Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Переходной возраст: чего ждать от ребенка? Переходный возраст у мальчиков.

Время чтения: 9 минут

Ваш ребенок перестает быть маленьким, примеряя на себя это чувство – быть взрослым. Многие из родителей боятся наступления этого переходного периода, нередко вспоминая себя в этом возрасте и считая, что вслед за взрослением чада проблем не избежать. Переходный возраст – время тяжелое, но не только для родителей, но и для самих детей. Что же такое происходит в это сложное, трудное время, как понять психологию подростка?

Что это такое

Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет. Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию.

Начинается отрочество с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.

Признаки переходного возраста:

Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.

Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.

У мальчиков:

Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?

  1. Мускулатура начинает резко развиваться.
  2. Расширяются плечи.
  3. В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
  4. Ломается голос.
  5. На спине и лице появляется угревая сыпь.
  6. Запах пота становится более резким.
  7. Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
  8. Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
  9. Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.

У девочек:

У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:

  1. Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
  2. К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
  3. К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
  4. В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.

Почему подростковый возраст называют переходным

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.

Проблемы и трудности у подростков

Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.

Растущему организму необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.

Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство. То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.

Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании ровесников. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.

Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным. Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового периода. Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом периоде жизни.

Возникают проблемы также на фоне неразделенной любви. Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.

Виды подростковой депрессии

Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания. Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии. Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:

Классическая депрессия. ­ В этот период юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии у подростка относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.

Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому периоду, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику. Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе. Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.

Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для подростка (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия может развиться за короткое время. К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность. При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.

Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст. И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право. Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Как пережить кризис

  1. Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в отрочество.
  2. Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
  3. Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
  4. Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
  5. То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
  6. Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
  7. Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
  8. Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.

Чтобы такой трудный и сложный переходный период у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет. Как вариант помощи, вы можете прочитать книгу по психологии подросткового возраста или посмотреть видео.


Принято считать, что кошмар любой семьи - трудный возраст ребенка приходится на 13-18 лет. Этого возраста родители ждут с замиранием сердца, как стихийного бедствия. И очень радуются, когда этот самый период взрослеющий ребенок проживает тихо и спокойно, без чрезвычайных происшествий, типа незапланированной беременности или уходов из дома в неизвестном направлении.

Но иногда радость родителей бывает преждевременной.

Я психолог. И ко мне в последнее время все чаще и чаще обращаются родители, сбитые с толку непонятными метаморфозами, происходящими с их вполне уже взрослыми детьми. Взрослыми - это значит совершеннолетними. От 18 и старше. Причем, эти «детишки» вытворяют такие чудеса, что не снились папе и маме в страшных снах. Казалось бы, ведь после 18 можно уже расслабиться - самое трудное позади: школа закончена, период полового созревания прошел, в институт ребенок поступил, или «его поступили»... Впереди вроде бы маячит благополучная жизнь, карьера, семья... все, как у нормальных людей. А тут, сюрпризы...

Я называю это «запоздалым бунтом». Молодой человек или девушка демонстрирует все симптомы подросткового периода, только лет на пять-семь позже, чем этого принято ждать. Вдруг человек перестает понимать сам себя, из него лезет агрессивное поведение, которое перемежается с депрессивным лежанием на диване... Институт, который уже почти закончен, может быть с успехом прямо перед сдачей диплома, начинающаяся карьера идет под откос. Прибавьте к этому бесконечные ночные тусовки с принятием изрядных порций алкоголя, а то и наркотиков, многочисленные сексуальные контакты со случайными партнерами, отчуждение от семьи, тотальное недоверие родителям, необоснованные траты денег и прочие прелести «взросления».

Родители пытаются добиться от взрослого ребенка хоть какого-то внятного ответа на вопрос «Что происходит?», но безуспешно. Он(а) и сам(а) не знает, что происходит.

В панике такие родители приходят к психологу. Им обидно, что именно теперь, когда в любимое чадо столько вложено, все рушится по неизвестной причине.

Странно, но все родители этих взбунтовавшихся взрослых детей чем-то похожи. Как правило, мать и отец материально обеспечены. Или очень обеспечены. Это менеджеры, служащие, управляющие высокого уровня или владельцы собственного бизнеса. У них устоявшаяся комфортная жизнь. Круг общения в этих семьях, как правило, соответствует их уровню. В ребенка вкладывается все самое лучшее. Спецшкола, спортивные занятия, компьютерные программы, репетиторы и т.д. Часто у таких детей рано появляется своя машина, они ездят за границу отдыхать и учиться.

Получается, что жизнь такого ребенка расписана на годы вперед. Очень часто родители задолго до окончания школы знают, в какое учебное заведение будет поступать ребенок (там знакомый ректор, там престижные профессии, там большие перспективы, там заграничные стажировки, родители там учились и т.д.)

В общем, жизнь расписана на годы вперед. Вот здесь и кроется главная причина. Родители, или один из родителей в такой семье, как правило, авторитарен. Они уверенные в себе и своих силах люди. Они знают, как вести себя в этой жизни так, чтобы не было обидно за бесцельно прожитые годы. И своему ребенку прививают те же ценности. Ему уже заранее уготована какая-то судьба.

И все это было бы замечательно. Но...

Рано или поздно все дети взрослеют. А взросление - это время, когда маленькое прежде существо обнаруживает в себе зачатки самостоятельности, и страстно хочет эту самостоятельность реализовать. Впервые у него появляются собственные желания (может быть, неправильные с точки зрения родителей), впервые он чувствует себя отдельным от семьи и желаний родителей.

Получается, что в то самое время, когда подростку положено демонстрировать все прелести переходного периода, ему просто некогда. У родителей в это время повышена бдительность, они стараются побольше загрузить его занятиями и разными делами. К тому же они приводят логичные, разумные доводы: вложишься сейчас в свою жизнь - потом будет легко. Очень часто ребенок не успевает толком разобраться в себе, а за него уже все решили. Ну раз решили, и ладно: он-то и сам точно не знает. Чего он хочет в этой жизни.

Он поступает в институт не то, чтобы по своему собственному выбору, он просто не сопротивляется воле родителей. А родители проявляют повышенную заботу, чтобы он ни в чем не нуждался. Привыкая к этому всему, подросток вырастает в тепличных условиях, знакомый только с одной стороной жизни. У него нет времени на подростковые шалости. Жизнь чрзмерно насыщенная, и самая насыщенная она как раз тогда, когда больше всего хочется свободы.

Получается, что внешне этот сложный период взрослеющий человек ведет себя спокойно. На самом деле он еще и не взрослеет. Ему просто некогда. Он реализует амбиции своих родителей, сам того не осознавая. Однако если он не переболеет взрослением вовремя, это не значит, что он не переболеет им никогда.

В итоге оказывается, что молодому человеку (девушке) не дали прожить этот самый «бунтующий» период своевременно, и ребенок не имеет возможности пожить своими интересами, желаниями, не знает, чего он хочет САМ. Он слишком «примерно» провел свой трудный возраст.

И вдруг, лет через пять, прелести трудного возраста появляются неожиданно, как снег в мае. Родители уже вроде бы расслабились: ребенок стал взрослым (казалось бы), учится, где надо (не сопротивлялся, слава Богу), общается с приличной компанией (мы постарались, чтобы среда была подходящая), армия ему не грозит (мы сделали все возможное). В общем, прожили за него его жизнь.

И тут их ребенок осознает себя биороботом, выполняющим всю свою недолгую пока еще жизнь какие-то программы, которые были внушены ему еще с детства. Выполняет, неизвестно зачем. Он осознает, что до сих пор своей собственной жизнью еще пока не жил. Не знает, чего хочет, но то что есть сейчас - не его. И он ударяется в протест к той жизни, которую живет. Протест может быть сознательным или бессознательным, но «запоздалый подросток» отчаянно отстаивает свое право жить СВОЮ жизнь, пусть даже неправильную и несовершенную с точки зрения родителей. Сессии не сдаются, экзамены прогуливаются, работа брошена, ночами его (ее) нет дома. Ребенок говорит о том, что учиться он здесь не хочет, а где хочет - не знает... Жить он хочет отдельно, правда, на что - не знает... Подружка (друг) - это вообще не его человек, это была ошибка...

Тем обиднее бедным родителям - они же хотели, как лучше! Теперь же на карту поставлено все: институт, начинающаяся карьера. Этому молодому человеку (девушке) уже есть, что терять. Их чадо как будто тупеет на глазах, и как они говорят, впадает в «подростковый возраст». Но так оно и есть на самом деле. Ведь природу никому еще обмануть не удавалось.

Конечно, первое, что хотят родители - что-нибудь срочно сделать с ребенком, чтобы вправить ему мозги, сделать из него человека и наставить на путь истинный. Истинный - это такой, каким видят его они. И в своих попытках образумить свое буквально взбесившееся чадо они чего только не делают! Ведут душеспасительные беседы, читают нотации, водят к психологам, запирают дома, лишают денег, отсылают учиться за границу и т.д.

Как это ни странно, лучшее, что родитель может сделать в такой ситуации, это оставить своего ребенка в покое. Убрать руку с пульса. Отстегнуть поводок. Это как раз самое трудное и меньше всего вписывается в родительскую голову. Как же можно отстраниться от него в такой момент? Он же таких дров наломает! Но на самом деле родитель боится признаться, что на самом деле он уже ничего не контролирует, а ребенок уже «сорвался с поводка».

Если родители находят в себе силы отстраниться и занять нейтрально-доброжелательную позицию по отношению к ребенку, то, пожив два-три года в состоянии протеста и разрушения он становится взрослым. Трудно, тяжело, но становится. Возможно даже, за это время он разрушит то, что так долго и заботливо создавали ему родители. Тогда ему придется начинать все сначала. Это тоже будет нелегко. Но это будет ЕГО жизнь. Пусть и неправильная с точки зрения родителей. Только в своей жизни у человека есть шанс быть счастливым. В чужой жизни - нет.

Переходный возраст - это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь. С психологической точки зрения, время наступления переходного возраста индивидуально.

С психологической точки зрения, переходный возраст проявляется у подростков в стремлении к независимости в поведении, стремлении найти своё место в обществе (позиционировать себя), иногда - переиначить своё окружение под свои вкусы. Это является первопричиной возникновения молодёжных субкультур. К примеру, субкультура модов возникла в Англии потому, что подростки протестовали против того, чтобы носить такие же серые плащи, как их родители, которым около 40 лет, и слушать такую же музыку - начались поиски более молодёжного стиля в одежде и более энергичного стиля музыки, которым был рокабилли, ранний этап развития рок-музыки. Дальнейшие молодёжные субкультуры создавали ещё более дерзкий и оригинальный стиль одежды и ассоциировали себя с модными в их среде стилями музыки, проявляя всё больший нон-конформизм в поисках себя и своём позиционировании в молодёжном обществе.

Также в переходном возрасте у подростков появляются политические воззрения (для таких большинство политических партий создают "молодёжное крыло") и необходимость их выразить - поэтому часто можно увидеть подростков на политических митингах (вплоть до стычек, где они проявляют себя как наиактивнейшие их участники) или занимающихся политической агитацией. Притом политические воззрения подростков могут как совпадать с симпатиями их родителей, так и не совпадать с ними, что зачастую приводит к ссорам в семье.

С родительской точки зрения переходный возраст является тревожным периодом, сопряжённым с агрессивным и зачастую неконтролируемым поведением подростка (в большинстве, родители нервничают из-за самого факта потери контроля над своим ребёнком, а не из-за конкретных недопустимых поведенческих проявлений), началом его половой жизни, его желанием к самостоятельному принятию решений и отрицанию того, что для него психологически дискомфортно. Бунтарское поведение иногда выливается в акты хулиганства, сопряжённые с употреблением алкоголя или наркотиков - в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи, подросток старается "попробовать всё", что зачастую приводит к тяжёлым последствиям. Также для переходного возраста характерны романтические отношения, которые, в случае неблагоприятного исхода, являются причиной многих подростковых самоубийств (среди других причин - неудача при позиционировании себя в обществе, "травля" сверстниками и т.д.).

Таким образом, в целом переходный возраст является едва ли не самым драматичным периодом в биографии каждого человека, наряду с кризисом среднего возраста или выходом на пенсию, воспринимаемый как "период дожития".

Переходный возраст: проблемы

Проблемы переходного возраста порой совершенно напрасно недооцениваются взрослыми. Сложность заключается не только в том, что подростки острее воспринимают трудности, но и в том, что в силу своих ограниченных возможностей они зачастую не в силах с ними справиться. Оказавшись в подобных обстоятельствах, подросток, скорее всего, смирит свою гордыню и обратится за помощью к родителям, поскольку, как бы то ни было, они являются самыми близкими для подростка людьми.

Дальше события могут развиваться двумя путями. Прекрасно, когда мама с папой готовы разобраться в проблеме ребенка и оказать ему поддержку. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Родители, узнав о трудностях сына или дочери, выражают недовольство и возмущение, осыпают свое чадо упреками, а впоследствии не устают напоминать ему о совершенной некогда глупости. Неудивительно, что в дальнейшем подросток отказывается делиться с ними своими сокровенными тайнами, предпочитая доверять их посторонним людям. Проблемы от этого не решаются, а конфликт отцов и детей только усугубляется.

Из рассмотренного примера видно, как важно сохранять доверие и взаимопонимание в семье. Многие подростки, часто необоснованно, боятся рассказывать родителям о своих проблемах, полагая, что будут жестоко наказаны. Вероятно, подростку не раз приходилось слышать от подруг: «Они меня за это убьют!», «Мама выгонит меня из дома!» или что-нибудь в этом роде. Конечно, ничего такого не случится. Что бы ни натворил подросток, любящие родители никогда не пожелают ребенку зла, всегда постараются понять его и простить. Кроме того, не забывай, что в большинстве случаев они оказываются единственными людьми, действительно способными помочь подростку справиться с трудностями.

Достигнув переходного возраста , подросток обязательно столкнется с проблемами, которые останутся для подростка актуальными на протяжении всего периода взросления. Бурный рост, непривычная угловатость движений, изменение телесных форм, необычность ощущений, связанных с сексуальным напряжением и его разрядкой, – все это может стать для подростка серьезными проблемами, причем во многом неосознаваемыми и потому беспокоящими подростка еще больше.

Подростковый возраст – это время внутренне противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического “Я”. Накануне рывка в физическом развитии мальчики и девочки часто становятся «грязнулями»: они перестают умываться, чистить зубы, стричь ногти, менять белье и следить за своей одеждой. Почему же так происходит? Попробуем разобраться.

Дело в том, что смутное чувство тревоги иногда заставляет подростка подсознательно противиться всему, что угрожает детству. Подросток все еще боится, вступления во взрослую жизнь и потому активно сопротивляется. У мальчиков этот «антигигиенический» период протекает конфликтнее, чем у девочек. Длительность описываемой поры варьируется в зависимости от темпов полового созревания, но обычно через 1–1,5 года поведение подростка приходит в норму, и он уделяет должное внимание чистоте своего тела и опрятности одежды. Но в то же время, подросток, возможно, начнет искать дефекты там, где на самом деле их нет.

Здравствуйте!Меня зовут Маргарита,мне 19 лет.Очень давно меня стал интересовать и даже тревожить вопрос по поводу моего поведения в обществе.Сколько себя помню,я всегда была очень нервным человеком,особено в отроческие годы.Во врем учёбы в начальной школе я на протяжение 5 лет страдала от травли одноклассников.Началось всё с 1-го класса с банального обзывания,после чего на протяжение этих 5 лет меня затравливал весь мой район.Я не могла нормально выйти на улицу-там постоянно крутились мои одноклассники,которые,увидев меня,начинали кричать:"Фуу,бомжа!"."Бомжой" я была для всей школы.Бывали случаи,что даже старшеклассники меня,девочку 8 лет,обзывали и всячески пытались унизить при своих товарищах.Даже некоторые взрослые работающие люди с моего района показывали пальцем на меня и говорили вещи,о которых тяжело вспоминать.Были драки,причём дралась я одна,за меня никто никогда не вставал,а дралась я с мальчиками по 4-5 человек.Из-за всего этого в конце 5-го класса пришлось поменять школу,в которой стали происходить похожие вещи,только там я была не бомжихой,а изгоем.Никто не знал,почему я перешла в другую школу,но одноклассники как будто чувствовали,что я уже знакома с травлей.Было очень обидно,когда меня опускали,как говорится,ниже плинтуса мои одноклассники;меня били они и ученики младших классов,Я никогда не смогу забыть эти глаза,глаза маленьких детей,которые были наполнены злостью и своеобразным азартом,когда они меня пытались ударить.Кидались грязью на улице,рвали мне одежду,плевали на неё и в лицо.И всё это делали дети,которые были на несколько классов младше меня.Одноклассники от случая к случаю давали понять,что мне не место у них в классе.Однажды я спросила у одноклассницы,почему ко мне такое отношение у всех,на что она сказала,что виновата только я,потому что не вхожу в контакт с ними.А ведь я действительно не особо говорила с людьми-сказался опыт со старой школой.Каждый день я просыпалась с мыслью,чтобы поскорее закончился этот день;приходила в школу и каждую свободную минуту стояла возле окна и проедала взглядом этот серый и грязный мир.А ведь он мне нравился-каждую весну я радовалась прилёту птиц,первым лучам солнца,проталинам,сладкому воздуху предлетних дней.Так продолжалось с 6 по 10 класс.В 10 классе я поняла,что не смоогу потянуть пресловутую математику,по которой я плохо успевала.Мне в конце 10-го класса в один из майских дней дали понять мои одноклассники,что мне пора уходить,сказав при этом фразу:"Пошла вон отсюда!Ты чужая здесь!".Обиды никакой не было,так как я знала,что совсем скоро я перейду в мед.училище.Так и случилось-в конце 10-го класса я забрала документы и поступила в училище.У меня никогда не было столького количества людей,с которыми я так хорошо общалась бы.Всё было прекрасно,если бы не моя должность старосты,из-за которой меня возненавидела сильная половина группы.Меня доводили до истерик,обвиняли во всех смертных грехах,а потом просили прощение.Я не особо обижаюсь сейчас на этих людей,потому как они были для меня всё-таки ближе,чем все те,с кем я училась до этого.
У меня никогда не было парней,мне говорили,что я страшная и худая(мой высокий рост не соответствовал маленькому весу).Всё изменилось с приходом в училище,но не сразу,а на 2-м курсе,когда мой одногруппник перешёл на другое отделение,а незадолго до этого мы стали с ним общаться как друзья.Потом начали встречаться,я влюбилась в него,хоть красотой он совсем не блистал.И вот тут-то начался кошмар: на фоне отношений стали возникать ссоры,инициатором которых былп я.Мне не нравилось,что мой парень слушает тяжёлый рок и постоянно играет в компьютерные игры.Из-за этого мы много раз расходились и сходились.Было несколько раз,что я его очень сильно ударяла по лицу и телу кулаками,после чего он плакал.Да-да,плакал,а я,выйдя из своих эмоций,просила у него прощение,и он прощал.В конечном итоге я поняла,что чем дальше,тем хуже,и рассталась с ним.
То же самое происходило и в семье .Живу я с детства с мамой(родители в разводе,но отец всячески помогает),до 13 лет жили с бабушкой,которая была настоящим тираном:била меня каждый день,унижала и плюс ко всему этому она пила.И случалось,что когда она уходила пить в соседний район на окраине города,брав меня с собой.Мама работала на рынке,но выходных не было,поэтому всё воспитание легло на бабушку.И вот,под запах самогона и солёных огурцов,которые я никогда не забуду,я возрасте 5-6 лет просиживала вместе со своей бабушкой в гостях у пьяниц.Было страшно,было обиднл,но сделать ничего не могла я-один шаг в сторону бабушки,и доза ударов получена.Один раз она в состоянии алкогольного опьянения накинулась на меня с ножом,вытолкнув меня на дорогу.Машин,слава Богу,не было.Так проходило моё детство,а когда бабушка съехала в другую квартиру,мы остались с мамой жить вдвоём.Она в результате работы получила психическое заболевание,из-за которого стала инвалидом.Я стала замечать,что случаются такие моменты,что меня начинает что-то раздражать в ней,и я слетаю с катушек: начинаю кричать на неё грубым,даже звериным голосом,а так же могу ударить её.Когда прихожу в себя,то понимаю,что сделала,обещаю себе сдерживаться,но всё это повторяется и повторяется изо дня в день.Были мысли о суициде,но страх боли и смерти больше,чем желание уйти из жизни.Но и жить так тоже не могу.Я люблю свою маму и не хочу,чтобы она страдала из-за меня.В последнее время я часто стала уходить в апатию -мне хочется куда-то дется,только бы не делать никому больно.Идёт постоянное давление изнутри на саму себя,желание сделать что-то с собой.Кажется,что я бегаю возле угла,пытаюсь выпрыгнуть,проползти снизу,разбить его,но всё безрезультатно-он огромен и тёмен,а где-то сзади есть свет,на который почему-то я не бегу.Друзей нет,парня теперь тоже,а все люди меня считают если не изгоем,то стервой.Я превратилась в ничтожество,которое ненавижу.Несмотря на то,что я жалуюсь на жизнь и мне всё время всё плохо,оптимистические ноты всё же присутствуют во мне,хоть и в небольшом количестве.
Знаю,что это поведнние копировано с бабушки,но как его уничтожить-не могу понять.Обращалась за помощью к психологу ,но раскрыться полностью не смогла-стыдно за то,что делаю.Помогите разобраться,пожалуйста,что со мной происходит: проблема психологическая или надо обращаться к психиатру?Как можно научиться контролировать свои эмоции и не предаваться желанию ударить человека?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!