Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Поселок городского типа нефтяные камни. Город в открытом море

Среди огромного количества удивительных мест нашего Земного шара достойное место для внимания современных людей, занимает морской город Нефтяные Камни. Это посёлок городского типа, который располагается в Азербайджанской части Каспийского моря, всего в сорока двух километрах от Апшеронского полуострова. Устроен такой городок на металлических эстакадах, которые были возведены в 1949 году, благодаря тому, что тут началась добыча «чёрного золота» с морского дна, вокруг Чёрных камней – это уникальные каменные банки, которые чуть-чуть выступают из-за поверхности воды. Ещё задолго до того, как в данной местности была открыта нефть, учёные стали замечать, что в Каспийском море есть скалы, покрытые нефтяной плёнкой. Их изучение стартовало в 1859 году.

Нефтяные камни город в море окружают каменные рифы, между которыми есть надводные, а также подводные камни. Также недалеко от этого места располагаются Южная и Северная гавань, они были созданы с помощью затопленных суден. Также здесь имеются буровые вышки, которые между собой эстакадами, именно на них присутствует поселок рабочих нефтепромыслов. Данный населённый пункт считается самым восточным в Азербайджане.

По большому счёту, Нефтяные Камни – это уникальное место, которое считается одним из самых выдающихся событий во время развития нефтяного дела страны, где располагается данный посёлок. К тому же, этот город является одним единственным во всём мире, так как находится и сооружен на сваях. За небольшой промежуток времени, в открытом море, всего в ста километрах от берега были сооружены достаточно масштабные морские промыслы, которые оснастили лучше, по тем стандартам, техникой. К тому же Нефтяные Камни считают столицей Каспийского шельфа.

История возникновения города… Главным инициатором, который предложил добывать нефть с морского дня является В.К. Згленицки – горный инженер. В 1896 году он решил обратиться в горный департамент Баку с просьбой, позволить ему пробурить скважину в Биби-Эйбатской бухте. К такой просьбе инженер приложил проект, в соответствии с которым предполагалось возведение сооружения, которое являлось водонепроницаемым помостом, вы сотой до четырёх метров над уровнем моря, с наличием специального пуска для добывания нефти. Также исходя из проекта, предусматривалось наличие специальной баржи, которая бы отличалась грузоподъёмностью до двухсот тысяч тонн, с помощью которой можно было бы с лёгкостью доставить нефть на берег. Но правительство отклонило просьбу, но признало, что дно моря является нефтеносным.

Самые первые работы, благодаря которым происходило изучение геологической структуры акватории Нефтяных камней, происходили в 1946 году с помощью экспедиции, направленной от Академии Наук страны. В результате, учёным удалось обнаружить немалые запасы нефти.

В 1948 году, четырнадцатого ноября на небольшую группу островков было высажено несколько геологов, нефтяников и монтажников. Именно они осуществляли первые производственные объекты, располагаемые на сваях. Затем тут были построены первые буровые установок, а также домик для бригады.

И, после того, как была монтирована первая буровая установка, начались, достаточно мощные геологические исследования района Нефтяных Камней. Что касается возведения самого посёлка, всё началось в 19585 году. В то время соорудили две большие электростанции, с мощностью в 250 киловатт, очистные установки, нефтесборные пункты, больница, шестнадцать двухэтажных домов, баня, а также многие другие объекты. Самое удивительное, что к шестидесятому году, тут уже начал свою работу Бакинский техникум нефтяников. А с 1966 по 1975 года возвели лимонадный цех, хлеб завод, два общежития с пятью этажами, а также жилой комплекс в девять этажей. Со временем в этой местности разбили живой парк.

Современный город Нефтяные Камни очень развит. Он состоит из более двухсот нефтяных платформ, а протяжность переулков, улиц данной местности достигает трёхсот пятидесяти километров. За прошлые годы, тут добыли больше ста шестидесяти миллиона тонна нефти, а также около тринадцати миллиардов метров кубических нефтяного газа. Сегодня здесь действует около четырёхсот скважин.

Посёлок городского типа Нефтяные Камниазерб. Neft daslar?

UTC+4

Нефтяные Камни (азерб. Neft daslar?) - крайняя восточная сухопутная точка Азербайджанской Республики, посёлок городского типа в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Находится в административно-территориальном делении Пираллахинского района города Баку. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

Нефтяные Камни числится в списке Книги рекордов Гиннеса, как старейшая морская нефтяная платформа.

Из истории

Памятник нефтяникам на Нефтяных Камнях

Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела СССP. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 50 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепровода диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

Этимология

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение - ещё задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море чёрные, покрытые плёнкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камней начали изучать уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: выдающегося исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых-геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик-Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, М. Ф. Мир-Бабаева и многих других.

Добыча нефти

Буровые вышки Нефтяных Камней

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который ещё 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи.

Почтовая марка СССР 1971 года, посвящённая Нефтяным Камням

В случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из 1-й в мире скважины № 71, построенной в 1924 году на деревянных сваях. Позже, в СССР в 1932-1933 годах, были построены ещё два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 ми длину 55 м.

Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 году объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.

Промышленная разработка Нефтяных Камней

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камнях начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».

Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили ещё 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камней. В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая должна была соединить искусственные металлические острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой уникальное явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90-х гг. фонд скважин составил 472, из них действующих - 421. Среднесуточный уровень добычи?1800-2000 т нефти, 50 % скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

Транспортировка нефти

Доки на Нефтяных Камнях

В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

Новая история

В настоящее время Нефтяные Камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд мпопутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.

На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.

Хрущев и Нефтяные Камни

В 1960 году первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев посетил Нефтяные Камни и оперативно решил две серьёзные проблемы месторождения:

    1) дал распоряжение доставлять вахты с берега на месторождение вертолетами; в тот период это были МИ-4, а позже МИ-8 (до этого людей, продукты, всевозможные товары доставляли с берега только морским путем; и 2) распорядился строить 5-9 этажные дома на насыпных основаниях (до его визита там строились 1-2 этажные дома на сваях). Таким образом, была решена важная проблема жилья для нефтяников-вахтовиков: в первое же время работы на Нефтяных Камнях нефтяники жили в каютах старых кораблей, затопленных около островков.

Новейшая история

В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 м, вес - 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 м. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С этой платформы планируется бурение 12 новых скважин при средней глубине 1800 м.

25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20-дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег.

Во второй половине 2000-х годов общежития для работников были капитально отремонтированы, был разбит парк, заменен мемориал жертвам трагедии 1956 года (когда во время сильнейшего шторма погибли более 20 человек), обновлен памятник первой нефтяной скважине, сооружен мемориал нефтяникам - жертвам Карабахского конфликта, установлены памятник геологу Ага-Курбану Алиеву, памятник Гейдару Алиеву и открыт его музей.

Футбольное поле на Нефтяных Камнях

В поселке работает пекарня, поликлиника, дом чая, столовая, станция очистки воды, установка по сжиганию отходов, имеется футбольная площадка. Работники проживают в общежитиях (мужских и женском) в комнатах по 1-2 человека.

До середины 2000-х годов на Нефтяных Камнях действовала мечеть со штатным муллой, но была закрыта в связи с ужесточением режима безопасности. По этой же причине были запрещены экскурсии на Нефтяные Камни.

Транспортное сообщение осуществляется паромными рейсами с морского вокзала в Баку, грузо-пассажирскими рейсами из терминала на Апшеронском полуострове и вертолетами с вертодрома на острове Пираллахи. На самих Нефтяных камнях действует несколько вертолетных площадок, одна из которых – основная с небольшим аэровокзалом.

Постоянных жителей на Нефтяных Камнях нет, около 2000 человек работают вахтовым методом по графику неделя/через неделю. Продлять срок вахты категорически запрещено, исключение составляет лишь период штормовой погоды, когда невозможно транспортное сообщение с материком. В этом случае вахта автоматически продлевается на неделю.

Все работники Нефтяных Камней получают зарплату выше, чем их коллеги, работающие на материке. Рабочая смена составляет в среднем 10-12 часов. Кроме нефтяников на Нефтяных Камнях работают строители, геологи и представители других смежных профессий.

Эксплуатацией Нефтяных Камней занимается компания «Азнефть», одно из подразделений ГНКАР.

В ноябре 2012 года Нефтяные Камни отметили свой 63-й день рождения.

Первая попытка высадки десанта на скалистую, в штормовую погоду полностью заливаемую волнами, пользующуюся среди местных рыбаков дурной славой группу островков была сделана 14 ноября 1948 года. К островкам приблизилось небольшое судно "Победа", на борту которого находились известный азербайджанский геолог Акиф Алиев и руководитель созданного в 1947 году объединения "Азнефтеразведка" Сабит Оруджев. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 квадратных метров. С этой рабочей площадки будущий Герой Социалистического Труда Михаил Каверочкин и пробурил первую нефтяную скважину, давшую 7 ноября 1949 года долгожданную нефть с глубины 942 метра: суточный дебит этой скважины составлял 100 тонн. И уже в феврале 1951 года первый танкер, заполненный на Нефтяных Камнях, встал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта Дюбенди. Еще через несколько месяцев на глубине 20-25 м началось планомерное строительство эстакад, буровых и технологических площадок. Поверхность главной площади, на которой разместились электростанция, насосно-компрессорный комплекс, вспомогательные цехи, а в начале 60-х годов и 5-9-этажные жилые дома для нефтяников, составила 70 тыс. квадратных метров. А общая длина эстакад, этих "улиц" выросшего в море города на сваях, превышает сегодня 200 км. В 1951 году большая группа покорителей Нефтяных Камней была удостоена Государственной премии СССР первой степени.

Недавно Нефтяным Камням исполнилось 57 лет. Это поселок городского типа, который входит в состав Азизбековского района Баку. Свое название он получил от так называемых "Черных скал" - каменной гряды, едва выступающей на поверхности моря, вокруг которой был возведен. "Камушки" (от азербайджанского "дашлар"), как ласково называют свой город нефтяники, расположены на металлической эстакаде, опирающейся на сваи, которые зацементированы в пробуренные на дне моря скважины. И разделяют этот нефтяной город от поверхности моря всего несколько метров.

Жизнь от суши

Сюда можно попасть двумя способами: вертолетом или на судне. Правда, смельчаки при желании могут отправиться туда и вплавь, однако при этом следует учесть, что расстояние между Баку и Нефтяными Камнями составляет 110 км. В этом уникальном городе, которому нет аналогов в мире, все пропахло нефтью и мазутом. Да, в нем есть жизнь. И на первый взгляд она не отличается от жизни на суше… Но здесь она другая, "завозная": раз в неделю сюда привозят питьевую воду, продукты, медикаменты, периодическую печать, одежду и… самих нефтяников. Завозят также готовые дома, почву и саженцы, чтобы обновлять парковое хозяйство, которое тоже здесь есть. Нефтяные Камни - это город со своей инфраструктурой, с морским вокзалом и вертолетной площадкой.

Люди работают в две смены: первая - от 8 часов утра до 2 часов дня, вторая - от 2 часов дня до 9 часов вечера - и так в течение 15 дней. Затем одна группа нефтяников заменяется другой. Но самое интересное начинается после основной работы, когда нефтяники собираются в местном Доме культуры или в скверике напротив общежития. Здесь всегда людно. Одни предпочитают настольные игры, другие играют в футбол на имеющемся поле или смотрят телевизор. Возможно, именно эта "коробка" и соединяет обитателей "Камней" с внешним миром.

Здесь, на Нефтяных Камнях, даже если попадаешь на его территорию благодаря удостоверению журналиста, очень многое остается за гранью понимания - создается ощущение некой засекреченности. "Свежеиспеченную" нефть обыватель здесь не увидит, с рабочими поговорить, скорее всего, тоже не удастся. Настоящая жизнь города на сваях, то, ради чего он существует уже 57 лет, всегда остается в тени.

Первое впечатление: холодно, зябко, сыро, скучно, серо. Нет прохожих и автомобилей. И трубы, трубы, трубы, которые окаймляют длинные, эстакадные асфальтированные дороги. Хоть и "Камушки" называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. Наверное, поэтому он кажется тихим, несмотря на то, что постоянно находишься в окружении различных звуков: морской гул, работают различные агрегаты, компрессорная и дизельная станции, хлебозавод, прачечная, водоочистительная станция и т.д. И если когда-нибудь Нефтяные Камни станут местом паломничества туристов, то лучшее время для организации турмаршрутов - вечернее: в это время суток "Камушки" преображаются. Город погружается в свет желтых фонарей, начинают работать фонтаны. Вряд ли где-нибудь еще в мире в открытом море можно встретить огромное сооружение на сваях, в котором по вечерам бьют фонтаны, причем не только водяные.

После "советской разрухи" многое приходится строить вновь. За последние три года сектор жилого массива значительно модернизирован. Построены гимнастические залы, Дом культуры обеспечен необходимым оборудованием и музыкальными инструментами. Высаживаются зеленые насаждения. И еще. В городе бывает немного страшно, особенно ночью, когда, находясь в гостиничном номере, за окном слышишь бушующее море, впрочем, и под ногами тоже. Приходит осознание, что при наличии военизированной охраны, прилагающейся к столь важному стратегическому объекту, как Нефтяные Камни, город все-таки не защищен… и не защищен он от стихии. За полвека существования на Нефтяных Камнях было построено 180 км железобетонных эстакад, но из-за частых штормовых ветров, а они на Каспии бушуют 200 дней в году, десятки километров гидротехнических сооружений были разрушены, лишь на участке в 50 км разрешено движение автотранспорта. И вправду, когда видишь Нефтяные Камни сверху, создается впечатление, что город стоит на груде ржавого металла. Образовалось множество отдельных оснований, нарушена сеть коммуникаций, выведены из строя нефтепроводы, кабели электропередач и связи, затруднена доставка грузов и людей. Вместе с тем здесь делается все для компенсирования потерь - многие части эстакад были модернизированы.

Для стабилизации нефти и газа постоянно бурятся новые скважины. Построены и пущены в эксплуатацию дополнительные эстакады. Многие из них были капитально отремонтированы. Отдельные основания обеспечены надежной телефонной связью, телевизорами, холодильниками и другими бытовыми приборами. Был сдан в эксплуатацию хозяйственно-бытовой комплекс с парком резервуаров для питьевой воды. Построен новый автотранспортный цех. Специалисты утверждают, что в последние годы значительно сократились темпы падения добычи. Но тревожная ночь, проведенная на Нефтяных Камнях, несмотря на все увещевания здешних обитателей, запомнится обывателю надолго.

Кстати, и криминал не обошел этот город стороной. Старики рассказывают, что в советские годы по улицам "Камушек" гулять было небезопасно. То было смутное время, когда работать в городе на сваях посылали в основном бывших заключенных, правда, предварительно обучив их плаванию. Безусловно, зэки были зачинщиками не одной драки на Нефтяных Камнях. Все как на "большой земле": имели место и мелкие кражи. Но со временем "Камушки" избавились от дурных привычек.

"Лицо" Нефтяных Камней

Сегодня Нефтяные Камни - это город с 4-тысячным населением. Вместе с нефтяниками здесь живут строители, энергетики, геофизики, работники общепита, медики, авиаторы, прачки, портные, сварщики, маляры и т.д. Но всех их объединяет одно - искренняя любовь к морю. Почти все рассказывают, что могли бы работать на суше, но здесь, на "Камушках", их окружает та особая аура, которую принято называть родиной. Они, можно сказать, сроднились с этой рукотворной железобетонной землей. За полвека существования добыто море нефти и пролито море пота. Здешние говорят: "На "Камушках" нет плохих работников, нет плохих специалистов".

Где еще можно побеседовать с портным, который ремонтирует одежду в море. Это, наверное, единственный человек в мире, который освоил азы портняжного искусства, являясь нефтяником. Он ремонтирует одежду работников "Камушек" около 20 лет. В день приходится обслуживать примерно 5-6 человек. Однако назвать свое имя этот человек не захотел. Здесь, на Нефтяных Камнях, все заключено в строгие рамки "совершенно секретно". Каждое слово взвешивается - привычка, выработанная жизнью на стратегическом объекте.

"На "Камушках" у меня несложная работа по сравнению с той, что приходится делать другим. Предлагали мне работать на суше, но я отказался. Привык все-таки. Да и брат у меня здесь, нефтяник. Ведь дело не только в деньгах. Дело в той особой обстановке, которая царит здесь", - говорит он.

Почти то же самое скажут нефтяник и маляр, врач и геофизик. Все эти люди понимают, что работа у них опасная, но нужная. Однако в городе на сваях о смерти говорить не принято. На Нефтяных Камнях существует негласное правило - о негативах здешней жизни не распространяться. Хотя известно, что почти каждый год на Нефтяных Камнях погибают люди. По степени опасности работу нефтяника можно сравнить разве что с деятельностью шахтеров и горняков. Широкой общественности известны лишь некоторые трагические случаи, имевшие место. А сколько их осталось "за кадром". И все это происходит при исполнении, даже в страшнейший ураган. В одном из парков на Нефтяных Камнях в честь погибших нефтяников установлено мемориальное сооружение, увенчанное Вечным огнем. В ночь на 21 ноября 1957 года во время урагана героически погиб 21 нефтяник - члены двух бригад - об этом трагическом случае на Нефтяных Камнях, видимо, умолчать не удалось. О других смертях предпочитают не говорить. Но изредка информация о несчастных случаях здесь все же просачивается в СМИ.

Но бывают и счастливые исходы. Так, в 1992 году чудом, с помощью вертолетов, удалось спасти 33 нефтяника, оказавшихся в открытом море. Бушевал шторм. Сила ветра достигала 41 м/c, высота волны - 9 метров. Буря вывела из строя систему коммуникаций и гидротехнические сооружения. В результате связь с некоторыми эстакадами была прервана. На этих участках и оказались люди, исполнявшие свой служебный долг. Ситуация осложнялась еще и тем, что нефте- и газокоммуникационные системы прорвало, начался пожар. Но люди, несмотря ни на что, возвращаются сюда и продолжают работать.

За прошедшие полвека на месторождении было добыто 173 млн. тонн нефти и 12,5 млрд. кубометров попутного нефтяного газа. В настоящее время эксплуатационный фонд состоит из порядка 500 скважин и остаточного сырья в недрах Нефтяных Камней. На месторождении "Грязевая сопка" осталось около 25 млн. тонн. 75% извлекаемой нефти добывается компрессорным способом. Каждая скважина дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки. Ежегодно на Нефтяных Камнях бурятся 5-6 новых скважин с начальным дебитом 15-16 тонн в сутки. В 1967 году было добыто рекордное количество нефти - 7,6 млн. тонн. Ежедневная добыча нефти составляла 20820 тонн.

Что есть на Нефтяных Камнях?

Эстакады и приэстакадные площадки, нефтесборочные пункты, водоочистительные сооружения, поселок с двух-, трех-, девяти-, шестнадцатиэтажными домами, здание управления, больница, аптека, дизельная электростанция, котельная, магазины, противопожарная насосная станция, парк товарных резервуаров, 300-местный клуб, водяные резервуары, столовая на 100 человек, общежитие, гостиница, лаборатория для исследовательских работ, хлебозавод, лимонадный цех, плавательный бассейн, газлифтная компрессорная станция, детский сад, девятиэтажное общежитие для женщин, библиотека с фондом 36 тыс. книг, склады, нефтепровод Нефтяные Камни - Дюбенди, подсобное хозяйство, вертолетная площадка, компрессорная станция, спортивно-оздоровительный комплекс "Умид".

Нефтяные Камни (азерб. Neft daşları) — посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней — каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни.

Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

Нефтяные Камни, или, как их еще называют сами нефтяники, «Камушки» — это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем - они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение — еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни».

Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения.

В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.

Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. .

Нефтяные Камни (азерб. Neft daşları) — посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней — каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни.

Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.


Нефтяные Камни — это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела в СССР и Азербайджане в частности. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус.

Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

Нефтяные Камни, или, как их еще называют сами нефтяники, «Камушки» — это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Человек, хоть раз увидевший документальные кадры кинохроники тех лет, навсегда запомнит эту процедуру приобщения к тайнам нефтедобычи — той первой нефтью ее добытчики обмазывали свои безумно счастливые лица, приобщаясь к сонму избранных и к истории одновременно.

Это живой монумент подвигу сотен моряков-нефтяников, беззаветно отдавших себя реализации глобальной цели реализации морского чуда. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем – они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.

Человеческий феномен «Камушков» нашел свой след не только в документальном кино. Это и «Песня мужества» Кара Караева — гимн в честь морских нефтяников, и прекрасный образ нефтяника, созданный Рашидом Бейбутовым (помните знаменитый рашидовский кадр — улыбка во весь кадр и его незабываемый бархатный голос, сравнивающий фонтанирующую нефть с шоколадом), и монументальные полотна Таира Салахова — да разве все перечислишь… И всех нас влекла на Камни не нефть — влекли люди, дружившие с Каспием и в шторм, и в штиль, влекла та особая атмосфера морского братства, без которой работа вот так, на пределе человеческих возможностей, просто невозможна.

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение — еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камней начали изучать уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: выдающегося исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых-геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик-Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, М. Мир-Бабаева и многих других.

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 г. нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас — Баил лиманы) из 1-ой в мире скважины № 71, построенной в 1924 г. на деревянных сваях. Позже, в СССР в 1932-1933 гг., были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».

Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камней. В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая должна была соединить искусственные металлические острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой уникальное явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90-х гг. фонд скважин составил 472, из них действующих — 421. Среднесуточный уровень добычи -1800-2000 т нефти, 50% скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд куб.м попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.

На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.


В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 м, вес — 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 м. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С этой платформы планируется бурение 12 новых скважин при средней глубине 1800 м.

25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20-дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег. В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.

Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. Наверное, поэтому он кажется тихим, несмотря на то, что постоянно находишься в окружении различных звуков: морской гул, работают различные агрегаты, компрессорная и дизельная станции, хлебозавод, прачечная, водоочистительная станция и т.д. И если когда-нибудь Нефтяные Камни станут местом паломничества туристов, то лучше было бы организовывать турмаршруты по вечерам – в это время суток «Камушки» преображаются. Город погружается в свет желтых фонарей, начинают работать фонтаны. Вряд ли где-нибудь еще в мире в открытом море можно будет встретить огромное сооружение на сваях, в котором по вечерам бьют фонтаны, и не только водяные.

Кстати, в 1999 году часть фильма про Джеймса Бонда «И целого мира мало» снималась именно здесь.

источники
http://neftegaz.ru
http://www.regionplus.az

Мы уже как то рассматривали , а вот тут много Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!