Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Порядок устройства детей оставшихся без попечения родителей. Семейные формы устройства детей

Разберите юридические ситуации, ответы аргументируйте ссылкой на законодательство.

1. 16-летний Дима И. остался сиротой, из родственников у него была только бабушка, проживавшая в деревне в 120 км от города. Ехать к бабушке Дима категорически отказался, объяснив это тем, что не хочет менять школу и друзей. Допустима ли такая ситуация?

2. Семья С. взяла под опеку осиротевшего 12-летнего племянника. Он очень привязался к своим опекунам и попросил его усыновить, чтобы, когда придет время получать паспорт, он смог изменить свою фамилию на фамилию опекунов. Возможно ли в данном случае усыновление?

3. 15-летняя девочка родила вне брака, ее мать отказалась забирать ребенка из роддома. Сама же девочка по достижении 18 лет готова забрать и воспитывать своего ребенка. Что в данном случае можно ей посоветовать?

4. Супруги К., не имеющие своих детей, решили усыновить девочку. Начав процедуру усыновления, прошли все необходимые проверки и обследования. Однако внезапно К. погиб в автокатастрофе. Продолжится ли процедура усыновления?

5. Супруги Г. работали вахтовым методом, а на время своего отсутствия просили за плату присмотреть за своими детьми 11 и 14 лет соседку. Об этом узнали органы опеки и попечительства. Какими должны быть их действия?

6. Супруги И. испытывали материальные трудности, лишившись постоянной работы. У них на иждивении было трое малолетних детей. Не найдя выхода из сложившихся обстоятельств, они решились передать на усыновление состоятельной, но бездетной супружеской паре самого младшего, 3-летнего ребенка. Расскажите о процедуре усыновления в данной ситуации. Какой орган выносит решение об усыновлении? Как оформляется согласие родителей на усыновление? 7. Гражданка С. была назначена опекуном 13-летней девочки. Когда девочке исполнилось 16 лет, у нее нашлась родственница, которая захотела ее взять в свою семью на воспитание. Возможна ли отмена попечительства при данной ситуации? Изменится ли положение в случае, если 16-летняя девочка вступит в брак? Как будет решаться вопрос в случае тяжелой болезни, смерти или переезда в другую местность опекуна или попечителя? Допускает ли закон отмену опеки или попечительства по просьбе самого ребенка и в каких случаях?



8. Супруги С. решили взять в свою семью на воспитание 6 детей из детского дома.

Возможна ли такая инициатива по закону? Каковы условия создания семейного детского дома? Какие требования предъявляет закон к приемным родителям? Могут ли организаторами семейного детского дома быть лица, не состоящие в юридическом браке между собой, либо одинокие? Предусматривается ли в законе предельная численность воспитанников? Возможна ли оплата обязанностей приемных родителей? Какими правами и обязанностями наделены по закону приемные родители и воспитанники по отношению друг к другу? Осуществляется ли контроль над исполнением обязанностей приемными родителями, и если да, то кем?

1. Дети-сироты - это дети, родители которых лишены родительских прав:

б) неверно.

2. В каких случаях допускается усыновление детей иностранными гражданами:

а) если усыновление гражданами РФ невозможно;

б) если условия жизни за границей больше соответствуют интересам ребенка;

в) если такое решение вынес суд.

3. Требуется ли согласие родителей ребенка на его усыновление:

а) требуется;

б) не требуется.

4. Сохраняются ли права родственников умершего родителя в отношении усыновленного ребенка:

в) если это в интересах ребенка.

5. Допускается ли отмена усыновления в отношении совершеннолетних детей:

а) допускается;

б) не допускается;

в) только по взаимному согласию.

6. Кто занимается выявлением детей, оставшихся без попечения родителей:

а) полиция;

7. В каком порядке решаются вопросы об усыновлении:

а) в судебном;

б) в административном.

8. Вправе ли родители отозвать свое согласие на усыновление ребенка:

а) вправе;

б) не вправе;

в) вправе до вступления в силу решения суда об усыновлении.

9. Приемные родители получают денежное вознаграждение за осуществление деятельности по воспитанию детей:

б) неверно.

10. Возможно ли изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка:

а) возможно;

б) невозможно.

11. Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет:

а) не допускается;

б) возможно только с его согласия;

в) возможно при согласии органа опеки и попечительства.

12. Учитывается ли судом мнение ребенка при отмене усыновления:

а) учитывается;

б) не учитывается.

13. Кто определяет форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

б) орган опеки и попечительства.

14. По истечении какого срока с момента поступления сведений в банк данных дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление:

а) 1 месяц;

б) 3 месяца;

в) 6 месяцев.

15. Требуется ли согласие родителей на усыновление, если они лишены родительских прав:

16. Могут ли быть опекунами лица, лишенные родительских прав:

б) не могут.

17. Приемная семья образуется на основе договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями:

б) неверно.

18. В течение какого срока орган опеки и попечительства должен отреагировать на заявление об отсутствии над ребенком попечения родителей:

а) 10 дней;

б) 1 месяц;

19. Какой орган уполномочен принять решение о передаче ребенка на усыновление:

б) орган опеки и попечительства;

в) правительство РФ.

20. Могут ли быть усыновителями лица, имеющие судимости:

б) не могут, если судимость за преступление против жизни и здоровья.

21. На какой срок возможно изменение даты рождения усыновленного ребенка:

а) не более 1 месяца;

б) не более 3 месяцев;

в) не более 6 месяцев.

22. Утрачивает ли ребенок, переданный на воспитание в приемную семью, права и обязанности по отношению к родителям:

23. Патронат - форма воспитания, при которой дети, лишившиеся родительского попечения, передаются на воспитание в семьи граждан по договору между лицом, желающим взять ребенка на воспитание, и уполномоченным государственным органом:

б) неверно.

24. В течение какого срока орган опеки и попечительства обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей:

а) 1 месяц;

в) 10 дней.

25. Возможно ли установление иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, кроме указанных в СК РФ:

а) возможно;

б) невозможно.

26. Является ли перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, содержащийся в СК РФ, исчерпывающим:

а) является;

б) не является.

27. Допускается ли деятельность других органов, кроме органов опеки и попечительства, по выявлению и устройству детей оставшихся без попечения родителей:

а) допускается;

б) не допускается.

28. На кого возлагаются обязанности опекуна (попечителя) ребенка, оставшегося без попечения родителей, до определения формы его устройства:

а) на родственников;

б) на орган опеки и попечительства.

29. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается:

б) неверно;

в) допускается, если это в интересах детей.

30. Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

б) неверно.

31. Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей:

б) неверно.

32. Требуется ли согласие органа опеки и попечительства на усыновление ребенка:

а) требуется;

б) не требуется;

в) требуется в случаях, прямо указанных в законе.

33. Для установления усыновления требуется заключение органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка:

б) неверно.

34. С какого момента возникают права и обязанности усыновителя и усыновленного:

а) с момента вынесения решения суда;

б) с момента вступления решения суда в законную силу;

в) с момента внесения соответствующей записи в книге органа ЗАГС.

35. Допускается ли посредническая деятельность по усыновлению:

а) допускается;

б) не допускается.

36. Является ли личное участие усыновителя в процессе усыновления обязательным:

в) только в случаях, прямо указанных в законе.

37. Могут ли лица, не состоящие в браке, быть усыновителями:

б) не могут.

38. Не могут быть усыновителями лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права:

б) неверно.

39. Могут ли быть усыновителями лица, отстраненные от обязанностей опекунов за неисполнение этих обязанностей:

б) не могут.

40. Требуется ли установленная законом разница в возрасте между усыновителем и усыновленным при усыновлении ребенка отчимом (мачехой):

а) требуется;

б) не требуется.

41. Согласие родителей на усыновление может быть дано до рождения ребенка:

б) неверно.

42. Если родители не проживают с ребенком более 6 месяцев без уважительных причин и уклоняются от его воспитания, их согласия на усыновление не требуется:

б) неверно.

43. Может ли суд, обеспечивая интересы ребенка, вынести решение об усыновлении без согласия опекуна (попечителя):

б) не может;

в) может, если опекун исполняет свои обязанности ненадлежащим образом.

44. Требуется ли согласие на усыновление супруга усыновителем:

а) требуется;

б) не требуется.

45. Требуется ли согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка, если супруги не проживают совместно:

а) требуется;

б) не требуется;

в) не требуется, если они не проживают совместно более 1 года.

46. Возможно ли изменение даты рождения усыновленного ребенка:

а) возможно;

б) невозможно;

в) возможно только в возрасте до 1 года.

47. Сохраняют ли усыновленные дети имущественные права по отношению к своим кровным родителям:

а) сохраняют;

б) не сохраняют.

48. Если на момент усыновления ребенок имел право на пенсию или пособие в связи со смертью родителей, это право за ним не сохраняется после усыновления:

б) неверно.

49. Допускается ли законом отмена усыновления:

50. Кому передается ребенок в случае отмены усыновления:

а) родителям;

б) органам опеки и попечительства;

в) возможна передача любому из перечисленных субъектов, если это в интересах ребенка.

51. Кем определяются способы воспитания ребенка, находящегося под опекой:

а) органом опеки и попечительства;

в) самим опекуном;

г) опекуном с учетом мнения ребенка.

Библиографический список

Основная литература

1. Антокольская, М. В . Семейное право: учеб. / М. В. Антокольская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юристъ, 2003. - 333 с.

2. Гонгало, Б. М . Семейное право: учеб. / Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинников. - Москва: Статут, 2008. - 302 с.

3. Муратова, С. А. Семейное право: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» / С. А. Муратова. - Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2009. - 367 с.

4. Пчелинцева, Л. М . Семейное право России: учеб. для ву-зов / Л. М. Пчелинцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма, 2009. - 720 с.

5. Семейное право: учеб. / под ред. П. В. Алексия, И. В. Петрова, А. Н. Кузбагарова. - Москва: ЮНИТИ, 2009. - 335 с.

Дополнительная литература

1. Величкова, О. И . Семейное право Росии: практикум и методические материалы / О. И. Величкова, Е. А. Позднякова, О. А. Поротикова. - Москва: ВолтерсКлувер, 2009. - 288 с.

2. Кружалова, Л. В . Справочник юриста по семейному праву / Л. В. Кружалова, И. Г. Морозова. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 240 с.

3. Нечаева, А. М . Семейное право: актуальные проблемы теории и практики / А. М. Нечаева. - Москва: Юрайт, 2007. - 279 с.

4. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: Основные институты / под ред. В. В. Залесского. - Москва: Изд. Тихомирова М. Ю., 2004. - 310 с.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.

2. Семейный кодекс РФ: федер. закон от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ // Там же. - 1996. - 27 янв.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодатель-ства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 256-ФЗ (с изм. и доп.) // Там же. - 2007. - № 1. - Ст. 19.

5. Об актах гражданского состояния: федер. закон от 15 нояб. 1997 г. № 143-ФЗ (с изм. и доп.) // Там же. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.

6. Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24 апр. 2008 г. № 48-ФЗ // Рос. газ. - 2008. - 30 апр.

7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде-рации: федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изм. и доп.) // Там же. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

8. О порядке выдачи государственного сертификата на ма-теринский (семейный) капитал: постан. Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2006 г. № 873 // Рос. газ. - 2007. - 11 янв.

9. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы: постан. Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 14. - Ст. 1688.

10. Всеобщая декларация прав человека: принята Генераль-ной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. - 1995. - 5 апр.

11. Об экономических , социальных и культурных правах: международный пакт от 16 дек. 1966 г. // БВС РФ. - 1994. - № 12.

12. О гражданских и политических правах: международный пакт от 16 дек. 1966 г. // БВС РФ. - 1994. - № 12.

13. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: закл. в г. Минске 22 янв. 1993 г. (с изм. и доп.) // Собр. законодатель-ства Рос. Федерации. - 1994. - № 15. - Ст. 1684.

ГАБДРАХМАНОВА ГУЛИНА ТАГИРОВНА

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения

Москва 2015

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3

Глава I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,

…………………………..6

1.1Источники правового регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………..........6

1.2 Понятие и история устройства детей, оставшихся без попечения

родителей…………………………………………………………………………9

Глава II. СПОСОБЫ И ВИДЫ, УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ………………………...20

2.1 Способы устройства детей, оставшихся без попечения родителей……..20

2.2Усыновление(удочерение), как вид устройства детей, оставшихся без

попечения родителей…………………………………………………………...23

2.3Опека и попечительство над детьми……………………………………….37

2.4Приёмная семья, как форма устройства детей, оставшихся без попечения

родителей………………………………………………………………………..48

2.5Устройство детей, оставшихся без попечения родителей в организации

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………….52

Глава III. ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ …………………………………………………..56

3.1 Обеспечение защиты детей, оставшихся без попечения родителей,

органами опеки и попечительства…………………………………………..56

3.2Защита имущественных прав детей, оставшихся без попечения

родителей……………………………………………………………………….66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..73

Введение
Актуальность дипломной работы заключается в том, что дети довольно уязвимы и во многом их жизнь зависит от взрослых. Для защиты прав детей была создана Конвенция о правах ребёнка, это международный документ который защищает права детей всего мира. К таким относятся дети, у которых родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, а так же признанные недееспособными.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в разных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

По статье 121 СК РФ отсутствие родительского попечения может вызвано так же болезнью родителей, уклонение родителей от воспитания детей и защиты их прав и интересов, длительного отсутствия родителей, при отказе родителей взять своих детей из общеобразовательных учреждений, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций. При создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения опека возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно требованиям норм международного права ребенок, временно или постоянно лишившийся своего семейного окружения либо который не может оставаться в таком окружение, вправе на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Социально-экономические преобразования в РФ, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения обычного мировоззрения и нравственно ‑ ценностных ориентиров, ослабление

воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены главные механизмы защиты их прав. На сегодняшний день большое количество детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие многочисленные законы.

Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществлены Антакольской М.В., Беловым В.А., Барковым А.В., Будановым М.Ф., Ерошенко А.А., Ершовой Н.М., Дубровской М.О., Ивановым Н.П., Кириловых А.А., Нечаевой А.М., Мурзиным Л.М., и многими другими учёнными.

В своей совокупности работы названных учёных представляют значительную теоретико-методологическую базу для исследования проблем усыновления (удочерения), опеки и попечительства, приемной семьи и устройства детей, в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основы форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другими нормативно правовыми актами.

Предметом данного дипломного исследования являются дети,
оставшиеся без попечения родителей.

Объектом - общественные отношения, связанные с устройством детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью дипломной работы раскрыть особенности устройства детей оставшихся без попечения. Поставленные цели установили необходимость решения следующих задач:
1.Проанализировать правовую основу детей оставшихся без попечения родителей.

2.Раскрыть способы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

3.Исследовать виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Рассмотреть основные гарантии защиты детей оставшихся без попечения родителей.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, которые логично поделены на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава I. Правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

1.1Источники правого регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется положениями Семейного Кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федеральным Законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Правилами ведения государственного банка данных о детях, о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществление контроля за его существованием и пользованием.

Семейный кодекс РФ обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В СК РФ указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3, ст.1).

В кодексе есть специальная Глава 11 «Права несовершеннолетних детей» (ст. 54 – 60), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку предоставлено право выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижению четырнадцати лет – в судебные органы. Впервые в СК РФ введен особый раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей ». В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт «приемной семьи» (ст.151 - 155). Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них зафиксированы положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа.

Судебный порядок установления усыновления вызвал к жизни специальную главу 29 «Усыновления (удочерения) ребенка» ГПК РФ. С учетом новых правил государственной регистрации усыновления (удочерения), изложена глава 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ.

В ст.15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ указано, что дети, находящиеся в тяжёло жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершение преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.

Принятый Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внес важное изменение в структуру семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С 1 сентября 2008 г. (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребенка сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства. Таким образом, приемная семья, известная в российском законодательстве с середины 90-х годов, как что-то отдельное, особенное, представляет собой форму опеки(попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).

В свою очередь субъекты Федерации должны привести в соответствии с принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору. При этом опека определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически важные действия» (ч.1 ст.2 ФЗ «Об опеки и попечительстве»). Законодательство не допускает «разделение полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитанием, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей появляются с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.

1.2 История и понятие устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
С самого начала развития общества были дети, лишенные родительского попечения и требующие особого внимания к себе. Современное, социально-ориентированное российское государство пытается разрешить проблемы таких детей, принимая множество нормативно-правовых актов, регулирующих порядок устройства детей, как в семьи, так и в организации. Эффективное развитие законодательства в указанной области невозможно без учета исторического опыта, что предопределяет актуальность осуществления историко-правового анализа несемейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ещё в древности происходило историческое развитие института устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В период язычества уже была заложена традиция заботы о слабых и бесмощных. В общинах ребёнка передавали из дома в дом на кормление или ему назначались «общественные» родители, которые брали его на свой прокорм.

После принятия христианства на Руси стала складываться практика общественной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляемая новыми субъектами помощи: князем, церковью, приходами, монастырями. Дети, оставшиеся без попечения родителей, находили, как правило, поддержку у церкви через систему приходов, которые, согласно учению церкви, выступали в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот.

Такие бедствия как монголо-татарское нашествие, разорение городов, сёл, массовые эпидемии приводили к необходимости оформления не только церковных, но государственных подходов к призрению разных категорий нуждающихся, но такая помощь не была постоянной и чётко организованной.

После вступления на престол Петра I, который уделял особое внимание закрытому призрению, т.е. содержанию нуждающихся в различных учреждениях и заведениях благотворительной направленности, началась организовываться определённая система. Пётр Великий активно осуществлял политику государственной поддержки детей оставшихся без попечения родителей. В регламенте (уставе) Главного магистрата от 16 января 1721 г. в числе остальных институтов призрения указывались «сиротские дома» – для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали. Данные дома предполагалось построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Благодаря принятию Регламента (устава) 1721 г. можно говорить о законодательном закреплении специализированных учреждений именно для детей, оставшихся без попечения родителей. При Петре I, функции заботы о детях стали возлагаться не только на церковь, но и на государственные структуры в лице городских магистратов, старост и сотских в селениях.

При правлении Екатерины II, наиболее деятельно стали создаваться специализированные учреждения: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей», оставляемых родителями по бедности так же развивалось законодательство в данной области. Сиротские дома долгое время не имели четких принципов организации, только в 1823 г. Министр внутренних дел Кочубей разделил заведения приказов общественного призрения, в том числе сиротские дома, на разряды в зависимости от определенного числа нуждающихся в поддержке. Сиротские дома 1 и 2 разрядов были рассчитаны на 20 человек, 3 разряда – на 15, 4 разряда – на 10 детей.

К концу XIX века сложились две главные формы призрения: приказы общественного призрения и земские учреждения. Земское управление общественным призрением было наиболее прогрессивным: если в 90-е годы XIX века в приказной системе действовали 43 сиротских дома, то в земской системе – 56. Земские учреждения заботились о подкидышах, о незаконнорожденных детях. Стали возникать учреждения для детей «заброшенных и преступных» – земледельческие колонии и ремесленно-исправительные центры. Исходя из чего, мы можем говорить о расширении сети учреждений, которые формировались не только для младенцев, послушных детей, но и для детей, как сегодня уместно было бы сказать, с девиантным поведением.

Постепенно помощь детям, оставшимся без попечения родителей, начинает обретать определенную систему, законодательное закрепление; учреждения для детей-сирот малыми темпами, но развиваются при помощи государства, церкви, частных благотворителей. Частные благотворители организуют приюты, где дети получали заботу, уход, питание, одежду.

С начала 1917 года существенно увеличилась роль государства в поддержке детей, оставшихся без родительского попечения, о дальнейшем развитии детских учреждений для таких детей. Новая власть пыталась решать как политические, так и социальные вопросы. После событий октября 1917 года народный комиссариат государственного призрения (НКГП) стал проводить политику упразднения существующих органов помощи. Упразднялись благотворительные учреждения, попечительские организации, а 1 декабря 1917 года был упразднён Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. Вместо упраздненных учреждений был создан отдел призрения несовершеннолетних, на местах создавались различные исполнительные комитеты.

В 1918 году образовывается наркомат социального обеспечения (НКСО) взамен НКГП, который определил новейшую стратегическую линию общественной поддержки, исходя из задач построения социалистического государства. В 1918 году «декретом СНК о комиссиях для несовершеннолетних детские приюты и сиротские дома преобразовались в детские дома».

Политика советской власти, направленная на ликвидацию детской беспризорности и безнадзорности, явилась одним из причин, повлекших создание сети детских учреждений интернатного типа. Государство поддерживало деятельность детских домов, детских трудовых коммун, при этом предпринимались шаги к устройству детей из детских домов в семьи: 6 февраля 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи», 28 мая 1928 года – «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках».

Устройство детей в семьи из государственных воспитательных учреждений, непременно, является позитивной составляющей политики в области государственной социальной защиты детей-сирот. В то же время, политика по отношению к детям не была лишена недостатков: она была ориентирована не на предупреждение сиротства, а на борьбу с её последствиями. Подтверждением тому служат последующие исследовательские выводы И.А. Ложкиной: «…в стране организованно проводились плановые мероприятия по изъятию беспризорных и безнадзорных детей с улиц городов и сел в детские воспитательные учреждения. Сеть их вплоть до середины 1930-х гг. ежегодно увеличивалась». Увеличение, как правило, осуществлялось за счет создания детских трудовых коммун. Современные исследователи по-разному относятся к таким учреждениям. Устройство закрытых интернатских учреждений З.И. Воронина вообще определяет как «самый негативный принцип организации подобных учреждений», указывая: «дети, воспитывающиеся в данных учреждениях, были лишены социальных контактов с окружающим миром; слова «семья», «папа», «мама» для них были пустым звуком, ничего не значили».

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. наложила свой отпечаток на работу детских учреждений. Задача страны состояла не только в том, чтобы открывать новые детские дома, а в том, чтобы эвакуировать воспитанников детских домов в безопасные регионы страны. К концу 1941 года были эвакуированы дети из 664 детских домов.23 января 1942 года издаётся постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где были предусмотрены меры по созданию новых детских домов, по устройству детей в семьи граждан посредством оформления опеки или патронажа. В период Великой Отечественной войны стали преобладать интернаты смешанного типа, которые ежедневно принимали детей разного возраста, в то время, как в довоенный период преимущественно создавались дошкольные и школьные интернаты. Расширение сети учреждений для детей, оставшихся без родителей, а также условия военного времени, требовали выработки единых требований такого рода учреждениям.

В послевоенное время продолжается работа по созданию государственной системы детских учреждений, для детей, оставшихся без родительского попечения. Церковь, отделённая от государства, а также частные благотворительные лица, практически не участвуют в деятельности детских домов.

В советское время правительство полностью возложило на себя ответственность за содержание и воспитание детей в детских домах. Параллельно этому, всё семейное законодательство было ореинтировано на урегулирование процессов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.1 ноября 1969 года был введен в действие Кодекс о браке и семье РСФСР (далее – КоБС), который, как и прежние Основы, но только наиболее обстоятельно определял в главе 12 порядок усыновления ребенка, а в главе 13 – порядок установления опеки и попечительства.

Незначительным шагом в данном направлении можно считать регулирование в семейном праве вопросов выявления детей, оставшихся без родительского попечения. КоБС устанавливал функции органов опеки и попечительства. Как и в ныне действующем законодательстве, КоБС предусматривал обязанность учреждений и лиц, которым будет известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, немедленно сообщать об этом органам опеки и попечительства по фактическому местонахождению детей, подлежащих опеке или попечительству. Дети, оставшиеся без родительского попечения и не устроенные в семьи, могли направляться в государственные учреждения или общественные организации.

Обращает на себя внимание тот факт, что государство среди форм устройства детей на первое место относили их устройство не в семьи, а в организации. Это детские интернатные учреждения всех типов, а также детские дома семейного типа. Государственной формой устройства таких детей является и передача их на воспитание в семьи трудящихся в порядке опеки (попечительства) и усыновления (удочерения).

Новым шагом в правовом регулировании отдельных форм устройства детей стало принятие Семейного кодекса Российской Федерации, приоритеты были отданы семейным формам воспитания детей. В ст. 123 СК РФ достаточно чётко предусмотрены семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья) и несемейные – устройство в организации для детей-сирот и ли детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные, социальной защиты населения и другие аналогичные организации).

Естественно, приоритетным следует полагать семейные формы устройства детей, что закреплено в ст. 123 СК РФ и поддерживается общественностью и научным миром. «Вторичность» несемейных форм устройства детей не подразумевает отказ от них, так как, несмотря на наше желание устроить каждого ребенка в семью, всегда будут дети, в отношении которых такое устройство, по тем или иным причинам, невозможно, а значит, всегда будет необходимость в существовании детских домов и интернатных учреждений.

Таким образом, подтверждается необходимость дальнейшего развития, исторически сложившихся, двух форм устройства детей: в семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство) и в организации форм находит отображение в нормах СК РФ. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» раздел VI СК РФ был дополнен главой 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, главами 19-21 СК РФ регулируются семейные формы, а главой 22 СК РФ – несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В результате историко-правового анализа устройства детей, оставшихся без попечения родителей можно заключить следующее:

1. Исторически сложились две формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейная и устройство в организации, т.е. несемейная форма.

2. Установлено, что в советской и постсоветской истории развития организаций, занимающихся оказанием помощи детям, оставшимся без родительского попечения, преобладают государственные, что позволяет говорить о патерналистской модели устройства детей, оставшихся без попечения родителей в организации.

3. Постепенное, поступательное развитие сети учреждений для детей сопровождалось принятием соответствующих актов, в связи с чем, представляется возможным выделить следующие этапы в развитии системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1 этап (становление) – с конца X – начала XI вв. (христианизация Руси) до конца XVII века (церковные приходы, благотворительные заведения);

2 этап (развитие) – с 1682 г. (вступление на трон Петра I) до 1917 года (сиротские дома, приказы общественного призрения, земские учреждения, земледельческие колонии и ремесленно-исправительные центры для детей «заброшенных и преступных»);

3 этап (формирование целостной государственной системы учреждений) – с 1917 года до 1996 года (детские трудовые коммуны, детские дома, интернаты и т.д.);

4 этап – с 1996 года по настоящее время. Кардинальный прогрессивный шаг сделан со стороны законодателя в 2008 году, когда впервые за всю историю деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, именно в Семейный кодекс РФ была включена глава 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей ввиду: отсутствия родителей или лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявления их умершими, отбывания ими наказания в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Такие дети весьма подвержены к психологическим травмам и чем дольше эти дети не попадают в приемную семьё, тем больше риск того что они вырастут обозлёнными и асоциальными людьми, причём чем старше ребёнок тем особенно он подвержены переживаниям и их последствиям. Как показывает практика, дети отказники более приспособлены к жизни, так как у них не было родителей и всё что они видели, с детства, это воспитали и воспитанники детского дома.

Обязанность по защите имущественных и личных интересов возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются следующие функции:

1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;

3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;

4) осуществление последующего контроля над условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.

Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:

– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);

– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;

– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.

Формы устройства детей можно подразделить на семейные и несемейные. К семейным формам относятся усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья и патронатная семья. К несемейным передача детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Согласно ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения,

создаваемые в установленном законом порядке.

Глава 22 введена в СК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, принятым в связи с Законом об опеке. В этой главе впервые дано понятие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как устройство в организации (юридические лица), и определены основные положения, относящиеся к порядку пребывания детей под надзором таких организаций. Однако, эта форма устройства детей признается наименее благоприятной для ребенка.

Более того, в соответствии с положениями ст. 122 СК РФ при первой же возможности передать ребенка в семью его устройство в организацию должно быть прекращено. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей (ст. 5.36 КоАП).

К числу специализированных организаций для детей-сирот отнесены:

Образовательные организации; - медицинские организации; - организации, оказывающие социальные услуги; - иные некоммерческие организации, при условии что деятельность по устройству детей не противоречит целям, ради которых они созданы.

Необходимо развеять заблуждение о том, что специализированные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть только образовательными. Семейный кодекс РФ такого правила не содержит, да и не может содержать, поскольку в подавляющем большинстве случаев

интересам ребенка, оставшегося без попечения родителей, отвечает посещение обычного общеобразовательного учреждения. Полное осуществление образовательного процесса внутри организации для детей, оставшихся без попечения родителей, создает замкнутую атмосферу в коллективе детей и не способствует их нормальной социализации.

В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 89668 организациями, оказывающими социальные услуги и принимающими детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Вместе с тем статья 155.1. СК РФ допускает создание не только государственных, но и негосударственных специализированных организаций для детей-сирот.

Условия пребывания детей во всех типах организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть определены соответствующим постановлением Правительства РФ.

Опекуны (попечители) не назначаются детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (далее - воспитательные учреждения). Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) возлагаются на указанные учреждения.

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства.

Порядок такого контроля определяется Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Применение названных Правил к осуществлению контроля за пребыванием несовершеннолетних детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объясняется тем, что такая организация фактически имеет статус опекуна (попечителя) ребенка.

Статья 155.2 СК РФ впервые на законодательном уровне закрепила так называемый гостевой режим пребывания детей в семьях - временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Речь идет о случаях кратковременного пребывания ребенка в семье в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития.

Основанием для пребывания ребенка в семье является распоряжение администрации организации для детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация вправе обращаться к органу опеки и попечительства, который ведет банк данных о кандидатах в опекуны (попечители) с просьбой дать информацию о гражданах, желающих принять ребенка в семью временно. Таким образом, гостевой режим может стать предварительным этапом для последующего усыновления, опеки или попечительства. Состоявшееся на этом этапе знакомство ребенка с принимающей семьей может перерасти в более длительные отношения.

Реферат

«Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

Введение

Благополучие общества складывается из благополучия и защищенности его отдельных граждан. Особенно в защите нуждаются такие уязвимые члены общества как дети, особенно, дети, оставшиеся без попечения родителей. В связи с этим необходимым является развитие законодательства в области охраны прав ребенка, особенно детей оставшихся без попечения родителей, совершенствование механизма усыновления, как наиболее приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимость в особой защите прав ребенка предусмотрена как международными актами, признанными Российской Федерацией, так и российским законодательством. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38).

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. На наш взгляд, усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство - одна из самых тяжелых проблем России последнего времени, особенно социальное, не связанное с такими катаклизмами как война, уносящая миллионы жизней. Возрастающее количество сирот в стране свидетельствует не только об экономическом положении, но и о деградации общества. Сам факт наличия сирот в детский домах, домах ребенка является следствием как отказа родителями от воспитания детей, либо ведения ими такого образа жизни, при котором воспитание не осуществляется. С другой стороны проявляется пассивность общества в участии устройства детей в семью.

В современном мире разработана система международной охраны ребенка и защиты его прав, которая функционирует в качестве составной части международной защиты прав человека. Она сформировалась в рамках Организации Объединенных наций. ООН были разработаны и приняты законы и Конвенции по правам человека, которые были открыты для присоединения всех государств. Права ребенка закреплены в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека, в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев и т.п.), или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования); также действуют деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

В результате мировым сообществом были разработаны единые международные стандарты - тот минимум прав и гарантий их реализации, который государство-участник Конвенции о правах ребенка не только должно обеспечивать, но и расширять, принимая дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции.

Среди наиболее значимых Конвенций, ратифицированных нашим государством, является Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, утвержденная резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года и другие.

Определения понятия «ребенок, оставшийся без попечения родителей», Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения - ухода, охраны, воспитания, заботы. Законодатель лишь перечисляет несколько распространенных случаев, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Формами семейного устройства осиротевших детей, которые предусмотрены в СК РФ являются усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. При отсутствии возможности устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, они подлежат передаче в учреждения всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Другие формы устройства, кроме указанных в Семейном кодексе, могут быть допущены по решению самих регионов. Таким образом, в законодательстве определены только основные формы. На практике их существует значительно больше.

В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы: индивидуального и неиндивидуального устройства. При индивидуальном устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. В случаях неиндивидуального устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица.

В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка различаются временное и постоянное устройство. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств.

Однако наиболее распространенной классификацией является разделение форм устройства на семейные, государственные и государственно-общественные:

.К семейным относятся усыновление и опека и попечительство

.К государственным - устройство ребенка в приют, школу-интернат, дом ребёнка, детский дом.

.К государственно-общественным формам относится приёмная семья, и детские дома семейного типа, которые существуют в различных формах, патронатная семья и др.

2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление (адопция) - это форма установления искусственного родства - включение индивида или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью.

Усыновление/удочерение в России - это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребёнок становится родственником - дочерью / сыном - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

Основными признаками усыновления являются:

усыновление - это правоотношение. Субъекты правоотношений усыновления - усыновители и усыновляемые.

добровольность волеизъявления усыновителя и согласие усыновляемого (достигшего десяти лет);

отношения между усыновителями и усыновленным приравниваются к отношениям кровных родителей и детей;

возникновение правоотношения на основании решения суда.

На основании указанных признаков можно сформулировать следующее определение усыновления: « Усыновление - правоотношение, основанное на добровольном волеизъявлении усыновителя и согласии усыновляемого (с 10 лет), приравниваемое к отношениям кровных родителей и детей, возникшее на основании решения суда».

Основными особенностями усыновления являются:

·усыновление позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи, с правами и обязанностями, присущими кровному ребенку;

·при усыновлении сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по достижении совершеннолетия;

·при усыновлении существует возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и в некоторых случаях дату рождения;

·усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов;

·не смотря на то, что усыновление оформляется дольше, чем опека, так как усыновление устанавливается не органом опеки и попечительства, а гражданском судом, оно является приоритетной формой устройства сирот;

·государство предоставляет послеродовый отпуск и выплату в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец, и, при усыновлении ребёнка из учреждения, - единовременную компенсацию. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для усыновителей, например, г. Москва, Белгородская обл., Московская обл., Тульская обл.

·при усыновлении существуют более жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению и жилью по сравнению с опекой;

·не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён;

·проверка состояния воспитания и содержания ребёнка проводится в течение трёх лет раз в год и далее может быть снята.

Как пишет Г.С. Красницкая: «Усыновление допускается исключительно в интересах ребенка, поэтому усыновителями могут быть лица, обладающие необходимыми качествами воспитателя. Действуя от обратного, законодатель установил перечень лиц, которые не могут быть усыновителями».

В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка», государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития - возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее, суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка.

В соответствии с Семейным кодексом РФ (ст. 127) усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

·лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

·супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

·лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

·лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

·бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.

Ввиду важности данного института и того факта, что передавая ребенка в семью, государство снимает с себя обязанности за его воспитание и содержание, но не снимает с себя обязанности защиты его как гражданина, законодательно определены требования к личности кандидата в усыновители:

.лицо должно обладать достаточным объемом правоспособности;

.лицо должно обладать достаточным объемом дееспособности;

.лицо не должно страдать заболеваниями, перечисленными в законодательстве, которые являются препятствиями к усыновлению;

.кандидат в усыновители должен обладать определенными моральными качествами;

.В качестве общего правила выступает запрет на усыновление:

·лицами, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

·лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Вместе с тем Семейный кодекс допускает и исключения из этого правила: условия проживания и заработок отчимов и мачех, усыновляющих пасынков или падчериц, не требуют соблюдения названных норм; суд может разрешить усыновление лицам, чьи материально-бытовые условия отличаются от перечисленных в законе, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

.особым требованием к личности усыновителя является условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.

В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным - 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыновления - сходством с родством первой степени.

По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В п. 8 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. №217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) судам рекомендуется разрешать усыновление с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 Семейного кодекса РФ). Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения или при самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Другой формой семейного устройства является опека (попечительство).

Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан. Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Перечислим задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:

·обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

·защита прав и законных интересов подопечных;

·обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

·обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

·обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

В соответствии с законом дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют тот же комплекс прав, что и дети, воспитываемые родителями (право выражать свое мнение, право на защиту и др.). Кроме того, на детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются установленные законодательством льготы и гарантии в социальной, медицинской, образовательной и других сферах.

Опека и попечительство отличаются друг от друга тем, что опека устанавливается над ребенком до 14 лет, а попечительство - после 14 лет до достижения им совершеннолетия.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены:

·Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

·Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

·Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

·Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.

3. Государственные и государственно-общественные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

сиротство усыновление попечение ребенок

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Государственное устройство детей в нашей стране имеет долгую историю и как следствие и положительный и отрицательный опыт. Наибольшее распространение эта форма получила в годы гражданской войны после революции. На сегодняшний момент, не смотря на все минусы данной формы, отказаться от нее нет возможности. Среди государственных форм устройства выделяются дома ребенка, детские дома, дома-интернаты и другие. Устройство в то или иное учреждение зависит как от возраста ребенка, так и от состояния его здоровья.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Проблему детей-сирот усугубляет не только казенное воспитание, которого не возможно избежать в детском доме, но и плачевное положение и материальное обеспечение в самих детских домах. Большой проблемой является также социальная адаптация детей после окончания пребывания в детском доме. Статистика ужасающая. По данным объединения волонтеров «Помощь детям-сиротам», к нормальной жизни адоптируются только 10% воспитанников детских домов.

Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов:

·интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

·вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития;

·интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

К государственным формам устройства детей также относятся и те, которые рассчитаны на кратковременное пребывание ребенка.

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.

Приюты создаются также общественными организациями.

В 1995 г. при Комитете социальной защиты открылся Детский приют «Гнездышко» в г. Клин Московской области. Сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.

Государственно-общественные формы устройства детей-сирот - это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.

Одной из таких форм является приемная семья, которая основывается на договоре, между лицами принимающими ребенка и органами опеки и попечительства. Труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка. Воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств, кровные родители обязаны платить алименты.

Согласно п. 2 Положения о приемной семье общее количество детей, включая родных, усыновленных и принимаемых в приемную семью, не должно превышать, как правило, 8 человек, т.к. в противном случае решение родителями-воспитателями педагогических задач станет затруднительным, а то и просто невозможным.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, предусмотренных к опекунам (попечителям) п. 2 ст. 146 СК РФ (ч. 2 ст. 153).

Договор о передаче ребенка заключается либо на определенный срок, обозначенный в нем, либо без такового.

Наряду с приемной семьей как перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются детские дома семейного типа. Такие дома создаются при условии, что в них находится от 5 до 10 детей. Семейный детский дом финансируется учредителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот. Родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Интересным является опыт воспитания детей оставшихся без попечения родителей с семейным воспитанием в детских деревнях SOS. Инициатором этой формы воспитания детей стал в 1949 году австрийский педагог Герман Гмайнер. Опыт был столь успешным, что получил распространение во многих странах мира. В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS.

Выше уже указывалось, что формы устройства детей, в зависимости от сроков можно подразделить на временные и постоянные. Среди временных форм устройства детей относящихся к государственно-общественному типу можно выделить патронатную и временную приемную семью.

Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Временная приемная семья является распространенным явлением в зарубежных развитиях государствах.

Патронатная семья - это устройство ребенка в семью на воспитание, когда он нуждается в защите, причём патронатные родители частично сохраняют обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка. Патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. В такой семье для ребенка должны быть созданы условия для реабилитации, а органы опеки и попечительства должны решить его дальнейшее устройство.

Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

.институт устройства детей оставшихся без попечения родителей прошел длительное историческое развитие. На протяжении прошедшего времени отношение к нему было неоднозначным от полного отрицания некоторых форм устройства детей до полного разнообразия представленного в современном законодательстве.

.формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяются на: семейные (усыновление и опека и попечительство), государственные (устройство ребенка в приют, школу-интернат, дом ребёнка, детский дом) и государственно-общественные (приёмная семья, и детские дома семейного типа, которые существуют в различных формах, патронатная семья). Усыновление, опека и попечительство была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства детей. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

.выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка. Поэтому даже суд, например, вынося решение об ограничении или лишении родительских прав и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение. До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Список использованной литературы

1. Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)

Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008)

6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 №217 (ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»

Правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.04.2002 №217, от 10.03.2005 №123, от 11.04.2006 №210)

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» / Гарант правовая система

Бастрыкин А. На защите прав несовершеннолетних. // Законность, 2009, №9.

Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей. // Законодательство и экономика, 2010, №2.

Кирилловых А.А. Проблемы развития законодательства о праве детей на семейные формы воспитания. // Семейное и жилищное право, 2009, №4

12. Красницкая С.Г. Вы решили усыновить ребенка. Москва: Издательство «Дрофа», 2001. - 199 с

13. Королева А.В. К вопросу об усыновлении российских детей гражданами других государств. // Цивилист, 2007, №3.


08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Впервые Министерство образования Московской области совместно с киностудией «Союзмультфильм» в преддверии Международного дня защиты детей подводит итоги конкурса рисунков на тему «Каникулы в Подмосковье». Участники - дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в подмосковных детских домах и в замещающих семьях.

Госдума разрешила усыновление детей больным ВИЧ и гепатитом С. Речь идет лишь о тех случаях, когда ребенок живет с потенциальным усыновителем или опекуном «в силу уже сложившихся семейных отношений»

Россиянам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и гепатита С, могут разрешить усыновлять уже проживающих с ними детей. Соответствующий законопроект, подготовленный Правительством, Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в мае.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!