать с другими ребятами, лучше сравнить достижения ребенка с его же показателями неделю назад. Лучше избегать заданий, выполняемых на скорость - тревожных детей нельзя подгонять или торопить. И, конечно, при обращении к такому ребенку с просьбой или вопросом, необходимо установить контакт глаз: или наклониться к нему, или поднять ребенка до уровня ваших глаз.
Обучение детей управлять своим поведением. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда и скрывают их, поэтому желательно привлекать ребенка к совместному (в группе) обсуждению проблемы. Очень хорошо, если ребенок вслух проговорит о том, чего он боится. Такие беседы помогают тревожным детям осознать, что и у их сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые, казалось, есть только у них. Сочинение сказок и историй вместе со взрослым, научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх, поможет снять эмоциональный груз внутренних переживаний, успокоит.
Снятие мышечного напряжения. Очень важно при взаимодействии с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию, техники глубокого дыхания, массажа и просто растирания тела. Излишнюю тревожность можно снять при помощи импровизированного маскарада, с раскрашиваем лица «ненужными» мамиными помадами. Участие в таком представлении поможет тревожным детям расслабиться.
Через игровые упражнения можно снизить у детей тревожность и повысить самооценку, создать атмосферу безопасности и доверия в группе, развить самостоятельность и уверенность в себе, обучить детей умению снимать мышечное напряжение.
«Невидимая нить»
Цель: сплочение детского коллектива.
Взрослый от лица плюшевого медвежонка предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку
Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. Упражнение на расслабление всех мышц
Цель: снятие мышечного напряжения.
Дети ложатся на ковер. Инструкция: «Закройте глаза Глубоко вдохните Выдохните.. Мы лежим на чудесной поляне и видим над собой голубое небо. Слушаем, как поют птицы шелестит трава журчит ручей Вот, на соседний цветок села прекрасная бабочка Вы видите, какие у нее замечательные разноцветные крылышки. Вот мы почувствовали аромат спело земляники и свежеиспеченного хлеба – его испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду, и ощутим сладость спелой земляники Шелковая трава нежно щекочет нам руки ноги лицо. Кто почувствует прикосновение, может открыть глаза».
Взрослый легким движением прикасается пером к детям.
«Настроение и походка»
Цель: снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов. Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем к ней на шею и обнимем ее».
Упражнение выполняется босиком на ковре.
«Разрывание бумаги»
Цель: снижение напряжения, дать детям возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги. В начале игры взрослый может, не объясняя правил, просто предложить детям рвать бумагу. Затем ребята сами берут газеты, журналы и начинают их рвать и бросать кусочки в центр комнаты. Если кто-то из детей сразу не подключается к работе, его нельзя заставлять. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывая по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки бумаги горстями вверх.

ГРУППОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА
И СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
Похвалилки
Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я быстро выполнил домашнее задание" и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.
После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
За что меня любит мама
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь. После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.
Подари карточку
Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет - доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством.
По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины "добычу". На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.
Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее - дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки.
Как правило, при повторном проведении игры "отверженных" детей не остается.
Скульптура
Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:
-ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.
Воздушный шарик
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.
Корабль и ветер
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.
Шалтай-болтай
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-болтай".
Шалтай-болтай
Сидел на стене.
Шалтай-болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" резко наклоняем корпус тела вниз".
Винт
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
Ребенок становится ровно, пятки и носки вместе. По вашей команде “начали” малыш поворачивает корпус то влево, то вправо. Руки свободно следуют за корпусом в том же направлении. Винт завертелсяСтоп!
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”.
Танцующие руки
Цель: если ребенок неспокоен или расстроен, эта игра поможет ему прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите с малышом в каждую руку по мелку понравившегося цвета. Теперь ложитесь спиной так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились на бумаге. (То есть, чтобы был простор для рисования). Закройте глаза и под музыку обеими руками рисуйте по бумаге.
Руками двигайте в такт музыке. Потом посмотрите, что получилось.
Слепой танец
Цель: снятие излишнего мышечного напряжения, развитие доверия друг у друга.
Играют парой. Одному участнику завязывают глаза, он будет “слепой”. Другой остается “зрячим” и водит “слепого”. Потом возьмитесь за руки и 1-2 минуты потанцуйте под легкую музыку. Затем поменяйтесь ролями.
Зайки и слоники
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми.
Взрослый предлагает ребятишкам изобразить из себя зайку-трусишку. Затем спрашивает, что делают зайцы, если чувствуют опасность. - Дрожат. И просит показать, как они дрожат, поджимают уши, сжимаются, стараются стать маленькими и незаметными, хвостик и лапки у них трясутся.
Потом спрашивает, что делают зайки, если слышат шаги человека. (Дети разбегаются по комнате, прячутся). Что делают зайки, если видят волка?.. Поиграв так несколько минут, предложите детям стать слонами - большими, сильными, смелыми. И пусть они покажут, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. Что они делают, когда видят человека? - Они дружат с ним и когда его видят, спокойно продолжают свой путь (дети показывают). Вдруг слоны встречают тигра”. Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После игры ребята садятся в круг и рассказывают, кем им больше понравилось быть и почему.
"Гусеница"
Цель: Игра учит доверию.
Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
Волшебный стул
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “волшебный стул” – он должен быть обязательно высоким. Взрослый перед начало игры рассказывает о происхождении имен вообще, а затем - об именах всех участников игры (группа не должна быть более 5-6 человек). Причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, о чьем имени рассказывают, становится королем. Его коронуют и сажают на трон.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказывать что-то хорошее о короле.
Слушай хлопки. (4-5 лет)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения
Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на 2 хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки), 3 хлопка – разрешается снова двигаться свободно
Страшные сказки.
Цель: развитие смелости, уверенности в себе. Гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки или свои реальные страхи. Можно их тут же разыгрывать.
Покатай куклу
Цель: снятие зажимов в мышцах рук, повышение уверенности в себе.
Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Задача ребенка – научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений и меняя их направление. Взрослый спрашивает ребенка, стала ли кукла смелой. Если нет, то можно рассказать ей, что именно она должна сделать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно повторить еще раз.
Водопад
Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. "Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза".
Снежный ком
Игра помогает снизить напряженность в группе тем самым понизив уровень тревожности. Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. Пример:
1. Алексей веселый - 2. Алексей веселый, Андрей умный - 3. Алексей веселый,Андрей умный, Оля красивая
Меняющаяся комната
Участники медленно ходят по комнате. Ведущий говорит: «Теперь представьте, что комната наполнена жвачкой, и вы продираетесь сквозь нее. А теперь комната стала оранжевой - оранжевые стены, пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте». А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые». Участники должны стараться представить эту волшебную комнату, попытаться ощутить, что происходит в этой комнате.

Фотоальбом
Данная игра позволяет не травмирующим ребенка образом выяснить его чувства по поводу определенных событий и значимых для него людей, а также помогает ребенку выразить свои чувства.
Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они подобрали и принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка, и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороны жизни ребенка. Также понадобятся ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч.
Принесенные фотографии раскладываются на полу, чтобы их можно было хорошо видеть. Затем ребенку задаются вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей. После чего выявляются фотографии, которые ребенку почему-то не нравятся. Психолог расспрашивает ребенка, что именно на них ему не нравится, и просит сделать так, как ему бы понравилось: разрисовать фотографии, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые нравятся и так далее. Если ребенок не обладает достаточными техническими навыками, психолог может помочь ему в изменении фотографий. Измененные фотографии складываются в отдельный «фотоальбом».
Подобную игру можно проводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение ребенка к близким родственникам. Переделанные фотографии могут служить также достаточным информационным материалом. С разрешения ребенка этот «фотоальбом» можно показать родителям.
Спрятанные проблемы
Большинство детей склонны держать в себе тревожные переживания. Эта игра позволит ребенку проявить свои чувства, ребенок перестанет бояться кого-то или чего-то.
Для проведения игры понадобится пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его пугает, рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».
После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом, психологу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.
Стрелялки
Ребенку предлагается рассказать о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение. Затем психолог предлагает ребенку сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, что у него в голове есть узенький коридорчик, который заканчивается дверкой. Эта дверка закрыта, но если ребенок захочет, то он всегда может ее открыть и с силой «выстрелить» в небо (в потолок) все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т.д., а потом опять закрыть дверку.
Если во время занятия у ребенка хорошее настроение, то можно предложить ему поучиться «стрелять» хорошими чувствами.
Волшебный мешок
Перед проведением игры ребенка просят рассказать, какое у него настроение, что он чувствует. Затем психолог показывает ребенку мешочек и говорит, что он волшебный и что в него сложить все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т.д. Ребенку предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает ребенку выбросить его в мусорный ящик. То же может проделать и психолог со своими чувствами.
Настроение и походка
Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие, мышечных зажимов.
Ведущий показывает движение и просит изобразить настроение: «Покапаем как мелкий и частый дождик, а теперь - как тяжелые, большие капли. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке и т, д."
Дудочка
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
"Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы, в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"
Штанга
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит штанга приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. "А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.
Насос и мяч
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. " Затем играющие меняются ролями.
Ловим комаров
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь снова за работу!"
Иголка и нитка
Цель: преодоление тревожности, застенчивости, зажатости
Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все остальные дети – роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней.
"Театр масок"
Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость. "Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга". Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят. А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо! А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!" Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так: "Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!" "Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!"

Программа

коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности

у детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, наиболее распространённым явлением у детей, является тревожность. Проблема тревожности одна из самых значительных проблем в современной психологии. Она широко изучается психологами, как в нашей стране, так и за рубежом. Тревожность - одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние.

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с такими особенностями личности ребенка, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка. Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т. д.

В связи с этим была составлена данная программа коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

Цель: коррекция уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста.

Задачи:

    создать положительное эмоциональное настроение в группе;

    способствовать снятию мышечного напряжения;

    способствовать повышению самооценки детей;

    снизить уровень тревожности у детей

Данная программа состоит из 10 занятий. Продолжительность занятия 30 минут. Количество детей в группе 6 - 7 человек.

Тематическое планирование

Здравствуйте,

это Я!

Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Моё имя

Раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Настроение

Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Настроение

Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Наши страхи

Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Я больше

не боюсь!

Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Волшебный

лес

Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Сказочная

шкатулка

Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Волшебники

Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Солнце

в ладошке

Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Занятие №1 «Здравствуйте, это Я!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия : магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

Упражнение «Доброе утро»

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть.

Упражнение «Что я люблю?»

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

Упражнение «Качели»

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

Упражнение «Художники – натуралисты»

Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».



Занятие №2 «Мое имя»

Цель: раскрытие своего «Я», Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Игра «Моё имя»

Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.

    Тебе нравится твоё имя?

    Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

Психолог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте, и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий и т.д.

Игра «Разведчики»

Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт, запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

Упражнение «Три зеркала»

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

    в зелёном – такими, какими они представляются себе;

    в голубом – какими они хотят быть;

    в красном – какими их видят друзья.

Занятие №3 « Настроение»

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Упражнение «Возьми и передай»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Упражнение «Неваляшка»

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

Упражнение «Превращения»

Психолог предлагает детям:

    нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

    позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;

    испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

    улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

Рисование на тему «Моё настроение»

После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

Упражнение «Закончи предложение»

Детям предлагается закончить предложение:

    Взрослые обычно боятся….;

    Дети обычно боятся….;

    Мамы обычно боятся….;

    Папы обычно боятся….

Упражнение «Пружинки»

Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.

Занятие №4 «Настроение»

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Упражнение «Злые и добрые кошки»

Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек, ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

Игра «На что похоже моё настроение?»

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе».

Упражнение «Ласковый мелок»

Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»

Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.

Рисование на тему «Автопортрет»

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

Занятие №5 «Наши страхи»

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Упражнение «Петушиные бои»

Дети разбиваются на пары – петушки. Затем стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, что - бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

Упражнение «Расскажи свой страх»

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.

Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким»

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

Упражнение «Чужие рисунки»

Детям по очереди показывают рисунки “страхов”, только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.

Упражнение «Дом ужасов»

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

Занятие №6 «Я больше не боюсь»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Упражнение «Смелые ребята»

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь, меня бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

Упражнение «Азбука страхов»

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

Упражнение «Страшная сказка по кругу»

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

Упражнение «На лесной полянке»

Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

Упражнение «Прогони Бабу – Ягу»

Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.

Упражнение «Я тебя не боюсь»

Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: «Я тебя не боюсь!».

Занятие №7 « Волшебный лес»

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.»

Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

Упражнение «Лягушки на болоте»

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

Упражнение «Неопределённые фигуры»

Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.

Игра «Тропинка»

Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. «Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. Д».

Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебный лес»

Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.

Упражнение «Доверяющее падение»

Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

Занятие №8 « Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Игра «Сказочная шкатулка»

Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите, какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев».

Упражнение «Конкурс боюсек»

Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно «Я….. этого не боюсь!».

Игра «Принц и принцесса»

Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.

Упражнение «Придумай весёлый конец»

Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом - маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем - небоящимся ничего и сильным.

После задаются вопросы:

    Какой человек симпатичнее?

    На кого ты сейчас похож?

    В какое зеркало ты чаще смотришься?

Занятие №9 « Волшебники»

Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка,

Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Игра «Путаница»

Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются, не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

Игра «Кораблик»

Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!».

Упражнение «Кони и всадники»

Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в «коня», другой во «всадника». «Коням» завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача «коня» - бегать быстрее, а задача «всадника» – не допускать столкновения с другими конями.

Упражнение «Волшебный сон»

Все дети отдыхают, и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.

Рисуем, то, что увидели во сне

Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне, и рисует эту картинку.

Упражнение «Волшебники»

Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывают кисти рук.

Занятие №10 « Солнце в ладошке»

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Упражнение «Неоконченные предложения»

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить:

    «Я люблю…»,

    «Меня любят…»,

    «Я не боюсь…»,

    «Я верю...»,

    «В меня верят…»,

    «Обо мне заботятся…»

Игра «Баба - Яга»

По считалке выбирается Баба - Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба - Яга берёт веточку - помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы - Яги и дразнят её: «Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!». Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

Игра «Комплименты»

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе….». Принимающий кивает головой и отвечает: « Спасибо, мне очень приятно!». Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

Упражнение «В лучах солнышка»

Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.

Упражнение «Солнце в ладошке»

Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный, мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки,

Пчела на цветке, муравей на травинке,

И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-

И всё это - мне, и всё это - даром!

Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир и другим сохранил….

ЛИТЕРАТУРА

    Васильева И. «Волшебные существа». Издательство: СПб.: «Речь», 2009г.

    Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. «Игры на управление гневом». Издательство: СПб.: «Речь», 2011г.

    Плотникова Н.В. «Игры на развитие уверенности в себе». Издательство: СПб.:«Речь», 2012г.

    Баркан А.И. Практическая психология для родителей. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2001г.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с

    Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий //Школьный психолог.- 2004г.

    Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ, 1976г.

    Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002г.

    Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997г.

    Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996г.

    Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду, 2000г.

    Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996г.

    Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности /Психологическая наука и образование. – 1998г.

    Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985г.

    Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.

    Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985г.

    Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста/ Школьный психолог. – 2000г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!