Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

От зимы до осени. "В гостях у времени года"

Помещение, где будет проходить праздник, делится на 4 части. Каждая часть оформляется соответственно своему времени года. Для оформления использовать рисунки детей, гирлянды из снежинок, листьев, птиц, грибов и т.д. На стенах плакаты: "Лето-кладовая секретов", "Кулик-самород весну несет", "Хороша зима снегами, весна - цветами, лето - грибами, а осень - стогами". Дети приходят в зал в костюмах и головных уборах. При входе плакат: "Добро пожаловать в Царство Времен Года". 1 ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в гости к временам года. Начинаем наш фольклорный праздник. Скажите, пожалуйста, кто придумал доктора Айболита? / Корней Чуковский./ А кто автор "Сказки о царе Салтане? /А. С. Пушкин/ Молодцы! Правильно! 2 ведущий : А кто сочинил сказку "Гуси-лебеди", кто автор песни "Во поле береза стояла"? Кто сложил всем известную скороговорку про ворону и вороненка? Сколько бы вы не старались вспомнить сочинителей поговорки, скороговорки, загадки, вы их не найдете. Потому что созданы они не одним человеком и не сразу, а на протяжении жизни многих людей. Поэтому произведения называются народными. Их сочинил народ. 1 ведущий: На этом празднике наши добрые хозяева Зима, Весна, Лето и Осень познакомят вас с русским народным творчеством: считалками, играми, загадками, сказками, песнями, скороговорками, поговорками. Появляются Зима, Весна, Лето и Осень. Зима: Здравствуйте, гости дорогие. Весна : Веселья вам и радости. Лето : Давно мы вас ждем- поджидаем, праздник не начинаем. Осень: Припасли мы забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка. Весна: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли места хватило? Зима: /Сердито./ Гостям - то, известное дело, хватило. Да не тесновато ли хозяевам? Лето: Да что ты, матушка неуёмная такая! Еще и праздник не начался, а ты уж ворчать взялась. Зима: Вам бы только праздновать. А как, сами толком не знаете. Разве это порядок, что мы все здесь толчемся? 1 ведущий: Да не ссорьтесь вы, хозяева дорогие! Посмотрите - ка лучше в зал. Какие сегодня ребята красивые здесь собрались. Каждому времени года они посвятили свои костюмы. Давайте повеселим сегодня ребят, ведь они у нас в гостях. Пусть встреча с каждой из вас запомнится им. 2 ведущий: Ребята, ответьте мне, какое время года у нас сейчас на улице? Дети: Зима./Ответ детей зависит от того, когда проводится праздник./ 1 ведущий: Правильно. Поэтому слово мы представляем одной из сестер - Зиме. Милости просим, матушка Зима. А остальные сестры могут занять места рядом с ребятами. Зима : Любит русский народ зиму - зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывания метели посидеть в избе, у печки. Печка в избе - самое главное место. В ней и каша кипит, и хлебы пекутся, и тепло от неё, и поспать - подремать на ней можно. В старину на печи и стар, и млад длинные зимние вечера коротал, да сказками - прибаутками друг друга тешил. А вы, ребята, хотите сказку послушать? Давайте представим, что за окном вьюга, а мы сидим у теплой печки. Сказка начинается! Сценка из сказки "Лисичка - сестричка и Серый Волк". / положить " прорубь "/ В зал вбегает Лиса. Лиса: Вот устала, так устала. Возле речки я гуляла. Мужика перехитрила И всю рыбу утащила. Волк: Лисавета, здравствуй! Лиса: Как дела зубастый? Волк: Ничего идут дела Голова еще цела. Лиса: Где ты был? Волк : На рынке. Лиса: Что купил? Волк: Свининки. Лиса: Сколько взяли? Волк: Шерсти клок. Ободрали целый бок. Хвост отгрызли в драке. Лиса: Кто отгрыз? Волк: Собаки. Ну, а ты - то, где бродила? Лиса: Рыбу в проруби ловила. Только хвостик опустила, Видишь, сколько наловила? Волк : Рыбки тоже я хочу. Лиса: Ты поймай, я научу. Ты ступай, дружок, к реке, Сядь в укромном уголке, И всё время повторяй: "Ловись, рыбка, большая и маленькая". / 2 раза /. Волк: Ну, спасибо, Лисавета. Помогла ты мне советом. Где тут прорубь? Покажи. Лиса : Не забудь, слова скажи. Волк садится у проруби. Волк: Посижу, да подожду. А пока слова скажу: " Ловись, рыбка, большая и маленькая". Лиса: Мерзни, мерзни, волчий хвост. Волк: Что это ты, Лисонька, приговариваешь? Лиса: Да я говорю, куманек: "Ловись, рыбка большая и маленькая". Волк: Это ты правильно говоришь. Выходит Зима. Зима: Лисичка - сестричка и Серый Волк, спасибо, что пришли к нам на праздник со своей сказкой. Садитесь, пожалуйста, в зале. Гостями будите. Ребята, из какой сказки эти герои? / Лиса и Волк садятся с ребятами./ Зима: Ребята, зимой много праздников. Но один из самых главных праздников " Рождество Христово". В святочные дни от Рождества Христова до середины января развлекался русский народ. По деревням и селам ходили ряженые, пели песни, плясали, колядовали. Смешили народ Петрушки и Скоморошки. Вот и к нам сегодня пришли гости веселые. Выходят два скомороха. 1 скоморох 2 скоморох: Я - скоморох Прошка. 1 скоморох: Я - Федул - скоморошка. Прошка: Федул, а Федул, что ты губы надул? Федул: Кафтан прожег. Прошка: Зачинить можно? Федул: Можно. Да иглы нет. Прошка: А велика ли дыра? Федул: Один ворот остался. Прошка : Под кустом у дорожки Сидели скоморошки. Федул: Они срезали по пруточку, Они сделали по гудочку. Скоморохи / вместе /: Вы гуды, гуды гудите. Парней, девок веселите. / играют на бубне, свистульке / Прошка: У меня, скоморохи Прошки, Игр да забав полное лукошко. Федул: Н у, кому мороз не страшен, Поиграйте в игры наши. Прошка: Ну-ка, молодцы да красны девицы, берите в руки снежки, постарайтесь попасть в снежную бабу. Ведущие вносят корзину со снежками, макет снеговика. Скоморохи деляг ребят на две команды. Каждая команда бросает снежки в снеговика. Какая команда больше попадет, та и выигрывает. 1 ведущий : Спасибо, скоморохи. Повеселили вы нас. А теперь отдохните. 2 ведущий. Дорогая Зимушка, наши ребята приготовили тебе свой подарок. Дети полют и инсценируют русскую народную песню "Как на тоненький ледок" . Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Эх, зимушка - зима, Зима снежная была. Выпал беленький снежок, Ехал Ванечка дружок. Эх, зимушка - зима, Зима снежная была. Ехал Ваня поспешал, С ворона коня упал. Эх, зимушка - зима, Зима снежная была. Две подружки подбежали, На коня Ваню сажали. Эх, зимушка - зима, Зима снежная была. Зима: Спасибо, ребята, за подарок. От души поете, молодцы. Рада была с вами познакомиться. А теперь я уступаю место своей младшей сестре - Весне. 1 ведущий: Ребята, чтобы весна пришла на смену зиме, надо ее покликать. Давайте хором произнесем слова: Жучик - крючик - паучок Прилети к нам куличок. Виту - виту - виту - лай, Принеси весну в наш край. Весна: Кто меня, Весну - красну, звал? Услыхала я вас и поспешила сюда. А с сестрицей Зимушкой нужно попрощаться, слова особые сказать, какие в прежние времена говорили: Кулик, кулик! Замыкай зиму, отпирай весну! Дети вместе с весной произносят слова. Весна: Ранней - ранней весной, когда дни становятся светлыми, небо голубым, а солнце ярким, на Руси устраивали гулянья. Назывался этот праздник "Масленица". Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, песни, пляски, катание на санях. Не обходился этот праздник без зазывал и весельчаков. Выходит Петрушка. Зазываю на веселье. Потеха пришла, смех и радость принесла. Расскажу я вам, друзья, историю: Ехала деревня мимо мужика Вдруг из - под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабою в руке И давай дубастить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес. Лошадь села в сани, а мужик повез. Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь подгоняла мужика кнутом. Петрушка: Где это было, ребята? В каком селе? На какой улице? Дети: Это небылица - перевертыш. Такого быть не может. Петрушка: Правильно. Молодцы. / Уходит /. Весна: А что это там за народ? Веселится и что - то поет? Входят девочки и мальчики с бубном, свистулькой и ложками. Поют частушки. Дуйте ветры, дуйте ветры. Буйные кружитеся. Мы частушки будем петь, Слушать торопитеся. Как на Масленой неделе Из трубы блины летели. Ой, блиночки мои, Да румяненькие. Шила платье из капусты, Огурцом отделала. Рассердилась, платье съела. Что же я наделала? Я на Масленку катался, Да все сани изломал. Ворона коня замучил, Но Милашку покатал. Купи, тятя, мне коня, Вороные ножки. Буду девочек катать По большой дорожке. Девки, Масленка идет. Кто нас покатает? У Петрушки на дворе Сивка пропадает. У меня четыре шали, Пятая пуховая. Ни одна я здесь такая, Все мы здесь бедовые. Две старушки без зубов Толковали про любовь. Мы с тобою влюблены: Ты в кисель, а я в блины. Весна: Спасибо, добры молодцы и красны девицы. Оставайтесь с нами. Весна: Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки. Но не для того, чтобы обидеть кого - то, а для того, чтобы повеселиться. А вы знаете дразнилки? Дети выходят в зал, делятся на две группы и по очереди выкрикивают дразнилки: Маринка - корзинка прыгала, скакала, В болото упала. Ух! Андрей - воробей, не гоняй голубей. Гоняй галочек из - под палочек. А у Васи на носу ели кошки колбасу. Наташка - пышка на улицу вышла. На камушек села, яблоко съела. Николай, Николай! Сиди дома, не гуляй. В балалаечку играй. Ваши вороны кверху пузом летят. А ваши, разини, задравши головы глядят. Весна: Полно, ребятушки, вам дразниться. Давайте играть да веселиться. Проводится игра "Горелки". Весна : Горелки - это исконно русская игра. Несколько веков "Горелки" была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Она сохранилась во многих местах и до сих пор. В эту игру очень любили играть ваши прабабушки и прадедушки. Описание игры: Участники делятся на пары /мальчик - девочка/ и берутся за руки. Пары становятся друг за другом в колонну. Впереди / 2 - 3 м от первой пары / стоит ведущий спиной к играющим. Все говорят нараспев: Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят. После слов: "звенят" последняя пара разъединяет руки и бежит: один справа, другой - слева. Горельщик гонится за любым из них и старается осалить его, прежде, чем дети снова возьмутся за руки. Кого горельщик осалит, с тем становится парой впереди колонны. А водит игрок, оставшийся один. Если же горельщик никого не осалил, он снова "горит". Весна: Молодцы, хорошо играли. Понравилась вам игра ваших предков? Занимайте свои места. Умеет русский народ не только веселиться, но и трудиться. Когда природа оживает, сажают в деревнях и селах огороды. Сажают да приговаривают. Чтоб урожай хорош был, да зима сытная. А вы знаете приговорки? Дети. Матушка - репка, уродись крепка. Ни густа, ни пуста, до великого поста. Капуста виласта, не будь голенаста, А будь пудаста. Уродись горох и крупен, и бел. На потеху всем. И сам тридесят для малых ребят. Уродитесь, бобы, велики и круты. В поле густы, на столе вкусны. Весна: А когда урожай собирали, то пляску затевали. А вы, ребята, знаете народные танцы? Дети исполняют хоровод "Во поле береза стояла". Весна: Ну и горазды вы, ребята, веселиться. Я даже притомилась немного. Пора мне место уступать лету. 1 ведущий : Дорогая весна, на прощание дети хотят подарить тебе свою песню. Дети исполняют русскую народную песню "Уж я сеяла, сеяла ленок". Весна: Вот как славно спели. С такими ребятами и расставаться не хочется. Но не навек же прощаемся. Придет опять мой черёд. До свидания! Лето: Вот и мой черед настал поговорить с вами. Кто не любит лето? Лето любят все. Солнце сияет, птички поют, лягушки квакают, кузнечики стрекочут. И вам, ребята, раздолье летом. Можно купаться, загорать, да в разные игры играть. Летом в лесах поспевают земляника, черника, малина. А вы любите грибы, ягоды собирать? / Ответ детей /. Когда в лес пойдете, не заблудитесь, как заблудилась девочка в русской народной песне "Как пошли наши подружки". Девочки поют песню. Как пошли наши подружки В лес по ягоды гулять. Сею, вею, вею, вью. В лес по ягоды гулять. Они ягод не набрали, Лишь подружку потеряли. Жалко, жалко, жалко, жалко. Лишь подружку потеряли. Всем любимую подружку Катеринушку. Жалко, жалко, жалко, жалко. Катеринушку. 2 ведущий: Смотрите, ребята. Пока девочки пели, в нашем зале выросла большая ромашка. Лето : Ребята, эта ромашка не простая, а ромашка - скороговорка. Поделитесь на группы. Пусть каждая группа возьмет по одному лепестку. На лепестках написаны скороговорки. Нужно хором произнести скороговорку 3 раза подряд. / Тренируются 1-2 минуты/. Скороговорки: * Полпогреба репы, полколпака гороха. * От топота копыт пыль по полю летит. * Стоит гора посреди двора, впереди вилы, сзади метла. * На дворе трава, на траве дрова. Лето: Молодцы! Скажите, а заклички вы знаете? Кто скажет, как солнышко в непогоду звать? Солнышко, выгляни! Красное, высвети! К нам на нивку иди Ладить косы и серпы. Солнышко, покажись. Красное, снарядись. Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка. Лето: А дождик в засуху как вызывают? Дождик, лей, лей, лей. На меня и на людей. Поливай ведром На Егорьев дом. Дождик, дождик, лей, лей. Разгони моих гусей. Мои гуси дома, Не боятся грома. Дождик, дождик, пуще. Дам тебе гущи. Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай - Сколько хочешь выбирай. Лето: Хорошо у вас получается. Не может дождик после таких слов вас не послушаться. Ой, вот и дождик заморосил. Да и рожь в поле поспела и рябина по лесам закраснелась. Я оглянуться не успела, а Осень на порогестоит. 1 ведущий: Дорогое лето! Спасибо тебе зато, что ты так повеселила ребят. Прими от них небольшой подарок. Ансамбль исполняет на русских народных инструментах песню " А я по лугу...". Лето: Спасибо, ребята, А теперь я уступаю место красавице Осени. Осень: Вот и я прибыла. Здравствуйте, ребята. Появились опята в лесу, лето кончилось. Это моя примета. А какие еще приметы вы знаете? * Лето со снопами, осень с пирогами. * От осени к лету поворота нету. * Летит паутина - быть осени длинной. * Гром в сентябре предвещает долгую осень. * В лесу много рябины - осень будет длинной. Дети: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла! У тебя мы, Осень, спросим, Что с собой ты принесла? Осень : Принесла я вам муки. Дети: З начит, будут пироги! Осень : Принесла я овощей. Дети: И для супа, и для щей. Осень: Рады ли вы грушам? Дети: Мы их любим кушать. Осень : А уж яблоки, что мед. Дети: На варенье и компот. Осень показывает детям корзину и говорит: В этой корзине мои подарки. Но чтобы их получить, надо отгадать загадки. * Выросло из зернышка золотое солнышко. (Подсолнух.) * Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь.) * Щеки розовые, нос белый. В темноте сижу день целый. * А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редиска.) * Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста.) * И зелен и густ на грядке вырос куст. * Покопай немножко, под кустом (картошка.) * Летом в огороде свежие, зеленые. * А зимою в банке желтые, соленые. (Огурцы.) * Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели.(Лук.) Осень: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. Знаете все овощи, которые созревают в огороде осенью. Осень: Осень все любят и ждут. Ведь осенью собирают богатый урожай. Поработаешь в сентябре хорошо, всю зиму будешь сытым. Главное наше богатство - хлеб. Как прекрасно пахнет в доме каравай. Сейчас я всех вас приглашаю поиграть в хороводную игру "Каравай." Становитесь в круг. Выбирайте именинника. Как на Танины именины испекли мы каравай. Вот такой вышины, вот такой ширины. Каравай, каравай, кого хочешь выбирай. Дети по ходу игры инсценируют песенку, выполняют движения, показывающие высоту и ширину каравая. Таня: Я люблю, конечно, всех. Но Алешу больше всех. Игра повторяется несколько раз. В конце игры Осень угощает всех вкусным караваем. (Выносит на подносе с рушником.) Осень : Ребята, чтобы у нас на столе всегда был такой хлеб, надо очень много трудиться. Вы знаете, как выращивают хлеб? (Дети высказывают свое мнение.) Тяжелая это работа. Недаром в народе говорят: "Без труда не вынешь и рыбку из пруда". А какие пословицы и поговорки вы знаете? * Труд человека кормит, а лень портит. * Терпенье и труд все перетрут. * Скучен день до вечера, когда делать нечего. * Откладывай безделье, да не откладывай дело. * Хочешь есть калачи, не сиди на печи. * Что посеешь, то и пожнешь. * Кончил дело, гуляй смело. Осень: Молодцы, ребята! Гулять, так гулять. Давайте в игру играть. Игра называется "Эхо". Осень: Стоит на берегу лес густой, как стена. Крикнешь - лес ответит. Раз спросишь - лес трижды ответит. Давайте попробуем. Осень: Э хо лесное спросить могу? Дети: Ау, ау, ау. Осень: Куда это листья лесные пропали? Дети: Опали, опали, опали, опали. Осень: Травы лесные, где вы? Не вижу. Дети: Ниже, ниже, ниже. Осень: Цветы луговые, а вы все цветете? Дети: Что ты, что ты, что ты. Осень: Птички - певички, давно ли галдели? Дети: Летели, летели, на юг улетели. Осень : Рыбы лесные, вы - то где? Дети: А мы на дне, мы в глубине. Осень: Лягушки и жабы, куда подевались? Дети: В ил закопались, в ил закопались. Осень : "Что же творится в лесу?"- мы спросим. Дети: Осень, осень, осень. Осень: Не ленится ЭХО, на все вопросы отвечает, о чем не спроси. Спасибо, ЭХО, за доброту. Дети: А у, ау, ау. Осень: Делу время - потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать. 2 ведущий : Подожди, сестрица Осень. А подарок от ребят разве не хочешь получить? Дети танцуют танец " Калинка". Осень: Большое спасибо, милые ребята. А прощаться все же пришла пора. Пусть ненадолго вернуться мои сестры Зима, Весна и Лето. Ребята зовут все времена года. Они приходят. Зима: Спасибо вам за то, что вы пришли в наше Царство Времен Года. Весна : Спасибо за песни, сказки, танцы. Лето: Вы знаете много загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, песен. Пусть они помогут вам в учебе. Времена года хором: Хороша зима снегами, весна - цветами, Лето - грибами, а осень - стогами. До свидания! Под мелодию русской народной песни дети уходят домой.

Программное обеспечение:

  1. Закрепить знания детей о временах года, их характерные особенности.
  2. Уточнить знания детей о первых весенних цветах.
  3. Упражнять в выразительном чтении стихотворений о временах года, пословиц, примет, умение отгадывать загадки, так же упражнять детей в умении двигаться в соответствии с характером музыки, инсценировать хороводную песню, выразительно петь.
  4. Продолжать воспитывать любовь к природе, интерес к своему народу через пословицы и приметы.
  5. Совершенствовать умение самостоятельно определять приёмы изображения стебелька, головки, листьев и передавать в рисунке образ первого весеннего цветка.

Материал: платья – костюмы времен года, аудиокассеты с записью русских народных песен, произведение Чайковского «Вальс цветов», краски, кисти, тонированные альбомные листы, маленькие бумажные бабочки по одной на каждого ребёнка.

Предварительная работа: заучивание стихов, примет, пословиц о разных времён года, рассматривание картин о временах года, наблюдения на улице, на участке во время прогулок в течении года, рисование всех времён года, первых весенних цветов.

Ребята, тема нашего занятия, называется «От зимы до осени». Сегодня мы вспомним и поговорим о временах года, как мы научились о них рассказывать и рисовать.

С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, теплой весны, красного лета, урожайной осени.

Приглашаем выглянуть солнышко, прилететь птиц, пролиться дождю. Складывались в народе пословицы, загадки, попевки о временах года.

Четыре сестрицы на свете живут

И всех их по разному зовут

У каждой из них разноцветное платье

Попробуйте этих сестер отгадайте! (времена года)

Ведущий: И вот сегодня она у нас в гостях

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка

Тряхнет перинки-

Над миром пушинки

Кто это дети? (зима)

В зал входит девочка в костюме зимы.

Дети читают стихотворения

Здравствуй, русская молодка

Раскрасавица – душа

Белоснежная лебедка

Здравствуй матушка зима!

Воспитатель: С чем пришла зима?

Ребёнок зима: с загадками:

Сам бежит, а стоять не велит (мороз)

Гуляет в поле да не конь, летает на воле да не птица (метель, вьюга)

Зима: Метель да вьюга мои два друга, какие признаки зимы можно выделить?

Дети: метель, пурга, вьюга, гололедица, оттепель.

Зима: А какие вы знаете стихи о зиме, пословицы, поговорки, приметы?

Дети читают стихи о зиме:

1. К нам пришла зима сама

принесла во двор зима

снег пушистый, лёд, снежинки

санки, лыжи и коньки

на деревья и кусты

шапки нахлобучила

толстяка снеговика

превратило в чучело

2. И на окнах спозаранку, звёзды, листья, завитушки

Все девчонки взяли санки, все мальчишки взяли клюшки

Вот подарки так подарки мы играем во дворе

Нам не холодно, а жарко будто лето в декабре.

Зима: Какие знаете поговорки и приметы о зиме?

Поговорки:

1. зима не лето, в шубу одета

2. в зимний холод всякий молод

3. мороз не велик, а стоять не велит

4. береги нос в большой мороз

5. много снега много хлеба

1. был ночью иней – днём снег не выпадает

2. вороны и галки садятся на вершины деревьев к морозу

3. снежные хлопья стали крупными – жди оттепели

Исполняется русская народная песня: «Зима проходи»

Зима: Полно беленький снежок

На такой земле лежать

Время таять, пропадать

Ручейками убегать

Воспитатель: Как весна идёт земля гудит

Как весна пришла

Вся земля расцвела

Весна, весна красным красна

Ребёнок: Идёт матушка весна, отворяй-ка ворота

Первым март пришел, белый снег сошел

А за ним апрель отворил окно и дверь

А уж как пришел май, солнце в терем приглашай!

Выходит девочка в костюме весны под мелодию «Здравствуй весна» муз. Александрова.

Воспитатель: С чем пришла весна?

Весна: пришла узнать, что вы знаете обо мне, какие приметы, пословицы, стихи.

Дети перечисляют пословицы, приметы о весне.

1. птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев – быть холодному лету

2. много сока в берёзах – к дождливому лету

3. деревья весной покрылись инеем – к теплу

Пословицы:

1. вода с гор потекла весну принесла

2. увидел грача – весну встречай

3. весенний дождик лишним не бывает

Мы открываем форточки

Сугробы уселись на корточки

Солнце в лужах отражается

Весна, весна приближается

2. Уж тает снег бегут ручьи

В окно повеяло весной

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою

3. Жаворонки прилетите, красно лето принесите!

4. Уж ты пташечка ты залетная

Ты слетай на сине море

Ты возьми ключи весенние

Замкни зиму, отомкни лето.

Выходит девочка в костюме лето (обходит зал под мелодию «Уж ты сад»)

Воспитатель: Вот пришло и лето красное

Жарким стало солнце

С чем лето пришло?

Лето: С загадками:

1. Утром падаю всегда, не дождинка не звезда

И сверкаю в лопухах, на опушках и лугах (роса)

2. Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок белые реснички (ромашки)

1. Раз пошли мы в лес гулять лето красное встречать

На тропинку встали громко закричали

«Здравствуй лето красное, самое прекрасное!»

2. Здравствуй лето, здравствуй лето

Ярким солнцем всё согрето

В лес зелёный побежим

На полянке полежим

Здравствуй белая ромашка

Здравствуй розовая кашка

Много надо нам цветов

Для букетов и венцов.

Лето: А какие вы знаете приметы обо мне?

1. Воробьи летят кучами к сухой и ясной погоде

2. Подул горячий ветер к дождю

Дети водят хоровод «У меня ли во садочке» (русская народная песня).

Дети читают стихи об осени.

1. Промелькнуло быстро лето, пробежало по цветам

За горами бродит где-то, и без нас скучает там.

2. В двери к нам стучится осень, а за осенью зима

Мы её не ждём, не просим, а она идёт сама.

Воспитатель:

1. Лесная полянка пестра, как цыганка

Цыганка – осень не сеет, не косит, только собирает в фартук

2. Летит паутинка быть осени длинной

3. Много на рябине ягод – ждать морозов сильных

4. Полетят в сентябре журавли – на покров мороз жди

Входит девочка в костюме осени.

Воспитатель: С чем пожаловала осень?

Осень: С загадками:

1. Пришла без красок и без кисти перекрасила все листья (осень)

2. Сидит зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет (листья)

Дети читают стихи:

1. Миновало лето, осень наступила

На полях и рощах пусто и уныло

Птички улетели, стали дни короче

Солнышко не видно, тёмны, тёмны ночи

2. Осень наступила, высохли цветы

И глядят уныло голые кусты

Туча небо кроет, солнце не блестит

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Пословицы и приметы:

1. Лето со снопами, осень с пирогами

2. Весна и осень на день погод восемь

3. Гром в сентябре, теплая осень

4. Осенью паутинка, на ясную погоду

5. Облака идут низко, скоро похолодает

6. От осени к лету поворота нету.

Дети читают стихи об осени:

1. Как хорошо в гостях у осени, среди берёзок золотых

Подольше б золото не сбросили, стоял бы лес багрян и тих.

2. Почаще б солнышко усталое, гостило в золотом лесу

Чтоб защитить от ветра малого, лесную позднюю красу.

3. Зима, красавица суровая, ты подожди ты не спеши

Деревья жёлтые багровые, как праздничны как хороши!

Дети водят хоровод «На горе – то калина».

Воспитатель:

Хороша зима снегами, весна цветами

Лето грибами, а осень пирогами.

Ребята, а какое время года сейчас? (весна). Правильно. А вы помните, какие цветы расцветают первыми весной? (подснежники, одуванчики, ландыши). Правильно. Как можно их назвать? (весенние). Правильно, эти цветы можно назвать весенними, потому что они расцветают весной раньше, чем многие другие цветы. Сейчас я вам предлагаю под музыку «Вальс цветов» изобразить движениями, как растут, как распускаются бутоны, как покачиваются под лёгким ветерком (дети импровизируют).

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам нарисовать эти первые весенние цветы. Подумайте, кто какой цветок захочет нарисовать, сами решайте, какими приёмами будете рисовать. С чего лучше изобразить цветок? (со стебелька).

Когда дети закончат работу, воспитатель каждому ребёнку даёт бабочку и предлагает посадить её на цветок (другой вариант: можно раздать шоколадные бабочки и угостить детей).

В гости к временам года.

Цели занятия: 1.Расширить кругозор детей, дать дополнительные знания о временах года.

2.Развивать память, внимание.

3.Воспитывать любовь к народным традициям.

Оборудование: 1.Плакат с надписью:Хороша зима снегами,

Весна – цветами,

Лето- грибами,

А осень-стогами.

2.Дети в костюмах времён года.

3.Класс поделен на 4 части и каждая оформлена соответственно какому-то времени года(

рисунки ребят, Гирлянды из снежинок, птиц, цветов,грибов)

4.Корзина и снежки из бумаги.

Ход занятия:

Учитель:Ребята, к нам в гости придут времена года.Они познакомят вас с русским народным творчеством – загадками, скороговорками,играми.А пока скажите кто автор « сказки о Царе Салтане»?(Пушкин).А кто сочинил сказку « Гуси-лебеди»? кто автор песни « Во поле берёза стояла»? кто сложил всем известную скороговорку про Карла, Клару и кораллы?Конечно, это всё народное творчество и это создавалось не одним человеком и не сразу,а на протяжении многих лет.Поэтому такие произведения называют народными.И вот Лето, Осень, Зима и весна познакомят вас с русским народным творчеством-загадками, скороговорками,закличками,играми.А какое время года у нас сейчас?Правильно, поэтому слово предоставим Зиме.Милости просим матушка Зима.

Зима:Любит русский народ Зиму.И на санках можно покататься и на коньках и в снежки поиграть.Ну-ка, добры молодцы, да красны девицы,берите в руки снежки да постарайтесь попасть в корзину.(дети соревнуются).

А теперь пришёл черёд зимним загадкам.

Без рук рисует, без зубов кусает.(мороз).Шуба бела весь свет одела.(снег)Без рук, без топорища выстроен мостище(лёд)До свидания,ребята!Пора уступать место Весне.

Учитель: Ребята, чтобы Весна к нам пришла, надо её покликать.Повторяйте за мной:

Жучик-крючик-паучок,

Прилети к нам куличок,

Виту- Виту-виту-лай.

Принеси весну в наш край.

Весна:Кто меня, Весну –красну,звал?Вот я и пришла А с зимой, ребята Надо попрощаться, особые слова сказать.Повторяйте:Кулик, кулик!Замыкай зиму,отпирай весну! А теперь можно и за игры приниматься.Поиграем в игру «Фигуры»Ребята выходят в круг и кружатся на месте, а в середине Весна говорит:

Море, берег, волна-раз;

Небо, звёзды, луна-два;

Солнце, луг, цветы-три;

На месте, фигура, замри!

Все замирают на месте,а кто не успеет или зашевелится, выбывает.

Весна: Вот и пришло время мне уходить и уступать место Лету.

Лето:Здравствуйте! Вот и мой черёд настал.Кто не любит лето? Конечно, все любят.Можно купаться, загорать,ягоды, грибы собирать.А теперь давайте разучим закличку,чтобы в непогоду солнышко вызвать.Повторяйте:

Солнышко,выгляни!

Красное, высвети!

К нам на ниву иди,

Ладить косы и серпы!

А теперь давайте поучимся скороговорки говорить:

От топота копыт пыль по полю летит.

Прокоп украл укроп.

Лето:А теперь уступаю место Осени-Красавице.

Осень: До свиданья, Лето красное.Осень все ждут.Ведь осенью собирают урожай.Поработаешь в сентябре хорошо, всю зиму будешь с хлебом.Недаром в народе говорят:» Без труда не вытянешь и рыбку из пруда,»А какие пословицы и поговорки о труде знаете вы?

А теперь мои загадки:Хороводом и в ряд в шляпах молодцы стоят,

Кто ни пройдёт, всяк поклонится(гриб)

Сидит дед, в шубы одет

Кто его раздевает, слёзы проливает(лук)

Учитель:Делу –время, а потехе- час.Пора и нам с вами про дела вспомнить и наш праздник заканчивать.Пусть ненадолго вернутся все твои сёстры Осень.Позовём их хором.

Появляются все времена года.

Учитель:Спасибо вам, что вы пришли к нам. Спасибо за загадки,заклички,скороговорки,приговорки.Пусть они помогают нам в учёбе и труде.

А теперь на прощанье скажем вам сёстры(надпись на плакате):

Хороша зима снегами,

Весна – цветами,

Лето- грибами,

А осень-стогами.

До свидания!


Задачи: углубить и обобщить знания детей о сезонных явлениях в природе, причинно-следственных связях; раз-вивать умение устанавливать взаимосвязи в природе.

Подготовительная работа. Осуществляется во время сезонных экскурсий и тематических прогулок, на уроках по курсу «Человек и мир».

Примерные этапы путешествия

Учитель говорит: «Год наполнен радостями, которые повторяются из года в год. Весенние тепло и солнце, пер-вые цветы, бабочки. Весенние радости сменяются летни-ми, затем осенними, зимними. Снова и снова мы радуемся весне, лету, осени, зиме. Какое время года лучше всех? Трудно, невозможно ответить».

Затем учитель предлагает совершить путешествие по временам года, для чего дети должны разделиться на две команды и выбрать им названия. Предлагается маршрут путешествия, который они должны одобрить и принять. Если маршрут принимается, начинается путешествие ко-манд по станциям. Каждая станция означает одно слово из пословицы о природе. На конечной станции каждая ко-манда «откроет» пословицу о том или ином времени года. Итак, в путь!

Первый этап (маршрут.) «Зимушка-зима».

Первая станция. «Зимние месяцы, зимние приметы и поговорки». Представители команд по очереди достают из мешочка карточки, на которых записано начало той или иной зимней приметы, поговорки о зиме. Задание коман-дам - закончить предложение.

3.Много снега - много … (хлеба).

1.Снежные хлопья стали крупными - жди … (оттепе-ли).

2. Синички поднимают с утра писк - ожидается … (мо-роз).

После выполнения задания каждая команда получает по слову из пословиц:

Хороша зима снегами,

Весна - цветами,

Лето - грибами,

А осень - пирогами.

Лето - со снопами, осень - с пирогами.

От осени к лету поворота нету.

Вторая станция. «Парад загадок». Команды по очереди вынимают из мешочка записанные на карточках загадки.

Старик у ворот

Все тепло уволок. (Мороз.)

Лечу, кручу,

На весь мир ворчу. (Метель.)

Всю зиму пролежит,

Весной в речку убежит. (Снег.)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Побелело за ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез -

Там волшебный вырос лес! (Морозный узор.)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга.)

Третья станция. «Зимний лес». Задание «Кто лиш-ний?» На карточке у каждой команды описания трех птиц (описания можно заменить иллюстрациями). Одна из этих птиц лишняя - перелетная, поэтому ее зимой в лесу не встретишь.

Для первой команды

1. Маленький, величиной с наперсток. На голове жел-то-оранжевая шапочка, обрамленная черными лентами. Свою золотистую шапочку он приподнимает, как малень-кую корону, поэтому его назвали … (корольком.)

2.Черный, как уголь, от кончиков хвоста до конца клюва, с металлическим блеском. Хищник, осторожный, скрытный. (Ворон.)

3. Появляются вслед за комарами. Вьют гнезда в горо-де под крышами домов из мусора, смоченного слюной. (Го-родская ласточка.)

Для второй команды

1.Птенцов выводит в любое время года. Гнездо из су-хих еловых и сосновых веток, мха и лишайника внутри выстлано пухом. И хотя птенцы покидают гнездо через 16–20 дней, родители продолжают кормить их до тех пор, Пока у птенцов клюв не станет таким же, как у взрослых птиц, и они не смогут сами лущить шишки. (Клест.)

2.Птица с тонким, слегка выгнутым клювом, похо-жим на шило, которым она проверяет каждую щель на стволе дерева. Птенцы с писком путешествуют по лесу в поисках корма. (Пищуха.)

3. Прекрасные летуны, за день пролетают до 1000 км; большую часть жизни проводят в воздухе. Крылья длин-нее хвоста. За один прилет родители могут принести птен-цам до 200 насекомых. (Стриж.)

Задание. «Кто намусорил в лесу?» Каждая команда по-лучает рисунок с шишками или их остатками, по которым дети узнают, кто ими питался в лесу.

В лесу много охотников до лакомых семян. На снегу под соснами и елями валяется много шишек. Кто «тру-дился» над ними? Попробуй определить это сам. (У ши-шек, брошенных клестом, отогнуты и расщеплены клю-вом только отдельные чешуйки. Белка откусывает чешуйки, оставляя голый стержень. Полевки до половины отгрызают чешуйки. Шишка, обработанная дятлом, будто растрепана. Все чешуйки на ней разбиты и топорщатся.)

Второй этап (маршрут). «Весна-красна».

Первая станция. «Пословицы, поговорки, приметы». Задание выполняется в форме обгонялок:

О каких месяцах идет речь?

Февраль силен метелью, а … (март) капелью.

… - первый месяц весеннего тепла. (Апрель.)

… с водой, … с травой, а … с цветами. (Март, апрель, май.)

Вторая станция. «В весеннем лесу…» Выполняется за-дание «Что раньше, что потом?». Каждая команда получает карточки с указанием тех или иных сезонных изменений (можно использовать иллюстрации), которые нужно разло-жить в определенном порядке: что раньше, что позже.

Расцвели раннецветущие растения, прилетели пере-летные птицы, появились насекомые, стало тепло.

Солнце выше, стало теплее, дни длиннее, распустились почки.

Третий этап (маршрут). «Лето красное».

Станция «Летняя погода». Задание «Знаете ли вы при-меты летней погоды?»

Приметы

Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде. Лягушки расквакались - к непогоде. Сильная роса - к ясному дню. Радуга вечером - к хорошей погоде, а утром - к дождю.

Четвертый этап (маршрут). «Золотая осень».

Первая станция. «Осенние месяцы».

Вопросы первой команде

ревун - … (сентябрь - за ветреную погоду); хлебник, листобой - … (октябрь - хлебник пото-му, что закрома полны); ледовый кузнец, ворота зимы - … (ноябрь).

Вопросы второй команде

Какой месяц в народе называли:

Руен - … (сентябрь - за желтый цвет);

полузимник - … (ноябрь, потому что как бы напо-ловину уходит в зиму); грязник, ветродуй, мокрохвост - … (октябрь).

Вторая станция. «Осенние приметы». Задание «Вставь-те нужное слово или восстановите примету».

Первая команда

Гром в сентябре - осень….

Осенью паутина - на … погоду.

«Магазин» слов: теплая, ясная, ненастная.

Вторая команда

В сентябре одна ягода, да и то горькая ….

Облака идут низко - скоро ….

«Магазин» слов: рябина, калина, похолодает.

Команды получают карточки с заданиями и выбирают из «магазина» слов пропущенное слово в примете, посло-вице.

Станция «Финишная», или «Четыре художника».

Учитель говорит: "Поспорили четыре волшебника-ху-дожника (Зима, Весна, Лето, Осень): кто лучше рисует, кто больше людям радости дарит. Как вы думаете, кто вы-играл спор?

А теперь мы проверим, кто лучше рисует.

Каждой команде дается лист бумаги, на который нане-сены фрагменты рисунка. Члены команд должны дорисо-вать (фломастерами, цветными карандашами) выбранную ими сезонную картину.

В конце путешествия делается вывод: каждая пора го-да приносит людям радость, полна своего очарования и люди должны быть благодарны за это природе.

Советы организаторам

1 .Путешествие можете разделить на два этапа, чтобы дети не устали.

2. Моделируйте задания на станциях по своему усмот-рению, вносите изменения исходя из своих интересов, воз-можностей.

3. Перед каждым новым маршрутом может звучать му-зыка: фрагменты из альбома «Времена года» П. И. Чайков-ского или песни о временах года.

Приходи, Зима,
Приходи, красна!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,
С Рождеством, с Колядой,
С Масленицей молодой!

***
Зазимка зима,
Что ты нам принесла?
- Глубокие снега,
Святые вечера,
Рождество, Колядку,
День с курину пятку!

Приди зима, намети снега!

Падай, падай, белый снег
Радуй, радуй всюду всех
Падай, падай на село
На гусиное крыло
Поле белым укрывай
Будет летом каравай

А вы, люди, знайте, сани снаряжайте,
Зиму встречайте, мороз величайте!
С глубокими снегами, с долгими вечерами!

На небе буря, в поле метель!
Ангелы прилетите, пургу крылами разметите!
Ты, ветер, не вой, не лети.
А ты, метель, те мети не крути!

Мороз Васильевич, ходи в хату кутью (кисель) есть!
Зимой ходи, а летом под колодой сиди!

Мороз, Мороз

Мороз, Мороз,
Не бей наш овес,
А бей клен и дуб,
Да волчий зуб!

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Мороз, мороз,
Не бей наш овѐс, нашу рожь,
Бей дуб да клѐн да бабий лѐн,
Да конопи как хочешь, колоти!

Мороз, мороз,
Через тын перерос,
Бабу снежную принёс.
Баба, баба,
Нос крючком,
Получай-ка снега ком!

Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой
А мы саночки возьмем
И на улицу пойдем
Сядем в саночки - самокаточки

Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся подобру-поздорову!

Закличка с обращением к зиме, что бы она отступила

Зимушка, уходи, весна красна, приходи!
Солнышко, появись, красное, покажись!
Птицы с юга прилетят, песни нам будут петь:
Вить-вить-вить,тьох-тьох-тьох,
Ку-ка-ре-ку!

Закличка с обращением к зиме и весне

Спешите, спешите, всех приглашаем!
Сегодня всем миром Веснянку встречаем!
Будем Зиму провожать,
Весну в гости зазывать!
Ты иди, Весна, скорей!
Солнце, Землю обогрей.
Растопи скорей снега,
В зелень убери луга,
Ручейкам дорогу дай,
Дружно игры затевай!

Собралися добры люди,
Зиму снежну провожати!
(Собирайтесь, добры люди, ….)
Ой да люли, люли, люли,
Зиму снежну провожати.

Собралися здесь сегодня
Весну Красную встречати!
(Собирайтесь поскорее)
Весну Красную встречати!
Ой да лёли, лёли, лёли,
Весну Красную встречати.

Зима-Зимушка родная!
Мы к тебе с благодареньем!
Ой да лёли, лёли, лёли,
мы к тебе с благодареньем.

Отдохнуть дала Природе,
людям всем повеселиться!
Ой да лёли, лёли, лёли,
людям всем повеселиться.

В санках с горок накататься,
да в снежочке наваляться!
Ой да лёли, лёли, лёли,
да в снежочке наваляться.

Тебя славим, Зима снежна,
тебе отдыха желаем.
Ой да лёли, лёли,лёли,
тебе отдыха желаем.

Пусть Весна, за нею Лето
свою силушку покажут.
Вслед за ними придёт Осень,
щедро принесёт подарки.

Чтобы весело, здорово,
сытно Зиму проживали.
Отдыхай, Зима морозна,
до свово нового часу.

А когда пора настанет,
снова встретим тебя с лаской.
Землю-Матушку укроешь
тёплым снежным одеялом.

Вот как ладно всё творится
в нашей Матушке-Природе.
С лаской мы гостей встречаем
и с поклоном провожаем.

Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

Закличка осени

Хороша зима - снегами,
Весна - цветами,
Лето - грибами,
А осень - стогами.
Осень, осень,
В гости просим.
Птицы в лесу: шуг-шуг,
Улетают с севера на юг;
Курлы-сИ, курлы-сИ -
Улетают до весны,
Улетают до весны,
По Руси! По Руси!

Осень, осень,
В гости просим,
Осень, осень,
Погости недель восемь
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Осень, осень пришла,
Что ты нам принесла?
В корабью - холста,
На гумно - зерна,
На прялку - шерстинку
Да молока кринку,
На стол - каравай,
Дождик, дождик, поливай!

Осень! Осень!
Сноп последний носим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С толком, обмолокой,
Золотым венцом!

Осень, осень на порог!
Осенинщикам пирог!
За труд и терпение
Всем угощение
А вы осень, не браните,
А вы осень, не журите.
Осень славную, листопадную!

Осень, осень,
Погости недель восемь:
С громами сильными,
С дождями, с ливнями,
С обмолоченным снопом
С румяным пирогом!

Осень на браните,
Осень на журите,
Осень славную,
Листопадную.
Пышки, лепешки,
Свиные ножки
В печи сидели,
На нас глядели,
В кошель полетели
Осенинщикам,
Славильщикам!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!