Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Приучение к планированию времени в повседневной жизни. Свет мой, зеркальце, скажи…

Не существует какого-то одного, правильного способа, чтобы дать ребенку почувствовать, что вы его цените. Ребенок, скорее всего, будет чувствовать, что его ценят, если взрослые обращаются с ним уважительно и проявляют искренний интерес к его мыслям, чувствам и переживаниям. Установление здоровых границ и стабильность в отношениях с ребенком помогут развить у него ощущение собственной ценности.

Шаги

Относитесь к своему ребенку с уважением

  1. Проводите время вместе с ребенком. Это основополагающий шаг к тому, чтобы научить ребенка чувствовать, что его ценят как личность. Найдите возможность проводить особенное время со своим ребенком вдвоем. Так вы сможете культивировать уважение и близость, а также получите возможность лучше узнать своего ребенка, его желания и потребности.

    • Необязательно придумывать какие-то сложные виды деятельности для совместного времяпрепровождения с ребенком. Чтобы провести время вместе, достаточно просто пойти на прогулку, на пикник или посетить вместе с ним его любимое место.
    • Ребенку будет легче открыть вам свои потребности, если он чувствует себя комфортно, когда проводит вместе с вами время.
  2. Дайте ребенку понять, что вы его любите. Детям жизненно необходима уверенность в том, что взрослые их любят. И эта любовь не должна основываться на каких-то условиях. Помните: настоящая любовь не судит, она безусловна.

    • Если родители развелись, то детям может быть необходимо больше подтверждений того, что их все еще любят.
    • Даже если вы гордитесь успехами своего ребенка, убедитесь, что он уверен в том, что вы любите его независимо от того, какие отметки он приносит.
  3. Регулярно беседуйте с ребенком. Если вы разговариваете с ребенком о том, как прошел его день, он понимает, что вы заботитесь о его жизни. Разговоры со взрослым также помогают ребенку становиться более зрелым. В таких беседах обсуждайте самые разные вопросы.

    • Не используйте риторические вопросы, которые ребенку может быть сложно истолковать.
    • Вместо этого старайтесь как можно чаще задавать открытые вопросы. Они продемонстрируют, что вам интересно то, что расскажет ребенок.
  4. Поощряйте разговор с ребенком, задавайте уточняющие вопросы. Дети еще не очень умеют выражать свое мнение без посторонней помощи. Если вы хотите, чтобы ребенок поделился с вами своими переживаниями, помогите ему, задав вспомогательные вопросы типа: "А что было дальше? " или "Ну-ка, расскажи поподробнее!"

    • Побуждая ребенка продолжать рассказ о его переживаниях, вы даете ему понять, что цените его личное мнение.
    • Ваши вспомогательные вопросы также помогут ребенку освоить модель разговора, которую он сможет использовать и сам в разговоре с ровесниками и другими взрослыми. Это также поможет ребенку научиться лучше выражать собственные переживания.
  5. Проявляйте к ребенку уважение. Если вы слушаете, как ребенок рассказывает вам о прожитом дне, или проводите время вместе с ним, вы показываете ему, что уважаете его. Не торопите ребенка с ответами, не показывайте, что вы слишком заняты, чтобы уделить ему внимание. Для того чтобы ребенок понял, что вы его цените, покажите ему, что время, проведенное с ним, является для вас приоритетом.

    • Пусть ребенок сам отвечает на ваши вопросы. Старайтесь не "заполнять пропуски" в разговоре вместо своего ребенка. Например, не отвечайте за ребенка на вопросы, с которыми к нему обращаются другие люди, например: "Нет, Андрей не любит попкорн, он не будет его есть". Вместо этого повернитесь к Андрею и спросите его: "Андрюша, мама твоего друга хочет знать, не хочешь ли ты попкорн. Ты его хочешь? "
    • Старайтесь не употреблять бранных и грубых слов. Ругательства – яркое проявление неуважения к ребенку.
  6. Уважайте способности ребенка. Если вы делаете за ребенка то, что он может сделать сам, это означает, что вы сомневаетесь в его способностях. Дайте ребенку почувствовать, что вы цените то, что он умеет делать самостоятельно. Например, не надевайте пальто на 3-летнего ребенка, позвольте ему сделать это самому.

    • Если выбудете делать за ребенка то, что он уже умеет сам, со временем это породит в нем ощущение собственной беспомощности.
    • Помните, что существуют культурные различия в восприятии развития ребенка. Не забывайте уважать эти различия. Например, в некоторых культурах детей с раннего возраста учат пользоваться столовыми приборами. А в других достаточно долго позволяют есть руками.
  7. Разрешите ребенку учиться на собственных ошибках. Если мы хотим научить ребенка быть независимым, это предполагает дать ему свободу совершить много ошибок. Ошибки естественны, когда ребенок осваивает какой-то новый навык. Поскольку маленькие дети мыслят конкретно, им очень важно пережить естественные последствия своих действий, чтобы чему-то научиться.

    • Вы подчеркнете свое уважение к независимости ребенка, если покажете, что вы ему доверяете, позволяете делать собственный выбор и учиться на своих ошибках.
    • Убедитесь, что последствия такой учебы не нанесут слишком большой ущерб его физической и эмоциональной безопасности. Например, если ваш ребенок еще только учится смотреть по сторонам, прежде чем перейти дорогу, вы, конечно же, захотите уберечь его от неприятных неожиданностей. Тем не менее, будет неплохо, если вы позволите ему самостоятельно попрактиковаться, как смотреть по сторонам при переходе через дорогу.
  8. Предоставьте своим детям выбор. Позволяйте детям делать собственный выбор, это важное доказательство того, что вы цените его мнение. Выбор, который вы ему предоставляете, должен быть полноценным реальным выбором. Это значит, что нельзя предоставлять несуществующий выбор или предлагать то, в чем вы уверены, что ребенок никогда не сделает выбора. Лучше по возможности всегда предлагать ребенку ряд вариантов, из которых он может выбрать один.

    • Не перегружайте ребенка выбором. Обычно достаточно 2-3 вариантов.
    • Если вы позволяете ребенку выбрать то, что вы бы сами не выбрали, это развивает в нем самостоятельность.

    Демонстрируйте, что значит быть ценным

    1. Будьте последовательны. Быть последовательным значит сохранять одни и те же требования и правила каждый день и в любом месте. Последовательность придает ребенку чувство благополучия, безопасности и уверенности. Она учит ребенка быть ответственным за свои действия и помогает установить безопасные границы для его любознательности.

      • Если вы непоследовательны, то вы тем самым показываете ребенку, что его нужды для вас не слишком важны.
      • Соблюдение регулярного распорядка дня дома поможет ребенку обрести чувство уверенности. Если порядок в доме учитывает нужды вашего ребенка, ему будет легче понять, что вы его цените.
    2. Покажите, что вы цените и свое собственное благополучие. Показать ребенку на практике, как можно заботиться о самом себе - очень важный момент, который станет наглядным примером того, что значит чувствовать свою ценность. Забота о своем здоровье, гигиене, психологических и эмоциональных потребностях - все это составляет заботу о своем собственном благополучии.

      • Не позволяйте себе застревать в ситуациях, в которых вас обижают, оскорбляют или пренебрегают вами.
    3. Не говорите негативно о ребенке, лучше сфокусируйтесь на негативных моментах его поведения. Дайте ребенку понять, что даже если в какой-то ситуации его поведение неприемлемо для вас, вы все равно любите его и заботитесь о нем, что бы ни произошло. Все мы время от времени делаем ошибки, принимаем неправильные решения и заблуждаемся. Если ваш ребенок поймет, что вы его цените, то он поймет и разницу между правильными и неправильными решениями.

      • Напоминайте ему, что впереди еще будут возможности сделать более правильный выбор. Этим вы вдохновите его учиться дальше.
      • Если ваш ребенок снова и снова ведет себя плохо, подумайте, как вам на это реагировать. Если вы склонны обращать больше внимания на негативное поведение ребенка, возможно, таким образом он просто пытается обратить на себя ваше внимание.

Дети до пяти лет вообще не задумываются, если им во время не подсказать, что выполнение любого действия измеряется временем. И научить ребенка чувствовать время, ценить его - важная родительская задача, чтобы потом не ругать ребенка за вечные опоздания и не возмущаться, что он опять ничего не успел во время. Чувство времени побуждает ребенка быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Доказано также, что пространственно-временная ориентировка является важным условием развития мышления.
А как научиться чувствовать время, если тебе не дают им распоряжаться? В большинстве случаев право распределять время ребенка находится у родителей. Мамы и папы решают, во сколько ему вставать, играть, идти на прогулку и смотреть мультики. Когда весь распорядок дня спланирован за ребенка, у него нет ни возможности, ни потребности учиться ценить время. Но есть и другая крайность - режима дня нет вовсе, и временные рамки никак не ограничиваются. Захочет, проснется, захочет, поест, сколько хочет, столько и играет, и живет ребенок в стране под названием «Безвременье».
Искажения реального времени у детей считаются вполне естественными. Для ребенка типичны два состояния: или он увлечен любимым занятием и тогда время для него не существует, либо он не знает, чем ему заняться, слоняется без дела, ждет мультфильм, и тогда время для него время, как бы останавливается.
Что поможет?

1. Если ребенок увлечен чем-то, подойдите к нему и вникните в его мир игры, задайте вопросы, а затем переключите игру на ее окончание. Регламентируйте время занятий ребенка: «Вот давай дорисуем здесь и идем одеваться», «Досматривай, эту серию и идем ложиться спать». Да на это уйдет 3-10 минут, но зато спасет от конфликта вас и Вашего ребенка.

2. Предлагайте ребенку, хотя бы иногда, засекать, сколько времени у него уходит на умывание, одевание, игру и т.д., а затем вместе анализируйте, почему вчера на уроки было потрачено столько, а сегодня столько времени, фиксируйте «отбросы времени», когда время было «убито».

3. Для того, чтобы ребенок рационально использовал свое время, памятуя о том, как оно быстротечно, во время выполнения какого-л. дела можно использовать песочные часы. В этом случае ребенок наглядно видит, как «утекает время».

4. Помогите ребенку наметить план дел на день. Если ребенок хочет посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Обсудите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты.

5. Постепенно отказывайтесь от строгого пошагового контроля - ребенок, привыкший, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самоконтролю. Проконтролируйте только итог, обсудите, что удалось, что не удалось и почему. Сначала делайте это иногда, постепенно приучая ребенка нести ответственность за расход своего времени самому.

6. Домашние обязанности, приучение к самообслуживанию также координируют действия ребенка, учат регламентировать свое время.

7. Воспитывайте чувство удовлетворения от умения правильно планировать во времени свою деятельность - поощряйте ребенка, если он сумел качественно и быстро сделать что-то, указывайте ему на преимущества: «Посмотри, сколько у тебя теперь свободного времени на прогулку!»

Приводите примеры того, что ценного может человек сделать за 1 минуту. Спросите, что ребенок сможет сделать за это время. Попросите его сделать это. Повышайте в сознании ребенка ценность каждой минуты.

Ребенок не контролирует свои чувства. Счастье и радость - спонтанные состояния. Быть таким по-детски счастливым - мечта каждого взрослого. Но означает ли это, что взрослые люди должны махнув рукой на эмоции, уделять внимание исключительно мышлению и хорошим манерам своего ребенка? Они считают, что это обеспечит статус, а с ним придет удовольствие от жизни.

Учить правильному чувствованию - тренировать интуицию, общаться с грамотными людьми, возбуждать интерес к жизни. От эмоционального благополучия к своему социальному успеху путь короче, нежели от высокого IQ.

Если эмоциональное развитие нарушено в раннем возрасте, то в будущем ребенок будет неспособен правильно описать и назвать, что именно чувствует. И хотя «коллекция» эмоций пополняется только с возрастом, пользоваться простыми смайликами могут даже 2-3 летние малыши, потому что такие маски носят клоуны. А когда детишки приходят в детский сад, их просят обозначить свое настроение с помощью смайликов, которые имеются на доске. Воспитателю сразу становится ясно, кто из детей сегодня не в духе, кто грустит и т.д. И хотя воспитатели не всегда могут узнать причины, они могут так спланировать день, чтобы были включены занятия и игры, которые будут «поднимать настроение».

Эмоциональный восторг

Дети должны уметь не только испытывать свои эмоции, они должны еще уметь их выражать. Это может быть в виде тренинга эмоциональных состояний. Материал может быть самый различный: игры, видеосюжеты, в которых герои проявляют очень сильные отрицательные или положительные эмоции. Детишек просят назвать, что испытывает и чувствует персонаж. Можно также провести своеобразную гимнастику: предложить деткам изобразить «восторг», «страх», «скуку», «ужас», «радость». Дети постарше умеют размышлять, даже могут сказать, чем все эти состояния отличаются. И конечно же, стихия музыкальных занятий, где детям предлагается потанцевать по наитию. Это самый лучший способ гармонизации внутреннего эмоционального мира ребенка.

Чтобы вызвать яркую оживленную эмоцию у ребенка, ему достаточно делать маленькие сюрпризы, а также самим показывать восторг, бурную радость, удивление.

Со-чувства

Ко всем социальным чувствам мы относим страхи, которые необходимо успеть отработать с малышом. Детки боятся высоты, темноты, закрытых дверей, непонятных шорохов и других сигналов. Малыши очень боятся оставаться одни дома, особенно в незнакомом месте. Страх - нормальная реакция на опасность. Самое главное - научить ребенка правильно оценивать ситуацию, а также ее опасность. Один из лучших приемов - пошептать на ушко любимой игрушке о том, что ее настораживает и пугает.

К социальным чувствам можно отнести дружескую привязанность, чувство поддержки, включенности в группу и признание. Это устойчивые переживания, которые связаны с отношениями других людей. Они определяются различными сценариями ролевых игр, тех самых, которые мы предлагаем детям. Следует обращать внимание на то, чтобы игры не вызвали неприязнь или агрессию. Особенно нужно обратить внимание на мальчишеские развлечения. Психофизиология мальчиков часто требует определенного уровня агрессии, возбуждения и риска. Умение справляться с экстремальными переживаниями пригодится детишкам в дальнейшем. А еще, игра в лего захватывает мальчиков намного больше, нежели игра в «звездные войны» или что-то еще.

Счастье есть!

Огромное состояние всеохватывающей радости ребенок достигает, когда получает подтверждение о том, что его любят.

Вот главные признаки, на которые дети ориентируются:

Тактильные контакты;
- улыбка взрослого;
- количество времени, которое родители уделяют своему ребенку;
- желание взрослых продолжать играть с ребенком, даже, несмотря на занятость или усталость;
- сигналы спокойствия и радости, которые ребенок улавливает на определенном невербальном уровне.

7 причин чтобы позаботиться о детях:

1. Если снизился уровень безопасности жизни.

Тот мир, где живут дети, способен рушиться и выживать ценой огромного напряжения. Только по праздникам и благодаря сноровке героев, мир детей наполняется счастьем и умиротворением. Об этом детишки узнают от своих обеспокоенных родителей и из телевизора.

2. Кризис семьи.

Сегодня каждая вторая семья неполная. В наше время около 70% детей обычных детских садов растут, лишь изредка встречаясь с бабушками и дедушками. Современные дети дрейфуют между напряженной обстановкой семейных войн и одиночеством. Зачастую они чувствуют себя ненужными и брошенными, а детский сад становится для них единственным местом, где можно получить достаточно внимания и тепла.

3. Дети стали разнообразнее и чаще болеть.

Стоит отметить, что среди болезней увеличилось количество нервно-психических заболеваний.

4. Девочки становятся более плаксивыми, а мальчики - агрессивными.

5. Девочки и мальчики по-разному реагируют на все неблагоприятные условия.

6. Все дошкольники переживают первый кризис взросления.

Необходимо не только поддерживать детей в их борьбе между «могу» и «хочу», но и подбадривать всех, кто отстает от обычной классической нормы. Многие дети сегодня начинают позже разговаривать, ходить и играть. Может быть, это всего лишь проявление феномена «удлинения детства», ведь он становится сложным испытанием для учителей. Догнать своих сверстников помогут специальные занятия, развивающие эмоции. Особенность сегодняшних детей в том, что их навыки, мотивация и интеллект находятся в рассогласовании, а эмоции помогают этот диссонанс сгладить.

7. С детьми не играют в ролевые игры.

Сегодняшняя жизнь в больших городах ведет к одинокому детству. Поиграть со сверстниками получается очень редко, и то если родители озаботятся этим специально. Многие дети лишь в детских садах знакомятся с друзьями и играют с ними.

Счастливы ли современные взрослые и дети? Как научиться простому ощущению счастья? И почему «носить маски» и не показывать эмоции чревато последствиями.

Разбираемся вместе с экспертом-специалистом, учителем русского языка, Викторией Пашкевич .

Виктория Пашкевич

СЧАСТЬЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Понятие «счастье» взрослого человека в современном мире.

Понятие «счастье» у отдельно взятого человека индивидуально. Но для большинства стандарты для счастья - это семья, карьера, наличие жилья, рождение детей.

Счастливая семья - важная составляющая жизни счастливого человека

А у ребенка?

В зависимости от того, какие ценности и установки в семье. Следовательно, счастье в высоких отметках, выздоровлении бабушки, покупке собаки, играх со страшим/младшим братом, для другого - модная одежда, крутой телефон и прочее в таком же духе. Дети - зеркало родителей и семьи в целом.

Помните: ребенок- отражение жизни родителей и семьи

Что вызывает ощущение счастья у современных детей: материальные блага или простые вещи: игра с друзьями, прогулки и путешествия, объятия родителей?

Скорее, нематериальные блага, т.к. дети подвижны и эмоциональны. Но во главе угла, повторюсь, ценности семьи.

Приоритеты, ценности и цели ребенка идут прежде всего из семьи

СЧАСТЬЕ «В КРОВИ»

Насколько взаимосвязаны здоровье и ощущение счастья?

Сложно ответить однозначно. Лермонтов, будучи ребенком, тосковал не из-за болезней, которые приковывали его к постели, а из-за того, что не мог играть, как крестьяне, на улице и потому что мама умерла.

Наверное, всё познается в сравнении. Если здоровый ребенок будет видеть людей болеющих, стесненных, то возможно появление благодарности за собственное здоровье и жизнь.

Само же ощущение счастья часто связано с : холерику то хорошо, то плохо, сангвиник же всегда в гармоничном состоянии.

Ощущение счастья зависит и от темперамента

Позитив, оптимизм, легкое отношение к жизни заложены в генах? Они могут передаваться по наследству?

Гены не до конца изучены. Склоняюсь больше к тому, что личный пример и образ мировосприятия старшего поколения часто накладывают отпечаток на ребенка.

СОБСТВЕННЫЙ ПРИМЕР

Почему детям важен пример родителей? Не достижения и успехи в карьере, а наслаждение жизнью?

Наверное, потому что дети ощущают, что всё, как говорил Соломон, «суета сует». Работа ради работы не имеет смысла, правда? Да и различные достижения в карьере и переживаниями.

Родители приводят детей в этот мир, родители учат своим примером. Не зря англичане говорят, что нет смысла воспитывать детей: всё равно они скопируют родителей.

Несмотря на все множество советов, воспитание детей начинайте с себя

Возможен для родителей частичный эгоцентризм? Наслаждение жизнью без детей, время с собой.

Это не эгоцентризм. Умение найти время на себя - базовая потребность. Родители, особенно мамы, полностью отдают себя детям: сначала выхаживают, обеспечивая физическую защиту, потом долгие годы защищают еще и эмоционально - контейнируют детей, пожалеть, когда ударился, утешить из-за плохой отметки или . Родители 24/7 рядом с ребенком. Рано или поздно, если родители не восполняют свои силы, происходит опустошение и эмоциональное выгорание.

ЭМОЦИИ, ИГРА И САМОДИСЦИПЛИНА

Почему важно позволять себе разные эмоции, а не только маску, что все хорошо?

Многие люди уже осознали опасность так называемой «вертикальной психологии», которая под видом успешности и веры во всесильность человека высасывает из него все силы. И вместо скачка происходит сильное падение.

Человек не робот. Потому возможны разные ситуации и чувства. Да и невозможно опровергнуть, что развитие происходит за зоной комфорта, когда человеку страшно, неудобно. Глупо скрывать свое состояние в такие периоды от близких.

Важно позволять себе разные эмоции и не надевать маску

Что для детей значит игра? Почему она приносит им счастье?

Волшебный универсальный совет “просто постарайтесь понять другого” действует далеко не всегда. Ведь пониманию нужно учить и нужно учиться. Особенно, когда речь идет о ребенке. Рассказать о том, как понять малыша, мы попросили Евгению Пайсон, детского психолога-консультанта

1. Спокойствие, только спокойствие

Ребенок зол и рассержен, расстроен или капризен. Он не понял друга или друг не понял его, игра с братишкой не задалась и окончилась слезами… Мама отводит чадо в сторону и пытается втолковать прописные истины: жадничать и обзываться – нехорошо, а уж драться – совсем плохо, и другу тоже обидно, надо его понять… Но почему-то капризуля не хочет понимать ни друга, ни мамины слова. А вместо этого – топает ногами, мотает головой и огрызается. Наказание? Уговоры?

Любые воспитательные разговоры и методы крайне плохо работают, когда ребенок в возбужденном состоянии . Когда плачет неразумный младенец, маме ведь и в голову не придет начать беседу. Она проверит подгузник, даст молочка, уложит спать – т.е. полностью исключит физический дискомфорт, который может стать причиной капризов.
Но в старшем возрасте физиологию тоже никто не отменял. И вопли, капризы или апатия трех, пяти и даже десятилетнего ребенка вполне могут быть обоснованы тем, что хочется есть, пить, жарко, ботинок натирает ногу и вообще, ребенок устал и хочет спать. Но вместо этого он носится, как угорелый, с друзьями по площадке, и не может ни проанализировать свое состояние, ни заявить о нем.
Поэтому любые воспитательные беседы должны происходить, когда ребенок спокоен. А значит – хорошо себя чувствует. Открытая форточка, стакан воды или что-нибудь сладкое – банан, хурма, горсть изюма – подействуют куда лучше, нежели: “успокойся, дорогой” и “я кому сказала, замолчи!”.
Кстати, спокоен на момент разговора должен быть и родитель: тот же стакан воды, открытая форточка и счет до ста применимы здесь на все 100%. Если ситуация слишком накалена, разойдитесь по углам и возьмите тайм-аут. Или вообще отложите разговор до утра, которое вечера мудренее.

2. Триста лет стрижки

Помните анекдот про то, как создать идеальный английский газон? Разрыхлить почву, посадить семена – и всего лишь 300 лет регулярно подстригать. То же касается и ребенка, умеющего понимать свои чувства и чувства других людей. С самого раннего возраста с чадом нужно разговаривать о чувствах, переживаниях и их выражении.
Родители должны постоянно объяснять свои эмоции: я испугалась, когда ты залез на высокое дерево. Папа рассержен, потому что его ежедневник залили краской, и он не может прочитать важные записи. Братик грустит, потому что ты не хочешь с ним играть. Ребенок не должен бояться отрицательных эмоций – они бывают у всех. И мама не всегда сдержана, и у папы может зуб болеть, а настроение из-за этого – ворчливым, и у самого ребенка случается такое, что хочется посидеть одному. Если не получается справиться с этими эмоциями – не надо. Главное – проанализировать их и дать знать окружающим: мне плохо, пожалейте меня. Или, наоброт, не трогайте. А если: “уйди, ты плохая мама” означает “поцелуй меня” – как же маме это понять?
Разбирайте ситуации на примерах рассказов и картинок: смотри, мальчик разбил вазу. А как ты думаешь, что он чувствует? А что бы ты испытал? А что ощутит мама, когда все это увидит?
Мультфильмы, особенно новые, слишком яркие, с быстрой сменой картинки – не лучший “объяснительный” материал. Здесь подойдут старые советские мультики, с хрестоматийными бельчатами-зайчатами. Лучше, если при обсуждении ребенок будет не получать готовые тезисы “что такое хорошо, а что такое плохо”, а приходить к ним сам, отвечая на вопросы родителей.

3. Все возрасты покорны

Мама читает дочке двух с половиной лет стихотворение про жадную девочку. Героиня отобрала у ребят все игрушки, и играет в них одна. На вопрос: “хорошая ли девочка”, дочка уверенно кивает головой. Конечно, хорошая – у нее ведь много игрушек!
Объясняя поступки героев, их эмоции и мотивы, необходимо обязательно учитывать возраст ребенка. До пяти лет детям свойственно “черно-белое” восприятие действительности. Если злой – то стопроцентно злой, мерзавец и негодяй. Если добрый, хороший – прекрасен во всем. Злые сестры и добрая Золушка, благородный царевич и подлый дракон. Чаще всего, “хороший” еще и красивый, а “плохой” – уродливый и отвратительный. После пяти лет поступки героев, их поведение становится более разноплановым для ребенка. Герой может быть в чем-то хорош, а в чем-то плох. И хороший поступок – не всегда такой уж хороший, а плохой – может быть вызван не злостью, а обидой или грустью.
Например, главный персонаж сказки “Красавица и Чудовище”. Он злой, вредный, плохо ведет себя. Но почему он так поступает? Может быть, потому, что стесняется своей внешности? Обижается, что его все боятся? А Сережка-одноклассник, который дергает девочек за хвостики и обзывается – почему так себя ведет? Не потому, что вредный и злой, просто ты ему нравишься, и он хочет привлечь к себе внимание.

4. Симпатия к эмпатии

– Я терпеть не могу Сережу, он плохой.
– Ты его терпеть не можешь? Или он тебе нравится, но ты обижен?
– Да, он меня обидел, оттолкнул, не захотел играть.
– А помнишь, утром к тебе подошел Денис, ты его так же оттолкнул. Как ты думаешь, что чувствовал Денис тогда?
Когда ребенок сумеет понимать свои чувства, ему легче будет понять и проанализировать чувства других, проявить сопереживание, сочувствие (эмпатию) . И на этом нужно постоянно делать акцент: белочке из мультфильма грустно, как было грустно тебе; братик расстроился, что его назвали маленьким, как ты тогда…
У всех детей эмпатия проявляется в разной степени. И любые крайности – будь то чрезмерная жалостливость или равнодушие – требуют коррекции.
Если ребенку жалко всех и всегда, если слезы вызывает и птичка, и тетя, которая споткнулась, и потерявшийся мышонок из книжки – это может говорить еще и об эмоциональной нестабильности. Бесконечные “жалко”, сопровождающиеся слезами – иногда лишь повод отпустить эмоции. В таких ситуациях лучше всего укреплять нервную систему и направлять эмпатию в созидательное русло. Птичку можно покормить, тетю – пожалеть, мышонку – слепить домик из пластилина.
“Равнодушные” дети, спокойнее других воспринимающие съеденных колобков и голодных птичек – вовсе не жестокие тираны. У них просто понижена эмпатия, и они, правда, не понимают, почему другие плачут в конце сказки про колобка. Если беседы не действуют, реакции стоит просто объяснять логически и “заучивать”. Тетя споткнулась и уронила сумку – нужно подойти ей и помочь, потому что так поступают воспитанные люди. Когда человек плачет, его следует пожалеть, потому что ему грустно и плохо. Обладая набором “шпаргалок”, ребенку будет куда легче общаться с окружающими и налаживать с ними отношения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!