Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Подростковая лень: причины, способы борьбы. Как бороться с ленью у ребенка

Подростковая лень

Очень часто родители жалуются, что их ребенок ленивый, ни чего не хочет. Так что же стоит за так называемой «ленью»?

Причин может быть много:

    проявление депрессии;

    отсутствие мотивации что-либо делать;

    проявление страха или беспомощности;

    форма протеста или провокации;

    отсутствие видения жизненной перспективы;

    признак хронических перегрузок;

    способ обратить на себя внимание;

    проявление резкой гормональной перестройки.

Причиной подростковой «лени» в учебе, могут быть страхи перед неудачами и неуверенность в себе. Так же подросток попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить, как нужно, он боится.

Как правило, родители следят за самочувствием своего ребенка, но иногда подростка, у которого недомогание из-за вялотекущей, начинающейся болезни обвиняют в лени.

Гормональные изменения, бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения в подростковом возрасте - всё это отражается на функциональных состояниях подростка, и могут сопровождаться ощущением усталости.

Возможно «безделье» подростка связанно с тем, что он не знает, чем себя занять. Детские игры его уже не интересуют, а новых увлечений он еще не нашел. Занятия родителей (работа, хозяйство, развлечения) кажутся ему не нужными и неважными. Подросток не хочет ни походить на родителей, ни быть послушной марионеткой: «Делай уроки», «Убери комнату», «Выброси мусор»… всё это вызывает протест.

Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Ведь не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти.

Бывает, что мы сами накручиваем себя, подсознательно сравнивая нашу загруженную делами жизнь и подростковую практически «беззаботную жизнь»; и тогда мы срываемся, пытаясь непременно найти дело ребенку, чтобы «польза» была и от него.

Очень часто родители часто сами провоцируют лень у подростков:

    оберегают детей до определенного возраста от любых дел;

    выражают пренебрежение к каким-то видам работ, профессиям, людям этой профессии;

    демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или наоборот безрадостного труда, без малейшего удовольствия, постоянно ругают свою работу и обязанности;

    не дают правильной, привлекающей внимание цели для ребенка, не создают правильной установки;

    встречается некорректное поведение учителей, родителей, не умеющих терпеливо объяснить, направить, но постоянно обвиняющих ребенка в лени и бездарности;

    Не уделяется должного внимания воспитанию волевых качеств ребенка.

Как же бороться с ленью?

Конечно «болезнь легче предупредить, чем лечить». Хорошо если родители с детства определили обязанности ребенка, а с возрастом расширяли – по мере роста его возможностей.

Но если лень уже пустила корни, не стоит пытаться за один день избавится от этой привычки. Придется делать все то, что надо было делать в детстве: определять обязанности, постепенно расширяя их круг.

Поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что комната очень чисто убрана, посуда хорошо помыта, а в магазин он сходил очень быстро. Хвалить нужно искренне, преувеличенное расхваливание раздражает сильнее, чем игнорирование его заслуг.

Если педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать, возможно, из-за плохо усвоенного материала, подросток боится сделать ошибку и предпочитает быть «лентяем», вдруг все отстанут и не заметят, что он чего-то не знает.

Не стоит отбивать подростку желание трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться подростку только тяжкой обязанностью, без какого-либо удовольствия.

Хорошо, если на примере родителей подросток видит, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса.

Если подросток сделал что-то не так, не допускайте жесткой критики по результатам любой работы; не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно.

Если подросток ничем не интересуется, возможно, проблема в семье. Возможно, родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, никуда не ходят... И у подростка появляется естественная мысль «Зачем мне напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?!».

Если родители хотят, что бы ребенок интересовался чем-то кроме компьютера, в семье должна культивироваться ценность знаний. Ходите вместе в музеи, путешествуйте, общайтесь. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

Даже если подросток хронически болен, есть то, что остается для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача. Подростку важно знать, что он нужен и от него что-то зависит.

0 59 350


Мудрая китайская пословица говорит: «Если у тебя есть воля, то гора превратится в поле» . Охотно верим, только вот иногда такая лень нападает, что не только гору в поле превращать неохота, но и от дивана оторваться проблематично. Что же это за напасть такая, как побороть лень, и правда ли, что иногда не стоит с ней бороться.


Бывает, просыпаешься в тонусе и в ресурсе, кажется, что горы свернёшь и кучу дел переделаешь… «И хочется жить и трудиться, - писал Игорь Губерман, - но к завтраку это проходит». И всё откладывается на неопределенное «потом».


Знакомое состояние?
Иногда оно бывает полезно. Допустим, проволынили, не выполнили рабочее задание - а потом оказалось, что обстоятельства изменились и актуален совсем другой проект. Поленились сделать маникюр на свидание - а любимого отправили в командировку. Такие проявления называют интуитивной ленью, она экономит наши ресурсы.

Лень может срабатывать как защитный механизм и в других ситуациях. Случается, заказчики торопят - вы напрягаетесь, работаете на пределе возможностей, а в итоге выясняется, что делать-то было не к спеху, ещё и ждать потом приходится. Или за работу заплатили неадекватно затраченным усилиям - разумеется, не в вашу пользу. Немудрено, что в следующий раз в аналогичных обстоятельствах вы проявите себя как очень ленивое существо.

А если вы активно пахали за себя и за ушедшего в отпуск коллегу? Организм потребует восстановления, что тоже будет выглядеть как возмутительное ничегонеделание.

Но если откладывание всего и вся стало хроническим и изрядно осложняет жизнь? Как бороться с прокрастинацией?

Анализируем свою лень

Обычно выделяют несколько видов этого библейского порока.
  • Физическая лень .
Всем знакома ситуация, когда приходится крутиться белкой в колесе: работа, учёба, дети, родители, домашние обязанности, дача... Переутомление и вялость как последствие. Тело заявляет, что нуждается в отдыхе, а без этого с места не сдвинется.

Отнеситесь к его потребностям уважительно: возьмите отгулы, отоспитесь, расслабьтесь, подышите воздухом. Обеспечьте себе физическую нагрузку: йога, плавание, бег, тренажерный зал - но без фанатизма.


После телесных упражнений приходит приятная усталость, расслабление и восстановление.
  • Мыслительная лень
Представьте: человеку, страдающему перфекционизмом, нужно подготовить в короткие сроки серьёзный проект или усвоить большой объем информации. Отличник по жизни, здесь он понимает, что не успевает качественно выполнить требуемое, и впадает в полный ступор, мозг отказывается соображать.

В этом случае необходим отдых: сон, переключение на другую деятельность, увлекательное мероприятие и т. д.


Нередко имеет место нежелание думать. Мы не успеваем обрабатывать поступающую отовсюду информацию и постепенно перестаём анализировать. К примеру, человеку необходимо вносить данные в таблицы, производить расчёты. Он многократно повторяет эти действия, вместо того чтобы освоить новую программу и автоматизировать процесс. Или не устраивает деятельность, но лень думать, чем хочется заниматься, - проще жить по инерции.

Требуется волевое усилие, чтобы выйти из зоны комфорта и начать действовать: пребывать в осознанном состоянии, ставить новые задачи, овладевать нужными навыками.

Выработайте также привычку чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку.

  • Эмоциональная (душевная) лень.
Безразличие, дежурное выполнение обязанностей, угасание чувств. Так называемый синдром выгорания. Достижения не вдохновляют, анекдоты не смешат, праздники не радуют. Ступор, апатия, в перспективе - нервный срыв, депрессия, болезнь.

Нужен эмоциональный взрыв, яркие ощущения: экстремальные развлечения, путешествия… Телесно-ориентированные психологические практики, например битьё подушки или крик в течение минимум получаса в свёрнутое полотенце (чтобы соседи полицию не вызвали).

Сначала нужно заставить себя кричать, а потом входишь во вкус, поднимаются подавленные эмоции, слезы, смех... В итоге приятная опустошенность, освобождение, подъем настроения.


По возможности смените напрягающую работу, отфильтруйте круг общения, займитесь спортом или танцами.

Учитесь переключать настроение. Проживайте сильные эмоции, читая книгу, просматривая фильмы или чемпионат мира по футболу - так вы сбросите накопившееся напряжение. И релаксируйте: созерцайте природу, медитируйте, расслабляйтесь в ванной или на массаже.

  • Духовная лень.
Самая серьёзная, следствием её является и физическая, и ментальная, и эмоциональная утомляемость. Возникает, если человек живёт не по своему предназначению, не знает, кто он и зачем, занимается нелюбимым делом, устал от жизни, потерял смысл. Невозможно мотивировать себя на что бы то ни было.

Если переживаете экзистенциальный кризис, необходимы духовные ориентиры. Кому-то поможет вера и молитва. Кому-то - хороший психолог или тренер (йога, виды единоборств с философской основой). Для кого-то будет достаточно самостоятельной внутренней ревизии.


Если ничего не хочется, но понимаете, что жить надо, - делайте хоть что-нибудь, выдергивающее из привычного состояния. Раз пришли в этот мир - выполняйте уроки, ученик! Подойдут советы из предыдущего пункта. Прислушайтесь, на что отзывается сердце. Поищите Учителя или человека, который вдохновляет. Если не удаётся разжечь потухший внутренний огонь - обратитесь к специалисту.

Выделяют также творческую лень - когда человек ставит задачу, собирает материалы, а потом бросает начинания, переключается на что-то другое. На самом деле идёт мощный мыслительный процесс, а решение может явиться внезапно, как озарение, или во сне.

И философскую лень - когда она становится убеждением: гедонизм - цель жизни наслаждение; буддизм - всё пустота, действия не имеют смысла. На наш взгляд, обсуждать здесь особо нечего. Первая лень и не лень вовсе, а способ действия. По поводу второй - ну хочется человеку жить впустую, так это его выбор, хотя бы не страдает.

Цель - действие - результат


Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Чтобы дело - любое - делалось, нужна цель, действие для её достижения и результат.

Если у вас руки не поднимаются на очередное трудовое свершение, задумайтесь:

  1. О цели . Своим ли делом вы занимаетесь, ваша ли это цель? Даже заядлый прокрастинатор, если действительно чего-то хочет, взлетит с кровати и понесётся навстречу мечте.

    Душа не лежит к нелюбимой работе? Возможно, вы давно перебороли свои истинные желания и действуете по принципу «надо» (заработать, выглядеть успешным и т. д.).

    Или находитесь на своем месте, но сдерживает страх успеха или неуспеха. Да-да, бояться можно и того, и другого. С неуспехом всё ясно: никому не хочется сесть в лужу, особенно публично. А успех страшит неизвестностью: что будет дальше, ведь если получится - от меня потребуется ещё больше?

    Когда текущая цель и вовсе отсутствует, действовать кажется бессмысленным. Еще вариант: вы выросли как профессионал, сфера деятельности вам нравится, но пора ставить более масштабные задачи, иначе накрывает скука и справляться с рутиной всё труднее и труднее.

  2. О действии. Для него требуется энергия. Возможно, на данный момент её не хватает - накопилась физическая и психическая усталость. Организм пытается восстановиться, что выглядит как самосаботаж.

    Не исключено также, что вы интуитивно понимаете: предполагаемое действие не приведет к цели, нужно придумать что-то другое.

  3. О результате. Если удаётся достичь желаемого, это служит мощной мотивацией для дальнейших свершений.

    Возможно, ранее он вас не удовлетворил - теперь боитесь повторения (об этом мы говорили в начале материала: мало заплатили - не хочется работать с конкретным заказчиком).

    Или же не понимаете, для чего нужен этот результат. Тогда вернитесь к первому пункту и поработайте с целью.

…Итак, как побороть лень? Перестать бороться. «Если лень приходит к тебе, это то, что ты должен делать - лениться», - говорил Ошо. Проанализируйте, о чем она сигнализирует, от чего предостерегает. Иными словами, разберитесь с причиной, а не преодолевайте следствие.

Если же вы нацелились на результат, но для действия не хватает решительного пинка - воспользуйтесь следующими рекомендациями.

Как войти в ресурсное состояние



Очистите физическое и энергетическое пространство.
  • Верните долги: деньги, чужие книги, вещи. Заберите своё добро у других. Если то, что у вас взяли, не особо дорого или люди не имеют возможности вернуть - подарите (обязательно сообщите это должникам). Отдавайте с лёгкостью - получите сторицей. Раз и навсегда расставьте точки над i - так вы разрываете ненужные связи, по которым утекает энергия.
  • Выполните обещания, данные другим людям и себе. Или освободите себя от них. Ставили когда-то цель научиться играть на гитаре или выучить язык, но потом появились другие интересы? Старые намерения, оставшись нереализованными, продолжают оттягивать у вас энергию.
  • Составьте список намерений, которые планируете убрать с повестки дня. По каждому пункту произнесите: «Отпускаю это желание/намерение. Отказываюсь его выполнять». Можете сделать это в письменном виде, а после сжечь.
  • Приберитесь в доме. Избавьтесь от вещей, которыми не пользуетесь: продайте, подарите, выкиньте. Чтобы пришло новое, следует избавиться от хлама.
  • Наведите порядок в душе. Обсудите конфликты. Можете выговориться в письме или даже сами с собой, если человек уже недоступен. Выплесните чувства на бумагу, примените метод двух стульев, когда вы говорите сначала за себя, потом пересаживаетесь и высказываетесь от лица антагониста, постепенно приходя к согласию. Попробуйте эффективные методики прощения Александра Свияша («С любовью и благодарностью я прощаю N и принимаю его таким, каким его создал Бог…»), Лууле Виилмы, Лиз Бурбо, Луизы Хей и т. д.

    Немного усилий - и в пространстве души, как и в пространстве дома, очистится место для качественно новой энергии.

Систематизируйте дела по важности и срочности (методика президента Эйзенхауэра).

  • Важные и срочные - их нельзя откладывать, дабы не случилось непоправимого: потери работы, любимого человека, здоровья... Сделайте необходимые звонки, проведите встречи, посетите врача и т. д.

    Временами авральный режим тонизирует, но вообще не стоит доводить до такого состояния - чревато для здоровья.

  • Важные несрочные - продуктивно заниматься именно такими делами. Всё плановое, относящееся к какой-то вашей цели. Если запустить - перейдут в группу важных и срочных.
  • Неважное и срочное. Рутинная работа. Например, на днях обещают мороз, а у вас окна не вымыты. Или коллега попросил выполнить что-то за него. Длительное зависание на этих делах нежелательно - погрязнете в трясине.
  • Несрочное и неважное. То, от чего можно без ущерба для себя отказаться или свести к минимуму. Прекратите часами смотреть телевизор, висеть в соцсетях, болтать по телефону.

  1. Разбейте предстоящую работу на части. Легче настроиться на выполнение маленького этапа - груз ответственности не так давит. Можно начать с того, что кажется более лёгким.
  2. Жаворонок или сова? Вычислите время суток, когда вы наиболее активны, и самые сложные задачи планируйте на этот период (кто-то имеет больше сил в период с 8 часов утра до 12, другой, наоборот - с 18 и до 22 часов чувствует рвение к работе и т.д.). Именно на этот период перекиньте максимальную часть запланированных задач.
  3. Чтобы зарядиться энергией для выполнения очередного трудового подвига - перезапуститесь. Замрите стоя или сидя и бездействуйте. Пять минут, десять... Не включайте телевизор, не берите в руки телефон. Просто не двигайтесь. В какой-то момент вам надоест - это будет толчком к действию.
  4. Меняйте виды деятельности. Работникам умственного труда необходимо отвлекаться на физические телодвижения. Сейчас многие работодатели приглашают тренеров по йоге или массажистов прямо в кабинеты - мудрое решение!
  5. Шоковая терапия: чтобы выполнить что-то неприятное, сосчитайте до пяти и быстро приступайте. Перед тем как погрузиться в прохладную воду, мы замираем - и окунаемся. И ведь хорошо потом становится!
  6. Используйте музыку. Под бодрые ритмы легче активизироваться.
  7. Мотивируйте себя, поощряйте: сделаю это и это - потом выпью кофе с конфеткой или зайду на 15 минут в соцсеть.
  8. Фиксируйтесь на своих достижениях, не ругайте себя за слабости. Можно сказать: «Да, утром я прохалявила, зато сейчас чувствую себя отдохнувшей и легко справлюсь с заданием».
  9. Учитесь просить о помощи. Кому-то мы оказываем поддержку, кто-то нам - человек существо общественное.
  10. Следите за своим окружением: исключите общение с нытиками, пусть рядом будут люди яркие, успешные, целеустремленные.
Кто победил себя - тому принадлежит мир. И помните: иногда полезнее бездельничать, чем совершать абсурдные телодвижения. Недалёкие трудолюбивые «муравьи» могут извести себя и всех вокруг бессмысленным копошением. Тогда как умные лентяи найдут лёгкое, эргономичное решение любой трудной задачи.

В чем же причина такого раздражающего поведения и как бороться с ленью у ребенка?

Причина лени и как с ней бороться

Психологи уверены, что лень у детей не возникает на пустом месте. Если внимательно понаблюдать за ежедневной жизнью ребенка, возможно увидеть «второе дно» того, что мы привычно считаем детской ленью, апатией и неорганизованностью.

Темперамент

Особенности характера — это то, с чем ребенок появляется на свет, что уже заложено природой. То, что ребенок ленится учиться, далеко не всегда зависит от ваших воспитательных усилий и от того, достаточно ли усердно он готовится. Гораздо важнее индивидуальные свойства его личности и психологические особенности. Подвижным детям может быть сложно сосредоточиться на словах учителя и длинном условии задачи, школьникам-интровертам зачастую непросто даются виды деятельности, требующие активного общения, а медлительный и эмоциональный ребенок-«мечтатель» будет чаще «витать в облаках».

Недостаток мотивации

Интерес — вот с чего начинается мотивация. Как бороться с ленью и апатией? Чтобы научиться успешно бороться с ленью ребенка, вам нужно показать ему широкие возможности, которые открывает активная жизненная позиция. Покажите на собственном примере, как новые знания и новый опыт способны сделать жизнь более наполненной.

Cтрах неудачи и неуверенность в собственных силах

Лень у детей бывает связана с нежеланием осваивать что-то новое, страхом перед возможной неуспешностью. Например, начало школьного обучения, первый класс — серьезная «зона риска»: изменился режим дня и степень нагрузки, повысилась утомляемость, малышу приходится многое контролировать самостоятельно. Перейдя в среднюю школу, ребенок снова сталкивается с повысившимися требованиями. Ну а подростковый возраст несет с собой новые сложности: вопросы самоопределения, выбор профессии. Почему ребенок не хочет учиться.

Переутомление

Усталость вполне закономерно вызывает желание отдохнуть. Оцените нагруженность ребенка заданиями и делами и, по возможности, оставьте ему время для «ничегонеделания». Психологи подчеркивают необходимость таких пауз: со стороны кажется, что ребенок ленится, но на самом деле, он думает, размышляет, фантазирует, строит планы — в общем, развивается как личность.

Конфликт с учителем

Если вам кажется, что ребенок ленится учиться, узнайте, как складываются его отношения с учителем или тренером . Ваша задача — показать ребенку, что вы на его стороне, и только потом разбираться в реальных причинах конфликта и принимать какие-то решения.

советы родителям: как победить лень

  1. Давайте конкретные поручения.
    Неправильно: "Хватит валяться, сделай что-нибудь!"
    Правильно: "Пожалуйста, разбери посудомоечную машину".
  2. Уважайте ритм ребенка.
    Неправильно: «Немедленно садись делать физику!»
    Правильно: "Напоминаю: у тебя еще час, чтобы отдохнуть, а потом уроки".
  3. Позвольте столкнуться с последствиями.
    Неправильно: «Пятый раз напоминаю — отнеси вещи в стирку!»
    Правильно: "Нечего надеть? Сочувствую, но в стиральную машину попадает то, что лежит в корзине для белья".
  4. Отмечайте прогресс.
    Неправильно: «Давай ты всегда будешь делать уроки так хорошо и быстро».
    Правильно: «Смотри, ты не отвлекался и справился за два часа. Здорово!»
  5. Победителя ждет награда.
    Неправильно: «Убрал в своей комнате? А это что за пыль?»
    Правильно: "Как мне нравится, что тут порядок! Теперь можем вместе посмотреть новый фильм".

Как бороться с ленью подростка

Завышенные ожидания родителей

Если вы всерьез намерены вырастить отличника и в целом безупречную личность, возможно, ребенку просто трудно соответствовать вашим высоким запросам. Вместо того чтобы перенапрягаться, детская психика предпочитает перейти в «режим сохранения энергии». Стоит дать ему развиваться в собственном темпе, побольше хвалить за достижения и любить без всяких условий.

Физиологическая незрелость

Исследования доказали, что до 17−18 лет у подрастающего человека еще недостаточно развиты лобные доли мозга, отвечающие за планирование и оценку происходящего. Получается, что лень подростка — это зачастую просто физиологическая неспособность адекватно спланировать свои действия или оценить последствия бездействия. Придется подождать, пока ребенок «дозреет»!

Отсутствие чувства времени

Возможно, ребенок «заигрывается» в телефон или компьютер потому, что просто еще не может верно рассчитать, сколько времени займет у него то или иное задание и когда пора переходить к следующему. Как победить лень? Помогут тренировки: предсказуемая и многократно отработанная последовательность действий, использование таймера и будильника. Важны и режим дня, и четкое расписание занятий.

Как бороться с ленью подростка

Как побороть лень? Постарайтесь (ни вслух, ни мысленно) не сравнивать ребенка с его сверстниками или другими детьми — более яркими, успешными или послушными. Не зацикливайтесь на оценках ребенка — вместо этого обращайте свое (и его!) внимание на интерес к новой информации, на общий уровень эрудиции и умение пользоваться знаниями. Важно также найти или создать для ребенка «зону успешности» — возможность и пространство для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, мог видеть собственные достижения и гордиться ими. Кстати, это не обязательно должны быть школьные дисциплины, спорт или творчество: возможно, ваш ребенок талантлив в дружбе, умеет прийти на помощь или способен тонко чувствовать?

Постоянно сталкиваюсь с тем, что родители обвиняют подростков в лени: "Он такой ленивый. Ему ничего не надо, сделайте что-нибудь". То есть, расписываются в собственном бессилии и пытаются найти ответственного. Под ленью обычно подразумеваются две вещи: не хочет учиться и ничего не делает по дому; чаще первое все-таки. То есть, чадо совсем не заинтересовано в школьных предметах, кое-как выполняет домашние задания, прогуливает школу. Дома тоже ничего не делает: посуду не моет, собаку не выгуливает, в комнате - бардак. Нужно много раз напоминать сварить картошку - все равно забудет.

Про школу ответ простой. Ему неинтересно. И, в отличие от взрослого человека, делать что-либо из чувства долга подросток, скорее всего, не будет. Да и гиблый это путь - долг должен быть уравновешен с удовольствиями, а это удел сбалансированных взрослых людей.

К учебе нужен интерес, удовлетворение которого дает мгновенное вознаграждение, то есть положительные эмоции. Или же побуждением к учебе может быть отложенный результат и отложенные эмоции. Сейчас школе сложно конкурировать с интернетом и компьютерными играми. Интерес и мотивация должны быть колоссальными. Но чем труднее задача, тем больше пользы нам приносят попытки её решения.

Для того, чтобы подросток получал удовольствие от умственной деятельности для начала можно попробовать сконцентрироваться на нескольких предметах, к которым есть хотя бы минимальный интерес, попробовать показать любопытные моменты этого предмета (гравитацию в физике, например), своими словами объяснить исторические процессы. Можно попробовать заинтересовать чем-то помимо школьной программы - существуют прекрасные документальные фильмы BBC о животных, космосе, истории; на каналах National Geographic и Discovery тоже транслируются познавательные фильмы. Самое главное - разбудить любопытство, которое захочется удовлетворить.

Если говорить об "отложенных коврижках", то встает вопрос, как донести до подростка, что ему надо поступать в ВУЗ, что работники умственного труда зарабатывают больше работников физического труда, а в ВУЗ можно попасть только по результатам экзаменов? И если угрозы "дворником будешь", "в продавщицы пойдешь" не работают? Сказать пару раз об этом можно (только спокойно), привести примеры из своей жизни или жизни знакомых тоже полезно. Никакого эффекта? Ну так предложите подростку пойти поработать в каникулы или даже после школы. По закону это можно сделать с четырнадцати лет. Пусть попробует, рисков здесь никаких нет. Не хочет сдавать ЕГЭ - пусть идет в колледж; в 16-17 лет почти все процессы обратимы - захочет учиться дальше, вернется в школу, можно пойти в экстернат. Вне школы подготовится к ЕГЭ нет никаких проблем - курсы, преподаватели.

Что касается работы по дому, то вполне приемлемо разрешить не убирать в своей комнате, если она отдельная, и если это не приводит к эпидемиям. Это личное пространство, достойное невмешательства! А вот требовать порядка в общественных местах необходимо - не нотациями и криком, а твердо огласить что надо сделать. Далеко не факт, что подросток сразу бросится совершать подвиги во имя уборки кухонного пространства. Однако терпение, юмор, и процесс, возможно, сдвинется. Маловероятно, что ребенок будет все делать идеально - не все люди перфекционисты домашнего хозяйства, да оно и не представляет для подростков большой ценности. Но нет никакого смысла ссориться и обвинять ребенка в паре оставленных крошек. Лучше в отношениях (и чище на кухне) точно не станет.

Возраст 12-14 лет в племенах и древних религиях - это возраст инициации, то есть, перехода из детства во взрослую жизнь. С этого момента родители в не несли ответственности за детей! И именно в этом возрасте начинает работать интеллектуальное мышление - формирование логических связей, выявление общего от частного и наоборот.

Чтобы проснулась потребность достигать цели - цель, прежде всего, должна быть собственная, а не родительская. Лучшее, что можно сделать, чтобы подросток начал ставить свои собственные цели (а цели происходят от желаний, хотя и не только) - это отойти, не душить его собой, дать ему пространство. Это не подвиг или жертва, а проявление уважения к его личным, уже взрослым границам.

"А ему ничего не надо", - слышу я от родителей. Потому что то, что ему когда-то надо было в более раннем возрасте, родители обесценили и\или заменили это тем, что нужно им самим. Если прислушаться и присмотреться, то часто оказывается, что все таки подростку что-то надо: научиться рисовать, играть на гитаре, говорить на не очень популярном языке, программировать. Просто им надо то, что родители считают блажью и бесполезным занятием. Но это же его желания и цели, и если их поощрить или хотя бы не мешать, появится опыт в удовлетворении желаний и достижении целей. Хочет учиться петь - пусть поет, в шахматы играть - пусть играет. Подобные интересы не в меньшей степени, чем школьные предметы, приносят пользу в интеллектуальном развитии, да и их роль в эмоциональном развитии неоценима. И дело здесь может быть не в разряде по шахматам, а в процессе.

Родителей особенно раздражает многочасовое лежание подростков на диване. Это нам, в нашей суматошной жизни, полной беготни, временами бессмысленной и неэффективной, подобное бездействие кажется преступлением. В подростковом возрасте эта, так называемая лень, часто является переходным "вакуумным" периодом между выходом из семейной истории, родовых клише и взрослой жизнью, СВОЕЙ взрослой жизнью.

Без определенного, дозированного воздействия на подростков трудно обойтись, но действовать нужно не угрозами, а конкретными мерами - предложить подростку работать (ничего страшного с чадом не случится), отключить интернет, если требования не выполняются, закрыть ноутбук на ключ (в крайних случаях). Последовательность родителей, искренний интерес, уважение личного пространства и собственных целей подростка, право на самостоятельность, иногда в жестких условиях, - вот ингредиенты, с помощью которых подросток сможет стать самостоятельным взрослым.

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу» , – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и .

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым ;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!