Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Правила и схемы закаливания детей школьного возраста. Школы закаливания

Знаете ли вы, что здоровье человека и, в частности, наших детей на 50-70% зависит от образа жизни? Конечно, генетика, экология и уровень медицины играют роль, но не более 15% каждый.

Еще 50 лет назад, когда ЗОЖ был чем-то рядовым, вопросы образа жизни не стояли так остро. Почему?

Дело в том, что здоровый образ жизни и закаливание, как его основа, состоят из нескольких слагаемых: чистый воздух, солнце, вода и деревенская жизнь. Довольно большая часть детей имела возможность жить на природе: развитость сельской жизни, крепкие семейные связи с родственниками в деревнях, лагеря и санатории, детские туристические кружки и т.д. Никому не приходило в голову напоминать летом открыть окно, сейчас же мы включаем кондиционер, современные дети общаются в соцсетях и никто не бегает во дворе босиком.

Мы не будем рассуждать об изменении нашей жизни, мы поговорим о том, как в современных условиях сделать детей более крепкими, здоровыми и радостными.

Итак, закаливание, что это, для чего это и так ли это страшно?

Закаливание - это постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Оно усиливает защитную реакцию организма к теплу и холоду, укрепляет нервную систему и усиливает обмен веществ.
Закаливание - это и есть образ жизни, оно должно быть тесно вплетено в наши будни. Это как ежедневная чистка зубов, которую можно пропустить один раз по уважительной причине.

Есть несколько основных принципов закаливания:

  • систематичность,
  • плавность,
  • постепенное наращивание раздражающего фактора,
  • позитивный настрой,
  • разнообразие,
  • индивидуальность.

Первым делом, поговорим о воде.

Именно с водой и обливаниями обычно и ассоциируется слово "закаливание". Дело в том, что у воды гораздо более высокая теплопроводность чем у воздуха, поэтому водные процедуры оказывают гораздо более ощутимый эффект на человека.

Закаливание водой можно начинать с первых дней жизни, если к этому нет противопоказаний. Новорожденных малышей можно начинать купать в воде при температуре 36-37 градусов, постепенно снижая ее.

В возрасте 1-2 х месяцев можно начинать обтирать ручки и ножки малыша шершавой рукавичкой, смоченной в холодной воде. Температуру воды так же нужно снижать постепенно, начиная с 33-32 градусов и доводя до 28-30. При растирании все остальное тело должно находиться в тепле, каждый участок после контакта с холодной водой насухо вытирается теплой и мягкой пеленочкой и растирается до легкого покраснения.

В возрасте полугода уже можно растирать все тельце: сначала ручки и ножки, потом грудку и спинку.

К году можно перейти к обливаниям. После теплой ванной можно выливать на малыша пару ковшиков прохладной воды. Начните с температуры 35 градусов и снижайтесь до 25.

Начиная с 10-11-месячного возраста утром и вечером лицо, шею и руки ребенка надо умывать прохладной водой (температура которой не ниже 18-20").

Так же хорошим началом закаливания в ванной может стать следующее мероприятие. Когда малыш заканчивает купаться, колючие холодную воду, пусть он помочит в ней ладошки и пяточки. Для начала достаточно нескольких секунд. Потом время контакта с холодной водой можно будет увеличить, а в последствии завершать ванную прохладным душем. Обязательно после ванной обернуть ребенка в большое полотенце, чтобы оно впитало остатки воды, согреть малыша и положить в кровать.

Есть несколько обязательных правил:

  • Ребенку должно нравиться закаливание и купание в целом. Если малыш беспокоится или плачет, попробуйте немного поэксперементировать с температурой воды, измените время купания, дайте ему яркие игрушки для купания.
  • Нельзя обливать больного ребенка. В это время все силы направлены на борьбу с вирусом и не стоит отвлекать иммунитет.
  • Нельзя «закалять» охлажденного ребенка. Сначала малыш должен прогреться, только на разогретое тело можно лить прохладную воду!

Стоит помнить и о принципе индивидуальности: всегда смотрите на своего малыша! Одни легко принимают обливание 28-градусной водой, кому-то нужна вода потеплее. У Пети процесс идет быстрее, у Маши медленнее, Ивановы купаются в холодной воде, а Сидоровы обливаются из ковшика после теплой ванной. Ищите вариант приемлемый для вашего ребенка. В конце концов, в индийской медицине, аюрведе, считается, что не всем подходит эта процедура.

Есть школы закаливания, пропагандирующие обливание ледяной водой и моржевание. Стоит помнить, что контрастные процедуры сильно влияют на организм, и в детском возрасте сложно оценить степень пользы или вреда для тела, зато с большей уверенностью ученые утверждают, что моржевание перегружает психику. Лучше подождать с этими процедурами лет до 16, когда организм полноценно сформируется.

А вот купание в открытых водоемах показано с малых лет. Выбирайте чистые водоемы с температурой воды от 20-22 градусов. Контролируйте продолжительность "заплывов" и не допускайте переохлаждений (купаемся-греемся-бегаем-купаемся). Соблюдайте правила безопасности на воде, не оставляйте ребенка одного, старайтесь, чтобы ребенок двигался в воде - можно поучить его плавать, особенно если вы на море или соленом озере! Ребенок, находясь в воде, обязательно должен иметь на голове панамку!

К закаливанию холодом можно отнести и хождение босиком по снегу, конечно, если у вас есть такая возможность, свой дом или дача. Желательно, чтобы под снегом была земля, а не асфальт. Наденьте ребенку спортивный костюм, теплые носочки и валенки (удобно снимающуюся и одевающуюся обувь), поиграйте в подвижные игры, пусть он хорошенько разогреется. Когда щечки порозовеют и в целом вы будете уверены, что ребенок разогрет, можно снять обувь и дать ребенку постоять босиком на снегу. Помним! Первый раз достаточно нескольких секунд! Потом ножки вытираем и быстренько обуваем. И снова играем-бегаем, чтобы согреться. Эта игра отлично подойдет для всей семьи.

Ну и последнее и очень важное мероприятие в этом разделе - баня. В былые время ребенок появлялся на свет именно в бане, новорожденных носили в баню, ну и конечно дети регулярно там парились и мылись. Горячий воздух прогревает тело и внутренние органы, способствует выведению шлаков и токсинов, делает кожу более эластичной, в бане погибают бактерии и микробы. Современная наука перечислит огромное количество позитивных качеств даже самой простой парилки. Конечно, чтобы вести ребенка в баню, вы должны быть уверены в ее гигиеничности. Хорошо, если это ваша баня: в доме или на даче.

Когда вы ведете ребенка в баню помните, что терморегуляция детского организма сформирована не окончательно, дети легко перегреваются и это приводит к нехорошим последствиям. Большинство детей, даже грудничкового возраста, хорошо переносят в меру нагретую баню, но родители не должны форсировать события, начинайте с нескольких минут, буквально 1-2. После парной необходимо облить ребенка прохладной (но не холодной водой), чтобы отвести от тела излишки тепла. Только тогда малыша можно запускать в парную повторно. Дети, регулярно посещающие баню имеют хорошее здоровье, отличное настроение и крепкий сон!

К сожалению, многие мамы представляют себе закаливание именно как обливание ледяной водой. Нет! Нет! Нет! - говорят они. - Мы не станем так мучать ребенка, он итак болеет каждый месяц!

Конечно, ослабленный организм нельзя закалять радикальными способами.

Можно начать с закаливания воздухом!

Об этом виде закаливания тоже много разговоров, и самый распространенный - "Закрой окно! Васеньку сейчас продует!".

На самом деле, первое закаливание воздухом ребенок получает сразу после рождения. Температура родильного зала обычно несколько ниже температуры тела мамы. Поэтому малыша обычно сразу укутывают в одеяло. И поэтому в роддомах так жарко в палатах.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров, устраивайте ему воздушные ванны с первого дня жизни. Поносите его на ручках голеньким между переодевания, пусть он радостно побарахтает своими маленькими ножками по воздуху, пусть тело подышит, а иммунитет поработает.

Температура в квартире, где появляется новорожденный малыш, должна быть около 23 градусов. И чем старше ребенок, тем прохладнее должно быть в комнате. И да, да,да, нужно часто проветривать! Четыре или пять раз в день. Если вы открываете форточку в комнате и закрываете дверь, т.е. , так называемого сквозняка, не наблюдается, разденьте малыша и пусть он минутку-две полежит в прохладной комнате. Деткам постарше можно бегать голышом по прохладной квартире до 60 минут. Вы помните, что начинать нужно с 1-2минуточек?

Польза открытого окна не только в свежем воздухе, которого так мало в наших хорошо отапливаемых квартирах. Через стекло не проникает ультрафиолет, а он крайне необходим всем нам, чтобы хорошо расти и правильно развиваться!

И, конечно, прогулки! И новорожденным, и трехлеткам, и бабушкам и даже папам очень полезно гулять! Если малыш родился в теплое время года, то первая прогулка может длится 15-20 минут, в холодное время года 7-10 минут. Постепенно наращивая время приучайте малыша спать на улице, это очень полезно. Деткам от года можно проводить на улице до 8 часов, хорошо совмещать такие обильные воздушные ванны с активными играми, зарядкой, купанием и, конечно, нужно побегать босиком!

Закаливание воздушными ваннами показано для малышей до года — при температуре 24 и выше, от года до 14 лет при температуре 18 и выше, взрослым можно принимать воздушные ванны от +12.

Еще один интересный факт: греческие мальчики не носили обуви до 18 лет! Ученые считают, что этим они предотвращали не только простуды, но и многие серьезные болезни. Во-первых, стопы - один из основных терморегуляторов (опять закаливание через тепло и холод), во-вторых, это отличный массаж биологически активных точек, а в-третьих -самая лучшая профилактика заболеваний стопы, таких как плоскостопие. Закаливание ног также снижает их потливость, - это еще один положительный момент закаливания.

Очень полезно ходить по росе, по крупным и мелким камням, по песку и просто по земле!

Ну и, пожалуй, самый приятный вид закаливания для нас, Сибиряков, этозакаливание Солнцем!

Теплое солнышко лечит все болезни: и кожные, и иммунные, и простудные и даже, доказано, швы после операций лучше заживают на солнышке. Правда, если раньше дети весь день могли бегать под солнцем голышом, то сейчас ученые обращают внимание на чрезмерную солнечную активность и, как следствие, высокие шансы перегреться и получить ожоги на нежной детской коже.

Самое лучшее время для солнечных ванн - утро, с 8 до 11 часов. Разденьте малыша до трусиков, не забудьте надеть кепку или панамку, и пусть бегает по двору. Хороша именно игра на улице, когда ребенок двигается и попадает то в тень, то снова на солнце. Если день теплый, то повторить солнечные процедуры можно и вечером, после 16-17 часов.

И даже если на улице зима, но солнечный день, оденьтесь потеплее и посидите на лавочке, подставляя солнышку красные щечки и веселые носики. Можно приоткрыть на несколько минут коляску, повернуть к солнышку малыша в слинге и поймать сколько-нибудь капель тепла и ультрафиолета.

Наверное, вы обратили внимание, что закаливание - не такое уж сложное дело, здесь нет никаких особых манипуляций, дорогостоящих приборов и вещей, здесь есть главное правило - систематичность. Если вы никогда не закаляли своего ребенка начните с воздушных и солнечных ванн, потом добавьте закаливание водой и не забудьте выпустить малыша побегать по земле босиком летом.

Солнце, воздух и вода - самые лучшие иммуномодуляторы, они бесплатны и их не рекламируют, и нужно всего лишь побороть свою лень... чтобы стать здоровым!

Берегите себя! И пусть в этом году вам будет особенно тепло!


Вконтакте

Закаливание детей – это важная составляющая здорового образа жизни. Укрепляющие процедуры рекомендуется начинать делать еще с раннего детства, поэтому системы закаливания разрабатывают как в дошкольных, так и школьных учебных учреждениях. Ниже мы расскажем о том, какими методами необходимо закалять школьников и каких результатов можно достичь.

Задачи

При разработке комплекса укрепляющих процедур, руководящий этим процессом должен четко понимать цели и задачи, которые необходимо ставить. Прежде всего, закаливание позволяет укрепить здоровье детей и приучить их к здоровому образу жизни. В процессе упражнений дети младшего школьного возраста формируют особые навыки и умения, касательно закаливания, воспитываются физически и духовно.

Процедуры способствуют увеличению внутренних резервов ребенка, воспитанию силы воли и упорства. На занятиях дети учатся добиваться цели и самоорганизовываться. В процессе коллективного закаливания, школьники вырабатывают стойкий интерес и осмысленный подход к данному виду оздоровления.

Видео «Часто болеющие дети, закаливание детей»

Общая методика

Независимо от того, какие схемы выбирают тренера и воспитатели, существуют общие правила, которые необходимо строго выполнять. Прежде всего, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – возраст, вес, наличие сопутствующих заболеваний, образ жизни семьи. Без учета таких факторов закаливание может навредить ученику.

Следующее – это систематичность. Курс закаливания должен тщательно разрабатываться наперед и ему нужно следовать беспрекословно. Пропуски занятий, непредусмотренные изменения и послабление режима дают обратное действие. Пожалуй, самое главное в закаливании – последовательность. Неподготовленного ребенка ни в коем случае нельзя выводить босым на снег, обливать ведром ледяной воды и обтирать холодным мокрым полотенцем.

Именно в постепенности и заложен главный принцип закаливания в школе. Интенсивность воздействия раздражающих факторов необходимо увеличивать поэтапно. При этом ослаблять влияние не нужно. Послабление возможно только в одном случае, если дети плохо реагируют на процедуру. У них может отмечаться ухудшение сна и учебных показателей, раздражительность.

Кроме этого, важно помнить, что в закаливании детей большее значение имеет интенсивность, чем продолжительность занятий. Если интенсивность воздействия увеличивается (температура воды становится ниже), значит длительность сеанса должна сокращаться.

Примерная схема закаливания

Детей школьного возраста закаливают водой, воздушными и солнечными ваннами.

Мы рассмотрим схему закаливания, которую предложил Лаптев А. П., специалист спорта и гигиены физической культуры в своей работе «Закаливайтесь на здоровье».

Воздушные ванны необходимо принимать круглый год. В летнее время продолжительность занятия должна быть больше 30 минут, а в осенне-зимнее – от 10 до 40 минут. Предпочтительная температура воздуха – весной-летом +16-+22 °С, а осенью-зимой +14-+20 °С. Солнечные ванны проводятся только летом. В один сеанс можно пребывать на улице от 5 до 40 минут (зависит от погоды, активности детей и возраста).

Все остальные процедуры проводятся при температуре воздуха +18-+20 °С. Обтирание относится к круглогодичным процедурам. Для этого полотенце смачивается в воде температурой +14-+32° - зимой и +16-+32 °С - летом. Сеанс длится от 1 до 1,5 минуты. Начинать закаливание нужно с больших температур воды.

Обливание в душе также занимает по 1-1,5 минуте. Температура воды практически одинакова для зимы и лета - +16-+34 °С. Купание в открытом водоеме (бассейн, озеро, пруд) допускается только в теплый сезон. Температура воды не должна быть ниже +18°С. Время купания постепенно увеличивают с 3 до 15 минут. Прогулки на свежем воздухе можно проводить без ограничений в летний период и по 2-3,5 часов – зимой. Обеденный сон с доступом свежего воздуха разрешается по 1 часу в холодный период и без ограничений летом.

Видео «Как укрепить иммунитет дома»

В этом ролике полезные советы от мамы и настоящего специалиста в области укрепления иммунитета детей разных возрастов.

Всем привет! Недавно видела своего бывшего одноклассника. Разговорились. Конечно, главной темой стали детишки! Точнее, их частые простуды в зимний сезон. И одноклассник рассказал мне, как дедушка укреплял его иммунитет в школьном возрасте. Выпускал внуков на снег босиком!

Самое удивительное, что тогда и не болел никто. После этого разговора меня заинтересовали правила закаливания для школьников. Неужели прямо так, можно на снег? И вот что я узнала.

Конечно, многие родители ждут только один ответ, закаляться - чтобы меньше болеть! Да. Но не только.

  • Укрепление иммунитета. Ведь будет крепким иммунитет, тогда и болезней будет меньше. И не только простудных, но и всех остальных бяк со здоровьем!
  • Приучение с малолетства к закаливанию.
  • Создаёт понимание, что такое здоровый образ жизни.
  • Развивает волю.

А теперь интересно, раз закалка решает столько вопросов, как это происходит? Что лежит в основе?

Как действует закаливание?

Немного физиологии, мои дорогие. Ведь укрепление иммунной системы - процесс весьма сложный. Надо понять, как он работает. Смотрите, главная составляющая закаливания, это воздействие температуры. Причём низкой. Я не говорю, что надо раздевать ребёнка и везти на север! Действие холода должно быть кратковременным.

Так вот, от холодных температур происходит сужение сосудов. Кровь отливает к внутренним органам. Знаете, зачем? Да, чтобы эти органы не замёрзли. А когда влияние холода прекращается, кровь поступает обратно к коже. В нужном объёме.

Вот так тренировка! Посредством таких манипуляций организм привыкает к низким температурам. Следовательно, становится более устойчив! Но, нельзя, чтобы такое влияние было резким. Тут тоже надо соблюдать некоторые правила. Важна постепенность. Переход от одного вида к другому.

Виды

Конечно, для школьников все виды должны сочетаться. Но, всегда начинается процесс с самого простого. Только, когда ребёнок привыкнет к одной процедуре, можно переходить к другой.

  1. Ванны воздушные. Устраиваются и зимой, и летом. Причём в теплое время года этот процесс длится бесконечно долго. Здорово, если во дворе будет бассейн и песочница. И, мой совет, если ребёнок перепачкался, не бегите стремглав в душ! Пусть нагуляется вволю, обмоете позднее. Главное, чтобы руки грязные в рот не тянул, остальное поправимо. Зимой прогулки длятся до 3,5 часов. А если погода плохая, не забудьте просто проветрить жильё. Свежий воздух, это здорово!
  2. Ванны солнечные, только летом. В комбинации с воздушными! С утра до 11:00, а вечером после 16:00.
  3. Обтирание. Переходим к более активным действиям! Оботрите ребёнка мокрой губкой. Сначала шею, потом руки, поясницу, спинку, ножки. Движения направлены к сердцу. При этом вода должна быть первый раз 32 градуса. Последующие сеансы снижайте температуру на градус. После этого сухим махровым полотенцем проведите растирание до красна.
  4. Обливание. А это уже кардинальные меры. Только не надо резко ушак ледяной воды плескать! Снижайте градусы постепенно.

А теперь познакомимся с общими схемами.

Общие принципы и схемы закаливания

Если обратили внимание, я упомянула несколько раз о постепенном снижении температур. Зачем? Да, чтобы организм привыкал постепенно! Ни один нетренированный человек не пробежит быстро заданную дистанцию. Только после ежедневных тренировок навыки будут наращиваться и скорость тоже.

Так и с закаливанием. Поэтому, я выделила несколько правил:

  1. Снижение температур на 1 градус каждый день. До каких пределов можно дойти? Для дошкольников с +35 до +20 градусов, для детей младшего школьного возраста с +32 до +20. У старших школьников нижняя температурная граница опускается до +15 градусов.
  2. Действие должно быть систематическим, каждый день. Прерываний не допускается. Только на случай болезни. Если так случилось, то процедуру начинаем заново. Да, это труд. А вы как думали?
  3. Водные мероприятия проводите с утра. Это поможет взбодрить. А вечером нужно спокойствие!
  4. При снижении температурных границ, время уменьшается! Ведь важно не время воздействия холода, а интенсивность!
  5. Закаливание начинайте поздней весной. А лучше летом! И проводите весь год.

И только, когда ребёнок привыкнет к таким мероприятиям, можно и по снегу босиком! Но это уже для более старших школьников. И только после консультации с врачом. Вообще, все такие процедуры лучше обсудить с педиатром. Ведь нужно учитывать особенности ребёнка, иммунитет. А от вас останется лишь чёткое соблюдение схем.

Кто же не хочет оставаться здоровым, закаленным, физически выносливым, жизнестойким долгие годы. Достигнуть этого можно с помощью простых, доступных всем тренировок.

Организм человека - совершенная конструкция. Правильное отношение к нему позволяет успешно противостоять простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам. Внутренние ресурсы организма поистине неисчерпаемы. Об этом свидетельствует множество поразительных и даже неправдоподобных на первый взгляд примеров выносливости, стойкости, закаленности людей, способных преодолевать различные экстремальные ситуации, губительные для нетренированных и слабых.

Восстановлению и укреплению защитных сил организма, выработке устойчивости к воздействию высоких и низких температур, физических и нервных перегрузок, различных инфекций помогает система комплексных закаливающих тренировок. Принцип воздействия очень прост. Это процедуры, помогающие компенсировать те издержки цивилизации и научно-технического прогресса, которые изменили человека, сделали его малоподвижным и нервным, возлагающим ответственность за состояние собственного здоровья на врачей, жаждущим заполучить чудодейственные лекарственные препараты.

А ведь пора четко уяснить: не существует универсальных лекарств от простуды, сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний, как и от физических и нервных перегрузок.

Универсальное средство одно - собственные защитные силы организма, возможности, заложенные в него самой природой.

Комплекс разнообразных закаливающих тренировок - своего рода пусковой механизм мобилизации защитных сил организма.

Грамотно, регулярно и последовательно выполняя комплекс закаливающих тренировок, можно сохранить здоровье и творческую активность на долгие годы. Ведь, как правило, болеют люди, не умеющие и не желающие укреплять собственное здоровье целенаправленными тренировками, физкультурой и закаливанием.

Дорогой ценой платит за это каждый больной и все наше общество. Ежегодно по бюллетеням выплачивается огромная сумма - 7-8 млрд. рублей; на каждого труженика потеря трудоспособности по болезни ежегодно составляет в среднем 10-12 дней.

Поэтому важнейшей задачей общества является оздоровление населения средствами массовой физкультуры и комплексного закаливания. Физкультурно-оздоровительные тренировки, закаливающие организм человека, должны стать столь же незаменимой составной частью его личной гигиены, как обязательное ежедневное умывание, чистка зубов, утренний туалет.

Без сомнений, внедрению в повседневный быт каждого человека оздоровительной грамоты должны помочь общедоступные методические пособия, образно говоря, "азбуки" и "буквари" здоровья.

Не все могут заниматься в группах и секциях здоровья, общей физической подготовки, закаливания, зато абсолютно всем доступны самостоятельные тренировки в домашних условиях.

С помощью простых оздоровительных тренировок можно за сравнительно короткий срок (3-5 месяцев) практически так закалить и укрепить свой организм, чтобы полностью избавиться от подверженности простудным заболеваниям. Методично и последовательно продолжая работать над собой постоянно, можно противостоять любому недугу.

Именно с этой целью и создаются заочные семейные школы здоровья. Ведь здоровая семья - это залог благополучия, активного труда, хорошего настроения каждого гражданина, его личного счастья.

Книгу К.М. Приходченко "Школа закаливания на дому" можно с уверенностью назвать семейной "азбукой здоровья". Она стала популярным пособием по домашнему оздоровлению.

Успех книги К.М. Приходченко определили четкость и образность изложения методических рекомендаций с учетом той апробированной программы оздоровления, которая долгие годы помогает восстанавливать здоровье всем, кто занимается по программе школы закаливания Минского областного совета ДФСО профсоюзов.

Опыт этой массовой оздоровительной организации был изучен, обобщен и рекомендован к внедрению в практику работы широкой сети школ здоровья в стране.

Практика работы Минской школы закаливания свидетельствует, что с помощью комплексного применения разнообразных физических нагрузок и закаливающих природных факторов можно за один год снизить заболеваемость в 4-5, а за два - в 10 раз. Опыт работы Минской школы закаливания сыграл важную роль в организации физкультурно-оздоровительных услуг населению через так называемые ФОКи.

Сам Константин Михайлович стал укреплять организм закаливанием еще в годы Великой Отечественной войны, когда служил военным топографом.

Демобилизовавшись из армии в звании майора, кавалер многих боевых наград К.М. Приходченко стал работать инженером-геодезистом и остался верен своему увлечению закаливанием. Он становится одним из создателей первой в стране официально зарегистрированной Минской городской секции закаливания, а затем Республиканской федерации закаливания. Был первым директором вновь созданной Минской школы закаливания.

В дальнейшем Константин Михайлович переходит на тренерско-преподавательскую работу, участвует в разработке научно-методических рекомендаций по закаливанию.

К.М. Приходченко - действующий тренер, работающий по принципу: "Делай, как я!".

При этом он активно пропагандирует оздоровление, участвуя в создании таких популярных изданий, как "Учись быть здоровым" (выдержало два издания, готовится третье), "Закаливание холодом" (выпущено два издания, в 1989 г. выходит третье), в разработке всей широкой и разносторонней оздоровительной программы школы закаливания, выступая в роли руководителя туристских походов, лыжных вылазок, организатора соревнований.

Первым в республике К.М. Приходченко удостоен звания заслуженного тренера Белоруссии за массовую подготовку физкультурников.

Представленная вам книга, уважаемые читатели, может стать надежным и эффективным пособием в вашей семейной школе здоровья. Разумеется, результат не замедлит сказаться, если вы настроитесь на серьезное, последовательное и методическое усвоение простых, доступных авторских рекомендаций и сделаете здоровый образ жизни своей семьи надежным союзником.

А это не замедлит сказаться на вашем самочувствии, трудовой отдаче, благополучии.

Р. Г. Жбанков, заместитель председателя Всесоюзного совета по физическому воспитанию населения, председатель Всесоюзной федерации массовой"физкультуры и активного отдыха, профессор

Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
Амосов Н. М. ("Раздумья о здоровье").

Великий физиолог И.И. Мечников утверждал: "Смерть раньше 150 лет - насильственная смерть". К сожалению, большинство людей покорно отдается во власть выработанных привычек и пристрастий, в том числе вредных, неминуемо ведущих к преждевременному старению и смерти. Это прежде всего: пьянство, курение, переедание, лень (а вместе с ней и гиподинамия). По этому поводу И.П. Павлов писал: "Мы сокращаем жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением к своему организму".

Только здоровый режим, исключающий вредные привычки, только ежедневная зарядка, систематические тренировки не реже трех раз в неделю в режиме достаточно высоких нагрузок (до пота) помогут вернуть здоровье почти с любого уровня упадка.

Эффективной формой поддержания надежного уровня здоровья является всестороннее комплексное закаливание организма, включающее систематические тренировки физическими упражнениями и обязательное закаливание природными факторами (воздухом, солнцем, водой).

Комплексное закаливание - это хорошо продуманная, научно-обоснованная и апробированная на практике физкультурно-оздоровительная система, направленная на укрепление и закаливание организма, совершенствование его защитных сил в целях достижения способности противостоять вредным воздействиям окружающей среды, т.е, выработки устойчивости к простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам. Закаляя организм и укрепляя общее состояние здоровья, эта система обеспечивает также высокую работоспособность и психическую уравновешенность.

Так, в школе закаливания Минского областного совета ДФСО профсоюзов у тех, кто регулярно занимается комплексным закаливанием, за полгода заболеваемость снижается в среднем в 6 раз, улучшается самочувствие, повышается работоспособность. Среди любителей закаливания нет пристрастных к алкоголю. Активный режим движения и закаливания многим помог бросить курение.
Комплексное закаливание помогает обрести физическое и духовное здоровье, оптимизм и творческую активность.

Но обязательно следует, приступая к занятиям в "домашней школе закаливания", овладеть грамотой здоровья. В предлагаемой нами книге изложены основные положения "курса здоровья" - практических тренировок, которые нужно проводить систематически, настойчиво и последовательно, преодолевая возможные помехи, но более всего собственную инертность, нежелание обременять себя физическими нагрузками. Помните: борьба за здоровье требует усилия воли, самомобилизации и самоограничений, которых ничем другим не заменить.

Тому, кто пожелает заняться комплексным закаливанием всерьез, непременно придется изыскивать время для регулярных занятий. А для этого потребуется пересмотреть свой распорядок дня и рационально его перестроить.

Школы закаливания работают при спортивных сооружениях, плавательных бассейнах, парках отдыха, домоуправлениях; организуют физкультурно-оздоровительную работу, укрепляющую здоровье, направленную на сохранение творческого долголетия и работоспособности людей.

Основа работы - комплексная общефизическая подготовка, включающая в себя физические упражнения, ходьбу, бег, подвижные игры, плавание, закаливание. Занятия дополняются туризмом, лыжной подготовкой.

Все поступающие в школу представляют две медицинские справки — краткую выписку из амбулаторной карты, а женщины и справку от . На каждого зачисленного в школу заполняется врачебно-контрольная карта физкультурника. Одновременно определяются антропометрические данные: масса тела, пульс, артериальное давление, спирометрия, динамометрия ручная н становая, гибкость позвоночника; проводятся функциональные пробы. Распределение по учебным группам производится с учётом возраста, пола, здоровья, физической подготовленности.

Занятия проводятся круглый год, в любую погоду, только на воздухе и в открытом плавательном бассейне или естественном водоёме. Школы закаливания общедоступны, все желающие могут в них заниматься: как люди с различными отклонениями в здоровье, так и здоровые, сильные, вчерашние спортсмены, которым школы помогают поддерживать себя в форме. Ни полнота, ни худоба, ни нарушение осанки, ни возраст не являются препятствием для занятий. На каждом занятии тренер контролирует пульс занимающихся до занятия, в пик нагрузки и в конце занятия. Эти данные позволяют ему постоянно следить за состоянием их здоровья. Систематические занятия в школах возвращают людям радость бега, плавания, лыжных и пеших походов, общения в движении, совместной борьбе за здоровье, дают ощущение полноценного здорового отдыха.

В школах предусмотрена работа отделений закаливания, зимнего плавания. оздоровительного бега, подготовки общественных тренеров. Набор проводится раз в год с середины августа по 1-е октября. Предприятия могут частично или полностью оплачивать стоимость абонемента. Основная масса занимающихся - люди от 25 до 50 лет.

Каждое занятие состоит из 2 последовательно проводимых уроков на суше и на воде по 45 минут каждый. Общефизическая подготовка на суше: подготовительная часть (10 мин). Цель - организация внимания занимающихся и подготовка костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем к восприятию физических нагрузок. После снятия показаний пульса, выяснения преподавателем самочувствия занимающихся (5 мин) в разминку (5 мин) включаются дыхательные упражнения, упражнения для разных групп мышц, выполняемые на месте и в движении: непродолжительный бег и танцевальные шаги. Основная часть урока (25 мин) направлена на повышение физической подготовленности: укрепление и совершенствование мышечной системы, двигательных навыков, улучшение координации движений, развитие гиб кости, свободного, непринуждённого дыхания. Упражнения подбираются с постепенным увеличением нагрузки. Для избирательного воздействия практикуются упражнения повышенной трудности. Пружинящие, маховые и круговые движения выполняются по большим дугам и амплитудам. Широко используются упражнения парные, групповые, цепочкой, хороводом, в движении, танцевальные шаги; шуточные соревнования сменяются бегом, силовыми упражнениями, подвижными играми и эстафетами. При этом особое внимание обращается на полное, глубокое дыхание. Максимальные нагрузки даются во второй половине урока. Контрольная проба пульса, взятая в это время, не должна превышать по отношению к пульсу в состоянии покоя для молодёжи -200 %, для среднего возраста -180 %, для пожилых и имеющих отклонения в области сердечно-сосудистой деятельности - 150-170 %. Заключительная часть (5 мин) должна содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов и сопровождаться снижением нагрузки в целях снятия утомления. Применяются наиболее простые упражнения для рук, ног, туловища, дыхательные, на координацию движений, внимание, расслабление.

Урок плавания: подготовительная часть (10 мин). Служит для подготовки к занятиям на воде. Включает тёплый душ (с мытьём мочалкой и мылом), прохладный душ. переход к водоёму. Перед погружением в воду выполняются несколько упражнений на координацию движений, имитация работы рук и ног при плавании различными способами. Основная часть (25 мин). Наряду с повышением физической подготовленности предполагает закаливание организма и обучение плаванию приёмам спасания утопающих. Для усиления закаливающего воздействия практикуются выход из воды для приёма воздушных, солнечных ванн, хождение по росе, снегу, обтирание тела снегом, а затем снова купание в тёплой воде. Сочетание тепла, холода, плавных движений успокаивает, закаливает организм, способствует профилактике и лечению заболеваний. В течение занятий осуществляется строгая индивидуальная дозировка холодового воздействия. Широко практикуются игры на воде. При занятиях с старшими лицами и имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы практикуется свободное плавание с ограничением нагрузок. В заключительной части (10 мин) выполняются упражнения на расслабление, тонизирующий самомассаж, принимается контрастный душ.

Приведённая структура уроков на суше н на воде сохраняется круглый год. Однако содержание частей урока по общефизической подготовке, подбор упражнений, их дозировка и интенсивность должны соответствовать уровню физической подготовленности занимающихся и климатическим условиям. В начале занятий применяются простые упражнения обучающего характера с постепенным увеличением нагрузки и интенсивности в течение двух трёх месяцев. В основную часть включаются парные, групповые упражнения, упражнения с рези новыми лентами, разновидности ходьбы и бега слабой и средней интенсивности на дистанцию от 500-800 м до 2 км. Контрольные упражнения этого периода кросс но нормативу и 12 минутный бег (по Куперу).

В зимний период все упражнения выполняются в движении. Основное внимание уделяется бегу и лыжной подготовке.

В весенний период общая физическая нагрузка для всех групп в основной части занятия несколько снижается. Включается больше упражнений общего воздействия. Широко практикуются упражнения на скамейках, с гимнастическими палками, гантелями, набивными мячами, разные виды ходьбы и бега слабой и средней интенсивности. Осуществляется подготовка, сдача норматива по кроссу.

В летний период и первый месяц осени в основную часть включаются подвижные игры — волейбол, баскетбол, а также подготовка, сдача нормативов по лёгкой атлетике. Дополнительно в школе предусмотрены пешие и лыжные походы, соревнования и спортивные праздники.

Наблюдения за здоровьем занимающихся подтверждают, что у большинства лиц, страдающих гипертонией, артериальное давление нормализуется. При этом повышенное артериальное давление снижается на 20 мм рт. ст., а пониженное - повышается. У отдельных занимающихся, особенно у пожилых, давление снижается на 30 мм рт. ст. Одновременно отмечается уменьшение пульса на 3-6 уд/мин. За 4-6 месяцев занятий у большинства занимающихся масса уменьшается на 3-5 кг, у некоторых - на 10 кг. У лиц с астенической конституцией его масса возрастает на 3-4 кг. Показателями повышения тонуса можно считать улучшение данных динамометрии обеих кистей иа 5-10 кг. Улучшается также дыхательная функция лёгких, показатели спирометрии возрастают на 250-400 см3. У всех занимающихся увеличивается гибкость позвоночника, подвижность суставов, резко возрастает выносливость, улучшается общее самочувствие и осанка. Занятия в школе закаливания позволяют приобрести и совершенствовать навыки, необходимые для самостоятельных занятий закаливанием и физкультурой и для передачи знаний в семье и трудовом коллективе.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!