Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Почему благополучные дети сбегают из дома? Подросток ушёл из дома психологическая помощь.

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
Родители, не забывайте о потребностях своих детей , которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом. (Приведенные ниже причины уходов из дома и рекомендации по их профилактике можно использовать для детей разных возрастов, с учётом специфики возрастного периода)

ЛЮБОПЫТСТВО, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ И ИСПЫТАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ

Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Профилактические меры:
Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

ПЕРЕЖИВАНИЕ «ДРАЙВА»

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».
Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем.
К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Профилактические меры:
Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

СКУКА

Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
1. Отсутствие смысла жизни:
-полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;
-тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
-чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много;
-чрезмерной критичности взрослых.
2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.
3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
4. Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
Профилактические меры:
Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.
Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.
Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.
Развивайте в ребёнке творческие способности.
Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ («Я КАК МОИ ДРУЗЬЯ»)

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Профилактические меры:
Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
Развивайте в ребёнке физическую силу.
Развивайте в ребёнке умение общаться

ПРОТЕСТ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.
Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Профилактические меры:
Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.
Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»
Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

СТРЕМЛЕНИЕ УЙТИ ОТ ОСОЗНАНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА, РАЗОЧАРОВАНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ЛЮБВИ), ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ
(СМЕРТИ ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
Профилактические меры:
1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

Итак, мы имеем множество причин, по которым подросток может начать практику уходов из дома . Это перечисление немного пугает, поскольку кажется, что избежать деструктивного поведения просто невозможно. На самом деле все не так страшно!
Во-первых, мы описали крайние варианты деструктивных процессов у подростков.
Во-вторых, опасной интенсивности достигают не все проявления сразу, а только некоторые из них.
В-третьих, подростки с удовольствием и готовностью откликаются на искреннее внимание и заинтересованность ими и их проблемами со стороны взрослых людей.
В-четвертых, подростки с удовольствием обучаются всему новому, и польза сочетается с возможностью проявить себя, почувствовать свою успешность, повеселиться и творчески самореализоваться.

Причины самовольного ухода подростков из дома

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».
Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.
Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.
Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.
Другая причина ухода дочери или сына от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается.
Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
- Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
- Выбирайте наказание, адекватное проступку.
- Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

ТРИ ШАГА, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ТАКОВЫ:

1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам
Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»
2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком.
Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.
3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка.
Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом.
Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители - это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований»

Профилактика самовольных уходов из дома

Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта с родителями).
Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей, в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения. (Ребёнка обижают в лагере, он должен знать что может обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию. Если серьёзный конфликт случился дома, то ребёнку нужно научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей. Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей с разными характерами по разному:
- у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
- у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
- у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
- у ярких, артистичных, активных мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость).
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:

легкая:

Не более чем на 7 дней 1 раз в меся;
- ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы в школе;
- частичная критика подростком своего поведения;
- нет противоправных действий;
- нет химических и поведенческих зависимостей;
- встречается при ситуационных личностных реакциях;
- пограничная интеллектуальная недостаточность.

средняя:

Уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;
- попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;
- противоправные действия

- агрессивность;
- свое поведение подросток не критикует;
- встречается аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости.

тяжёлая:

Уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев;
- асоциальная жизнь;
- противоправные действия;
- алкоголизация, токсикомания;
- агрессивность;
- невозможность контролировать своё поведение;
- встречается при психических заболеваниях.

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома.

Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.

Не пытайтесь решить проблему силовыми методами.
Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами.
Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.
Уход ребёнка из дома, ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психолога. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками, убегающими из дома или склонных к бродяжничеству. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком.
Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом.

ПОМНИТЕ!

Дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых, и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.

Беспризоный ребенок! Не проходите мимо!

Основной причиной беспризорности является нестабильность жизненного уровня значительных слоев населения.
Социологические исследования говорят о том, что:
- 90% уличных детей имеют родителей;
- 100% безнадзорных детей употребляют алкоголь;
- 80% употребляют психотропные вещества;
- 90% уличных детей нуждаются в квалифицированной помощи психиатров и наркологов.

Среди детей, уходящих из дома, можно выделить 2 категории:
Первая категория – наиболее многочисленная – это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей. Родители с низким уровнем жизни, часто судимы, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, нигде не работают.
Такие дети выносливы физически, неприхотливы в еде и одежде. Они знакомы с ночными улицами, не боятся крыс, умеют приручать бездомных собак.
Равнодушны к чужой боли и терпеливы к своей. Они быстро находят общий язык с подвыпившими дяденьками и тетеньками, их не пугает ночевка в подвале или на чердаке, курят, пробовали спиртные напитки.
Они имеют опыт совершения правонарушения и наказания за свои деяния, многие прошли через комиссию по делам несовершеннолетних, милицию, центр временного содержания несовершеннолетних.
Им хорошо известно, что стеклотара из-под спиртного представляет определенную ценность, знают много способов «зарабатывания» на жизнь.
У таких детей уходы из дома часто перерастают в дромоманию («дромос» - от греческого «дорога», «мания» - одержимость, страстное влечение), а безнадзорность трансформируется в беспризорность.
Дети этой категории имеют низкий образовательный уровень, педагогически запущены, часто имеют отклонения психического здоровья.
Многие из таких детей испытали на себе жестокое обращение и насилие со стороны взрослых.
Причины ухода из дома – отсутствие в семье элементарного ухода, заботы о них, полная бесконтрольность
. Беспризорные дети этой категории выделяются свои внешним видом и поведением.
Они часто одеты не по сезону, не по размеру, неряшливы. Лица и руки грязные, иногда в темных пятнах от клея и красителей (многие страдают токсикоманией). Для них характерны запахи немытого тела, бытовых химических веществ. Нередко болеют чесоткой и педикулезом. Они не знают чувства сытости, постоянно голодные, очень любят хлеб. Способны сочинить любую историю, чтобы вызвать к себе жалость взрослых. В группе способны совершать разбойные нападения на сверстников: могут снять обувь, одежду, отобрать деньги, ценные вещи. Часто сами становятся жертвами преступлений.
Вторая категория уходящих из дома детей – это дети в возрасте 13-16 лет из внешне благополучных семей, часто имеющих достаток выше среднего. В таких семьях родители видят свои функции только в том, чтобы одеть, обуть, накормить, дать на карманные расходы.
Особенности благополучных семей, из которых уходят дети.
- Часто это дети, имеющие одного родителя, который еще молод и занят устройством своей личной жизни.
- Это дети, воспитываемые отчимом или мачехой, отношения с которыми не сложились.
- Дети, имеющие маленьких братьев или сестер от повторного брака родителей.
- Это могут быть дети родителей, успешно делающих карьеру или занимающие высокие посты и не уделяющих своим детям внимание.
- Это дети, столкнувшиеся с непониманием и не справедливостью со стороны взрослых, не выдержавшие чрезмерных требований.
Как правило эти дети общительны, имеют много знакомых, нередко они хорошо учатся либо до определенного времени учились, пока это удавалось им без особых усилий над собой.
В этой категории детей причины ухода из дома имеют, как правило, глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание.
И если проблемы не замечают дома, они идут с ними в другое место – на улицу, к друзьям, знакомым, а то и просто к случайным и весьма сомнительным людям. Эти люди впоследствии за свою помощь требуют от них непомерно высокую плату, цена которой судьба и даже жизнь.
Уходы таких детей из дома – это реакция на просчеты родителей в воспитании.
Дети из этой категории мало приспособлены к жизни, они изнежены, брезгливы и потому более зависимы от взрослых. Могут первое время ночевать у родственников, знакомых, затем у знакомых знакомых и, наконец, где придется. В результате оказываются на социальном дне – приобщаются к наркотикам и проституции. В поведении проявляется крайний цинизм. Они могут приходить домой, пока нет родителей, чтоб взять деньги или вещи, которые можно реализовать. В собственных родителях видят врагов номер один. Нередки случаи привлечения таких детей к уголовной ответственности за распространение, хранение наркотиков, либо за участие в организованных преступных группах.
При первом уходе такого ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье!

Не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «Скорой помощи», полиции.
Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу. Выясните, кто видел его и общался с ним.
Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их. Попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми.
Если вы обнаружили местонахождение ребенка, не спешите врываться туда и насильно вытаскивать – результат может быть противоположным ожидаемому. Если он находится там не один – побеседуйте со всеми, попробуйте войти с ними в контакт.
Вступите в переговоры с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.
Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.
Впоследствии не упрекайте ребенка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.
Помогите ребенку в восстановлении прерванных связей – с возвращением на учебу, работу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Ребенок воспримет это как оказание доверия. И всегда помните, что ваш ребенок больше, чем вам, никому не нужен.

Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком:

Не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его.
Попытайтесь заговорить с ним, обратите внимание на его внешний вид, состояние здоровья, попробуйте выяснить, где он живет, кто его родители, почему он оказался на улице, где и с кем в настоящее время обитает, на что существует.
Постарайтесь помочь этому ребенку. Сообщите о нем в местный орган социальной защиты, специализированные социально-психологические службы.

Ничего не бывает без причин, и если подросток ушел из дома, это значит что, что-то произошло. Поэтому кроме поисков своего ребенка, надо еще найти причину этого серьезного поступка. В силу своего возраста у подростков немного другой взгляд на все происходящее, который иногда очень сильно отличается от видения ситуации взрослыми.

Если подросток ушел из дома, надо действовать так:

  • переговорить со всеми его друзьями, знакомыми и родственниками;
  • тщательно осмотреть все личные вещи ребенка;
  • заявить о пропаже в милицию;
  • разместить объявления о поисках в социальных сетях, на улице и в транспорте;
  • постоянно быть на связи и не впадать в панику.

Самое главное при нахождении ушедшего из дома подроста, правильно себя повести при первой встрече, иначе можно спровоцировать и следующий побег.

Нельзя ругать и наказывать его за побег, надо показать ему как вы его любите и что он для вас очень важен, а потом только начинать выяснять причину, почему же он ушел из дома.

Основные причины, почему подростки уходят из дома

Неблагополучие в семье

Насилие в семье, родители, ведущие асоциальный образ жизни, недоедание толкают подростков на улицу, где они могут избавиться от всего этого. Обычно в таких ситуациях дети уходят постоянно, как только становится им слишком тяжело терпеть. Они ночуют в подвалах или у уличных знакомых, рано знакомятся с алкоголем и наркотиками.

Страх перед наказанием

Получив плохую оценку или не оправдав ожидания родителей на экзамене, дети которых очень сильно ругают или оказывают психологическое давление в семье, желая избежать этого, находят выход в невозвращении домой.

Чтобы предотвратить такой поворот событий, как бы родителям не хотелось иметь ребенка отличника, надо всегда повторять, что они его любят с любыми оценками.

Связавшись с нехорошей компанией, подросток, чтобы быть принятым в нее или под ее влиянием, в поисках запрещенных развлечений, может уйти из дома. Чтобы этого не допустить, родители должны установить со своим ребенком доверительные отношения и знать, с кем он общается и внимательно следить за изменениями в поведении.

Как протест против гиперопеки

Обычно в возрасте после 13-14 лет дети-подростки стремятся к самостоятельности, а их родители не всегда бывают готовы им ее предоставить. В результате этого происходит конфликт, который может привести к уходу из дома в поисках свободы. Чаще всего ребенок уходит к друзьям или просто отключает телефон и бродит по улицам.

Для привлечения внимания родителей

Это ситуация характерна как для неблагополучных семей, так и для вполне обеспеченных, если родители не обращают внимания на подростка, не интересуются его делами, не общаются с ним, а все время посвящают работе или своей личной жизни. В такой ситуации ребенок, как и в качестве протеста, не идет целенаправленно жить на улицу, а ищет убежище у знакомых и друзей.

Все эти причины связаны именно с психологическими особенностями подросткового возраста: появления чувства собственной взрослости, гормонального созревания, максимализма и др. И чтобы не допустить ухода из семьи, родителям, имеющим детей в подростковом возрасте, следует пересмотреть свое общение с ними, начать считаться с их мнением, больше их поддерживать и уважать как личность.

Несовершеннолетние, самовольно уходящие из семей и детских учреждений, это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других ровесников подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Уход ребёнка из дома это одна из проблем современного общества. И вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной.

Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной.

Анализ показал, что основными причинами самовольного ухода детей и подростков являются:

Конфликты с родителями, учителями, воспитателями и сверстниками;
- отклонения в психическом развитии ребенка;
- криминальная направленность личности подростка;
- безнадзорность со стороны родителей;
- неудовлетворительная организация досуга;
- сложности в трудоустройстве;
- воздействие различного рода неформальных объединений и сект.

Однако исчезновение несовершеннолетних не всегда бывает связано с самовольным уходом из дома и учебно-воспитательных учреждений. Также причиной исчезновения могут быть и несчастный случай и совершенное в отношении их преступление. В этой связи органы внутренних дел должны безотлагательно реагировать на заявления и сообщения об уходе несовершеннолетних из дома и учебно-воспитательных учреждений. Вместе с тем, необходимо разграничивать данную категорию разыскиваемых «бродяжек» и без вести пропавших, исчезнувших внезапно, без видимых причин, местонахождение которых остаются неизвестными.

Что же делать в такой ситуации ?

Сразу же вспомните все, о чем чадо говорило в последнее время. Обзвоните всех знакомых и друзей вашего ребенка, причем разговаривайте не только с детьми, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш ребенок появится в их поле зрения. Позвоните своим родственникам и знакомым, опросите их.

Проверьте, не пропали ли из дома деньги и ценные вещи. Попытайтесь определить, какие вещи ребенок взял с собой, какую одежду, возможно - книги. Все это тщательно проанализируйте.

Если пропажу ребенка обнаружили вечером - обязательно позвоните классному руководителю, а утром отправляйтесь в школу и опросите всех одноклассников. Вспомните или узнайте у сверстников, где и с кем ваш ребенок чаще всего проводил свободное время, кому мог сообщить о своих планах.

Если вы не видите никаких признаков сознательного ухода ребенка из дома, позвоните в скорую помощь, узнайте, не доставлялся ли туда ваш ребенок, став жертвой несчастного случая.
Позвоните в полицию, узнайте, не был ли ребенок задержан - у детей часто не бывает с собой документов, и они не желают (не могут) сказать, как их зовут и куда можно позвонить родителям.

Если все эти действия не принесли результата, срочно обратитесь для организации поисков ребенка в соответствующие органы .

По факту исчезновения несовершеннолетнего заявитель должен немедленно обратиться в дежурную часть полиции по месту жительства, взяв с собой документы на ребенка и его фотографии. с заявлением об уходе несовершеннолетнего и обстоятельствах, предшествующих уходу.

Дежурный регистрирует данное заявление (сообщение) в книге учета заявлений и сообщений о преступлении. Кроме того, совместно с заявителем заполняет бланк протокола-заявления и организует опрос заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства ухода и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы несовершеннолетнего:

При каких обстоятельствах, от кого опрашиваемый узнал об уходе данного лица;
- кем и какие меры были приняты по розыску;
- каков был образ жизни, увлечения, наклонности разыскиваемого;
- какие у него были планы;
- собирался ли уехать, уходил ли ранее, не поставив в известность родных;
- каковы вероятные места пребывания исчезнувшего, круг знакомых;
- каково было состояние здоровья, какие травмы и иные недуги перенес, каким операциям подвергался;
- мог ли разыскиваемый утонуть, что конкретно указывает на такую возможность;
- мог ли попасть в безлюдную местность (лес, болото), заблудиться и погибнуть;
- имелись ли обстоятельства, которые могли бы в данном случае побудить несовершеннолетнего внезапно порвать с родственниками.

Продолжайте звонить ближайшим друзьям ребенка, акцентируя внимание на том, что вы очень его любите, волнуетесь, ждете его дома и совсем не сердитесь. Найдя своего сына или дочь, не нападайте на него сразу с расспросами. Но через некоторое время попытайтесь поговорить на тему побега, узнать, что послужило его причиной, постарайтесь понять своего ребенка и найти взаимопонимание с ним. Помните о том, что вы - не надсмотрщик на галерах, и вашей целью не должно быть тотальное навязывание ребенку своих взглядов на жизнь.

Заместитель начальника ОУУП и ПДН
МУ МВД России «Пушкинское»
М.В. Дрогина

Если подросток ушел из дома, какие действия предпринимать, в целом, понятно: подавать заявление в полицию, искать по друзьям, родственникам, выяснять, куда он мог пойти. Нередко помогают расклеенные объявления, опрос соседей, игравших во дворе детей, знакомых, приятелей, с которыми ваш отпрыск обычно общался. В большинстве случаев родители находят своего ребёнка, трагичные ситуации в данной статье не рассматриваются. Возникает другой вопрос: что делать дальше? Как вести себя с подростком?

Для начала крайне желательно взять под контроль эмоции. Кричать, угрожать, попытаться немедленно наказать или, напротив, плакать, пообещать многое, лишь бы больше не уходил – крайности, которые не пойдут на пользу вашим дальнейшим отношениям. Никто не спорит: эмоции в подобной ситуации вполне понятны. Было бы странно, если бы родители равнодушно отреагировали на собственного найденного ребёнка. В демонстрации некоторых эмоций тоже нет ничего плохо, но не стоит делать то, о чём впоследствии вы можете сильно пожалеть.

Распределение ответственности

Самое разумное – постараться успокоиться, убрать лишних свидетелей и проанализировать ситуацию. Нередко в побеге подростков из дома виноваты родители. Часто взрослым не хватает времени, сил, желания уделить ребёнку достаточное количество внимания, обсудить его проблемы. Побег иногда оказывается самым действенным способом привлечения внимания, своеобразным протестом. В такой ситуации конструктивным будет диалог. Далеко не всегда необходимо во всём идти подростку навстречу, периодически разумно добиться, чтобы ребёнок тоже услышал вашу позицию.

Одновременно бесконечные обвинения способны исключительно оттолкнуть. Подростки редко уходят из дома, в котором чувствуют себя хорошо.

Значит, имеется проблема, с которой необходимо разобраться. Иногда подобное вызывающее поведение становится своеобразным криком о помощи. Периодически подростки не знают, как признаться в том, что их обманули, они попали в секту, дурную компанию, потратили чересчур много денег, лгали. Следует сначала рационально узнать о причинах подобного поведения, а потом делать выводы и вести себя согласно им.

Налаживание отношений

Побег из дома нередко означает, что подросток не считает данное место для себя безопасным, комфортным, а нахождение там – допустимым. Если физическому насилию в нашей стране ещё уделяется внимание, то психологическое нередко игнорируется, если в семье присутствуют признаки (предпосылки) неблагополучия. Постоянные конфликты между родителями, бесконечные скандалы, взаимная агрессия, разговоры на повышенных тонах – всё это создаёт нездоровую обстановку.

Усугубляться дискомфорт до создания ощущения невозможности дольше подобное выносить при следующем:

Обращение к специалисту

После ухода из дома подростка может потребоваться обращение к специалисту. Семейные психологи не занимают чьих-то сторон, они не могут сказать, кто именно прав, а кто – виноват. Однако эти специалисты помогают разобраться с целями, стоящими перед каждой вовлечённой в конфликт стороной, дают возможность участникам ссоры выслушать друг друга.

Поэтому периодически непосредственное участие посредника просто необходимо. Оно даёт возможность каждой стороне разобраться в происходящем. Иногда это возможность выговориться, периодически – критически оценить своё поведение, выстроить новые отношения, которые помогли бы учесть прошлые ошибки, не допустить повторения подобного. Нужно понимать: психолог – это не панацея, но при длительной работе над собой положительный эффект всегда наблюдается.

Правда, здесь следует осознать следующее: быстрого результата в создавшейся ситуации добиться не представляется возможным. Одних извинений недостаточно, необходима планомерная длительная работа с обеих сторон. Поэтому следует запастись терпением, продемонстрировать готовность выслушать даже неприятные вещи, принять к сведению.

Подростковый возраст, о трудностях этого периода знаю все, школьные учителя, писатели продавцы, дворники, сантехники и др., причем, совсем не понаслышке, только потому, что когда-то были детьми и по собственному опыту, а вовсе не из-за того, что позже прочли много книг и умных статей.

Это смутное время своей жизни помнят все, оно иногда напоминает революцию или холодную войну «верхи не хотят, а низы не могут», ситуация протекает с переговорами между сторонами, и договоренности подчас перечеркиваются обеими сторонами. И, к сожалению ни победивших, ни побежденных в этой войне нет, есть лишь пережившие её, и те, кто не смог пережить её. В последствии проносит всё это через всю жизнь, переживая не один раз, мысленно, всё обстоятельства заново. Перенося сложившуюся ситуацию на то время, когда черное легко становилось белым, и от любви до ненависти оставался лишь один шаг. Очень много статей посвящено этой проблеме, но ситуация, как была, так и остается, особенно сейчас в наш безумный век. Приходит время, ребенок достигает определенного возраста 11-13 лет и с ним становится особенно трудно, это беспокоит родителей. Так было, есть и будет, пока существует человечество. Что же это проблема или всего лишь определенный период и как быть с этим, подросток ушёл из дома психологическая помощь в ней нуждаются, как дети, так и родители.

Почему подросток уходит из дома?

Из дома, где все благополучно, есть ощущение комфорта и уюта никто никогда бы не ушёл, в том числе и даже самый неуправляемый подросток. Но в наше время полное благополучие в семьях встречается крайне редко, подросток по той или иной причине чувствует неустроенность и отчуждение в родительском доме, и материальное благополучие отнюдь не все, что нужно ребенку для счастья

Несколько причин, по которым подростки уходят из дома:

- Постоянные упреки со стороны родителей и выяснение отношений, приводящие к крупным ссорам.

- Наличие агрессии со стороны одного или нескольких членов семьи.

- Рождение на свет в семье второго ребенка, может появиться чувство ревности, если старший ребенок отошёл на второй план.

- Частые разборки межу родителями и неуважение друг к другу.

- Развод родителей.

- Повторный брак и появление в доме чужого человека: отчима или мачехи.

- Излишняя опека, она может вызвать раздражение, особенно если семья не полная и родитель всю свою не растраченную любовь переносит на своего отпрыска.

- Уход из дома просто в поисках приключений.

Список можно продолжить. Известно, что «счастливые семьи все похожи друг на друга, а каждая неблагополучная несчастна по-своему».

Дети до семи лет не уходят из дома, их зависимость еще очень велика от родителей, исключения составляют психологические изменения личности и склонность к бродяжничеству.

В этом возрасте подростками все воспринимается очень остро и, уходя из дома, они ищут выход из сложившихся обстоятельств. В общей сложности, им попросту становится душно и тесно в одном доме с родителями, появляется желание стать самостоятельными, и нужны новые ощущения. Это очень опасно, так как именно это время подростки впервые пробуют наркотики или могут стать на путь криминала, все зависит, от того, кто на тот момент будет рядом с ними. Ведь семья не стала им «убежищем» от враждебного мира. Девочки могут начать раннюю половую жизнь или заняться проституцией.

Советы от психологов, как помочь вам, если подросток ушёл из дома

В данной ситуации, чем же мы взрослые можем помочь своему любимому чаду? В начале успокоится и понять, что закончилось воспитание и это начало новых взаимоотношений, как их называть это уже ваше дело: дружба, доверие, сотрудничество или как-то еще. Подросток нуждается в нашей помощи, в том числе и психологической. Надо вспомнить себя и наше противоречие всему, что с нами происходило и научиться самим новой модели взаимоотношений, добиться того, чтоб ваше чадо искало взаимопонимания в доме, а не на чердаке или в подвале. Он нуждается в том, что б его признали, как личность, а так же в вашем доверии и искренности, если он получит от вас именно то, что ему нужно, и гарантия того, что за советом или помочью он обратиться именно к вам. Без поддержки из семьи подросток может попасть в плохую компанию или настоящую беду. Ваша задача научить его элементам самообороны, это гарантия того, что, попав на улицу, он сможет защитить себя. Поговорить с преподавателями в школе, возможно причина кроется именно в этом, и ребенок страдает от одиночества. Если сложившуюся ситуацию вам не одолеть, то нужно обратиться за специализированной психологической помощью, она нужна и вам и вашему ребенку.

Ваш ребенок хочет самостоятельности, предоставьте ему её, обязанностей по дому хватает, переложите часть их на него и контролируйте, особенно, что касается его лично. Спрашиваете его мнения и принимаете все серьезно, подростки очень чувствуют фальшь. Если вы будете требовать, от него учится, а сами все время будете валяться на диване весь день и смотреть телевизор, то это вряд ли подаст положительный пример. Если вы решили доверять своему ребенку, то не надо шарить по карманам и искать сигареты или травку, и подумайте, а правильно ли вы поступаете. Психологи утверждают, что в семьях, где большая разница между словами и действием у подростков гораздо чаще развивается асоциальное поведение и всякого рода склонности к зависимостям. Постарайтесь избавиться от поучительного тона, насмешек и язвительных замечаний этим только оттолкнете подростка от себя. А вот рассказывать и вспоминать о своих переживаниях и схожих ситуациях, как поступали вы нужно, заодно это поможет вам лучше понять своего ребенка.

Не заставляете ребенка идти по вашему пути, пусть ищет свой, гораздо важнее помочь ему в этом, даже если вы не одобряете. Почувствовав вашу искренность и заинтересованность, он прислушается к вашим советам, ведь вы по-прежнему самый близкий для него человек, и ваш ребенок нуждается именно в вас.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!