Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Почему змеи на воздвижение сплетаются в клубок. В этот день в лес лучше не ходить

В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках , которые сопровождались шутками и байками.

По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".

Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".

Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.

Краткая энциклопедия славянской мифологии


Клубок змей на дереве:


В первый день сентября на славянских землях принято было чествовать одно из воплощений бога Семаргла - земной, домашний огонь. Люди видели в нем силу сродни небесному огню, которая могла как прогнать нечисть, одарить пищей, так и наказать провинившихся пожарами. Славяне представляли огненного бога в виде крылатого волка или пса и верили, что в свой праздник он спускается на землю принять от людей поклонение и жертвы.

Земной огонь выполнял множество функций в хозяйстве наших предков. Он трудился в кузнице, обеспечивая мирных крестьян разнообразным инструментом, а воинов - оружием. Он очищал все старые вещи от скопившейся негативной энергии. Прыгнувшие через костер люди и проведенные рядом с ним домашние животные избавлялись с его помощью от порчи, сглаза или обычных болезней. Огонь погребального костра с дымом переносил души усопших в Ирий, а пламя на жертвенниках отправляло богам на небеса людские приношения и просьбы о помощи.

В день праздника волхвы разжигали новый земной огонь от искры небесного, который, по преданию, приносил на землю на своих крыльях Семаргл. Чтобы задобрить пламя, его полагалось «накормить» и «напоить» жертвенными подношениями. После проведения обряда на лугу возле деревни накрывался общий стол, на который каждая семья приносила разные кушанья. После трапезы женщины и дети уносили частичку нового огня по домам, а мужчины традиционно оставались на совет, где решались насущные проблемы общины. В домах между тем продолжалась обрядовая часть торжества. Хозяйки метлой из веток полыни выгоняли на улицу надоевших за лето насекомых, приговаривая: «Кыш, мухи, к Селухе, а блохи к Явдохе». Метлу затем выставляли за порог, чтобы мухи и блохи не могли вернуться назад.

Со дня Семаргла, по приметам, начиналось полное вымирание разнообразной мошкары и очищение от нее дома. От принесенного с капища огонька зажигали свечи, которые должны были защитить хозяйство от несчастья, и пламя в очаге, которое следовало разводить, не отводя глаз, чтобы не упустить удачу. Огонь в очаге считался одним из семейных богов, которые исправно охраняли счастье и покой дома и его обитателей, дарили им благополучие и помогали в трудные времена.

Праздник Рожаницы - начало бабьего лета

8 сентября к славянам приходил праздник рожаниц, а вместе с ним начало бабьего лета - теплые солнечные дни, напоминающие об ушедшем лете и посвященные женской силе. Считалось, что богини рожаницы не только основали род небесный, но и от них же пошел род земных праматерей. В патриархальном обществе славянским женщинам отводилось свое, почетное место: нашим предкам не приходило в голову утверждать, что они - существа второго сорта. Мужчина был главным в решении проблем общины и на войне, его мать или жена - в семье и домашнем хозяйстве. Даже ритуальные и магические практики часто имели «мужскую» или «женскую» направленность, и каждая была по-своему незаменима.

На рассвете в день рожаниц все женщины общины отправлялись на капище, к идолам богинь, которых изображали матерью и дочерью либо лосихами. Интересно, что в зависимости от возраста славянки выбирали разные праздничные наряды. Девушкам полагались белые платья, они распускали косы и украшали волосы венками. Женщины в детородном возрасте одевались ярко, дополняли головные уборы и одежду украшениями - бусами, подвесками, вышитыми поясками. А пожилые, чтобы подчеркнуть свою близость к переходу в потусторонний мир, надевали одежду темных тонов, без вышивки и украшений. И дары, приносимые богиням, были разными: девушки несли венки и букеты полевых цветов, замужние славянки - напитки, фрукты и овощи, а старухи разнообразную выпечку - хлебы и пироги.

Разжигать в этот день жертвенный огонь доверяли не жрецу, а старшей в селе женщине - большухе. Одновременно полагалось петь обрядовые песни, посвященные рожаницам и славянским праматерям. В пламя разожженного огня отправлялся один специально выпеченный жертвенный каравай, а другой такой же большуха делила на ломти и раздавала всем участницам ритуала. Особая роль в празднике отводилась беременным: считалось, что в этот день и дальше, весь период бабьего лета, они могут исцелять женские болезни и бесплодие, творить маленькие бытовые чудеса и предсказывать будущее.

После обрядов на капище женщины общины приступали к забавному обряду, говорящему о том, насколько все прошедшее лето им досаждала разнообразная мошкара, - «похоронам мухи». Пойманное насекомое с песнями укладывали в «гроб» из морковки, длинной процессией относили за околицу и торжественно погребали в могилу. А покуда их родственницы исполняли все необходимые ритуалы, мужчины занимались домашними делами. Они брали все хозяйство в свои руки, чтобы оказать уважение женским божествам и матерям, женам и сестрам.

Праздник Сдвижение - от лета к зиме

14 сентября природа оборачивалась к зиме, и славяне праздновали Сдвижение - день, когда земля «сдвигалась» от жаркой летней поры к холодам. В это время птицы улетали в теплые края, а наши предки верили, что некоторые из них летят прямо в Ирий и могут передать весточку предкам. Первой улетала кукушка, поскольку, согласно поверью, именно она хранила ключи от небесных врат. В день праздника принято было обращаться к предкам, поминать их, спрашивать у них совета. Матери, рано потерявшие своих деток, верили, что птицы отнесут ушедшим привет и материнскую любовь. А кто хотел продолжить род, просили аистов, чтобы те по весне принесли им на крыльях детскую душу, которая воплотится в новорожденном младенце.

Начиная со Сдвижения все змеи ползли в леса и укладывались там в глубокие норы в спячку. Потому на это время запрещались любые походы в лес, чтобы не повстречаться с гадами, а хозяйки накрепко запирали двери всех домашних построек, дабы змея не заползла в дом или овин и не устроилась там спать до весны. Одновременно со змеями разбредались по берлогам и медведи, а они грозили забредшему в лес грибнику куда большей бедой, чем змеи. Кроме того, в этот же день устраивал досмотр своему хозяйству леший, и мешать ему считалось непозволительным.

На Сдвижение, согласно поверьям, нельзя было начинать никакие новые дела - их ожидала неудача. Можно было лишь продолжать или завершать начатое раньше. Ко дню торжества в каждой семье заканчивали заготовки из яблок и орехов, и все заготовленное припрятывали в погреба на зиму. Погода становилась все холоднее, недаром до наших дней сохранилась пословица: «Свиту на Сдвиженье снимай, а тулуп надевай».

Световид и Овсень - рождество осеннего солнца

В конце месяца, 25 сентября , славяне чествовали сразу двух божеств. Одним из них было осеннее воплощение солнца - Световид. Его изображали в виде четырехликого мужчины, разные лики которого смотрели в прошлое и будущее, на небеса и землю. Этот суровый бог следил, чтобы во всех мирах соблюдались законы Прави и не нарушался порядок всеобщего бытия. Если же где-то нарушалась гармония мира, он приходил на помощь обиженным и сурово карал ослушников воли небес.

Световид считался одним из покровителей воинов, причем он помогал им не только в бою, но и в мирное время. По легенде, он приезжал на землю на белом коне вместе с рассветом и без устали бился с врагами дня. Поэтому в капище возле идола Световида постоянно держали лучшего белого скакуна, а рядом с ним - седло и упряжь. Только волхвы имели право ухаживать за конем, кормить его и выводить на прогулку, чтобы не застаивался и всегда был готов послужить своему небесному всаднику. Птицей, посвященной Световиду, считался петух, и в день праздника на капище его приносили в жертву богу осеннего солнца.

Другим божеством, которому отдавали почести в этот день, был Овсень - распределитель материальных благ и устроитель единства славянских родов. Овсеня почитали как своеобразный мост из лета в лето, его чествование связывали с окончанием сельскохозяйственных работ, началом общинных праздников и сезона свадеб. Изображали бога в виде богато одетого всадника, в правой руке несущего богатые плоды урожая, а в левой - сухую траву и ветки.

Трудолюбивых и честных Овсень щедро одаривал богатством, а нечистых на руку и ленивцев наказывал бедностью и неприятностями. На Овсеня непременно устраивалось богатое застолье, главным украшением которого был огромный, специально выпеченный калач. Он символизировал богатство славянской общины и одновременно - несущее людям урожай сильное и мудрое осеннее солнце. Согласно приметам, после Овсеня ясных дней становилось все меньше, начинались затяжные дожди, и осень окончательно вступала в свои права.

День 27 сентября является одним из самых значимых в народном календаре. С ним связано множество . Считалось, что с этого дня осень начинает двигаться к зиме – пора готовит шубы и шапки. Именно в этот день медведи залезают в берлоги, а птицы готовятся улетать на юг – значит, пора утеплять дом. Но при этом многие люди не знают, например, почему нельзя ходить в лес 27 сентября. А ведь этому суеверию тоже есть объяснение.

27 сентября - православный праздник Воздвиженья

Красным в календаре этот день является потому, что знаменует собой один из самых важных церковных праздников – Воздвижение Животворящего креста Господня Согласно библейской легенде, Иисус Христос был распят на горе Голгофе на косом кресте, который после казни был зарыт на этом же месте. Спустя много лет город Иерусалим атакованный войском римских солдат был разрушен, а священное место казни срыто до основания. Император Адриан повелел обустроить на нем языческое капище. И лишь через несколько веков после этого события императору Константину было явлено чудо – христианский крест с победной надписью, благодаря которому удалось одержать множество важных побед. Благочестивый правитель, стремясь исполнить волю Господнюю, повелел своей матери, царице Елене, отыскать тот самый крест, на котором был распят Спаситель. Очень долго это не удавалось, но в конце концов святыня была найдена. С ее помощью удалось воскресить недавно умершего человека, поэтому крест и был назван Животворящим. В его честь в возрожденном к тому времени Иерусалиме был заложен Храм Вознесения Господня. И сам день обретения святыни стал широко отмечаемым религиозным праздником.

Народная же традиция соединила 27 сентября с природным явлением – воздвижением осени навстречу зиме. Отсюда и появление многих, связанных с этим днем примет и , имеющих мало общего с церковным праздником. Хотя все равно на Руси старались именно на Воздвижение освещать вновь построенные храмы и начинать строительство часовен. В деревнях в этот день нередко проводились крестные ходы по близлежащим полям, а хозяйки начинали рубить и квасить капусту.

Почему нельзя ходить в лес 27 сентября?

У русского народа существует множество запретов, связанных с праздником Воздвижения. Один из самых известных – запрет на посещение леса. На вопрос о том, можно ли ходить в лес 27 сентября, ответ всегда был однозначно отрицательным. И это было обусловлено двумя причинами. Во-первых, считалось, что в этот день активизировалась вся лесная нечисть. Православный праздник для леших, кикимор, оборотней почему-то был не указ, не обращая на него внимания, они устраивали последнюю сходку перед зимой. Лесовик проверял свои владения, готовность зверей к зимовью. Наткнуться на него человеку в этот момент было крайне опасно. Во-вторых, считалось что 27 сентября отворяются двери в вирий для всех ползучих гадов, в который они спешат на зимовку, сбиваясь в огромные клубки. Наткнуться на них в лесу – быть укушенным. А еще человек мог и под землю провалиться – через те же открытые ворота вирия, и провести там много месяцев до весны вместе со змеями.

Что еще нельзя делать 27 сентября?

Согласно народному поверью, 27 сентября не только нельзя ходить в лес, но и делать некоторые другие вещи.

Народный календарь и Месяцеслов на 2015 год. Именины, праздники сегодня. Обычно змеи выбирают такие места, в которых не может промерзнуть грунт и которым не страшны вешние воды. На зимовки гадюки прячутся и по одной, и целыми группами.

Как известно, после смерти Спасителя, распятого на Голгофе, иудеи зарыли на месте казни не только крест, с которого был снят Иисус Христос, но и кресты, на которых были распяты разбойники. В 614 г. Иерусалимом овладел персидский царь Хосров, и Крест Господень вместе с другими христианскими святынями был низвергнут и похищен.

Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье- хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась». Крепко мое слово, как железо!» Между прочим, число семь - величина не простая - магическая. А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести.

27 сентября - Воздвиженье

Храм был освящен 26 (13) сентября 335 года, а на следующий день установлено было празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста. На Руси верили, что в этот день, как и на Пасху, солнце, радуясь знаменательному событию, «здвигается», т.е. играет, переливается всеми цветами радуги.

воздвиженье — Самое интересное в блогах

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии.

В лесах средней полосы довольно часто можно встретить небольшую пестро окрашенную змею — гадюку обыкновенную. А вообще поведение змей при встрече с человеком зависит во многом от степени разогрева. В прохладную, пасмурную или дождливую погоду, когда гадюки охлаждены, движения их вялые, медленные, неуверенные. Другое дело в сухую и жаркую погоду. Однако даже активная змея, заметив человека, обычно старается уползти в ближайшее убежище.

Быстро сжимаясь в комок и тут же расправляясь во всю длину, словно подскакивая над землей, она старается приблизиться к человеку. Кроме того, змея эта является естественным регулятором численности грызунов: лесных и полевых мышей — переносчиков и хранителей опасной болезни — туляремии.

Но если все-таки змея укусит, необходимо уметь оказать первую помощь пострадавшему. Здесь в первую очередь советуем не спешить накладывать жгут на место укуса. Это может привести к омертвлению ткани, а распространение яда не задержит.

Если есть сыворотка против яда змеи гюрзы, необходимо немедленно ввести ее пострадавшему, руководствуясь инструкцией, приложенной к сыворотке. И еще один совет. При укусе гадюки не следует паниковать. Во второй декаде у змей начинается пора спаривания.

Знак зодиака, праздники, народные приметы, традиции, события, православный календарь, именинники, родились и умерли в этот день

Прогреваться змеи выходят рано утром до высыхания росы и вечером перед заходом солнца. В пасмурные дни и перед дождем гадюки долго нежатся на открытых местах. ИЮЛЬ. Змеи по-прежнему на местах летнего обитания. На лугах во время сенокоса они часто используют в качестве временных укрытий валки и копны сена, поэтому если вы решите отдохнуть в таких местах, будьте осторожны.

АВГУСТ. По мере поспевания малины, черники и гонобобеля часть змей перемещается в ягодники. С наступлением морозов змеи на поверхности земли не появляются. Праздники бывают непереходящие (в один календарный день каждый год) и переходящие празднества (в разные дни по годам) подробнее… Название сухы(и)й – мало осадков, сухо в лесу. Высыхает заготовленная заранее древесина.

В марте день с ночью равняется. В марте начинается сокодвижение в берёзах и клёнах. В Древней Руси март считался первым месяцем года и сопровождался разными обрядами и играми. В марте отмечалось окончание зимы и сжигалось соломенное чучело. Весну встречали, звали дважды в год: в день Евдокеи-весновки (14 марта) и на Сороки, в дни весеннего равноденствия, припевая: «Весна-красна!

В нашей стране принят закон, запрещающий бесцельное истребление ядовитых змей, в том числе и гадюки обыкновенной. Такая окраска позволяет змее сливаться с рисунком солнечных бликов и теней. Ни человек, ни животное не замечают гадюку, лежащую неподвижно, и приближаются к ней на слишком близкое расстояние.

Можно сказать что с фауной нам повезло, и в Краснодарском крае почти не встречаются ядовитые и опасные для человека представители животного мира. Однако, каждый из нас неоднократно встречал в лесу, в горах или на речке змею . Они не любят попадаться людям на глаза, но если такое случилось, предпочитают уползти или спрятаться. Но бывают и исключения. Во время "змеиных свадеб" у этих "невест" и "женихов" сильно возрастает агрессия и при встречи нападения не избежать.

Этот день приходится на 12 июля . Пожилые люди говорили: - "Не ходи в лес, не тревожь чащи, не пытай судьбы". Считалось так же, что ни в коем случае нельзя убивать змею - иначе сородичи будут мстить. А если в этот день укусит змея - не поможет ни один лекарь, ни одно лекарство.

Второй опасный день наступает 27 сентября. Это начало змеиной спячки. Все - от ужа до гадюки ползают в поисках лучшего укрытия на зиму, чтобы затаиться до раската первого грома, разрешающего им вновь покинуть свои норы. В это время деревенские мужики закрывают крепко-накрепко калитки, сараи и погреба - чтобы змея случайно не залезла куда не следует в поисках лучшего убежища. Поверье не утратило силу и в наши дни, говорят так: - "Гад сдвигается... Будешь идтить, а оны прямо хапками, хапками. И оны прямо вот дорогой идут". Так что есть два дня в году, когда нельзя ходить в лес .

А теперь знакомьтесь! Наши красавицы - ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ

и высокогорная ГАДЮКА КАЗНАКОВА

Встречаются и почти чёрные гадюки, иногда их путают с безобидными и даже полезными ужами, из-за чего последние вынужденно страдают. Отличить их друг от друга на самом деле труда не составит. Уж обычно длиннее гадюки и имеет голову овальной формы. Гадюка же никогда не вырастает более 70 см, и голова у неё слегка заострена. Если к тому же заглянуть ей в глаза - то увидите смотрящий на вас узкий, злой зрачок. В то время как у ужа он просто круглый.

Если вы поздно заметили змею и она оказалась на опасном расстоянии - постарайтесь не двигаться и сохранять спокойствие пока она не уползёт. Змея реагирует на движение, и если "прикинуться деревом" - для неё вас нет.

ЕСЛИ УКУСИЛА ЯДОВИТАЯ ЗМЕЯ:

Пострадавшего необходимо как можно скорей доставить в больницу, обеспечив неподвижность укушенной части тела. В качестве первой помощи к месту укуса можно приложить половинку свежего лука. Когда луковица, вытянув какое-то количество яда посинеет - наложить повязку, не слабую но и не тугую. Оптимальной считается та, под которую можно без особых усилий просунуть палец. И пить как можно больше воды чтобы разбавить яд.

  • Высасывать яд, так как при малейшей ранки во рту - пострадавших будет уже двое.
  • Разрезать место укуса и выдавливать яд - есть риск повредить сухожилия или занести инфекцию.
  • Бесполезно прижигать раскалёнными предметами, т.к. длинна змеиных клыков достигает сантиметра и яд проникает слишком глубоко.
  • Запрещено накладывать жгут выше укушенного места - это ухудшит состояние пострадавшего, а на распространение яда не действует.
  • И конечно никакого спиртного - это приводит к усилению действия яда, и затрудняет его вывод из организма.

Хочется пожелать, чтобы вам на пути попадались только ужики и медянки, а лесная прогулка доставляла сплошное удовольствие)

P.S. Если человека укусила змея - значит он кого-то обидел (Индейская мудрость)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!