Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Отечественные программы экологического воспитания дошкольников. Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников

Цель экологического образования – формирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность проблемы формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:

  • формирование элементов экологического сознания;
  • формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы;
  • воспитание культуры поведения и деятельности.

Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и наглядно-образным, основной упор автор программы делает на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе. В качестве одного из главных средств формирования экологической культуры автор выделяет метод моделирования – это определено особенностями развития познавательной сферы у старших дошкольников. Именно данный подход дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать связи и закономерности в мире природы.

Доступность метода моделирования для дошкольников была показана психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение предметных моделей в обучении. Модель должна облегчить познание (М.И.Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Уемов и др.).

Педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

МДОБУ «Детский сад №32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Бузулука, на протяжении нескольких лет работает по программе «Развитие» Л.А. Венгера. В данной программе отсутствует региональный компонент в разделе «Развитие экологических представлений». Мало внимания уделяется изучению человека, как представителя живой природы.

Организационно-методические пояснения к программе «Матушка-природа»

Согласно требованиям Стандарта дошкольного уровня образования, в содержании данной программы нашли свое место занятия, на которых дети знакомятся с проблемой загрязнения окружающей среды и самостоятельной практической деятельностью способствуют сохранению и улучшению окружающей среды.

Особенностью данного курса является введение отдельных занятий со 100 % реализацией национально – регионального компонента на них, а также введение занятий, на которых детей знакомят с природными особенностями человека и основами безопасности жизнедеятельности.

Программа предусматривает проведение одного специального занятия по экологии в неделю (36 занятий в год) со всей группой детей в первую половину дня. Особенностью организации этих занятий является использование дидактических игр с использованием метода моделирования.

Каждое фронтальное занятие с детьми имеет свою определенную структуру. Тематика и структура занятия представлены в Приложении № 1.

Основные принципы работы:

  • Работа должна основываться на принципах доступности, прогностичности, целостности.
  • Необходимо использование блочной системы построения перспективного плана занятий;
  • В процессе работы в комплексе должны использоваться наблюдение, эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа, разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения, конкурсы и викторины экологического содержания);

В программу включены дополнительные блоки:

  1. «Я – Человек – часть Природы».
  2. «Природа моего родного края».


Тематический план занятий по программе «Матушка – природа»

Целью программы «Матушка – природа» являетсяформирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи экологического образования дошкольников 5-6 лет :

  1. Формирование элементов экологического сознания;
  2. Формирование практических навыков и умений по уходу за живыми существами и некоторых способов охраны природы;
  3. Формирование осознанно правильного отношения и бережливости к природе Бузулукского края;
  4. Воспитание культуры поведения и деятельности;
  5. Расширение и обобщение знаний детей об основах ЗОЖ и Основах безопасности жизнедеятельности.

Требования к знаниям и умениям, навыкам дошкольников

Раздел «Формирование начал экологической культуры детей 5-6 лет»

Воспитанник должен

Требования к уровню подготовки

Правила поведения в природе.

Растения Бузулукского края:

  • 5 деревьев;
  • 3-4 кустарника;
  • 4-5 садовых цветущих растений;
  • 6-7 травянистых растений леса и луга;
  • 4-5 видов лесных ягод и грибов;
  • Первые весенние цветы.

Растения и животных Бузулукского бора, занесенных в «Красную книгу» Бузулукского края. Необходимые условия жизни животных и растений. Органы растений и их функции. Стадии роста и развития животных и растений.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О труде людей в сельском хозяйстве, злаках и их выращивании в поле. Способах вегетативного размножения комнатных растений. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. О свето-, тене-, влаголюбивых, засухоустойчивых растениях. Об уникальности природы Бузулукского бора. О наиболее характерных признаках разных времен года и явлениях природы. О живой и неживой природе, их взаимосвязи в жизни и сообществе. О многообразии животных и их связи со средой обитания, а также взаимосвязи живых организмов друг с другом. О значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. О природных особенностях человека и основах безопасности жизнедеятельности.

Выполнять правила поведения в природе. Обеспечивать уход за растениями и животными «уголка природы». Оказывать помощь окружающей природе. Пересаживать комнатные растения. Сажать садовые и огородные культуры в грунт.

Программа содержит:

  1. Перспективный план (Приложение 1).
  2. Конспекты занятий (Приложение 2).
  3. Контрольные задания для определения уровня экологических знаний у детей 5-6 лет (Приложение 3).
  4. Уровни сформированности основ экологической культуры детей 5-6 лет (Приложение 4).
  5. Рекомендации по работе с программой (Приложение 5).
  6. Принципы, лежащие в основе программы (Приложение 6).
  7. Рекомендации по работе с моделями (Приложение 7)
  8. Тексты экологических задач (Приложение 8).
  9. Как организовать совместную работу с детьми по изготовлению модели экологической системы (рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений) (Приложение 9).

Литература:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  2. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – Москва, 1981г.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр.23.
  5. Газина О.М., Фокина В.Г. Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ. // Управление ДОУ. 2005. № 2, стр.67.
  6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  7. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль.: «Академия развития», 1996.
  8. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
  9. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.
  11. Как знакомить дошкольников с природой. /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978.
  12. Лучич М.В. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. - М.: «Просвещение», 1973.
  13. Молодова. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.
  14. Николаева С.Н.Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
  15. Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  16. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст. – М., 2000.
  17. Программа «Любознайка» (мир растений, мир животных). – Самара, 1992.
  18. Ривина Е.К. Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром. // Детский сад от А до Я. 2006. № 2, стр. 27.
  19. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  20. Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево». // Дошкольное воспитание. 2002. № 3, стр. 38.
  21. Рыжова Н. Песок, глина, камни. // Дошкольное воспитание. 2003. № 10, 11
  22. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. // газета «Дошкольное образование» 2004. №№ 14-21.
  23. Савенков А.И. Эксперимент в образовательном учреждении. // Детский сад от А до Я. 2006. № 3. стр.4
  24. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004. № 7, стр. 21.
  25. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002.
  26. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.

Последнее десятилетие XX века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человеком. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

Глава 1. Теоретико-методическое обоснование экологического воспитания дошкольников

1.1. Анализ программ экологического воспитания дошкольников

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнано) является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программа обучения и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.

Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрения. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха», Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированны на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развития интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

«Кроха» – это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобретения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения – взрослый многое может показать малышу. Для экологического воспитания также можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного раздела детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношением к окружающему миру – все вместе, по замыслу Т.И. Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических занятий и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но не достаточно – экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться не ее состояние, но важно и осмыслить увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям вырабатывать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частное использование словесного метода – рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В программе «Детство» , созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»; знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).

На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).

Программа «Детство» предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

Можно утверждать: «Детство» предлагает формирование не только экологических, но и разных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

Можно утверждать: «Детство» – программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.

Одним из авторов «Детства» – Н.И. Кондратьева – вышла на разработку своей парциальной «Программы экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». Принципиальная экологическая позиция в программе – та самая: в основу содержания положено расширяющее представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. По мнению автора, именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что он творение космическое, что он является часть природы по форме и биологической сущности организации жизни на планете.

Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. С ними автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года (внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкорма птиц зимой, но и бережное отношение к ним зимой, но и бережное отношение к ним весной – в очень ответственное время, когда они выводят птенцов; экономия ресурсов планеты – воды и электроэнергии; бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду).

«Истоки» – это еще одна комплексная программа , созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра»Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную нецелую на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него уникальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, состояния и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3-5 лет – младший и 5-7 – старший. В каждом возрасте имеется главная задача развития, которая предполагает тип ведущей деятельности. Именно деятельность является главным фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что определяет усвоение общечеловеческих ценностей.

Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание педагогической работы.

Основная цель экологической программы «Наш дом-природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.

Программа «Юный эколог» включает в себя:

– концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

– экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;

– подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);

– технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные формы организации экологического воспитания. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха».

Министерством одобрен и ряд парциональных экологических программ:», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит линостно -ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Рассмотрим программы.

«Кроха» - это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф.Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения - взрослый многое может показать малышу, для экологического воспитания также можно использовать прогулки. Автор дает рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру - все вместе по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.

В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических знаний и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляют «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получаю много интересных знаний, но недостаточно - экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценное отношение к ней. Не может способствовать и этому и частное использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обязательное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания, их неповторимость; механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса); знания экосистемного характера (де ти знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Один из авторов «Детства» - Н.Н.Кондратьева - вышла на разработку своей потенциальной «Программы экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». В основу содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического знания. Программа «Мы» предлагает традиционнее виды детской деятельности - наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование, с ними автор связывает проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.

«Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запоржца. Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связи живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект), но эта тема не раскрыта на конкретном материале. Программа «Истоки» не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания - она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность,

Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязи в природе.

Наряду с комплексными в 90 - е годы создано значительное количество парциальных программ, которые, так или иначе, выходят на экологическое воспитание дошкольников.

Программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка.

Программа «Надежда» (автор Т.В. Потапова и др.) также пытается решить вопросы Я - концепции ребенка его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится эколого-осознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко - как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В.И. и С.Г Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно - экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать. Программа предлагает совместную деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье. В программе имеются две базовые темы:

«Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царствования на Земле (минералы, растения, животные и человек), но выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство.

Программа Т.А.Кобчевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решает задачи экологического и эстетического воспитания детей.

Культурологический аспект экологического воспитания представлен и в программе И.Белавиной, Н.Найденской «Планета - наш дом», а также в программе Т.Н.Поповой «Мир вокруг нас».

К той же группе можно отнести программу Н.А.Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы - развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Особенность программы - в ее организации, на каждом занятии, которое длиться 2 академических часа, дети «погружаются в природу» вместе с педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.).

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5 - 6 лет, с целостным взглядом на природу, с понимание места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Одной из первых в 90-х годах появилась программа автора статьи «Юный эколог», созданная на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две программы - программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России:

педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Сочи, в Липецке, Нижнем Новгороде).

Таким образом, обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения и тактики введения человечества на планете, способов ее взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное образование город Гусь-Хрустальный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34»

Дополнительное образование

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ДОМ ПОД КРЫШЕЙ ГОЛУБОЙ»

Заведующая ДОУ –

Старший воспитатель ДОУ –

Воспитатели ДОУ:

Разработчики и изготовители игр и пособий

Возбранная

Программа одобрена и утверждена на Педагогическом совете ДОУ в 2011 году.

Программа предназначена для педагогов ДОУ, а также для родителей, заинтересованных в приобщении детей к природе.

Данная программа является программой дополнительного образования , можно использовать в рамках кружковой работы по экологическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ.

Издание 1-е

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………….4

Цель и задачи работы по программе …………………………………..5

Особенности экологического воспитания детей старшего

дошкольного возраста …………………………………………………..6

Принципы отбора содержания …………………………………………7

Формы и методы работы ……………………………………………….9

Диагностика ……………………………………………………………14

Условия реализации программы………………………………………18

Комплексно-тематическое планирование……………………………..19

Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………25

Методическое обеспечение программы……………………….............25

Список литература…………………………………................................27

ПРЕДИСЛОВИЕ

Экологическое воспитание – приоритетное направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность и роль экологического образования трудно переоценить. У подрастающего поколения формируются основы экологического сознания. Знания в экологическом воспитании нельзя считать конечным результатом, нужно, чтобы они стали убеждениями, тогда у детей и появится экологическая культура, которая должна найти своё выражение не только в словах и рассуждениях, но и в поступках.

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве.

С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие.

Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны непосредственно на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, на выполнение различных заданий, которые доказывают, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. В то же время, наблюдая за действиями старших дошкольников, мы видим, что они хотят бережно относиться к растениям и животным, а не могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.

Следовательно, природоохранные знания должны трансформироваться в поведенческие установки и отношение к природе.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования , защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Таким образом, данная программа ориентированна на формирование у старших дошкольников чувства ответственности, которое должно строиться, прежде всего, на информации об окружающих, доступных и знакомых для него объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка. При рассмотрении вопросов охраны природы акцент мы делаем не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении с причинами их исчезновения и формированием у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы (в том числе и живой), эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения.

Цели и задачи программы

Цель программы:

1. Усилить познавательный интерес к изучению природы

2. Лучше осознать роль человека в природе и подчеркнуть огромную ответственность за всё совершенное на Земле.

3. Сформировать основы экологической культуры наших воспитанников.

В программе мы уделяем особое внимание следующим вопросам (задачи):

Пониманию самоценности природы;

Осознанию ребенком себя как части природы;

Воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

Формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

Пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

Пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

Усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

Формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания, испытывают нравственно – эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств. Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического воспитания в ДОУ – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом.

Важнейшим компонентом экологического воспитания является деятельность дошкольников. Разные её виды дополняют друг друга. Учебная способствует усвоению теории и практики взаимодействия общества и природы, овладению приёмами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт принятия экологически целесообразных решений, общественно – полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. Успех экологического воспитания зависит от разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности детей в условиях ДОУ и условиях окружающей среды.

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношения со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно – следственное) мышление.

Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Всё это позволяет усложнить содержание экологического воспитания.

Принципы отбора содержания

Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста - особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество!

1.Научность . Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е. «сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что, с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой - не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.

2.Доступность . Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.
Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.

3.Гуманистичность . Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему мы пока еще уделяем крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">видах деятельности . К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок - окружающая среда».

6.Интеграция . В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.

7.Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.

8.Конструктивизм . Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Абстракция" href="/text/category/abstraktciya/" rel="bookmark">абстракцией , в чем-то даже сказкой и воспринимаются с трудом.

Формы и методы работы

В работе с детьми программой предусмотрено использование разнообразных форм:

https://pandia.ru/text/78/190/images/image001_207.gif" alt="*" width="16" height="16 src="> экологические экскурсии;

https://pandia.ru/text/78/190/images/image001_207.gif" alt="*" width="16" height="16 src="> КВН, викторина, "Поле чудес";

https://pandia.ru/text/78/190/images/image001_207.gif" alt="*" width="16" height="16 src="> обсуждение и проигрывание ситуаций;

https://pandia.ru/text/78/190/images/image001_207.gif" alt="*" width="16" height="16 src="> зеленый патруль;

https://pandia.ru/text/78/190/images/image001_207.gif" alt="*" width="16" height="16 src="> экологические игры (дидактические, имитационные,

соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

https://pandia.ru/text/78/190/images/image001_207.gif" alt="*" width="16" height="16 src="> экологические сказки;

https://pandia.ru/text/78/190/images/image005_46.jpg" align="left" width="50" height="1121 src=">Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?

Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

Ягоды - по одной - в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.

Экологические экскурсии-экспедиции

Цель - найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для кол­лекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование приро­ды».

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций .

Экологические выставки и экспозиции

Цель их - ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес - друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т. д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Экологические наблюдения

Их цель - сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимо­связи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности

Практическая деятельность детей

Ее цель - закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения по­требностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.

Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам.

https://pandia.ru/text/78/190/images/image009_27.jpg" align="left" width="50" height="1133 src=">

Наиболее загрязненные места отмечаются на карте красным цветом. Можно рассказать детям, что сущест­вует экологическая карта России, цель которой - выделить наиболее загрязненные места, опасные для жизни, места экологических бедствий и катастроф.

Экологические игры

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры - формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоем » позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает

показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое»; «Птицы - рыбы - звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

https://pandia.ru/text/78/190/images/image011_11.jpg" align="left hspace=12" width="50" height="1129">(где можно играть и отдыхать, а где - нет)_________________ __________________________

Может прогнозировать некоторые последствия своих дейст­вий по отношению к окружающей среде______________________________________________________________________________

Пытается ограничить свои желания и потребности, если они

могут нанести ущерб окружающей среде________________________________________________

Проявляет инициативу и желание участвовать в практиче­ской деятельности (по уходу за растениями, животными, уборке мусора, посадке деревьев, подкормке птиц)_____________________________

В карте в той или иной степени отражены знания, представления ребенка об окружающем мире, его отношение к нему, эмоциональное вос­приятие природы, имеющиеся навыки экологически грамотного и безопасного поведения, деятельностный аспект поведения. Заполнять карту предлагается аналогично другим картам такого же типа: утвердительный ответ педагога фиксируется палочкой, если данные неопределенные - знак вопроса, если результат ниже возрастных возможностей - ставится флажок (сигнал не благополучия).

В соответствии с заполненными картами педагог заполняет сводную таблицу результатов.

Имя ребенка

Фиксирование результатов по карте

Рабочая программа дополнительного образования по экологии на тему: "Юный эколог". Старшая - подготовительная группа

Возраст 5-7 лет, срок реализации 2 года.

Бурное развитие цивилизации на современном этапе привело к формированию у человека антропоцентрического сознания с явно выраженным потребительским отношением к природе. Сложившаяся ситуация диктует необходимость работы по формированию у подрастающего поколения экоцентрического сознания. Развитие такого сознания напрямую связано с освоением дошкольниками начал экологической культуры. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания;
- явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной);
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление
природных богатств.
В основу содержания программы дополнительного образования легла программа «В экологию» автора Воронкевич О.А., которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.

Структура занятия 1 и 2 год обучения (5-7 лет)

Начало занятия
Предполагает организацию детей:Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
Ход (процесс) занятия
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание занятия
Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает
перспективу деятельности.

Условия реализации программы:

Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
- 1 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 5 –6 лет. Всего 30 занятий. Продолжительность каждого занятия 30 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
- 2 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 29 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю. Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
- Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:

«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,
пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Скачать рабочую программу дополнительного образования по экологии на тему: "Юный эколог"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!