Правильная техника чтения для обучения ребенка. Когда учить ребенка читать? Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления
Чтение – очень важный процесс в познавательной деятельности. Умение ребёнка хорошо читать – основа его успехов в школе. И дело не только в отметках за школьные предметы, но и в интеллектуальном развитии вообще.
Чем лучше ребёнок читает, чем с большим рвением он это делает, тем успешнее будет проходить его развитие, тем выше будет его самооценка.
Общее представление о технике чтения
Чтение – это процесс, в котором выделяются 2 стороны: смысловая и техническая. Под смысловой подразумевается понимание содержания текста, а под технической – быстрое, правильное, выразительное чтение.
Техника чтения регулярно проверяется в начальной школе, а также в 5 и 6 классе. Учащимся даётся незнакомый текст, который они должны читать в течение одной минуты. Затем учитель подсчитывает количество слов и задает ребенку 1-2 вопроса на понимание прочитанного.
В проверке техники чтения учитываются:
- скорость;
- осознание прочитанного;
- отсутствие пропусков и ошибок в произношении слов;
- наличие смыслового ударения, пауз.
Стандартные показатели скорости чтения школьников (в минуту):
- 1 класс – 30-40 слов;
- 2 класс – 40-60 слов;
- 3 класс – 60-80 слов;
- 4 класс – 90-120 слов.
Чтобы повысить технику чтения, ребёнок должен плавно, постепенно переходить от медленного слогового чтения к чтению целых слов. К концу начальной школы это должно быть сделано, иначе в среднем звене школьнику будет очень трудно усваивать большие объёмы материала.
Стоит заметить, что многих детей, особенно в 1 классе, пугает сам процесс публичной проверки техники чтения. Отсюда могут возникнуть ошибки, этим же порой можно объяснить и низкую скорость. Поэтому, возможно, стоит ещё раз проверить ребёнка дома. Если результат повысится, то же произойдёт и с самооценкой маленького чтеца.
Почему важна скорость?
Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.
Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.
Чтобы усвоить материал, а не просто ознакомиться с ним, прочитать нужно 2, а то и 3 раза, что увеличивает время до 2-3 часов в день. Прибавим время, которое нужно уделить письменным заданиям.
Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки , либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.
Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается память и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее.
Причины неудач
- Неразвитая память. Это не патология для дошкольника, поэтому не пугайтесь. Бывает так, что ребенок, читая в строчке, к примеру, пятое слово, забывает первое. Из-за этого мысль теряется, малыш не понимает, о чём говорится в тексте, от этого теряется и интерес.
- Если попадаются сложные слова, ребёнок запинается и прочитывает их медленно. Причиной этого может также послужить плохая работа органов речи.
- Низкая концентрация внимания. Малыш легко отвлекается на различные внешние факторы, а также на свои собственные мысли, и интерес к чтению рассеивается.
- Угол зрения. Часто бывает так, что ребёнок видит не всё слово целиком, а лишь несколько его букв. От этого чтение замедляется.
- Возвращение к прочитанному. Нередко глаза юного чтеца возвращаются к предыдущему слову или предложению, он повторно их перечитывает.
- Неподходящая литература. Тексты нужно подбирать в соответствии с предпочтениями и возрастом ребёнка.
Часто обучению препятствует неуверенность малыша в себе, страх ошибиться. Или же ему попросту скучно во время чтения, неинтересен текст.
Реальный взгляд на способности ребёнка
Не стоит требовать от ребёнка того, чего он в данный момент сделать не может. Обучение чтению должно протекать спокойно, без нервов, с большой долей терпения со стороны родителей.
Если заставлять своё чадо корпеть над книжками против его воли, а потом ещё и ругаться, когда он не сможет порядочно выдавить из себя хотя бы несколько предложений, результат положительным не будет.
В первую очередь, родителю нужно смириться с тем, что его ребёнок не обладает суперспособностями, он не вундеркинд, а обычный малыш, которому нужна помощь и понимание.
Процесс чтения нужно превратить в увлекательное занятие, смотивировать обучающегося, не забывать его хвалить, и ни в коем случае не раздражаться.
Помощь родителей
Чтобы помочь своему малышу, достаточно придерживаться нескольких правил:
- Интересные тексты. Не засыпайте начинающего чтеца скучной литературой, пусть даже и познавательного характера. Чтобы он не бросил чтение, оно должно его увлекать. Подбирайте книги в соответствии с его пристрастиями.
- Игры. Процесс чтения можно превратить в игру разными способами. Подробнее о них чуть ниже. Также можно устраивать домашние конкурсы на лучшего чтеца.
- Читайте с ребёнком регулярно 30 минут в день.
- Личный пример. Трудно привить кому-то любовь к книгам, если сам их не любит. Покажите на собственном примере, что это интересно и познавательно.
- Терпение. Не давите, не торопите, проявляйте сдержанность и понимание.
- Положительная мотивация. Стоит больше говорить о том, чего ребёнок добьётся в будущем, если научится хорошо читать. Если же постоянно твердить, что он вырастет неучем при условии, что не будет читать, как положено, результат будет хуже.
- Индивидуальность обучения. Как говорится, нельзя всех стричь под одну гребёнку. Метод, применимый к одному школьнику, может не подойти для другого. То же касается и темпа обучения. Для каждого он выбирается подходящий, что невозможно сделать в школе, поэтому так важно заниматься чтением дома.
Обучение
Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс. Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений.
Вот некоторые из них:
- Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
- В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.
- Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и читайте с ним по слогам, например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
- Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д.), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.
«Мама приготовила очень вкусный обед» – ребёнок выбирает карточку со словом «мама».
- Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
- Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает память .
- Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.
Как научить ребёнка быстро и правильно читать в 6-7 лет?
Обучать первоклассника скорочтению можно, используя более сложные упражнения:
- Чтение – жизненно важный навык. Вы должны убедить в этом своё чадо. Оставляйте ему записки с поручениями, просьбами, пожеланиями. Устраивайте иногда мини-квест: пусть по указателям и инструкциям ищет подарок.
- Параллельное чтение. Берем два одинаковых текста (для мамы и ребёнка). Мама читает вслух, меняя то интонацию, то темп, а ребёнок следит за чтением. Можно остановиться и попросить ребёнка продолжить, или прочитать последнее озвученное предложение, или найти какое-то имя. Задания могут варьироваться.
- Скороговорки. Обязательно развивайте артикуляционный аппарат.
- Слова, отличающиеся одной буквой. Берёте пары слов, к примеру, кот – код, тесто – место и т. д. Ребёнок должен объяснить, чем слова отличаются внешне, и объяснить смысл каждого.
- Чтение на скорость. Засекаете минуту, после прочтения считаете количество слов. Затем просите ребенка снова прочитать тот же отрывок с упором на то, что во второй раз у него получится лучше. И действительно получится. Так он с каждым разом будет читать всё быстрее.
- Чтение про себя. Вслух читаешь всегда медленнее, поэтому давайте ребенку иногда задание прочитать про себя, а затем пересказать прочитанное.
- Развитие поля зрения. В таблице, к примеру, 5x5 в каждой ячейке напишите букву или слог. Пусть учащийся прочитывает их справа налево и наоборот, сверху вниз, по диагонали. Дайте задание найти определенную букву или слог, составить слово, как в филворде, только на простейшем уровне.
- Чтение с жужжанием. Ребенок читает текст про себя, а вслух жужжит, как пчела. Это упражнение направлено на увеличение концентрации внимания.
Упражнения для детей 8-ми лет
Для развития беглого чтения у второклассника увеличиваем нагрузку, усложняем задания:
- Игра «Слова из слов». Напишите длинное слово, например, «своенравный», и попросите составить из него несколько маленьких.
- Предложения, требующие корректировки. Напишите набор слов, похожий на предложение, а ребенок расставит все слова по местам: «Ребята пошли речку купаться на».
- Развитие антиципации. Возьмите текст, где слова идут с пропущенными буквами. По мере чтения ребенок вставляет недостающие элементы.
- Чтение «По вершкам и корешкам». Берем линейку, закрываем нижнюю часть строчки и даём ребенку прочитать вершки. Когда это задание будет хорошо отработано, можно перейти к корешкам.
На сегодняшний день ребенка в первый класс нужно вести уже подготовленным. Он должен знать не только буквы, но и уметь читать. Далеко не все детки ходят в дошкольные детские учреждения, а в детских садах не везде учат грамоте и буквам. Поэтому очень часто перед родителями встаёт вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях.
Сразу возникает множество вопросов: с чего начать, какую методику выбрать, чтобы было быстро и эффективно. Способы учебе чтения по слогам настолько разнообразны, что многие мамы и папы просто теряются. Попробуем по порядку разобраться в этих вопросах.
Готов ли ребенок к обучению
Прежде чем начинать сам процесс, необходимо учесть психологическую и физическую готовность малыша к обучению. Есть несколько основных критериев, по которым вы сможете определить, в каком ключе начинать, чтобы обучение не отвернуло впоследствии вашего дошкольника от чтения на всю жизнь.
- Если ваш ребенок говорит свободно предложениями и логически связывает фразы, значит уже пора. Проверьте, а понимает ли сын или дочь прочитанное вами.
- Важным критерием является умение различать звуки. Логопеды называют это фонематическим слухом. Например, гриб — грипп, суп — зуб, рот — род. Понимает ли ребенок, что эти слова имеют разное значение?
- Большой проблемой на пути к обучению может стать задержка речи или неправильное произношение некоторых звуков: если ребенок неправильно произносит звуки, то требуется помощь учителя- логопеда. Не ждите, что проблема решиться сама собой. Ведите чадо к специалисту на занятия и исправно их посещайте, а также обязательно выполняйте задания, которые педагог даёт вам для самостоятельного закрепления учебного материала. Задержка речи, заикание – необходимо показать ребёнка врачу неврологу и психиатру. В любом случае, есть причина, и ее необходимо узнать.
- Следует обязательно научить малыша, где лево и право, верх и низ. Это поможет ему ориентироваться в тексте: с какой стороны начинать читать слово, где верхняя строчка, а где нижняя.
Когда начинать учить читать
Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.
- В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
- Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
- В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.
8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях
Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.
- Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
- Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
- Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
- Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
- Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
- Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
- Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
- Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.
Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.
Основные популярные методики
Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.
Кубики Зайцева
- В отличие от традиционных букварей, этот способ позволяет осваивать не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, отдельных букв, а также, употребление мягкого и твердого знака. Всего кубиков 52.
- В процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.
- В качестве приложения есть таблицы, на которых также есть слоги. Главное правило — нужно не читать, а пропевать.
- Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
- Минус такой методики, судя по отзывам, в том, что уже в школе у ребенка могут возникнуть трудности с разбором слова по составу, а также, некоторые дети впоследствии просто «глотают» окончания. Ну а плюс: детки довольно быстро и в игровой форме осваивают алфавит и чтение по слогам.
Обучение чтению по Монтессори
Весь процесс не совсем традиционен: сначала пишем, а потом учим букву, а затем и слог. Преимущество метода в том, что представлено все в виде игры. Сначала буквы заштриховываются и обводятся, а потом учится их произношение. Буквы вырезаются из шероховатой бумаги. Такую же букву можно начертить, например, на манке. Минус данной методики в том, что придется очень много приготавливать материала для обучения.
Динамические кубики Чаплыгина
В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.
Еще популярны «Складушки » и «Теремки» В. Воскобовича, а также Карточки Домана.
Заключение
Надеюсь, что, после прочтения статьи, вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, не будет вызывать у вас растерянности. И вы точно определите для себя, как организовать процесс обучения для вашего сына или дочки. Для того, чтобы вам был легче составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:
- Прежде чем начать обучение, убедитесь, что ребенок действительно готов к нему. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
- Несмотря на множество методик, прежде всего ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, то любой способ обучения принесет результат.
- Начинайте с малого, постепенно переходите к более трудному. Если начали обучение, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда можно выучиться читать. Даже если все идет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь ребенок и иногда просто хочет поиграть или побегать.
Удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Для успешной учебы в школе, ребенку нужно уметь читать. При быстром чтении лучше усваивается материал, который указан в учебниках. Научиться читать достаточно сложно, ведь этот процесс охватывает одновременную работу слуховых анализаторов, памяти и воображения. Идеально когда скорость чтения и скорость речи примерно одинаковые. Для того чтобы научить ребенка любого возраста быстро читать понадобятся следующие эффективные упражнения.
Работа над отрывком
Смысл этого упражнения заключается в том, что если ребенку под силу прочитать тридцать слов, то нужно прибавить еще 30. Таким образом, отрабатывать нужно 60 слов. Кусок текста нужно читать 3 раза. Первый раз он сделает это медленно и не совсем уверенно, но с каждым разом он должен преодолеть отрывок за 1 минуту. Ежедневные тренировки позволят прочитать текст за необходимое время.
Метод «Волна»
Если ваш ребенок за минуту читает 50 слов, то следующее упражнение ему подойдет. Для начала нужно предоставить текст для прочтения в обычном положении, затем перевернуть его перпендикулярно ребенка, потом на 180 градусов и вообще перевернуть вверх ногами. Начинать нужно по несколько предложений, постепенно увеличивая количество. Чтение текста вверх ногами позволяет определить реальную скорость.
Отработка слогов, звуков и слов
Если ребенок читает минимум 30 и максимум 60 слов, то при помощи этого упражнения можно научиться читать не по слогам, а по словам, а также лучше распознавать слоги и буквы. При чтении таблиц надо двигаться столбиками. Это нужно делать за полминуты и фиксировать результаты для наглядных результатов. За один раз в начале надо прочитать 1 таблицу, постепенно увеличивая количество до трех. За одно дыхание нужно читать пол столбика для выработки интонации. Составить таблицы можно самостоятельно по методике С. Г. Зотовой.
Пересказ
Читать и пересказывать нужно ежедневно. Можно помогать читать тексты, а ребенок должен их пересказывать. Начинать нужно с нескольких предложений, улавливать их смысл. Потом приступать к большим объемам. Пересказ не должен быть от третьего лица. Нужно рассказать о главном смысле, участниках и логически закончить.
Рассуждение на тему
Упражнение рекомендуется для третьего класса. Ребенку доносится определенная мысль, задается вопрос, а он должен начать рассуждение на эту тему. Задача родителей заключается в том, что составленные предложения ребенком должны быть логичными и последовательными, иметь общую связку, а количество предложений – минимум 12. Ребенку дается определенное время на обдумывание. Такие упражнение готовят детей к сдаче экзамена в будущем в устной форме.
Систематичность
Для получение хорошего результата нужно каждый день тренироваться вышеперечисленными способами. Благодаря специальным упражнениям память, внимание и логика ребенка развивается. Также нужно обязательно заниматься мелкой моторикой.
При плохом самочувствии или усталости нужно отказаться от тренировок. В таком случае никакого результата не получится, ведь силы ребенка будут направлены на выздоровление.
При наличии свободного времени у родителей нужно упражняться с ребенком дважды в день. Первый раз надо нарабатывать, а второй закреплять материал. При разовой тренировке в день закрепление пройденного переносится на следующий день. Время на утренние упражнения – полчаса, на вечерние – 15 минут.
В начальной школе учителя часто проводят технику чтения как критерий оценивания умений и успеваемости ребенка. Периодически дети должны читать текст на время. Вначале выбирается отрывок из знакомого произведения, а при последующих проверках дается незнакомый текст.
Техника чтения должна определить сколько слов ребенок читает в минуту и понимает ли он прочитанный текст. При этом также учитывается правильность произношения слов и окончаний, наличие ошибок и повторов.
Соотношение класса и необходимой скорости чтения:
- 1 класс – минимум 3 слов в минуту;
- 2 класс – более 50 слов в минуту;
- 3 класс – от 70 слов;
- в 4 – начале 5 класса – более 100 слов в минуту;
- в средней школе – от 120-150 слов в минуту.
Показатель, к которому нужно стремиться – 150-180 слов в минуту. Это при чтении незнакомого текста.
Обучать ребенка быстрому чтению нужно сразу же, как начинаете учить читать вообще. Когда ребенок уже знает все буквы и может читать по слогам, можно начинать выполнять упражнения на увеличение внимания, пополнение словарного запаса и улучшению дикции. Все это поможет освоить скорочтение в дальнейшем.
Сложнее вопрос, когда правильно начинать само обучение чтению. Лучше всего это делать, когда малыш уже умеет говорить, излагая свои мысли логично и в виде небольшого рассказа. Приблизительно это 4-5 лет.
Быстрота чтения влияет на общее развитие ребенка и успеваемость в школе. Для чего может понадобиться умение быстро читать:
- увеличение словарного запаса;
- развитие логического, пространственного мышления;
- скорость чтения непосредственно влияет на количество усваиваемой информации, при высокой скорости чтения воспринимается 80% текста, тогда как при низкой скорости всего 60% и меньше;
- навыки чтения позволяют лучше усваивать и другие школьные предметы.
Медленное чтение, в том числе и чтение по слогам, не только выступает препятствием в развитии каких-либо возможностей, но и общему успеванию и получению хороших оценок. Низкая скорость имеет и свои причины, устранение которых уже решит половину проблемы:
- Низкий уровень памяти. В детстве у ребенка память еще недостаточно хорошо развита. Когда малыш читает 4-5 слово, то он уже не помнит какое было первым. В результате он теряет мысль и не понимает, о чем говорится. Это не только влияет на усвоение материала, но и на интерес к процессу.
- Рассеянное внимание. Скорость мыслительных процессов высокая, и при медленном чтении малыш начинает думать о чем-то другом, кроме текста. Он отвлекается, ему становиться скучно и интерес к книгам и обучению пропадает.
- Низкий объем оперативного зрения. При чтении текста малыш видит только несколько букв (1-3), а не слово целиком.
- Возвратные движения глаз. При чтении ребенок начинает возвращаться глазами к уже прочитанному тексту и перечитывает слово заново.
- Слаборазвитый артикуляционный аппарат. В этом случае детям сложно выговаривать слова и из-за этого понижается скорость.
- Литература, выбранная не в соответствии с возрастом и запасом знаний ребенка.
С чего начинать обучение
Чтобы научить ребенка скорочтению, нужно:
При быстром чтении человек способен догадываться о следующих словах и продолжении мысли, что значительно повышает скорость. Для развития этого качества важны память, словарный запас, внимание, высокий уровень оперативного зрения, развитое мышление.
Именно их и нужно развивать, просто увеличение прочитываемого текста не поможет повысить показатели.
Как научить быстро читать ребенка дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста только начинает учиться и ему еще сложно дается этот процесс. Поэтому важно постоянно поддерживать его интерес к процессу и преподносить игры в виде игры и развлечения.
Три игры, которые помогут развить навыки, необходимые для скорочтения:
Методы и упражнения для обучения быстрому чтению детей в 6 и 7 лет
С детьми 6-7 лет можно использовать упражнения посложней. Но не забывайте поддерживать интерес, проводя занятия в виде игры и соревнований.
Кроме разных методик чтения, нужно использовать и различные упражнения:
- Улучшение артикуляции. Проговаривайте разные скороговорки, следя за правильностью выполнения. Можно устроить соревнование, и кто лучше справиться получит маленький приз.
- Развитие сообразительности. Возьмите лист и напишите пары слов, схожие по написанию и звучанию, но отличающиеся по смыслу и на одну букву, например, кот – пот, лес – вес, сон – тон и т.д. Попросите ребенка найти отличие и объяснить значение каждого слова.
- Развитие поля зрения. Возьмите таблицу, для начала ограничьтесь 5 столбцами и 5 строками. В каждую клетку впишите букву или слог. Попросите ребенка прочитать про себя их все, а потом по просьбе назвать их очередность, найти определенную букву или назвать соседнюю букву от заданной. Для увеличения сложности увеличивайте количество букв или используйте слоги.
Программа беглого чтения для детей старше 8 лет
Например, можно написать какое-нибудь длинное слово (алмазный, сельскохозяйственный и др.) и предложить из его букв составить 5 других слов. Постепенно можно усложнять задачу и увеличивая количество слов.
Но предварительно попробуйте составить их сами, чтобы не требовать от ребенка невозможного.
Другие упражнения, развивающие способности для беглого чтения:
- Развитие антиципации (предсказывание последующего слова, смысловая догадка). Нужно выписать предложения и в некоторых словах пропустить буквы, а потом попросить ребенка прочитать его, по ходу вставляя недостающие части. Со временем увеличивайте нагрузку убирая целые слоги из слов.
- Деформированные предложения. Нужно выписать предложения с нарушенным порядком слов. Например, вместо «Никита пошел в лес за грибами» пишите «Никита за грибами лес пошел в». Сделайте несколько разных карточек, а потом попросите ребенка составить предложения правильно.
- Сочинение вслух. Суть упражнения в том, что нужно дать малышу исходную фразу или вопрос и 5-10 минут на обдумывание. А потом он должен высказать свое отношение к проблеме или рассказать придуманную историю. Нужно следить за стройностью и логичностью повествования.
Кроме упражнений, есть еще и ряд методик чтения текста:
- «По вершкам». Нужно взять непрозрачную линейку и закрыть нижнюю часть текста. Ребенок должен прочитать текст только по верхней части букв. После того, как такое занятие не будет вызывать затруднений, закрывайте верхнюю часть текста.
- Перевертыш. Эта техника выполняется в три этапа. Сначала нужно просто читать текст, потом книга переворачивается на 90 градусов. Через несколько предложений поворачивайте книгу на 180 градусов и слова воспринимаются «вверх тормашками».
- Ролевое чтение. Чтение со сменой интонации позволяет лучше вникнуть в его суть и запомнить. Дети в этом случае концентрируются на написанном, а новые слова лучше запоминаются.
Как быстро научить ребенка читать по-английски
Три метода, соблюдение которых поможет научить своего малыша читать по-английски:
- Учите буквы. Прежде чем переходить к чтению, изучите алфавит. Его нужно знать очень хорошо и спокойно произносить отдельные буквы.
- Выбирайте слова короткие и с однозначным произношением. Чтобы не путать ребенка в самом начале и не «отбить» у него интерес к изучению, найдите список простых слов. В них должно соотноситься написание и прочтение, это позволит малышу сделать первые шаги в изучении.
Примером подходящих слов для начала являются: pot, spot, dog, box и т.д. Постепенно нужно переходить к чтению целиком более трудных слов. Обращайте внимание, чтобы малыш запоминал правильное произношение и не допускал ошибок. - Чтение с пониманием. После того как основные слова выучены и легко читаются, можно переходить к знакомству с короткими текстами. Просите ребенка, после прочтения, говорить о чем он прочитал.
Не требуйте идеального перевода, вам нужно добиться осмысленного чтения, а не просто механического воспроизведения. В идеале ребенок должен потом читать иностранный текст, понимая все по ходу. Как при изучении материала на родном языке. Это позволит ему непросто хорошо читать, но и овладеть английским.
При обучении ребенка, нужно постоянно поддерживать интерес к процессу и не переутомлять малыша.
Лучше сделать несколько занятий вдень, но коротких, чем одно, но длинное. Это может привести к развитию отторжения у ребенка к учебе и скуке в процессе.
Еще несколько важных моментов:
А главное, делайте занятия регулярными. Оптимально будет 3-4 урока в неделю в комплексе со школьными заданиями. Можете периодически заменять одни упражнения другими, делая занятия более разнообразными и интересными.
Дополнительная информация по обучению чтению есть в следующем видео.
Считается, что к шести годам дошкольник уже умеет читать. Но если он это делает так, будто только что научился понимать буквы и не прогрессирует далее, то нужно ему помочь. Это неудобно в первую очередь ему самому. Низкая скорость чтения приводит к тому, что он плохо понимает сам текст и то, о чем в нем говорится.
Существует ли методика?
Перед взрослыми встают серьезные вопросы: «Как научить детей читать быстрее, и есть ли какая-нибудь методика обучения?» Быстрее вовсе не означает высокую скорость, как у взрослого человека. Слишком высокий темп тоже не орошо — ухудшается понимание прочитанного. Оказывается, есть специальный термин — «оптимальное чтение». Это такой темп прочтения, который приближен к разговорному, то есть максимум 150 слов за одну минуту.
Определенные сложности
Чтобы иметь представление, как научить ребенка читать в 6 лет, нужно определить, есть ли у него перечисленные ниже сложности:
- Плохо развитые память и внимание — именно они являются своего рода ускорителями процесса чтения. Эти качества нужно обязательно развивать в детях.
- Запас слов у малыша невелик. Это означает, что незнакомые слова будут тормозить чтение.
- Неспособность охватить своим взглядом одно слово от начала до конца.
- Возврат к уже прочитанному. Когда малыш, действуя неосознанно, устремляет взгляд в начало слова, как будто читает его два раза.
- Неразвитый артикуляционный аппарат.
- Текст сложен для возрастной категории.
Не количество, а качество
Итак, как правильно научить ребенка читать, повышая и темп чтения, и качество понимания. Конечно, помогут упражнения. То есть регулярное их выполнение. Речь идет не о количестве времени, которое затрачивают ежедневно родители на занятия, а об их частоте. Можно занятиям уделять в день полчаса, тогда ребенок просто устанет от них. А можно проводить обучение минут 8-10, но трижды в день.
Делать все вместе
Есть одно замечательное и эффективное упражнение, благодаря которому вопрос о том, как научить детей читать быстрее, сам собой отпадет за ненадобностью. Это так называемое параллельное чтение. Взрослый вслух читает, а ребенок делает то же самое вслед за взрослым, помогая себе тем, что водит пальцем по строкам. Родитель экспериментирует с темпом: то наращивает его, то вновь замедляет. И конечно, интересуется, заметна ли была малышу смена скорости, и в какой момент она произошла.
Несколько упражнений
- Когда малыш не любит чтение, можно в позитивном ключе попытаться с ним освоить щадящий режим, то есть чтение одной или двух строчек, не более. После чего его нужно обязательно похвалить и дать передохнуть.
- Пусть он пробует читать в быту все небольшие фразы типа надписи под кадром, текст рекламы, названия на магазинах, игрушках. Можно использовать записки, например: «Надо убрать игрушки», «Почитай книжку», «Не забудь съесть яблоко». Или оставлять список того, что ему надо сделать.
- Очень полезна практика чтения на слух, которая развивает память и внимание. Это разучивание скороговорок, пословиц, коротких стишков. Можно придумать игры в слова и предложения.
Совет взрослым
Родителям важно не только знать, как научить детей читать быстрее, но и хвалить их за это. Работать с детьми нужно регулярно, тогда они будут скоро приятно удивлены. Удачи в обучении!