Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Почему дети воруют: в чем причина, и как спасти ребенка. Что делать, если ребенок ворует: поведение и ошибки родителей

Ребенок начал воровать? Не спешите брать в руки ремень, узнайте виды детских краж и их причины.

Детское воровство – не редкость, но для каждой семьи это становится трагедией, нарушающей привычный ритм спокойных будней. Сначала родители замечают, что из кошелька пропадают мелкие купюры, а потом о нечестности ребенка сообщают учителя, родственники, соседи. Не стоит спешить впадать в панику, сначала нужно разобраться, почему дети воруют, какой бывает детская клептомания и как с ней бороться.

Как становятся маленькими ворами

Как утверждают психологи, дети воруют у родителей часто. Родители скрывают этот поступок, как алкоголизм у своего взрослого родственника. Они связывают воровство с криминальным миром и, как правило, испытывают неловкость и растерянность.

Одни родители ругают своего малыша, другие стараются уверить себя, что это они ошиблись в подсчете денег в своем кошельке.

Чтобы правильно реагировать и уберечь свое чадо от неприятных последствий, нужно разобраться, почему ребенок начал воровать? Может быть, его соблазняет легкость добывания денег, на которые в магазине можно приобрести сладости или другие полезные мелочи. Или он протестует против одиночества.

После первой неловкости и боязни за свой поступок, постепенно дошкольник начинает чувствовать себя смелым, ловким и хитрым. Он понимает неблаговидность своего поведения, но желание купить понравившуюся вещь пересиливает чувство стыда. Маленького ребенка часто удерживает от кражи только страх наказания. Но, когда есть надежда, что кража останется незамеченной, то ничего не остановит даже воспитанного малыша. Определив тип кражи, проще найти решение проблемы.

Импульсивное воровство

Поведение малыша, подчиненное требованиям социума, формируется ближе к школьному возрасту. Но подвижные возбудимые дети с трудом сдерживают свои желания.
Причины возбудимости малыша:

  • олигофрения;
  • повышенная возбудимость;
  • психические травмы.

Причиной психической травмы могут быть ссоры родителей, переезд на другое место, поступление в первый класс.

При импульсивном воровстве ребенку сильно хочется чем-то обладать, и он не в состоянии удержаться. За такими детьми нужно строго следить, контролировать их покупки или новые мелкие вещи. Он должен знать, что даже за мелкое воровство его ждет неминуемое наказание. Не следует закрывать глаза на воровство малыша, но не нужно также впадать в панику и жаловаться соседям и родственникам.

Если ребенок ворует у чужих людей, то ни в коем случае замалчивать факты краж не нужно. Как бы ни было неприятно, следует рассказать потерпевшим о краже и заставить виновника вернуть все украденное. Неприятная процедура может послужить хорошим уроком, возможно, она спасет от более тяжких поступков.

Воровство как знак протеста

Ребенок может начать воровать в знак протеста, борясь тем самым с кажущейся ему несправедливостью. Вот реальная история с наглядным примером и советом специалиста, как отучить ребенка воровать.

Мама Васи пришла к психологу с просьбой помочь разобраться с семейной проблемой. Ее сын ворует не только у родителей, но и чужих людей. Выяснилось, что Вася родного отца своего не помнит. Его мама очень удачно вышла второй раз замуж за бизнесмена. Вскоре у них родился общий ребенок, в котором отец и мать души не чаяли.

Мама устроилась на работу, заботилась о младшем, а Вася рос беспризорным парнем. Он замкнулся, мало разговаривал, не имел друзей. Мальчик остро чувствовал свое одиночество, потому что в отличие от младшего брата, на него мало обращали внимание.

Сначала мальчик украл кольцо у бабушки. Она, жалея внука, утаила факт кражи. Но потом он начал брать деньги у своего отчима. На ворованные средства он покупал сладости и просто раздаривал своим менее обеспеченным друзьям. Иногда уносил вещи из дома и дарил их нищим.

Психолог посоветовал родителям выделять сыну деньги на его личные нужды, а часть средств держать в тайном для мальчика, месте. Он порекомендовал ненужные вещи сдавать в благотворительное общество, поручив это старшему сыну. Но, главное – проявлять к мальчику больше внимания и любви.

Забирая у родителей деньги, заброшенный ребенок, таким образом, хочет обратить на себя их внимание. В деньгах такой ребенок не нуждается. Пусть его поругают и даже накажут, но обратят на него, наконец, внимание. Тогда специалисты советуют просто не обращать внимания на пропажу денег или просто пожурить малыша.

Поможет простая похвала за школьные успехи и домашние дела. Попробуйте купить ему долгожданный подарок или сводить в парк, кино, кафе. Маленький человек испытает чувство стыда, которое удержит его от дальнейшей кражи.

Воспитание вора своими руками

Нередко случается, что родители сами виноваты в детском воровстве. Они мечтают, чтобы дети в старости были им опорой и поощряют предприимчивым наклонностям. Взрослые не контролируют детские расходы и бывают довольны, что они не просят у них деньги. Потом удивляются, когда их приглашают в отделение полиции.

Там родители и слышат о страшных поступках своего сына или дочери. Они узнают, что подросток вымогал деньги у учеников младших классов или шантажировал старших. Родители только поощряли самостоятельность своего наследника, желая вырастить его сильной личностью. Но ребенок в определении «сильная личность» может глубоко ошибаться.

Зависть как толчок к краже

Иногда ребенок ворует в школе из зависти. Он завидует более богатым детям и хочет им отомстить. Такое происходит, если родители при школьнике осуждают зажиточных соседей или просто знакомых. Подросток, стремясь восстановить классовую несправедливость, начинает красть. Если его вовремя не остановят родители, то это сделает полиция.

Необходимо следить за своим малышом и вовремя устранять непорядки в его воспитании. Даже если вам свойственно чувство зависти, не выражайте эмоции при детях.

Клептомания – редкое заболевание

Клептомания – это психическое, заболевание, но оно встречается нечасто – из ста взрослых воров клептоманией страдают примерно пять человек. Но, многие из них просто симулируют заболевание. Дети клептоманией почти не болеют, поэтому не спешите ставить диагноз самостоятельно.

Что делать если ребенок ворует деньги без видимых на то причин? Отведите его к психологу, чтобы исключить или подтвердить неприятный диагноз. Постарайтесь отвлечь сына или дочь, например, заведите домашнее животное, воспользовавшись нашими , или помогите ему освоить новые .

Профилактика и осторожность

Если ребенок ворует деньги, советы психолога, начинаются с профилактических мер.

  1. Лучшая профилактика – не давать малышу повода украсть деньги. Нельзя, чтобы он знал, где родители хранят сбережения.
  2. Ребенок должен знать границу между своими и чужими вещами. Своими вещами он может пользоваться, но не имеет право дарить или продавать их. Чужие вещи он не имеет право брать.
  3. Нужно выделять деньги на карманные расходы. К таким деньгам ребенок будет относиться ответственно. Даже младшие школьники, считая эти средства своими, копят их на дорогие вещи. Таким образом, они преодолевают свою импульсивность. Регулярная выдача маленькой суммы научит его бережно относиться к чужой собственности и не воровать.

Теперь вы знаете основные причины детских краж и что делать, если ребенок ворует деньги и врет. Если эти советы не помогут, не затягивайте, а как можно раньше обратитесь к профессионалу.

Содержание статьи:

Ребенок начал воровать - это сигнал тревоги, который игнорировать нельзя. Некоторые родители, боясь общественного осуждения, закрывают глаза на пагубную привычку своего чада. Они уверяют себя, что сами куда-то положили деньги и забыли об этом. Чужую же вещь, по мнению таких горе-воспитателей, их нечистый на руку отпрыск взял по ошибке. Если реагировать на случившееся подобным образом, то из милого малыша вырастет профессиональный вор. Необходимо со всей серьезностью отнестись к решению этой проблемы, которая способна разрушить счастливую жизнь целой семьи.

Почему ребенок начал воровать

В первую очередь, родителям нужно понять, что ребенок не рождается с данной пагубной привычкой. Следовательно, необходимо разобраться с причинами его воровства, которые могут заключаться в следующих факторах:

  • Неправильная модель воспитания . Иногда родители настолько заняты собой, что не замечают негативных изменений в поведении своего потомства. Встречаются даже такие индивидуумы, которые не считают зазорным, если их чадо взяло чужую игрушку. Связана такая реакция или с педагогической неграмотностью родителей, или с элементарной их распущенностью.
  • Пример взрослых . Если папа и мама находились в местах не столь отдаленных за кражу, то не стоит удивляться тому, что их отпрыск полез в чужой карман. Особенно этот факт касается подростков, которые уже все осознают и копируют поведение своих родителей, если те пользуются у них авторитетом.
  • Плохая компания . Как показывает жизненная практика, дурной пример однозначно заразителен. Существует такое понятие, как стадный инстинкт. Именно он зачастую подталкивает детей даже из вполне благополучных и обеспеченных семей к воровству.
  • Деформация личности . Если ребенку с раннего детства не объяснили нормы морали, то последствия такой безответственности не заставят себя ждать. Дети - это глина, из которой взрослые способны вылепить самодостаточную личность. Упустив момент начала присвоения чужих вещей, можно потерять своего ребенка навсегда.
  • Вымогательство . Иногда более старшие дети требуют у своей жертвы удовлетворить их финансовые потребности. Ребенок боится хулиганов и вымогателей, поэтому ему легче украсть деньги у родителей, чем открыть им истину. В дальнейшем он начнет выносить из дома ценные вещи, если малолетние преступники войдут во вкус, чувствуя свою безнаказанность.
Родители и только они виноваты в том, что их ребенок признается со временем асоциальной особой и попадает в колонию для несовершеннолетних. Подобную склонность реально устранить при желании видеть в будущем свое чадо счастливым. 90% малолетних преступников-воришек попадают за решетку именно из-за безразличия к ним родителей.

Разновидности вредной привычки у детей


Исходя из причин возникновения патологической привычки, специалисты четко разграничили подобное асоциальное поведение у ребенка. Существует 6 разновидностей данной патологии, которые выглядят таким образом:
  1. Импульсивное воровство . При психической травме, повышенной возбудимости или олигофрении дети довольно часто посягают на чужое имущество. Именно за подобным контингентом детей необходимо внимательно следить во избежание совершения ими кражи.
  2. Воровство-протест . Обычно данная проблема возникает у заброшенного ребенка. Он может даже воровать деньги у своих обеспеченных родителей, чтобы затем раздать их нуждающимся людям. Любой ценой такие дети пытаются привлечь к себе внимание слишком занятых взрослых.
  3. Воровство-вседозволенность . Некоторые безответственные родители считают предприимчивость их чада отличной чертой характера. Их логические выводы заключаются в том, что все надо нести в дом. Сыну или дочке они внушают, что прощелыгам всегда везет по жизни и без куска хлеба с икрой они никогда не останутся.
  4. Воровство-зависть . Далеко не каждая семья может похвастаться стабильным материальным положением. Одаренные дети иногда попадают в элитное заведение, где учатся дети обеспеченных родителей. Соблазн позаимствовать у них какую-либо дорогую вещь бывает настолько велик, что ребенок осуществляет кражу.
  5. Воровство-бравада . Очень часто ребенок ворует деньги не потому, что они ему остро необходимы. Причина его девиантного поведения кроется в том, что в некоторых детских коллективах этот поступок считается проявлением храбрости. Если кто-либо из класса украл деньги или какой-либо товар в магазине, то его сразу объявляют героем и великим ловкачом. Подобная реакция сверстников подталкивает юного воришку к повторным противоправным действиям.
  6. Клептомания . В данном случае речь идет о довольно редком психическом расстройстве. Следует сразу оговориться, что дети клептоманией практически не страдают. Некоторые маленькие хитрецы, когда их поймали на горячем, просто имитируют у себя данное заболевание. Их обычные оправдания при этом озвучиваются тем, что они вовсе не хотели, но неведомая сила потянула их руку украсть.

Что делать, если ребенок стал воровать

При уже свершившемся факте необходимо вплотную заняться воспитанием своего потомства. Подходить к данному вопросу необходимо с учетом возраста ребенка.

Коррекция асоциального поведения у дошкольника


Родителям следует помнить о том, что уже с 3 лет их малыш прекрасно осознает факт присвоения себе чужой вещи. Однако при этом он не осознает аморальность своего поступка. Крики и обвинения в данном случае однозначно не помогут, поэтому действовать необходимо по-иному:
  • Не ругать ребенка . Самой главной ошибкой родителей является попытка устроить суд Линча своему малышу. Этим можно только напугать детей, но не избавить их от желания присвоить то, что им не полагается. Исключительно беседа в спокойном тоне поможет донести до юного воришки, что так поступать нельзя. Если он решил присвоить себе чужую игрушку, то надо подвести его к той мысли, что ее нужно в срочном порядке вернуть владельцу. В виде примера рекомендуется попросить малыша описать свои эмоции при случае, если у него забрали его любимую вещь.
  • Выявить причину проступка . Иногда родители изумляются, что кражу их ребенок совершил для того, чтобы сделать приятное близким. Следует объяснить провинившемуся, что подарки дорогим людям таким образом не преподносятся. Также рекомендуется показать малышу, как можно изготовить презент собственными руками. Он должен понять, что тот же рисунок или поделка будут приятны папе или маме, а не ворованная вещь. Если же причина кражи заключалась в желании обладать какой-либо игрушкой, то необходимо научить ребенка копить на ее приобретение.
  • Проявлять больше заботы . От детей ни в коем случае нельзя откупаться деньгами или дорогими подарками. Ребенок даже в этом возрасте остро чувствует подмену понятий. Необходимо дать ему возможность почувствовать собственную значимость для родителей. Иногда детям важнее, чтобы их лишний раз похвалили, чем купили очередную безделушку.
  • Узнать подробности происшедшего . Иногда ребенка обвиняют безосновательно, просто переложив всю ответственность на него. Прежде чем устраивать наказание подозреваемого, рекомендуется выяснить суть случившегося инцидента. Если вина доказана безоговорочно, то следует наблюдать за реакцией малыша. Хуже всего будет выглядеть тот факт, что он наотрез откажется признаться в воровстве. В данном случае придется поработать не только над главной проблемой, но и над тем, чтобы объяснить ребенку о недопустимости лжи по отношению к другим людям.
  • Требовать просить разрешения на любые действия . В благополучной семье всегда и везде поведение малыша контролируется взрослыми. Эта непреклонная истина должна быть заложена в сознании ребенка с раннего детства. Вседозволенность приводит со временем к печальным последствиям, поэтому необходимо воспитывать у детей дисциплину.
  • Организовать просмотр мультфильма . В данном случае подойдет «Малыш и Карлсон», где в юмористическом стиле продемонстрировано разоблачение главным героем похитителей чужого белья. Психологи также рекомендуют организовать просмотр мультфильма «Бюро находок», где промышляла ловкая сорока-воровка. Обязательно после такого ознакомления необходимо сделать акцент на том, что главные герои являются положительными персонажами и борются с кражами.
В этом возрасте довольно легко корректировать поведение малыша. Если благоприятный момент упущен, то родителям придется бороться с осознанным желанием у своего потомства воровать.

Что делать, если ворует ребенок-школьник


В данном случае речь пойдет уже о ребенке, который четко понимает неправильность своего поведения. При вопросе, что делать, если ребенок ворует, стоит предпринять следующие меры воздействия на подрастающего отпрыска с девиантными наклонностями:
  1. Изучить круг общения своего чада . Вероятность того, дети начали присваивать себе чужие вещи из-за плохого влияния, довольна велика. Необходимо тщательно проанализировать поведение друзей своего ребенка, чтобы сделать окончательные выводы. Делать это нужно тактично и ненавязчиво, чтобы еще больше не усугубить возникшую ситуацию.
  2. Поддерживать тесную связь с классным руководителем (воспитателем) . При проблеме, как отучить ребенка воровать, без помощи педагогов не обойтись. Именно они могут подсказать, кто может плохо влиять на их подопечного. Грамотный специалист сам обратится к родителям, если заметит какие-либо отклонения в поведении ребенка.
  3. Следить за появлением в доме чужих вещей . Дети любят обмениваться игрушками и сувенирами, но это не может быть постоянным явлением. Любого родителя должен насторожить тот факт, что их ребенок приносит из садика или школы довольно дорогие вещи. При этом он объясняет это тем, что нашел их совершенно случайно. Дороги не вымощены ценными предметами, о чем не стоит забывать папам и мамам.
  4. Учить ребенка копить на дорогую вещь . На многие торжественные события родственники детям преподносят презенты в виде денежного эквивалента. Следует объяснить своему чаду, что транжирство часто приводит к тому, что потом в кармане гуляет ветер. Для приобретения заветной вещи не нужно воровать, а стоит немного потерпеть и накопить нужную сумму.
  5. Устранить двойные стандарты воспитания в семье . Если один из родителей сквозь пальцы смотрит на кражи его ребенка, а второй активно с ними борется, то можно поставить крест на желании избавиться от существующей проблемы.
  6. Постоянно поощрять ребенка . Ему станет однозначно стыдно, если после плохого поступка родители предложат ему посетить какой-нибудь аттракцион, кино или кафе. Делать это нужно как можно чаще, чтобы малолетний воришка понял, что папа и мама любят и доверяют ему.
  7. Не замалчивать о факте кражи . Стыдно, обидно, но не смертельно огласить ее в случае, когда любимый отпрыск был пойман на горячем. В семьях, где не выносят сор из избы, затем происходят самые необратимые последствия.
  8. Пересмотреть запросы ребенка . Иногда родители ограничивают своего ребенка в самом необходимом. Именно эта причина заставляет детей похищать вещи и деньги у своих ровесников. Необходимо следить за тем, чтобы сын или дочь не стали белой вороной в коллективе, который бывает довольно жесток в своей оценке.
  9. Объяснение последствий воровства . Незнание законов не освобождает от уголовной ответственности за правонарушения. Необходимо напоминать своему ребенку о том, что кража не является невинной шалостью, а считается серьезным проступком, который карается Законом. Подростку можно продемонстрировать кинофильм «Пацаны», где без лишних слов показана судьба детей с девиантным поведением.

Профилактика детского воровства


Беду можно и нужно предотвращать, а не сетовать затем на судьбу. Детское воровство реально ликвидировать на корню, если вести себя следующим образом:
  • Ликвидация соблазна украсть . Зачем тревожить лихо, пока оно тихо? Не стоит держать ценные вещи на видном месте, провоцируя таким образом несформировавшуюся личность. Деньги также следует припрятать подальше, чтобы полностью ограничить доступ к ним сына или дочки. Некоторые родители считают такие меры предостережения унижением достоинства ребенка. Однако потом очень удивляются тому факту, что в доме пропадают вещи и их приглашают к инспектору по делам несовершеннолетних.
  • Четкое разграничение понятий «мое - чужое » . Во избежание воровства необходимо предельно ясно дать понять своему ребенку о неприкосновенности того, что ему не принадлежит лично. Говорить при этом необходимо спокойно, но довольно твердо и безапелляционно.
  • Выделение карманных денег . Некоторые родители считают, что таким образом балуют своих детей. Придерживаясь этого мнения, они лишают ребенка даже мелочи на поход в кино или школьный завтрак. Они не думают о том, что их отпрыску будет гораздо приятнее подкрепиться в столовой вместе с друзьями, чем есть в одиночестве заготовленные мамой бутерброды. К тому же ребенок имеет право выбрать сок и булочку по своему усмотрению. Родителям главное при этом следить, чтобы их чадо карманные деньги не тратило на вредную для его подрастающего организма пищу в виде чипсов и кока-колы.
  • Использование личного примера . Ни в коем случае нельзя при ребенке показывать свою зависть к более обеспеченным людям. Именно такие гневные речи формируют у детей чувство социальной несправедливости и желание отнять дорогую вещь у ровесника с богатыми родителями. День изо дня необходимо рассуждать вслух о том, что воровство - это очень плохой поступок, на который способны только непорядочные люди. Ребенок словно губка впитывает то, что говорят его родители. При этом важно обращаться не к нему, а просто произносить данные истины во время любой беседы.
Что делать, если ребенок ворует - смотрите на видео:


При вопросе, почему ребенок ворует, рекомендуется, прежде всего, проанализировать взаимоотношения, которые существуют в семье. Необходимо также пересмотреть свою модель воспитания сына или дочери, которые начали посягать на чужое. В особо проблемных случаях следует обратиться за помощью к психологу.

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагирует очень остро: растерянность ("Как это могло произойти с моим ребенком?"), паника ("Что подумают окружающие?""", "Я плохой воспитатель…"), желание "наказать так, чтоб неповадно было". Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Термины "кража", "воровство" вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии.

Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать "моя вещь" - "чужая". Ребенок постарше (четыре - шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают более шокированы произошедшим, если это дорогая вещь, чем когда речь идет о какой-нибудь мелочи - пластмассовая игрушка, например.

Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения. Дети в возрасте до пяти лет вообще эгоистичны, и зачастую их основная цель найти и взять то, что им хочется. Именно поэтому родители должны приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом.

Существует множество причин, по которым дети могут брать чужие вещи .

Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причиной такого поведения является особенность сознания ребёнка-дошкольника: для него такие понятия как "моё", "твое", "чужое" абстрактны и непонятны.
Простой пример: двух - трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и принадлежность, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Ненадо называть его вором, лучше рассказать ему, что это чужая игрушка, и поэтому брать ее нельзя, ведь сам ребенок этого еще не знает и без помощи взрослых не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

Дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найденные» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности.

Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто, они ищут внимания со стороны не только родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

Дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения.

Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.

Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть.

Ребенок может украсть, желая наказать кого-либо или отомстить ему.

Как себя вести, если дошкольник принес домой чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Пожалейте малыша, и ему сразу станет стыдно. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку.

Если малыш понимает свою вину, перенесите акцент на переживаниях и чувствах человека, лишившегося любимой вещи, как ему плохо и т. д. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений и публичных разбирательств, лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть. Как только ребенок поймет и согласится, что его поведение было неправильным, дайте ему возможности исправиться.

Если ребенок был замечен в краже :

    - не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он "вор".

    Не называйте его вором, не навешивайте ярлыки предсказывая уголовное будущее.

    Не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);

    Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;

    Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.

    Не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" и пр. - это совершенно бесполезно и даже вредно.

    Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.

    Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я лучший и единственны", ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

    Что могут сделать родители чтобы предотвратить случаи воровства.

      Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать - это плохо.

      Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.

      Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.

      Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.

      Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей - вы сами купите ему все, что нужно.

      Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.

      Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.

    Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить малыша, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.

    Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?

    В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.

    Проблема воровства актуальна особенно сегодня, когда в СМИ то и дело сообщают об очередных миллионных взятках чиновников и министров и их безнаказанности. Воровство процветает во всех эшелонах власти страны. Причина чиновничьего порока даже не в ненасытной жадности к деньгам и вещам, а в отсутствии преступления. Вины нет, так как чиновник не украл, а взял. Он имеет власть – имеет и право брать столько, сколько ему нужно. Порочный круг.

    Меня больше интересует детское воровство, его причины и коррекция поведения ребенка. Ворующих детей ошибочно называют клептоманами.Клептомания (слово «klepto» переводится с греческого как «похищаю», слово «mania» означает «безумие») — психическое заболевание, которое проявляется в навязчивом влечении к хищению вещей. Этой болезнью страдают около 0, 05 % человек по всему миру. Случаев заболевания клептоманией в детском возрасте практически не зарегистрировано. Вывод один: воровство – не болезнь, а плохое воспитание.

    В чем заключается психология этого недуга? И стоит ли родителям бить тревогу по этому поводу? Дети младшего возраста не способны контролировать свои желания. В силу детской импульсивности они хватают все, что им нравится. На детской площадке мой двухлетний племянник берет чужую игрушечную машинку и уходит с ней домой. Ему приглянулась игрушка, и он руководствуется внезапно охватившими его эмоциями. Такое поведение не имеет ничего общего с воровством. Объяснить двухлетнему или трехлетнему малышу понятия «твое» и «чужое» сложно, но родителям важно попытаться помочь крохе разобраться в том, что эта игрушка чужая и ее брать нельзя.

    У детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет) развито представление о личной собственности, но не сформирована способность оценивать свои действия. Сильное желание обладать чем-либо провоцирует их на воровство. Младший дошкольник нуждается в помощи взрослых. Этому возрасту характерна все та же импульсивность.

    Обратите внимание!!!

    Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

    Родители должны обсудить с ребенком этот негативный поступок и особое внимание обратить на чувства человека, лишившегося своей любимой вещи. Важно убедить малыша в том, что ему нужно стыдиться таких действий и больше так себя не вести.

    В 6 лет дошкольник идет на воровство осознанно. Им двигают разные мотивы: отомстить кому-либо, привлечь внимание сверстников…Его не пугают родительские наказания. Он ворует книжку или игрушку, чтобы наказать сверстника за то, что тот не дал ему ее посмотреть. Девочка может подарить своим подругам мамины украшения, чтобы завоевать доверие к себе. Мальчик — раздать в садике папины деньги. Сделав что-нибудь приятное, бедняга ждет признания со стороны окружающих его детей.

    Причина воровства – низкая самооценка, неумение общаться со сверстниками. Шестилетний малыш еще не знает, как завести друзей. По его мнению, человека замечают только тогда, когда у него есть что-то ценное. Задача родителей – дать детям представление понятия «дружба», научить культуре общения через определенные игровые ситуации.


    У детей 8-11 лет недостаточно развита волевая сфера. Они совершают кражу, так как не могут справиться с соблазном. Им трудно противостоять желанию – иметь чужую вещь. Конечно, в скором времени они будут стыдиться этой неприятной истории. за кражи в этом возрасте бессмысленно. Волевые качества нужно воспитывать.

    Подростки в 12-15 лет совершают воровство сознательно. В моей школе у педагогов часто пропадают деньги из сумки и из карманов. Интересно то, что воруют дети, как из малообеспеченных, так и из «внешне благополучных» семей. И в одном и в другом случае родители не знают, как складываются отношения детей с одноклассниками и друзьями и какие нравственные ценности в них заложены. Факт воровства в 12-15 -летнем возрасте свидетельствует о наличии вредной привычки и отсутствии должного семейного воспитания.

    Взрослые могут воровать на глазах у ребенка и говорить ему о необходимости быть честным человеком. Убедить детей в чем-либо возможно только в том случае, если дело не расходится со словом.

    В семье моих знакомых родители не испытывают стыда за воспитание сына, заявляя открыто: «попался, говорила же, не умеешь – не воруй». Таким заявлением они дают ему свободу действий. В дальнейшем он будет проявлять все меры предосторожности, чтобы не быть замеченным. Беседа с детьми эффективна в здоровой семье, где соблюдаются моральные нормы. Никакие убеждения и наказания не помогут, если родители лгут или показывают дурной пример.

    • отсутствие последовательности в воспитании (сегодня проявляем строгость, завтра – слабость);
    • отсутствие моральных принципов;
    • несогласованность родительских требований;
    • воспитание детей во вседозволенности;
    • авторитарный стиль воспитания.

    Почему ребенок ворует и что с ним делать? Психологи не дают точного ответа на этот сложный вопрос. Действия родителей могут быть самыми разными и зависят они от причины, по которой он делает неверный шаг.

    Причины детского воровства:

    • Детское одиночество (недостаток родительской любви);
    • Возможность обладать долгожданной игрушкой;
    • Отсутствие карманных денег;
    • Способ самоутверждения в коллективе сверстников;
    • Подражание дурному примеру родителей;
    • Вымогательство со стороны старшеклассников.
    • Постарайтесь разобраться в детской психологии. Детское воровство — не серьезный проступок, а проблема, от которой страдает ваш ребенок. Это, своего рода, сигнал о том, что у него не все в порядке в отношениях с окружающим миром или с вами.
    • Обсудите ситуацию в спокойной обстановке. Проявляйте тактичность и не начинайте разговор с вопроса: «Как ты мог это сделать?» Постарайтесь понять причину «как и почему это произошло».
    • Проанализируйте свои семейные отношения. Подумайте о том, сколько времени вы уделяете своим детям?
    • Не называйте ребенка вором. Помните известное изречение: «Человеку свойственно ошибаться».
    • Не сравнивайте его с другими детьми: «Твой друг Саша никогда так не сделал бы, за что мне это наказание?»
    • Не переходите на личность, осуждайте поведение.
    • Не рассказывайте о недостойном поведении своего чада посторонним людям. Этим вы нанесете ему большую психологическую травму. У него возникнет неуверенность к себе и недоверие к вам.
    • Будьте искренними и доброжелательными. Ребенок должен почувствовать ваше огорчение и постараться больше вас не расстраивать.
    • Постарайтесь вернуть вещь владельцу, но не требуйте от сына или дочери публичных извинений. Разделяйте с ними ответственность за совершенный проступок.
    • Не напоминайте ребенку об этом нелепом случае, ваши упреки доставляют ему страдания.

    Предлагаю вам посмотреть видеоконсультацию психолога, которая поможет поэтапно отучить ребенка от воровства.

    Уважаемые родители! Не забывайте о том, что от вашего внимания зависит поведение ваших детей. Решайте проблему детского воровства вовремя. Детское воровство может привести к проблемам с законом. Помните: ответственность за воровство лежит в первую очередь на родителях.

    Конечно, если речь идет о детях 2−4 лет, то заигранную у друга машинку или пупса трудно назвать сворованными в общепринятом понимании. Часто в этом возрасте дети просто не делят вещи на «свои» и «чужие» и не догадываются, почему одной игрушкой можно смело играть, а чтобы взять другую, нужно просить разрешения.

    Однако если ваш ребенок уже имеет некие представления о собственности и знает, что у каждой вещи есть хозяин, его поступок можно идентифицировать именно как воровство. Уже в 4−6 лет подавляющее большинство детей четко понимают, что забирают чужое, и, как правило, осознают, что спасибо им за это не скажут. Однако, даже рискуя быть раскрытыми, они все равно на это идут. Почему? Психологи выделяют три основные причины детского воровства.

    1. Детская импульсивность. Бывает так, что какая-то вещь по тем или иным причинам поражает воображение ребенка и всем его существом овладевает единственная мысль: «Это должно быть моим!» Малыш может понимать, что поступает нехорошо, но как только появится возможность, все равно похитит вожделенный предмет. Также ребенок может украсть и деньги, если увидел игрушку своей мечты в магазине.
    2. Необходимость адаптироваться в новом коллективе. Так малыш пытается завоевать намеченное для себя положение. Например, он может стащить из дома деньги, чтобы купить сладости для друзей и тем самым добиться их симпатии и снисхождения. В этом случае воровство стоит рассматривать как сигнал к тому, что ребенок не умеет общаться, отстаивать свои позиции и не может найти свое место среди сверстников.
    3. Нехватка внимания в семье. Возможно, своровав дорогую для вас вещь, ребенок хочет показать, что нуждается во внимании и ласке. Он готов даже принять наказание, лишь бы стать центральной фигурой в вашей жизни хотя бы на некоторое время. Поэтому неудивительно, что случаи воровства особенно часты в те периоды, когда жизнь семьи резко меняется (развод, переезд, смерть близких) и взрослым попросту некогда заниматься проблемами малыша.
    Кстати: причиной детского воровства может быть слишком строгое воспитание, когда родители очень жестко ограничивают покупку недорогих, но статусных для ребенка вещей — жвачки, чипсов со вложенными фишками или киндер-сюрпризов с игрушками модной серии.

    Что делать, когда преступление раскрыто

    Итак, вы обнаружили пропажу и воришка уже не отпирается от содеянного. Что дальше? Без наказания не обойтись, считают психологи. Но не торопитесь стучать по попе.

    Выясните у ребенка, в чем причина его поступка. Если среди его вещей затесалась чужая игрушка, вполне возможно, что он просто обменял ее у друга на свою. А деньги стянул, чтобы сделать вам же подарок к какому-нибудь празднику. Но даже если окажется, что, вытаскивая купюру из кошелька, малыш понимал, что поступает плохо, постарайтесь узнать, на что он собирался ее потратить.

    Кстати: если хотите добиться максимальной откровенности, во время разговора ваши глаза должны находиться на одном уровне с глазами ребенка, чтобы он мог почувствовать себя на равных. В этом случае вы скорее услышите истинную причину вместо неуклюжей легенды

    Постарайтесь объяснить ребенку, почему он должен будет исправить содеянное и почему будет наказан. Только тогда наказание окажется эффективным и возымеет свое действие. В противном случае дитя не усвоит урока, зато быстро научится выкручиваться и маскироваться.

    Наказание обязательно должно быть соразмерно проступку. Во‑первых, необходимо понять, чувствует ли ребенок стыд и раскаяние. Во‑вторых, взвесьте, насколько серьезным был проступок и легко ли его исправить. В некоторых случаях сам процесс исправления уже является хорошим наказанием: например, самостоятельно вернуть украденную игрушку и принести извинения другу — процедура довольно унизительная. После нее, как правило, не требуется никакого дополнительного наказания: маленький человек и так усвоит, что воровать нехорошо.

    Обсуждая с ребенком происшедшее, не навешивайте на него ярлыков и не перегибайте палку в обличительной речи , иначе он будет скрывать от вас любое действие, которое сочтет постыдным. А сразу после того, как виновный будет наказан и получит «официальное» прощение, забудьте о случившемся и никогда не припоминайте этого в ссорах. В противном случае весь эффект сойдет на нет — малыш будет думать, что навсегда лишился вашего доверия, и взамен отнимет свое.

    Профилактика воровства и опыт родителей

    Как сделать так, чтобы ребенок никогда не воровал

    Этим вопросом задаются многие родители. Конечно, со стопроцентной гарантией предотвратить детское воровство невозможно, но превентивные меры, безусловно, существуют.

    Не провоцируйте! Многие папы и мамы оставляют на виду деньги и драгоценности, будучи уверенными, что их ребенок точно не возьмет ничего без разрешения. Но он еще слабо контролирует себя и порыв бывает сильнее страха перед наказанием. Скорее всего, малыш поддастся соблазну и с большой долей вероятности возьмет то, что само идет к нему в руки. Вывод очевиден: все, что следует спрятать от детских глаз, должно быть спрятано.

    Разговаривайте о деньгах. Ребенок может не знать цены деньгам и реальной стоимости вещей просто потому, что ему не приходилось сталкиваться с этим напрямую. То есть вы никогда не доверяли ему в вашем присутствии сделать маленькую покупку — шоколадку или воздушный шарик. Может быть, вы излишне строги с ним и он боится попросить у вас какую-то вещь, которая ему уже по ночам снится. Или, напротив, покупаете ему все, чего бы он ни пожелал, не объясняя, что деньги даются вам трудом, а не падают с неба. Поговорите с ребенком об этом. Если есть возможность, возьмите его хотя бы раз на работу и покажите, чем вы там занимаетесь. Расскажите, на что собираетесь потратить деньги — на отдых, на новые сапоги для вас или велосипед к его дню рождения.

    Кстати: если малыш мечтает о какой-то вещи, не заставляйте его ждать эту вещь слишком долго, даже если, на ваш взгляд, все подарки должны быть «вымечтанными».

    Развивайте чувство собственности. Бывает так, что ребенок не умеет дифференцировать вещи по принципу «мое» и «чужое», потому что у него нет своих личных вещей. В семье все общее, и даже игрушками ему не разрешают играть по собственному усмотрению: все время предупреждают, чтобы не сломал, не испачкал. Позвольте ребенку распоряжаться личными вещами так, как он считает нужным. Со временем это научит малыша дорожить своим имуществом, и он станет понимать, почему люди расстраиваются, когда у них что-то пропадает.

    Детское воровство цифрах

    • 95% детей воровали хотя бы раз в жизни
    • 75% из них делали это только 1 раз
    • 20% магазинных краж происходит импульсивно
    • 5% магазинных краж — попытка привлечь внимание
    • 3% воровавших в детстве становятся настоящими ворами

    Реальные истории

    Рита, 30 лет, финансовый аналитик:

    «Уже перед самой школой в детском саду давали нам подарки в бумажных пакетиках, со всякими конфетами и мандаринками. А мне кроме собственного пакета выдали еще и пакет заболевшей одногруппницы с просьбой передать его ей (мы жили на одном этаже). Я тихо шла домой и по дороге трескала шоколадные конфеты из одного пакета. Дойдя до дому, зашла к соседям и передала именно тот пакет, из которого я слопала все вкусные конфетки, а свой, целый, принесла домой. Естественно, родители соседки потом спросили в садике: «А что это такой подарок в этом году бедный, одни карамельки?» И конечно же, им рассказали, что и шоколадки тоже были. На следующий день меня публично отругали перед всей группой. С тех пор я ни-ни! Боюсь»

    Ирина, 43 года, госслужащая:

    «В первом классе была у меня подружка Ирка. В школе завтраки были за деньги, а Ирка была из малообеспеченной семьи, и ей деньги возвращали. И говорит мне моя задушевная подружка: «Вот наши мамы таскают такие тяжелые сумки, а была бы у нас лошадь, так она бы возила эти сумищи… Я деньги родителям не отдам, а буду копить на лошадь». А мне денег никто не возвращал — не положено. Но я ведь тоже хотела свою лепту внести! Вот и вытащила из стопочки с маминой зарплатой некоторую сумму и отдала Ирке — на лошадь… Через некоторое время Ирку запалили с деньгами, она раскололась, и мою маму сразу же вызвали в школу. А история о том, как я собиралась лошадь купить, вошла в анналы нашей семьи…»

    Игорь, 30 лет, музыкант:

    «Мы жили на военной базе, и папа довольно часто ходил на охоту. Пороху было не достать, и отец его вытаскивал из простых строительных патронов. Их я и дернул, пока папа в очередной раз бегал по лесам, — украл 10 000 (!) штук. Отец просто озверел, обнаружив пропажу. Он поставил меня на табуретку и выносил мне мозг часа два, но я уже ничем не мог ему помочь: к тому времени все патроны были давно сожжены на местной свалке. Когда папа узнал и это, он поставил меня на швейную машинку и орал уже мне в лицо. А я вспоминал, как щелкали патроны, и думал, что, когда он уйдет в следующий раз, украду еще больше».



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!