Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Планирование по фцкм в средней группе. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: конспект занятия по фцкм в средней группе «наш любимый детский сад

Сентябрь

Занятие №1. Явления окружающей жизни.

Тема: Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь

Программное содержание: Уточнить знания детей о детском саде, (большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный зал, просторная кухня, медицинский кабинет, детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Литература:

Стр 27.

Занятие №2. ПДД.

Тема: « Правила движения достойны уважения»

Программные задачи:

    закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;

    систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;

    закрепить знания о наземном и воздушном транспорте;

    развивать наблюдательность, зрительную память;

    развивать умение отвечать полным ответом.

Литература: приложение к проекту «Дорожная азбука».

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Кто нам хлеб растит.

Программное содержание: Расширить представление о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 80

Занятие №4. Ознакомление с природой.

Тема: Прохождение экологической тропы.

Программное содержание: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Литература:

Стр34.

Октябрь

Занятие №1. Ознакомление с природой.

Тема: У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления детей о пользе природных витаминов для человека и животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр31.

Занятие №2. Ознакомление с природой.

Тема: Что нам осень принесла?

Программное содержание: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр28.

Занятие №3. Природное окружение

Тема: Осенние посиделки (Беседа о домашних животных)

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр39.

Занятие №4. ОБЖ.

Тема: « В лес по грибы»

Программное содержание: Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить детей различать съедобные и несъедобные грибы; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями; воспитывать бережное отношение к природе.

Литература: приложение к проекту «Лесные богатства».

Ноябрь

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Из чего состоит тело»

Программное содержание: формировать элементарное представление о строении тела человека; способствовать умению отвечать на вопросы воспитателя предложениями; вызвать сознательное отношение к себе и другим детям; формировать представление о зож, умение и желание выполнять необходимые гигиенические правила.

Литература: приложение к проекту «Я в мире человек».

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Виртуальная прогулка "Что такое улица"

Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжить закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут, объяснить, как важно знать, свой адрес.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 31.

Занятие №3. Знакомство с социальной действительностью.

Тема: «Моя страна»

Программное содержание: дать детям представление о России, как о стране;

познакомить детей с символами России: флагом, гербом, гимном; активизировать словарь по теме.

Литература: приложение к проекту «Я- гражданин России»

Занятие №4. Явление окружающей жизни.

Тема: Семейные традиции

Программное содержание: Расширить представление о семье. Формировать представле ние о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 39

Занятие №5. Экология

Тема: Скоро зима! (Беседа о жизни диких животных в лесу)

Программное содержание: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 41

Декабрь

Занятие №1. Природное окружение

Тема: В гости к деду Природоведу

(экологическая тропа зимой)

Программное содержание: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 51

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: Петрушка – физкультурник

Программное содержание: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом); уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 29

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Новый год у ворот

Программное содержание: Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представле ние о празднике, его значении для людей.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 146

Занятие №4. Экология

Тема: Почему растаяла Снегурочка?

Программное содержание: Расширять представления о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

Литература: О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 45.

Январь

Занятие №1. Явления социальной действительности

Тема: "Всемирный день «СПАСИБО».

Программное содержание: формировать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми; побуждать детей пользоваться правилами вежливого общения; развивать у детей интерес к устному народному творчеству посредством театрализации.

Литература: приложение к проекту «В мире вежливых наук»

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема : Народные праздники на Руси. Рождество

Программное содержание: Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к ис тории России, национальную гордость.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 155

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: « Такой разный транспорт»

Программное содержание: Формировать знания детей по теме «Транспорт»: уточнить название основных частей машины. Продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный); раскрыть значение транспорта в жизни людей. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других

Литература: приложение к проекту «Такой разный транспорт»

Занятие №4. Явления окружающей жизни

Тема: Мои друзья.

Программное содержание: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 24.

Февраль

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Один дома».

Программное содержание: расширять знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка; развивать двигательную активность; формировать умение понимать и отгадывать загадки.

Литература: приложение к проекту «ОБЖ».

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: В мире стекла

Программное содержание: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 36

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Наша Армия

Программное содержание: Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники Отечества". Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники).

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 37

Занятие №4.

Тема: Посадка лука

Программное содержание: Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет) Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 55

Март

Занятие №1. Явления окружающей жизни

Тема: « Женские профессии».

Программное содержание: закрепление знаний детей о профессиях (врача, парикмахера, продавца, учителя, повара), об орудиях труда; обогащение и расширение словаря по теме «профессии» сложными словами; обучение составлению описательного рассказа с помощью схемы.

Литература: приложение к проекту «Международный женский день»

Занятие №2. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: В гости к хозяйке луга

Программное содержание: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 59

Занятие №3. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Экологическая тропа весной

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Занятие №3. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природе.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 66

Занятие №4. Экология

Тема: «Птицы- наши друзья»

Программное содержание: Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

Расширять знания детей о птицах родного края.

Литература: приложение к проекту «Всемирный день птиц».

Апрель

Занятие №1. Предметное окружение.

Тема: «Книга – лучший друг!»

Программное содержание: з акреплять знания детей о детских писателях, их произведений (С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский); з акреплять умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение); развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию; воспитывать бережное и аккуратное отношение к книгам.

Литература: приложение к проекту «Книга- лучший друг»

Занятие №2. Явление окружающий жизни

Тема: «Путешествие в космос»

Программное содержание: д ать детям элементарные представления о космосе; у чить объединяться в игре, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслам; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление ; воспитывать познавательную активность.

Литература: приложение к проекту «Мы- будущие космонавты».

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: Песня колокольчика

Программное содержание: Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Стр. 305

Занятие №4. ОБЖ

Тема: «Если хочешь быть здоров».

Программное содержание: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

Литература: перспективный план по обж (апрель).

Май

Занятие №1. Предметное окружение

Тема: Государственные символы Рос сии

Программное содержание: Познакомить с гимном России.

Закрепить знания: о Москве - столице нашей Ро дины; о гербе и флаге.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 326

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Этот День Победы

Программное содержание: Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сра жались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечест венной войны.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 316.

С 15.05 Мониторинг.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Программное содержание: Познакомить детей с понятием «витамины», формировать потребность вести здоровый образ жизни.

  1. Уточнить представления детей о пользе овощей для здоровья.
  2. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
  3. Развивать внимание, мышление, речь.
  4. Выполнение основных видов движения: ползание, прыжки, ходьба, равновесие.

Материалы: Овощи: капуста, лук, морковь; канат, дуги, следы полной стопы, носка, пятки; замок, ключ.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций овощей, муляжей овощей, натуральных овощей. «Отгадай загадку» (овощи). Рисование по трафаретам: «Овощи».

Посадка лука в группе. Дидактические игры: «Что где растет?», «Чудесный мешочек», «Разложи на группы», «Отгадай по описанию»

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель вносит в группу 2 тарелки, закрытые салфетками.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что у меня здесь спрятано? А чтобы это узнать, надо загадки отгадать. Слушайте внимательно.

Расту в земле, на грядке я

Сладкая, длинная, красная.

Дети: Это морковь

(Воспитатель открывает первую тарелку.)

Воспитатель: Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Дети: Капуста.

(Воспитатель открывает вторую тарелку.)

Воспитатель: Каким, одним словом мы можем назвать капусту и морковку.

Дети: Овощи.

Воспитатель: А что мы можем приготовить из овощей?

Дети: Салат, суп, щи.

Воспитатель: Правильно. Из овощей можно приготовить полезные для нашего здоровья блюда: овощной салат; можно добавить овощи в суп. Ребята в как вы думаете, почему полезно есть овощи?

Дети: Потому, что в овощах много витаминов.

Воспитатель: Молодцы, все правильно ответили. Капуста – овощ, в котором есть витамины для роста. Морковь – овощ, в котором есть витамины для глаз и для укрепления зубов. А если смешать капусту и морковь вместе, то получится очень полезный салат. А что мы можем добавить еще в наш салат, чтобы он стал еще полезнее?

Дети: Лук, петрушку, укроп.

Воспитатель: Ребята, а где растут овощи?

Дети: В огороде, на грядке.

Воспитатель: Правильно. А у нас в саду вырос лук в горшке на окне. Давайте соберем наш урожай лука и добавим его в наш салат.

Звучит музыка и появляется Витаминоежка. (Второй воспитатель группы.)

Витаминоежка: Здравствуйте ребята, я – Витаминоежка.

Витамины ем на завтрак, на ужин и обед.

И без них мне нет жизни никакой,

Поищите-ка, ребятки, лучше огород другой.

Воспитатель: как же нам ребята быть? Ведь и нам без овощей не жить. Давайте попросим Витаминоежку, может быть она добрая и пропустит нас в огород.

Дети просят: Милая и добрая Витаминоежка, пропусти нас пожалуйста в наш огород.

Воспитатель: Пожалуйста, Витаминоежка, пропусти ребят в огород, они дружно трудились, сами сажали лук, поливали его.

Витаминоежка: Вы такие счастливые, здоровые и крепкие ребята, щечки розовые, а я такая несчастная, целыми днями ем витамины, жевать уже устала, а все худая и слабенькая, ложка из рук падает. Как мне стать сильной и крепкой, как вы, я не знаю? Помогите мне.

Воспитатель: Поможем, ребята? Мне-то все ясно, а вы догадались, почему Витаминоежка такая слабенькая? Ведь чтобы быть сильными и здоровыми, нужны не только витамины! Что еще нужно делать, чтобы быть здоровыми и сильными?

Дети: Надо делать зарядку, закаляться, заниматься спортом и дышать свежим воздухом.

Витаминоежка: Вы такие добрые, хотите мне помочь, а вот я не хотела пускать вас в огород, поэтому дорогу заколдовала… Но, я думаю, с помощью воспитателя вы преодолеете все трудности.

Воспитатель: Мы все препятствия пройдем, и в огород наш попадем.

Оправляемся в путь. Ой, ребята смотрите, узенькая тропинка, с одной стороны - обрыв, с другой – река. Смотрите, не соскользните, не спешите, идите аккуратно по тропинке.

Упражнение «Пройди по канату «приставным шагом»

(Дети друг за другом идут по канату, который лежит на полу.)

Воспитатель: Как же страшно было идти по узенькой тропинке, но это препятствие мы преодолели. Ой, ребята смотрите, впереди заросли шиповника. Шиповник колючий, поэтому, когда будете проползать, наклоняйтесь ниже, не поцарапайте спину.

Упражнение «Проползи под дугой»

(Дети проползают под дугой, не должны ее касаться спинкой.)

Воспитатель: Это препятствие мы тоже преодолели и вышли на полянку. Здесь мы можем побегать, попрыгать. Но на этой поляне растет дуб, а в нем дупло, в котором живет Сова, которая любит тишину. Пока Сова спит, вы бегаете и прыгаете, но как только она появится, вам надо замереть на месте и не шевелиться.

Подвижная игра: «Замри»

(Повторить игру 2-3 раза.)

Воспитатель : Побегали, поиграли, а теперь идем дальше. Ребята впереди узенькая тропинка, через болото. Идите по следам и, смотрите, не оступитесь.

Упражнение в равновесии с использованием корригирующей гимнастики.

(На полу друг за другом лежат три полоски, на которых изображены следы.)

Первая полоска - ходьба обыкновенная.

Вторая полоска - ходьба на носочках.

Третья полоска - ходьба на пятках.

Воспитатель: Вот мы и добрались до огорода, но здесь висит замок. Как же нам его открыть.

Дети: Ключом.

Воспитатель: Давайте попросим Витаминоежку, открыть замок.

Дети: Витаминоежка, открой, пожалуйста, замок.

Витаминоежка: Чтобы открыть этот замок, вы должны назвать овощи, которые растут на огороде, но только ласково. Например: лук- лучок…

Дидактическая игра «Назови ласково»

(После игры, Витаминоежка отдает ключ воспитателю. Дети, вместе с воспитателем, срезают лук в огороде.)

Воспитатель: Спасибо Витаминоежка. Теперь нам надо вымыть наши овощи и отдать их на кухню поварам, чтобы они сделали для нас вкусный и полезный салат. А мы попробуем этот салат в группе во время обеда и обязательно угостим Витаминоежку.

Витаминоежка: Спасибо, ребята, я поняла, чтобы быть сильным и здоровым, надо делать зарядку, заниматься спортом, есть мои любимые витамины и много гулять. Жаль, что нам уже пора прощаться. Досвидания ребята, до встречи.

Воспитатель и дети: Досвидания Витаминоежка.

Воспитатель: Ребята, вы – Молодцы! Вы не только сами вспомнили, что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми, но и научили Витаминоежку, вести здоровый образ жизни.

Цель: систематизировать знания детей о детском саде.

Задачи:

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к детскому саду, уважения к сотрудникам детского сада, к труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский районРеспублики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «ФЦКМ»

Тема: «Наш любимый детский сад»

Возрастная группа: средняя

Выполнил: воспитатель

Мухамадуллина З.Г.

стаж в данной должности: 10 лет

г. Туймазы, 2016 г.

Цель: систематизировать знания детей о детском саде.

Задачи:
Образовательные: способствовать обучению эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния.
Развивающие: способствовать развитию фразовой речи, логического мышления, умения понимать смысл загадки, находить отгадку.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к детскому саду, уважения к сотрудникам детского сада, к труду.

Интегрированные области: речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Средства: мультимедийная установка: слайды с фотографиями детского сада, группы, сотрудников, атрибутов, необходимых для каждого из сотрудников.
Предварительная работа: беседа о детском саде, знакомство с сотрудниками.

Ход ООД.

Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.
Начиная день с улыбки

Все получится у нас!

Воспитатель: садитесь дети на свои места.
Послушайте мою загадку.
Туда хожу я каждый день

Так нужно, даже если лень.
Я всех уже ребят там знаю.
Я с ними ем и сплю, играю.
Туда ходить я очень рад

Там мой любимый….

Ответы детей: д етский сад.

Воспитатель: давайте, мы расскажем о нашем детском саде.
(Слайд №1. Здание детского сада).

Воспитатель: что это за здание?

Ответы детей: н аш детский сад .

Воспитатель: как называется наш детский сад?

Ответы детей: Ч улпан .

Воспитатель: в каком городе находится наш детский сад?

Ответы детей: в городе Туймазы .

Воспитатель: а какое это здание?

Ответы детей: д вухэтажное, большое .

Воспитатель: а это что изображено на экране?
(Слайд №2. Группа)

Ответы детей: н аша группа .

Воспитатель: как называется группа?

Ответы детей: Теремок.

Воспитатель: на каком этаже находится наша группа?

Ответы детей: н а втором этаже.

Воспитатель: как вы думаете, для чего нужны детские сады?

Ответы детей: ч тобы дети приходили сюда играть со своими друзьями, когда мамы и папы на работе .

Воспитатель: а почему вам нравится ходить в детский сад?

Ответы детей: м ы играем, кушаем, спим, занимаемся .

Воспитатель: как дети живут в детском саду?

Ответы детей: д ружно, весело, интересно .

Воспитатель: дети, вы должны дружить друг с другом, заботиться, помогать друг другу, приходить в детский сад веселыми и в хорошем настроении.

Воспитатель: бывает, что мы ссоримся, и тогда настроение портится, становится грустно, а когда миримся, то становится весело и мы улыбаемся.
(Слайды № 3, 4. Грустное и веселое лица)

Воспитатель: покажите, какое у нас бывает выражение лица, когда мы сердимся? А теперь покажите веселое выражение лица?

Воспитатель: дети, а давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки, и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселье.

Молодцы вот какой дружный у нас детский сад и наши детки.

Воспитатель: Какое красивое название детского сада - «Чулпан». Кто знает, что значит это название?

Ответы детей: з везда .

Воспитатель: много людей трудится для того, чтобы детям в детском саду было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, спокойно работали.

Люди каких профессий трудятся в нашем детском саду?

Ответы детей: в оспитатель, помощник воспитателя, заведующий, повар, медсестра .

Воспитатель: мы сейчас поиграем: я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. И если отгадаете, появится фотография. Только слушайте внимательно.
Детский сад веселый, славный!
Ну а кто здесь самый главный?
В кабинете кто сидит,
Всеми кто руководит?

Ответы детей: з аведующий .

Воспитатель: как зовут нашу заведующую?

Ответы детей: Эльвира Мансуровна .
(Слайд №5)

Воспитатель: заведующая заботится, чтобы в детском саду было красиво, уютно, чисто и было много игрушек.
Кто вас учит рисовать, строить, мастерить, играть?
Усадив ребят в кружок, прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется, почему Антон дерется?

Ответы детей: в оспитатель .
(Слайд №6)

Воспитатель: моя профессия называется «воспитатель»
Кто знает, почему она так называется?

Ответы детей: в оспитатель воспитывает детей .

Воспитатель: а как я вас воспитываю? Я вас учу одеваться, мыть правильно руки. Что еще я вас учу делать?

Дети продолжают рассуждать, что они делают вместе с воспитателем.

Воспитатель: следующая загадка.

Кто же нам на стол накроет,

Подметет, пропылесосит?

Вымоет окна, стены, пол?

Протрет от пыли стол?

Проследит, чтоб тут и там

Все стояло по местам?

Ответы детей: п омощник воспитателя .

(Слайд№7)

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Расима Закиевна .

Воспитатель:

Приходит к нам в халате белом

Проверить, что у нас болит.

По плану сделает прививку

И витаминкой угостит.

Ответы детей: м едсестра .

(Слайд №8)

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Залия Румиловна .

Воспитатель:

С кем мы делаем зарядку,

Спортом занимаемся

Хоть с мячом, хоть с флажками

Ловко управляемся…

Ответы детей: ф изрук .

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Любовь Александровна .

Воспитатель:

На пианино нам играет,

На праздник зал наш украшает.

Научит петь и танцевать,

На ложках, дудочках играть.

Ответы детей: м узыкальный руководитель .

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Зульфия Камилевна .

Воспитатель: вы большие молодцы, отгадали все загадки.

А теперь поиграем игру «Чей это предмет?».

Перед вами лежат картинки с предметами. Посмотрите внимательно, когда я назову профессию, для которой этот предмет нужен для работ, поднимите его.

Воспитатель: молодцы! Вы все сделали правильно.

Воспитатель: я хотела спросить, как вы думаете, какая профессия в детском саду самая нужная?

Дети рассуждают, чья же работа важнее и нужнее?

Воспитатель: одинаково важна и нужна работа каждого человека. И каждый старается выполнить свою работу как можно лучше.

Воспитатель: дети, о чем мы с вами сегодня говорили? А что вам больше всего понравилось на нашем занятии?


Цель : Обобщить полученные знания.

Задачи:
Образовательные:
— продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами.
— закрепить представление детей о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг.
— закреплять представления детей о частях суток.
— закреплять знания детей о фруктах и овощах.
— закрепить знания детей об общественном транспорте

Развивающие:
— развивать наглядно – образное мышление, внимание, память.

Воспитательные:
— Воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.

Виды детской деятельности и приемы работы:


Форма организации детей:
фронтально, индивидуально.

Место проведения:
группа

Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
Письмо
Заяц Крош
2 монетки
книга

Раздаточный:
картинки с предметами похожие на геометрические фигуры, страницы с геометрическими фигурами фрукты: яблоко, банан, груша, апельсин, лимон; овощи: томат, огурец, лук, морковь, кукуруза, раскраски зайчика
Билеты с геометрическими фигурами разного цвета

Ход
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и, скажем, здравствуйте!
Дети: здравствуйте!

Воспитатель: Ребята к нам в группу пришло сегодня письмо. Хотите узнать что там?
Дети: ДА!
Воспитатель: Тогда открываю!
Ребята, я приглашаю вас в гости сегодня днем. Ваш заяц Крош.
Ну, что ребята, пойдем в гости?
Дети: ДА!

Воспитатель: Только Наш зайчик далеко в другом городе живет. На чем к нему можно добраться?
Дети: на автобусе, на машине, на поезде.
Воспитатель: а какой еще транспорт вы знаете?
Дети: корабль, самолет
Воспитатель: Я вам предлагаю поехать на автобусе. Возьмите, пожалуйста, свой билет.
(билеты лежат на полу)
Внимательно посмотрите, какая у вас геометрическая фигура на билете.
И найдите свое место в автобусе. Кто у нас будет водителем автобуса?
Ребенок: я

Воспитатель: Скажите, а что делает водитель автобуса.
Дети: водит, управляет автобусом, возит людей.
Воспитатель: Молодцы. А я буду кондуктором и буду проверять ваши билеты.
(одеваю фуражку )

Воспитатель: граждане пассажиры, предъявите ваши билеты за проезд. Даша, объясни, как ты нашла свое место?
Ребенок: у меня желтый круг и на стульчике желтый круг.

Воспитатель: хорошо, ваш билетик Рома. Как вы нашли свое место?
Ребенок: у меня синий треугольник и на стульчике синий треугольник.
(собираю билеты в сумку и снимаю фуражку )

Воспитатель: Ребята мы не опоздали в гости?
Дети: нет

Воспитатель: какая часть суток сейчас?
Дети: утро

Воспитатель: какие еще части суток вы знаете?
Дети: вечер, день, ночь.

Воспитатель: ой я совсем забыла про подарки. В гости с пустыми руками не ходят. Что делать?
Дети: купить подарки

Воспитатель: а что любят зайцы.
Дети: морковь, капусту, кору.

Воспитатель: ребята давайте зайдем в магазин и купим зайчику Крошу морковки.
В каком магазине мы сможем купить морковь?
Дети: продуктовом, овощном?

Воспитатель: хорошо, сейчас мы остановимся и зайдем в продуктовый магазин. Скажите как надо вести себя в магазине?
Дети: нельзя бегать, кричать, плакать.

Воспитатель: молодцы. Водитель, остановите возле магазина, пожалуйста.
(проходят к магазину возле прилавка стоит стол на нем фрукты и овощи)
Какой беспорядок. Все фрукты и овощи перемешались. Давайте поможем продавцу навести здесь порядок
Положите на верхнюю полку витрины все овощи., на нижнюю полку все фрукты.
(дети раскладывают продукты)

Воспитатель: Миша, перечисли, что лежит на верхней полке?
Ребенок: лук, капуста, огурец, помидор, морковь

Воспитатель:
Дети: овощи

Воспитатель: Сережа, перечисли, что лежит на нижней полке.
Ребенок: апельсин, груша, банан, яблоко, лимон

Воспитатель: а как можно назвать одним словом?
Дети: фрукты

Воспитатель: Ребята, скажите, а сколько здесь морковок?
Дети: одна

Воспитатель: давайте купим морковку. Как думаете за одну морковку, сколько мы отдадим монеток (если дети затрудняются подсказываю одну или много)
Дети: одну.
(оставляем одну монетку берем морковку)

Воспитатель: Зайчик еще очень любит читать книги. А в каком магазине мы сможем купит книгу.
Дети: в книжном
\подходят к столам\

Лежат страницы «книг». На каждой странице нарисован квадрат, на треугольник, круг, прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.

Воспитатель: посмотрите…. Ветер растрепал книги, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали со своих страниц. Может быть, мы поможем книгам?
Дети: поможем

Воспитатель: отгадайте загадки.

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Дети:Круг

Воспитатель: Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь? — …
(треугольник)
Дети: Треугольник.

Воспитатель: фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…
Дети: Квадрат.

Воспитатель: Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат
Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: А теперь найдите картинки, похожие на геометрические фигуры и положите на свои места.
Ребята, какие же вы молодцы, все страницы поставили правильно!
За это мы можем купить книгу. Сколько книг?
Дети: одна.

Воспитатель: сколько монеток оставим за нее.
Дети: одну

Воспитатель: А вот ребята и дом Кроша.
Вы помните как надо себя вести в гостях?
Дети: да нельзя баловаться, кричать, бегать. Надо здороваться.

Воспитатель: Молодцы.
(подходят к столам около доски и стучатся)

Заяц: Здравствуйте, ребята. Молодцы, что пришли вы как раз вовремя.
Дети: здравствуй
Воспитатель: Крош, а мы тебе подарки принесли. Что мы принесли?
Дети: Книгу и морковку.

Заяц: спасибо. А теперь я предлагаю вам сесть за стол. Я приготовил для вас угощение, только не успел разложить грибочки и ягодки по тарелочкам. Перед вами мои необычные тарелки. Выложите на верхнюю полоску все грибочки.

Воспитатель: Начинаем раскладывать слева направо. Яна, сколько у тебя грибочков.
Ребенок: пять грибочков

Заяц: а теперь выложите все ягодки на нижнюю полоску.
Воспитатель: Андрей, сколько у тебя ягодок на тарелочке?
Ребенок: четыре

Воспитатель: Чего же больше, грибов или ягод?
Дети: грибов

Воспитатель: А на сколько?
Дети: На один.

Воспитатель: А как сделать, чтобы грибов и ягод было поровну?
Дети: убрать гриб.

Воспитатель: а что еще можно сделать, чтобы грибов и ягод было поровну (одинаковое количество)
Дети: добавить еще одну ягоду.
(ребята выполняют)

Заяц: Молодцы! Я вас тоже хочу порадовать. И подарить вам подарки.
(дарит раскраски)
Дети: спасибо.

Воспитатель: ребята, слышите. Автобус гудит нам пора отправляться. До свидания Крош.
Заяц: до свидания ребята.
Дети: до свидания.

Воспитатель: ребята, вы помните на каких местах вы сидели.
Занимайте свои места в транспорте и поехали…
Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
Дети: Да

Воспитатель: что было трудным для вас?
А что было легко?

Молодцы. Мне было тоже очень интересно с вами. Вот мы и приехали обратно в наш город. В каком городе мы живем?

Дети: Советский.
Воспитатель: конечно, и теперь вы можете отправиться путешествовать куда угодно.

Название: Конспект занятия по ФЭМП и ФЦКМ в средней группе «В гости к Крошу»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, 4-5 лет

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад «Аленка»
Месторасположение: ХМАО, г. Советский

Дети дошкольного возраста - это чистый лист, который необходимо заполнить важной, нужной информацией. Именно таким принципом руководствуются методисты и педагоги, составляя программы образовательных направлений для детских садов. При этом особое внимание уделяется разработке системы занятий, позволяющей обеспечить малышей базовыми знаниями, умениями и навыками для успешного взаимодействия с окружающим миром. Одним из таких образовательных курсов является создание блока занятий, направленных на формирование целостной картины мира (ФЦКМ).

Формирование целостной картины мира - это образовательная область, расширяющая кругозор и предполагающая последовательное знакомство с предметным, социальным окружением ребят, а также с явлениями природы на уровне, доступном для понимания в конкретном возрасте. В процессе работы на занятиях разных (!) направлений по ФЦКМ (« », «Физкультуре», «Развитии речи» и пр.) малыши осознают себя активным субъектом природы, получают представления о том или ином предмете, явлении, а также о роли человека, преобразующего мир в результате своей творческой, научной, трудовой деятельности.

Формирование целостной картины мира начинается с изучения смены времён года

Цели и задачи ФЦКМ

Миссией курса по формированию целостной картины мира является:

  • развитие познавательно-исследовательской активности ребят;
  • обогащение и закрепление багажа знаний относительно объектов и явлений, окружающих детей;
  • развитие навыков трудовой деятельности;
  • знакомство с циклическими изменениями в природе (в младших группах дети получают представления о самом факте смены времён года, в средней - усваивают отличительные признаки каждого из сезонов, а в старшем дошкольном возрасте знакомятся с сопутствующими зиме, весне, лету и осени изменениями в животном и растительном мире);
  • воспитание основ экологической культуры (малыши знакомятся с теми или иными явлениями природы, получают представления об экологической безопасности и на основе теоретического и практического опыта приходят к выводу о необходимости бережного отношения к окружающему миру).

Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи, как:

  • формирование представления о целостном понимании предмета (так, дети в младшей группе должны уметь называть предмет и его предназначение, в средней к этому добавляется описание внешнего и внутреннего вида, то есть цвет, форма, материал, а в старших - отношение человека и его деятельности к существованию этого объекта);
  • развитие способности ориентироваться в пространстве (если в младшем дошкольном возрасте это знакомство с помещениями детского сада, то в средней и старшей - прокладывание пути от дома в садик);
  • знакомство с родным краем (в младших группах дети учатся называть свой город, село, посёлок, в средней - учат название своей улицы, номер дома, квартиры, а в старшей получают представления об основных достопримечательностях края, его традициях);
  • получение и закрепление информации о флоре и фауне (в младшей группе дети знакомятся с названиями животных и их детёнышей, в средней - средой обитания, особенностями разведения, ухода, в старшей - мерами, направленными на сохранение растительного и животного мира на планете);
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру через получение знаний об опасном для природы поведении человека, а также о мерах, направленных на сохранение и преумножение природных богатств.

Трудовая деятельность - неотъемлемая часть ФЦКМ

Приёмы на занятиях по ФЦКМ

Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.

Словесные приёмы

Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.

Объяснение

С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом, но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.

Объяснение сопровождает любой вид деятельности

Загадки

Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещё и пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.

В своей практике при работе над темой «Космос» в подготовительной группе, перед тем, как говорить о планетах Солнечной системы, профессии космонавта, я предлагаю детям активизировать опорные знания, полученные в прошлом году, с помощью таких загадок:

  • Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нём живут вселенные, звёзды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос);
  • Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… (Земля);
  • Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своём скафандре Он из космоса глядит. (Космос).

Стихотворения

Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала. К примеру, при рассмотрении темы «Мой дом» в средней группе в завершении основного этапа занятия я предлагаю детям такое стихотворение:

  • Дом, в котором мы живём, Расположен за углом. Он - большой, многоэтажный, С новым лифтом, очень важный! Носит лихо шляпу-крышу, Всех домов-соседей выше!

После прослушивания рифмовки мы с детьми беседуем по вопросам:

  • «Где расположен дом?»;
  • «Как мы можем описать дом?»;
  • «Похож ли дом из стихотворения на тот, в котором вы живёте?».

Это интересно. В средней группе в перечень вопросов для беседы стоит включать один-два проблемных для развития у детей навыков критического мышления.

Стихотворения могут иллюстрироваться картинками

Короткие сюжеты

Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам. Обычно я такие зарисовки использую для введения в тему. Например, занятие по теме «Здоровье» в подготовительной группе я начинаю со «Сказки про мудрое Здоровье». «В одном царстве, в одном государстве жило-поживало Здоровье. Очень оно любило людей: на зарядку всех поднимало, овощи-фрукты кушать советовало, о чистоте воздуха заботилось. Но стали отмахиваться от такого добра люди: всё больше на мази, таблетки, сиропы надеялись. Тогда Здоровье обиделось и решило: «Если я кому дорого, то тот будет правильно себя вести, заботиться обо мне. А те, кто меня игнорирует, пусть сами за мной и побегают». Так и повелось с тех пор: кто бережёт здоровье, тот и здоров, а у кого дела поважнее находятся, те ищут-ищут Здоровье, да всё без толку. Правду говорят: потерять здоровье легко, а найти - ой, как трудно!»

После прослушивания сказки я задаю своим воспитанникам такие вопросы:

  • «Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми?»;
  • «Почему надо беречь своё здоровье?»;
  • Как вы считаете, чтобы быть здоровыми, достаточно принимать таблетки и сиропы?».

Чтение

Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.

Чтение особенно эффективно, если какие-то отрывки зачитывают сами дети

Группа наглядных приёмов

Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме - принципиальная задача для педагога.

Картинки, иллюстрации

Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно, чтобы иллюстрации были:

  • чёткими (размытые чёрно-белые картинки не только не привлекают внимания, но и не несут всей сути объясняемого понятия или явления);
  • понятными (не стоит нагромождать иллюстрации большим количеством изображаемых деталей - это отвлечёт детей от сути того, на чём надо сосредоточиться, например, если на занятии в младшей группе работа идёт над темой «Дикие животные», то группировка на иллюстрации млекопитающих, живородящих, травоядных, конечно, будет очень информативной, но вряд ли полностью запоминающейся для малышей);
  • завершёнными по смыслу (например, если картинки иллюстрируют процесс выращивания фасоли, то двух картинок с семенами и молодым побегом будет мало для понимания этапов роста, нужны «промежуточные» стадии).

Материалы для игр - важный элемент наглядности

Демонстрация

На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.

  1. Показ презентаций с информацией о том или ином изучаемом объекте, явлении. Это очень удобный способ, когда тема очень обширна, информации много, и одними картинками не ограничиться. К подобным можно причислить «Космос. Первый космонавт» в старшей и подготовительной группе.
  2. Просмотр видео. Это могут быть как обучающие ролики, например, о том, как провести опыт с водой. Или, например, мультипликационные отрывки по актуальной теме.
  3. Собственный пример. В этом случае педагог сам показывает те или иные действия, которые необходимо освоить детям. Например, порядок выполнения движений под песенку «У жирафа пятна» при изучении темы «Части тела» в подготовительной группе.

https://youtube.com/watch?v=ABHpLCbcw68 Video can’t be loaded: Опыты с водой для детей. Мамина школа. ТСВ (https://youtube.com/watch?v=ABHpLCbcw68)

Видео: делаем разминку вместе под песенку «У жирафа пятна»

https://youtube.com/watch?v=9qu2TwyyJII Video can’t be loaded: У жирафа пятна | Детская песня про животных | Детские песни с движениями для малышей | Люляби ТВ (https://youtube.com/watch?v=9qu2TwyyJII)

Лэпбук

Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком. В таких папках-проектах могут содержаться:

  • иллюстрации и краткая информация по теме;
  • подходящие игры (настольные, словесные и пр.);
  • работы детей (рисунки, аппликации и пр.), которые выполнялись в процессе рассмотрения вопроса.

Лэпбук обычно оформляется в виде буклета или папки

Практические приёмы

В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.

Например, в средней группе для того, чтобы дети уяснили виды агрегатных состояний воды, я предлагаю такой опыт: с зимней прогулки мы приносим в группу комок снега, кладём его в ведёрко и через какое-то время констатируем его превращение в воду. Зачерпнув воду ложкой и подогрев, наблюдаем, как вода превращается в пар.

Это интересно. Как правило, опытная деятельность охватывает темы, связанные с изучением свойств воды, песка, воздуха, а также роста растений.

Таблица: картотека опытов для занятий по ФЦКМ

Возрастная группе Изучаемое явление Цели эксперимента Ход опыта
Первая младшая группа Сухой и влажный песок Показать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку. Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком - куличик удаётся.
Вторая младшая Воздух Показать, как воздух поддерживает предметы Дети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным. Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит - его воздух поддерживает, а второй - опускается быстрее - его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности.
Средняя Вода как источник роста и жизни Показать, что для проращивания лука нужна только вода. Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки.
Старшая группа Воздух и вода Показать, что воздух легче воды Дети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом.
Подготовительная группа Откуда берётся радуга Показать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света. Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу.

Информация, полученная из опытов, лучше запоминается

Игровые приёмы

Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.

Таблица: виды игр на ФЦКМ

Группа Вид Название (возрастная группа) Цели Содержание
Дидактическая Настольно-печатная «Мой дом» (средняя) Научиться составлять фигуры из подходящих деталей. Дети составляют дома из архитектурных деталей, выполненных из картона.
Малыши описывают домик изнутри и снаружи.
Сенсорная «Волшебный мешочек» (вторая младшая) Учиться определять материал по тактильному контакту. Малыши опускают руку в мешочек, находят предмет и, не вытаскивая его, угадывают, что это.
Музыкальная «Грустный дождик» (первая младшая) Учиться соотносить природное явление с настроением музыки. Педагог показывает картинки с изображением дождя.
Ставит музыкальные отрывки разного настроения.
Дети определяют, какая музыка больше подходит под иллюстрации.
Подвижная Тренировка бега, прыжков «Солнышко и дождик» (вторая младшая)
  • развитие умения соотносить свои реакции с тем или иным явлением природы;
  • тренировать навык менять характер передвижения по сигналу.
Малыши присаживают на корточки на обозначенные участки-«дома».
По сигналу «Солнышко вышло» дети бегают по площадке.
На слова «Тучки набежали» возвращаются по «домам».
Развитие внимания «Покажи правильно» (подготовительная группа)
  • повторить названия частей тела;
  • учиться соотносить слово с движением.
Педагог называет часть тела, дотрагиваясь до неё руками.
Дети повторяют.
Воспитатель запутывает малышей: называет одно, а дотрагивается до другого. Дети должны соотнести название с движением.
Театрализованная Драматизация «В лесу» (старшая группа)
  • отработать правила поведения в лесу;
  • воспитывать бережное отношение к богатствам природы.
Ребята в сюжетно-ролевой постановке показывают, как нужно и как не нужно вести себя на природе.
Режиссёрская «Теремок» (средняя группа)
  • закрепить знания классификации домашних и диких животных;
  • учиться координировать движения персонажей со словесным описанием.
Дети игрушками конусного театра (персонажи нарисованы на конусах, которые надеваются на пальцы или передвигаются по столу) показывают сказку «Теремок», рассказываемую педагогом.

Как составить картотеку тем по ФЦКМ

Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.

Элементы работы по ФЦКМ представлены в разных занятиях

Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)

месяц блок Организованная образовательная деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Тема «Наш детский сад, наша группа»
сентябрь «Детский сад» Цели:
  • уточнить знания детей о детском саде;
  • расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду;
  • развивать наблюдательность, внимание;
  • воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.

Структура занятия:

  1. Беседа о сотрудниках детского сада.
  2. Рассказывание по сюжетной картине.
  3. Игра «Найди ошибку»
  4. Отгадывание загадок.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» Цели:
  • выявить умение детей определить, из каких материалов сделаны предметы;
  • учить определять причинно-следственные связи между материалом и способом использования;
  • учить называть предметы, которые окружают ребёнка в помещении.

Дидактическая игра «Наряды матушки-земли» Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Экспериментальная деятельность «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят.
Дидактическая игра «Парочки» (птицы, грибы, цветы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные). Цель: развивать память, мышление и внимание.

Дидактическая игра «Кукольный детский сад».Цель: поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения - их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций.
«Давайте знакомиться!» Цели:
  • познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду;
  • рассказать о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
  • уточнить знание адреса детского сада
    и маршрута в детский сад и домой;
  • совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
  • приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.

Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
Структура занятия:

  1. Экскурсия по детскому саду.
  2. Игра «Чьи предметы?»
  3. Чтение стихотворения.
  4. Танцевальные движения под музыку.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Куда залетела пчела». Цели:
  • развивать память и мышление;
  • закрепить знания о предметах мебели;
  • учить называть признаки и количество предметов.

Дидактическая игра «Времена года» Цели:

  • познакомить с изменениями видов осадков;
  • рассказать о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

Рассматривание комнатных растений. Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения.
Тема «Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка»
«Дары осени» Цели:
  • учить детей различать овощи по внешнему виду;
  • устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода;
  • познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька);
  • развивать память, мышление, мелкую и общую моторику;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: огород, грядка, овощи.
Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» - создание рисунков овощей.
Структура занятия:

  1. Рассматривание муляжей овощей.
  2. Игра «Найди овощи».
  3. Отгадывание загадок.
  4. Описание овощей.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра - Из чего сделано». Цели:
  • учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны;
  • активизировать словарь детей;
  • учить называть времена года в правильной последовательности.

Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:

  • познакомить с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы;
  • выяснить причины этого явления.

Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь». Цель: учить описывать овощи разными способами.

Изобразительная деятельность. Цель:
поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе.
Золотая осень Цели:
  • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
  • устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий - постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлёт птиц связан с исчезновением насекомых);
  • организовать целевое наблюдение за цветом листьев;
  • учить работать с календарём природы;
  • развивать знания об осенних работах на огороде;
  • воспитывать интерес к природе.

Структура занятия:

  1. Беседа о приметах осени.
  2. Игра «Закончи предложение.
  3. Описание картинки.
  4. Подвижная игра «Дождик».
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Времена года». Цели:
  • закреплять знания детей о последовательности сезонов;
  • выявить характерные признаки каждого времени года;
  • познакомить с изменениями видов осадков, влиянием изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

  • развивать умение сравнивать, выделять общие признаки;
  • учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине.
Экологическая игра «Найди дерево по описанию». Цель: закрепить знания о деревьях.

Временной план занятия

Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:

  • в младшей группе - 15 минут;
  • в средней - 20 минут;
  • в старшей - 25 минут;
  • в подготовительной - 30 минут.

Проработка сути темы идёт в три этапа:

  • вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
  • основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
  • завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).

Каждый из этапов занятия должен быть вписан в определённые временные рамки

Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп

Тема Вводный этап Основной этап Заключительный этап
Первая младшая
«Деревья» - Ребята, идёте вы по улице, играете на площадке, едете в машине, что вас окружает? Дети: - Люди, машины, дома, деревья и т.д. …> <… Дети отгадывают загадки о деревьях, рассматривают картинки…>
<… Когда листья начинают появляться на деревьях?
Какого цвета становятся листья на деревьях летом?..>
Вторая младшая
«Грибы» Прибегает белочка в группу и рассказывает, что мама-белка попросила собрать в их лесу грибы, ведь скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать. - Скажите, пожалуйста, а где растут грибы?..> <… Игра малой подвижности «Мы идём в осенний лес»
Мы идём в осенний лес. (Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Дети садятся на стульчики.
- В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие - несъедобные, их нельзя кушать человеку. Гриб состоит из ножки, а что на ножке? - Шляпка. Вот белый гриб (Показ картинки)…>
<…- Что можно приготовить из грибов? ..>
Педагог благодарит детей за работу.
Средняя группа
«Птички» Дети сегодня наше занятие будет повещено птицам. Я хочу его начать с загадки…> <…Давайте вспомним, чем мы кормили на нашем участке птиц? (зёрна, крошки хлеба, семечки, ягоды рябины).
- Ребята, давайте подумаем, что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Будет много насекомых, и они поедят весь наш урожай, прогрызут кору деревьев, и тогда деревья могут засохнуть)…>
<…Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица отвечай-ка». На коврике раскладываются изображения птиц 10 шт. Дети должны назвать этих птиц.
- Молодцы, с этим заданием вы справились, а теперь я проверю, помните ли вы, какие у нас птицы перелётные а какие - зимующие…>
Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали о наших друзьях птицах, их особенностях и повадках…>
Старшая группа
«Мама» - Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она, розная … (мама дорогая)…> <… Вы ещё маленькие, и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами. Динамическая пауза.
Встаём в круг, кидаю мяч детям. – Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.) …>
<… Выполнение аппликации «Подарок для мамы»…>
В заключении занятия спрашиваю, о чём дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.
«Продукты питания» <… Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей. Падает от слабости А любит только сладости.
- Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (ответы детей) …>
<… Пальчиковая гимнастика «Пекарь»…>
<… Лепка из солёного теста «Баранки и калачи».
Упражнение «Пирожки с начинкой»: - Дети, а если в тесто положить яблоки или капусту, то, что получиться? (пирожки). Детям раздаются картинки овощей, фруктов и ягод. Они образуют соответствующее прилагательное. Например: это капуста, можно испечь капустный пирог…>
Подготовительная группа
«Моё отечество» -Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами раскроем тайну одного очень важного слова. Вы готовы узнать тайну?(Ответ детей)
Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)…>
<… Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)
- Правильно, - это Россия. А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает некоторые из них …>
- Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем оно вам понравилось? Молодцы? ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

Видео: фрагмент занятия на ФЦКМ для второй младшей группы на тему «Транспорт»

https://youtube.com/watch?v=9K4qztRrgeA Video can’t be loaded: Фрагмент занятия по ФЦКМ «Транспорт» во второй младшей группе (https://youtube.com/watch?v=9K4qztRrgeA)

Видео: пример занятия ФЦКМ для старшего дошкольного возраста на тему «Богатство нашей планеты»

https://youtube.com/watch?v=CCij1sgJZG8 Video can’t be loaded: Занятие по ФЦКМ «Богатство нашей планеты Земля» в МБДОУ «Старописьмянский детский сад » МО «ЛМР» РТ (https://youtube.com/watch?v=CCij1sgJZG8)

Формирование целостной картины миры - важная область дошкольного образования, которая реализуется на занятиях разных тем и направлений. В результате систематической работы дети получают представления о мире живой и неживой природы, расширяют кругозор относительно роли и места человека в ней, а также учатся оценивать те или иные явления и факты через призму собственного опыта. Всё это способствует развитию и воспитанию гармоничной личности, способной адекватно реагировать на любые проявления окружающего мира.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!