Природные сообщества. Дыхание тела - истинное дыхание
Роль кожи в дыхательных процессах человеческого организма сложно переоценить. Лишь за сутки она выводит из него от 700 до 800 г водяного пара (в два раза больше легких). С потом кожа выводит из организма немалую часть отходов его жизнедеятельности, существенно помогая работе почек. При этом она также является барьером между «внутренним миром» человека и агрессивной внешней средой, который защищает организм от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, регулирует температуру тела в любых климатических и дарит человеку такое важное чувство как осязание.
На поверхности кожи находится особая кислая среда, в которой погибают бактерии и инфекции.
Функцию дыхания кожа осуществляет через крошечные поры, с помощью которых ей удается поглощать кислород и выделять углекислый газ, чем она существенно помогает легким. Кроме того, кожный покров является единственным органом человеческого тела, соприкасающимся с воздухом. Если человека поместить в емкость с ядовитой средой, оставив голову на ее поверхности, поры кожи закупорятся ядами, и человек в любом случае умрет, несмотря на возможность дышать носом. Поэтому важно содержать кожу в чистоте, ежедневно очищая тело от пота, кожного жира и грязи, пленка из которых мешает ей нормально дышать.
Как помочь коже дышать
Кожа с нарушенной функцией дыхания всегда имеет нездоровый, бледный, дряблый вид и серый землистый цвет. Она утрачивает свою природную эластичность, пронизывается красными прожилками и быстро стареет. Чтобы избежать этого, следует регулярно принимать воздушные ванны в максимально обнаженном виде, принимать контрастный душ по утрам и периодически проходить курс массажа, восстанавливающего нормальное кровообращение и лимфоток.
В первую очередь, для оживления кожи нужно очистить поры, открыть их, а также восстановить нормальную работу капилляров.
Организм считается здоровым, если между внутренним и внешним дыханием соблюден правильный баланс. Легкие поставляют кислород всем органам и тканям организма, насыщая им каждую клеточку тела и донося его по капиллярам до поверхности кожи. В свою очередь, кожа впитывает кислород всеми порами, в результате чего он встречается с кислородом, вырабатываемым легкими и сливается в единый процесс дыхания. Это позволяет человеку избежать застоя энергии и вести здоровую, активную и полноценную жизнь, тогда как в противном случае организм постепенно превращается в стоячее болото с гнилостными процессами.
1.Закончи предложение:
Передача нервных сигналов.
Перенос веществ и газов
Залить рану йодом или спиртом
В печени
В почках
В кишечнике
1.Закончи предложение:
Главный орган кровеносной системы_________________________________
2.Подчеркни названия органов кровеносной системы:
Желудок, сердце, лёгкие, пищевод, кровеносные сосуды.
3.Соедини название органа и его функцию
Сердце с помощью желудочного сока переваривает пищу
Желудок защищает органы от повреждений
Скелет позволяет совершать различные движения
Мышцы руководит работой всех органов
Нервная система «качает» кровь по кровеносным сосудам
4.Обведи правильное высказывание:
Какова главная функция кровеносной системы
Передача нервных сигналов.
Перенос веществ и газов
Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе
Прижать к ране бинт или чистый носовой платок
Залить рану йодом или спиртом
5.Подчеркни названия органов выделения:
Печень, почки, мочеточники, тонкая кишка, мочевой пузырь, лёгкие, сердце, кожа.
6.Отметь правильное высказывание:
Какова роль почек в организме человека?
Выводят из организма непереваренные остатки пищи
Выводят из организма жидкие продукты жизнедеятельности
В каком органе образуется моча?
В печени
В почках
В кишечнике
7.Известный хирург Н. И. Пирогов впервые применил гипсовую повязку при переломах, а также йод и спирт для лечения ран. Это было в 1855 году. В каком веке жил Н. И. Пирогов?________________________
8.Отметь правильное высказывание:
Кожа не пропускает внутрь тела болезнетворные бактерии.
Кожа не пропускает внутрь кислород и углекислый газ.
Контроль знаний по курсу «Окружающий мир»
к УМК «Начальная школа 21 века»
Проверочный тест
Тема: «Человек - живое существо (организм)»
1. Что происходит в организме при недостатке витамина С:
а) ослабевает зрение;
б) кровоточат десны и расшатываются зубы!
2. Что такое зрачок?
а) тело, работающее как линза;
б) отверстие в центре глаза?
3. Как изменяется зрачок при слабом, свете:
а) сужается;
б) расширяется;
в) не изменяется?
4. Как изменяется зрачок при сильном свете:
а) сужается;
б) расширяется;
в) не изменяется?
5. Что влияет на возникновение близорукости у детей:
а) чтение лежа;
б) расположение текста на расстояниесм?
6. Что происходит в организме при недостатке витамина А:
а) ослабевает зрение;
б) кровоточат десны и расшатываются зубы1?
7. Как влияет употребление алкоголя на умственную работоспособность человека:
а) снижает;
б) повышает;
в) не влияет"?
Проверочный тест
Тема: «Человек - живое существо (организм)»
1. Назови функцию кровеносной системы .
а) передача нервных сигналов;
б) перенос питательных веществ и газов.
2. Что такое кровообращение:
а) непрерывное движение крови по сосудам;
б) поступление кислорода в организм?
3. Назови главный орган кровеносной системы.
а) кровь;
б) сердце.
4. Где образуется моча:
а) в печени;
б) в почках;
в) в кишке?
5. Какова роль почек в организме :
а) вывод из организма непереваренных остатков пищи;
б) вывод жидких продуктов (распада) жизнедеятельности?
6. Какую роль выполняет кожа:
а) не пропускает внутрь тела болезнетворные микробы;
б) не пропускает внутрь тела кислород и углекислый газ?
а) ротовая полость;
б) носовая полость.
7. Почему вредно дышать через рот:
б) можно простудиться и заразиться микробами?
8 Почему нужно дышать через нос:
а) нос очищает воздух от пыли, но не согревает и не увлажняет его
б) нос очищает, увлажняет, согревает, обезвреживает воздух?
9
Почему при кашле и чихании необходимо закрывать
рот платком:
а) чтобы не заразить других;
10.. Как изменяется частота дыхания в плохо проветриваемом помещении:
а) возрастает;
б) не изменяется;
в) уменьшается?
Проверочный тест
Тема: « Человек и общество, в котором он живет »
Уровень А
1. Отметь V правильные утверждения.
□ 1300 год-это XIII век.
□ 1820 год-это XIX век.
□ год-это XVI век.
□ 1405 год - это XIV век.
2. Подчеркни фамилии тех людей, которые не являются великими путешественниками: , СИ. Дежнев, ИМ. Пржевальский.
4. Закончи предложение.
Литературный памятник - это _______________________ .
5. Соедини стрелками начало и конец предложения.
Первые школы на Руси
Петр
I
были открыты в...
Об открытии во всех Москве
губерниях начальных
школ издал указ
Первый университет в Х веке
России открылся в...
Санкт-Петербурге
Проверочный тест
Тема: «Человек и общество, в котором он живет».
Уровень В
В каком веке Западная Сибирь была присоединена к России:
□ в XVI веке: □ в XIX веке;
□ в XIV веке; □ в XV веке?
2. Запиши фамилии известных тебе путешественников в таблицу.
"____________________
Что осваивал? |
|
3. Перечисли, что относится к культуре общества.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вспомни и запиши, что относится к литературным памятникам, кто их автор и о чём они. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Закончи предложения.
По мнению ученых, первые школы на Руси были открыты в … году по указу .
____________ издал указ об открытии во всех губерниях наначальных школ. Первый университет в России был открыт в городе в году. Первым русским профессором был .
Итоговый тест
Тема: «Человек - живое существо (организм)».
Уровень А
1. Отметь V правильный ответ на вопрос.
Какие органы относятся к нервной системе:
□ головной мозг, череп, спинной мозг;
□ головной мозг, спинной мозг, нервы;
□ головной мозг, спинной мозг, череп, нервы?
2. Закончи предложение.
Нервная система соединяет __________________________
3. Подчеркни названия тех органов, которые не относятся к пищеварительной системе: ротовая полость, глотка, пищевод, живот, желудок, толстая кишка, печень.
4. С помощью перечисленных слов заполни таблицу: гортань, мочеточник, бронхи, сердце, почки, трахея, легкие, сосуды, носовая полость, мочевой пузырь.
Дыхательная Кровеносная система система | Выделительная система |
|
.
6. Отметь V правильный ответ на вопрос.
□ Главный орган выделения - почки.
□ Главный орган кровеносной системы - сосуды.
□ Пищеварение начинается в ротовой полости, а заканчивается в толстом кишечнике.
□ Пищеварение начинается в ротовой полости, а заканчивается в тонком кишечнике
□ Курение необходимо для укрепления здоровья
□ Чистить зубы нужно два раза в день.
Итоговый тест
Тема: «Человек -живое существо (организм)».
Уровень В
2. Одной чертой подчеркни органы, которые относятся к опорно-двигательной системе, двумя - к дыхательной системе.
Носовая полость, ротовая полость, гортань, трахея, кости, легкие, бронхи, мышцы.
Напиши, какой орган лишний и к какой системе органов он относится.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Проставь в □ цифры в том порядке, в каком проходит переваривание пищи в организме.
□ язык;
□ тонкая кишка;
□ ротовая полость;
□ пищевод;
□ слюнные - железы;
□ желудок;
□ глотка;
□ печень;
□ толстая кишка
4. Отметь V правильный ответ па вопросы.
Что является главным органом дыхательной системы:
□ носовая полость;
□ легкие?
Какую функцию выполняет кровь:
□ транспортную; "
□ придает форму сосудам и сердцу?
Из каких органов состоит выделительная система:
□ почки, кожа;
□ почки, мочеточники, мочевой пузырь?
5. Заполни таблицу, отвечая на вопросы.
1. Что является главным органом кровеносной системы?
2. Что является самым обширным органом нашего тела?
1 . | |
6. Дополни предложения. Головной мозг состоит из______________________________________________
_____________ являются опорой тела.
_______________ защищают внутренние органы от по
вреждений,
_____ _______ позволяют совершать различные движе
ния. При вдохе легкие забирают из воздуха
_________________, а при выдохе выбирают из орган изма ________________________________________.
7. Отметь У правильное высказывание.
□ Если в глаз попадет соринка, сильно потри глаз.
□ В носовой полости воздух согревается, очищается и увлажняется.
□ У человека две почки.
□ Наружный слой кожи самый толстый.
□ Ухо - орган слуха.
□ От алкоголя укрепляется печень, улучшается её работа.
При оценивании теста положительная отметка ставится при выполнении 65% предложенных заданий.
Отметку «5» ученик может получить только при выполнении теста творческого уровня. (А - базовый уровень, В- творческий
1.Признаки живого организма:_____________________________
2.Растительный мир - ____________________________________
3.Разнообразие растений:
Растения
4.Растение состоит из:____________________________________
_______________________________________________________
5.Животный мир - _______________________________________
6.Составь цепь питания:
_______________________________________________________
7.Строение гриба:________________________________________
_______________________________________________________
8.Животные дышат:
Рыбы-____________________________________________
Насекомые-_______________________________________
Звери, птицы… -____________________________________
9. Как животные питаются
10.Беспозвоночные: Позвоночные:
1________________________ 1____________________________
2________________________ 2____________________________
3________________________ 3____________________________
4_________________________ 4____________________________
5_________________________ 5____________________________
11.Название нашего государства с 1917года__________________
12.Название нашего государства в конце ХХ века____________
_______________________________________________________
13.Название нашего государства в IХ – ХIII века_____________
14.Название нашего государства в ХIII - ХVI века_____________
15.Название нашего государства в ХVII – начало ХХ века_____
____________________________________________________________
16.Название нашего государства с 1922года-_________________
________________________________________________________
17.Какая вера пришла на Русь в Х веке?_____________________
18.Причины возникновения Московской Руси________________
19. Первый русский царь_________________________________
20.Первый император России______________________________
21.Земля стала передаваться от отца к сыну при______________
22.Крепостное право было отменено в ___________году царём
_______________________________________________________
24.Какие ремёсла были в России в ХVI-ХVIIIв.?
_________________________________________________________________________
25.Определи виды животных:
Тело покрыто шерстью____________________________________
Часть жизни живут на суше, часть - в воде____________________
Крабы, креветки, мокрицы – это_____________________________
Имеют восемь ног________________________________________
Тело покрыто чешуйками или панцирем______________________
Имеют шесть ног_________________________________________
Тело покрыто перьями_____________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
16_______________________ПОЛУШАРИЕ 17____________________ПОЛУШАРИЕ
1 _____________________________________2_________________________________________
3 _____________________________________4_________________________________________
5 _____________________________________6_________________________________________
7 _____________________________________8_________________________________________
9_____________________________________10________________________________________
11____________________________________12________________________________________
13____________________________________14________________________________________
15______________________________________________________________________________
СОЛНЦЕ_______________________________________________________________________
ГОРИЗОНТ__________________________________________________________
ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ:___________________________________________
________________________________________________________________________________
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ГЛОБУС_______________________________________________________________________
КАРТА____________________________________________________________
МАСШТАБ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЯСА ЗЕМЛИ_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
АТМОСФЕРА___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
1. Закончи предложение:
| 1. Закончи предложение: Главный орган кровеносной системы_________________________________ 2.Подчеркни названия органов кровеносной системы: Желудок, сердце, лёгкие, пищевод, кровеносные сосуды. 3.Соедини название органа и его функцию Сердце с помощью желудочного сока переваривает пищу Желудок защищает органы от повреждений Скелет позволяет совершать различные движения Мышцы руководит работой всех органов Нервная система «качает» кровь по кровеносным сосудам 4.Обведи правильное высказывание: Какова главная функция кровеносной системы
Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе
5.Подчеркни названия органов выделения: Печень, почки, мочеточники, тонкая кишка, мочевой пузырь, лёгкие, сердце, кожа. 6.Отметь правильное высказывание: Какова роль почек в организме человека?
В каком органе образуется моча?
7.Известный хирург Н. И. Пирогов впервые применил гипсовую повязку при переломах, а также йод и спирт для лечения ран. Это было в 1855 году. В каком веке жил Н. И. Пирогов?________________________ 8.Отметь правильное высказывание:
|
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР, ГРИБЫ, ЖИВОТНЫЙ МИР
(все классификации)
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР, ГРИБЫ, ЖИВОТНЫЙ МИР
(все классификации)
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР, ГРИБЫ, ЖИВОТНЫЙ МИР
(все классификации)
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР, ГРИБЫ, ЖИВОТНЫЙ МИР
(все классификации)
|
Предварительный просмотр:
Опорная карточка
Разнообразие растений
Название растений | Среда обитания | Корень | Стебель | Лист | Цветок | Плод | Группы растений |
|
Морская капуста | ||||||||
Мох сфагнум | ||||||||
Папоротник | ||||||||
Ель, сосна | ||||||||
Береза, малина, ромашка |
Опорная карточка
Водные жители, тело которых не разделено на части – это _____________________
Растения, тело которых разделено на стебель и листья - ________________________
Это растения, у которых есть корень, стебель и лист, но нет цветов, плодов и семян.
Растения, которые имеют корень, стебель, лист-хвою и семена называются______________________
Растения, которые имеют все части, называются_____________________________
Разнообразие растений
Название растений | Среда обитания | Корень | Стебель | Лист | Цветок | Плод | Группы растений |
|
Морская капуста | ||||||||
Мох сфагнум | ||||||||
Папоротник | ||||||||
Ель, сосна | ||||||||
Береза, малина, ромашка |
Опорная карточка
Водные жители, тело которых не разделено на части – это _____________________
Растения, тело которых разделено на стебель и листья - ________________________
Это растения, у которых есть корень, стебель и лист, но нет цветов, плодов и семян.
Растения, которые имеют корень, стебель, лист-хвою и семена называются______________________
Растения, которые имеют все части, называются_____________________________
Разнообразие растений
Название растений | Среда обитания | Корень | Стебель | Лист | Цветок | Плод | Группы растений |
|
Морская капуста | ||||||||
Мох сфагнум | ||||||||
Папоротник | ||||||||
Ель, сосна | ||||||||
Береза, малина, ромашка |
ВИДЫ
РАСТЕНИЙ
ВИДЫ
РАСТЕНИЙ
ВИДЫ
РАСТЕНИЙ - это растения, у которых есть корень, стебель и лист, но нет цветов, плодов и семян.
5. Растения, которые имеют корень, стебель, лист-хвою и семена называются______________________
6. Растения, которые имеют все части, называются_____________________________
7. Перечисли части растений __________________________________________________________________
8. Размножение растений (Назови 4 способа)______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
9. Выбери не правильный ответ на вопрос: путешествуют ли растения?
1) Нет, все растения растут на строго определённых местах.
2) Да, растения могут перемещаться с помощью воды и ветра.
3) Да, растения перемещает человек.
4) Да, растения перемещают животные
10 Что такое ФАУНА?_______________________________________________________
11. Какие животные называют одноклеточными, а какие многоклеточными _________________________
________________________________________________________________________________________________
12. Выбери правильные ответы:
1) животные это часть природы
2) в природе все взаимосвязано
3) жизнь животных не связана с растениями и другими организмами
13. Допиши цепь питания: ЧЕЛОВЕК – КОМАР – ? - ЦАПЛЯ
14. Составь схему:
Позвоночные
Животные
15. насекомыми называются животные:
1) у которых, есть крылья
2) у которых, есть усы
3) у которых, есть шесть ног
16. Выбери правильные ответы:
1) земноводные живут только в воде
2) к пресмыкающимся относятся черепахи, крокодилы, ящерицы.
17. перелетными называются птицы:
1) которые все время перелетают с места на место;
2) все время живут на одном месте
3) вьют гнёздо и выводят птенцов в одном месте, а зимуют в другом
18. Как называются животные, у которых тело покрыто шерстью?________________________________
19. Отметь верные высказывания:
1) животные растительноядные питаются растениями и их частями
2) хищники – животные, которые питаются растениями и другими животными
3) всеядные питаются- растениями, грибами и животными
20 ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО:
Насекомые яйцо _________________ куколка бабочка
рыбы икра ______________________рыба
земноводные _______________ головастик лягушка
пресмыкающиеся ______________ детёныш взрослое животное
птицы
____________________________________________________________________________________________
Опишите дом древних славян_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Что было внутри дома?______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1 . Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
4. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
Почему славяне были крепкими, выносливыми?________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем занимались мужчины?__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Чем занимались женщины?__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Что означают слова пядь, вершок ?_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
РАБОТА УЧЕНИКА _____ КЛАССА__________________________________________________