Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек.

Воспитание маленького человека является достаточно ответственным и сложным процессом, в который вовлекаются все: педагоги, родители, общество.

Во все времена проблема воспитания стояла очень остро, ее пытались решить и специалисты, и родители, и общественные деятели, разрабатывая рекомендации и научные труды.

Но и по сейчас не найдено верного единого решения. Ведь каждый малыш - индивидуальность со своим характером: возбудимый или спокойный, усидчивый или непоседливый, поэтому невозможно выработать единый рецепт воспитания. Можно только, используя общие фундаментальные принципы, применить к ребенку индивидуальный подход, согласуясь с его врожденными особенностями.

Что такое воспитание

В современной педагогике разделяют два смысловых определения воспитания: широкий и узкий.

Понятие "воспитание" в широком смысле определяют как систематический целенаправленный процесс совместного воздействия учителей и родителей на обе стороны человека, физическую и духовную, таким образом, чтобы развить личность, подготовить к жизни в обществе и участию во всех сферах деятельности: культурной, производственной, общественной. Иными словами, воспитание предусматривает передачу ребенку накопленного общественного опыта и семейных традиций.

При этом отмечается, что не стоит забывать о том, что на формирование и развитие личностных характеристик большое влияние оказывает окружающая и обстановка, в которой находится человек вне семьи и школы.

Понятие "воспитание" в узком смысле включает в себя развитие под руководством педагогов и членов семьи характера, нравственно-этической позиции и положительных качеств социального поведения члена общества.

Подростковое воспитание

В период с одиннадцати до восемнадцати лет в организме ребенка происходят серьезные изменения: заставляет взрослеть физически. Одновременно он же оказывает влияние на психоэмоциональное состояние детей, они взрослеют.

В связи с этим воспитание подростков является довольно трудной задачей, с которой, к сожалению, способны справиться не все: требуется много терпения, внимания и понимания со стороны взрослого окружения.

Изменения детской психики имеют чаще всего следующие особенности:

  • действительность воспринимается максимально критически;
  • образцами для подражания становятся новые, не всегда положительные кумиры;
  • поведение подвержено частой смене настроений;
  • по различным вопросам формируется свое личное мнение;
  • в зависимости от воспитания и среды проживания может появиться тяга к преступлениям, употреблению наркотиков, стойкое отсутствие аппетита и иное.

Но серьезная проблема воспитания возникает не с каждым подростком, и это связано не только с индивидуальными врожденными качествами ребенка. Большое значение в этом имеет предшествующее воспитание и отношения между членами семьи.

Если у ребенка было достаточно любви, родительской теплоты, заботы и объятий, но вместе с тем родители не потокали его капризам, то у ребенка вряд ли возникнет мысль заняться преступной деятельностью или забыться.

Также большую роль играет то, насколько доверительно и демократично родители общались с малышом. Чем более близкими были отношения, тем более велика вероятность, что они сохраняться и у подростка, что позволит ему делиться с родителями своими переживаниями.

Поэтому, пытаясь ответить на вопрос о том, не нужно забывать, что этот процесс начинается задолго до прихода проблемного возраста. Общая рекомендация в помощь родителям - стать для подростка примером.

Важность семейного воспитания

Очень часто дети своей манерой поведения заставляют родителей впадать в ступор: они просто не знают, что делать дальше. И одной из таких черт характера ребенка является истерика.

Некоторые пытаются решить вопрос криком, а другие применяют физическое воздействие. Только результат обычно бывает нулевым, и в схожей ситуации все повторяется.

Чаще всего причиной такого поведения бывают проблемы семейного воспитания, то есть несогласованность и непоследовательность действий взрослых, непосредственно влияющих на развитие малыша. Это может выражаться в следующем:

  • один раз разрешили что-то сделать, а во второй - запретили;
  • понижение авторитета;
  • один член семьи разрешает громко включать телевизор (топать по лужам, прыгать по кровати, не доедать обед, поздно ложиться спать и так далее), а другой - нет.

Происходит это опять же потому, что каждый член семьи рос и воспитывался в разных условиях и выработал свои принципы и правила.

Таким образом, каждый пытается проводить процесс воспитания по-своему, самолично. Никто не отменял личный взгляд на вещи и здесь, но чтобы не навредить малышу, важно без конфликтов всем согласовать свои действия: обсудить точки зрения, выработать общие подходы, обсудить ситуации.

Организация процесса воспитания

Уже давно доказано, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от отношений и воспитания в семье, которые являются фундаментальной основой всей последующей жизни. И от надежности и крепости этого фундамента будет зависеть отношение человека к различным жизненным ситуациям.

Поэтому важно выстраивать отношения так, чтобы проблемы семейного воспитания сходили на нет, решались мирным путем и оказывали наименьшее влияние на ребенка.

Воспитательный процесс проще всего проходит в многодетных семьях, так как внимание родственников распределяется равномерно, и старшие смотрят за младшими. В большой семье происходит естественная адаптация к общению и жизни в коллективе, приучение к заботе и дружбе.

Состав и структура семьи имеют для ребенка первостепенное значение. Никакие бабушки и дедушки не заменят маму или папу. Поэтому особого внимания требует процесс воспитания в

Когда ребенок осознает такое положение, это становится болезненно, он может замкнуться. Важно оберегать ребенка от взрослых амбиций и конфликтов и постараться окружить его еще большим вниманием.

Патриотическое воспитание

Несколько лет назад в силу различных обстоятельств произошло ослабление внимания к патриотической работе со стороны государства. Как следствие, меньше внимания данному вопросу стало уделяться в садиках, школах и вузах.

Но теперь положение меняется, и вопрос о том, как воспитать патриотическую личность, снова становится актуальным.

В педагогике патриотизм определяется в качестве важнейшей ценности, которая выражается не только в историко-культурном и военно-идеологическом аспектах, но и как духовно-нравственная и социальная характеристика.

Реализацией воспитания патриота способствуют:

  • опытно-исследовательские работы по истории военных лет;
  • организация школьных музеев;
  • приобщение детей к работе с ветеранами и другое.

Но противоречия и одновременно проблемы патриотического воспитания проявляются в том, что при желании проводить эту работу учебные заведения не имеют достаточно условий и возможностей для ее реализации.

Это касается не только материально-технической базы, но и своевременного обновления методических пособий, налаживания контактов с семьями по данным вопросам. Также крайне не хватает подготовленных специалистов и наиболее обширного освещения вопросов патриотизма средствами массовой информации.

Актуальные проблемы воспитания

Современная педагогика подразделяет воспитание на четыре вида:

  1. Диктатура — систематическое подавление старшими по возрасту детьми или взрослыми достоинства, личностных качеств и инициативы. Как результат — сопротивление, страхи, отсутствие уверенности и понижение самооценки, нежелание что-либо делать.
  2. Невмешательство (бездействие) — предоставление ребенку полной свободы. Проблема воспитания по данному методу состоит в том, что вырабатывается отстраненность от семьи, недоверчивость и подозрительность.
  3. Гиперопека - представляет собой полное обеспечение ребенка и при этом ограждение его от возникающих трудностей. Используя этот метод, родители воспитывают эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, слабость при принятии решений.
  4. Сотрудничество - основано на общности интересов, поддержке, совместной деятельности. Такой стиль приводит к самостоятельности, равенству, семейному объединению.

Обычно в семьях проявляется столкновение всех стилей, что и есть главная проблема воспитания.

Для ее решения важно понять, что необходимо использовать все стили. Но только их симбиоз, а не конфронтация дадут возможность избежать еще больших проблем.

Как воспитывать мальчиков

Почти у всех родителей сыновей возникает вопрос о том, как вырастить мальчика порядочным и мужественным человеком.

Многие даже не подозревают, как важна сыну забота и любовь папы, а не только мамина. Мужчины считают, что не должны проявлять такие чувства, а между тем они снимают напряжение и позволяют отношениям быть искренними.

В наш век, насыщенный событиями и кризисами, современные дети, как никогда, нуждаются в общении с родителями.

Для мальчика становится необходимостью сходить с папой в парк, покататься на велосипеде, смастерить скворечник, помочь маме, да мало ли еще мужских занятий можно найти! Важно также общение со старшим поколением. Такая преемственность даст возможность перенести этот стиль и в свою семью в будущем.

Также для развития мальчика полезными будут занятия в спортивных или туристических секциях, что позволит укрепить не только и не столько здоровье, сколько характер.

Воспитание девочки

Не секрет, что особенности воспитания мальчиков и девочек несколько различаются, и связано это не только с половой принадлежностью, но и с жизненными задачами.

Девочка старается во всем походить на маму, которая является для дочери примером. У нее она учится общаться с мужем, мужчинами и окружающими, заниматься ведением домашнего хозяйства, принимать гостей, проводить праздники и многое другое. Поэтому маме важно следить за своей манерой говорить и производимыми действиями.

Также влияют на воспитание друзья, родственники и знакомые. Важно подчеркивать в глазах девочки достоинства людей и то, что мама хотела бы видеть их у дочери. Она обязательно постарается выполнить желание мамы.

Воспитание подростков требует особого внимания. Нужно стараться ненавязчиво быть в курсе интересов дочери в этом возрасте, знать круг ее друзей и приятелей, чтобы в случае необходимости указать на недостатки и скорректировать ее привязанности. Для этого можно обратить внимание девочки на героев книг или фильмов.

Также важным для будущей хозяйки является занятие рукоделием, домашними делами, готовкой. У мамы она может научиться ухаживать за собой, стилю и вкусу в вещах.

Особая роль отводится в воспитании девочки папе, он должен, как и маме, дарить ей цветы, подавать руку, поздравлять с праздниками, говорить комплименты и другое. Это избавит дочь в будущем от страхов и комплексов общения.

Теоретические основы воспитания

Теория и методика воспитания хоть и призваны решать одну и ту же задачу, но подходят к этому совершенно разными методами.

Теория воспитания подразделяется на три основные группы (остальные являются их производными):

  1. Биогенная. Это направление строится на том, что являются наследственными и почти не подвержены изменению.
  2. Социогенная. Утверждается, что на развитие личности влияют только социальные факторы.
  3. Поведенческая. Считается, что личность есть умения и поведенческие привычки.

Видимо, справедливым будет утверждение о том, что истина содержится где-то посередине.

Методики и стили воспитания

За все годы существования психологии и педагогики было предложено множество стилей и методов воспитания, наиболее популярные рассмотрим подробнее.

Современные дети в Японии воспитываются на принципах разделения на временные отрезки, в каждом из которых развивается определенный набор качеств. До пяти лет позволяется абсолютно все, а по достижении этого возраста и до пятнадцати лет ребенок ставится в жесткие рамки, нарушение которых вызывает семейное и общественное порицание. По прошествии пятнадцати лет человек считается достаточно взрослым для общения на равных.

С шестидесятых годов прошлого века не убывает популярность которая берет раннее физическое развитие детей как основу для гармоничного воспитания.

Не менее используемая Вальфдорская методика по воспитанию детей основывается на духовно-творческом развитии и использовании только натуральных материалов.

Воспитательная методика Гленна Домана считается методом раннего развития малышей и рецептом, по которому воспитываются гении. Основой этого метода является развитие с самого рождения. Система требует от родителей много времени и самодисциплины, но в итоге дает поразительные результаты.

Методика по воспитанию Марии Монтессори является еще одной широко применяемой системой. Данный метод заключается в побуждении ребенка к самостоятельным действиям, анализу и коррекции ошибок. В игре он сам решает, чем и сколько заниматься, а функции педагогов заключаются в помощи ребенку делать все самому.

Главным для всех направлений является систематичность занятий и следование одной системе, а не прыжки по разным методам.

Воспитание маленького человека является достаточно ответственным и сложным процессом, в который вовлекаются все: педагоги, родители, общество.

Во все времена проблема воспитания стояла очень остро, ее пытались решить и специалисты, и родители, и общественные деятели, разрабатывая рекомендации и научные труды.
Но и по сейчас не найдено верного единого решения. Ведь каждый малыш – индивидуальность со своим характером: возбудимый или спокойный, усидчивый или непоседливый, поэтому невозможно выработать единый рецепт воспитания. Можно только, используя общие фундаментальные принципы, применить к ребенку индивидуальный подход, согласуясь с его врожденными особенностями.

Что такое воспитание

В современной педагогике разделяют два смысловых определения воспитания: широкий и узкий.

Понятие «воспитание» в широком смысле определяют как систематический целенаправленный процесс совместного воздействия учителей и родителей на обе стороны человека, физическую и духовную, таким образом, чтобы развить личность, подготовить к жизни в обществе и участию во всех сферах деятельности: культурной, производственной, общественной. Иными словами, воспитание предусматривает передачу ребенку накопленного общественного опыта и семейных традиций.

При этом отмечается, что не стоит забывать о том, что на формирование и развитие личностных характеристик большое влияние оказывает окружающая культурная среда и обстановка, в которой находится человек вне семьи и школы.

Понятие «воспитание» в узком смысле включает в себя развитие под руководством педагогов и членов семьи характера, нравственно-этической позиции и положительных качеств социального поведения члена общества.

Подростковое воспитание

В период с одиннадцати до восемнадцати лет в организме ребенка происходят серьезные изменения: гормональный фон заставляет взрослеть физически. Одновременно он же оказывает влияние на психоэмоциональное состояние детей, они взрослеют.

В связи с этим воспитание подростков является довольно трудной задачей, с которой, к сожалению, способны справиться не все: требуется много терпения, внимания и понимания со стороны взрослого окружения.

Изменения детской психики имеют чаще всего следующие особенности:

  • действительность воспринимается максимально критически;
  • образцами для подражания становятся новые, не всегда положительные кумиры;
  • поведение подвержено частой смене настроений;
  • по различным вопросам формируется свое личное мнение;
  • в зависимости от воспитания и среды проживания может появиться тяга к преступлениям, употреблению наркотиков, стойкое отсутствие аппетита и иное.

Но серьезная проблема воспитания возникает не с каждым подростком, и это связано не только с индивидуальными врожденными качествами ребенка. Большое значение в этом имеет предшествующее воспитание и отношения между членами семьи.

Если у ребенка было достаточно любви, родительской теплоты, заботы и объятий, но вместе с тем родители не потокали его капризам, то у ребенка вряд ли возникнет мысль заняться преступной деятельностью или забыться.

Также большую роль играет то, насколько доверительно и демократично родители общались с малышом. Чем более близкими были отношения, тем более велика вероятность, что они сохраняться и у подростка, что позволит ему делиться с родителями своими переживаниями.

Поэтому, пытаясь ответить на вопрос о том, как воспитать подростка, не нужно забывать, что этот процесс начинается задолго до прихода проблемного возраста. Общая рекомендация в помощь родителям — стать для подростка примером.

Важность семейного воспитания

Очень часто дети своей манерой поведения заставляют родителей впадать в ступор: они просто не знают, что делать дальше. И одной из таких черт характера ребенка является истерика.

Некоторые пытаются решить вопрос криком, а другие применяют физическое воздействие. Только результат обычно бывает нулевым, и в схожей ситуации все повторяется.

Чаще всего причиной такого поведения бывают проблемы семейного воспитания, то есть несогласованность и непоследовательность действий взрослых, непосредственно влияющих на развитие малыша. Это может выражаться в следующем:

  • один раз разрешили что-то сделать, а во второй – запретили;
  • понижение авторитета;
  • один член семьи разрешает громко включать телевизор (топать по лужам, прыгать по кровати, не доедать обед, поздно ложиться спать и так далее), а другой – нет.

Происходит это опять же потому, что каждый член семьи рос и воспитывался в разных условиях и выработал свои принципы и правила.

Таким образом, каждый пытается проводить процесс воспитания по-своему, самолично. Никто не отменял личный взгляд на вещи и здесь, но чтобы не навредить малышу, важно без конфликтов всем согласовать свои действия: обсудить точки зрения, выработать общие подходы, обсудить ситуации.

Организация процесса воспитания

Уже давно доказано, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от отношений и воспитания в семье, которые являются фундаментальной основой всей последующей жизни. И от надежности и крепости этого фундамента будет зависеть отношение человека к различным жизненным ситуациям.

Поэтому важно выстраивать отношения так, чтобы проблемы семейного воспитания сходили на нет, решались мирным путем и оказывали наименьшее влияние на ребенка.

Воспитательный процесс проще всего проходит в многодетных семьях, так как внимание родственников распределяется равномерно, и старшие смотрят за младшими. В большой семье происходит естественная адаптация к общению и жизни в коллективе, приучение к заботе и дружбе.

Состав и структура семьи имеют для ребенка первостепенное значение. Никакие бабушки и дедушки не заменят маму или папу. Поэтому особого внимания требует процесс воспитания в неполных семьях.

Когда ребенок осознает такое положение, это становится болезненно, он может замкнуться. Важно оберегать ребенка от взрослых амбиций и конфликтов и постараться окружить его еще большим вниманием.

Патриотическое воспитание

Несколько лет назад в силу различных обстоятельств произошло ослабление внимания к патриотической работе со стороны государства. Как следствие, меньше внимания данному вопросу стало уделяться в садиках, школах и вузах.

Но теперь положение меняется, и вопрос о том, как воспитать патриотическую личность, снова становится актуальным.

В педагогике патриотизм определяется в качестве важнейшей ценности, которая выражается не только в историко-культурном и военно-идеологическом аспектах, но и как духовно-нравственная и социальная характеристика.

Реализацией воспитания патриота способствуют:

  • опытно-исследовательские работы по истории военных лет;
  • организация школьных музеев;
  • приобщение детей к работе с ветеранами и другое.

Но противоречия и одновременно проблемы патриотического воспитания проявляются в том, что при желании проводить эту работу учебные заведения не имеют достаточно условий и возможностей для ее реализации.

Это касается не только материально-технической базы, но и своевременного обновления методических пособий, налаживания контактов с семьями по данным вопросам. Также крайне не хватает подготовленных специалистов и наиболее обширного освещения вопросов патриотизма средствами массовой информации.

Актуальные проблемы воспитания

Современная педагогика подразделяет воспитание на четыре вида:

  1. Диктатура - систематическое подавление старшими по возрасту детьми или взрослыми достоинства, личностных качеств и инициативы. Как результат - сопротивление, страхи, отсутствие уверенности и понижение самооценки, нежелание что-либо делать.
  2. Невмешательство (бездействие) - предоставление ребенку полной свободы. Проблема воспитания по данному методу состоит в том, что вырабатывается отстраненность от семьи, недоверчивость и подозрительность.
  3. Гиперопека — представляет собой полное обеспечение ребенка и при этом ограждение его от возникающих трудностей. Используя этот метод, родители воспитывают эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, слабость при принятии решений.
  4. Сотрудничество — основано на общности интересов, поддержке, совместной деятельности. Такой стиль приводит к самостоятельности, равенству, семейному объединению.

Обычно в семьях проявляется столкновение всех стилей, что и есть главная проблема воспитания.
Для ее решения важно понять, что необходимо использовать все стили. Но только их симбиоз, а не конфронтация дадут возможность избежать еще больших проблем.

Как воспитывать мальчиков

Почти у всех родителей сыновей возникает вопрос о том, как вырастить мальчика порядочным и мужественным человеком.

Многие даже не подозревают, как важна сыну забота и любовь папы, а не только мамина. Мужчины считают, что не должны проявлять такие чувства, а между тем они снимают напряжение и позволяют отношениям быть искренними.

В наш век, насыщенный событиями и кризисами, современные дети, как никогда, нуждаются в общении с родителями.

Для мальчика становится необходимостью сходить с папой в парк, покататься на велосипеде, смастерить скворечник, помочь маме, да мало ли еще мужских занятий можно найти! Важно также общение со старшим поколением. Такая преемственность даст возможность перенести этот стиль и в свою семью в будущем.

Также для развития мальчика полезными будут занятия в спортивных или туристических секциях, что позволит укрепить не только и не столько здоровье, сколько характер.

Воспитание девочки

Не секрет, что особенности воспитания мальчиков и девочек несколько различаются, и связано это не только с половой принадлежностью, но и с жизненными задачами.

Девочка старается во всем походить на маму, которая является для дочери примером. У нее она учится общаться с мужем, мужчинами и окружающими, заниматься ведением домашнего хозяйства, принимать гостей, проводить праздники и многое другое. Поэтому маме важно следить за своей манерой говорить и производимыми действиями.

Также влияют на воспитание друзья, родственники и знакомые. Важно подчеркивать в глазах девочки положительные качества, достоинства людей и то, что мама хотела бы видеть их у дочери. Она обязательно постарается выполнить желание мамы.

Воспитание подростков требует особого внимания. Нужно стараться ненавязчиво быть в курсе интересов дочери в этом возрасте, знать круг ее друзей и приятелей, чтобы в случае необходимости указать на недостатки и скорректировать ее привязанности. Для этого можно обратить внимание девочки на героев книг или фильмов.

Также важным для будущей хозяйки является занятие рукоделием, домашними делами, готовкой. У мамы она может научиться ухаживать за собой, стилю и вкусу в вещах.

Особая роль отводится в воспитании девочки папе, он должен, как и маме, дарить ей цветы, подавать руку, поздравлять с праздниками, говорить комплименты и другое. Это избавит дочь в будущем от страхов и комплексов общения.

Теоретические основы воспитания

Теория и методика воспитания хоть и призваны решать одну и ту же задачу, но подходят к этому совершенно разными методами.

Теория воспитания подразделяется на три основные группы (остальные являются их производными):

  1. Биогенная. Это направление строится на том, что свойства личности являются наследственными и почти не подвержены изменению.
  2. Социогенная. Утверждается, что на развитие личности влияют только социальные факторы.
  3. Поведенческая. Считается, что личность есть умения и поведенческие привычки.

Видимо, справедливым будет утверждение о том, что истина содержится где-то посередине.

Методики и стили воспитания

За все годы существования психологии и педагогики было предложено множество стилей и методов воспитания, наиболее популярные рассмотрим подробнее.

Современные дети в Японии воспитываются на принципах разделения на временные отрезки, в каждом из которых развивается определенный набор качеств. До пяти лет позволяется абсолютно все, а по достижении этого возраста и до пятнадцати лет ребенок ставится в жесткие рамки, нарушение которых вызывает семейное и общественное порицание. По прошествии пятнадцати лет человек считается достаточно взрослым для общения на равных.

С шестидесятых годов прошлого века не убывает популярность методики Никитиных, которая берет раннее физическое развитие детей как основу для гармоничного воспитания.

Не менее используемая Вальфдорская методика по воспитанию детей основывается на духовно-творческом развитии и использовании только натуральных материалов.

Воспитательная методика Гленна Домана считается методом раннего развития малышей и рецептом, по которому воспитываются гении. Основой этого метода является развитие с самого рождения. Система требует от родителей много времени и самодисциплины, но в итоге дает поразительные результаты.

Методика по воспитанию Марии Монтессори является еще одной широко применяемой системой. Данный метод заключается в побуждении ребенка к самостоятельным действиям, анализу и коррекции ошибок. В игре он сам решает, чем и сколько заниматься, а функции педагогов заключаются в помощи ребенку делать все самому.

Главным для всех направлений является систематичность занятий и следование одной системе, а не прыжки по разным методам.





Консультации для родителей на тему:

«Девочки и мальчики в детском саду и в семье»

Выполнил воспитатель МБДОУ №5 «Белочка»

Вышегородцева Ирина Владимировна

Простые правила воспитания мальчиков.

При формировании полоролевого поведения мальчиков следует ограждать от влияния ряда гендерных стереотипов. В частности наиболее травматичным запретом является отрицание чувств: «Мальчики не плачут» и т. д. У каждого ребенка есть право на эмоции. Позволяйте мальчику иногда плакать, если ему действительно больно или обидно. Только почувствовав весь спектр эмоций, он сможет вырасти внимательным, заботливым, способным к состраданию мужчиной.

Мальчики дошкольного возраста нуждаются в руководстве. Дети, которым не хватает примера взрослого – уверенного в себе мужчины, способного направлять ребенка, - вырастая вынуждены вести суровую борьбу с самим собой, чтобы обрести внутренний стержень и сформировать систему самоконтроля. Однако мальчики, которым был предоставлен слишком большой выбор, впоследствии испытывают слишком большие затруднения при принятии решения.

Чтобы обеспечить физическую и эмоциональную безопасность ребенка до 6 лет необходимо ограничивать свободу передвижения, по мере взросления расширять пространство для прогулок. Мальчикам не следует разрешать играть вблизи водоемов и возле кухонной плиты.

Все мальчики по натуре исследователи. Соответственно родители и воспитатели обязаны сделать «опыты» и «экспедиции» ребенка спокойными и максимально безопасными .

Плохое поведение ребенка лучше игнорировать: обращая внимание, взрослые только закрепляют нежелательную модель.

Мальчики в 6 – 7 лет ищут лидера, выбирая пример для подражания. Огромное влияние в этом возрасте оказывают на ребенка окружающие взрослые, товарищи по играм, персонажи фильмов и книг. Мальчики начинают копировать поведение своего «героя», создавая внутренний образ мужчины. Взаимодействуя с ребенком следует учитывать: поступки людей всегда производят на него более глубокое впечатление, чем слова.

Еще одна особенность мальчиков заключается в том. что вплоть до 12 лет они стараются быть внимательными, трудолюбивыми, прилежными, а выглядят и чувствуют себя при этом неловкими, бесполезными, неспособными. Мальчикам нужно помочь преодолеть этот сложный период: как можно чаще предлагать им участвовать в делах взрослых, играх сверстников.

Мальчику необходим опыт успеха, опыт победы, и прежде всего над собой. Если ребенку не удается то, что он считает важным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Лучше всего, если мальчик соперничает с самим собой, постоянно совершенствуя свое мастерство в каком – либо деле, а не стремится сравнится с кем – либо. Роль взрослого в данном случае заключается в организации такой деятельности, в которой ребенок сможет добиться успеха.

Простые правила воспитания девочек.

Как правило, воспитатели и родители подсознательно убеждены в том, что девочки – создания хрупкие. Девочкам нужно развивать физическую силу и выносливость: это даст им уверенность в себе и повысит самооценку.

Эмоциональный рассказ ребенка лучше слушать не прерывая, дать возможность высказаться. С младшими девочками (от 2 до 7 лет) потребуются совместные действия, с детьми постарше (после 8 лет) – обсуждение и поиск компромисса.

Взрослые должны откликаться на быстрое изменение эмоционального состояния девочки, показать ей как можно справится со своими чувствами. Лучший способ – наблюдение за тем, как это делают другие. Не лишайте ребенка права на любые эмоции. Отрицая чувства девочки, взрослые препятствуют развитию у неё способности понимать себя и действовать, исходя их этого понимания.

Не стоит сомневаться и в умственных способностях девочек.

Игры девочек с раннего детства включают в себя те виды деятельности, которые они могут наблюдать вокруг, готовя её к жизни хозяйки дома и заботам о семье. Не следует и отвергать «мальчишеские» игры, они необходимы для разностороннего развития. Если в игру девочки никто не вмешивается, это способствует развитию в ней сосредоточенности, последовательности, формируют здоровую самооценку, развивает навыки сотрудничества. Несговорчивость и упрямство обычно возникают у нее из ощущения, что её игру постоянно прерывают.

Девочкам нужны занятия, игрушки и книжки, способствующие развитию навыков уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Старайтесь подбирать книги, которые учат искать её мирные способы разрешения конфликтов.

«Особенности воспитания мальчиков и девочек».

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

    Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

    Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

    Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

    Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

    Давая задания мальчикам, старайтесь включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

    С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

    Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

    Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

    Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

    Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

    Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

    Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.

    При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.

    Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

    Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

    Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним. Не переусердствуйте с соблюдением режима для ребенка-левши – для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.

    Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы. Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

    Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, то есть на какой тип мозга, а значит, и тип мышления, рассчитана данная методика.

    Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

    Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.

    Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.

    Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

    Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

Проблема воспитания детей волнует всех родителей без исключения. Появилось много литературы, освещающей эту тему. Они мечтают вырастить настоящего мужчину из своего обожаемого мальчика. Установлено, что образ идеального мужчины включает такие качества личности, как смелость, сила воли, выносливость, трудолюбие, уверенность в себе, решительность и ответственность,- эти качества называются маскулинными (мужественными, мужскими). А родители, которым посчастливилось иметь дочь, драгоценную девочку – принцессу, рисуют ей в будущем образ идеальной женщины, преобладающими качествами которой будут нежность, мягкость, заботливость, уверенность в себе, ответственность, активность, такие качества называются фемининными (женскими).

Подлинной причиной разницы в поведении мальчиков и девочек являются различия в социальном статусе и ролевой позиции, которые «заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и женщин, которые нашли свое отражение в поведении детей».

В исследованиях А. А. Авраменковой изучалось отношение в семье к хозяйственным обязанностям родителей по представлениям младших школьников. «Картинки из детского лото дети раскладывали на «мамины» и «папины». «Мамиными» оказались предметы домашнего обихода и хозяйственных работ – стиральная машина, пылесос, швабра, даже молоток с гвоздями; «папины» предметы – это предметы отдыха; телевизор, книги, газеты, лыжи, мягкое кресло или диван. Лишь некоторые выбрали картинки с изображением транспортных средств или орудий труда».

Почему это происходит? Почему так отличаются в поведении и восприятии окружающей действительности мальчики и девочки?

Целью моей работы является установление различий в восприятии мира девочками и мальчиками, проявление ими своих способностей, умение справляться с трудностями или бороться с недостатками, т. е. понять чем похожи и чем различаются их миры.

«Мальчик вступает в мир не просто ребенком, а уже с рождения будущим мужчиной или женщиной. И мать баюкает не «вообще» ребенка, но мальчика или девочку. Даже уход за ними не вполне одинаков, что уже говорить о воспитании! Цель педагогических забот взрослых (нет необходимости это доказывать) – как можно деликатнее учить мальчика быть мужчиной, девочку женщиной. (Г,П,Разумихина).

В будущем «Быть мужчиной или быть женщиной в будущем – участь каждого ребенка, прежде всего, это значит – быть настоящим человеком. Общечеловеческие достоинства: доброта и порядочность, честность и трудолюбие, верность и высокая нравственность украшают и мужчину и женщину» (В. Шубкин).

«Взрослые по-разному относятся к девочкам и мальчикам: к одним -утонченно, к другим - не так нежно. Отношение выражается через одобрение одних типов поведения детей и осуждение других. Мальчикам разрешают более шумные или жестокие игры чаще, чем девочкам. Мальчику не возбраняется беспорядок в комнате с почти удивительным оправданием: «ОН просто мальчик». Маленькие мальчики и девочки могут быть одинаково чувствительными, легко ранимыми. Однако девочке позволительно заплакать, а мальчика, скорее всего будут уговаривать: «Большие мальчики не плачут» - или критиковать за мягкость» (Д. Лешли).

Девочка чувствует себя в семье комфортно и счастливо, когда она ощущает, что ее опекают, о ней заботятся, за ней ухаживают, оказывают всевозможные знаки внимания. В таких идеальных условиях, девочки приобретают навыки доброго и сердечного отношения к другим людям.

Мальчики, напротив, стараются избегать опеки и излишнего ухода, они отрицательно реагируют на изобилие ласк и прикосновений, стараются самостоятельно решать свои задачи, упорно двигаясь к поставленной цели. По пути этого следования к цели им частенько приходится игнорировать советы и замечания со стороны взрослых, также их мало волнует внешний вид и окружающая обстановка.

Установлено, что среди детей в возрасте от 1 года до 7 лет травмы у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек почти в 2 раза. «Мальчиков в семье чаще ругают, реже берут на руки, речь взрослых содержит при этом прямые указания к действию (отойди, принеси, дай и т. п.), а в разговоре с девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, красиво, люблю)».

Соответственно и обратная связь детей с родителями имеет те же выражения: девочки более ласковы, мальчики резки и кратки.

2 КОММЕНТАРИИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА К ВОПРОСУ О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ

Физиологическая сторона воспитания мальчиков и девочек несколько отличается. Девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, их более раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще всего основываются на ближнем зрении: они раскладывают перед собой свои «богатства»: кукол, тряпочки и т. п. - и играют в ограниченном пространстве, например, в маленьком уголке, который они стараются превратить в уютный и приятный.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель или друг в друга, используя при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на развитии мышечной системы.

Мальчики, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуют большего пространства. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, взбираются на шкафы.

Следующая особенность заключается в том, что девочки расположены к выживанию, мальчики к прогрессу. Если приглядеться внимательно к рисункам детей на тему «Космос», можно увидеть следующее. Вот ракета, тщательно прорисованы все детали: дюзы и сопла, рядом космонавт стоит спиной к нам. А на спине – множество разных датчиков. Чей это рисунок? Мальчика. А вот другой рисунок: ракета нарисована схематично, рядом с ней – космонавт, стоящий лицом к нам. А на лице – глазки с ресничками, губки – все тщательно вырисовано. Это, конечно, рисовала девочка. Мальчики чаще рисуют технику, девочки – людей (принцесс), в том числе себя.

Установлено, что мальчики (мужчины) лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решать принципиально новую задачу. Но их требования к качеству, аккуратности и тщательности исполнения и выполнения работы очень невысоки.

Об особенностях эмоциональной сферы мальчиков и девочек.

По мнению учителей, воспитателей, мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, неряшливы, несдержанны, нетерпимы, не уверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако надо иметь в виду, что такое видение мальчиков не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.

Мальчик очень изобретательно относится к эмоциональным воздействиям. Родители могут считать его неэмоциональным, а учитель – наоборот. Родители часто считают девочек тревожными, в то время как школьный психолог этого не находит. А у мальчиков встречаются обратные случаи: психолог находит их очень тревожными, а родители – нет.

Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения информации («Какой следующий урок?»), девочки – для установления контакта со взрослыми («А вы к нам придете?»).

Мальчики (мужчины) более ориентированы на информацию, девочки (женщины) – на отношения между людьми.

3 КОММЕНТАРИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ВОПРОСУ О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ

Как мальчики и девочки отвечают на занятиях?

Мальчики смотрят на парту или в сторону перед собой. Если знают – отвечают уверенно.

Девочка смотрит в лицо учительнице, отвечая, ищет у нее в глазах подтверждения правильности ответа и при поддержке продолжает более уверенно.

На уроке девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности (смотрят на учителя, а учитель ориентируется на них). Мальчики «раскачиваются» долго и на учителя смотрят редко. К сожалению, приходится ориентироваться на девочек и «подтягивать» к этому уровню мальчиков.

У девочек обычно лучше развита речь, часто они «сильнее» мальчиков в уровне подготовки, они заметно «забивают» мальчиков в речевом плане, но их ответы более однообразны.

Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и, кажется, они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он очень интересен и разнообразен. Мальчик может найти новое, нестандартное решение задачи, но при этом сделать ошибку в вычислениях только потому, что новый «путь» найден и «очаг» интереса уже угас.

Почерк у мальчиков и девочек разный: девочки пишут более правильно, красиво, стандартно, элементы букв ближе к тем, что даются для образца. Почерк мальчиков чище более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, менее похожий на установленные стандарты.

Несмотря на такие различия, работать интересно и с девочками, и с мальчиками, т. к. они дополняют друг друга в целостном процессе обучения.

Выполняя данную работу, мною были проведены следующие наблюдения: 1. поведение мальчиков и девочек на уроках; 2. поведение мальчиков и девочек на переменах; 3 общение между мальчиками и мальчиками, девочками и девочками; мальчиками и девочками.

В результате моих наблюдений я отметила, что на уроках мальчики менее активны и эмоциональны, реже поднимают руку при готовности отвечать. Девочки всегда о своей готовности к ответу сигнализируют поднятой рукой. Мальчики часто не доучивают уроки, особенно правила или стихотворения, не любят читать выразительно, девочки, наоборот, охотно выходят к доске для выразительного чтения, практически всегда заучивают правила. И в тетрадях у девочек порядок, все работы выполнены аккуратно, соблюдены все нормы, произведены разборы. У мальчиков чаще всего много помарок или исправлений. Задания могут быть выполнены небрежно. Изучив результаты анкеты «Любимый школьный предмет», я пронаблюдала, что девочки и мальчики одинаково любят математику, но девочки лучше оформляют краткую запись к задаче, а мальчики быстрее находят искомые данные, более рациональные способы решений. На уроках математики мальчики ведут себя более активно и эмоционально, чем на других уроках (кроме физической культуры). Очень редко среди мальчиков выбор любимого предмета выпал на чтение, ИЗО, ознакомление с окружающим миром, русский язык. Для девочек данные предметы при выборе – вовсе не редкость. На уроках технологии девочки всегда более успешны, их работы более аккуратны, правильны, красивы. Мальчики лучше девочек справляются с работой по изготовлению моделей из конструктора. Их модели очень интересны, разнообразны, изобретательны. Девочки, почти всегда, выполняют такие работы только по образцу. Наибольшую изобретательность девочки проявляют при выполнении аппликации, аригами, при работе с тканью. Их изделия всегда отличаются в лучшую сторону. Очень любят мальчики физкультуру, девочки предпочитают на уроках выполнять гимнастические упражнения. Мальчики любят игры с мячом, метание, прыжки, бег и другие занятия, где двигательная активность очень высока. Они просто неутомимы. Но при выполнении упражнений со скалкой или танцевальных шагов девочки всегда лидируют. Рисуют девочки тоже более правильно и аккуратно, но если рисунки связаны с изображением техники, то мальчикам это удается лучше. А все остальное – достояние девочек.

При наблюдении за особенностями поведения девочек и мальчиков на переменах я заметила, что подавляющее количество мальчиков предпочитают подвижный отдых, т. е. игры с высокой двигательной активностью: они бегают, прыгают, дерутся, громко при этом кричат, стараются лидировать среди других участников игры. Доказательством моего наблюдения можно считать результат анкеты «Занятия на перемене», которая была проведена мной среди учащихся 2-4 классов. Большинство мальчиков сделали выбор в пользу двигательной активности. Спокойный отдых из 61 человека выбрали 17 человек. Среди девочек из 57 человек двигательную активность на перемене выбрали 24 человека, остальные - спокойный отдых. Но даже «активные» девочки отдыхают на перемене не так, как мальчики: они кружатся, прыгают на скакалке, играют в игры, но при этом не создают столько шума и «не развивают больших скоростей». Многие из девочек, выбравших спокойный отдых, приносят в школу игрушки, рисуют, читают, рассказывают друг другу о своих впечатлениях от прочитанной книги или нового платья. Как правило, они собираются в небольшие «группки по интересам» и дают друг другу ценные советы. Шума и кутерьмы при этом не наблюдается.

Чтобы картина о предпочтениях в поведении на переменах была более достоверной, а провела среди учащихся анкету «Любимое занятие в свободное от уроков время». Из опроса стало видно, что большинство мальчиков так же предпочитает подвижные виды деятельности или игры на компьютере. Девочки же отдали и здесь предпочтение пассивным видам: шитью, рисованию, чтению, играм с куклами, просмотру мультфильмов и т. д.

Что касается общения, то большинство опрошенных выбрали вариант «общение и с девочками, и с мальчиками». 25 мальчиков из 67 предпочитают общаться только с мальчиками, 5 человек – только с девочками; среди 68 девочек 8 человек предпочитают дружить только с мальчиками, 38 человек – и с мальчиками, и с девочками.

Хотелось бы отметить, что с одинаковым интересом к работе над моими анкетами отнеслись все ребята. Это значит, что они всегда готовы оказать помощь своему товарищу по школе.

1. «Мальчики и девочки – два разных мира. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают». (М. А. Иванова).

Мальчики и девочки по-разному себя ведут на уроках и переменах, по-разному относятся к учебе, по-разному, общаются между собой. И это хорошо. « У мальчиков и девочек – разное жизненное назначение: хозяин и хозяйка в будущем; у девочек – женская линия развития, у мальчика – мужская» (Ж. Е. Олконина).

2. В школе комфортно чувствуют себя и мальчики, и девочки. Каждому доступно найти себе дело по душе, иметь свой любимый предмет и даже нелюбимый, проявлять свои индивидуальные качества и учиться видеть их в других ребятах.

3. «Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково». (И. А. Нахалова).

Но обучение девочек и мальчиков должно быть совместным. Мы дополняем, друг друга, делаем общение более интересным и разнообразным, учимся уважению друг к другу, выполняя общие дела. Иначе жизнь была бы скучной и односторонней.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Потребность в доверии и заботе

У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.

Забота - это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление, сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота - это активная разновидность любви.

Заботиться - значит интересоваться и проникаться жизнью малыша.

Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.

Естественно, каждому ребенку нужно и доверие, и забота, но в разных пропорциях. Все хорошо в меру. До девятилетнего возраста всем детям требуется много заботы и несколько меньше доверия. После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется, - он стесняется вашего поведения.

Приблизительно в девятилетнем возрасте у ребенка начинает развиваться чувство собственного «я» как отдельной от родителей сущности. С этого момента и до восемнадцатилетнего возраста детям требуется больше доверия, хотя и забота тоже по-прежнему нужна.

Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия.

Если мама слишком заботится о том, чтобы удовлетворить ту или иную потребность мальчика, он нередко толкует ее поведение следующим образом: «Она не верит, что я могу сделать это сам». Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.

Матери нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Родителям следует понять, что мальчики формируют позитивное представление о себе на основе доверия со стороны окружающих, а девочки - на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.

Самая сложная задача для женщины - снова начать доверять мужчине после того, как он причинил ей боль, тогда как мужчинам особенно трудно возродить в себе желание заботиться о женщине, если это желание почему-то угасло. Когда во взаимоотношениях между супругами возникают трудности, женщины чаще всего жалуются: «Я не получаю то, что мне необходимо» (то есть «Я не верю, что он даст то, что мне необходимо»). Мужчины же жалуются, что «все равно ей ничем не угодишь, так зачем же утруждать себя?» (то есть «Я о ней больше не забочусь»). Женщины обычно жалуются: «Он обо мне перестал заботиться», - а мужчины говорят: «Она всем недовольна, поэтому я и перестал заботиться о чем бы то ни было».

Эти различные тенденции начинают проявляться еще в детстве. Приходя в этот мир, мальчики и девочки склонны в равной мере доверять окружающим и заботиться о них. Когда малыши встречают пренебрежение к своим нуждам и желаниям, или испытывают боль от того, что эти нужды и желания не удовлетворены, реакция мальчиков обычно состоит в том, что они меньше заботятся об окружающих, а реакция девочек в том, что они начинают меньше доверять. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим; а по отношению к мальчику необходимо проявить больше доверия, приятия и одобрения, чтобы побуждать его заботиться об окружающих.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Так проявляется ее потребность оставаться слабой и зависеть от окружающих. Ей необходима уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку родителей. Нередко девочки удовлетворяют эту свою потребность, делясь со старшими чувствами и обращаясь к ним за помощью. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих.

Иногда, если девочка не в силах получить то, что ей требуется, она подавляет свои женские качества (слабость, ранимость) и начинает испытывать свойственную мальчикам потребность в самостоятельности, доверии, приятии и одобрении. Для девочки настолько больно нуждаться в заботе и не получать ее, что она отвергает свою женскую сущность и развивает мужские качества.

Если девочкой пренебрегают, она может развить в себе мужские качества - чтобы не испытывать боль от неудовлетворенности.

Это не означает, что девочка, которой свойственны мужские черты, непременно недополучила то, что необходимо ей для развития женских качеств. Возможно, у нее просто активный темперамент, вследствие чего эта девочка ведет себя как мальчик. Несмотря на то что некоторые девочки ведут себя как мальчишки, они все равно остаются девочками, им нужно больше заботы, понимания и уважения.

Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, - однако для него важнее мотивация к действию. Без мотивации он перестает заботиться о чем бы то ни было. Если мальчишка ни о чем не заботится, он становится угрюмым, неуправляемым и начинает плохо учиться. Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности. Самая главная потребность мальчиков - мотивация к деятельности.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.

Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь, но мальчик может воспринять предложение о помощи как оскорбление. Он увидит в этом намек, что вы не верите в его способность сделать дело самостоятельно. Иногда наилучший способ проявить заботу о мальчике - дать ему возможность сделать что-либо самому. Даже если вы уверены, что у малыша ничего не получится, поверьте, что он извлечет из своей неудачи необходимые уроки. И, пожалуйста, помните: если он потерпит неудачу, ни за что не говорите ему «Ну вот, я же предупреждал».

Конечно, девочкам тоже требуется доверие, приятие и одобрение, но мальчикам для мотивации к действиям обычно необходимо всего этого больше. Мальчик охотно заботится об окружающих, когда чувствует себя компетентным и видит, что его принимают таким, какой он есть. Усиленные дозы доверия позволяют мальчику почувствовать себя компетентным. Высокая оценка – «супертопливо» для мальчика. Если мальчик видит, что окружающие ценят то, что он делает, в нем просыпается побуждение делать еще больше. Нет более сильного стимула, чем успех.

Мальчики с Марса, девочки с Венеры

Ниже я привожу несколько простых положений, которые по могут вам не забывать, что мальчики с Марса, а девочки с Венеры:

Мальчики с Марса: Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Мальчики с Марса: Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

Мальчики с Марса: Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочкам требуется больше помощи и ободрения.

Мальчики с Марса: Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.

Девочки с Венеры: Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой.

Мальчики с Марса: Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.

Девочки с Венеры: Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!