Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Почему так хороши современные женщины бальзаковского возраста. Бальзаковская женщина vs тургеневская девушка

Чтобы представить себе женщину бальзаковского возраста, вспомните популярный российский фильм «По семейным обстоятельствам», его главную героиню, которую исполнила Галина Польских.

Ну если и не точь-в-точь, то очень близко к тому образцу, которому должна соответствовать дама, о чьем возрасте мы говорим так изысканно и деликатно. «Сколько вам лет, – спрашивают ее в фильме, – что вы так кокетничаете своим возрастом?»

А действительно, сколько это лет, если женщина вошла в бальзаковский возраст?

О ком писал Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак в 1834 году закончил работу над романом, который сегодня мало кто читал, зато о его существовании знают многие, потому что именно после этого произведения вошло в обиход и стало популярным выражение «бальзаковский возраст» .

Роман называется (если вы не знаете, то удивитесь)… «Тридцатилетняя женщина». В нашем представлении бальзаковская героиня должна бы быть постарше.

Однако, хотя история и «не терпит сослагательного наклонения», приспособиться к новым реалиям может вполне, поэтому (да простит нас классик) сегодня мы называем женщиной бальзаковского возраста даму лет сорока-пятидесяти и почти уверены, что Бальзак бы с нами согласился.

И вот почему. Возраст – это не только цифры в паспорте или свидетельстве о рождении , это состояние души, образ жизни, мироощущение.

Бальзаковская героиня к своим годам накопила большой личностный опыт. Ее отличали самостоятельность суждений, независимость, уверенность в себе.

Она, как бы мы сказали сегодня, состоялась , но впереди было еще очень много разных открытий, в том числе, конечно, и любовь.

Сколько лет бальзаковской женщине XXI века

Со скольки лет мы можем называть женщину дамой бальзаковского возраста? Если двести лет назад барышни выходили замуж в 14 – 19 лет и к тридцати годам становились зрелыми дамами , обремененными многочисленным потомством, то уже годам к 35 впору было подумать о том, что и старость у них не за горами.

У наших современниц, как это очень точно подмечено, в сорок лет «жизнь только начинается».

Проводивший исследования американский психолог на основе опросов дам от сорока до пятидесяти выяснил, что именно в этом возрасте они стали смотреть на мир с большим, чем раньше оптимизмом , ощутили себя свободнее и беззаботнее, а самое главное – они готовы ставить себе какие-то серьезные цели, браться за незнакомое дело, рисковать и находить в этом особое удовольствие.

В чем заключается их свобода? Дети выросли, свекровь уже устала «пилить», с мужем отношения стали определеннее (знаешь, что от него ждать), в профессиональном плане все нормально (есть, как минимум, два-три дела, которые спорятся в руках).

А еще дамы научились продлевать молодость, занимаясь «собой любимой» , а это не только внешний вид, но и здоровье, в том числе сексуальное.

Не удивительно, что дамы бальзаковского возраста наших дней , так же, как и тридцатилетние, ловят на себе восторженные взгляды представителей противоположного пола: «Ах, какая женщина! Мне б такую…».

Боятся ли дамы своих лет

К сожалению, да. Боятся, что «так мало осталось» (цитата из фильма «По семейным обстоятельствам»). У женщин, как у витязя на распутье, три пути:

  1. Махнуть на себя рукой, опуститься (с возрастом не поспоришь).
  2. Вдохнуть в себя новую жизнь, поверить в свои возможности.
  3. Жить «в прекрасном неведении», как жила до сих пор («Мне уже 45? Надо же, а я и не знала…»).

Второй путь – самый сложный, но именно такой выбирают истинные бальзаковские дамы.

Конечно, огорчают появляющиеся морщинки , тускнеющие волосы, да и фигура оставляет желать лучшего.

Однако уже достаточно жизненной мудрости , чтобы доказать себе, что в любом возрасте женщина может оставаться привлекательной, а уж в «бальзаковском» – тем более.

А когда проходят страхи и комплексы, появляется волшебный огонь в глазах, который делает даму моложе своих лет.

Любви все возрасты покорны

На удивление молодым женщинам и девушкам, дамы бальзаковского возраста , не устроившие к этому времени свою личную жизнь (или уже пережившие развод или смерть супруга), продолжают искать спутника жизни.

Останавливая порой свой взгляд не на тех, кто на десяток лет старше или ровня по годам, а на более молодых мужчинах.

И находят желанный отклик. Еще бы! Они уверены в себе, одеты со вкусом , макияж и прическа – на высоте.

По мнению специалистов, возраст не может уничтожить в женщине женщину (как хороши, например, Катрин Денев и Элизабет Тейлор).

Порой встречаются молодые леди с душой старушки, но, если внутри горит огонек, его не так-то просто потушить.

Известно, что счастье само по себе редко приходит. Женщинам от сорока до пятидесяти нельзя расслабляться и ждать .

Если это кому-то поможет, то вот ряд правил (основанных на житейском опыте и рекомендациях специалистов), которых стоит придерживаться, чтобы ощущать себя молодой :

  • любите себя (даже если сравниваете с окружающими, выделяйте свои достоинства, преимущества – они у вас, точно, есть);
  • ведите здоровый образ жизни (правильное питание, отказ от курения и алкоголя – залог вашей красоты);
  • одевайтесь со вкусом – стильно и модно;
  • не допускайте небрежности в макияже и прическе;
  • осуществите то, о чем мечтали все последние годы (скажите «да» мужчине, который давно и безуспешно просит вашей руки, начните новый бизнес, выучите испанский язык или научитесь играть на гитаре);
  • займитесь спортом, вспомните старый опыт – ходите в бассейн, на каток, купите велосипед (сейчас во многих городах предусмотрены дорожки для велосипедистов);
  • развивайтесь, чтобы быть интереснее самой себе и окружающим – читайте (и не только переписку в Интернете, но и настоящую, качественную литературу), интересуйтесь новостями, найдите хобби (сейчас так много в этом направлении интересных идей).

У зеркала, в полный рост

Про одежду нужно сказать особо . Попробуйте критично рассмотреть себя в зеркало и понять, все ли в вашем наряде уместно. Возраст все-таки требует соблюдения определенных правил.

Прежде всего, не пытайтесь молодиться : мини-юбки и десятисантиметровые шпильки, маечки, открывающие живот, и дешевая аляповатая бижутерия – не для вас, даже если с вашей фигурой – полный порядок.

Нельзя бросаться в другую крайность и одеваться, «как удобно» – во что-то балахонистое, бесформенное и бесцветное.

Кстати, если фигура уже не та, но ноги по-прежнему стройные, ни в коем случае их не прячьте, отдавайте предпочтение платьям, а не брюкам .

Если вы раньше покупали себе много дешевых вещей, из тканей, быстро теряющих внешний вид, да к тому же плохо сшитых, старайтесь перейти на более качественные, дорогие изделия – пусть их будет меньше, зато лучше.

Заботьтесь о внешней привлекательности и в домашней обстановке, чтобы в один «прекрасный» день ваш муж не сказал вам деликатно про застиранный и заштопанный халат: «Ты, наверное, его очень любишь».

Тем дамам, которые не вполне довольны своей фигурой, желательно заняться поиском корректирующего белья и довериться в этом вопросе опытным специалистам из солидного магазина, потому что только профессиональный взгляд может определить, какие именно фасоны и модели вам нужны, чтобы фигура вновь стала красивой и сексуальной.

Какой еще совет мы можем дать: у многих женщин, вступающих в бальзаковский возраст, возникает желание сменить прическу и цвет волос (понятное дело, седина иногда очень рано дает о себе знать).

В элегантном возрасте отлично смотрятся модные стрижки . Специалисты, правда, предостерегают от очень коротких, придающих даме «мужеподобный» вид. Зато хорошо будет смотреться «классический боб», «милый беспорядок», «многослойная стрижка».

Если вы привыкли к длинным волосам и не хотите с ними расставаться , помните главное: такие волосы должны выглядеть здоровыми и ухоженными. Когда они тусклые и жидкие, лучше все же свой имидж поменять.

В косметике даме за сорок приходится иметь дело с возрастными проблемами, поэтому потребуются средства с эффектом лифтинга и кремы, избавляющие от пигментных пятен.

Женщина, понимающая, что вошла в бальзаковский возраст, обижается, когда ей об этом напоминают окружающие. Да еще и с некоторой ехидцей и иронией.

У специалистов на этот счет тоже есть совет. Если вам публично сказали о том, что вы «женщина бальзаковского возраста», сделайте вид, что не поняли обидного намека , пусть будет неловко тому, кто это сказал.

О женском возрасте вслух не говорят, это неприлично, особенно если говорящий – мужчина.

Это повелось даже не со времен Бальзака, а гораздо раньше : когда женщины стали ощущать себя женщинами, а мужчины – мужчинами.

Юные представительницы прекрасного пола, услышав выражение «дама бальзаковского возраста» приходят в ужас или уныние, ведь, по мнению большинства, данное словосочетание прямой намек на старость. Так ли это на самом деле и сколько лет женщине бальзаковского возраста – давайте разберемся вместе и подробно.

Как вы думаете, какой возраст считается "бальзаковским"?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

В какие годы наступает «бальзаковский возраст»

Если поискать ответ на этот вопрос на просторах глобальной паутины, заглянуть в Википедию, можно наткнуться на разные мнения, среди которых превалирующим будет одно: традиционно принято считать женщинами бальзаковского возраста дам, возраст которых находится в диапазоне между 30 и 40 годами. Любопытно, но так думают именно женщины, мужчины, же убеждены, что возраст, который воспел французский классик, у дам наступает после 40 лет. Так кто же прав?

Знатоки и исследователи биографии Оноре де Бальзака уверены – ответ на сей животрепещущий вопрос стоит поискать в личной жизни самого писателя. Классик был некогда влюблен и имел роман с замужней дамой, которой было примерно 42 года на начало их отношений. Но так думает только часть исследователей: некоторые полагают, что дама сердца Бальзака была значительно старше, и ее возраст был равен примерно 53-54 годам. Отсюда и возникает путаница с точным определением бальзаковского возраста. Но и в ней можно разобраться, если оставить сплетни и взяться за изучение творчества писателя.

Правильный ответ – в творчестве Бальзака

Точный ответ на вопрос о бальзаковском возрасте у дам дает собственно роман классика с красноречивым названием «Тридцатилетняя женщина». Этот роман был опубликован в 1842 году и породил в обществе самый настоящий резонанс. Еще бы: ведь произведение описывало отношения зрелой замужней женщины с любовником. Подобные вещи было не принято обсуждать и тем более – писать о них столь открыто.


В те времена дама в 30 лет считалась уже старухой, матроной, обязанности которой заключались лишь в заботе о супруге, детях, доме. Дама в этом возрасте могла посещать балы и иные светские мероприятия, однако в отличие от дебютанток и молодых девушек не могла позволить себе флирта, большого числа танцев, иных развлечений. Дама в 30 могла быть притягательной для мужского внимания, но главным условием было одно: никаких романов с мужчинами, никаких отношений вне брака.

Незамужняя же женщина в 30 лет в ту эпоху обычно прозябала забытой, в одиночестве. Ее шансы выйти замуж были равны нулю. И потому старые девы обычно становились компаньонками или же приживалками в домах родственников или друзей дома. Бальзак же в пику современникам восхищался дамами как раз в возрасте после 30-ти. По мнению классика именно в эту пору женщина достигает настоящего расцвета духовной и физической зрелости, сексуальности. К счастью, с мнением писателя согласны и современные ученые и потому бальзаковский возраст – это возраст не старости, а зрелости.

«За ночь любви не жаль отдать жизнь», «Любовь – наше второе рождение», «Кто в силах управлять женщиной, может править государством» – так говорил Оноре де Бальзак, которого по праву величают «знатоком женского сердца» и которому мы обязаны такими понятиями, как БАЛЬЗАКОВСКИЙ ВОЗРАСТ и БАЛЬЗАКОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ. А был ли сам он счастлив в любви? Насколько обширен его «донжуанский список»? Что за роковые женщины разбивали ему сердце, заставив написать эти горькие слова: «Любовь – фальшивомонетчик, превращающий не только медяки в золото, но зачастую и золото в медяки», «Никто не становится другом женщины, если может быть ее любовником», «Чтобы высечь огонек страсти из женщины-кремня, нужен мужчина с характером твердым, как сталь». Удалось ли самому Бальзаку раздуть этот огонь любви? Завоевал ли он руку и сердце своей избранницы? И кто она, та единственная, за ночь с которой «не жаль отдать жизнь»?

Из серии: Роковые женщины

* * *

компанией ЛитРес .

Предисловие, или что такое женщина бальзаковского возраста

Бальзаковский возраст – это когда замуж уже не зовут, а в гроб еще рано.

Неизвестный автор

Возраст для женщины не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца своих дней.

Коко Шанель

Как видно из подобранных эпиграфов, отношение к бальзаковскому возрасту может быть самым разным. Так что же это такое и откуда появился этот весьма неоднозначный термин?

Любой филолог вам скажет, что термин «бальзаковский возраст» стал общеупотребительным после появления в 1831 году романа Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина». Героиня этого романа отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств. В результате в первые годы после выхода романа в свет это выражение употреблялось иронически по отношению к женщинам, которые были похожи или стремились походить на героиню бальзаковского произведения.

К сожалению, позднее это значение термина забылось. Более того, термин приобрел какое-то шутливо-ироническое звучание, порой очень даже обидное для женщин. В результате бальзаковским возрастом стали называть возраст от 30 до 40 лет. Причем употреблялся этот термин не только по отношению к независимым женщинам, свободным в своих чувствах, но и ко всем женщинам примерно этого возраста.

Это выражение активно используется в кино, книгах и СМИ. Достаточно назвать популярный телефильм «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», который содержит около сорока серий. Но в настоящее время многое изменилось со времен Бальзака. Прежде всего, если в XIX веке к 30 годам женщина уже должна была иметь детей юношеского возраста, то сейчас 30 лет – это для многих только возраст вступления в брак. Да и современная косметология стала творить такие чудеса, что понятие «бальзаковский возраст» еще более сдвинулось – в сторону 40–45 лет. Типичный пример – известная поговорка: «В сорок пять – баба ягодка опять!»

Разные люди вкладывают в эту фразу совершенно различный смысл. Одни считают, что женщина бальзаковского возраста – это женщина, имеющая жизненный опыт и свое собственное суждение о многих житейских и не только ситуациях. Другие уверены, что это женщина в самом расцвете, уже не девочка, но еще не начавшая увядать.

А что же Бальзак? Он прекрасно умел использовать женщин, которые любили его и были старше по возрасту. Сам он родился 20 мая 1799 года. Его первая женщина, Лора де Берни, родилась 23 мая 1777 года, то есть была на 22 года старше.

Герцогиня Лора д’Абрантес родилась в 1784 году, и она была на 15 лет старше Бальзака.

Зюльма Карро родилась в 1796 году, и она была всего на 3 года старше Бальзака.

Маркиза де Кастри тоже родилась в 1796 году, и она была на 2,5 года старше Бальзака.

Эвелина Ганская родилась в 1801 году, и она была моложе Бальзака.

А графиня Гидобони-Висконти вообще родилась в 1804 году.

Что это за женщины? Это вы узнаете, прочитав книгу. Но одно точно – все они сыграли очень важную роль в жизни великого писателя. Более того, именно они помогли ему стать великим писателем.

Как видим, разница в возрасте Бальзака и его очередной женщины снижалась. Но все они были типичными женщинами «бальзаковского возраста». Самый типичный пример – Лора де Берни. Когда они познакомились, Бальзаку было 23 года, а ей – 45 лет.

Лора д’Абрантес была моложе Лоры де Берни. Но с Бальзаком они познакомились, по разным данным, в 1825 или в 1829 году. То есть герцогине тогда был или 41 год, или все те же 45 лет.

Анриетта де Кастри была еще моложе, но когда Бальзак начал встречаться с ней, ей было 36 лет. С Зюльмой Карро он начал переписываться, когда той исполнилось 33 года, Эвелине Ганской, ставшей потом женой Бальзака, когда писатель повстречался с ней, было 32 года, да и графине Гидобони-Висконти, когда они познакомились, был 31 год.

Итак, мы видим, что и в биографии самого Бальзака значимым для него женщинам было от 31 года до 45 лет. И это в момент, когда они знакомились, ибо потом, в процессе общения, все они становились только старше. И это удивительно, ведь в те времена женщины старше 30 лет уже просто обязаны были быть замужем (тогда девушки выходили замуж в 14–18 лет). Поэтому считалось, что 30-летняя женщина уже вроде бы как и не имеет права на любовь…

Впрочем, как уже говорилось, к середине прошлого столетия временные рамки бальзаковского возраста уверенно сдвинулись к 40 годам, а потом и еще дальше.

Почему все эти женщины так привлекали Бальзака? Потому что они были взрослыми, опытными, вполне сложившимися натурами. Ему нужно было что-то брать от них, и он брал. У кого-то – деньги, у кого-то – полезные советы или знакомства. Короче, он их использовал в своих собственных интересах. А что возьмешь с 18-летней дурочки? Да, она может быть прекрасной, как цветок, но чем она может помочь, поддержит ли в трудную минуту…

Ну а с чисто социальной точки зрения сегодня бальзаковский возраст женщины означает для нее полную свободу. Она уже многое имеет, дети (если они есть) подросли, и женщина может вновь подумать о себе. Она может распределять день по своему собственному усмотрению и посвящать больше времени своим любимым занятиям. Женщина в этом возрасте становится мудрее, она уже научилась разбираться во многих вопросах. Ведь в ее распоряжении – огромный жизненный опыт, которого просто не может быть у 18-летних.

И главное, женщину бальзаковского возраста уже меньше беспокоит плохое поведение мужа, ведь в 40–50 лет многие мужчины уже имеют приличный животик и злоупотребляют алкоголем. А порой и гуляют на стороне… И если для 18-летней девушки это катастрофа, то женщина бальзаковского возраста на это смотрит уже совсем по-другому. Она же личность, ее жизненные интересы давно обрели четкость, и она способна радоваться жизни самостоятельно. Как говорится, «что-нибудь из двух: вас любят или не любят. В обоих этих крайних случаях ревность оказывается совершенно бесцельной». Кстати, знаете, кто это сказал? Между прочим, Оноре де Бальзак.

Американские психологи, проводившие опрос среди женщин бальзаковского возраста относительно их жизнеощущения, с удивлением для себя узнали, что почти все женщины в этот период жизни живут беззаботнее и свободнее, чем раньше, и только теперь могут по-настоящему наслаждаться жизнью.

Да и опросы в нашей стране показывают, что женщины бальзаковского возраста более уверены в себе и более независимы. В большинстве своем они не думают о старости, не записывают себя в старухи. Пока здоровье позволяет, они наслаждаются окружающим миром и жизнью. Ведь человеку именно столько лет, на сколько он себя ощущает.

Сейчас даже русские женщины, которым давно надоело останавливать на скаку коней и входить в горящие избы, научились любить себя. И посмотрите, кто сейчас в основном заполняет тренажерные залы, посещает выставки и ездит на экскурсии… Закрасить седину сейчас – не проблема. Сбросить пяток лишних килограммов – тоже. И нормальная женщина бальзаковского возраста уже не позволит себе быть «разведенной» каким-то юнцом из провинции, она сама кого угодно «разведет», особенно молодого и неопытного. И использует она его так технично, что мужчина при этом будет уверен, что это он ее использовал…

А, кстати, вы заметили, что термин «бальзаковский возраст» не употребляется в отношении мужчин? И это потому, что современные мужчины в 40–50 лет в большинстве своем представляют собой весьма жалкое зрелище. А на некоторых и в 30 лет без смеха не взглянешь. Это и понятно, ведь путь к их сердцу лежит через желудок, и молчаливы они лишь потому, что им нечего сказать, и от мальчишек они отличаются лишь стоимостью своих игрушек. И пусть вести здоровый образ жизни модно, но они-то за модой не гонятся…

И что удивительно, именно такие вот мужчины очень любят говорить про женщин бальзаковского возраста с оттенком презрения, связывая его с физическим и психологическим увяданием и развивая в женщинах комплексы по поводу собственного возраста.

А что тут комплексовать? Ведь «женщина всегда на семь лет моложе, чем утверждают ее подруги, и на пять лет старше, чем дают ей мужчины». Это Джина Лоллобриджида сказала, одна из красивейших женщин на свете, секс-символ 50-х гг. Она, кстати, родилась в 1927 году, и ей сейчас далеко за восемьдесят…

Правда, есть и иные мнения. Например, вот такое:

«И вот, нежданно-негаданно, ты становишься женщиной среднего возраста. Никто не замечает тебя. Ты обретаешь удивительную свободу – свободу человека-невидимки».

А это слова английской писательницы Дорис Лессинг. Но она, между прочим, родилась в 1919 году, а Нобелевскую премию по литературе получила в 2007 году, то есть в 88 лет. Так что правы те, кто считает, что в пятьдесят жизнь только начинает заканчиваться. Ну и, конечно, «каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает». А это уже слова знаменитой Коко Шанель, которая умерла в 1971 году в возрасте 87 лет.

А что же Бальзак? Да, он использовал женщин бальзаковского возраста. Он стал тем, кем стал, во многом именно благодаря им. Но, кстати, последняя его женщина, Эвелина Ганская (практически наша, между прочим, соотечественница), когда Бальзак умер 18 августа 1850 года, печалилась недолго. Сначала она нашла утешение в объятиях молодого литератора Жюль-Франсуа Шамфлёри, изучавшего жизнь и творчество Бальзака, а затем, в 1852 году, стала любовницей художника Жана Жигу. Ей тогда был 51 год, а умерла она в возрасте «за восемьдесят», прекрасно подтвердив тезис о том, что хороши женщины, не скрывающие своего возраста, но еще лучше те, которым и незачем это делать.

И кто после этого скажет, что после пятидесяти женщина оказывается на излете своей сексуальной привлекательности, за порогом своего женского счастья…

А вот Лора де Берни умерла в 1836 году в возрасте 59 лет. Она так и продолжала любить Бальзака, а он в это время веселился с другой женщиной. Да, он любил Лору, но по-своему. Слишком уж «по-своему». Она стала ему больше чем матерью. Она всегда поддерживала его словом и делом. Она думала о нем даже в последние минуты своей жизни.

В психологии это называется «якориться». Под этим подразумеваются события или люди, когда-то вызвавшие у человека сильные эмоции, а потом зафиксированные его бессознательным и многие годы спустя вызывающие схожую эмоциональную реакцию.

«Якориться» неправильно, а порой и весьма опасно. «Заякоренную» эмоцию можно и нужно перебивать другой сильной эмоцией или, в конце концов, каким-то делом. Недаром же меньше всего депрессий бывает у людей в деревне, ведь им надо и корову подоить, и дрова наколоть, и печь растопить, и за водой сходить – короче, куча дел, переживать некогда. А в городе «не якориться» женщинам помогает карьера, а также такое универсальное средство, как дети и внуки, в которых многие, став мамами и бабушками, растворяются практически полностью.

Но проблема Лоры де Берни была гораздо сложнее, ведь Бальзак был на 22 года ее моложе. Это для женщин бальзаковского возраста нередко становится вопросом непреодолимым. Тут очень часто происходит трансформация ума и характера, ибо увядающая женщина проецирует на значительно более молодого партнера свою, как ей кажется, последнюю любовь.

Дело в том, что молодая женщина всегда сексуально одаривает молодого мужчину (я молода и красива, и тем самым я уже есть счастье) и требует за это благодарности. А вот женщина бальзаковского возраста уже понимает, что и ее возлюбленный в равной мере осчастливливает ее. Если он намного моложе, то он дарит ей свою мужскую силу, свое тело, свое внимание. И она учится принимать этот дар, учится быть за него благодарной. Она становится мудрее…

И хорошо, когда между молодым мужчиной и женщиной бальзаковского возраста в главном имеет место некий паритет: она – ему, а он – ей. И плохо, когда этот паритет нарушается. К сожалению, большинство мужчин откровенно не ценят опыт и душевное богатство той, которая «уже достигла вершины своей горы жизни и начала спуск в долину женского забвения». Их этому просто не научили. А ведь любовь уже стареющей женщины может стать исключительным счастьем для мужчины. У таких женщин любовь – как лебединая песня. И тут ценится все… Как в последний раз… И любой пастушок может показаться принцем. А если женщина бальзаковского возраста опытна и мудра, она, конечно же, видит, что никакой это не принц, но… она так рада обманываться…

О первой любви много всего написано. О последней – гораздо меньше. А между тем именно последняя любовь женщины, женщины мудрой и опытной, – это любовь исключительная, ибо стареющая женщина умеет мужчину любить. Умеет его ценить. Умеет быть ему благодарной. Жаль только, что не все мужчины понимают это. Вот и Бальзак сменил женщину, которая была на 22 года его старше, на ту, что была старше «всего» на 15 лет. А потом – на два-три года… А потом нашел себе тех, кто помоложе. Но вот стал ли он от этого счастливее…

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бальзаковские женщины. Возраст любви (С. Ю. Нечаев, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

В ранней юности выражение «дамы бальзаковского возраста» звучит для нас как деликатный или, напротив, саркастический намек на женскую старость. Откуда взялось это словосочетание и что оно означает на самом деле?

Посетители интернет-форумов иногда спорят на тему: «Бальзаковский возраст - это сколько?» Как правило, дамы настаивают на том, что данное определение относится к возрасту 30-40 лет. Мужчины в большинстве своем считают, что женщине «бальзаковского возраста» гораздо больше лет: от 40 и старше.

Разница в толковании смысла данного выражения определяется тем, как современные люди воспринимают понятие «зрелость».

Итак, «бальзаковский возраст» - это сколько?

Некоторые наши современники по простоте душевной глубоко убеждены, что «женщина бальзаковского возраста» - это дама, которой столько же лет, сколько было первой любовнице юного Оноре.

Сегодня, когда молодежь уже мало читает классиков, предпочитая в лучшем случае ознакомиться с адаптированным изложением основной сюжетной линии в сокращенном варианте, вопрос «бальзаковский возраст - это сколько лет?», вызывает оживленные споры. публикации статей о бурной личной жизни писателя. В погоне за жареными фактами, недобросовестные «знатоки» не торопятся проверять подлинность информации. Одни утверждают, что у Бальзака в молодости был роман с женщиной 42 лет, другие настаивают на том, что ей было 53 года. Следовательно, возникает путаница в попытках определения понятия «бальзаковский возраст». Это сколько: 42 или 53? Но неправы ни те, ни другие.

Немного истории

В 1842 году Оноре де Бальзак опубликовал произведение под названием «Тридцатилетняя женщина». Этот роман о возвышенном чувстве «запретной любви», которое противопоставлялось примитивному сосуществованию в законном браке, вызвал в обществе отклик и умножил популярность автора.

В наше время мало кому придет в голову назвать тридцатилетнюю женщину старой. Статистические исследования последних лет подтверждают факт, что именно в этот женщины становятся наиболее сексуальными, а умение следить за собой в сочетании с возможностью вести активный образ жизни делают наших современниц неотразимыми и в гораздо более зрелом возрасте.

Но не стоит забывать, что в бальзаковскую эпоху женщина была бесправным существом, и ее жизнь проходила в замкнутом пространстве между кухней, детьми и церковью. Только удачный брак мог принести женщине счастье. Девушка считалась перспективной невестой лишь до 18-19 лет. В 20 лет и старше шансы выйти замуж существенно уменьшались. А уж незамужняя тридцатилетняя женщина и вовсе мало кого интересовала, ее жизнь однообразно тянулась под лозунгом: «замуж - поздно, умирать - рано».

Но и редко у кого была счастливой. Поскольку при самым существенным вопросом был финансовый, невеста чаще всего оставалась не более чем удобным многофункциональным приложением к контракту. Без права на собственное мнение, жена становилась живой игрушкой в руках мужа.

Замужняя женщина тридцати лет считалась глубокой старухой, хотя вполне могла блистать на балах, подчеркивая высокое своего супруга. Ей разрешалось быть привлекательной и в то же время недоступной для других мужчин. Хорошее воспитание, широкий кругозор, природный ум, разностороннее образование и печальная необходимость быть собственностью престарелого мужа, который не заботится об удовлетворении сексуальных, эмоциональных и духовных потребностей своей супруги - такова участь героини Бальзака.

Таким образом, на вопрос «бальзаковский возраст - это сколько?» правильный ответ - после тридцати. Именно такие женщины нравились Оноре де Бальзаку. В возрасте 30 лет, по мнению писателя, женщина созревала телесно и духовно для гармоничных но, по несчастью, в условиях порочного буржуазного общества была вынуждена раньше времени стариться и увядать в законном браке с нелюбимым мужем или под страхом разоблачения вести двойную жизнь.

Художники и скульпторы воспевают ее красоту. Писатели и поэты пытаются постичь глубину ее души. Простые обыватели, руководствуясь личным опытом, делают собственные выводы. В современном обществе прижилось немало стереотипов о женщинах. Мужчины классифицируют «прекрасный пол» по различным критериям: возраст, характер, жизненный опыт, стиль и манера поведения. Наиболее ранние из сложившихся стереотипов: романтичная «тургеневская девушка» и умудренная опытом «»

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

Типичная героиня произведений Ивана Тургенева: скромная, замкнутая, чувствительная девушка. Тургеневская героиня хорошо образованна и весьма рассудительна. Она плохо ладит с людьми, предпочитая жить в своем собственном мире. Искренность и честность - вот что отличает ее от прочих женщин. «Тургеневская барышня» не отличается яркой внешностью, скорее ее можно назвать «дурнушкой». Лоск и элегантность внешнего мира для нее не более, чем декорация, гораздо важнее-истинные, не показные достоинства и стремление служить идее. Вопреки стереотипу о слабости ее натуры, она обладает сильным характером. Уверенно идет к своей цели, не сворачивая с намеченного пути. Упорство, решительность, упрямство - черты характера, позволяющие этой мечтательной девушке добиваться немалых высот (иногда гораздо больших, чем мужчина). Ей присуща жертвенность, взрывная экспрессивность и неотступное желание следовать за любимым. Такие девушки любят не «за что-то», а «несмотря на…». Зачастую ее избранник оказывается недостойным, однако она бесконечно ему верна, несмотря на сопротивление родителей и прочие преграды.

ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА

Зрелая женщина «в самом соку», опытная, мудрая, с устоявшимися взглядами на жизнь. Она абсолютно точно знает свои сильные и слабые стороны, как внешности, так и характера. С возрастом женщина становится более раскрепощенной, она начинает ценить удовольствия и перестает отягощать себя лишними предубеждениями и комплексами.

В силу того, что биологические часы бальзаковской женщины набирают обороты, она не просто живет, она умеет находить прелести в каждом прожитом дне.За последние полвека женщины прошли нелегкий путь, чтобы доказать, что после сорока она - отнюдь не унылая и ворчливая мегера. Начиная с 60-х годов, вместе с сексуальной революцией и рок-движением, женщины отвоевали право на уважительное к себе отношение и убедили мир, что они отнюдь не являются мужской тенью. Однако понятие «женщина бальзаковского возраста» далеко не синоним «феминистки». Они вовсе не стремятся к полному равноправию с мужчинами во всех сферах общества. Эти дамы лишь знают себе цену.

ИСТОРИЯ

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

Обобщенный образ нескольких героинь произведений Тургенева 1850-1880х годов. Во многом следуя пушкинскому образу русской женщины, Иван Сергеевич показывает естественность и яркость чувственного восприятия тургеневской девушки, ее нравственность, чистоту и превосходство над прочими представителями дворянской интеллигенции.

Образ «тургеневской девушки» не был статичным. С каждой новой повестью типическое обобщение этого образа становилось все более глубоким и современным. В повести «Ася» Тургенев ярко описывает натуру русской девушки, преисполненной «крылатых надежд».

Впоследствии этот образ встречается в произведениях многих знаменитых писателей, таких как Чехов и Аверченко. Однако, последний горько шутит о недостижимости подобного женского идеала.

ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА

После выхода в свет произведения «Тридцатилетняя женщина» Оноре де Бальзака женщинами бальзаковского возраста стали называть дам от 30 лет и старше. Причем, в исконно бальзаковском понимании, старше ровно настолько, насколько это угодно самой женщине, чтобы любить и ощущать себя любимой.

В то время девушек рано выдавали замуж. К двадцати пяти годам они уже обзаводились многочисленным потомством, а к тридцати считались вполне состоявшимися замужними женщинами.

Бальзак же продлил возраст женщины, в котором она способна любить. Он взял на себя смелость воспеть зрелую женщину, которая до него была обречена на пассивную жизнь и одинокое существование.

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

Ныне представление о тургеневской девушке немало изменилось. В современном обществе данный эпитет ошибочно ассоциируют с девушкой несовременной, старомодной и слабой. Идеалистка по своей натуре, она сентиментальна, не приспособлена к жизни и оттого плаксива и очень ранима. В представлении подавляющего большинства обывателей «тургеневская барышня» - романтичная, хрупкая, трогательная особа, как правило, в скромном платье, с длинной девичьей косой и возвышенными мечтами о любви и смысле жизни. Она мгновенно смущается, краснеет и неизменно следует за своим возлюбленным, невзирая на все преграды. Этакий образ «идеальной жены», созданной для семейной жизни, ибо она никогда не пойдет «налево», будет стоически выносить все жизненные перипетии, воспитывая детей и боготворя своего мужа.

ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА

По нынешним меркам «женщиной бальзаковского возраста» считается женщина немного после сорока. На этот возрастной период приходится истинный расцвет женщины, ее внутренний ренессанс. Потому поговорка «В сорок пять - баба ягодка опять» весьма оправдана и возникла не на пустом месте.

Современные женщины бальзаковского возраста активны, успешны, целеустремленны. Они нередко занимают высокопоставленные должности, курируют серьезные проекты. Они следят за своим внешним видом, при этом, имея за плечами огромный жизненный опыт. В наши дни женщины бальзаковского возраста сами решают, любить ли и быть ли им любимыми, разводиться с уже опостылевшим мужем или хранить супружескую верность во имя собственной репутации и доброго имени.

«ЗНАМЕНИТЫЕ ТУРГЕНЕВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ВЫЗЫВАЮТ ЛЮБЫЕ ЧУВСТВА, КРОМЕ ЖЕЛАНИЯ С НИМИ ПОЗНАКОМИТЬСЯ…» СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВИЧ.

«ЮНОСТЬ ЛЮБИТ ЛАКОМИТЬСЯ ЗРЕЛЫМИ ПЛОДАМИ, А ИМИ ИЗОБИЛУЕТ ЩЕДРАЯ ОСЕНЬ ЖЕНЩИН…» ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК.

В ПОВЕСТИ «АСЯ» ТУРГЕНЕВ ЯРКО ОПИСЫВАЕТ НАТУРУ РУССКОЙ ДЕВУШКИ, ПРЕИСПОЛНЕННОЙ «КРЫЛАТЫХ НАДЕЖД».

БАЛЬЗАК ПРОДЛИЛ ВОЗРАСТ ЖЕНЩИНЫ, В КОТОРОМ ОНА СПОСОБНА ЛЮБИТЬ. ОН ВЗЯЛ НА СЕБЯ СМЕЛОСТЬ ВОСПЕТЬ ЗРЕЛУЮ ЖЕНЩИНУ, КОТОРАЯ ДО НЕГО БЫЛА ОБРЕЧЕНА НА ПАССИВНУЮ ЖИЗНЬ И ОДИНОКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ.

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ДАННЫЙ ЭПИТЕТ ОШИБОЧНО АССОЦИИРУЮТ С ДЕВУШКОЙ НЕСОВРЕМЕННОЙ, СТАРОМОДНОЙ И СЛАБОЙ.

ПО НЫНЕШНИМ МЕРКАМ «ЖЕНЩИНОЙ БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА» СЧИТАЕТСЯ ЖЕНЩИНА НЕМНОГО ПОСЛЕ СОРОКА. НА ЭТОТ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД ПРИХОДИТСЯ ИСТИННЫЙ РАСЦВЕТ ЖЕНЩИНЫ, ЕЕ ВНУТРЕННИЙ РЕНЕССАНС



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!