Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

От года до трех лет: особенности воспитания. Психология ребенка от года до трех лет

Ребенок от года до трех лет… Какие только ассоциации не возникают к этой фразе. Слава Богу, ему уже год, он такой большой! Младший дошкольный возраст, или золотое время детства. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Маленькое, шустрое, и такое милое создание в коротких штанишках (платьице). И, конечно же, «кризис» трех лет.

Развитие каждого нового человека начинается с зародыша, и с трудновообразимой скоростью проходит через стадию внутриутробного развития, повторяя каждый раз все ступени эволюции. После родов скорость развития чуть замедляется, но все равно ошеломляет – от беспомощного младенца к ходящему и даже говорящему годовичку. Но и тут еще не конец. После физической самостоятельности приходит социальная адаптация, за ней психическая состоятельность. И лишь к 30 годам человек «состоялся», стал человеком «в полном расцвете сил».

Почему люди отсчитывают возраст ребенка так неравномерно? Сначала днями, неделями, потом месяцами, отмечая каждый «юбилей» очередные достижения любимого чада, а после первого года – сразу годами? Вспоминаю себя и свои мысли «Ну, наконец-то первый год прошел! Дальше будет легче, ведь ребенок уже большой». Как бы не так! Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки; большие детки – большие бедки». Хотя, конечно же, это не беды, а скорее, заботы. Но слишком завышенные ожидания матери могут привести к тому, что она начинает относиться к годовичку как к маленькому взрослому, что не отвечает действительности. Кроме того, их неоправданность может привести даже к нервным срывам мамы. Ребенок следует заложенной в нем природой Программе Развития, а наша, мамина задача - не пытаться ускорить события и не мешать их естественному ходу.

Как же почувствовать этот естественный ход событий, как не навредить и помочь ребенку на протяжении всего периода развития?

  • Можно читать книги – их сейчас огромное количество, однако в большинстве из них подробно рассматриваются вопросы грудничкового периода, а вот дальше кратко рассматриваются младший (до 3 лет) и старший (до 7 лет) дошкольный периоды, затем период школы (до 12-14 лет) и полового созревания. Можно искать специальную литературу – исследования и научные работы о проблемах и особенностях развития детей любого возраста. Их достаточно, но многие из них противоречат друг другу, и как не ошибиться рядовой маме в выборе метода воспитания своего любимого чада?
  • Можно прислушиваться к своей интуиции – ведь мы сами выросли, следуя той же Программе Развития, и неужели мы не поймем, что лучше для нашего малыша? Интуитивный путь проб и ошибок длиной в 7 лет пройден мной и моими тремя детьми, и я с любопытством наблюдала, к чему приводят наши усилия. В наш век невозможно оставаться на уровне первобытных племен, доверяя только себе и сложно жить, следуя законам общества, во многом противоречащим Законам Природы. Как найти компромисс между взглядами, принятыми в обществе и голосом своего сердца?
  • Можно учиться у более опытных матерей. Но ошибиться легко, особенно когда вокруг много советчиков, и у каждого свое мнение. Когда информации слишком много, а традиции передачи материнского опыта утеряны, мама рискует пойти на поводу чужого авторитета: «так все делают», «меня так вырастили», «кто-то так говорит». Поэтому авторитет должен быть подкреплен опытом – опытом успешного вынашивания, успешных родов, успешного грудного вскармливания и успешного воспитания не одного-двух, а трех-пяти детей. Поэтому, хочу выразить особую благодарность Елене Павловне Михалковой (Центр «Рожана», грудному вскармливанию и обучению материнскому искусству), читавшей в начале августа в Новосибирске курс лекций «Мама+малыш. Ребенок от года до трех», который позволил мне структурировать ощущения, догадки, а также неизвестные прежде знания и свести их в некую вполне обоснованную систему.

Итак, вашему ребенку один годик, вы счастливы и горды его достижениями. Но впереди не менее важные события. К году ребенок становится самостоятельным существом (а также самосидетельным, самоходятельным и так далее), а к трем годам – существом социальным. Он научится общаться в группе, осознает свое место в семье, и сформирует правила отношений в обществе, социуме, в котором мы живем. Одним из признаков такой зрелости является фраза «Я сам!» и стремление ребенка справиться с поставленной задачей своими силами (всем известный признак «кризиса трех лет»). Всего за два года, до первого решительного «Я сам!», ваш малыш успешно выполнил несколько задач, поставленных Программой Развития:

  • Развитие нервной системы
  • Развитие иммунной системы
  • Развитие сердечно-сосудистой системы
  • Формирование пищевого поведения
  • Формирование полового поведения
  • Первичная социальная адаптации

Развитие нервной системы и психики ребенка является первостепенной и самой важной задачей. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам – на 80%. В самом деле, это впечатляет! В этот период жизни очень важно создать комфортные условия для психофизиологического развития ребенка , чтобы избежать нарушений его поведения и психики. Но это развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Это говорит о том, что задачей развития головного мозга является не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Для развития нервной системы необходимо не только достаточное количество витаминов и микроэлементов. Главное – чтобы ребенок получил как можно больше сенсорной информации. Великое множество нервных точек, находящихся на ладонях, ступнях, и других частях тела связаны с мозгом. Ребенок должен все рассматривать, щупать, нюхать, облизывать и слушать. Дайте ребенку свободу познавать мир. Вам самой будет любопытно посмотреть, что он с этой обычной вещью вытворит. Чего стоит одно надевание горшка на голову вместо шляпы!

Развитие иммунной системы происходит через тренировку. Организм ребенка готов к тому, что вся бытовая грязь окажется в детском ротике. Это даже необходимо, иначе выращенный в стерильной обстановке ребенок легко заболевает, ведь его иммунитет не развился. Если ребенок подобрал вещь с пола и засунул в рот – меня это не смутит, потому что ничего опасного он там не найдет. Пол я мою, и комья грязи с обуви там валяться не будут. Также как и таблетки, или стиральный порошок. Пусть ребенок играет с кошкой, если она домашняя и даже на лестничную площадку не выходит. Разумеется, на улице такое недопустимо. Но надо давать ребенку возможности покопаться в песке, в опавших листьях, поваляться в снегу… Запрещая брать в рот окурки и гладить бродячих собак. Потом вы вернетесь домой, и отмоете свое чадо.

В развитие иммунной системы ребенка важную роль играет также грудное вскармливание . Материнское молоко очень богато иммуномодуляторами, особенно в период от года до 3 лет. При этом основой для роста собственного иммунитета ребенка служит пассивный иммунитет мамы , который передается ребенку не абстрактно, а с материнским молоком. Первые несколько лет жизни малыш «подпитывается» маминым иммунитетом, пока растет свой собственный.

Для полноценного развития сердечно-сосудистой , а также дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата ребенка ему следует много двигаться, бегать и прыгать. Кто не знает лозунга – «Движение это жизнь!». К 3 годам активно развивается капиллярная сеть кровообращения. Движение также укрепляет крупные сосуды, подходящие к сердцу, улучшает кровоснабжение внутренних органов, тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений. Дети от года до трех любят качаться, кружиться, мотать головой и свешиваться с разных предметов головой вниз. А мама должна обеспечить этим маленьким шустрикам безопасное, чтобы избежать травм, пространство. И лучше всего не создавать его специально, а использовать имеющееся дома или в природе приспособления. Например, диван, стол и стулья, на которые малыш может залезть, деревья на улице. А еще лучше – мама или папа, которые его раскачивают, дают залезать на колени (а дальше на плечи), и крутятся вместе с ним в одну, а затем в другую сторону. И обязательно место для бега, иначе ребенок просто будет бегать по кругу, как звери в клетке.

В возрасте от года до трех лет у ребенка проходит первичная социальная адаптация и формируются основные стереотипы поведения, которые впоследствии будут ведущими . Их качество кардинальным образом зависит от поведения взрослых. Основой являются стереотипы и нормы, которых придерживаются взрослые. Поддерживающее окружение, спокойная семейная обстановка обеспечивают малышу возможность успешной первичной социальной адаптации и формирования у него базы для основных морально-нравственных понятий, таких как чувство сострадания, стремление к справедливости, искренность, общительность, контактность, уверенность в себе.

Задачи формирования пищевого и полового поведения ребенка обычно вызывают у мам повышенное внимание. Как прикармливать и как приучить к горшку – самые частые вопросы молодых мамочек. По каждому из них можно написать не только отдельную статью, но целую книгу. При этом, если не противиться программе развития, то приучение к общему столу и горшку происходит как бы само собой, между делом.

Формирование пищевого поведения включает в себя как адаптацию к новой, твердой пище и переход на питание продуктами с общего стола, так и формирование первых навыков поведения за столом и умение пользоваться посудой. Некоторые навыки не приходят сами собой, им приходится учиться. И к таким навыкам относятся умение жевать, общаться с ложкой, вилкой, чашкой, а также различными видами пищи. Как много проблем возникает вокруг еды – и «мой ребенок совсем не ест», и «мой все время ест», и «мой не ест кашу», а «мой не пьет чай», и «мой давится мясом», а «мой пьет только из бутылочки», и «мой разбрасывает все по столу или сидит по полчаса над каждой ложкой». И ведь всего этого можно избежать, если следовать самым простым принципам формирования пищевого поведения. Приведу только три главных моих принципа. Они обязательны для исполнения даже моей младшей, несмотря на то, что у нее аллергия и ей всего один год.

  • Кормить, только когда ребенок сам просит еду.
  • Кормить тем же и так же, как всю семью.
  • Показывать пример поведения за столом.

Эти простейшие принципы позволяют не только избежать проблем и переживаний из-за «отсутствия аппетита» и «безобразного поведения за столом», но и значительно упрощают жизнь. Например, когда нет времени (или денег) на специальную еду для малыша, можно покормить его обычным в вашем доме блюдом (если конечно это не чипсы с газировкой и лапша быстрого приготовления, но тут уж надо задуматься над коррекцией Вашего рациона). Если ребенок отказывается доедать суп, я спрошу его «Ты уже наелся?», и, получив утвердительный ответ, доем остатки супа сама. А ребенок выпьет компот, скажет «спасибо», уберет посуду и побежит играть. Все довольны. Однако до ужина он не получит никаких «кусков», так же как и я сама. Что касается последнего принципа, то вы сами должны определить, станете ли придерживаться тех правил, исполнения которых требуете от малыша. Если папа не в силах отказаться от чтения газет за столом, то сын притащит за стол книжку. Если никто не говорит «приятного аппетита» дома, то в гостях вы не заставите ребенка это сказать. Ребенок подстраивается под семейную среду, поэтому: «Начните перестройку с себя!» если Вас что-либо не устраивает в поведении Вашего ребенка. И это касается не только еды и поведения за столом.

Главная цель задачи формирования полового поведения ребенка в возрасте от года до трех лет – установить контроль за сфинктерами и приобрести социальные навыки мочеиспускания и дефекации. Этот этап в формировании полового поведения особенно важен, поскольку он является основой сексуального здоровья и профилактикой психосексуальных расстройств. От успешности его прохождения зависит в дальнейшем процесс идентификации с полом (совершается к 5-7 годам) и само половое поведение (в юношеском возрасте). Этот этап наиболее сложен и ребенок осваивает его постепенно, шаг за шагом приобретая определенные навыки.

До года ребенок осознает сначала, что «процесс» происходит у него, а затем устанавливает связь между действием и продуктом действия. Затем начинает заглядывать вниз, определяя, где это у него происходит. Он ловит струйку руками, размазывает лужицы и свои «произведения», шлепает по ним ладошками. Можно для облегчения этого этапа позволять малышу находиться дома голышом, без штанишек. Наконец, после года начинается овладение контролем над функцией – малыш писает в разных местах (забирается под стол или в угол) и на разных поверхностях (на подушки, в баночки). Моя годовалая Маруська очень любила встать над горшком, сделать свои дела, а затем вылить содержимое из горшка на кофточку, наблюдая как оно впитывается. В результате мокрыми оказывались кофточка, трусики, горшок и еще на полу лужица оставалась. После 1,5 лет функция приобретает социальную окраску: ребенок смотрит, как это делают другие – родители, братья и сестры. Именно в этот момент ребенок и приходит к горшку. Раньше горшок стоял среди игрушек, как «предмет мебели», и ребенок на него иногда усаживался. Теперь же малыш бежит к горшку «по делу» сам, да еще и устаивается на нем со всеми удобствами. Он берет с собой игрушки, книги, поет специальные песни, встает в определенном порядке – функция становится ритуалом. И вот когда этот ритуал доведен до совершенства, повторяется каждый день по много раз, ребенок начинает относиться к нему как к обыденному и привычному делу.

Принципы приучения к горшку также просты, как принципы формирования пищевого поведения:

  • Позволяем ребенку ознакомиться с процессом.
  • Не заставляем, если не хочет.
  • Относимся как к естественному процессу.

Мамы (а также и вся остальной семья) не должна проявлять чрезмерных эмоций по отношению к горшку . Горшок не должен быть центром внимания, он обычный бытовой предмет, такой же, как диван или тарелка. Что такого ужасного, когда ребенок намочил штаны и хлюпает ручками в луже? Намочил – переоденем, лужу вытрем и руки вымоем. Не стоит развивать у ребенка чувство отвращения к своим действиям и их продуктам, ведь для малыша это часть его самого. Если ребенок правильно воспользовался горшком, то мама должна отметить, что это хорошо и правильно, а восторги по этому поводу могут вызвать неверную реакцию – ребенок начинает садиться на горшок просто так и потом вскакивать, требуя очередных восторгов мамы. Ребенок учится на примерах, и поэтому нет ничего предосудительного, если он смотрит, как мама или старший ребенок «это делает». Мы просто показываем ему, что и как делают все, а затем доводим до него принятые в обществе правила по отношению половым вопросам. Чем спокойнее мама относится к вопросам полового воспитания, тем легче проходит знакомство ребенка с этой стороной жизни. Это касается и знакомства ребенка со своими половыми органами. Ведь для него они такая же часть тела, как нос или руки. В сознании ребенка нет разницы между голой попой и голой коленкой, например. Вся «сексуально черная» окраска всегда навеяна взрослыми. Фраза «тебе не стыдно с голым задом?...», ребенку совершенно не понятна. Стыдно в 15 лет…

Все указанные задачи должны пониматься мамой, чтобы ребенок не остался наедине с проблемой их разрешения. Но мама должна помогать , а не заставлять и приучать. «Из меня выйдет хорошая мать, - говорила одна моя знакомая и добавляла - Потому что я ленивая». Я заменила бы слово «ленивая» на «занятая». Занятая мать не станет варить отдельно еду для ребенка, подсчитывая калории, и перетирая мясо на мясорубке. Она не станет кормить ребенка в течение часа, не будет долго уговаривать сходить на горшок. Она даст ему кастрюлю и ложку, пока будет готовить ужин. Вручит газету и ножницы, пока будет шить. Не станет бегать за ребенком с тряпкой в руках и мыть полы и мебель (не говоря уж об игрушках) по три раза в день с хлоркой. На улице ребенок у занятой мамы не доберется до урны и не успеет зайти в лужу по колено, потому что ей надо не «прогуливаться», а зайти в магазин. Одним словом, ребенок будет при маме, а не мама при ребенке . Мама является главным организатором в жизни маленького ребенка.

Узнать, насколько мама успешно справляется со своей ролью, можно лишь после окончательного взросления человека. Но первый педагогический результат можно оценить уже в 3 года. Это некий ориентир биологической нормы Homo sapiens:

Если все происходит в соответствии с Программой Развития, то у него спокойный и ровный сон, он всегда просыпается довольным и счастливым, способен занять себя сам. У него нет тревожности, настроение ровное и спокойное. Плачет он редко, и только по серьезному поводу. Он не агрессивен, не ищет повода для ссоры с мамой, и другими членами семьи, он послушный. Он трудолюбив и целеустремлен, адекватно реагирует на раздражители. Имеет определенные культурные и бытовые навыки, способен себя обслужить и несет за себя ответственность. Ему знакомы понятия опасности и безопасного расстояния. Он умеет вести себя безопасно на чужой территории, не привлекая внимания. Ребенок должен быть физически здоров, и не склонен к травматизации. Он обладает способностью к партнерству, то есть умеет выслушать, объяснить и понять другого человека, умеет найти компромисс. Он хороший «едок», у него хороший аппетит, он не копается в еде. Он полностью контролирует функции мочеиспускания и дефекации.

Все это необходимо, чтобы успешно встроиться в группу, и является основой для развития в дальнейшем полноценной социально-адаптированной личности. Оценить окончательно результат педагогического воздействия можно после достижения человеком 30 лет, а в этом возрасте коррекция допущенных ошибок возможна лишь усилиями самого человека, большой работой над собой. А наиболее серьезные последствия имеют ошибки, допущенные мамами именно в воспитании ребенка раннего возраста, до 3-х лет. Давайте совершать как можно меньше ошибок в воспитании с самого рождения, чтобы нашим детям не пришлось сталкиваться с проблемой их исправления!!!

15.12.04
Елена Шмакова (Lapka),
мама троих детей 1, 3 и 7 лет.
Новосибирск.

Первый год жизни малыша, насыщенный радостью и испытаниями, счастьем и заботами, прошел. Впереди не менее ответственный период, который характерен серьезными изменениями в развитии психики ребенка и его физиологии.

Особенности возрастного периода

Возраст от года до трех лет - это уникальное время, когда ребенок интенсивно овладевает новыми навыками, познает мир, растет и развивается. Психология детей раннего возраста базируется на сильной эмоциональной привязанности к маме и к близкому окружению. В этот период жизни ребенка происходит закладка фундамента личности, формируются основные черты характера, на которых в дальнейшем будут построены взаимоотношения с окружающим миром.

Важно со всей ответственностью осознать, что дальнейшая жизнь будет зависеть от атмосферы, которая будет царить ранее детство малыша. Поэтому необходимо правильно общаться и воспитывать ребенка, и не пускать процесс развития на самотек.

Родителям бывает сложно понять своего ребенка, отсюда множество ошибок и сложностей в воспитании. Им кажется, что их ребенок такой, как и они, только маленький. Но стоит не забывать, он не «маленький взрослый», а совсем другой человек, который иначе мыслит, иначе воспринимает окружающий мир. Отсутствие опыта и навыков делает малыша во многих ситуациях беспомощным. Он не прогнозирует последствий, живет здесь и сейчас.

Эмоциональное развитие, восприятие и внимание

Яркая эмоциональность детей этого возраста проявляется во всех ситуациях, например, только что радовался воздушному шарику, уже горько плачет, потому что шарик лопнул, и снова радуется появлению нового шарика.

Эмоциональная жизнь малыша протекает в настоящем моменте без учета того, что было с ним ранее.

Ребенок не может предположить, проанализировать и осознать, что может с ним произойти. Он полностью погружен в происходящую ситуацию и полноценно наслаждается каждым текущим моментом своей жизни.

Малыш открыт и впитывает все новое, его внимание быстро переходит от одного объекта к другому. Он не способен долго сосредотачиваться на одном занятии.

Задача взрослых - обеспечить смену деятельности и безопасность ребенка.

Для ребенка пока не доступно абстрактное мышление. Поэтому все воспитание и обучение строится на конкретных предметах и реальных вещах. Причем это должно быть то, с чем ребенок постоянно взаимодействует. Все просьбы должны быть конкретными: «убери машинки в коробку», «наведи порядок»; «садись за стол кушать», а не «пора обедать»; «ложись в кроватку», а не «давай спать».

Игра! Игра! Игра!

Главная роль в жизни малыша в этот период принадлежит родителям. Они опора и поддержка, источник его безопасности. День за днем, маленькими шагами, все новое он напитывает в свой мир. Важно, чтобы все способности малыша, его речь, движения, мышление, развивались в свободной и доступной для него игровой форме. Игры с детьми раннего возраста помогут малышу лучше усваивать новое и развиваться. Кроме того, в играх у него воспитывается уверенность и сила, интерес и радостное отношение к жизни.

Положительные эмоции, атмосфера любви в семье - это добрые семена, которые приносят хорошие плоды. Успеха вам в воспитании ребенка, счастья и здоровья.

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или не использование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Если взрослые, окружающие ребенка, на протяжении этого возраста будут оказывать поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Создавая доброжелательную обстановку, общаясь искренне и с любовью, Вы сформируете у малыша чувство доверия к миру, тем самым не мешаете ему открывать двери страны познания.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Представьте малыша, который все время сидит в манеже. Конечно, маме спокойно, она может заниматься своими делами, а малыш своими. « Что тут плохого » - спросите Вы? Ограниченное поступление информации, которая так необходима для «питания» мозга. Как только малыш встал на ножки, никаких манежей! Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. Он для того и начал ходить, чтобы получить широкую ориентацию в пространстве. И конечно же освободить руки. Благодаря им ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и постепенно развивает интеллект. По данным некоторых исследований, правое и левое полушария головного мозга, контролируя движения рук, дополняют друг друга. Правое, позволяет малышу узнавать предметы при помощи осязания. Это же полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, то есть умение определять собственное положение по отношению к предметам, различать право и лево, осознавать, что находится впереди, а что – сзади. Левое полушарие обеспечивает более тонкий процесс анализа и синтеза информации. Именно оно отвечает за точность движений. Благодаря его работе человек осваивает так называемую мелкую моторику – способность взять горошину, упавшую с пола крошку или перышко. Позднее, в школе, левое полушарие позволит ребенку узнавать абстрактные формы посредством осязания и зрения. Но чтобы как следует натренировать руку, маленькому человеку необходимо одновременно контролировать свой мышечный тонус. А значит постепенно учиться расслаблять кисть, локоть и плечо. Необходимо считаться с развитием его двигательных способностей: начиная держать головку, ребенок пытается согласовать движение рук с тем, что видит (это называется зрительно-моторной координацией). Затем малыш учится управлять движениями туловища. И только оказавшись в вертикальном положении, он сможет совершенствовать свои хватательные способности. Сидя, это делать куда удобнее. Ну а потом, вытянув вперед ручки, можно отправляться завоевывать мир. При общении ребенок очень рано начинает использовать руки, чтобы подтвердить свои желания и дополнить пока несовершенную речь: он указывает на предмет и для того, чтобы им завладеть, и для того, чтобы взрослые этот предмет назвали. Еще не начав говорить, малыш объясняется при помощи жестов: психологи советуют, использовать при общении с вашим малышом жестикуляцию, ему будет удобнее разъясниться с вами. И наконец. Руки способствуют развитию интеллекта, который в период от 0 до 2 лет проходит « сенсомоторную » стадию, как определил ее знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже. Другими словами, постижение мыслительного процесса и накопление знаний происходит в основном опытным путем, а значит напрямую связано с моторикой. В течении этих двух важнейших лет ребенок прикасается ко всему, что его окружает, чтобы собрать как можно больше разнообразных ощущений, которые сообщают ему о свойствах предметов. Так ребенок узнает, что существуют мягкие и твердые поверхности, что вода льется, а бумага рвется. Хорошо если взрослый все это еще и озвучит. Малыш сортирует эту информацию, от природы он наделен памятью и способностью к логическому мышлению, строит и совершенствует схемы познания.

Совершенствование хватательной функции рук происходит поэтапно, так же как умственное развитие. Давайте подробно рассмотрим, как происходит развитие с 1 года.

К году благодаря обильной практике кроха уверенно держит в руке любой предмет. Мышцы стали сильнее, суставы тоже достигли определенной зрелости: малыш может вытащить одну игрушку из другой, вставить обратно, похлопать в ладоши, может держать предмет между большим и указательным пальцами, он может взять фасоль и маленькую пуговицу. Что очень важно, он начинает вырабатывать стратегию действий, чтобы, например, заставить звенеть колокольчик. Наступает золотое время для «исследовательской работы». Между 12 и 15 месяцами церебральные импульсы становятся более тонкими. Это позволяет его ручкам действовать независимо друг от друга, т.е. пока одна, что-то достает, другая отдыхает. К 18 месяцам он может сложить шарики в бутылку, построить башню из трех кубиков, нарисовать каракули карандашом. Ему очень нравится переворачивать страницы в книге. Я советую родителям вместе со своим чадами закручивать винтики, открывать крышки из разных видов банок (предложите ему разного размера банки 2 или 3, пусть подберет нужную крышку).

Чтобы развить тактильные и хватательные навыки предложите ребенку, в возрасте от года до двух, игрушки из различных материалов: предметы разнообразных форм, кусочки материи. Бумагу с разной фактурой, звуковые игрушки (колокольчики, пищалки, барабаны). Ближе к двум годам малышу понравится рисовать кистью, карандашом, лепить из пластилина (только мягкий, предназначенный для маленьких детей) Манипуляции которые он будет осуществлять принесут ему, помимо удовольствия, явный прогресс в развитии. Очень важно стимулировать независимую работу пальчиков. Для этого играйте с ним с мелкими предметами: пуговки, камешки, перышки, фасольки и бусинки. Сортируйте их по форме, цвету. Складывайте в бутылку с узким горлышком и т.д. Осторожно!!! Следите за тем, чтобы ваш исследователь ничего не проглатил! Играйте только вместе. Покрасьте каждый его пальчик в разный цвет, пусть малыш попробует «перепутать» цвета, переплетая пальцы. Нарисуйте на кончике каждого пальца фигурки и поиграйте в театр марионеток. Очень хорошо развивает моторику конструктор, игры М. Монтессори, Никитиных, Красноухова, Кайе и д.р. Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте один-полутора года дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Игры из серии рамки-вкладыши позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. В эту серию входят: Листья деревьев, Грибы, Овощи, Фрукты, Птицы, Рыбы, Бабочки, Домашние животные и т.д. Эти рамки имеют свои степени сложности, Вы можете всегда проконсультироваться у психолога. Он подберет нужные развивающие игры специально для Вашего ребенка.

Кроме прямохождения и предметной деятельности у ребенка формируются необходимые умения и навыки и через взрослого человека, владеющего ими, быстрее приобщится к человеческой культуре. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Я имею в виду речевое общение. Именно в этом возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речевое общение со взрослыми, в раннем детстве, он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии. К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова, примерно в два года он говорит двух-трехсложными предложениями. К трем говорит разборчиво, а к четырем дети в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые. Но это всего лишь жесткие рамки. Старайтесь не комплексовать и постоянно сравнивать с ними способность вашего крохи. Мне хотелось бы посоветовать Вам несколько приемов развития речи.

Прежде всего всегда говорите с крохой, даже если ему нет еще 1 месяца! В период гуления и лепета необходимо вызывать интерес у ребенка к речевым звукам, поощрять его « разговор », в целях развития слуха необходимо повторять за ребенком то, что он произносит. Показывая игрушку обязательно характеризуйте ее. (Это рыбка. Она оранжевая, очень красивая. Рыбка любит плавать в воде и т.д.) Одевая и купая малыша следует называть части его тела, сопровождая свои действия словами. Наряду с облегченными словами « кися », « тик-так » необходимо называть полные их названия. На втором году жизни развиваем стремление у ребенка к разговору с окружающими. Четко произносим слова и как можно больше читаем стихотворений и сказок. Помогайте ребенку расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе. Не забывайте удовлетворять любознательность, учите задавать вопросы и естественно отвечайте на них. Важное место в речевых занятиях с ребенком должна занимать тренировка артикуляционного аппарата. Учите малыша управлять силой голоса, темпом речи. Лучше, если Вы сами будете это использовать в своей речи. Особое внимание нужно уделить ребенку, речь которого ускорена. Она является нередко предвестником заикания. Не торопите малыша, старайтесь уделить ему время для общения. Если малыш произносит слова неправильно, повторять не следует. Вся работа должна проводится настойчиво, НО обязательно в спокойной и дружелюбной обстановке! Перед тем как проводить занятия, в правильности которых Вы сомневаетесь – посоветуйтесь с психологом или логопедом.

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

Первый год жизни

Новорожденный (0–3 мес)

  • 1 месяц. Мозг еще не развит окончательно, ребенок выживает за счет рефлексов. Чувствует себя единым целым с мамой, поэтому так любит «ручки», не чувствует границ между своим телом и окружающим миром.
  • 2 месяца. Начинает узнавать маму и улыбаться ей. На смену рефлексам приходит сознательное восприятие мира. Плач до сих пор остаётся единственным способом общения. Ребенок учится фокусировать взгляд, поэтому полезно показывать ему яркие погремушки.
  • 3 месяца. Развивается обоняние, кроха узнает мамин запах. Физические ощущения все еще тесно связаны с эмоциональным состоянием. Делает первые попытки общения, примерно в 2–3 месяца можно услышать первое "агу"..

«Кульминация» младенчества – это комплекс оживления, малыш начинает ярко выражать свои эмоции, радуется, когда видит родителей, машет ручками и ножками. Комплекс оживления угасает к четырем месяцам.

Первый период младенчества (3–6 мес)

  • 4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.
  • 5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.
  • 6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять за вами разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.

В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.

Второй период младенчества (6–12 мес)

  • 7 месяцев. Самое время играть в развивающие игры, много общаться с малышом, читать ему стихи и сказки, петь песенки, это важно для его эмоционального состояния и развития речи.
  • 8 месяцев. Младенец начинает проявлять собственное «Я». Он усвоил, какие способы работают, чтобы получить желаемое и начинает манипулировать родителями. Важно показать - кто главный, но аккуратно, чтобы малыш не потерял к вам доверие. Кроха не терпит одиночества и везде следует за мамой.
  • 9 месяцев. Хорошо ориентируется в пространстве, ему хочется все потрогать и проверить на зубок. Малыш уже многое понимает, это подходящее время, чтобы играть с ним в конструктор, учить складывать башни из кубиков или пирамидку. Именно в этом возрасте он может сказать первое «мама» или «папа».
  • 10 месяцев. Маленький исследователь чувствует свою самостоятельность, у него уже развита связь между мышлением и моторикой. Малыш любит брать в руки разные предметы, вкладывает маленькие в большие, любит бросать игрушки и сам поднимать их.
  • 11 месяцев. Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, гулит и подражает их звукам, тянет к ним ручки, пытается меняться игрушками. Именно в это время он готов перейти на новую ступень отношений с родителями. Он начинает понимать ваши просьбы и улавливать настроение.
  • 12 месяцев. Младенческий период позади, ваш кроха превратился в любознательного малыша, который не сидит на месте. Он уже имеет свой характер, бурно выражает желания, пытается управлять родителями.

Кризис первого года – так принято называть первый переломный период. Спокойный, вполне послушный и ласковый кроха может превратиться в настоящего сорванца, который отстаивает свое мнение любыми способами: плач, капризы, настоящие истерики. «Плохое» поведение объясняется очень просто: психологическое развитие малыша опережает его физические возможности, он многое хочет, но малое может.

Ребенок от года до трех лет

Именно кризис одного года помогает ребенку осознать себя как отдельную от мамы, самостоятельную личность. Это переходный период между младенчеством и ранним детством, которое длится до трех лет.

Раннее детство делится на три периода:

  1. Год – полтора года: малыш-исследователь.
  2. Полтора – два года: проявление характера и определение своего места в окружающей среде.
  3. Два – три года: .

Как же ведет себя кроха в каждом из этих периодов?

От года до двух лет

  • Малыш не имеет воображения, а потому реагирует только на те ситуации, которые касаются конкретно его.
  • Все его эмоции одинаково сильны.
  • Карапуз еще не умеет управлять своими желаниями, а тем более отдавать приоритет одному из них.
  • В этот период ребенок все еще остается эгоцентриком, он не способен переживать за других людей.
  • Способен проявить истинную ярость, пытаясь добиться своего.
  • Перестает бояться незнакомцев, с некоторыми легко идет на контакт. При этом могут появиться другие страхи: темноты, собак, громких звуков.
  • Ближе к полутора годам малыш начинает запоминать новые места.
  • Ребенок все еще любит открывать шкафы, складывать и доставать предметы, но теперь он делает это осознанно, может складывать игрушки в ящик, подражая родителям.
  • Не запрещайте маленькому исследователю открывать шкафы и брать предметы с полок, он не поймет вашего запрета, его любопытство – путь к познанию предметов. Поэтому просто обезопасьте свой дом.
  • Ребенок уже понимает, что вы его хвалите, не забывайте это делать по-чаще.
  • После полутора лет крошка начнет не просто повторять за вами ваши действия, но сможет переносить их на игрушки: мишка спит, кукла кушает.
  • Ребенок учится самостоятельно пить из чашки, а потом и кушать ложкой.
  • Стремится к самостоятельной гигиене, это лучшее время для приобщения к горшку.
  • Во время игры он учится различать цвета, формы и габариты предметов.

До полутора лет преобладает автономная речь – отдельные слова, большинство из которых понятны только родителям. После 18-ми месяцев развивается полноценная речь, ближе к двум годам ребенок произносит первые предложения, пусть и всего из двух-трех слов.


От двух до трех лет

  • Словарный запас малыша стремительно расширяется.
  • К трем годам ребенок легко говорит предложениями и правильно согласовывает части речи.

Питание младенца, как правило, не представляет сложности для родителей, особенно если ребенок находится на грудном вскармливании. Однако, начиная с 4-6 месяцев, в рацион ребенка вводятся новые продукты, составляющие прикорм, и маме приходится учитывать "кулинарные предпочтения" ребенка. После года питание малыша должно быть разнообразным и полноценным. Родители начинают знакомить ребенка с "взрослыми" продуктами и иногда сталкиваются с непредвиденными трудностями.

Кушаем самостоятельно?

"Наша Анечка с пяти месяцев держит ложку!" - упоённо рассказывает соседка, покачивая коляску. - "А пить соглашается только из чашки. Про бутылочку давно забыли". Лица внимательно слушающих мам омрачаются...

Первые навыки самостоятельного питания появляются у ребенка в возрасте 6-7 месяцев. Сидя на коленях у родителей, ребенок пытается пить из чашки. Девятимесячный карапуз уже вполне способен держать бутылочку с молоком или кефиром, печенинку, а особо одаренные детишки увлеченно манипулируют ложкой. Поскольку координация движений еще несовершенна, содержимое ложки частенько достаётся маминому фартуку или папиным брюкам.

После года большинство детей уже в состоянии самостоятельно обслуживать себя. Но "в состоянии" еще не значит "с удовольствием. Некоторые маленькие нехочухи предпочитают только открывать рот и ни в какую не желают пользоваться ложкой. Что делать, если ваш ребёнок проявляет задатки такого нехочухи?

1. На первых порах не нужно настаивать, чтобы ребёнок держал ложку правильно. Допустимо, чтобы в течение нескольких приемов пищи малыш держал ложку в кулачке. Главное - научить загребать ложкой пищу и доносить до рта. Лучше, если во время обучения будут задействованы "вязкие" продукты - каши, кисели: их не так просто уронить.

2. Если ребенок в нетерпении плачет, сучит ножками, раздраженно отбрасывает ложку, разумно сделать "шаг назад" и утолить голод привычным способом - из бутылочки или докормить второй ложкой, которую держит мамой. А потом, заморив червячка, можно вернуться к обучению, теперь уже в игровой форме.

3. Закрепите успехи ребёнка своевременной похвалой. Набрал полную ложку - молодец! Донес, не расплескав до рта, - умница! Похвала не должна быть избыточной, но ребенку необходимо знать, какое движения является правильным. А вот ругать за неудачи не стоит: разуверившийся в своих силах малыш будет избегать самостоятельности.

Питаемся разнообразно?

Полноценное питание - необходимое условие хорошего иммунитета. Основу пищевого рациона малыша после года должны составлять продукты с большим содержанием животного белка: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца. Ежедневно ребёнок должен получать овощи, фрукты, сахар, хлеб. Сыр, творог и сметану, рыбу, яйца, крупы дают несколько раз в неделю из расчета их недельной нормы.

После года кормление становится четырех-пятиразовым. Суточный объем пищи для детей до полутора лет составляет приблизительно 1200-1250г, на третьем году — около 1500 г.

Молоко и молочные продукты длительное время остаются на первом месте в рационе ребенка (около 300—600 г в сутки с учетом того количества, которое используется для приготовления различных блюд). Очень полезен кефир, содержащий легко перевариваемый белок. Магазинные творожки и творог домашнего приготовления отлично разнообразят меню, однако более 70-90 г. в день их давать не стоит.

На втором году жизни ребенку можно предлагать бутерброды с неострым и нежирным натёртым сыром (не более 3 г. в сутки, 2 раза в неделю). Можно использовать сыр и как приправу к макаронам. Обязательный продукт детского питания — куриные яйца. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, все яйцо можно давать ребенку в конце второго года жизни не чаще трех раз в неделю. Суточная норма — половина яйца.

Ежедневно ребенок должен получать мясо, лучше в первой половине дня, так как оно переваривается дольше. Подойдут нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также курятина. Из мяса можно варить бульон, готовить вторые блюда. Очень полезна печень. Детям до двух лет лучше давать ее в виде паштета, старшим — тушить. Колбасных же изделий из-за содержащихся в них добавок, лучше избегать, по крайней мере до достижения ребенком трёх лет. Вместо мяса пару раз в неделю рекомендуется давать рыбу (около 25 г. в сутки). Малышам до трех лет рыбу дают в виде фрикаделек, рыбных котлет, отварной или тушеной в собственном соку, а также с морковью и луком.

Незаменимым источником углеводов, витаминов и минеральных солей являются овощи и фрукты. В овощное пюре, салаты добавляют растительное масло (не более 6 г. в сутки) или сметану (10 г. в сутки). Кроме того, жиры животного происхождения ребенок получает со сливочным маслом (суточная норма 17 г). Из овощей ребенку можно давать белокочанную и цветную капусту, морковь, свеклу, репчатый лук, редис, салат, тыкву, кабачки, баклажаны, сладкий перец, помидоры, свежие огурцы, репу.

Сытное и вкусное блюдо детского питания - каши - не стоит давать слишком часто. Достаточно одного приема в день, ведь некоторые злаки содержат фитиновую кислоту, нарушающую усвоение кальция из пищи. Вместо крупяных блюд можно приготовить макаронные изделия, соединив их с мясом, овощами.

Суточная норма хлеба составляет 90 г в день. К основным блюдам детям дают белый хлеб, к салату можно дать небольшой кусочек черного, а к напиткам и фруктовым пюре - сухое печенье (не больше 10 г. в день).

Однако далеко не все дети желают питаться правильно и разнообразно. Одни предпочитают ограничиться набором любимых продуктов, другие тянутся к сладостям, которые, как известно, приносят больше вреда, чем пользы. Вот несколько советов по организации такого сложного процесса, как кормление маленького привереды:

1. Красота спасёт мир!

Необычный и аппетитный вид пищи вызовет у ребенка интерес и желание попробовать даже нелюбимый продукт. Не пожалейте минутки, чтобы сделать еду яркой и привлекательной. Это не так уж сложно: украсьте салат веточками укропа и петрушки, звёздочками из варёной моркови или свёклы. Посуда для еды тоже должна выглядеть эстетично, хотя избыточных игровых элементов лучше избегать.

2. Жуем и пережевываем!

Проголодавшись, малыш начинает глотать пищу, забывая жевать. Итогом неправильного кормления неизбежно становится расстройство пищеварения и недомогание. Приучать детей к тщательному пережевыванию пищи лучше всего в игровой форме - с помощью маленьких стишков, приговорок.

3. Маскируемся!

Бывает, что переход от баночного питания к взрослому столу затягивается. Ребёнок ни в какую не желает пробовать незнакомые продукты и вообще предпочитает пищу "без комочков". В этом случае, разумно сначала включить в рацион малыша баночные пюре "с 12 месяцев", содержащие крупные кусочки пищи, а затем можно начинать давать самоприготовленные блюда, "замаскировав" их монокомпонентным пюре. Так, макартонные изделия или размятую картошку можно полить сверху морковным или другим овощным пюре, которое нравится ребёнку. Следите только, чтобы продукты сочетались.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!