Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Примеры игр и упражнений на развитие интеллекта у детей. Как помочь ребёнку в развитии интеллекта «Что будет, если…»

Составитель: Щипова О.Л.,
педагог-организатор д/о «Веснушки»

Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре формируются представления детей об окружающем мире, умственные способности.

Существует множество видов игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, музыкальные и др. Каждой из них отведена определенная роль в развитии интеллекта ребенка. Развитие интеллекта включает в себя развитие речи, памяти, мышления, воображения.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические словесные игры, играть в которые можно не только дома, но и на прогулке, в поездке и даже во время занятий домашними делами. Эти игры развивают сосредоточенность, помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

1. Игра «Найди лишнее слово»
Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите определить слово, которое является «лишним».
Стол, диван, тарелка, стул.
Огурец, кабачок, картофель, груша.
Сосна, береза, малина, тополь.
Весна, год, лето, осень.

2. Игра «Как это можно использовать»
Предложите ребенку определить, для чего может быть использован тот или иной предмет.

3. Игра «Скажи наоборот»
Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот». Например: большой - маленький
Тонкий – толстый
Белый – черный
Пустой – полный
Сухой – мокрый

4. Игра «Кто кем будет»
Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

5. Игра «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком фрукте, животном) он говорит и дает его описание. Например: это фрукт, он кислый, сочный (лимон).
Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными фруктами. Затем просят по описанию найти нужное изображение.

6. Игра «Бывает – не бывает»
Взрослый называет какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно. Можно предложить следующие ситуации:
Слон летит по небу.
Рыба плавает в пруду.
Крокодил принес письмо.

7. Игра «Летает - не летает», «Съедобное - несъедобное»

8. Игры «Чем отличаются две картинки?», «Найди 10 отличий»

9. Игра «Что изменилось? »
Ход игры: для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 2-3 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда ребёнок повернётся, попросите его определить, что изменилось? Игрушки можно менять местами. Также полезно использовать вместо игрушек объёмные геометрические фигуры, разных цветов, спрашивая, какую фигуру убрали и какого цвета.

10. Игра «Найди пару»
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носочков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.
Выложите перед ребёнком смешанные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар, а также устроить соревнование, кто быстрее подберёт пары.

11. Задания на нахождение у изображенной группы предметов общего признака

12. Игра «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. Взрослый называет различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Вариант игры: ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

13. Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.

14. Игра «Картинки»
Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.

15. Игра «Танцевальный кружок»
Под веселую музыку взрослый показывает ребенку какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.

16. Игра «Зеркало»
Взрослый будет зеркалом, а ребенок повторяет за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком ролями.

17. Игра «Подбери ключи»
На столе раскладывается много разных ключей от замков, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи.
Вариант игры: подобрать ключ к замку.

18. «Что сначала, что потом?»
Понадобиться набор сюжетных картинок (на один сюжет от 3 до 9 картинок с отображением последовательности событий).
Взрослый предлагает ребёнку по одной картинке найти остальные из серии и разложить их в логической последовательности действий. Дать рассмотреть 2-3 минуты и предложить по опорным картинкам составить рассказ. Чем больше картинок, тем длиннее рассказ.

19. Игра «Мемори»
Эта игра довольно популярна во всех странах. В комплекте игры 20 карточек: 10 картинок повторяются по два раза. Для игры карточки раскладываются в пять рядов рубашками вверх. Игра идет по очереди. Игрок открывает одну карточку, а затем пытается открыть и вторую карточку с такой же картинкой. Если картинки не совпали, то карточки вновь переворачиваются, если совпали - то игрок забирает их себе и ходит еще раз.

20. Упражнение «Как прошел день?»
Приучите дошкольника каждый вечер рассказывать вам, что произошло за день. Пусть постарается четко восстановить порядок дня и произошедшие события. Память должна привыкать к постоянному удержанию информации.

21. Упражнения для развития воображения у детей:
- На что похожа фигура (клякса)? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
- Дорисуй кружки (квадраты, овалы и т.д.) так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков (квадратов, овалов и т.д.) объединить в одну картину.
- На что похожи облака?

22. Игра «Сочиняем сказку вместе»
Взрослый начинает рассказывать сказку, ребенок продолжает. Итогом совместных усилий часто становятся очень занимательные или смешные истории.

23. Логические задачи
Предлагают мыслительные задачи такого типа: "Саша моложе Коли. Саша старше Вовы. Кто старше?"

24. Игра «Пантомима»
Взрослый загадывает слово и изображает его с помощью мимики и жестов, без слов. Ребенок должен угадать. В следующий раз ребенок загадывает и изображает слово, а взрослый отгадывает.

25. «Отгадай слово» (предмет, фрукт, сказочного героя)
Вы задумываете какое-то слово, а ребенок задает наводящие вопросы, пытаясь угадать. По правилам игры, отвечать на любой вопрос можно только «да» или «нет».

26. Учим стихи
Все знают, что запоминание стихов - хороший способ тренировки памяти. Но ребенок не должен запоминать стихи механически. Для этого перед изучением стихотворения и после его прочтения задайте малышу разные вопросы по тексту. Например, кто сделал? какого цвета море? что хорошего увидел? и т.д. Хорошо бы еще нарисовать картинку к стихотворению или пересказать его своими словами. Затем читайте начало строчки, а ребенок должен будет поизносить рифмованное окончание. Обычно дети очень хорошо чувствуют рифму и могут быстро вспомнить окончание.

27. Игра «Фантастическое животное»
Придумайте животное, которого на самом деле не бывает - которого нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах. Если есть возможность, нарисуйте это животное, придумайте ему фантастическое имя, как оно двигается, чем питается, где живет это животное? С кем дружит?

28. «Лото», лабиринты для детей, разгадывания ребусов и др.

Развитие моторики (прежде всего мелких, «филигранных» движений, в которых задействованы пальчики) как условие развития речи и интеллекта: упражнения, пальчиковые игры

Возраст ребенка от рождения до 2-3 лет можно определить как раннее детство. Ранее эта возрастная категория полностью находилась в ведении медиков, которые отслеживали развитие ребенка, больше заботясь только его физическим состоянием. Тогда считалось, что в раннем детстве не стоит особо уделять внимание умственному, речевому и эмоциональному развитию. Сейчас детскими психологами и педагогами доказана важность раннего возраста. Она заключается в том, что в раннем детстве психика ребенка наиболее восприимчива и чувствительна к всевозможным внешним воздействиям и бурно развивается под их влиянием. Именно в первый год жизни ребенка начинается активное проявление эмоций, интеллекта, формирование двигательных навыков, речи и личности в целом. Именно в первый год жизни ребенка происходит самое бурное развитие всех функций организма. В раннем детстве мозг ребенка невероятно пластичен, что помогает ему все очень быстро запоминать.

В психическом развитии ребенка от рождения до 2—3 лет основное участие принимают органы чувств (зрение, слух, осязание). Ребенок чему-то учится, когда прикасается к предметам, слушает, видит, общается.

Для детей раннего возраста есть множество игрушек и специальных игр, которые способствуют развитию умственных способностей малыша, моторики, а также многих других функций организма. Примером одной из таких игрушек может служить пирамидка, с помощью которой ребенка можно научить классификации предметов по размеру и познакомить с такими понятиями, как «большой — маленький». Также с помощью разноцветных колец пирамидки ребенок учится различать цвета; при пересчете колец пирамидки возможно обучение ребенка счету; при нанизывании колец на штырь пирамидки происходит развитие мелкой моторики.

С пирамидкой может играть 1,5—2-летний малыш. При этом к 2,5—3 годам ребенок уже самостоятельно должен уметь собирать пирамидку с учетом величины ее колец.

Для развития моторики пальцев рук, а также зрительного восприятия можно использовать такую игрушку, как мягкий конструктор. Задача ребенка, который собирает мягкий конструктор, — наиболее правильно соотнести между собой части конструктора, собрав их в единое целое.

Для развития моторики может использоваться и такая игра, как бирюльки. Бирюльки — это мелкие деревянные фигурки. Эта игра подходит для детей 1,5—2-летнего возраста. Играть в нее можно несколькими способами. Приведем пример одного из них: бирюльки высыпаются горкой на ровную поверхность. Игроки берут палочки-крючки и в порядке очередности цепляют фигурки крючками, стараясь при этом не задеть остальные фигурки. Цель игры состоит в том, чтобы растащить фигурки и не дать горке рассыпаться. Если кучка все-таки развалилась, то игра начинается сначала.

Не менее важную роль в развитии моторики оказывает рисование. Для малышей производятся специальные краски для рисования пальчиками. Рисование именно пальчиками развивает мелкую моторику рук, оказывает влияние на развитие интеллекта малыша, дает наиболее сильное восприятие цвета. Кроме того, сам процесс рисования положительно влияет на настроение и поведение малыша, обостряет ощущения и оказывает стимулирующее действие на интеллектуальную деятельность ребенка.

У большинства производителей товаров для детей краски такого плана безвредны и съедобны, но содержат горькое, но совершенно безопасное для организма вещество, чтобы у детей не возникало желания пробовать эти краски на вкус.

Развитие моторики невозможно без использования пальчиковых игр. Всем давно известно, что пальчиковые игры очень полезны. Они улучшают координацию мелких движений, при этом саморазвитие мелкой моторики стимулирует работу речевых центров малыша. Немаловажную роль играет и то, что приговаривают и припевают взрослые во время игр с малышом. Это хорошо запоминается малышом и также оказывает благотворное влияние на развитие речевых функций ребенка.

Улитка

Игра, конечно, не дает точных знаний об улитках, но... от пальчиковых игр это вообще-то и не требуется.

Упражнение 1

Руки малыша находятся на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает, как бы изображая раковину улитки. Одновременно говорим следующий текст:

Улитка-улитка,

Отвори калитку, выходи из дома,

Будем знакомы!

После того как прочитано четверостишье, нужно быстро протолкнуть кулачок ребенка наружу — теперь он не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, при этом запястье за кулачком крепко охвачено ладонью другой руки.

Упражнение 2

Помогаем ребенку разжать два пальца кулачка. Улитка получится правдоподобнее, если разжать безымянный и мизинец. Но если малыш разжимает указательный и средний или даже всю ладошку, то не стоит его поправлять и тем более ругать. При этом произносим такое четверостишье:

Улитка-улитка,

Высунь рога —

Дам пирога!

Упражнение 3

«Улитка-улитка, пошли гулять!» — в этом упражнении «улитка» только шевелит рожками, как бы обдумывая предложение. Не нужно долго тянуть время на раздумье «улитки», так как дети, особенно маленькие, очень быстро устают.

Упражнение 4

«Поползли, поползли, поползли» — «улитка» ползет по предплечью, а затем по плечу. Так как «ракушку» улитка за собой тащить не может, то «ракушка» незаметно исчезла.

Упражнение 5

«Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!» — рожки «улитки» щекочут ухо или шею. Затем игра повторяется, но уже с другой рукой.

Капуста

Игра называется «Капуста». Если малышу заранее показать процесс шинкования капусты, то ему будет понятнее. Попутно можно рассказать о том, что капуста — овощ, что есть и другие овощи. Можно указать на то, что капуста круглая, шарообразная, есть еще другие геометрические фигуры — треугольник, квадрат. Можно найти в доме еще что-нибудь похожее на капусту-шар: мячик, арбуз. Таким образом, малыш не только будет развивать мелкую моторику, но и получит множество полезной информации в игровой форме.

Упражнение 1

Ладошки ребенка движутся параллельно друг другу и делают в воздухе рубящее движение:

Мы капусту рубим, рубим.

Упражнение 2

Малыш сжимает пальцы в кулачки и трет ими друг друга:

Мы капусту трем, трем.

Упражнение 3

Ребенок соединяет пальцы обеих рук и «солит» щепоткой:

Мы капусту солим, солим.

Упражнение 4

Затем малыш сжимает и разжимает пальчики:

Мы капусту жмем, жмем.

Для того чтобы игра пошла интереснее, малыша можно привлечь к настоящему процессу засолки капусты: солить, мять.

Рыбка

Упражнение 1

Малыш соединяет ладошки обеих рук и делает плавные движения:

Рыбка в озере живет.

Рыбка в озере плывет.

Упражнение 2

Ребенок разъединяет ладошки и ударяет по коленкам:

Хвостиком ударит вдруг.

Упражнение 3

Ребенок соединяет ладошки у основания и хлопает:

И услышим мы — плюх, плюх.

Зоопарк

Не всегда у взрослых есть время и возможность поиграть с малышом. Научите ребенка простым фигурам из пальчиков (обязательно проговаривайте название пальцев), ему будет интересно играть самому. Можно придумать какие-нибудь рифмованные присказки. Поручите это старшим детям, и они с удовольствием включатся в совместное творчество. Можно найти готовые стихотворения, например, А. Барто или Б. Заходера.

Упражнение «Зайка»

Малыш соединяет пальцы в кулачок, выпрямляет указательный и средний палец в виде буквы V — это ушки «зайчика». Можно ушками помахать, можно поднять или опустить ушко. Вначале предложите ребенку изобразить одного зайчика на правой руке, затем одновременно двух зайчиков. Можно придумать целую сказку, разыграть маленький спектакль.

Упражнение «Уточка»

Ребенок соединяет пальцы в кулачок, вытягивает указательный и большой палец в сторону и соединяет их вместе. Это клювик «уточки». Сверху указательного пальца укладывается средний палец (с первого раза сделать это трудно), а безымянный и мизинец поджимаются внутрь. Вся кисть — голова «уточки».

Упражнение «Ежик»

Ребенок соединяет пальцы обеих рук в замок и растопыривает «иголки»-пальцы.

Божья коровка

Упражнение 1

Ребенок сжимает правую руку в кулачок, левой рукой накрывает его сверху, ладони обеих рук соединены у основания:

Божья коровка — черная головка!

Упражнение 2

Малыш распрямляет кисти рук, не разъединяя основания ладоней, и помахивает пальцами, как крылышками:

Улети на небо, принеси нам хлеба.

Упражнение 3

Ребенок разъединяет руки, поворачивая их, то ладошками, то тыльной стороной:

Черного и белого, только не горелого!

Пекарь

Упражнение 1

Малыш укладывает руки на стол и месит воображаемое тесто (заранее покажите малышу, как это делается, можно дать ему в руки кусок глины или настоящее тесто):

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Упражнение 2

Ребенок поворачивает ладошки и ребрами ладоней стучит по столу по кругу, «лепит» каравай:

Испеку каравай...

Упражнение 3

Ребенок широко открывает ротик:

Только ротик разевай!

Ладошки

Упражнение 1

Ребенок укладывает ладошки на стол и плотно прижимает их к поверхности. Ладошки приклеились.

Упражнение 2

Ладони остаются прижатыми к столу, а малыш шевелит каждым пальцем по очереди, а затем барабанит всеми пальцами одновременно.

Упражнение 3

Малыш «разглаживает» ладошками поверхность стола, не отрывая ладоней.

Белка

Упражнение 1

Малыш сжимает кулачок, распрямляет большой палец и качает им из стороны в сторону. Затем под стихотворные строчки он постепенно разжимает кулак, по очереди дотрагиваясь большим пальцем до указательного, среднего, безымянного и мизинца:

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки:

Лисичке-хитричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Упражнение 2

Ребенок размахивает ладонями:

Кому в платок...

Упражнение 3

Малыш накладывает одну ладошку, соединяя у основания, и раздвигает руки (как пасть у крокодила):

Кому в роток...

Упражнение 4

Ребенок складывает ладошки чашечкой:

Кому в лапочку...

Прогулка

Эту игру нужно повторить с малышом много раз, для того что бы пальчики привыкли к нужному положению. Даже если получится не все сразу, продолжайте играть с малышом.

Упражнение 1

Малыш выдвигает перед собой ладошки, выпрямляет пальцы, плотно прижимая их друг к другу:

Засиделись в доме братцы.

Упражнение 2

Ребенок отодвигает мизинец в сторону, на несколько секунд оставляя его в этом положении, и сдвигает его на место:

Решил младший прогуляться...

Упражнение 3

Малыш отодвигает мизинец и безымянный палец в сторону, на несколько секунд задерживает и возвращает на место:

Да скучно ему гулять одному,

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Да скучно им гулять двоим.

Упражнение 4

Ребенок отодвигает в бок три пальчика:

Зовут они братца

Втроем прогуляться.

Упражнение 5

Малыш соединяет пальцы в щепотку, затем сжимает в кулачок:

Грустно старшим сидеть в избе.

Зовут они братцев домой к себе.

Конечно, для младенцев не подойдут все вышеописанные игры и игрушки. Развитие мелкой моторики у грудных детей можно начинать с пальчиковой гимнастики, воздействуя тем самым на активные точки, которые, в свою очередь, оказывают влияние на кору головного мозга. Основу пальчиковой гимнастики составляет массаж пальчиков рук и ладошки в целом. В первый месяц жизни ребенка его ручки сжаты в кулачки. В течение последующих 6 месяцев малыш учится раскрывать кулачок и сжимать его, с интересом подолгу рассматривает свои ручки, может держать игрушку одной ручкой, трясти ее или перекладывать из одной руки в другую. В возрасте от 6 месяцев до года малыш все более оттачивает и совершенствует приобретенные им навыки. Если сначала он захватывал игрушку всей ладошкой, то теперь старается взять ее двумя пальцами и пытается показывать указательным пальцем на игрушки или другие окружающие предметы. Для малыша очень важны кажущиеся взрослому ненужными и глупыми такие детские игры, как «Ладушки» или «Гуси-гуси, га-га-га...» Если малыш еще не научился лепетать, но уже умеет бойко стучать ладошками, услышав знакомый ритм, он старательно повторяет окончания слов, заливается звонким смехом. Если на первых порах, когда взрослые только начинают показывать малышу незамысловатые движения «Ладушек», малыш не может попасть ладошкой, то чем больше родители уделяют времени этому занятию, тем заметнее результат: ребенок все чаще попадает ладошкой о ладошку. Именно с помощью «Ладушек» развивается координация, моторика пальцев, и они очень полезны для развития мышления и речи. Помимо всех упомянутых навыков, эти забавы еще формируют чувство ритма и даже музыкальный слух.

Предлагаем родителям несколько упражнений пальчиковой гимнастики, из которых они смогут выбрать те, которые подходят малышу по возрасту.

1. Ребенок соединяет ладони перед собой, левую ладонь поднимает вверх, проглаживает, как утюжком, правую, захватывает пальцы правой ладони и плотно сжимает их. Затем упражнение повторяется с правой ладонью (рис. 1).

2. Малыш плотно сжимает пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимает их, разводя пальцы в сторону (рис. 2).

3. Ребенок прижимает ладони к поверхности стола и барабанит пальчиками, как на пианино. Затем малыш отдельно каждым пальчиком стучит по столу 5—6 раз, не отрывая ладоней от поверхности (рис. 3).

4. Малыш сжимает пальцы в кулаки и делает вращательные движения кистями по часовой стрелке (4 — 5 раз) и против часовой стрелки (4—5 раз). Затем кулачки разжимаются, и ребенок встряхивает кистями (рис. 4).

5. Ребенок соединяет большой и указательный пальцы правой руки в кольцо (знак о,кей), затем резко разъединяет пальцы, после чего соединяет большой и средний пальцы в кольцо и резко разъединяет. Это упражнение проводится со всеми пальцами правой и левой ладони. В конце упражнения ребенок встряхивает кистями (рис. 5).

6. Малыш соединяет большой, средний и безымянный пальцы в кольцо. Мизинец и указательный пальцы остаются прямыми (своеобразная коза). Пальцы распрямляются, затем в кольцо соединяются большой, безымянный и мизинец, среднии и указательный — прямые. Упражнение можно выполнять как по очереди на одной и второй руке, так и одновременно на обеих руках. В конце упражнения ребенок встряхивает ладошками (рис. 6).

7. Малыш массирует (это может сделать и взрослый) круговыми движениями от ногтя к ладони пальчики правой, затем левой руки (рис. 7).

Кроме традиционных пальчиковых игр и упражнений, мелкую моторику рук можно развивать по-другому. Приведем несколько примеров игр на развитие мелкой моторики с учетом возраста ребенка. Как уже отмечалось, именно в первый год жизни ребенка его умение совершать мелкие движения пальцами играет важную роль в психическом здоровье, поэтому очень важно, чтобы ручки малыша своевременно развивались. А этому способствуют следующие игры.

Игра «Пушистая, шершавая, мягкая»

Эта игра подходит детям со второй недели жизни. Она развивает представление ребенка о различных фактурах или свойствах некоторых предметов. Это представление дается малышу с помощью прикосновений ручками к различным вещам.

Для игры понадобится перчатка с нашитыми на каждом пальце кусочками различной материи. Можно использовать шерстяной, шелковый или вельветовый лоскутки, а также мех. Помимо кусочков ткани, на перчатку можно нашить крупные пуговицы.

Чтобы малыш мог более полноценно ощутить разницу, нужно обрезать кончики пальцев у перчатки. Тогда ребенок сможет понять разницу между различными видами фактур и кожей пальцев.

Руку с надетой перчаткой пододвигают близко к ребенку, чтобы тот мог потрогать ее. Кусочки ткани и пуговицы должны быть очень крепко пришиты, чтобы ребенок не мог их оторвать.

Каждое прикосновение к перчатке должно комментироваться взрослым. Например, мех мягкий, шерсть шершавая, пуговица гладкая.

Игра может проводиться вплоть до 7 месяцев. Можно по мере взросления ребенка немного видоизменять перчатку: пришить другой материал, пуговицы более мелкого размера и т. Д.

Начиная с седьмого месяца жизни, малыш овладевает новыми движениями рук, он осознает, что у него две руки, и старается пользоваться ими, извлекая из этого максимальную пользу для себя. Для игр с малышом в этом возрасте хорошо подойдут кубики, игрушки с мягкой набивкой, очень мягкие мячи.

Ребенок продолжает все тянуть в рот, поэтому игрушки не должны быть маленькими, чтобы малыш не мог их проглотить.

Игра «Давай потрогаем»

Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук, умению различать окружающие предметы. Все, что необходимо для этой игры, — это предметы домашней обстановки с различными поверхностями.

Нужно взять малыша на руки и пройтись с ним по комнате. Во время этой, так сказать, прогулки, нужно знакомить малыша с вещами, которые находятся в доме, и, что очень важно, давать малышу их трогать, различать на ощупь. В то время, пока малыш исследует очередной предмет, нужно называть этот предмет и его фактуру. Например, холодильник — холодный, пол — твердый, стол — гладкий и т. д.

Развитие мелкой моторики рук ребенка в возрасте от года до 2 лет включает в себя обучение малыша отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, разрывать бумагу и т. д. Нужно в этот возрастной период учить малыша простейшим навыкам самообслуживания, таким как снимать колготки, носочки, пользоваться ложкой и вилкой. В этом возрасте у ребенка должны быть такие игрушки, которые можно было бы раскручивать на детали. Для развития моторики обязательно среди игрушек малыша должны быть простейший конструктор и пирамидки.

Игра «Прищепки в корзинке»

Эта игра помогает развитию мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего. Прежде чем приступать к игре, следует обязательно показать ребенку, что и как нужно делать.

Для игры потребуется небольшая корзинка или картонная коробка и несколько разноцветных прищепок.

Прищепки высыпаются в коробку. Малышу предлагается вытаскивать по одной прищепке и, взяв ее тремя пальцами, прищеплять за края коробки. Для ребенка более старшего возраста игру можно усложнить, предложив прикреплять прищепки в определенной цветовой последовательности. Можно дать малышу круглую картонку, и тогда прищепки станут лепестками цветочка. А если малышу показать образец, затем убрать его и попросить повторить последовательность лепестков-прищепок по цветам, игра будет способствовать не только тренировке пальцев, но и памяти.

Игра «Собери в волшебную коробочку»

Напоминаем еще раз, что с мелкими предметами нужно играть только под присмотром взрослых, чтобы они не оказались во рту у малыша. Для игры нужно смастерить «волшебную» коробку. Подойдет любая картонная коробка (шляпная, обувная), которую можно обклеить фольгой, цветной бумагой или раскрасить во все цвета радуги.

В стенках коробки прорезываются разные по размеру и форме отверстия. Понадобятся также различные мелкие предметы. Для безопасности можно подобрать съедобные объекты (изюм, фигурные макароны, мелкое фигурное печенье, хлопья, мармеладные фигурки). Мелкие предметы высыпаются на поверхность стола (в случае если они съедобные) или на пол. Лучше всего высыпать их на лист ватмана, что бы удобнее было собирать всю эту мелочь после завершения игры. Малыш рассматривает предметы и сортирует по размерам отверстий, его задача — собрать все предметы и растолкать по нужным отверстиям. Если взять коробку побольше, то предметы можно подобрать большего размера: малышу будет удобнее их собирать и играть с такими предметами неопасно. Можно использовать катушки разных цветов, прищепки, маленькие мячики для пинг-понга, коробочки и флаконы из-под духов, фломастеры, конфеты. Вместо картонной коробки можно использовать пластиковую упаковку из-под торта, тогда малышу будет видно, что внутри, игра станет гораздо интереснее.

Игра «Что внутри?»

Для игры понадобится плотный мешочек подходящего размера. Внутрь прячется предмет, хорошо знакомый малышу. Ребенок через ткань должен определить, что находится внутри.

Игра «Спрячем секретик»

Для игры понадобится картонная коробка, на дно которой высыпается чистый песок или рис. В него закапывается какой-нибудь мелкий предмет. Малыш, перебирая песок (рис или манку), пальчиками должен найти «секретик». Если в рис (манку) закопать конфетку, орешек или печенье, «секретик» можно съесть.

Игра «Все по домикам»

Для игры понадобится коробка из-под конфет с пластиковой вставкой — ячейками для конфет, разноцветные пуговицы всевозможных форм и размеров. Пуговицы высыпаются на поверхность стола, и малыш укладывает их в ячейки. Для самых маленьких подойдет простое задание: уложить пуговицы в ячейки произвольно. Для детей постарше можно усложнить задачу, вложив в ячейки разноцветные картонные кружочки. Например, ряд красных, ряд синих, ряд желтых, ряд белых. Малыш должен укладывать пуговицы в ячейки согласно цветному кружочку. Вместо пуговиц можно использовать грецкие орехи, завернутые в разноцветную бумагу (орех сложнее затащить в рот и незаметно проглотить). Если для игры используются пуговицы разных форм, можно уложить в начало каждого ряда ячейки по образцу (ряд треугольных, ряд круглых, ряд квадратных) и предложить ребенку разложить пуговицы по заданному образцу. Из разноцветных пуговиц можно выложить узор по образцу, а можно дать волю воображению ребенка.

Игра «Фасолинки внутри»

Для игры понадобится несколько старых ручек или фломастеров с прозрачным корпусом. Заранее необходимо вытащить стержень или сердцевину из них. Малыш должен заполнить корпус ручки или фломастера разноцветными мелкими фасолинками (цветными фигурными макаронами) по заданному шаблону. Например, красная, черная, белая фасолинка или две красные три белые и т. д. Если закрыть корпус колпачком, то получится музыкальный инструмент или погремушка, с которой малыш будет играть с большим удовольствием.

Игра «Рыбалка»

Для игры понадобятся небольшие предметы с дырочками (это «рыбки»), длинный карандаш или деревянная палочка (в качестве удочки), коробка. Игрушки раскладываются на столе или на полу, малыш берет в руки палочку и с ее помощью цепляет (ловит) игрушки. Каждую игрушку ребенок перекладывает в коробку, не дотрагиваясь рукой. Вместо игрушек можно использовать кольца от пирамидки.

Игра «Мозаика из подручных средств»

Для игры понадобятся мелкие камешки (можно с морского или речного берега), мелкие шишечки, фасолинки, засушенные цветы, рис, фигурные макаронные изделия, различные семена. Малыш выкладывает из этого подручного материала свой узор, можно воспользоваться трафаретом, созданным взрослыми. Можно начать с каких-нибудь простых рисунков, таких как солнышко, мячик, божья коровка, домик, грузовичок. Если по плотному картону или деревянной дощечке раскатать пластилин, то мозаику можно укладывать на него. Такую картинку можно даже повесить на стенку или подарить друзьям. Можно кусок картона густо смазать жидким канцелярским клеем и сверху ссыпать на нее семена и зернышки (проклеивать нужно по заранее нанесенному контуру).

Игра «Скатаем коврик»

Хорошим тренингом для детских пальчиков служит совсем несложное упражнение — скатывание и раскатывание чего-ни- будь в рулон. Для этой игры понадобится небольшой коврик или кусок плотной ткани шириной 50—60 см. и длиной 1—1,5 м (смотрите что бы малышу было удобно). Игра состоит в том, что ребенок должен скатать и раскатать коврик в рулон. Затем в середину коврика можно положить какой-нибудь предмет и снова закатать и раскатать коврик. Эту игру с пола можно перенести за стол, если скатывать не большую ткань, а носовой платок или лист бумаги.

«Игрушка с наполнителем»

В продаже сейчас имеется большое количество специальных мягких игрушек с различными наполнителями для развития мелкой моторики. Малыш массирует свои пальчики, разминая в них игрушку, которую можно сшить своими руками. Вместо игрушки можно сшить несколько мешочков из плотной ткани и наполнить их различным материалом: горохом, фасолью, камешками, бусинами, пуговицами, любой крупой. Главное, чтобы мешочки были хорошо зашиты.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, очень важна игра. Игра не только дает простор для творчества детей, но и стимулирует их интеллектуальное развитие. Для детей старшего дошкольного возраста – от пяти до семи лет - важно предлагать игры такого типа, которые дают возможность повышения мыслительных способностей ребенка, умение анализировать, выделять главное, сравнивать.

Интеллектуальные игры для детей этого возраста должны научить малыша принимать определенное решение и выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию.

«Поиграйте со своим ребенком»

Игры на развитие восприятия

Восприятие - познавательный процесс, формирующий

субъективную картину мира.Это выделение наиболее

характерных для данного предмета или ситуации качеств,

Составление на их основе устойчивых образов (сенсорных

эталонов) и соотнесение этих образов- эталонов с предметами окружающего мира. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, основой ориентации человека в окружающем мире, обществе. Для детей дошкольного возраста развивать восприятие лучше всего в процессе игры, которую родители могут предложить ребенку в домашних условиях.

Восприятие формы : «Узнай предмет на ощупь»

Для проведения игры необходимо положить в плотный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы, катушку, наперсток, шарик, кубик, конфету, карандаш и др. Задание ребенку: определить на ощупь, что это за предметы.

Восприятие цвета : «Подбери пару по цвету»

Необходимо найти пару предметов одного цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти различных предметов.

Восприятие времени : Игра основана на вопросах и ответах. Позволяет научить воспринимать такие характеристики времени как время суток, время года, течение времени (быстро, долго, часто, редко, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра)

Вопросы ребенку:

Какое сейчас время суток? Как ты догадался?

Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?

Что бывает чаще, день или неделя?

Что растет быстрее цветок, дерево или человек?

Восприятие пространства : «Найди игрушку» Взрослый ставит игрушку в определенное место, ребенок определяет местоположение данной игрушки (в комнате, на столе, справа/слева от...,ниже/выше... и т.д

Восприятие величины : Попросить ребенка расставить игрушки по величине, собрать большие и маленькие игрушки отдельно друг от друга. Сравнить карандаши по длине. Нарисовать дорожки разной длины.

Игры на развитие памяти

Память ребенка – это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Предложенные в данном разделе игры способствуют развитию памяти ребенка, обучат логическим приемам запоминания.

Игры на развитие двигательной памяти.

Развивающая игра "Кукловод"

Вариант 1. Взрослый - "кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".

Развивающая игра "Пуговица"

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Игра "Сложи узор ".

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Игра "Фотоаппараты"

Игра на развитие памяти и внимания.

1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.

2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

Игры на развитие внимания

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, и эти игры помогут его развить.

Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

Игра "Топ-хлоп".

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

«Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

«Где что?»

Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

«Зеркало»

Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого.

Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

«Пальчик»

Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженее (а значит, и интереснее) будет игра. Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 картинок с изображением различных предметов. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. "В этой игре, - сообщаете вы, - указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно поставит на картинку свой указательный палец, тот ее и получит".

Потом вы сажаете напротив друг друга двух играющих малышей и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока они не найдут нужную картинку. Основное требование игры - искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность). Движение - указательный жест - является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило - держать палец у края стола - помогает ребенку удержаться от лишних движений руками.

Затем вы торжественно произносите слова: "Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком... ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр.)?" И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.

Игры на развитие воображения

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

«Закорючки»

Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Оживление предметов»

Необходимо предложить ребенку представить себя и изобразить новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

«Дорисуй картинку»

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы.

«Имитация действий»

Варим суп. Попросить ребенка показать как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Игры на развитие мышления

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

«Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Что будет, если…»

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

«Неоднозначные ответы»

Заранее обдумайте вопросы на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?

Маленькие примеры:

«Шерсть у нашей кошки очень….» ;

«Ночью на улице очень…»;

«У людей есть руки, для того чтобы …».;

«Я заболел потому, что …»

«Что на свете колючее?»

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.

Под интеллектуальным развитием ребенка подразумевается развитие высших психологических функций (память, мышление, восприятие, речь, воображение), а также эмоциональной, социальной и физической сфер интеллекта. Если кратко, интеллект — это мыслительные способности. Мышление, в свою очередь, зависит от эмоционального, социального, физического развития и памяти. Поэтому родители, решившие помочь своему чаду, должны организовывать занятия с учетом всех перечисленных функций и сфер. Чтобы сделать это грамотно, важно знать, как развивается интеллект на разных возрастных этапах. Притом оказывать непосредственное воздействие и помощь ребенку вы можете уже в дошкольном возрасте.

Возраст и развитие интеллекта

Если говорить о дошкольном возрасте, то есть периоде от 3 до 7 лет, то развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления. У младших дошкольников (3-4 года) преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.

В 4-5 лет (средний дошкольный возраст) мышление развивается до наглядно-образного, поэтому возможно включать игрушки-заместители, ролевые игры и развивающие мультфильмы. А также игры на социальное взаимодействие и формирование морали.

Наиболее активный период развития интеллекта у детей приходится на , то есть 5-7 лет. Преобладает словесное и формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому здесь вы уже можете включать дидактические и логические игры. Внимание постепенно становится более произвольным, поэтому ребенку уже легче сосредоточиться на решении сложных задач.

Занятия следует проводить в форме игры, чтобы малыш, увлекаясь сюжетом, не замечал, как одновременно с этим учится. В другой форме вам будет крайне трудно провести занятие, ведь дошкольники неусидчивы, их воля неразвита, а условное торможение еще только формируется, поэтому маленькие дети не понимают, зачем им надо что-то изучать, когда хочется играть. Они не могут долго фокусировать внимание на чем-либо.

Также не стоит ожидать от дошкольника энтузиазма по отношению к занятиям. Самый лучший вариант – замечать, когда у ребенка проявляется интерес к определенной деятельности (например к чтению, к рисованию, письму). Проводить занятия нужно не дольше 15 минут: вы заметите, когда малыш устанет и потеряет интерес.

Интеллектуальное развитие дошкольников тесно связано с эмоциями и социальным взаимодействием. Если ребенок ощущает себя комфортно в семье, чувствует себя любимым, его поддерживают и хвалят, то и умственно он будет развиваться гармонично. К тому же, основные навыки, умения и знания малыш приобретает благодаря контакту с семьей.

Дети развиваются по-разному, и требовать о своего ребенка такого же уровня интеллектуального развития, как у кого-то другого, бессмысленно. Это может привести в итоге к формированию у него низкой самооценки и неуверенности в себе.

Игры на умственное развитие младших дошкольников

В 3-4 года ребенок активно исследует мир, ему все интересно, в норме он уже умеет говорить большое количество слов и строить предложения. Все свое любопытство он фокусирует на вас, поэтому именно в этот период родители начинают жаловаться, что кроха не умолкает ни на миг, все время о чем-то спрашивает и практически постоянно двигается.

Чтобы направить его познавательную и двигательную активность в нужное русло, вы можете использоваться следующие игры на развитие интеллекта.

  • Кто пропал?

Положите перед малышом 4 игрушки, желательно из одной категории (например, животные: собака, лошадка, медведь, котенок). Попросите ребенка назвать игрушки, а затем отвернуться. Уберите одну игрушку, и когда малыш повернется, спросите: «Кто пропал?». Таким образом можно изучать цвета, если вы сделаете акцент на цвете (белый медведь, коричневая собака и т. д.), формы, названия предметов и растений.

  • Чемодан.

Достаньте чемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению также формируется логическое мышление.

  • Назад-вперед и лево-право.

Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.

Игры на умственное развитие средних дошкольников

В этот период дети начинают проявлять интерес к изучению букв и письму, а также установлению отношений со сверстниками. Вы можете заметить, что малыш уже выделяет конкретного ребенка из других на площадке, поэтому возраст 4-5 лет – это благоприятный этап для формирования социального интеллекта и изучения этических норм (девочек нельзя бить, старших нужно слушать). Здесь вам помогут следующие игры.

  • Буква в гостях.

Начинайте утро с небольшой сказки: «К нам сегодня в гости пришла буква А! (покажите малышу картинку с буквой или магнитную букву). Она сказала, что ты уже большой и тебе пора знать, из чего состоят слова. Ты ведь хочешь научиться читать сказки? Буква А есть в таких замечательных словах, как «мама», «папа» (слова повесьте тоже и попросите малыша показать в них букву А). Где в слове «мама» буква А? Правильно!»

  • Что лишнее?

Разложите на столе овощи, например морковь, картофель, лук, помидор, а пятым положите фрукт. Спросите у малыша, все ли здесь овощи или есть что-то лишнее? Эта игра развивает логику, словарный запас и знания об окружающем мире. Включайте постепенно малознакомые предметы и увеличивайте их количество.

  • Хорошо или плохо?

Данные понятия важно изучать, так как малыш начинает выстраивать личные психологические границы. Что делать можно, а что нельзя, как с ним не могут обращаться, а как могут? В игру можно играть после просмотра мультфильма или прочтения сказки: «Гусеницы поступили хорошо или плохо? Можно ли так поступать?».

Игры на умственное развитие старших дошкольников

В 5-7 лет игры на развитие интеллекта должны способствовать формированию абстрактно-логического мышления, внимания, памяти, связной речи, математических способностей, навыков чтения и знаний об окружающем мире, мелкой моторики.

  • Найди отличия.

Предложите малышу две очень похожие картинки, попросите внимательно их рассмотреть и сказать, чем они отличаются.

  • Где плавали рыбки из сказки?

Покажите ребенку три рисунка с аквариумом, а затем расскажите сказку, в которой вы опишите рыбок и сам аквариум. Затем спросите малыша, о каком из трех аквариумов идет речь.

  • Невидимые фигуры.

В воздухе пальцами прочертите фигуру, а потом попросите ребенка зарисовать ее. Проделайте так несколько раз. Когда фигуры будут нарисованы, малыш должен будет их назвать.

  • Домики, где живут цифры.

Нарисуйте несколько домов, где будут жить цифры. Потом сочините сказку о том, как цифра три пошла в гости к цифре один. Спросите малыша, сколько получится, если к трем прибавить один? Объясните, что получится цифра, идущая за цифрой 3. Попросите сосчитать до 5, чтобы малыш мог сам вычислить ответ.

Заключение

Интеллектуальные способности ребенка во многом зависят от вас, а также от грамотности воспитателей и педагогов в детском саду. Если вы будете заниматься с малышом, включать развивающие и дидактические игры, то его умственное развитие будет проходить активно и эффективно. Разумеется, генетика и физиология играют большую роль в данном вопросе, но чаще всего отсутствие определенных знаний и навыков — это педагогическая запущенность и отсутствие должного внимания к своему ребенку.

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»


Логическая игра «Собери круг»


Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»


Логическая игра «Чудо - крестик»


С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.


Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.


Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.


Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака


В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»


Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»


«Подбери ключ»


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»


«Головоломка Пифагора»


Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»


Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»


Логическая игра «Листик»


Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.


Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.


Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.



Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.


Логическая игра «Лото»


Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!