Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Игровая ситуация в подготовительной группе.

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном)

  • Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
  • Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?


Ситуация с огнём

  • В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
  • Дым в соседней квартире. Твои действия?

Ситуация с водой

  • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
  • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
  • Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
  • Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха.

Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.

  • Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья.

Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

  • В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка.

Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

  • Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов.

Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

  • В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
  • В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
  • Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла.Как ему помочь?)
  • Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ



«Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

«Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

«Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Помоги Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

«Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ


«Открытки для Дины»
Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

«Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент - так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

«Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

«Корзинки для козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

«Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

«Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо - кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

«Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?

Итак, дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

  • Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.

    Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.

    Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

    Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

  • ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

  • В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

  • Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

  • В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.

  • -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
    - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
    -А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?
    Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
  • У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.
    Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.
    Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
  • Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.
    - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
    Права ли Наташа в такой ситуации?
  • Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
    Никита в раздевальной комнате кричит.
    - Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
    Катя молча подошла и помогла Саше.
    Чей поступок верный?
  • Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.
    Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.
    Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
    Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
  • Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
    Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
  • Елена Ивановна разговаривает с младшим воспитателем Татьяной Алексеевной. Маша кричит.
    - Елена Ивановна, а Оля не отдает мою куклу.
    Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
    -Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
    Что сказала Елена Ивановна Маше?
  • Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился.
    Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
  • Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.
    -Ты предатель.
    Рома обиделся.
    Как ты думаешь, почему?
  • Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.
    -Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют.
    Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
    Права ли Рита? Как бы ты поступил?
  • В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.
    -А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
    Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
    Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
  • Света выходит в раздевальную и громко говорит.
    - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света?
  • Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
    Витя говорит.
    - Не нужна мне ваша добавка.
    Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
  • После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.
    -Поправьте мне одеяло.
    -Я хочу в туалет.
    - А Саша громко сопит, мне мешает.
    Как бы поступили вы?
  • Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.
    Никита громко сказал.
    -Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.
    Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ

Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социальногопроисхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,

личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

  • Ситуация

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому что все люди равны.

  • Ситуация

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом сдвумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, итеперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

  • Ситуация.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

  • Ситуация

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

  • Ситуация.

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

  • Ситуация

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он былнекрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

  • «…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

  • «…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

  • «…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

  • «…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным

  • «…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

  • «…питаться только сладостями»

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать культуру еды.


Ребенок, появившийся в этом мире привыкает к своей культуре, которое передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений.

Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:

  • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
  • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
  • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).

Известно четыре вида ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.

В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

В процессе игрового общения дошкольник учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Так как занятия активизирующего общения содействуют обогащению детей впечатлениями об окружающем мире и эффективно используют один из словесных методов – беседу, т.е. целенаправленное обсуждение с детьми каких-­либо явлений, то можно определить ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе учу ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развиваю умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

В беседе объединяю детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально­нравственного воспитания.

Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.

Вывод:

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Приведенные примеры четырех ситуаций.

I. Ситуация-иллюстрация (на примере занятия).

Тема: Домашние животные.

Программное содержание:

  • Обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
  • Умение слушать, отвечать на вопросы.
  • Воспитывать интерес и ухаживание за животными.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций домашних животных и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о домашних животных; чтение стихов, рассказов, потешек, дидактическая игра "кто как кричит".

Ход занятия

Логопед: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).
Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит).
Логопед: Посмотрим, что же в ней находится?
Дети: О – это картинки.
Логопед: Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?
Дети: Собака; корова; коза; кошка.
Логопед: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.
Дети:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись
А то Машенька пойдет
Через киску упадет. (И т.д. про каждого животного)
Логопед: Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.
Дети: Щенята, телята, козлята, котята.

Физминутка

Давай коза попрыгаем – три раза.
И ножками подрыгаем – три раза.
Глазками похлопаем – три раза.
И ножками потопаем – три раза.

Логопед: Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.
Дети: Корова, коза (молоко), собака (охраняет дом), кошка (ловит мышей).
Логопед: Дети, а как зовет своих детей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.
Дети: Муу...; Гав-гав; Мее...; Мяу-мяу.
Логопед: Д ети! Что же любят кушать животные?
Дети: Корова, коза – травку.
Собака – косточку.
Кошка – молоко.
Логопед: Дети давайте мы с Вами тоже попьем молоко, ведь оно полезное и мы будем сильными и здоровыми.
Логопед: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.

II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе, так как д/сад находится рядом с лесом)

Тема: Мы идем в лес.

Дидактические задачи:

1. Расширить представления дошкольников о диких животных.
2. Познакомить с животными занесенными в красную книгу.
3. Способствовать использованию в играх представление о редких животных.
4. Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Материал: игрушки, картинки зверей, пропуск, корм для ежика, флешка с записью голосов птиц и животных, Мини MP3-плеер USB.

Из картонной коробки логопед делает "домик для ежика". На входе в лес встречаем лесника, где по пропуску лесник пропускает детей (эту роль на себя берет логопед), который беседует с ними рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.
Дети спросили у лесника не видел ли он ежа, которого они видели на прошлой экскурсии. Лесник предложил детям вместе найти ежа, так как дети сделали для него домик и принесли корм.
Найдя ежа, дети покормили его яблоком и молочком, подарили ему домик.
Лесник ведет с детьми разговор, что они знают про этого животного, задавая ему вопросы. Дети рассказывают стихотворение про ежа, которое выучили на занятии.

Ежик в доме жил, жил.
Малым ростом был, был.
В доме он пол мыл, мыл.
Палец ежик занозил.
Палец его ныл, ныл.
Ежик йод открыл, открыл.
И палец ежик помыл, помыл.

(Закрепление произношения звука "ы" в словах).

Лесник похвалил детей и предложил игру

Экологическая игра "Как вести себя в лесу"

На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Лесник бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям.
Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры, а еще больше люблю загадывать загадки. А вы любите? Тогда слушайте внимательно загадки. (После каждой загадки дети находят отгадку и показывают картинку животного.)

Загадки

Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?.. (Зайчишка.)

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это... (Белочка.)

Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее?.. (Лиса.)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк.)

Бурый, косолапый
По лесу бредет.
Любит "одолжить"
У лесных пчел мед. (Медведь.)

Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.

III. Ситуации-проблемы (в играх)

Проблемные ситуации:

  • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
  • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
  • Почему ёж колючий?
  • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
  • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
  • Что случится, если не будет растений?
  • Как папа узнал, что ночью был дождь?
  • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
  • Почему заяц и белка линяют?

Проблемную ситуацию я создаю побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.

Игра "Кому нужна вода? – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде(какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)?

В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т.д.

Игра "Чудо-цветок" – направлена на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).

В игре "Приготовь лекарство" дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах.

Детям предлагаются различные игры:

  • игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
  • игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
  • игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.

Перечисление игр:

  • "Растения нашего леса"
  • "Узнай гриб"
  • "Парные картинки"
  • "Опиши животное"
  • "Когда это бывает"
  • "Найди маму"
  • "Птичья столовая"
  • "Домик для животных"
  • "Расскажи сказку"
  • "Путешествие в лес"

Дети подготовительной группы задали вопрос: что такое многолетние травы? Логопед предложила экскурсию на семеноводческую станцию, так как станция находится вблизи детского сада. Во время экскурсии агроном рассказал о многолетних травах (клевер, люцерна, донник, просо, рапс, костер, овсяница) и дети увидели как работает сортировочный стол, сортируя семена рапса. Детям показали семена люцерны и клевера и задали вопрос, чем по внешнему виду похожи семена и чем отличаются? (Ответы детей) .

Во время экскурсии возникла проблема: забило сортировочный стол при сортировке рапса. Что делать? Один мальчик сказал: нужно что-то покрутить и сортировочный стол будет работать. Другой сказал: может убрать семена со стола, почистить его и снова включить? Третий предложил позвать мастера. и т.д. Агроном-семеновод выслушал их ответы показал, как отрегулировать сортировочный стол.

В конце экскурсии подошла машина с семенами овсяницы и детям стало интересно, что делает агроном с семенами? Проверяет. Семена оказались влажными. Что делать? Один ребенок предложил оставить семена на воздухе под солнцем – они высохнут. Второй предложил включить обогреватель, чтобы их высушить. Агроном показал детям большую сушилку, где сушат семена, так была решена проблема. Детям раздали семена овсяницы и костра для кормления зимующих птиц. Дети сказали "спасибо".

Вывод: все ситуативные проблемы решаемы.

IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)

Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятая детьми, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.

Предлагаю детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.

Например: Придумай сказке другой конец.

Вспомните, как же закончилась сказка "Сивка-Бурка", что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают) .

Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?

Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.

Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Примеры ситуации-оценки:

– Кто в доме главный?
– Как можно узнать настроение человека?
– Мои поступки.
– Если бы я был (была) волшебником?

Предлагаю детям игру "Пирамида добра"

Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю (например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.

Вывод: дети подготовительной группы умеют оценивать разные ситуации (каждый по-своему).

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учебн. пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.– М.: «Мозаика-Синтез», 2004.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль "Академия развития", 1996.
5. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006
6. Курицына Э.М., Тараева Л.А. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Москва "РОСМЭН" 2007
7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль "Академия развития", 1996.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: (уманит, изд. центр "ВЛАДОС", 2003.
9. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург "АРГО", 1996.

Игровые проблемные ситуации в подготовительной группе.
Автор: Уфимцева Ю. А.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, которая возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов. Одним из наиболее эффективных методов руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется. Специально созданные ситуации, требуют определенной подготовки. Эти ситуации разрабатываются, планируются. Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия, совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).
Образовательная ситуация обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и уровень его самостоятельности. Предоставляет ребенку возможность проявить себя.
Проблемные педагогические ситуации делятся на 3 группы:
1. Первая группа проблемных ситуаций включает в себе условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
2. Вторая группа проблемных ситуаций направлена на овладение действиями, обобщающими знакомые или хорошо известные воспитателю практические и теоретические действия.
3.Третья группа проблемных ситуаций побуждает самостоятельно ставить задачи воспитания и обучения детей, затем планировать их выполнения. При анализе ситуации необходимо определить, к какому виду она относится. Затем определяется область решения рассматриваемой ситуации. Она может касаться одного или нескольких компонентов педагогического процесса: Дидактического – согласования целей, принципов, содержания, методов, видов и форм обучения; Гносеологического – учета факторов эффективности воспитания и обучения, последовательности формирования умственных действий, планирования уровней усвоения учебного материала (на уровне знания, понимания, применения, обобщения и систематизации, оценки значения данного знания для людей, контроля) , отражения в педагогическом процессе работы над качеством знаний: системностью. действенностью (мобильностью) , прочностью Психологического - преобладания индивидуального, типологического или топологического подходов к формированию мотивации обучения у детей; учета базовой и развивающейся психической функции; учета ведущего вида деятельности и формы общения; соотношения воспроизводящей и творческой деятельности детей) ; Кибернетического – учета закономерностей управления усвоением информации: например, того, что эффективность обучения пропорциональна частоте и объему обратной связи с детьми и родителями; качество знаний зависит от эффективности контроля и качества управления педагогическим процессом; соблюдение принципов формирования межпредметных связей (равнозначности понятий, последовательности и системности, компенсаторности их формирования и т. д.) ; Социологического – применения коммуникативно – деятельностного и предметно – практического принципов организации совместной деятельности детей; соотношения индивидуальных, подгрупповых и коллективных форм работы с детьми; использования «эмоциональных потенциалов» коллектива сверстников при организации педагогического процесса; учета эмоционально – импровизационного, эмоционально – методичного, рассуждающе – импровизационного, рассуждающе-методичного стилей педагогической деятельности; вовлечения семьи в педагогический процесс; Организационного – анализа гигиенических условий, обеспеченности материально – техническим оснащением, соотношения методов стимулирования и принуждения к обучению, учета разных типов работоспособности детей (следовательно, разного уровня проблемности учебного материала, мер обучающей помощи, оценки результатов учебных действий и т.д.), планирования времени, полагающегося на достижение поставленных целей обучения. 1 ситуация. Педагог говорит детям: -Вы видели, сколько стаканчиков я насыпала на блюдце, а теперь поиграем:я насыплю крупу так,чтобы вы не видели,как это я делаю. Сможете вы тогда насыпать ровно столько же? Дети говорят, что смогут. Решение. Следует полностью провести опыт, причем горку крупы перед показом детям надо встряхнуть, чтобы она осела (3 стаканчика) и неаказалось,что ее меньше. Затем дети отмеряют столько крупы, сколько им кажется нужным. Чтобы не забыть сколько они насыпали, можно поставить две кружки рядом с блюдцем.Измеряется количество крупы на блюдце у педагога. Дети убеждаются в том, что оно другое. Вывод. Количество крупы трудно сравнивать на глаз. Если не видишь, как крупу насыпали, трудно точно угадать ее количество.
2 При работе с рисунком в тетради: - Елку на рисунке справа закрасьте зеленом цветом, на рисунке слева – синим цветом. Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает». Решение. Педагог должен объяснить ребенку, что бывают ели, которые называются « голубыми» , они имеют голубой оттенок. После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели. Если на участке детского сада есть « голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью. Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники.
3 ситуация. Педагог показывает детям затемненную бутылку с водой и пол- литровую банку. Педагог говорит детям: - На прошлом занятии мы с вами научились отмерять крупу, а сегодня у меня не крупа, а вода. -Как вы думаете, где воды больше? Можно это как-то проверить? Решение. Следует использовать прозрачные емкости, так как, сравнивая видимые уровни воды в сосудах, дети обычно делают неправильные выводы о ее количестве. Например, часто им кажется, что в бутылке воды больше. Проблемная игровая ситуация № 4 “Всеми любимая роль!”Воспитатель: Какие у тебя самые любимые игры?Давай поиграем в одну из твоих любимых игр в “Автобус” (воспитатель выбирает игру, исходя из интересов ребенка).Ты кем хочешь быть в этой игре?Ой, а я тоже хочу быть водителем! (воспитатель выбирает ту же роль, что и ребенок). Что нам с тобой делать? Как нам договориться?Ребенок предлагает свои варианты.А что если нам сделать двоих водителей автобуса: один водитель – управляет автобусом до конечной остановки, а второй – его сменит на обратном пути. При чем два водителя едут вместе. Так же веселее! Они могут разговаривать на различные темы, петь песни, рассказывать анекдоты.Далее воспитатель проигрывает с ребенком данный вариант решения.После этого воспитатель спрашивает ребенка, как еще можно решить ситуацию, когда дети хотят играть одну и туже роль.Ребенок предлагает свои варианты.Далее воспитатель вместе с ребенком приходят к общим вариантам решения ситуации:
Можно по ходу игры меняться ролью.
Можно по жребию определить, кто будет играть данную роль.
Можно сделать волшебный цветочек, где лепесток “говорит” кому какая роль досталась.
Можно устроить конкурс лучшей роли, где каждый сможет попробовать себя в ней.

Образовательная ситуация в подготовительной группе

(интеграция образовательных областей, «Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

Тип ситуации : открытие нового знания

Тема: «Цифра 8. Число 8 и его состав»

Педагог : , воспитатель МДОУ № 24, первая квалификационная категория

Цель : формирование представления об образовании числа 8, цифре 8 и составе числа 8 из двух меньших чисел

Задачи :

Образовательные:

1.Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8.

2.Учить раскладывать число 8 на два меньших, а из двух меньших чисел составлять большее.

3.Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7.

Развивающие:

1.Содействовать развитию мыслительных операций: памяти, внимания, логического и образного мышления.

2.Способствовать развитию коммуникативных умений (работа в парах).

3.Способствовать развитию умения объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Воспитательные:

1.Содействовать развитию у детей отзывчивости, желания помочь.

2.Содействовать развитию у детей интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с изображением осьминожки (веселый и грустный) – 2шт.

Таблички с квадратами (7 красных и 1 синий)

Таблички с числовыми выражениями: 1+6=7; 6+1=7; 7-1=6; 7-6=1;

Цветные счетные палочки (полоски) Кюизенера

Демонстрационные кости домино (10-12 шт.)

Стручки гороха (из бумаги с нарисованными горошинами)

Цифра «8»

Раздаточный:

Наборы карточек с цифрами от 0 до 9 (по количеству детей)

Коробочки с цветными счетными палочками Кюизенера (по количеству детей)

Фломастеры или цветные карандаши

Другие материалы и оборудование:

Магнитно-маркерная доска с магнитами и маркерами

Фланелеграф

Записка от осьминожки

Предварительная работа

Реализация работы по формированию элементарных математических представлений по направлениям:

· «цифры»

· «состав чисел 3, 4, 5, 6, 7»

Игровая деятельность (настольная игра «Домино)

1. Введение в игровую ситуацию

Цель: создание интересной мотивации к деятельности

Требования:

Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

Обращение к личному опыту детей;

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую и познавательную деятельность

Ход занятия (Дети сидят на стульчиках в один ряд)

Ребята, посмотрите, кто пришел сегодня к нам на занятие! (воспитатель выставляет изображение грустного осьминожки)

Вы узнали, кто это? (Да, осьминог, осьминожка.)

Какое у него настроение? (грустное)

А вы знаете, почему он расстроен? (нет)

Ребята! Вы хотите помочь осьминожке? (да)

А вы сможете это сделать? (да, сможем)

А почему вы так решили? (мы знаем цифры; мы умеем считать и мы научим считать осьминожку.)

Я предлагаю вам поиграть и выполнить несколько математических заданий.

2.Актуализация в игровой ситуации

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания

Требования:

Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;

Тренировка мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение)

На доске выставлен ряд квадратов

Ребята, посмотрите на доску. Какие геометрические фигуры вы видите? (квадраты)

Чем отличаются квадраты? (цветом)

Сколько всего квадратов? (7)

Сколько красных квадратов? (6)

Сколько синих? (1)

Каким по порядку стоит синий квадрат? (третьим)

Какие равенства можно составить? (1+6=7, 6+1=7, 7 - 1=6, 7 - 6=1) (вывешиваются таблички с числовыми выражениями)

Итак, число 7 состоит из двух чисел 1 и 6 или 6 и 1.

А еще из каких двух меньших чисел можно составить число 7? (2 и 5, 5 и 2, 3 и 4, 4 и 3)

Вы молодцы! Вы правильно выполнили задание. Я очень довольна вами.

3. Затруднение в игровой ситуации

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению причины затруднения

Требования:

Создание ситуации затруднения

Фиксация в речи причины затруднения

Игра «День – ночь»

Ребята, запомните, как расположены квадратики на доске.

Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет!

Ночь! Дети «засыпают». (Воспитатель меняет синий квадрат на красный).

Что изменилось? (убрали синий квадрат; все квадраты красные, стало 7 красных квадратов).

Ночь! Дети «засыпают». (Воспитатель ставит на восьмое место 1 синий квадрат).

Что изменилось? (появился 1 синий квадрат).

Сколько всего стало квадратов? (8)

Как получили 8 квадратов? (К 7 квадратам прибавили еще 1 квадрат. Получилось 8 квадратов).

Значит, как получилось число 8? (7+1=8) (Воспитатель выставляет изображение веселого осьминожки).

Ребята! Посмотрите, наш гость-осьминожка повеселел. Это потому, что у вас он научился считать и даже сосчитал сколько у него ножек. А вы знаете сколько? (8)

Правильно. Осьминожка хотел написать письмо своему другу крабику и сообщить ему, что у осьминогов 8 ног. Но вот осьминожка вдруг опять загрустил. (выставляется изображение грустного осьминога). Это потому, что он не знает, как пишется цифра 8. У осьминожки возникло затруднение.

Вы поможете ему выйти из затруднительной ситуации? (Да, поможем).

4. Открытие нового знания

Цель : формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение причин.

Требования :

Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

Создание ситуации успеха

Ребята! Цифра «8» решила с вами поиграть. Она предлагает вам отгадать загадку:

Два кольца, но без конца

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?

Вы поняли, как выглядит цифра 8? (Да)

Подойдите к столу. Там для каждого из вас приготовлены наборы карточек с цифрами (от 0 до 9). Вам нужно найти карточку с цифрой 8. (Дети выполняют задание).

Молодцы! Вы все правильно выполнили задание: нашли карточку с цифрой 8.

Динамическая пауза. Игра «Напиши цифру 8»

Покажите, как цифру 8 напишет Буратино своим носом.

Как цифру 8 пишет дирижер?

Как цифру 8 напишет футболист?

Игра «По порядку становись!»

Дети получают карточки с цифрами от 1 до 8. Они свободно двигаются по площадке подскоками под звучание бубна. После слов воспитателя: «по порядку номеров становись!» дети строятся по порядку от 1 до 8.

По порядку номеров рассчитайсь! (первый, второй, …, восьмой)

(Дети садятся за столы)

Ребята, осьминожка очень доволен тем, что знает цифры и сможет написать цифру 8. Но он еще хочет узнать, из каких двух чисел можно составить число 8.

А вы хотите это узнать? (Да, хотим).

Откройте коробочки с цветными счетными палочками. Достаньте палочку, которая обозначает число 8.

Какого цвета эта палочка? (бордовая)

А теперь подумайте и приложите такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.

Какого цвета эти палочки? (белая и черная; розовая и фиолетовая; голубая и желтая; 2 красные палочки).

Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары. Вот какой получился красивый ковер!

(Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе с демонстрационными счетными палочками).

Ребята! Назовите все варианты состава числа 8! (1+7; 7+1; 2+6; 6+2; 3+5; 5+3;4+4)

(Воспитатель рядом с палочками выставляет таблички с записью числовых выражений всех вариантов состава числа 8)

5.Включение нового знания в систему

Цель : формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач

Требования:

Соответствие используемых игр и упражнений цели занятия;

Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным;

Индивидуальные затруднения в играх;

Ситуация успеха в совместной деятельности.

Игра «Домино»

(на отдельно стоящем столе лежат большого размера карточки, изображающие кости домино, 10-12 шт).

Ребята, вы умеете играть в домино? (да, умеем).

Я предлагаю вам разбиться на пары и выполнить такое задание: каждой паре детей нужно найти 1 кость домино, чтобы общее количество точек на ней было 8. (дети выполняют задание).

Рассмотрим кости домино. На какие две части разбили 8 точек? (6+2; 5+3;4+4)

Что получится, если кости перевернуть, чтобы правая половинка стала левой, а левая правой? (2+6; 3+5; 4+4).

А каких двух чисел из состава 8 не встречается на костях домино? (7 и 1) (При затруднении обратиться к цветным палочкам на фланелеграфе).

Игра «Горох»

(На магнитно-маркерной доске нарисовано растение горох. Стручки гороха прикреплены с помощью магнитов. Над растением прикреплена цифра «8».

Ребята, что за растение изображено на доске? (горох)

Правильно! А цифра «8» говорит нам о том, что в каждом стручке должно быть по 8 горошин.

Посмотрите, заполнены ли стручки горохом полностью? (нет)

Ребята, снимите с доски каждый по одному стручку, сядьте за столы и нарисуйте столько горошин, сколько не хватает до 8! (дети работают за столами)

А теперь расскажите, как вы выполнили задание. (В стручке была 1 горошина. Чтобы стало 8 горошин, я нарисовал еще 7 горошин: 1+7)

(Дети рассказывают о выполнении задания и прикрепляют заполненные горохом стручки к рисунку растения на доске. Воспитатель делает на доске записи: 1+7; 2+6; 3+5; 4+4; 5+3; 6+2; 7+1)

Молодцы! Вы очень старались и правильно выполнили задание.

6. Итог (осмысление)

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности

Требования:

Организация анализа детской цели;

Фиксация нового знания в речи;

Определение выполнения взрослой цели;

Создание ситуации успеха в совместной деятельности.

Дети и воспитатель садятся на стулья.

Ребята, а где же наш гость-осьминожка?

Посмотрите, здесь какая-то записка.

«На вашем занятии было очень интересно. Я многому научился у вас. Спасибо за все! Тороплюсь, мне пора возвращаться домой. Осьминожка»

Скажите, за что вас благодарит осьминожка? (за помощь)

Что вы узнали сегодня нового? (как образуется число 8; как выглядит цифра 8; из каких двух меньших чисел состоит число 8)

А где вам могут пригодиться эти знания? (в школе; в жизни; при решении задач; при решении примеров).

Ребята, я очень довольна вами. Вы растете добрыми, отзывчивыми, любознательными. Вы познакомились с цифрой 8, с составом числа 8. Я уверена, что эти знания вам пригодятся в жизни.

Сценарий образовательной ситуации по РЭМП в подготовительной к школе группе
(интеграция образовательных областей «Познание»)

Тип ОС: открытие нового знания

Тема: «Двенадцать месяцев».

Дмитриева Светлана Олеговна, первая квалификационная категория, учитель-дефектолог МДОУ № 47, г. Ярославль

Цель: Познакомить с числом и цифрой 12.

Задачи:

Образовательные:

Создать условия для ознакомления с числом и цифрой 12;

Создать условия для закрепления образования числа 11.

Развивающие:

Содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления;

Содействовать развитию восприятия временных представлений и восприятия пространства.

Воспитательные:

Создать эмоциональную мотивацию на развитие чувства отзывчивости у детей, желания помочь «месяцам».

Раздаточный материал:

1) Лист в клетку на каждого ребенка.

2) Карандаш на каждого ребенка.

Демонстрационный материал:

1) Карточки на состав числа 11.

2) Карточки с названиями месяцев.

3) Схема года.

4) 12 «камней».

5) Конверт с письмом от «месяцев».

6) Конверт с письмом от злой волшебницы.

Оборудование:

1) Мольберт.

2) Столы, стулья.

Предварительная работа:

1) Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.

Требования:

· ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

· обращение к личному опыту детей;

· создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Дети заходят в группу.

Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся! (Здравствуйте!)

Дети стоят полукругом перед педагогом.

Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своём рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Давайте его прочитаем! (Давайте прочитаем.) -Интересно, кто его прислал?

Педагог читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам братья-месяцы из горной страны Богемии. Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в нашей стране появилась злая волшебница и сотворила ужасные вещи: нас месяцев-братьев перепутала, а один месяц спрятала. А чтобы остановить злую волшебницу, которая всем вредит, нужно найти волшебные камни, соединить их по порядку и разгадать код её волшебства. Мы очень напуганы, и некому нам помочь. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите к нам на помощь. Мы ждём вас!

Январь и его братья.»

Ребята, вы хотите помочь братьям-месяцам? (Хотим.)

А вы сможете им помочь? (Да, конечно.)

Что для этого надо сделать? (Собрать все месяцы по порядку.) (Найти потерянный месяц.) (Найти волшебные камни.) (Разгадать код волшебства.)

А где же нам искать месяцы? (Отправиться в страну Богемию, откуда пришло письмо.)

- Тогда закроем глаза и скажем волшебные слова: «Один, два, три в страну Богемию нас перенеси!»

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

· актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.

Ребята, вот мы и очутились в стране Богемии!

Где же мы будем искать братьев-месяцев?

Педагог с детьми подходят к столам и находят красивый конверт.

Ребята, что это? (Конверт.) (Письмо.) Давайте откроем и посмотрим, что в нём находится! (Давайте)

Педагог открывает конверт и читает.

«Если вы выполните по порядку все мои задания, то узнаете, где искать месяцы. Волшебница.»

Вы готовы выполнить задания волшебницы, чтобы помочь братьям-месяцам? (Да, готовы выполнить.)

Педагог с детьми подходят к столам, на которых лежат карточки с цифрами, знаками и точками и первое задание. Педагог читает задание.

«Первое задание : Подберите нужные карточки с точками, чтобы получилось число 11»

2+ =11 5+ =11 8+ =11

3+ =11 6+ =11 9+ =11

Сколько точек ты прибавил к 2, чтобы получилось 11? (Девять точек)

Сколько точек ты прибавил к 3, чтобы получилось 11? (Восемь точек)

Сколько точек ты прибавил к 4, чтобы получилось 11? (Семь точек)

Сколько точек ты прибавил к 5, чтобы получилось 11? (Шесть точек)

Сколько точек ты прибавил к 6 чтобы получилось 11? (Пять точек)

Сколько точек ты прибавил к 7, чтобы получилось 11? (Четыре точки)

Сколько точек ты прибавил к 8, чтобы получилось 11? (Три точки)

Сколько точек ты прибавил к 9, чтобы получилось 11? (Две точки)

Молодцы, ребята, вы выполнили первое задание!

Дети обращают внимание на разбросанные карточки, которые лежат на полу.

Ребята, посмотрите какой беспорядок! А что это за карточки? (Это месяцы.)

А почему они лежат на полу, кто их разбросал? (Их разбросала злая волшебница.) (Она их перепутала.)

Что же нам с ними делать? (Расставить по порядку.)

А как мы их расставим по порядку, вы знаете? (Да.)

А где мы их расставим? (На доске.) (На столе.)

Педагог обращает внимание на мольберт, на котором изображена схема года и второе задание.

Ребята, посмотрите, что это изображено? (Год.)

Для вас второе задание!

Педагог читает задание.

«Второе задание : Расставьте месяцы по порядку и с соответствующим номером.»

Ребята, год начинается с какого месяца? (Год начинается с января.)

Правильно, это первый месяц в году, с него мы и начнём!

Дети выставляют по очереди месяцы по порядку.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

· создание ситуации затруднения;

· фиксация в речи причины затруднения.

Педагог обращает внимание на выставленные месяцы.

Ребята, посмотрите, сколько сейчас месяцев в году? (Одиннадцать месяцев.)

А какого месяца здесь нет? (Декабря.)

Если мы декабрь не найдём, то следующий Новый год не наступит!

Что же нам делать, где мы его будем искать?

Может нам волшебница еще где-то оставила задания? (Да, на столах, лежат листы)

Подходим к столам, на которых лежат листы клетку, карандаши и третье задание.

Ребята, волшебница оставила еще для вас задание! Вы готовы его выполнить, чтобы найти декабрь? (Да, готовы выполнить.)

Дети пишут под диктовку педагога графический диктант «Часы».

Тогда садитесь за столы, возьмите карандаши и внимательно меня слушайте!

«Третье задание : Напишите диктант: 1 клетка по диагонали вправо вверх; 6 клеток вправо; 1 клетка по диагонали вправо вверх; 3 клетки вправо; 1 клетка по диагонали вправо вниз; 6 клеток вправо; 2 клетки вниз; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вниз; 3 клетки влево; 1 клетка по диагонали влево вверх; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вниз; 2 клетки вверх.»

Что у вас получилось? (Часы.)

Ребята, как вы думаете, что это может означать? (Искать декабрь рядом с часами.)

Дети ищут и находят под часами декабрь.

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

· организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

· фиксация нового знания в речи и знаково;

· создание ситуации успеха.

Декабрь вы нашли, что же нам теперь делать дальше? (Поставить его на свое место.)

Дети прикрепляют декабрь на схему года.

Теперь все месяцы на своих местах!

А сколько всего месяцев в году? (Двенадцать месяцев.)

А как же у нас получилось двенадцать месяцев? (Было 11 месяцев, один добавили и получилось 12.)

Из каких цифр состоит число 12? (1 и 2.)

Что обозначает первая цифра в числе 12 ? (Один десяток.)

А вторая цифра? (Две единицы.)

А какой по счету месяц декабрь? (Двенадцатый месяц)

Молодцы, ребята, вместе вы нашли декабрь, порядок в месяцах навели и собрали целый год!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования к организации этапа:

· соответствие используемых игр цели занятия;

· индивидуальные затруднения в играх;

· ситуация успеха в совместной деятельности.

Ребята, что мы еще не сделали? (Мы не нашли волшебные камни.)

А зачем их нужно найти? (Чтобы разгадать код волшебства)

А зачем нужно разгадать код волшебства? (Чтобы остановить злую волшебницу.) (Чтобы волшебница никому не вредила.) (Чтобы она не совершала злых дел.)

Посмотрите внимательно, где могут быть «камни»?

Дети находят на мольберте «камни».

Ребята, как мы разгадаем код волшебного камня? (Вспомним, о чем было сказано в письме.) (Прочитаем письмо от месяцев.)

Для того, чтобы разгадать код, нужно соединить все камни по порядку.

Дети соединяют камни.

Как выдумаете, какой код у волшебства? (12.)

А как вы узнали код? (К 11 прибавили 1 и получилось 12.)

А из каких цифр мы напишем на камне число 12? (1 и 2.)

Молодцы, ребята, вы разгадали код волшебства, и поэтому злая волшебница больше никогда не сможет колдовать и совершать злых дел!

А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Подумайте и скажите, что нам поможет сделать это очень быстро? (Надо закрыть глаза и сказать волшебные слова.)

Дети закрывают глаза и говорят «волшебные слова.

«Один, два, три в детский сад нас перенеси!»

Вот мы и снова в своем детском саду!

6. Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

· организация анализа детской цели; фиксация нового знания в речи;

· определение выполнения взрослой цели; создание ситуации успеха в совместной деятельности.

Где мы с вами сегодня были? (В стране Богемии)

Зачем мы туда отправились? (Мы хотели помочь январю и его братьям; собрать все месяцы по порядку, найти декабрь; найти камни и разгадать код волшебства.)

Как вы думаете, мы помогли месяцам? (Да.)

Почему мы смогли им помочь? (Мы выполнили задания злой волшебницы.)

А какие задания вы выполнили? (Составили число 11.) (Расставили месяцы по порядку.) (Написали графический диктант.)

Какие новые знания помогли вам разгадать код волшебства? (Умение образовывать число 12.) (Умение правильно записывать число 12.)

Где это нам пригодится? (В школе.) (Научим друзей.)

Что было самым интересным? (Ответы детей)

Было что-то трудное? (Ответы детей)

Ребята, вы молодцы! Вы помогли братьям-месяцам, потому что вы очень смелые, добрые и дружные ребята! Я горжусь вами!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!