Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Порезанные руки у парней. Если вы заметили порезы на руках подростка: инструкция для родителей


Почему подростки склонны наносить себе порезы, каким образом реагировать родителям на школьную неуспеваемость, как агрессивность помогает в социализации. Для тех, кто не хочет читать "много_букв" , в конце я сделаю вывод.

Взял у "Летидора" и подписываюсь под каждым тезисом.
Первые 2 фотографии из лагеря, где я работал летом 2013.

- В каких семьях подростки более устойчивы к неудачам?

Чаще всего это семьи, где есть безусловное принятие подростка, а также семьи, где очень низкий уровень тревоги. Ребенку нужно чувствовать уверенность в том, что несмотря ни на что, его любят и принимают. Принимают таким, какой он есть . Именно это формирует уверенность в себе и своих силах. В таких семьях ребенок получает достаточно свободы для саморазвития , но в это же время не чувствует себя позабытым и брошенным, поскольку контроль со стороны родителей существует.

Подростки часто меняют свои увлечения, и лучшая реакция родителей - относиться к таким переменам лояльно, без лишней тревоги. Не стоит и манипулировать ребенком по типу "Если ты меня любишь, то сделай то…", "Если ты хочешь, чтобы мы тебе разрешили, то сделай это…". Такое поведение часто встречается в семьях, где родители стараются максимально привязать ребенка к себе.

В итоге подросток перестает доверять родителям. Он не чувствует себя свободным в выборе, теряет ощущение, что он самостоятельно выстраивает свою жизнь. Жизнь становится менее интересной для подростка, поскольку он знает, что решения в этой жизни принимает не он, а значит и вкладываться в нее нет смысла .

- Получается, что ребенка почти не нужно контролировать?

Для подросткового возраста характерны такие особенности, как максимализм и излишняя самоуверенность, а также стремление обладать теми же правами, что и взрослые. Часто иллюзорное ощущение своей "взрослости" может слишком далеко завести подростка. Родителям важно понимать, что контроль важен, но чрезмерные запреты и привязывание к себе могут задержать развитие подростка или даже зафиксировать его на нереализованных в свое время возможностях, которые он может пронести через всю жизнь. Лучше всего, когда родительский контроль будет минимальным на увлечения и общение подростка со сверстниками, таким образом, личностное становление будет более полноценным.

А что делать, если подростки часто закрываются от родителей и не говорят о тех неудачах, которые у них происходят?

В первую очередь, я бы посоветовала родителям проследить за своей реакцией на неудачи подростка. Подросток очень чувствителен к оценкам окружающих, и если он видит, что родители очень расстроились, то может глубоко переживать неудачу . Родителям желательно пересмотреть свое отношение и реакцию на возникшие сложности с ребенком. Лучше всего не созывать семейный совет со всеми родственниками, бабушками, тетями и дядями и устраивать строгий допрос "Скажи, что с тобой случилось?", "Почему молчишь?" и т.д. Намного лучше в спокойной и неформальной обстановке, и даже в шутливой форме поинтересоваться "Что нового?", "Что тебе сейчас интересно?". Так, с помощью самых простых вопросов без давления можно добиться доверия, и в дальнейшем уже вместе разобраться со страхами и тревогами, которые гнетут подростка.

Конечно, порой своими силами уже справиться не получается. Но, к сожалению, в России многие семьи с недоверием относятся к психологической поддержке, и поэтому прибегают к помощи лишь в крайних случаях, когда подросток становится уже неконтролируемым. Часто бывает, что инициаторами выступают педагоги или социальные работники, а также школьные психологи, хотя, прежде всего, задуматься о профессиональной помощи должны были бы родители.

- Как родители могут помочь ребенку, если у него низкая успеваемость?

Существует много причин, по которым у подростка могла появиться неуспеваемость. Возможен конфликт с учителем или сверстниками, это достаточно часто мешает сконцентрироваться на занятиях. Также возможна связь себя со своими оценками. Есть такое выражение "плохая" и "хорошая" оценка. Если подросток оценивает себя с "плохой" стороны, то и сам настраивает себя на "плохой" результат, отсюда и идет удар по самооценке.

В такой ситуации необходимо объяснить подростку, что оценки ни в коем случае не проявляет его личностные качества . Так будет проще уйти от негативных эмоций, ведь от отметки в школе не становишься "плохим" или "глупым". Если у родителей хорошие отношения с учителями, то без ведома ребенка можно поговорить с ними о том, что конкретно не удается. А уже в спокойной и домашней обстановке без разбирательств и наказаний за проступки, можно попробовать разобраться со сложностями в учебе.

- Часто трудные подростки оставляют шрамы на своих руках, в чем причина такого поведения?

Это проявление аутоагрессии, активности, направленной на причинение себе физического и психологического вреда. Она действительно часто встречается в подростковом возрасте в виде нанесения себе мелких порезов и царапин.

- Есть ли связь между аутоагрессией и конкуренцией в среде подростков?

Аутоагрессия у подростка часто связана с привлечением к себе внимания. Могут наноситься царапины или порезы на видные части тела, например, руки, ноги, шею. Подросток часто ждет, что близкие или друзья заметят повреждения и будут более трепетно и внимательно относиться к нему, начнут расспрашивать, ухаживать, жалеть . Возможно также нанесение себе повреждений - это эксперимент со своим новым, постоянно меняющимся телом, а также желание стать хозяином своей собственной жизни.

Если в среде сверстников многие практикуют такой вид привлечения к себе внимания, то это может стать одним из способов приспособления к группе. Если подростка не принимают в среде сверстников, то боль и обида могут вызвать аутоагрессию. В такой ситуации лучше обратиться к психологу-консультанту, поскольку такой вид реакции на проблему или болезненное переживание является деструктивным способом решения жизненных сложностей. В дальнейшем, не разобравшись с таким видом реакции на проблему, подросток может нанести себе серьезные повреждения.

- А какая связь между агрессивностью подростка и его успешностью среди сверстников?

Связь прямая. Подростковый возраст сам по себе характеризуется повышением уровня агрессивности. Плюс ко всему это еще и возраст социализации, когда общение со сверстниками становится очень значимым. Для того, чтобы стать лидером в компании, подростку приходится учиться защищаться и нападать - это нормально для процесса социализации. В дальнейшей жизни эти навыки помогают уже взрослому человеку отстаивать свои взгляды и решения. Когда агрессивность в рамках нормы и не граничит с жестокостью, она помогает подростку приобрести личностную целостность и самостоятельность в принятии решений.

Что делать, если ребенок не может добиться успешности, и у него вырабатывается привычка опускать руки при первой же неудаче?

Страх показаться перед сверстниками "неудачником", неверие в собственные силы - все эти чувства могут расти и распространяться не только на оценки в школе. Родителям стоит проконтролировать свое поведение с подростком. Возможно, страх неудачи образовался еще в детстве, когда ребенка наказывали слишком строго за ту или иную оплошность. Чтобы помочь подростку справиться со своими страхами и апатией, необходимо дать ему понять, что даже грубую ошибку можно исправить, уйти от "катастрофизации" к адекватному восприятию мира.

Если существует такая возможность, то смена привычной обстановки может помочь подростку по другому взглянуть на вещи. Путешествие или адекватное изменение привычного распорядка дня.

- Как в таком случае помочь подростку справиться с напряжением при сдаче экзаменов?

Реакции на нагрузку и ответственность во время экзаменов у каждого подростка будет разная в зависимости от характера и личностных особенностей. Поскольку для подросткового возраста характерны частая смена интересов и деятельности, будет возникать сложность с самоопределением. Сегодня он захочет быть математиком, завтра займется творчеством, а послезавтра решит быть химиком или фармацевтом - желания неустойчивы и противоречивы.

Бывает, что подросток начинает бояться ответственности и старается уйти от лишней нагрузки и тревоги, чаще всего это проявляется или уходом в себя, или поисками поддержки в компании. Обычно это случается с детьми, которые сомневаются в своих силах, возможностях и желаниях. В такие моменты нужно как можно чаще обращать внимание подростка на его успехи, победы и заслуги.

Вывод:
— подросток уверен в себе, когда его поддерживают в семье, меньше контролируют и не поднимают лишней тревоги

— для развития самостоятельности нужно давать возможность действовать самому

— глупо задавать вопросы "Что с тобой?". Нужно создавать такую атмосферу, чтобы подросток сам вам хотел все рассказать

— часто плохие оценки связаны с конфликтами в школе и заниженной самооценкой

— те, кто наносят себе порезы (аутоагрессия), хотят внимание общества и жалости

— без агрессии в подростковом мире не выжить. Это способ борьбы за место в социуме

Ну, вот и все. От себя могу еще добавить, что сталкиваюсь постоянно со всеми этими проявлениями в школе, лагере или дружеской компании. Я сам подросток (мне 18), но когда ты так много знаешь о себе, то на все проблемы смотришь со стороны. Это позволяет мне выделяться и пользоваться популярностью. Недавно в "Мафию" со студентами играл: вычислил 3 из 4 мафии (из 15 человек) за 10 минут, остался до самого конца. Знание психологии помогает в жизни.

Кстати, я ищу работу в детском лагере на лето 2014 в Санкт-Петербурге.

У нас в школе, была девочка, которая резала себе руки. Да и не только она, много таких было. Вспомнила я о ней не давно, пыталась понять ее мотивы. Вот что говорит наука о таком поведении подростков. Очень интересно.

Когда дети достигают подросткового возраста, родители встречаются с целым набором проблем в их поведении. Как известно, все дети разные, и особенно их разница становится видна именно в этот период. Кто-то проходит этот этап взросления проще, у кого-то возникают сложности. Конечно, родители в первую очередь сейчас бояться, что их сына или дочь вовлекут в какую-то криминальную деятельность, либо, что он или она станет зависимым от алкоголя, наркотиков, превратится в игромана. Это, конечно, ужасно, но, тем не менее, и это еще не все.

Об этом явлении не очень принято говорить. Для окружающих такое поведение является глупостью, дурью или «дешевым способом привлечь к себе внимание». Семьи обычно пытаются скрыть этот факт, расценивая как позор и дефект их воспитания. Однако эта проблема гораздо сложнее и шире, чем кажется на первый взгляд.

К самоповреждениям относится широкий ассортимент различных видов вредного воздействия на себя. И хоть в принципе, курение тоже можно отнести к самоповреждению, термин в первую очередь относится к нанесению различного рода ранений и ушибов. И самое главное в этом случае – отсутствие суицидальных намерений. То есть, подросток ранит себя, но убить не хочет.

Всего в популяции самоповреждениями занимаются 1-4% населения. Подавляющее большинство их них - подростки, но встречаются и взрослые. Конечно, есть те, кто наносит себе какой-то вред только один раз за всю жизнь. Однако у части людей такое поведение становится привычным.

Среди подростков практикующих самоповреждения 13% делают это более 1 раза в неделю, 20% несколько раз в месяц под воздействием определенного вида стресса (например, только после ссоры с любимой девушкой или парнем). Но для части подростков поводом к самоповреждению может быть что угодно, любая ситуация, вызывающая волнение или напряжение.

Обычно повреждения себе наносятся по 2 основным причинам. У подростка либо слишком много эмоций, с которыми он не может справиться и, боль от самоповреждения дает им выход. Либо эмоций нет совсем, он ощущает себя бесчувственным и нанесение себе раны или ушиба дает ему возможность почувствовать себя живым. Как бы то ни было, после причинения себе боли подросток чувствует не только облегчение, но и эйфорию. Некоторые говорят, что боль и текущая кровь вызывают очень приятные переживания, перебивающие те негативные эмоции, которые мучили до акта самоповреждения.

Существует 3 основных теории, которые объясняют, по какой причине такое поведение может повторяться:

Серотониновая – у части людей недостаточный уровень серотонина в головном мозге и, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. Боль вызывает подъем серотонина и улучшает общее самочувствие.

Опиатная – во время нанесения раны или ушиба начинает действовать противоболевая система мозга (антиноцицептивная). Опиаты, вырабатываемые в мозге, являются основным нашим природным обезболивающим. Благодаря им сильная боль может «притупляться. Кроме того, эти вещества способны вызывать эйфорию. Человек, регулярно наносящий себе травмы, может «подсаживаться» на эти эффекты и повторять их снова и снова.

Кортизоловая – кортизол является гормоном стресса. Для того чтобы организм справился с вредными воздействиями среды, этот гормон должен достичь определенного уровня и задействовать другие системы организма в «стрессовом каскаде». Благодаря ему каждое звено и каждый орган начинают работать в «стрессовом режиме» защищая нас от вредностей извне.

«Вредность» - это не только яды, токсины или инфекции, это еще и психосоциальный стресс, так часто развивающийся у подростков. При исследованиях было показано, что у части подростков после острой реакции на стресс, которая характеризуется резким подъемом кортизола, как должно быть в норме, уровень этого гормона падает ниже нормы. С одной стороны, это адаптация к постоянному стрессу, с другой - ситуация, когда переработать стресс полностью не удается. Ушибы и порезы, являющиеся острым стрессом, поднимают уровень кортизола и могут становиться тем «пинком», помогающим подростку «переварить» его социальные проблемы.

Внешними причинами самоповреждений могут быть:

1. Дисфункциональная семья (развод или ситуация «будем жить вместе только ради детей»)

2. Перфекционизм подростка и его окружения. Если ты не сделал все идеально, ты достоин наказания и нет тебе прощения.

3. Влияние друзей. Бывают ситуации, когда друзья дают образец поведения в сложных жизненных случаях.

4. Пережитое сексуальное насилие.

5. Информация в СМИ, когда самоповреждения преподносятся, как решение проблемы. «Мальчик порезал себе вены, и сразу все окружающие осознали, что были неправы»

В целом выделяют 3 типа самоповреждений:

1. Импульсивное – когда подросток наносит себе повреждение под влиянием сильного наплыва эмоций. Происходит это автоматически, без обдумывания и даже без созревания намерения это сделать.

2. Стереотипное – монотонное нанесение чаще всего ушибов. Такое самоповреждение часто характерно для лиц с умственной отсталостью и тех кто страдает аутизмом различной степени тяжести.

3. Компульсивное – происходящее под воздействием навязчивых мыслей.

Кроме того, по силе тяжести самоповреждения могут быть:

1. Тяжелыми – угрожающими жизни.

2. Средней тяжести - требующими медицинского вмешательства и лечения.

3. Легкими – такими, которые не требуют медицинского вмешательства или же такими, где требуется минимальный объем помощи.

Состояния, которые могут привести к нанесению себе повреждений, далеко не всегда бывают связаны с плохо переносимым стрессом.

Наиболее тяжелые раны, типа перерезанного горла и введение швейных иголок в вены, наносят себе подростки, страдающие психическими заболеваниями, такими как шизофрения, биполярное аффективное расстройство, деперсонализационное расстройство, посттравматический стрессовый синдром, депрессия.

Но даже если эти болезни исключены, все равно подростку требуется помощь.

Почему подростку нужно помогать, даже если он не болен психически?

1. У некоторых людей может развиться зависимость от данного поведения, учитывая вовлеченность в процесс эндогенных опиатов. Соответственно, самоповреждение может использоваться для получения удовольствия.

2. Формирование привычки решать проблемы через самоагрессию. Что и говорить, люди вокруг пугаются и становятся более сговорчивыми.

3. Формирование поведенческой схемы, которая включается во всю жизнедеятельность и самоагрессия становится обыкновенной рутиной.

4. Самоповреждения становятся способом ответа на стресс. Т. е. легче ранить себя, чем что-то конструктивно решить.

Несмотря на то, что может сложиться впечатление того, что подросток делает все это целенаправленно, он действительно нередко затрудняется сказать, почему он себя порезал или сделал что-то в этом роде. В момент атаки на свое тело сознание может сужаться и осознание поведения значительно падать.

Другими словами, если ребенок не может рассказать родителям про то, как он дошел до жизни такой, вполне вероятно, что он действительно не знает. Да, можно сказать, что «довели», но на самом деле это не всегда будет ответом на вопрос.

Часть подростков совершает агрессивные действия по отношению к себе действительно демонстративно. Если говорить о самопорезах в таких случаях, то они обычно тонкие и поверхностные. Видно, что человек себя щадил. Их часто делают на видных местах, но никогда на лице или на кистях. При этом обращает на себя внимание поведение, при котором подросток стремится вызвать в окружающих жалость и вину, пытается открыто манипулировать, угрожает снова повредить себе что-то, если окружающие будут вести себя так, как ему не нравится.

В народе бытует мнение, что на таких манипуляторов и провокаторов не нужно обращать внимания. Однако подросток это делает не для того, чтобы насолить родителям, а тоже по причине личностных проблем. Это значит то, что он не справляется со своими жизненными сложностями по-другому. Часто родители с таким ребенком начинают играть в игру, кто сильнее по воле и характеру, и ребенок, в попытке доказать, что его угрозы не пустые, а самые настоящие, наносит себе ощутимый вред или совершает невольный суицид. Т. е. смерть не планируется как таковая, просто так выходит.

Чаще же демонстративности в самоповреждениях нет. Подростки прячут шрамы от самопорезов, стесняются о них говорить. Даже если повреждения привычные, все равно выбирается область, которая не очень видна посторонним и легко может быть спрятана под одеждой.

Если подросток нанес себе раны или любые другие повреждения, особенно если это случилось уже не первый раз, родители должны обратить на это самое пристальное внимание. Не нужно ждать, что «все само пройдет» и «израстется». Даже если один из родителей сам резал вены или бился головой об стены в юном возрасте, и у него все прошло, не значит, что с ребенком все тоже обойдется. Даже если все пойдет со временем на лад, шрамы от самопорезов могут быть стигмой на всю оставшуюся жизнь.

Если это случилось, желательно ребенка проконсультировать у психиатра. Если кто-то боится постановки на учет, можно обратиться к частнопрактикующему доктору. Это необходимо для решения вопроса о том, есть ли у ребенка психическое заболевание или же это нарушение адаптации или проблемы в его жизни, которые ему решить не под силу. В зависимости от того, что обнаружит доктор, можно будет решить, какой именно объем помощи понадобится.

Возможно, это будет психотерапия, а возможно потребуется применение психотропных веществ. В основном в этом случае речь идет о курсе антидепрессантов, транквилизаторов или нормотимиков (препараты, уравнивающие настроение). Я сама - не большой сторонник транквилизаторов, так как они тоже способны вызывать зависимость. И, конечно, таблетки проблемы не решают и новым навыкам не учат. Нужна психотерапия.

И все это будет довольно плохо работать, если у подростка не будет поддержки семьи. Если на него будут смотреть как на предателя и сумасшедшего, которому нельзя доверять. Возможно родителям самим нужно будет посмотреть на себя со стороны и предпринять шаги к изменениям внутри семьи

Когда родители вдруг обнаруживают, что их ребенок наносит себе повреждения, например, подросток режет руки или что-то еще в таком духе, возникает шок. Дело в том, что с детства боль у человека вызывает инстинктивный страх ее повторения вновь. Обжегся утюгом – больше к нему не полезешь. Поэтому большинству людей трудно понять, зачем другие собственноручно причиняют себе боль. И родители обычно теряются, не знают, как реагировать. Некоторые думают, что лучше игнорировать, и само пройдет, перерастет. Другие так сильно пугаются, что начинают реагировать весьма агрессивно, полагая, что угрозами, криками, выговорами, можно привести ребенка в норму. Некоторые родители пытаются обеспечить сверхконтроль – убирают все острые предметы и следят за ребенком почти 24 часа в сутки. Не помогает ни первое, ни второе, ни третье. Как быть?

Для начала понять, что происходит с ребенком?

Важно понимать, что самоповреждение в классическом варианте – это способ справиться с эмоциональным состоянием. Есть люди, внутреннее эмоциональное состояние которых так интенсивно, психическая боль так сильна, что физическая боль помогает справиться. Человек как бы замещает одну боль другой. Причем боль – вещь яркая, поэтому помогает сразу. На нее тут же перефокусируется внимание, и ребенок испытывает облегчение. Здесь задача взрослого – не обесценивать внутреннее переживание ребенка обычным "нам бы твои проблемы". Для каждого возраста свои проблемы, а почувствовать чужую боль как свою, понять ее – опция не очень-то доступная нам от природы.

Есть дети, наоборот, как бы внутренне "вымороженные". В их опыте было слишком много негативных переживаний, страдания в контакте с другими людьми, и они просто "научились" блокировать в себе чувства или эмоциональные проявления. Для них самоповреждение – способ вернуть себе хоть какие-то ощущения, почувствовать связь с телом, почувствовать себя "живыми".

Для некоторых детей – это может быть выработанным способом самоконтроля. Когда их эмоции начинают зашкаливать, то нанести вред телу и успокоиться – это приобретенный механизм контролировать свое эмоциональное состояние, не уйти "в разнос". Проблема в том, что потом этот механизм, в свою очередь, начинает контролировать человека. Подросток не научается переживать сильные эмоции иначе, другим способом. У них не вырабатывается механизм взрослой саморегуляции. Они не получают опыта справляться со стрессом, переживать эмоциональную боль адекватным для человека способом. И это тупик. Инфантильность и недоразвитие личности.

Бывает так, что это – эффект подражания. Могут нахвататься этого в интернете или на вечеринке с друзьями. Если подсмотрели это у друзей, попробовали и почувствовали, что это помогло успокоиться, – могут начать копировать. Правда, дети с нормальным гармоничным внутренним миром, у которых все ок, резать себя не будут. Им это просто не нужно. Другое дело, что это может вызвать другой эффект: на них обратили внимание, они стали центром вечеринки, их обсуждают. Вот на это можно подсесть. Если другой способ привлекать к себе внимание у подростка отсутствует. По-другому он не умеет заявить о себе. Или, может быть, не умеет вызвать сочувствие – напрямую просить о помощи не научен.

Что могут сделать родители?

Для начала сделать очевидным для ребенка, что вы в курсе происходящего и волнуетесь за него. Просто сказать ребенку, что вы знаете о том, что он делает, вас это тревожит, и вы готовы помочь, но не очень знаете, как.

По своему опыту скажу – ни разу не видела, что подросток режет руки и у него при этом полная гармония с самим собой и с жизнью. Обычно у таких детей – чудовищная неудовлетворенность собой, они несчастны, ненавидят себя по каким-то причинам. И самое главное – они не могут с этим справиться, и такому ребенку действительно нужна помощь. И здесь не столь важно фокусироваться на самом поведении, сколько учить детей осознавать, в какой момент возникает подобный саморазрушительный импульс. Какое крайне интенсивное эмоциональное состояние его вызывает. И просто помочь ребенку выработать другую стратегию выхода из подобного состояния. Помочь найти адекватный способ, как бы это сказать, … самообладания.

А еще лучше в таких случаях, все-таки, обращаться к специалитам. Помочь можно быстрее, эффективнее и, главное, можно во многом облегчить жизнь подростка в целом. И подарить ему мир с самим собой!

Все чаще стали обращаться к психологу родители с детьми-подростками, которые наносят острыми предметами, лезвием, ножницами, всем, что попадет под руку различные порезы на своем теле, как правило, в закрытых местах, таких как предплечье, бедра и других.
Резка – это популярный способ подросткового способа причинить себе боль, без намерения совершить самоубийство. Эта проблема приобретает массовый характер. Зачем подростки режут свое тело? Как им помочь избавиться от желания причинить себе боль? В этой статье, я попытаюсь ответить на эти и другие вопросы, связанные с этой проблемой.

Зачем подростки режут свое тело.

Единого ответа о причинах самоповреждения нет. Различного рода специалисты едины в одном мнении, что чаще это делают девочки и что резка , это способ испытать сильные эмоции и боль, а также в том, что это делают подростки, у которых есть трудности в выражении своих эмоций, закрытость, замкнутость, страдающие от недовольства собой и своим положением в обществе. Все они имеют перепады настроения, волнообразное состояние покоя и взрыва негативных эмоций, с которыми не справляются.

Подростки как бы замирают в некоем «полуживом состоянии», и резка своего тела, дает им ощущение, что ты «живой», хотя бы на какое-то время, а физическая боль отвлекает их от боли душевной, которую они испытывают постоянно. Для них резка , это способ освобождения от накопленных эмоций, когда чаща их терпения переполняется.

Подростки, выбравшие такой путь освобождения от накопленных эмоций, как правило, чувствуют себя очень одинокими, беспомощными, они живут в постоянном стрессе и беспокойстве, разрезая свое тело, они как бы выпускают свои эмоции и нежелательные чувства, как будто вскрывают нарыв, только не физический, а душевный. Этот способ освобождения от эмоциональных страданий быстро становится для них привычкой.

Случай из практики. В кабинет вошли мама и ее дочь лет четырнадцати. Мама худенькая, стройная, молодая, миниатюрная женщина, а девочка наоборот, крупного телосложения, немного полноватая, выглядит старше своего возраста, совсем не похожа на свою мать. Весь вид девочки, просто кричит о том, что она очень неуютно себя чувствует в своем теле, она даже волосами пытается закрыться от этого мира, практически не поднимет головы, но пытается рассказать что-то о себе. Мама дотрагивается до ее локтя и все время говорит: «Извини, дай лучше я расскажу». Девочка, после этого как будто корчится от боли, ее лицо, закрытое волосами, выражает страдание.

Мама рассказывает о проблеме, которая привела их к психологу, говорит о том, что они некоторое время назад уже обращались к другому специалисту, и что после его посещения на какое-то время им обеим стало лучше. Психолог рекомендовал маме быть внимательней к девочке, больше проводить с ней время, и сказал ей о том, что ее ребенок психически абсолютно здоров. Так же специалист предложил занятия с самой девочкой, но после кратковременного «улучшения», они к нему больше не вернулись. Обратились вновь и уже к другому специалисту, когда случаи нанесения порезов участились и приняли угрожающую форму.

У девочки явно эмоциональные проблемы, она очень неуютно чувствует себя в своем теле, особенно рядом со своей мамой, которая выглядит так, как выглядеть должна она, она комплексует от своих форм, растущей не по годам груди, пытается все это скрыть, за мешковатой одеждой. Мама, в глубине души, тоже не принимает ее такой, она все время пытается за нее сказать, объяснить, по-своему, помочь решить эту «стыдную» ситуацию. У них есть множество причин, которые, возможно, помогли усугубить и без того не очень уверенное положение девочки в мире людей: это и развод родителей, их переезд в другой город, смена трех школ за короткий срок.

Здоров ли психически подросток, который наносит себе порезы на теле.

Этот вопрос больше всего волнует родителей, столкнувшихся с этой проблемой. Безусловно, эмоционально ребенок не в порядке, но чтобы выяснить какие, именно причины привели его к тому, что он начал резать свое тело, необходима комплексная диагностика психоэмоционального состояния подростка.

Подросток может, страдать психическими заболеваниями, такими как биполярное расстройство, у него может быть хроническая депрессия , при таких расстройствах возможно нанесение физического ущерба себе или другому. Однако это не относится ко всем, кто страдает психическими заболеваниями, и чаще встречается у детей, которые страдали тяжелой травмой или жестокостью в детстве.

Причиной может быть интроверсия , дети, которые не могут свободно выражать свои мысли, подавляют чувство гнева, привязанности или разочарования, склонны навредить себе как способ выразить эти чувства. Это может быть способ выразить разочарование, накопившееся в течение длительного периода времени. Они хотят, чтобы кто-то обратил на него внимание и понял их чувства. Им очень нужна помощь, но они слишком застенчивы, закрыты, для того чтобы сказать кому-либо об этом прямо. Поэтому они режут себя, ожидая, что люди каким-то образом поймут их внутреннее состояние.

Компульсивное расстройство, при котором, получая ранения, мозг получает необходимое количество эндорфинов, который является, своего рода, нейрохимическим стимулятором, обеспечивающий ощущение благополучия, он же помогает снять стресс или эмоциональную боль. Когда подростки осознают, что резка может мгновенно облегчить его душевную боль, у них развивается привычка или компульсивное поведение. Всякий раз, когда они испытывают душевную боль, они неосознанно развивают неконтролируемое желание нанести себе рану.

Некоторые подростки чувствуют себя героями, способными на такие действия, это даже возвышает их в глазах других детей. Они объединяются в социальных сетях в группы поддержки на основании того, что каждый член группы на себе испытал и мучительные эмоциональные проблемы, и найденный способ избавления от этих мучений. Они чувствуют себя особенными, не понятыми другими людьми.

Все дети, которые наносят вред себе, нуждаются в любви и помощи. Поэтому, если вы родитель и задаетесь вопросом, как помочь своему ребенку, который режет себя, не ругайте их. Не пытайтесь успокоить их, останавливая их слезы и призывая взять себя в руки. Они не могут это сделать под давлением своего эмоционального состояния. Но прежде всего, необходимо выявить или исключить психическое заболевание у своего ребенка, посетив психиатра. Все родители опасаются, что ребенка поставят на учет, но получить консультацию психиатра можно в частной клинике. Не будет лишним посетить невролога и обследовать ребенка на предмет неврологических проблем.

Собрав полный анамнез состояния ребенка, отведите его к специалисту психологу, с которым можно свободно разговаривать на любую тему, которому они могут доверять. Специалист поможет ребенку научиться, другим способом освобождаться от нервного напряжения, выражать свои эмоции, приобрести уверенность в своих силах, а также планированию, самоконтролю, умению обсуждать свои проблемы с близкими людьми, восстановить сон, при его нарушении, все это является положительными механизмами преодоления эмоциональных трудностей . Психолог научит его справляться со стрессом, и постепенно ваш подросток научится позитивно реагировать на каждую ситуацию своей жизни.

Самоповреждение – относится к негативному механизму преодоления эмоциональных трудностей. Некоторые подростки режут себя, потому что чувствуют, что могут убежать от давления ситуации, в которой они находятся. Однако они не понимают, что это лишь временное облегчение. Иногда дети совершают такие поступки, чтобы избежать сильных чувств, особенно тех, которые вообще не принимаются обществом.

Также это может быть способом привлечения внимания, в тех случаях, когда они чувствуют, что их не любят, не принимают, эти мысли и заставляют их чувствовать себя подавленными. Подсознательно, они причиняют себе вред, чтобы обратить на себя внимание тех людей, от которых они и ждут этой любви и безусловного принятия. Обычно они имеют тайное желание заставить почувствовать вину близких за небрежное отношение к ним и за то, что они так чувствуют себя.

На что следует обратить внимание, если вы подозреваете, что ваш подросток может причинять себе вред:

  1. Ваш ребенок носит одежду только с длинными рукавами, а так же наотрез отказываются надеть короткие брюки, платья или шорты, даже в жаркие дни.
  2. Злится и уходит от разговоров, когда у него спрашивают о порезах на теле.
  3. Отказывается надевать купальный костюм, не ходит на пляж, речку или в бассейн, хотя раньше делал это с удовольствием.
  4. Ваш ребенок хранит в своей комнате бритву, зажигалку, предметы, которыми он может повреждать себя.
  5. Становится скрытным, много времени проводит в своей или в ванной комнате.
  6. Если вы заметили хранение вещей с пятнами крови.
  7. Он общается с другими детьми, которые делают себе порезы на теле.
  8. Если кто-то обращает ваше внимание на то, что с вашим ребенком не все в порядке (кто-то из родственников, учителя, одноклассники и другие).

Что нельзя делать при общении с подростком, который режет свое тело:

  • Нельзя на него кричать и заставлять его не делать это.
  • Нельзя применять родительские меры воздействия, такие как лишение его того, чем он любит заниматься.
  • Угрожать ему тем, что расскажете всем, чем он занимается, стыдить его.
  • Доказывать ему свою правоту в любом вопросе, только потому, что вы, являетесь его родителем.

Подросток уже не ребенок, но он еще не взрослый , ему требуется руководство надежного взрослого – родителя – друга. Станьте надежным другом для своего ребенка. Говорить им о том, что делать и что делать не следует – плохая затея. Включайте их в свою жизнь, включайтесь в их жизнь. Общайтесь!

Если Вы заметили, что у Вашего ребенка-подростка есть проблемы, которые Вы не можете, решить привычным образом, или не знаете как – обращайтесь, вместе мы сможем помочь вашему подростку.

Спасибо за внимание к моим статьям, Ваши спасибо и отклики.

Записаться на очную консультацию можно здесь: https://www.b17.ru/zhuravlyova/#contact



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!