Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Планирование на год по программе Л. Шевченко "Добрый мир" (духовно - нравственная культура)

Образовательные задачи:
образовательная область «Социализация»
-формировать у детей навыки выполнить правила поведения хороших детей.
-развивать умение бороться против своих плохих привычек.

Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Познание»
-развитие у детей морального сознания.
-развивать интерес к своей личности.
Образовательная область «Коммуникация»
-побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам и высказывать свои суждения.
Образовательная область «Художественное творчество»
-совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности.

Предварительная работа.
1. Беседы по темам:
-«моя семья».
-«что такое дружба».
2.Чтение художественных произведений
-Зернышки: «Добрые истории для малых ребят»
-В.Вересаев «Братишка»
-В.Катаев «Цветик - Семицветик»
3.Произведение Н.О.Д. по темам:
-рассказывание из личного опыта
-«главные правила жизни»
-«дерево добра»
4.Оформление тематического стенда для родителей.
-дружная семья
5.Использование дидактических игр.
-«Смайлики»
-«Наоборот»
-«Помоги другу»
6.Продуктивная деятельность.
Выставка: «добрая улыбка»
Используемая литература:
-Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.
«Программа воспитания и обучения в детском саду»
М.: Мозаика – Синтез. 2011г.
-Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга 3. М. : центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества. 2012 г.
-Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И. «Красота- Радость, Творчество». Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Ч.: Педагогическое общество России. 2000 г.
7.Образование и материалы.
-куклы-игрушки: два брата, вязанки лист бумаги, краски, кисточка, банка с водой, подставка, тряпочки.

Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Под музыку «Дружба крепкая» дети берутся за руки, встают в круг.
-Мне очень приятно, что мы опять все вместе – красивые, опрятные, очень дружные.
Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.
Проводится игра «Подарим улыбку»
-Сегодня я познакомлю вас с двумя мальчиками. Воспитатель держит в руках игрушки- куклы двух мальчиков. Это Сережа – он старший брат, а это Саша – он младший брат. Они очень часто ссорятся. Мы должны научить их быть дружными, любить друг друга.
Послушайте историю.
Наступило утро. Сережа, отталкивая Сашу, кричит: «Я первый пойду умываться! Я старший брат». После завтрака – старший брат говорит младшему: убери за мной посуду, а то мне некогда». А когда они играли в песочнице Сережа постоянно отбирал игрушки у Саши.
-Почему ты отбираешь игрушки у брата?
-Они мне тоже нужны.
-Ребята. Чтобы вы сказали Сереже?
-Ответы детей.
-Почему он обижал младшего брата?
-Ответы детей.
-Люди не должны обижать ни взрослых, ни младших. Они должны быть уступчивыми, приносить добро. Ребята! Подумайте, пожалуйста, и скажите, что такое дружба?
-Ответы детей.
-Сейчас я вам всем раздам вязаночки. Попробуйте их разломать.
-Не ломаются.
-А теперь возьмите один прутик и сломайте.
-Прутики ломаются.
-Так то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если ссориться – вас любой погубит.
Давайте поиграем. Воспитатель сажает на пол игрушку – куклу «Сережа», комментирует. Это Сережа, старший брат. Он обижает младшего брата, отбирает игрушки, толкается, ломает в песочнице постройки.
А это Саша, младший брат. Воспитатель сажает на пол куклу «Саша». Он уступает старшему брату, помогает слабым, корпит птиц. Он хороший.
Под музыку мы будем танцевать. Но по сигналу, вы должны будете подбежать к мальчику, с которым вы бы хотели дружить.
Проводится игра.
-Почему вы все подбежали к младшему брату?
-Ответы детей.
-Посмотрите, ребята, Сережа расстроился и плачет. Почему?
-Ответы детей.
Воспитатель предлагает взять игрушку «Саша» и вместе с ним подойти и пожалеть Сережу.
-Давайте расскажем Сереже о правилах поведения хороших людей.
-Никого не обижать
-Быть уступчивым
-Всем желать здоровья
-Быть благодарным
-Приносить добро.
Воспитатель обращается к Сереже.
-Теперь ты понимаешь, что может случиться, если не будешь приносить людям добро? Все правила запомнил? Давайте нарисуем все вместе добрую улыбку!
Воспитатель предлагает ребятам подойти к столам, улыбнуться друг другу и выполнить задание.
По окончании – выставки «добрая улыбка» воспитатель благодарит детей и напоминает:
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Учебно-методический комплект «Добрый мир (Православная культура для малышей)» является вводной частью авторской общей программы «Православная культура» для 1-11 классов (Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011).

Он разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2010 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.).

В состав комплекта входят 8 пособий: Хрестоматия в 4 книгах для детей с методическими комментариями для воспитателя (Книга 1. Прогулки по дням творения. /Устроение мира/ ; Книга 2. Хорошо - плохо? /Устроение отношений в мире/; Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Как устроены отношения в нашей жизни/; Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/); Методическое пособие с программой; Рабочая тетрадь для творческих видов деятельности; Музыкальное сопровождение занятий (СД - диски); Наглядные материалы по темам хрестоматий.

Особенностью комплекта является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Отбор содержания произведен с учётом Стандарта начального образования второго поколения и Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования РФ (М., 2002 г.), обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и школьного звеньев образования.

Комплект предназначен для использования в дошкольных образовательных учреждениях всех типов (старшая и подготовительная группы детского сада), а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.


М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е

В сборнике методических материалов представлены: 1. Концептуальное обоснование Содержательного модуля «Духовно-нравственная культура. Православная культура» в составе основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей»; 3. Методические разработки занятий. В Приложениях представлен справочный материал.

Отбор содержания произведен с учетом ФГОС дошкольного образования (2013г.), федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009г.), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры по авторской программе «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-11 классов в 55 регионах РФ в 2004-2011 гг., ставшей основой программы экспериментального учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») (2009 г.), обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования.

Методическое пособие входит в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир» (в составе 8 пособий). Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

Раздел 1. Общая характеристика программы.

Раздел 2. Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Программа «Добрый мир. Православная культура для малышей»
2.1. Пояснительная записка.
2.2. Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 5-7 лет.
2.3. Интегрированное содержание работы по духовно-нравственному воспитанию при освоении образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования при включении содержательного модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)»
2.3.1. Задачи психолого-педагогической работы с детьми 5-6, 6-7 лет.
2.3.2. Принципы отбора содержания модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» с учетом интеграции образовательных областей программы дошкольного образования.
2.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы «Добрый мир. Православная культура» в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей».

Раздел 3. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

П р и л о ж е н и я
Приложениe 1. Состав пособий комплекта «Добрый мир».
Приложение 2. Задачи образовательных областей, выделенных в тексте Федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в рамках которых возможно дополнение основной образовательной программы содержанием программы «Добрый мир».
Приложение 3. Возрастные особенности детей.
Приложение 4. Духовно-нравственное воспитание детей в семье и в условиях конфессионального образования.
Приложение 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Приложение 6. Структура учебно-методического комплекта «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для дошкольного и школьного звеньев.

Литература для детей.

Литература для воспитателя.

Программы и методические материалы по воспитанию детей дошкольного возраста.

Х Р Е С Т О М А Т И Я В 4 К Н И Г А Х

КНИГА 1. Прогулки по дням творения
Наш красивый добрый мир. Тропинки прогулки. «Что мы видим на прогулке?»
Прогулка первая: «Свет. День. Ночь».
Прогулка вторая: «Небо».
Прогулка третья: «Земля. Вода. Растения».
Прогулка четвертая: «Солнце. Луна. Звезды».
Прогулка пятая: «Птицы. Рыбы. Насекомые».
Прогулка шестая: «Человек. Животные».
Прогулка шестая: «Человек».
Прогулка седьмая: «День отдыха (покоя)».
Кто сотворил наш красивый, добрый мир?

КНИГА 2. Хорошо - плохо
Рассказ первый: «Что хорошо и что плохо?»
Рассказ второй: «Будь послушным!»
Рассказ третий: «Помоги!»
Рассказ четвертый: «Не спорь! Прости!»
Рассказ пятый: «Будь скромным! Не хвастайся».
Рассказ шестой: «Не кради! Не обманывай!»

КНИГА 3. Устроение отношений в нашей жизни
Рассказ первый: «Моя семья. Наш род».
Рассказ второй: «Моя Родина».
Рассказ третий: «Православный храм».
Рассказ четвёртый: «Наши меньшие друзья».

КНИГА 3. Ценности жизни христиан
Чему мы радуемся? Православные праздники.
Праздник Воскресения Христово. Пасха.
День Ангела. Небесные покровители.
Воскресный день.
Окончание путешествия. Благодарение.

Р А Б О Ч А Я Т Е Т Р А Д Ь

Рабочая тетрадь входит в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используется в комплекте с другими пособиями.

В рабочей тетради представлены задания для творческих видов деятельности детей в соответствии с темами книг-хрестоматий. Взаимосвязь заданий указана символическими обозначениями, соответвующими рубрикам «Путешествие с книгой» и «Рисуем», с указанием номера страниц книг-хрестоматий.


Н А Г Л Я Д Н Ы Е М А Т Е Р И А Л Ы

Наглядные материалы входят в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используются во взаимосвязи с материалами методического, музыкального, хрестоматийных пособий и рабочей тетради.

В пособии представлены наглядные материалы для иллюстрации темы «Православный храм» (книга-хрестоматия 3, страницы 42-55).

В наглядных материалах представлены иллюстрации и фотографии произведений иконописи, памятников церковной архитектуры, рисунки детей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Проект для детей старшего дошкольного возраста: «Доброта спасет мир»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал может быть интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования.

Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
- Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знания правил вежливого общения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
- Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
- Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, заучивание наизусть, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.
Дома с родителями предложили выполнить задание рисунок, аппликацию, поделку на тему: «Что такое доброта?»

Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный; одна неделя.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители детей.
Наличие междпредметных связей: интеграция образовательнх областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.


Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для нас всех являются волшебниками. Есть люди, которые готовы на добрые дела и днем, и ночью.
Дети – это наши цветы, но эти цветы часто не замечают, как они обидели друг друга, создали какую – либо конфликтную ситуацию и не могут ее решить. Наш проект направлен на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи. Научить детей оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Девиз проекта: Твори добро, и оно к тебе вернется.
Задачи по работе с родителями:
- Заинтересовать родителей в воспитании и формировании нравственной культуры детей;
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;

Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
- Консультации для родителей по теме недели.


В течение недели в саду проводилась работа по пяти образовательным областям:
Познавательное развитие: Беседы: Беседа с рассматриванием иллюстраций на темы: «Моя бабулечка», «Моя мама», «Какой я?», «Что такое добро, доброта?»,


«Как я помогаю маме?», «Зачем помогать птицам?», «Что значит: «Жизнь дана на добрые дела»?».
Речевое развитие: Составление описательного рассказа
« Птичка - невеличка», «Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».
Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», рассказы по картинам «Моя семья», «Мои добрые дела».
Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», « Закончи предложение», «Дорисуй» - игровизор»; «Скажи ласковое слово другу»; «Вежливые слова».


Социально – коммуникативное развитие: Разучивание считалок и мирилок.


Чтение:
- С. Михалков « Птичья столовая»;
- В. Бианки « Синичкин календарь».
- «Дружба» (Пакистанские народные сказки)
- «Сказка о добре»
- Русские народные сказки
Художественно – эстетическое развитие: Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», « Закончи предложение»и т.д
Аппликация из листьев «Сова – мудрая голова»
«Аппликация на тарелочке» - «Моя мамочка!»
«Снегири», «Синички»- аппликация с крупой.
«Снегирь и Синичка» - работа с мятой бумагой, ватой, гуашью.


«Матрешки и пеленашки» - лепка из соленого теста для детей средней группы.


«Печенье в духовке» - выпечка печенья – угощенья для младшей группы.
«Кормушки для птичек» - изготовление кормушек.


«Добро - Душки» - работа с тканью(совместно с родителями)


«Мой автопортрет» - рисование гуашью.
Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
Разучивание песни: «Дорога добра».


Физическое развитие: Пальчиковые игры: « Дятел»; «Кормушки»; «Птички».
Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми», « Голуби».
Подвижная игры: «Воробышек и автомобиль», « Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».


В ходе реализации проекта «Доброта спасет мир!!!» предполагаемые результаты были достигнуты:
- мы обогатили опыт детей в сфере нравственного воспитания путем использования разных методов и приемов;
- пополнили словарный запас детей;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к добрым делам и поступкам, научились делать простые выводы, видеть не только в других, но и самое важное в себе плохое и хорошее; ответили самостоятельно на главный вопрос: «Можно ли сделать так, что бы добро можно было дарить каждый день?»
Оформили буклетики и подарили воспитанникам сада: «Правила добрых и вежливых поступков».


Презентация проекта:
Фотовыставка «Наши добрые дела»;
Ребятам младшей группы подарили солнышки, (сделанные своими руками),
на которых, написали вежливые слова.


Детей средней группы научили мастерить куколок - оберегов из ткани.


Поиграли с ними в игру: «Ручеек».


Для малышей ясельной группы, родители испекли печенье «Птички» и мы их угостили.


Совместно с родителями изготовили кормушки птицам.
Изготовили и подарили работникам сада, сов в знак уважения и мудрости.


Наша помощь нашей няне…


Дерево добрых дел воспитанников группы.

Одной из важнейших государственных задач современности является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями исконно русской православной культуры. Понимание того, что без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры, высказывается на высоком государственном уровне. Без духовности, которую передавали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не можем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, патриотизме, представления о человеке в целом.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Именно этим целям в общеобразовательной школе посвящен предметный модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного с 1 сентября 2012 г. по поручению президента РФ Д. А. Медведева.

Однако начинать какое-либо воспитание необходимо еще в дошкольном возрасте. Именно в этом возрастном периоде идет активное накопление нравственного опыта, активного познания мира и человеческих отношений, происходит обращение к духовной жизни. Как отмечает С.Куломзина, «в эти годы формируется его духовное подсознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и сознательных действий в будущем» 1 . Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает гармоничное формирование его личности, а «отсутствие в образовательном процессе ценностных смыслов дискредитирует трансляцию культурного опыта человечества, сводя образование и обучение к передаче информации и научению, а воспитание — к нравоучению и морализации» 2 . К сожалению, многие родители и педагоги забывают об этом, превращая с раннего детства воспитание лишь в подготовку к учебе в школе.

Министерство образования Московской области плодотворно взаимодействует с Московской епархией Русской Православной Церкви, закрепив сотрудничество договором от 12.11.2001 г. , а с 2002 г. функционирует соответствующий Координационный совет.

Одной из таких программ, реализующих духовно-нравственное воспитание дошкольников, является программа Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей». Она представляет собой содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополняя ее обязательную часть новой образовательной областью, тем самым обеспечивая достижение духовно-нравственного развития детей, их готовность к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования « Духовно-нравственная культура народов России», а также преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования (программа является вводной частью авторской общей программы «Православная культура для 1-11 классов»). Отбор содержания программы произведен с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 23.11.2009 г. № 685), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры в 55 регионах РФ. По замыслу автора, в программе «Добрый мир» сохраняется культурологический подход изложения религиозной культуры, она носит культурологический развивающий творческо-игровой проективный характер — маршрут духовного краеведения. Введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни — задача семейного воспитания, невыполнимая в системе светского образования.

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (от 5 до 7 лет). Учебно-методический комплект «Добрый мир. Православная культура для малышей» состоит из восьми пособий: 1) Книга 1 «Прогулки по дням творения»; 2) Книга 2 «Хорошо — плохо»; 3) Книга 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья»; 4) Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники»; 5) наглядные материалы; 6) рабочая тетрадь; 7) методическое пособие для учителя (программы, планы, разработки уроков); 8) CD-диск. Музыкальное сопровождение занятий.

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей 3 .

В основе программы лежат фундаментальные положения святоотеческого наследия о закономерностях духовно-нравственного развития личности, о методах и формах духовно-нравственного воспитания в соответствии с возрастными возможностями, о принципах отбора учебного материала, а также исследования научной психолого-педагогической отечественной школы о закономерностях развития и методах воспитания дошкольника, государственные документы в области образования, обобщение практического педагогического опыта духовно-нравственного воспитания и образования в РФ.

Основными содержательными компонентами программы для дошкольников являются знания о религиозной культуре как о добром, красивом мире творений Божиих; о нормах устроения отношений в мире как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе и миру вещей, к миру природы; о ценностях жизни христиан, отразившихся в традициях православных праздников 4 . Соответственно построено и содержание учебников. В книге 1 «Прогулки по дням творения» рассказывается о сотворении мира, проявлении воли Божией о мире и человеке в устроении мироздания. Пособие является базовым в освоении главных понятий православной культуры, которые будут углубляться в следующих книгах. В книге 2 «Хорошо — плохо» углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни — послушание, трудолюбие, любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определяется как зло. В книге 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья» углубляется этическая тема, показываются примеры благочестивой жизни — того, как эти нормы проявляются в устроении повседневных отношений жизни христиан. Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники» рассказывает о счастье жизни христиан, о христианской радости, отразившихся в главных православных праздниках — Рождества и Воскресения Христова, Дне ангела как основании и завершении пути Божественного спасения человека.

По замыслу автора, в программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольника формы совместной с воспитателем групповой и самостоятельной работы: ролевые, сюжетные игры, драматизация, беседа, наблюдение, экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций, конструирование, художественное творчество, музицирование и др. в условиях предметно-развивающей среды (прогулки-путешествия, выставки, спектакли, концерты и т. п.). Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной 5 .

В детских садах Мытищинского муниципального района работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию организована с сентября 2012 г. и проводится в двух формах: 1) в рамках организованной образовательной деятельности (ООД) как дополнение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования по образовательным областям «Познание. ФЦКМ», «Коммуникация. Развитие речи. Общение», « Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество», « Социально-личностное развитие. Социализация» и др.; 2) в рамках дополнительного образования по выбору родителей (кружковая работа).

В течение года проведения работы по духовно-нравственному воспитанию наметилась следующая тенденция:

на 01.09.2012 г.

на 01.03.2013 г.

на 01.09.2013 г.

Кол-во дошкольных
образовательных
учреждений
внедряющих программу
«Добрый мир»

34 (из 48)

45 (из 48)

48 (из 48)

Реализация в рамках кружковой работы (кол-во ДОУ / кол-во детей)

18 / 391

21 / 467

36 / 1080

Реализация в рамках ООД (кол-во ДОУ / кол-во детей)

16 / 452

24 / 701

12 / 432

Таким образом, количество детей, с которыми ведется работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Мытищинского муниципального района в рамках кружковой работы за год увеличилось на 63,8%, а в рамках ООД уменьшилось на 4,5%, переходя в кружковую работу.

Однако следует учитывать, что если кружковая работа предполагает посещение детьми занятий вне основного времени и с согласия родителей, то организованная образовательная деятельность предполагает участие всех детей без исключения в течение дня. Следовательно, в таком случае в программе делается упор на нравственную и другие составляющие, опуская при этом духовную составляющую курса из соображений толерантности по отношению к детям маловоцерковленных или вообще невоцерковленных родителей. Таким образом, к сожалению, задачи духовно-нравственного воспитания в рамках ООД в полной мере не реализуются. Тем не менее, количество детей, посещающих занятия «Добрый мир» в рамках кружковой работы, где духовно-нравственное воспитание реализуется соответственно программе в полной мере, на 1 сентября 2012 г., согласно проведенному мониторингу, составляет 10,4% от всех воспитанников 5-7-летнего возраста ДОУ Мытищинского района, а на 1 сентября 2013 г. — 28,7% соответственно, что на 18,3% больше, чем в прошлом году.

Также следует заметить, что работа по духовно-нравственному воспитанию проводится не исключительно по программе Л. Л. Шевченко. В качестве дополнительных к основной воспитателями используются такие программы, как «Путь в храм», автор А. Г. Уралова; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева; «Философия для детей в сказках и рассказах», автор М. А. Андрианов; «Оберег», автор Е. Г. Боронина; « Байки-побайки» , автор Е. В. Сальникова и другие подобные. Однако их содержание вызывает сомнение в истинном решении задач духовно-нравственного воспитания, подменяя его патриотическим или фольклорным элементом, порой противоречащим православным традициям. Подмена духовно-нравственного воспитания гражданско-патриотическим прослеживается на многих занятиях педагогов.

Базовой характеристикой личности являются понятия «духовность» и «нравственность». Современная светская педагогическая мысль связывает духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, проявлением «человеческого в человеке», полагая, что «жить по совести — это значит быть личностью духовной» 6 . С точки зрения православного мировоззрения духовность — это «качество личности, способ ее существования, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 7 . Духовный человек всегда ощущает свое несоответствие этому идеалу и постоянно стремится совершенствоваться.

Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность — сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. С точки зрения православной педагогической мысли нравственная жизнь неотделима от духовного мира человека, поскольку является способом «практической ориентации поведения личности, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 8 . По мнению Л. Л. Шевченко, «христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Это находило отражение в определении задач образования, мировоззренческих установок, составляло основу анализа деятельности и отношений людей» 9 .

Таким образом, целью и объектом духовно-нравственного воспитания, по мнению Т. И. Петраковой, «является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, и от эстетического — целью и объектом которого являются чувства…» 10

Действительно, «если ориентировать подрастающего человека на так называемые общечеловеческие ценности, которые весьма размыты и относительны, где отсутствует определенный идеал, ни о каком развитии подлинной духовности не может быть и речи» 11 .

Тесно связано с духовно-нравственным воспитанием гражданско-патриотическое. Как подчеркнула в своем выступлении на IX Московских областных Рождественских образовательных чтениях Л. Н. Антонова, патриотическое воспитание направлено на формирование социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу, выполнению своего конституционного долга 12 . Все эти качества имеют большое значение для нравственного укрепления личности, поскольку «на основе чувства патриотизма, уважения к национальным святыням укрепляется любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества» 13 . Однако гражданско-патриотическое воспитание требует восполнения духовно-нравственным, которое имеет первостепенное значение.

Неверная расстановка акцентов в ряде случаев говорит о некомпетентности педагогов дошкольных учреждений в области духовно-нравственного становления личности ребенка. В связи с этим повышению квалификации уделяется большое внимание. Так, в 2012/13, а также в 2013/14 учебных годах в ДОУ Мытищинского района проводились педсоветы и консультации для педагогов на тему духовно-нравственного воспитания в ДОУ и семье; консультации для родителей на тему «Система духовно-нравственного воспитания в семье». На районном уровне — семинар для педагогов, внедряющих программу «Добрый мир»; круглый стол по проблеме реализации программы «Добрый мир» с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния.

Однако, как показала статистика, высококвалифицированных специалистов крайне мало. Несмотря на то что краткосрочное обучение по программе «Добрый мир. Православная культура для малышей» на базе МГОУ прошли 45 педагогов района, этого недостаточно. Педагогу, тесно соприкасающемуся с душой ребенка, необходимы не только соответствующие знания, но и личный глубокий опыт жизни в православной культурной традиции, который приобретается не сразу. Вспомним слова В. А. Сухомлинского, который предъявлял достаточно высокие требования к личности педагога: «Мы должны быть… примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» 14 . Пожалуй, главным для преподавателя православной культуры должно быть осознание необходимости собственного духовного возрастания, когда «определяющим становится сознательный выбор мировоззрения, который обуславливает и мысли человека, и его поступки» 15 , а также ответственный подход к преподаванию данного предмета 16 .

Кроме того, некомпетентными в данной области являются и большинство родителей, воспринимая зачастую данный курс интуитивно и в общих чертах. Условием посещения детьми кружка во многих случаях является уже знакомый родителям педагог, которому можно довериться, а не профессиональный специалист и содержание курса.

Тем не менее, известны и противоположные положительные примеры. Так, в детском саду поселка Пирогово Мытищинского района существует многолетняя традиция проведения подобных занятий с участием священника и творческой инициативой родителей.

Подобные примеры делают необходимым выстраивание последовательной работы педагога с родителями и семьей в целом. Например, может оказаться целесообразным подбор интересных заданий по пройденной теме для совместной домашней работы родителей и детей; организация выставок работ детей для демонстрации родителям; вывешивание информационных содержательных листов (например, «Как определить День ангела ребенка?»), а также информационных листов с темой и целью пройденного занятия. Подобная примерная работа с родителями предлагается автором курса «Добрый мир. Православная культура для малышей» в методическом пособии.

Итак, продолжая анализировать проделанную работу в Мытищинском районе за 2012/13 уч. г. и подводя итоги результатов проведенных диагностик, отметим, что у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы на занятиях формировались культурологические знания и представления о смысле праздников Рождества Христова, Пасхи, Дня ангела; базовые моральные чувства, такие как умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира как гармоничного, красивого творения Божия; различать добрые дела и плохие поступки; находить хорошие качества в друге; различать в себе добро и зло (выделять в себе недолжное); видеть и понимать действия и последствия послушания-непослушания; иметь представления о дружбе, трудолюбии и лени, щедрости и жадности, милосердия и заботы о ближнем; иметь представление о действии прощения, гнева-кротости, скромности-хвастливости, честности и воровства; видеть действия и последствия правды и лжи.

В качестве итоговых мероприятий с детьми проводились конкурсы рисунков «Рождество Христово», «Рождественские кружева», «Зимняя фантазия», «Подари улыбку миру»; конкурсы детских поделок «Ангелочек и Я», «Добрый ангел», ко Дню Матери; районный отборочный тур Международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо 2013»; конкурсы чтецов «Моя страна — моя Россия», «Мир встречает Рождество»; праздники и досуги: «Зимние забавы», «Рождественские колядки», «Крещенские посиделки», «Пасхальная сказка», «Масленичные гуляния»; на районном уровне — конкурсы детского творчества.

Несмотря на существующие трудности, работа в данном направлении продолжает развиваться. При управлении образования Мытищинского муниципального района создана рабочая группа для разработки учебно-тематического планирования, планов-конспектов занятий, анкет-опросников, диагностики уровней усвоения программы. В планах на будущий год:

— проведение круглых столов с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния на тему «Актуальные вопросы по преподаванию модуля „Православная культура для малышей“ в рамках реализации программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »; «Обогащение знаний педагогов о духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста посредством использования модуля программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »;

— районный семинар на тему « Ценностно-содержательная основа модуля „ Духовно-нравственная культура“ (представление педагогов о формировании у детей старшего дошкольного возраста основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор)»;

— организация работы районного методического объединения по реализации программы «Добрый мир» и др.

Еще раз возвращаясь к цели данного курса и содержанию организованной работы Министерства образования Московской области в данном направлении, хочется подчеркнуть, что сегодня очень важно формировать нравственное начало, приобщать подрастающее поколение к духовным и национальным традициям, вовлекать в деятельность по сохранению культуры, обеспечивать тесное взаимодействие семьи и образовательного учреждения. Вслед за протоиереем В.Зеньковским отметим, что духовно развитый человек — это «не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает, и верно действует» 17 . «Духовно и нравственно развитый ребенок живет с ощущением своей духовной „сопричастности“ к жизни окружающей его действительности, он имеет живой интерес к происходящим событиям, искренние и добрые чувства по отношению к окружающим людям, сердечные устремления к Богу, а также чувство ответственности за свои действия, слова и мысли… При этом ребенок реально проявляет чувство милосердия и сострадания к ближним, поскольку воспринимает их как духовно близких людей» 18 .

Л. И. Мумрикова
канд. пед. наук,
старший преподаватель кафедры
общей педагогики ПСТГУ

Список литературы:

1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч.конф./ Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

2. Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождест-венских образовательных чтений http://www..

3. Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. 239 с.

4. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. 194 с.

5. Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. 154 с.

6. Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. 192 с.

7. Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

8. Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С. 6-11.

9. Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. 96 с.

10. Склярова Т. В. Личностная характеристика

и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

М., 2005. С. 684.

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. 224 с.

12. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. 202 с.

13. Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. 119 с.

    1 Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. С. 38.

    2 Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сборник научных трудов и материалов по итогам научой конференции / Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

    3 Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. С.7.

    4 Там же. С.30.

    5 Там же. С. 8.

    6 Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С.6-11.

    7 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 109.

    8 Там же. С. 114.

    9 Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. С. 12.

    10 Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. С. 5.

    11 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 146.

    12 Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождественских образовательных чтений http://www..

    13 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 119.

    14 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. С. 22.

    15 Склярова Т. В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя

    «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

    М., 2005. С. 684.

    16 Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные

    и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

    17 Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. С. 8.

    18 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 104.

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Занятие на тему:

«Шестой день творения. Человек. Как на земле появились люди»

для воспитанников старшей (подготовительной) группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ №16 «Колосок»

Пушкинского района

Рожко Надежда Григорьевна

Москва 2014

Практико-значимый проект. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Шестой день творения. Человек. Как на земле появились люди». По программе «Добрый мир» . «Православная культура для малышей»

Актуальность

Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных ценностей, а, следовательно, разрушения личности.

Государственная политика в сфере образования направлена на возрождение национальных традиций отечественного образования и воспитания, которые могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества.

Истинное образование, по мнению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, есть становление не только ума, но и сердца. Поэтому образовательное учреждение, «давая знания и помогая юному человеку вырасти умным, сильным и здоровым, одновременно должно научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями…»

Это ориентирует педагогов, в том числе и дошкольной ступени образования, на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любовь, добро, милосердие, жертвенность, совесть, честь, единство и братство…

При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала мы используем программу Шевченко Л.Л. «Добрый мир»

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель

Приобщение детей к истокам православной культуры, духовно нравственным традициям русского народа. Продолжать знакомить с возникновением мира.

Задачи

1. Познакомить детей с основными понятиями Православия.

2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

3.Помочь приобрести элементарный опыт в церковной жизни (обучить простым молитвам, осенению себя крестным знамением, благочестивому поведению в Храме, в обществе).

4. На примерах жития Святых раскрыть нравственные понятия добра, благодарности, милосердия, честности, трудолюбия, послушания.

5.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Методы и приемы

Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогами, детьми);

Рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

Проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдений;

Экскурсий;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:

Бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

Ответов на вопросы педагога, детей;

Проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Сообщения дополнительного материала воспитателем;

Загадывания и отгадывания загадок;

Рассматривания наглядного материала;

Рассказов детей о своих впечатлениях;

Разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

Организация продуктивной деятельности: лепка (тема «Лепим человека»).

Работа с раздаточным материалом

Формы работы

Игровая: вариативно-информационная (иллюстрация)

Словарная: активизировать словарь (Главные слова. Душа. Тело. Доброта. Послушание)

Предварительная: чтение сказок, притч; беседы по дням творения; прослушивание песен и стихов человеке, о добре.

Подготовительная: подготовка иллюстративного материала. Подбор материала (произведения художественной литературы, детские песенки(диск), занимательные игры).

Список используемой литературы

1. Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Методическое пособие.- М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2012.

2. Шевченко Л.Л. « Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга №1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л.Н. Антоновой.

Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных

образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2011.

3. СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Ход занятия

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Под музыку «Прогулки» (№1) дети подходят к столу, открывают книгу, смотрят знакомые картинки и доходят до темы «Прогулка шестая» (с. 95)

Воспитатель:

Что изображено на иллюстрации?

Как Бог сотворил человека?

Что мы видим на рисунке?

Дети:

Бог вдунул в человека святой дух.

Воспитатель:

Мы с вами опять отправляемся в путешествие по страницам нашей замечательной книги «Добрый мир». Первое, что я вам хочу прочитать, это рассказ «Как на земле появились люди» (с.112)

Как Бог сотворил человека?

Как его звали?

Для чего Бог создал Еву?

(Ответы детей)

День шестой

Продолжая свято дело,

Бог создал Адама с Евой.

Их Господь благословил,

Всад Эдемский поселил,

И изрёк слова Творец:

Человек всему венец!

Как звали первых людей?

Где поселил Бог Адама и Еву?

Человек

Чудесный мир был создан Богом,

Ив нем чудесного так много.

Но всех чудесней из века в век

Был создан Богом человек.

Воспитатель:

Сделаем вывод: Человек – это самое лучшее, красивое творение Бога

ВЕНЕЦ

Воспитатель:

Ребята, а кто может рассказать как устроен человек?

(ответы детей)

Воспитатель: Как устроен человек? У человека есть голова, туловище, руки, ноги. Все вместе они составляют тело человека. Тело мы видим. Втеле живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться. Душа находится внутри человека. Благодаря ей, человек может думать, разговаривать, радоваться, плакать, любить. Бог создал человека красивым: разумным, добрым, послушным.

Как вы думаете, а можно ли увидеть душу человека?

Дети:

Нет, она невидима.

Воспитатель:

Для чего нужна душа?

Где находится душа человека?

Дети:

Внутри человека – там, где его доброе сердце, которое всех любит.

Воспитатель:

Как можно узнать что у ребенка добрая душа?

Дети:

Он любит маму, папу, заботится о животных и растениях, не обижает их.

Воспитатель:

А какого человека можно назвать бездушным?

Дети:

Злого.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру?

Дети садятся полукругом. Их внимание обращает к себе воспитатель.

На столе стоит прозрачная пустая ваза, коробочка с разноцветными камушками.

Упражнение «Наполни душу ребёнка»

Детям показывают разноцветные камешки в коробочках.

Представьте, что эта ваза означает маленького человека, который родился.

Чему мы хотели бы научить ребёнка?

Дети накладывают разноцветные камушки в вазу, проговаривая слова: Я поделюсь с ним…

Вежливость

Доброта

Послушание

Любовь к родителям

Любовь к природе

Добрые поступки

Сочувствие

Забота о ближнем

Радость

Дружба

Бережливость

Мы наполнили душу ….. и получилась яркая богатая душа.

Давайте мы тоже сделаем что-то доброе и прекрасное.

Творческая работа. Лепим человека

А сейчас из яркого пластилина вылепим человека, которого создал Бог. И обозначим красным цветом место, где находится душа человека – сердце.

Музыкальное фоновое сопровождение – С.В. Рахманинов. 2 концерт. Адажио (№28)

Воспитатель: - Человек всему венец! Самое лучшее творение Бога.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!