Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Помощь ребенку в учебе. "Как помочь ребенку научиться читать?" (рекомендации для родителей)

Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.
Возможные причины школьной неуспеваемости:
- у ребенка не сформирована мотивация к учению;
- он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
- у школьника не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
- преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Рекомендации родителям учащихся

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. для этого необходимо:
- уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
- задачи ставить ясно и четко;
- обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).
3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:
- иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
- повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
- способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
- относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
- постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.
Рекомендации родителям учащихся начальных классов
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?»,»Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.
4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.


Советы родителям «Психотерапия неуспеваемости»

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься … Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.


Родительское собрание на тему: «Как родители могут помочь своему ребёнку хорошо учиться»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Расширять объём знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

Убедить родителей, что соблюдение режима дня – важнейшее условие успешной учёбы ребёнка;

Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Форма проведения: круглый стол.

Перед родительским собранием проводится опрос детей и родителей:

Легко ли быть учеником?

Чтобы учение было успешным…

Что обеспечивает успех урока?

Почему мы хотим, чтобы ребёнок хорошо учился?

Что способствует повышению успеваемости дома?

Заранее проводится анкетирование родителей:

1. Поддерживаете ли своего ребёнка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?

5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и вашего мужа (жены)?

6. Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

7. Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок (или, что читали ему вы)?

8. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

10. Любит ли ваш ребёнок учиться?

Ход собрания

    Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы предлагаем вам вступить в диалог о проблемах младших школьников. Как помочь детям хорошо учиться? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.

    Родительский практикум-игра «Корзина чувств»

Каждый из нас, встречая на своём пути что-то новое, не всегда сразу справляется с возникающими трудностями. Также и наши первоклашки.

Как только ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе. В вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование (так же, как у вашего ребёнка). Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет.

(Родители называют переживаемые ими чувства. Задание позволяет выявить трудности и проблемы в семьях, обсудить эти проблемы в ходе собрания).

А сейчас посмотрим видеоматериал о том, какие чувства переполняли ваших детей, когда они пошли в 1 класс.

(Включается видеозапись высказываний детей о чувствах, которые они испытывали, идя в 1 класс)

    Лекция «Как помочь ребёнку хорошо учиться».

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе. Это очень напряжённый период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает удельный объём нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребёнку: принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками; подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно. «Дети активные существа…А если это так, то следует создать им организационную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа – это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений, навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться(желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому, у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности. Но многие родители знают по опыту, что со временем, начиная со 2 класса, интерес к учёбе пропадает. Почему это происходит? Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется всё больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки. Родители должны сразу посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растёт, дети из-за неудач теряют интерес к учёбе и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учёбе очень важно создать атмосферу оптимизма. Надо сказать ребёнку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывают радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Если ребёнок не может сконцентрировать свои силы на учёбе, необходимы специальные упражнения. Но они должны быть разумными. Не надо без конца повторять одно и тоже плохо выученное задание. Ребёнок должен просто справиться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребёнок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребёнок в школе развил по возможности свои способности. Но всё же будут дети, которые при всём своём старании не становятся лучшими учениками в классе. Их способности и таланты лежат, возможно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать вам, родителям? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Ребёнок не понимает требований, которые вы ему предъявляете. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни их возраст, ни индивидуальные возможности. Ребёнка с малых лет включают в мир ценностных ориентаций, принятых среди взрослых людей. Престижные установки и ожидания должны обязательно присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития ребёнка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания. Поэтому вместе с учителем нужно постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, помочь им утвердиться им на этом поприще. Надо хвалить за каждый. Даже самый скромный успех. Если дети полностью теряют интерес к учёбе, становятся упрямы, то большей частью от того. Что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя замечено и устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они плохо чувствуют себя в школе, даже если учитель к ним внимателен. Они постоянно сравнивают себя с одноклассниками, им кажется, что из-за плохой успеваемости их меньше уважают. Родители должны найти все пути для самоутверждения ребёнка. И здесь помогут успехи в других областях, например, в работе по дому или в саду. И как часто дети, у которых были трудности в учёбе, потом прекрасно проявляли себя в профессиональной деятельности. Нередко признание успехов в практической области способствует пробуждению интереса к теоретическому знанию. Нормально, если ребёнок не ко всем предметам проявляет одинаковый интерес. Нельзя терпеть полное отсутствие интересов у ребёнка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные ребёнком в школе, могут пригодиться им дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или с их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности, они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть возможность указать детям на то, что при изучении не особенно интересных предметов они могут так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учёбе. Кроме того, решающую роль играет и отношение родителей к учёбе, их пример (курсы повышения квалификации). Необходимо терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят своё любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будут вызывать доверие у детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию. Вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учёбы атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в тоже время и последовательной требовательности? Как помочь ребёнку хорошо учиться?

Помощь родителей идёт в трёх направлениях:

Родители организуют режим дня;

Проверяют домашние задания;

Приучают детей к самостоятельности.

Соблюдение режима помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У 20% детей слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.

При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родители должны иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время. Конечно, иногда приходится просить сына или дочь помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать – её посылают погулять с младшим братом.

В зависимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного вида деятельности на другой, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно дело, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнять просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только я начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Напр., дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу. Надо будет пойти в магазин. Вот я тебе деньги положила». Или сыну: «Заканчивай делать примеры. Через 10минут будем накрывать на стол».

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно тем, ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка - не доводить начатое дело до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего школьного возраста, у которых начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

Режим предусматривает обязательное пребывание детей на свежем воздухе. Родители не должны нарушать этого требования. Т.о., родители должны понять, что их главная задача – помощь ребёнку мл.школьного возраста в организации свободного времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

Родителям необходимо контролировать выполнение дом.заданий школьниками. Прежде всего. Необходимо постоянно следить за записями дом.заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример. Вспомни, как ты проверял решение таких примеров в классе. Каким способом можно проверить. Есть у тебя ошибка или нет?» и только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задаёт на дом 2 столбика примеров, родители заставляют выполнить 4 – лучше будет знать! Причём всё это делается за счёт свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким неинтересным трудом. Дорогие родители, если вы даёте дополнительные задания своему ребёнку, то, пожалуйста, согласовывайте с учителем количество и содержание их.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей такое желание вызвано неумением их переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал делать уроки. В первом классе за уроками дети сидят не более 1 часа. Долго сидеть за уроками – не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напр., написал ребёнок строчку и начинает вспоминать, что было сегодня в классе, опять вернётся к письму, вновь отвлечётся – начнёт чинить карандаш…Это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои занятия по времени.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в 1 классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, начинают кричать на ребёнка, называть его тупицей. В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребёнку в учении.

Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

    Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

    Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

    Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

    Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Не ругайте, а учите!

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение . Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности . Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто

Анкетирование родителей:

    Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?

    Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

    Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

    Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу?

    Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

    Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

    Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок?

    Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

    Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

    Любит ли ваш ребёнок учиться?

Новый учебный год только начался, и самое время задуматься о том, как организовать обучение детей, чтобы к маю месяцу не растратить весь запас энергии и энтузиазма. Делимся простыми, но эффективными советами.

Уроки должен делать ученик, а не мама с папой

Помогать ли ребенку выполнять домашнее задание? Вопрос дискуссионный. Многие родители и учителя уверены, что без контроля не обойтись. Однако важно понимать, что смысл домашнего задания не в формальном выполнении, а закреплении пройденного на уроках материала.

Только самостоятельная работа даст ребенку возможность углубиться в тему, потренироваться, разобраться в деталях. Не так важно выполнить задание безупречно, ведь хороший учитель никогда не будет ругать за ошибки в домашней работе.

Не делайте уроки за ребенка! Не дергайте его из-за каждой ошибки! Не называйте ленивым, невнимательным или как-то еще, если с первого, второго и даже третьего раза решить задачу не получается. Дайте ребенку право совершать ошибки и учиться их исправлять. Особенно важен этот совет для родителей учеников младшей школы: если ребенок привыкнет, что за него все сделают мама и папа, подготовиться к экзаменам и достичь серьезных успехов в учебе ему будет очень непросто

Это правило касается также сборов портфеля, спортивной формы и т.д. Все это - зона ответственности ученика. Если забыл кроссовки - виноват сам, а не мама или бабушка, которые с вечера обо всем не позаботились. И уж, конечно, не носите портфель за ребенка. Нет зрелища более удручающего, чем преклонных лет бабушка, которая тащит за вполне упитанным внуком рюкзак и пакет с формой.


Соблюдайте режим дня

Одна из самых серьезных проблем - адаптироваться к школьному режиму после летнего отдыха. Детям непросто даются ранние подъемы. Кроме того, все мы помним про биоритмы и разделение на "сов" и "жаворонков". Тем важнее наладить распорядок дня, чтобы не страдать от недосыпа и, соответственно, плохого настроения. Что важно:

  • Просыпаться примерно в одно время каждый день. Т.е. в субботу и воскресенье лучше не обнимать подушку до полудня.
  • Укладывать ребенка до 10 вечера и самим ложиться спать не позднее полуночи.
  • Не засыпать с гаджетами. В идеале, за несколько часов до сна нужно убрать все электронные устройства и посвятить это время успокаивающим вечерним ритуалам.
  • Практиковать утренние процедуры, которые будут способствовать приятному пробуждению. Вкусные семейные завтраки, гимнастика под любимую музыку, водные процедуры и т.д.

Не обсуждайте школу и учителей в негативном ключе перед ребенком

Иногда маме с папой или маме с подругой хочется обсудить несовершенную систему образования. Однако лучше не грузить своими страхами и претензиями ребенка. Если вы не собираетесь забирать его из школы, то зачем язвительно комментировать завышенные требования "математички" и уж тем более не стоит обсуждать неуместные наряды "директрисы".

Если у ребенка возникает конфликт с учителем или одноклассниками, родители должны быть поддержкой и опорой. Но в любой ситуации нужно разобраться и выслушать обе стороны. А уж если у ребенка проблем нет, то пренебрежительные отзывы о "бесполезных родительских собраниях", "тупых учебниках", "некомпетентных училках" и прочих школьных бедах детям точно ни к чему.

Чем позитивнее мама и папа относятся к учебе и школе, тем выше шансы, что сын и дочка будут ходить на уроки с удовольствием.

Не устраивайте соревнование с другими родителями

Каждый родитель уверен, что его ребенок самый лучший. Так оно и есть. Но воспитывать детей в контексте нездоровой конкуренции не стоит. Писать сочинение на 5 страниц длиннее, чем Вася, покупать платье, чтобы Маша (а точнее, мама Маши) обзавидовалась, учиться играть на скрипке, хоть и слуха нет, чтобы не уступать в активности Наташе… - все это странно и совсем не нужно нашим детям.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не заставляйте его заниматься чем-то, только чтобы переплюнуть Васю, Машу, Катю или Иру. Это правило касается и отметок. Важно не учиться лучше всех, а учиться с удовольствием.

Не перегружайте ребенка дополнительными активностями

Мы много раз писали о том, что оптимально для ребенка - один кружок и одна спортивная секция. Не нужно записывать школьника на все дополнительные занятия сразу. Нагрузка в школе очень велика, начиная с начальный классов. Дети нуждаются в отдыхе, даже если родителям кажется, что у них остается слишком много времени на ерунду.

Желаем вам терпения, удачи и отличного настроения. Ну а за решением учебных вопросов - к нам!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Возможные причины школьной неуспеваемости:

  • у ребенка не сформирована мотивация к учению;
  • он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
  • не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
  • преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.

Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости.

Причины снижения успеваемости учащихся:

Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

Учащиеся объясняют неуспеваемость:

  • наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
  • сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
  • профессиональной некомпетентностью учителей.

Учителя считают, что:

  • школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
  • родители плохо помогают детям в учебе;
  • программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:

  • недоступность программы, ее сложность;
  • высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
  • недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Во-вторых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: "надо больше заниматься с ребенком дома"; "боритесь с его ленью";"усильте контроль выполнения учебных заданий"; "наймите репетитора" и т. д.

Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.

Родителям необходимо помнить:

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:

  • уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  • задачи ставить ясно и четко;
  • обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:

  • иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
  • повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
  • способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
  • относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
  • постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

  • бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
  • эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
  • культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.

9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.

Далеко не всегда дети готовы понимать родительское «надо». От них можно услышать массу аргументов «против». Учеба, как и работа у взрослых, часто однообразный труд, и от альтернатив поиграть, посмотреть телевизор или зайти в соцсеть иногда невозможно отказаться, не приложив усилие.

Возможность вернуть ученика обратно в учебный строй приходится поискать. Кого-то можно вовлечь за компанию, вдохновить поощрениями, предоставленной свободой, кому-то поможет здоровое чувство честолюбия («ты не хуже других»), похвала, воспитательные беседы. Но есть и обязательные для всех пункты «программы по вовлечению».

Взрослые задачи

Задача № 1. Объяснить, зачем учиться. Развить интерес к той пользе, которую приносит изучение разных предметов и наук сейчас и к тому, как пригодятся знания в будущем. Мечтаешь стать известным хоккеистом мирового масштаба и учеба тебе не нужна? А как с иностранным тренером общаться, на зарубежные соревнования ездить? Нужен английский. Давать интервью - русский и литература, ведь быть спортсменом - не значит быть безграмотным.

Задача № 2. Избегать двойных стандартов. Если вы настаиваете, чтобы школьник уделял время чтению, но вас он никогда не видел с книгой, доказать ему важность литературы трудно. Противоречия между требованиями и реальной жизнью расхолаживают.

Задача № 3. Придерживаться золотой середины. Неблагодарное это дело - лепить из гуманитария технаря только потому, что он из семьи потомственных инженеров. Другая крайность - полностью перестать обращать внимание на те предметы, которые даются с трудом.

Задача № 4. Быть осторожнее с критикой. Под давлением школьник выполнит домашнее задание или напишет контрольную, но мало что усвоит, поскольку учеба все больше будет ассоциироваться с чем-то неинтересным и малоприятным. Страх заставляет сосредотачиваться на внутренних переживаниях, а большая часть информации просто пропускается.

У желания корпеть над трудным заданием могут быть и сторонние препятствия. Важно понять, что мешает в каждом отдельном случае. Если это не пробелы в знаниях, неусвоенный вовремя материал и отставание по программе, возможно, это и связанные с успеваемостью конфликты в классе, сложности с учителем, физическая или эмоциональная усталость.

Задача № 5. Создавайте приятные ассоциации, позитивную и комфортную атмосферу во время занятий. Постоянные неудачи в учебе рождают сопротивление и отвращение. Ребенок перестает ощущать контроль над ситуацией, теряет включенность, становится пассивным. Весь его опыт говорит: «Зачем стараться, если ничего не получается?».

«В отношении детей, еще не вступивших в подростковый возраст, лучшей формой обучения является игра и совмещение ее с традиционными формами подачи материала. Логическое мышление и способность прилагать волевые усилия формируются примерно к 12 годам.

Все призывы к сознательности, долженствованиям или «задуматься о своем будущем» раньше этого возраста малоэффективны, ребенок еще биологически не готов понять вас на этом уровне. Будьте проще, мотивируйте в игре и развлечениях. Проявите терпение, внимание, станьте сами отчасти ребенком и тогда вам проще будет понять его.

Отдельного внимания заслуживает снижение мотивации и слабый интерес к учебе со стороны ребенка на фоне сложной семейной ситуации (развод, скандалы и т.п.) Здесь ваша задача становится сложнее, глобально - это нормализация партнерских отношений (в большинстве таких случаев сложности в учебе пропадают). Может помочь совместный поход к семейному психологу (обязательно с папой), тогда психокоррекция поведения будет в разы успешнее»

Консультант психологического центра «Аржаан» Сергей Мостиков

Основные проблемы снижения успеваемости

1. Не усваивает конкретный предмет. Возможные причины: неинтересен предмет, отстал по программе и не понимает, о чем идет речь, учитель плохо объясняет и не уделяет внимания проверкам полученных знаний, конфликты в классе, сложности в общении с учителями.

2. Протест и желание самоутвердиться, показать свою самостоятельность. Возможные причины: общение с «плохой компанией», в классе негативное отношения к выскочкам и «ботаникам».

3. Психологический конфликт: разочарование в учебе, депрессия, непонятен смысл учебы для будущего. Возможные причины: конфликты в семье, нет примеров перед глазами, кому подражать и на кого равняться, сложности в общении с близкими, ошибки в воспитании, противоречивые послания от значимых лиц (например: отец требует дисциплины, а мать потакает каждому желанию). Гиперопекающие родители, которые все решают за ребенка, не дают ему расти и развиваться.

4. Физиологические проблемы: общая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на уроке. Возможные причины: большое количество секций и кружков выматывает ребенка в течение дня, поэтому времени и сил для выполнения домашних работ у него нет.

Как еще помочь ребенку

- культивируйте чувство ответственности , то есть умения присваивать и успехи и неудачи происходящего своей личности;

- удерживайтесь от сравнений, укрепляйте ощущение компетентности, уверенности в себе. Например, организуйте дома «стену почета», где будут развешаны материальные свидетельства достижений (грамоты, медали, успешные работы)

- вдохновляйте, поддерживайте увлечение всем, что может поддержать вовлеченность в учебный процесс;

- развивайте любознательность, предлагайте нестандартные формы обучения и подачи информации;

- играйте в игры, развивайте дух соперничества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!