Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Память и ее развитие. Шпаргалка: Развитие памяти

Из всего, что до сих пор говорилось о памяти человека, следует, что она представляет собой сложную, динамичную нейропсихологиче- скую систему, которая может как улучшаться, так и разрушаться. Обратимся к рассмотрению процесса развития, т.е. совершенствования памяти человека.

Развитие памяти может происходить как в филогенезе, так и в онтогенезе. В процессе жизни отдельно взятого человека оно идет в двух основных направлениях: в направлении улучшения естественной памяти человека (памяти как низшей психической функции) и в направлении образования и совершенствования социально обусловленной памяти человека (памяти как высшей психической функции). Соответственно существуют два разных процесса развития памяти: естественный и искусственный. Естественный процесс развития памяти представляет собой ее постепенное улучшение с возрастом по мере накопления человеком жизненного опыта. Такой процесс имеет место в жизни человека и может происходить под влиянием разнообразных факторов. Искусственным процессом развития памяти называется специально организованный, заранее продуманный и целесообразный процесс ее совершенствования, осуществляемый экспериментальным путем. В научной психологии более детально исследован процесс естественного развития памяти, в то время как в прикладной и практической психологии - процесс ее искусственного совершенствования.

Большинство научных исследований развития памяти, выполненных в психологии, касались того, как память ественным образом изменяется под влиянием разнообразных жизненных условий. Чаще всего ученых интересовало развитие памяти человека, происходящее с возрастом, особенно в детстве. Некоторые исследования включали в себя изучение процесса развития памяти в специально организуемых и контролируемых условиях (предполагалось, что именно эти условия в наибольшей степени будут способствовать ее искусственному развитию).

Филогенетическое направление развития памяти представляет собой процесс ее совершенствования на протяжении всей истории человеческого рода. Знания об этом процессе, сложившиеся в науке, относительно слабо подтверждены опытными данными, поскольку речь идет о памяти людей, живших в отдаленные от нас времена. О ней не сохранилось почти никаких сведений, и поэтому процесс развития памяти людей в филогенезе приходится восстанавливать гипотетически, пользуясь, с одной стороны, современными знаниями о памяти человека, с другой стороны, дошедшими до нас сведениями об образе жизни и культуре людей, живших в разные исторические эпохи. Среди исследований, посвященных анализу филогенеза памяти, можно назвать работу П.П. Блонского, идеи которого будут кратко изложены далее.

Опираясь на знания о том, как развивается память отдельно взятого человека в онтогенезе, можно предположить, что примерно так же и по тем же или близким к ним путям шло развитие памяти в филогенезе. Исходя из этого можно следующим образом представить основные направления и пути вероятного развития памяти людей в филогенезе.

  • 1. Изобретение и освоение людьми мнемотехнических средств, их постепенное совершенствование из поколения в поколение.
  • 2. Создание и улучшение приемов использования соответствующих средств для запоминания, сохранения и воспроизведения информации по памяти.
  • 3. Улучшение межличностных коммуникаций, т.е. общения или обмена информацией между людьми с целью обогащения их коллективной памяти, а также обмена опытом использования разнообразных мнемотехнических средств. Этому, в частности, способствовало изобретение и совершенствование языков, переводов с одного языка на другие, средств связи и системы образования.
  • 4. Постепенный переход от менее развитых к более развитым видам памяти, например от механической к логической, от непосредственной к опосредствованной, от непроизвольной к произвольной.

Второй путь развития памяти человека - онтогенетический. Он касается возможных изменений памяти на протяжении жизни отдельного человека. Этот процесс можно исследовать естественным путем у многих современных людей, и он изучен намного лучше, чем филогенез памяти людей.

В онтогенетическом развитии памяти отдельно взятого человека в свою очередь можно выделить следующие частные направления ее прогрессивного преобразования.

  • 1. Овладение процессами памяти, их сознательное и волевое регулирование.
  • 2. Переход от использования внешних средств управления памятью к внутренним средствам ее регуляции (это одно из направлений, связанных с превращением памяти из низшей психической функции в высшую психическую функцию).
  • 3. Переход от механической к логической памяти, т.е. включение мышления в процессы памяти.
  • 4. Овладение готовыми и изобретение новых мнемотехнических средств с последующим их использованием для управления памятью.

Кроме того, при изучении онтогенетического развития памяти можно рассматривать каждый из ее процессов - запоминание, сохранение, воспроизведение или узнавание - в отдельности. Речь идет о постепенном совершенствовании у человека всех процессов памяти. Такая постановка вопроса возможна потому, что процессы памяти являются относительно независимыми друг от друга и соответственно могут изменяться (совершенствоваться, развиваться) относительно независимо друг от друга.

Все обозначенные выше направления развития памяти относятся в основном к естественному процессу ее изменения. Однако имеется немало исследований, направленных на изучение процесса развития памяти в искусственно создаваемых, экспериментальных условиях. Данные, полученные в этих исследованиях, также можно классифицировать по отдельным направлениям развития памяти, но сделать это сложнее, чем строить классификацию возможных направлений естественного совершенствования памяти человека. Причины такого положения дел следующие. Во-первых, эксперименты, направленные на улучшение памяти человека, касались только отдельных ее видов и процессов, а полученные в них результаты не могут быть безоговорочно распространены на память в целом. Во-вторых, в конкретных условиях, создаваемых в соответствующих экспериментах, память развивалась с учетом специфики самих этих условий. Если их изменить, то память человека будет развиваться иначе. Следовательно, данные подобного рода исследований не всегда можно обобщать и переносить на реальную жизнь.

Обратимся к более подробному обсуждению некоторых частных исследований, посвященных развитию памяти. Отечественный психолог П.П. Блонский (1884-1941) в свое время высказал и обосновал гипотезу о том, что разные виды памяти, имеющиеся у современного человека, представляют собой ступени ее филогенетического или исторического развития, отразившиеся в свою очередь на состоянии памяти современного человека. Это соответственно двигательная, аффективная (эмоциональная), образная и логическая память. Каждый из названных видов памяти возник и стал развиваться у людей в определенных исторических условиях, а в процессе их изменения появлялись и совершенствовались другие, более сложные виды памяти.

Двигательная память, возникшая первой по порядку в истории, представляла собой память на движения. Она, по предположению П.П. Блонского, появилась и стала развиваться у людей с древнейших времен, начиная примерно со времени, когда возник производительный труд, когда люди придумали и стали использовать в нем разнообразные орудия. Для этого им понадобилось запоминать и передавать друг другу, а также из поколения в поколение способы изготовления соответствующих орудий и их использования в труде. Все это вместе взятое стимулировало развитие двигательной памяти. Этому же способствовали разнообразные ритуальные движения и действия, связанные с первобытной религией, поскольку соответствующие движения также необходимо было запоминать, выполнять в строго определенной последовательности, сохранять и передавать из поколения в поколение.

Аффективная - это память на эмоциональные переживания, в том числе на такие, которые связаны с условиями, в которых человек может наиболее полно удовлетворять свои потребности, а также с угрозами для его жизни. Возникновение и совершенствование данного вида памяти, как полагает П.П. Блонский, способствовало выживанию людей в суровых условиях окружающей среды .

Еще одним фактором, который, по-видимому, также способствовал становлению и развитию у людей двигательной и эмоциональной памяти, стало изобретение и использование языка. Первым средством общения или обмена информацией между людьми был естественный язык жестов и мимики. Его, соответственно, необходимо было совершенствовать, запоминать связанные с ним движения и передавать их из поколения в поколение. Известно также, что с помощью языка хорошо передаются эмоции, и одними из первых слов во всех естественным образом возникших языках оказались слова, обозначающие эмоции. Посредством обмена эмоциональными переживаниями друг с другом с помощью языка первобытные люди передавали друг другу информацию о жизненной значимости для них тех или иных событий, связанных с удовлетворением их потребностей, с помощью эмоционально окрашенных слов могли предупреждать друг друга об опасностях.

Образная - это память на зрительные, слуховые и другие впечатления. Активизация и развитие данного вида памяти связаны с представлением, сохранением в образной форме той или иной информации. Исторически ее появление у людей связывается с возникновением и развитием искусств, прежде всего художественно-изобразительного и театрального искусства, а также религиозных культов и обрядов. Кроме того, образная память необходима в производительном труде, например в процессе изготовления орудий (производимое орудие необходимо было соотносить с задуманным его образцом, хранящимся в образной памяти человека, а будущий результат такого труда - представлять и сохранять в памяти в образной форме).

Логическая - это память на мысли, рассуждения, умозаключения, выводы, представленные в абстрактной форме, например в виде некоторых идей или объяснений того, с чем человек сталкивается в своей жизни. Возникновение и развитие такой памяти у людей, вероятнее всего, было связано с появлением и развитием научных знаний, словесно-логического мышления.

Под иным углом зрения рассматривал филогенетическое и онтогенетическое развитие памяти Л.С. Выготский. Он полагал, что главным направлением совершенствования памяти человека в филогенезе является ее постепенное превращение из низшей в высшую психическую функцию. Развитие памяти в этом направлении, по мнению Л.С. Выготского, идет за счет улучшения мнемотехнических средств (превращения непосредственной памяти в опосредствованную), освоения языка и формирования речи, в частности внутренней речи, вследствие чего память человека становится опосредованной и произвольной. Кроме того, развитию памяти, по Л. С. Выготскому, способствовало включение в мнемические процессы других познавательных функций человека, прежде всего мышления. Это обеспечило превращение механической памяти в логическую. Четвертое направление развития памяти - это постепенный переход в ее регуляции от опоры на внешние мнемотехнические средства к использованию внутренних мнемотехнических средств.

Специальное экспериментальное исследование процесса онтогенетического развития памяти в русле идей Л.С. Выготского, связанных с его культурно-исторической теорией, организовал и провел А.Н. Леонтьев. Он показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом дополняется другим мнемическим процессом - внешне опосредствованным, а далее - внутренне опосредствованным запоминанием. По мнению А.Н. Леонтьева, это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных средств-стимулов, используемых для запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в развитии памяти состоит в том, что «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания: прежде прямое, непосредственное, наше запоминание становится опосредствованным» .

На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и студентами младших курсов вуза, А.Н. Леонтьев построил графики развития непосредственного и опосредствованного запоминания в онтогенезе, представленные на рис. 18.

Рис. 18.

Эти графики показывают, что, начиная с дошкольного и вплоть до младшего школьного возраста, быстрее улучшается непосредственное, а не опосредствованное запоминание. Затем динамика развития этих двух видов запоминания (с младшего школьного возраста до подросткового возраста) становится примерно одинаковой: оба графика следуют практически параллельно друг другу. За пределами подросткового возраста картина развития непосредственной и опосредствованной памяти меняется: теперь быстрее начинает развиваться опосредствованное, а не непосредственное запоминание. Вслед за этим оба графика демонстрируют тенденцию к постепенному сближению и пересечению друг с другом (гипотетически, справа, за пределами тех кривых, которые изображены на рис. 18). Это, по-видимому, свидетельствует о том, что опосредствованное запоминание в своем развитии со временем догоняет непосредственное запоминание и превосходит его по продуктивности.

Если продолжить оба графика вправо (на них А.Н. Леонтьев представил только экспериментально установленные и проверенные данные), то можно обнаружить точку их пересечения, а далее в процессе развития памяти опосредствованное запоминание обгоняет в своем развитии непосредственное запоминание. Это означает, что происходит качественная перестройка памяти человека, и он начнет пользоваться в основном памятью как высшей психической функцией (она по своей продуктивности превосходит память как низшую психическую функцию).

Обсуждая результаты, полученные в проведеном им эксперименте, А.Н. Леонтьев делает следующие выводы, имеющие отношение как к онтогенезу, так и к филогенезу памяти человека. Развитие памяти человека, по мнению ученого, идет по двум отдельным, но взаимосвязанным направлениям: по линии развития и усовершенствования средств запоминания, существующих в форме действующих извне на человека стимулов, и по линии превращения этих средств во внутренние. Употребление внешних средств-стимулов запоминания превращает акт запоминания из непосредственного в опосредствованный. Эта первая линия развития памяти в ее естественном, историческом продолжении есть не что иное, как линия развития письменности у людей. Развиваясь и дифференцируясь, внешний мнемотехнический знак превращается далее в письменный знак. Вместе с тем его функция все более специализируется и приобретает новые черты. В своей развитой форме письменный знак фактически отрицает эту функцию, т.е. память как таковую, с которой первоначально было связано его рождение. В современных условиях совершенствование памяти человека по данной линии привело к созданию и использованию электронных, технических средств управления памятью, прежде всего ЭВМ и средств связи (встроенные в них блоки памяти). Вторая линия развития памяти - это переход от употребления внешних средств запоминания к использованию внутренних средств. Это линия развития высшей, логической памяти человека. Как и первая линия, она непосредственно связана с общим процессом культурно-исторического развития человечества и его прогрессом.

Если с точки зрения установленных и описанных А.Н. Леонтьевым закономерностей развития памяти рассмотреть приведенные ранее данные о ее филогенетических и онтогенетических преобразованиях, то можно прийти к следующими выводам.

  • 1. После того как произошла качественная перестройка памяти человека, меняется и сам процесс ее развития. Это изменение заключается в том, что если раньше память совершенствовалась в основном за счет того, что было дано человеку от природы, и упражнений (совершенствование памяти как низшей психической функции), то теперь ее развитие идет за счет освоения человеком новых знаковых систем, орудий, машин и других мнемотехнических средств (совершенствование памяти как высшей психической функции).
  • 2. Улучшение памяти как низшей психической функции имеет ограничения и малоперспективно для ее дальнейшего развития по двум причинам. Во-первых, к тому возрасту, когда обе линии развития памяти (по А.Н. Леонтьеву) пересекутся (это, по логике вещей, должно происходить в возрасте между 30 и 40 годами), возможности совершенствования памяти как низшей психической функции оказываются практически исчерпанными, и далее эта память (после 40- 50 лет) начинает постепенно ухудшаться из-за происходящего в эти годы процесса старения организма. Во-вторых, природная память, ограниченная в своих возможностях и ухудшающаяся с возрастом, уже не устраивает человека. Он приступает к поиску новых способов не только сохранения, но и развития своей памяти. Соответствующие возможности ему предоставляет память как высшая психическая функция.
  • 3. Выступая в форме высшей психической функции, память человека становится относительно независимой от его актуального физического состояния, так как человек, особенно в наши дни, располагает огромными по количеству и разнообразными по своим функциям, доступными и быстродействующими внешними средствами - материальными хранителями его памяти, позволяющими ему запоминать, сохранять и в нужный момент времени воспроизводить то, что его интересует (к примеру, Интернет, компьютер и другие технические средства хранения информации). Кроме того, чем старше становится человек, чем больше он развивается интеллектуально, тем совершеннее становится его память как высшая психическая функция. Развитие, о котором идет речь, выходит далеко за пределы того возраста, в котором графики, полученные А.Н. Леонтьевым, гипотетически пересекаются.
  • 4. В тех случаях жизни, когда ставший взрослым или стареющий человек пытается нечто запомнить с помощью природной памяти (памяти как низшей психической функции), он испытывает существенные трудности, и у него неизбежно возникают проблемы, которых в детстве и юности не было. Когда человек сознательно пользуется своей социально обусловленной памятью (памятью как высшей психической функцией), таких проблем у него не возникает или, во всяком случае, он их с успехом преодолевает.

А.Н. Леонтьев был не единственным отечественным психологом, кто изучал память человека в процессе ее развития в онтогенезе. Этим также занимались П.И. Зинченко, А. А. Смирнов, З.М. Истомина и многие другие. Свою точку зрения на процесс развития памяти высказала и обосновала В.Я. Ляудис, которая независимо от А.Н. Леонтьева и в русле идей Л.С. Выготского исследовала соответствующий процесс. Если А.Н. Леонтьева преимущественно интересовало развитие опосредствованной памяти, то В.Я. Ляудис уделила внимание формированию и развитию произвольной памяти. Кроме того, концепция развития памяти по В.Я. Ляудис отличалась тем, что она не разделяла произвольность и опосредствованность как разные характеристики памяти и предполагала, что обе они представляют собой взаимосвязанные стороны единого, комплексного развития памяти. В.Я. Ляудис соответственно выделила следующие четыре уровня развития памяти как высшей психической функции.

  • 1. Непроизвольная и непосредственная память.
  • 2. Первый промежуточный уровень развития произвольной памяти: внешне опосредствованная произвольная память.
  • 3. Второй промежуточный уровень развития произвольной памяти: внутренне опосредствованная произвольная память.
  • 4. Высший уровень развития памяти - так называемая «метапамять». Подобная память, по мнению В.Я. Ляудис, не сводится только к организации внутренних связей между отдельными психическими функциями и памятью, например между памятью и мышлением. Она предполагает определенные социальные условия функционирования человеческой памяти, связанные с использованием современных технических и других внешних для человека средств обработки, хранения, передачи и воспроизведения информации, т.е. фактически выходит за пределы того, что реально происходит в его голове, и соответственно не имеет собственной анатомо-физиологической основы. Это память, дополненная теми широкими возможностями ее совершенствования, которые открывает современная материальная и духовная культура.
  • Вопреки мнению П.П. Блонского логичнее было предположить, что аффективнаяи двигательная память у людей могли появиться и развиваться не последовательно, а параллельно. Их совместное наличие представляет для человека более существенное условие выживания, чем отдельно взятые двигательная или эмоциональная память. Крометого, оба вида памяти обнаруживаются не только у людей, но и у всех более или менееразвитых животных в виде разнообразных защитных рефлексов, сопровождаемых эмоциональными реакциями и соответствующими им движениями.
  • Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. М„ 1979. С. 166.

Все мы в детстве собирали пазлы и мозаики, но мало кто представляет, что наш мозг знал эту систему очень давно. Ранее ученые полагали, что конкретные участки мозга хранят в себе определенного вида воспоминания, но впоследствии был проведен эксперимент. Крысам удаляли по очереди разные участки мозга и, проверяли: возможно ли их обучение, что они помнят, а какие органы у них хуже работают. Выяснилось, что ни одна частичка мозга не отвечает целиком за какой-то определенный вид памяти, но если собрать кусочки воспоминаний со всего мозга, то их можно сложить в одну общую картинку, как в мозаику. Эту картинку мы и называем памятью. Этот вывод был шокирующим для ученых того времени, но нам он позволяет опустить возможность развить всю память только одним способом и одновременно предлагает метод решения.

Виды памяти

Существует три вида памяти:

1. зрительная

2. слуховая

3. моторная

Зрительная память хранит ту информацию, которую мы получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное. Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения, когда-либо испытанные нашим организмом. С этими двумя вроде все понятно, а с моторной будет посложнее.
Третий вид памяти особый. Это своеобразный способ учиться на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. Так мы учились ходить, есть, так мы пишем буквы, не зацикливаясь на самом процессе. Ну, а теперь перейдем непосредственно к способам развития памяти.

Развиваем память, тренируя внимание

Запоминаем мы только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например, попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе, в школе или в институте вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда.

Сочетание разных видов памяти ради одной цели

Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников-двоечников, которые совсем не учат стихи. Ей посоветовали заставить учеников отжиматься и повторять текст вслух. Она отказалась, сказав, что и то и другое они будут делать плохо, а зря! Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц, и даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи, может не целиком, но с самого натренированного места.

Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память.

Запоминаем по частям

Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть: текст нужно компонавать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Следовательно, как уха лучше всего идет после рыбалки, так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре.

Повторение - упражнение для развития памяти

Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью, и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

Развивайте память, открывая для себя новое

Студент, активно занимающийся и посещающий лекции, имеет хорошую память, но часто об этом даже не подозревает. Когда информация запоминается без усилий и прямо на подсознательном уровне, то она и дольше хранится. Когда тот же студент перед экзаменом думает, что ничего не знает, но получает звонки от однокурсников и отвечает на их сложные вопросы, выходит, что осталось немножко освежить материал и можно идти сдавать. Почему это происходит? Ответ прост. Всего-навсего во время лекций мы записываем конспект, вникаем в материал, но совершенно не думаем о том, как его запомнить. Развиваясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы же не думаете о том, что это просто необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память, следовательно, развиваетесь!

Самоорганизация и развитие памяти

Часто услышишь фразу: «она не рассеянная, она неорганизованная!» И правда, как наш мозг может запомнить что-то, если он просто не понимает, что и когда запоминать. Чуть выше мы уже говорили о систематизации материала, но в этом разделе речь пойдет о вас самих. Заведите ежедневник (и не правда, что он для тех, кто все забывает), создайте свое личное расписание, собирайтесь на работу вечером, делайте всё вовремя, вспомните о своих родственниках и друзьях, которым давно не звонили. Ваша жизнь наладится, и память заработает как новая.

Придумайте свой способ развития памяти

Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее, и что может помочь лично вам сохранить драгоценные данные. Не всем по душе крестики на руках и узелки на веревочках. Попробуйте делать себе маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах квартиры, прикрепляйте их на досках над рабочим столом в офисе. Самое главное для развития памяти – в них не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете

Как правильно работать над развитием памяти ребёнка

«Мой Алеша в этом году прошел во второй класс. Учится пока нормально, несмотря на то, что у него очень плохая память. Чтобы запомнить стихотворение из восьми строчек, ему нужно повторить их раз «...надцать...» Классный руководитель посоветовала нам целенаправленно работать над развитием его памяти. Хотелось бы узнать, как это делать правильно».

Ирина Максимович, Донецк

Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то скорее всего, его память развита достаточно. А то, что он плохо запоминает стихи, может свидетельствовать лишь о том, что они ему неинтересны (или непонятны). Нередко качество запоминания у ребенка (как впрочем, и у взрослого!) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребенку развить ее. Учите его искать смысл в том, что он заучивает наизусть. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение.

Значительно повышает эффективность запоминания установка на его возможность и необходимость. Иначе говоря, в этом деле (как и во многих других!) большую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, - это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например, «У меня хорошая память!», «Я могу запомнить все, что мне нужно!».


Информация для размышления

Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. В течение учебного года 46 детей в возрасте 9-10 лет регулярно обследовали (в начале и в конце недели). Специалисты изучали влияние уровня тревожности школьников на продуктивность зрительного запоминания. Было установлено, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая зрительная память, и наоборот, у детей эмоционально уравновешенных - она превосходная!

При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидительными фразами: «Без таблицы умножения, как без воды: «и не туды, и не сюды!», «Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!».

Другие «секреты» запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их. Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать. Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.

Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме. Например, запоминая правило: «Не с глаголами пишется раздельно», можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу. А правило: «После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак» легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.

Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов (по истории, биологии, литературе и т.п.). Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!). Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба... Точно также «изображайте» труднозапоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.

Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно «оживить» и сделать веселыми и доходчивыми. Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один - игла; два - лебедь; три - откусанные бублики; шесть - улитка; восемь наручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках. Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение. Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата. Например, 1836 год (дата смерти Пушкина): «Иголка, обшивая наручники, откусила от двух бубликов и остатками угостила улитку».

Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.

Игра-тест «Кошелек»

В эту игру вы можете играть в семейном кругу или в компании друзей. Число участников не ограничено (чем больше, тем лучше для развития памяти). Суть игры состоит в том, что каждый участник повторяет слова, предложенные предыдущими играющими, и добавляет что-то свое. «Пропадает» тот, кто не может повторить цепочку слов в том же порядке или пропустит хотя бы одно слово.

Например, вас трое. Первый говорит: «Я положу в кошелек собаку». Второй: «Я положу в кошелек собаку и верблюда». Третий: «Я положу в кошелек собаку, верблюда и диван». Первый: «Я положу в кошелек собаку, верблюда, диван и портфель» и так далее.

Если же вы хотите оценить свою память не только относительно играющих, не поленитесь сделать следующие подсчеты.

Определите количество слов в «кошельке» при котором вы вышли из игры. Запишите себе одно очко, если вы запоминаете пять слов, и прибавляйте по одному очку за каждое слово сверх пяти (то есть два очка за шесть слов, три - за семь, четыре - за восемь и так далее).

Если в среднем за игру вы набрали 7 и более очков - у вас очень хорошая память.

От 4 до 6 очков - у вас неплохая память, хотя иногда кое-что забываете. Но это не беда! Свою память вы можете легко развить, приложив небольшие усилия.

3 и менее очков. Вы постоянно что-то забываете. Записная книжка - ваш лучший друг и помощник. Чаще играйте в эту игру и вскоре вы удивитесь полученному результату!

Как устроена наша память Все мы в детстве собирали пазлы и мозаики, но мало кто представляет, что наш мозг знал эту систему очень давно. Ранее ученые полагали, что конкретные участки мозга хранят в себе определенного вида воспоминания, но

В наши дни мы живем в мире и ежедневно сливаемся с потоком информации. Объем знаний и навыков возрастает из года в год и накапливается, что предоставляет все большую нагрузку на память каждого последующего поколения. Развитие памяти и внимания крайне взаимосвязаны между собой, поскольку от внимательности и умения концентрироваться на конкретном объекте зависит процент запоминаемой информации. Совершенствование и развитие памяти является довольно сложным, однако это просто необходимо в наши дни для нормальной жизни в обществе. Существует множество способов и методов, направленных на тренировку памяти и улучшению внимательности каждого человека. Не совершенствуя собственную память, можно достаточно легко затеряться в потоке информации. Развитие памяти – это процесс изменения и становления образований, которые обеспечивают преемственность в жизнедеятельности каждого, формируют план актуального поведения и многое другое.

Основные виды памяти.

Человеческую память можно классифицировать на несколько видов, поскольку каждый из них существенно отличается по способам сбора информации, времени усвоения и сохранения.
Виды памяти:

  • Моторная память – один из самых первых видов памяти, отвечающий за сохранение и воспроизведение движений. Она способствует воспроизведению движений, отработанных до автоматизма – подъем по ступенькам, ходьба и многое другое;
  • Эмоциональная память – особенности развития памяти данного вида связаны с переживаниями, сопровождающими конкретные события. Она позволяет лучше адаптироваться к окружающей среде и выработать систему предупреждения. Так, ощущения могут фиксироваться и сохраняться на долгие годы практически мгновенно;
  • Образная память - функционирует совместно с работой органов чувств и сенсорных систем. Информация запоминается в качестве отдельных образов. В результате выделяется несколько подвидов данной категории памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая;
  • Логическая память формируется в результате воздействия сигнальной системы, поскольку без понимания достаточно сложно запомнить то или иное действие;
  • Эйдетическая память – позволяет воспроизводить яркие события с мельчайшими деталями и подробностями.

Основные механизмы и процессы памяти.

Особенности развития памяти изучаются целым рядом наук: биохимией, физиологией, психологией и т.д., поскольку процесс сохранения и воспроизведения информации напрямую зависит от нервных связей (так называемых ассоциаций). Память обладает следующими характеристиками:

  • Объем памяти – позволяет запоминать и хранить информацию в определенном объеме. Для увеличения потребуются терпение и регулярные тренировки;
  • Быстрота воспроизведения – максимальная скорость воспроизведения необходимой информации в практической деятельности. Для решения конкретной задачи требуется быстрый поиск и воспроизведение требуемой информации;
  • Точность воспроизведения – процесс детального запоминания и детального воспроизведения информации;
  • Длительность сохранения информации – позволяет сохранять и удерживать информацию в памяти на протяжении длительного времени.

Развитие памяти требует от каждого терпения, поскольку этот процесс не прост и требует регулярной поддержки. Некоторые группы слов можно запоминать представляя соответствующие сценарии и картинки. Данный способ развития памяти позволяет максимально быстро развивать память и человеческий мозг начинает работать наиболее эффективно, запоминая всю необходимую информация.

Форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому и необходимо больше знать о нашей памяти. Ее отсутствие называется амнезией.

Основными процессами памяти являются:

  • заучивание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • узнавание;
  • забывание.

Выделяют также такие виды памяти:

  1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой - без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит от ряда условий; к ним относятся:

  1. Цели запоминания (насколько прочно, как надолго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после него многое забудется. Если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. Приемы заучивания.

Они бывают такими:

Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания.

  • Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.
  • Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). В этом случае задействуется образная память. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
  • Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания).

Выделяют также память кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную. Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения.

Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении и КП помещается и среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слои, цифр, чисел, фигур, картинок и т. и, Главное - добиться, чтобы эти «элементы» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слои а единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

Она бывает двух типов:

  1. ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).
  2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память проявляется в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности, что происходит благодаря сохранению информации, поступающей как из КП , так и из ДП , необходимой для выполнения действий.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Она накапливается в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, полученной за прошедший день, и перевода ее в долговременную память. После сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3 часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Чтобы уменьшить забывание, необходимо выполнить ряд операций. Во-первых, понять, осмыслить информацию (механически выученная, но не понятая до конца, она забывается быстро и почти полностью - кривая забывания Iа (рис. 3.21). Во-вторых, повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Нужно чаще повторять в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания максимальны. Лучше действовать так: в первый день - 2-3 повторения, во второй - 1-2, с третьего по седьмой - по одному повторению, после этого одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и следующей за ним. Отрицательное влияние первой получило название проактивного торможения , а второй - ретроактивного торможения . Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если она требует значительных усилий.

Формы воспроизведения:

  • узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание , которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание , представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
  • реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Чтобы облегчить запоминание, можно прибегнуть к мнемотехническим приемам.

Среди них:

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
  2. Ритмизация - перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
  3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; так, чтобы запомнить медицинские понятия «супинация» и «пронация», используют созвучную шуточную фразу «суп несла и пролила»).
  4. Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые «методом связки » соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Это легко сделать, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт в «очках» - «карандаш» - подходит к полной даме, «люстре», на которую шаловливо посматривает «стул», на чьей обивке сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания с помощью этого метода, следует сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» к «люстре»). Попробуйте запомнить таким образом список слов, затрачивая на каждое по 3 с: трава, дом, павлин, платье, очки, скрепка, гвоздь, клей. Удалось?
  5. Метод визуализации : образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию.
  6. Метод Цицерона . Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставляйте мысленно по ходу вашего продвижения по комнате. Вы сможете вновь все вспомнить, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы расположили при предыдущем «обходе».
  7. При запоминании цифр, чисел можно использовать такие приемы:
    • выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе: например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; выделить знакомые числа: например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа «пи» и т. д.;
    • «метод зацепок » - замена цифр образами: например, 0 - круг, 1 - карандаш, 2 - очки, 3 - люстра, 4 - стул, 5 - звезда, 6 - жук, 7 - неделя, 8 - паук и т. д. Можно заменять цифры буквами и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 - один - Н, 2 - два - В, 3 - три - Р. А цифры 4,5,6,7,9 заменить начальными согласными в их названии: 4 - Ч, 5 - П, 6 - Ш, 7 - С, 9 - Д.
    • Замена словами : 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 -В (Вой), 3 — Р (аРия), 4 — Ч (оЧи), 5 — П (Па), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы), 8 — М (яМа), 9 — Д(яД), 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь, 15 — аНаПа, 16 -НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19 — АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22 — Ви-Ва, 23 — ВаР, 35 — РеПа… 44 — ЧаЧа… 56 — ПаШа… 67 — иШиаС… 78 -СоМ… 84 — МяЧ… 93 — ДаР… 99 — ДуШа, 100 — На-ЛиЛ и т. д. Например, если вам надо запомнить номер телефона 9486138, то 94 - ДаЧа, 86 - МыШа, 13 - НоРа, 8 - яМа. Легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму», - этот номер вы уже не перепутаете. 8. Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 с, стараясь запомнить детали, а потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях; задавайте себе вопросы о подробностях этого образа, затем откройте глаза на 1 с, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Так повторите несколько раз.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими способами.

Рис. 3.22.

Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы), на процессы обучения (как, например, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков, и др.), создание и формирование энграмм.

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительными темпами. Установлено, что ее стимуляторами могут служить давным-давно известные гормоны гипофиза. «Короткие» цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин, значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти, в ее основе лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью адекватнее воздействовать на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными способами. Успеха можно добиться благодаря влиянию физических факторов - электрических и акустических.

Все это говорит о реальной возможности управлять памятью.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Развитие памяти дошкольника происходит в направлении роста ее произвольности, управляемости. К концу дошкольного возраста у ребенка все еще преобладает непроизвольная память. Условием ее улучшения выступают характеристики запомненного материала. Лучше всего запоминается ребенком эмоционально насыщенный, ритмично построен, необычный, яркий, динамичный материал, при восприятии которого активизируется непроизвольное внимание. Ребенок может запомнить на всю жизнь свою любимую игрушку, куклу, шляпка.

Наряду с господством непроизвольной памяти в ее развитии наступает важный момент - в конце младшего дошкольного возраста у ребенка возникают элементы произвольности. Произвольная память, во-первых, подчинена специальной мнемической цели - запомнить, а во-вторых, является регулируемой. Возникновение произвольной памяти происходит в игре, а психологическими условиями ее является формирование самосознания ребенка, его целеустремленности, самостоятельности, организованности, усвоения навыков саморегуляции на основе словесных самоинструкций.

Развитие способности к постановке мнемической цели. В невольной памяти запоминания материала происходит как незапланированный результат выполнения какой-либо деятельности: запомнил наизусть стихотворение, потому что взрослый часто читал его.

Первые мнемические задачи ставит взрослый, когда просит ребенка вспомнить название определенного предмета, скороговорку, стихотворение; пересказать услышанную сказку. Получая одобрение, ребенок радуется, постепенно сама ставит перед собой задачу запомнить что-то, чтобы потом вспомнить и вызвать одобрения взрослого.

Выполняя такие задачи, ребенок усваивает простейшие мнемические приемы и средства (повторение, перевод). Под влиянием указаний взрослого ребенок исправляет ошибки в том, что вспомнила, у него возникает стремление вспомнить правильно.

Впервые способность исправлять ошибки при воспроизведении материала проявляется в четыре года. Впоследствии возникает стремление этих ошибок не допускать, а для этого он настраивается запомнить правильно и точно, то есть она начинает понимать связь между моментами запоминания и воспроизведения. Благодаря распространению механизмов регуляции памяти на все ее процессы, особенно на момент запоминания и воспроизведения, происходит резкое снижение неточностей при припоминании. Растет глубина контроля за припоминанием: в четыре года ребенок отслеживает правильность последовательности основных составных частей материала а у старшего дошкольника контроль распространяется и на содержание в пределах этих частей.

Интеллектуализация памяти, рост ее осмысленности делает возможным при условии соответствующей педагогической работы усвоения ребенком смысловых приемов запоминания: сравнение нового с известным, различных частей материала между собой; группировки, классификация.

ВЫВОДЫ о развитии элементов произвольности памяти в дошкольном возрасте:

Рядом с преобладанием непроизвольной памяти с 4 лет появляются элементы произвольной памяти;

Элементы произвольности памяти проявляются как способность ребенка к постановке мнемических задач и к самоконтролю при запоминания и припоминания;

При условии соответствующей педагогической работы ребенок к концу дошкольного возраста овладевает смысловыми приемами запоминания.

Психолого-педагогические условия развития памяти

Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в предметную и познавательную деятельность.

Младенческого возраста. Врожденную способность ребенка к запоминанию необходимо развивать в процессе непосредственно-эмоционального общения взрослого и малыша. Примерно с 6-ти месяцев общения должно строиться на основе манипулирования ребенка с предметами, которое создает благоприятные условия для обогащения чувственного опыта ребенка. Опираясь на заинтересованность малыша окружающими предметами, действиями взрослого с ними в ходе бытовых процессов по уходу за ребенком, необходимо знакомить малыша со всеми используемыми предметами путем четкого проговаривание их названий, показа способа их применения. Взрослый комментирует свои действия с предметами, их последовательность: "Что нам нужно для купания? Возьмем наш полотенце. Он такой пушистый, а где наше мыло? Проверим температуру воды. Вот градусник". При этом взрослый выражает выражает свое позитивное отношение к выполняемым действиям, к предметам. Речь его четкое, тон мягкий, не громкий, строится в форме диалога. Взрослый демонстрирует открытость, готовность принять помощь ребенка, поддержать ее стремление к совместных действий. Действуя с предметами, взрослый каждый раз называет их и показывает ребенку. Многократное повторение бытовых процессов по уходу за ребенком, а также организация восприятия ребенком своего окружения способствует запоминанию ребенком вида предмета, а впоследствии и его названия. Так, ребенок еще не умеет называть предмет словом, а уже показывает его взрослому, когда тот спрашивает "Где...?"

Таким образом, важным условием, что обеспечивает непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопления опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает режим дня.

Ранний возраст. Взрослый внимательно следит за процессом подражания ребенком его действий и слов. Исправляет неправильное их выполнение, показывает, как следует, достигая правильного повтора. Слово, которое не дается ребенку в произношении, следует несколько раз повторить, побуждать ребенка к правильному его произношения.

Значительные резервы для развития памяти содержит работа с детской литературой. Сопровождение взрослым различных моментов жизни ребенка чтением наизусть стихотворений, проговаривание скороговорок приводит к тому, что ребенок также запоминает и воспроизводит их. Чтение сказок, рассказов, сопровождаемое показом иллюстраций способствует развитию не только словесной, но и образной и эмоциональной памяти. Следует учитывать потребность ребенка в предметной деятельности и сопровождать прочитанное изображением соответствующих действий, показывая, как у героя литературного произведения покатился мячик, или как он строил мост или ехал на машине и т.

Постепенно ребенка приучают к обработке запомненного материала с помощью наблюдения. Взрослый обращает внимание малыша: сегодня пошел дождик, поэтому мы пойдем в детский сад под зонтиком; на полянку прилетело много птиц, потому что туда мама рассыпала хлебные крошки. Стоит позаботиться о том, чтобы в процессе наблюдения ребенок учился устанавливать причинно-следственные связи: на кормушку птицы прилетают тогда, когда туда положишь корм. Проводить наблюдения нужно и организуя продуктивную деятельность детей. Например, чтобы нарисовать яблочко, посмотрим, из каких частей оно состоит, какую форму и окраску имеет. Направляя внимание малыша на различные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, комментируя действия свои и ребенка, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

Таким образом, активизация сенсорно-перцептивной, а впоследствии и умственной активности ребенка выступает важнейшим условием непроизвольного запоминания.

Запоминающейся материал должен вызовами интерес, эмоции, особенно интеллектуальные чувства (удивление, удовольствие от открытия, увлечения, сомнение). В то же время, действует психологическая закономерность относительно влияния эмоций на продуктивность деятельности: повышают ее только переживания средней силы. Поэтому чрезмерно эмоциональный материал оставляет в памяти ребенка смутные, аморфные образы. Включение ребенка в подальше разнообразные виды деятельности, предоставление пространства для ее активности способствует сохранению и использованию того, что она запомнила. Усваиваемые ребенком навыки бытовой деятельности и самообслуживания легко разрушаются при нарушениях привычного режима организации детской жизнедеятельности, поэтому взрослый должен обеспечить их стабильность.

Особое внимание в возрасте 3-7 лет следует уделять развитию элементов произвольной памяти. Первые из них появляются при постановке мнемических задач взрослым. Сначала это задача "вспомни", а затем "запомни". Легче всего ребенок вспоминает события, названия слов, лиц, недавно воспринимала: кого видели вчера в зоопарке? кто прилетал к нам на подоконник сегодня утром? Обучая ребенка произвольном воспроизведению, взрослый объясняет связь с моментом запоминания. Так, во время восприятия материала, взрослый ставит задачу "посмотри (послушай) внимательно, потому что нужно будет вспомнить". Например, во время прогулки в парк воспитатель направляет внимание детей на разглядывание дубового листочка, ставит задачу запомнить, какого он цвета и формы, так как дети будут потом его рисовать.

Высокие возможности произвольной памяти дошкольника оказываются в сюжетно-ролевой игре, поэтому взрослый должен создавать все условия для ее развития. Во время посещения почты также показывает и рассказывает, что следует запомнить, чтобы потом дети организовали игру "В почту". Дидактические влияния должны подаваться в игровой форме, или вливаться в игру. Появление игр с правилами ставит перед детьми требование эти правила запомнить и руководствоваться ими в течение игры.

Для старших дошкольников постановка мнемических задач усложняется, она становится более конкретной и вариативной: стишок надо запомнить наизусть, рассказ своими словами, чтобы перевести. Детям можно доступно объяснить, как нужно учить стишок наизусть. Наиболее эффективный способ запоминания, когда восприятие чередуется с воспроизведением. Детей следует приучать к принципу "понял, тогда запомни", раскрывать порядок запоминания значительного по объему материала, разделяя его на части. Целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом, побуждая к оценке сверстников и самооценки.

ВЫВОДЫ о психолого-педагогические условия развития памяти:

Для детей до четырехлетнего возраста актуальным является создание условий для развития непроизвольной памяти;

В развитии непроизвольной памяти важнейшим условием является активизация сенсорно-перцептивной и умственной активности ребенка;

Для детей 3-7 лет на первый план выходит задача формирования элементов произвольной памяти путем постановки перед детьми различных и все более сложных мнемических задач.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!