Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Особенности воспитания детей в неполных семьях. Неполная семья, дети из неполных семей


Как вырастить ребенка в неполной семье? Эта проблема, к сожалению, актуальна для православной среды ненамного меньше, чем для людей невоцерковленных. Как найти правильную линию воспитания? Как минимизировать душевные травмы ребенка? Стоит прислушаться к советам профессионального психолога.

Ерошенко Н.Н.,

кандидат психологических наук

Воспитывать детей тяжело. Даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если ребенка воспитывает один родитель - на него падает двойная нагрузка. Как не допустить воспитательного крена, неизбежного в связи с отсутствием противовеса? Как не надорваться одинокому родителю? Ведь не только воспитывать - и работать приходится за двоих, чтобы поставить ребенка на ноги. И несмотря на то, что характер проблем для всех родителей-одиночек схожий, но вдове, разведенной, незамужней женщине и одинокому отцу придется решать эти проблемы по-разному.

Как возникла неполная семья?

Факторы, при которых возникла неполная семья, неодинаково воздействуют на ребенка. Это как при составлении истории болезни - разные симптомы указывают на разные заболевания. Итак, для начала нужно ответить на следующие вопросы:

  • Кто отсутствует в семье?
  • Как долго?
  • В каком возрасте был ребенок, когда семья распалась?
  • Кем был заменен отсутствующий родитель?
  • Каким был отсутствующий родитель?
  • Каким является присутствующий родитель?
  • Каков сам ребенок?

Безусловно, в деле воспитания мелочей нет. А в неполной семье - тем более. Имеют значение и социальный фон, и материальный статус, и культурная среда, и наличие бабушки с дедушкой…

Отдельно стоит причина возникновения неполной семьи. Отец умер от несчастного случая или совершил самоубийство? Сел в тюрьму или уехал за границу? Развод произошел по взаимному согласию, или папа просто бросил семью? Разные ситуации наносят душе ребенка травмы разной степени тяжести - и эту степень обязательно нужно учитывать.

Конечно, хорошо, когда ребенок воспитывается в полной семье, где все друг друга любят, уважают, друг другу доверяют. Но сама по себе полная семья не является гарантией счастья и успешного воспитания. Она лишь создает более выгодные предпосылки. И забывать об этом не стоит.

Особенности воспитания в неполной семье

Распад семьи наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить - в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями… И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.

Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию - стать для своего ребенка и матерью, и отцом. Скажем сразу - миссия невыполнима. В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как правило, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребенка. Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца - и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери - ее любви, теплоты, ласки. А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребенка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье - это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.

Ребенок способен отличить мать от отца, поэтому не прикидывайтесь тем, кем вы не являетесь. Основным оружием в борьбе за воспитание должно стать осознание своей ответственности. Ребенку необходимо чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию. Авторитет должен расти постепенно, как результат культурного общения с людьми, серьёзного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем и вопросов; но прежде всего, - правдивости и искренности воспитателя.

Кроме того, не стоит забывать, что ребенок - не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.

О трудностях отцов-одиночек

У отца-одиночки положение еще менее выгодное, чем у одинокой мамы. Мать связана с ребенком физически; отец этой связи лишен. Он не мучался токсикозом во время беременности, не кричал в родовых схватках, не кормил ребенка грудью… А ведь именно эти стадии создают тот интимный контакт матери и ребенка, который невозможно ничем заменить.

И все же нет оснований дисквалифицировать отцов-одиночек, хотя их путь к своему ребенку будет более долгим и более сложным.

Повторный брак

К повторному браку нельзя относится однозначно хорошо или однозначно плохо. Все зависит от того, чем он обернется для матери и ребенка. Хорошо, если новый брак повысит внутреннюю жизненную уверенность матери, а тем самым и ребенка. Но если есть вероятность ослабления такой уверенности, возникновения конфликтов, напряженных отношений - новый брак нежелателен.

Потребности ребенка для здорового развития

У ребенка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.

Первый круг: взаимное общение между ребенком и родителем.

Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами - и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребенке - и начинает душить его своей любовью. Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.

Второй круг: потребность социального учения.

И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество - никто не спорит с ней о взглядах на воспитание. Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре. А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.

Третий круг: эмоциональные потребности

И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами. Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются - если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их «открытиям». Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.

Четвертый круг: включение ребенка в общественную жизнь

Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребенку знакома практически одна социальная роль - его матери. В связи с этим психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи - как сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию? Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?

Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола. Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции. Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

Подводим итоги

Если одинокий родитель примет к сведению все вышеизложенные факторы - он имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.

Для маленького ребенка общество - это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях - несмотря на определенные трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить - несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребенка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому - будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растет ребенок.­­

Также в номере:

Уважаемые читатели, данная статья будет интересна для тех, кого интересуют проблемы воспитания детей в неполных семьях. К сожалению, в наше время не редкость встретить ребенка, растущего без отца или без матери. С точки зрения психологии, безусловно, малышу не хватает второго родителя. Однако, вам под силу минимизировать отсутствие мамы или папы, соблюдая особые правила и не допуская ошибки.

Как воспитывать малыша

Родитель должен понимать, что, воспитывая ребенка в одиночку, необходимо учитывать все его потребности. Только так вы сможете вырастить человека, который будет здоров психически, с нормальной самооценкой и взаимоотношениями в обществе.

  1. Потребность развития социальных навыков. Ребенок должен понимать, как вести себя в обществе, очень важно общение со сверстниками. Не обойтись и без формирования опыта на своих ошибках.
  2. Активное участие в общественной жизни. Большую роль отыгрывает посещение мероприятий культурного характера.
  3. Родительское общение с малышом. Тут очень важно, не переусердствовать, но в то же время дать достаточно заботы и любви. Ребенок должен получать столько вашего внимания, сколько ему необходимо. Часто на плечи одинокого родителя ложится большая ответственность, необходимость добывать деньги и много бывать на работе. Однако, нужно находить время, выслушивать переживания малыша и помогать ему советом.
  4. Потребности эмоционального характера. Очень важно вовремя отвечать на вопросы, интересующие ребенка, его поступки, часто хвалить за успехи, принимать активное участие в его жизни.

Половое воспитание

Когда ребенок воспитывается в неполной семье, может возникнуть серьезная проблема, если мальчик остался с мамой или девочка с папой, то есть половая принадлежность родителя не совпадает с полом малыша.

По мере взросления, дети начинают копировать поведение взрослых, мальчики — папино, девочки – мамино. В этот момент очень важно присутствие примера для подражания.

Однако, что делать, когда такой возможности нет. Очень сложно сразу быть и папой, и мамой. К тому же, как мужчине объяснить девочке о женских проблемах и переживаниях, а женщине — как быть мужчиной.

Самым оптимальным выходом является адекватная замена. В данном случае, может рассматриваться либо новый папа, новая мама, либо близкий родственник или друг необходимого пола. Главное, чтоб у малыша сложились хорошие отношения и взаимопонимание с этим человеком. Если в вашей семье не хватает папы, то для мальчика хорошей заменой станет дедушка или дядя. Если отсутствует мама, то для юной принцессы хорошим примером будет тетя или бабушка.

Очень важно, чтобы удачно подобранный родственник максимально уделял внимание подрастающему поколению, регулярно общался с ребенком, подсказывал и направлял его.

Если дети из неполных семей не имеют других родственников, кроме единственного родителя, то задумайтесь, возможно, в вашем окружении есть сосед или коллега по работе, который с радостью составит компанию вашему ребенку. Тогда вам удастся избежать проблем неправильного полового воспитания.

Ошибки одиноких мам

Плохими отзывами об отце вы можете испортить будущее дочери

Воспитание ребенка в неполной семье может отягощаться родительскими ошибками.

Женщины могут не задумываться над своим поведением в присутствии малыша, тем самым портя отношения с ним, теряя его доверие, а иногда и нанося вред психологическому здоровью.

Проблемы пап

Первая проблема, которая возникает между родителем и ребенком — это отсутствие невидимой связи. Дело в том, что мать вынашивает малыша, дарит ему жизнь, вскармливает грудью. У них формируется крепкая взаимосвязь на подсознательном уровне. Зачастую мужчины просто не испытывают такой привязанности к ребенку.

Особую сложность папа испытывает, когда на его плечи ложится забота о подрастающей девочке. Чаще всего после такого воспитания можно встретить пацанку, у которой совершенно отсутствует женственность. Такой женщине будет сложно построить семью, она будет чувствовать себя «отцом семейства», что понравится не каждому мужчине.

Рассматривая особенности воспитания ребенка в неполной семье, необходимо учитывать такие правила.

  1. Уделяете ребенку, как можно больше времени.
  2. Всегда выслушивайте малыша, интересуйтесь его переживаниями и проблемами в детском саду или в школе.
  3. Не настраивайте ребенка против второго родителя.
  4. Попытайтесь стать лучшим другом для своего малыша.
  5. Не ругайте ребенка, если он вспоминает, как хорошо жилось в полной семье.
  6. Хвалите своего малыша, но только заслуженно, не перегибайте палку.
  7. Не замыкайтесь. Обязательно общайтесь с разными людьми, ходите на выставки, в театр.
  8. Очень важно, чтоб малыш имел общение с людьми того пола, какого недостающий родитель.
  9. Если ребенок интересуется причинами развода, не стоит придумывать сказки, лучше сразу рассказать всю правду, с учетом возраста малыша.
  10. Если ваш карапуз противоположного пола, читайте литературу, узнавайте гендерные особенности детей. Отец должен уметь поддержать и объяснить непонятные изменения в организме дочери, а мать — сыну.
  11. Нельзя впадать в депрессию. Помните о том, что малыш остро реагирует на ваше состояние, настроение передается и ему. Держите себя в руках, ведь вы не хотите, чтобы пострадала психика ребенка.
  12. Никогда не произносите вслух при малыше, что вы навсегда останетесь одинокой и никому не нужной или, что все женщины (мужчины) — плохие.
  13. Если вы планируете создать новые отношения, всегда учитывайте мнение малыша и старайтесь наладить контакт между ним и вашим новым избранником или избранницей.

Теперь вам известны особенности детей в неполных семьях. Придерживайтесь вышеизложенных советов и старайтесь сделать так, чтоб отсутствие второго родителя было максимально незаметным для подрастающего малыша.

По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста - каждый седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена «материнская» семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами. Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться?

У каждой неполной семьи - своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего «ведущим», стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: «как бы не избаловать», «не отбился бы от рук», «вдруг проявится плохая наследственность». Тогда матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются - в особенности общаясь с сыновьями - играть роль «строгих отцов»... и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская - это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к «сиротинушке», которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей по принципу «свято место пусто не бывает». Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как «замещать кого-то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять семейные секреты»... Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.

Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни - сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей - это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. И наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, - что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели «культа самопожертвования», когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально «покидает» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и - отчасти - матери.

Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего возраста. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем - якобы никудышном муже и отце. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка - трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. И наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

Как отмечает известный специалист, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для матери - внушить ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

Развивайте социальные связи своей семьи , чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей - это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка заСЧЕТ развития вербальных);

2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Математические способности - едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях - чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.


Похожая информация.


Воспитание ребенка в неполной семье… Это словосочетание в современном обществе имеет негативную окраску, в нем как-бы изначально заложен смысл неполноценности, ограниченности. Априори считается, что воспитание ребенка без отца (или без матери) означает, что он недополучит что-то очень важное - ласку, материальное обеспечение или личный пример отсутствующего родителя.

Бытует мнение, что дети, воспитанные в неполной семье, вырастая, испытывают сложности в создании и сохранении уже своих семей, а также с трудом проходят процесс социализации в обществе. Однако только ли отсутствие второго родителя негативно сказывается на воспитании ребенка в неполной семье? Или же есть другие причины его жизненных неудач?
Ответить на этот вопрос помогает Юрия Бурлана.

Воспитание ребенка в неполной семье

- Что-то ты, дочка, поправляться начала…, - подозрительно спросила мама, взглянув на округлившуюся фигуру незамужней дочери. - Ты, случайно, не беременна?
Девушка вспыхнула, как маков цвет, потом побледнела, вскочила и убежала в другую комнату.

Мама растерялась - она никак не ожидала, что её фраза, сказанная полноватой дочке в шутку, окажет такое действие. Тревога ледяной колючей лапой сжала материнское сердце…
Через 4,5 месяца мама стала бабушкой, а её дочка - мамой-одиночкой. И перед ними в полный рост встала проблема - как воспитывать ребенка без отца, который пожелал остаться безликим прочерком в свидетельстве о рождении.

У матери-одиночки возникает огромное количество вопросов, касающихся воспитания детей. Как в таких условиях правильно воспитать ребенка? На что следует обратить внимание? Как возместить ребенку недостаток отсутствующего родителя?

Сразу оговорюсь - обеспечить ребенку счастливое детство и условия для полноценного развития можно, вне зависимости от того, воспитывается он в полной или же в неполной семье. Для этого нужно лишь учесть его врожденные свойства.

И разобраться в своих…

Воспитание ребенка без отца - почему «исчезает» мужчина

Теоретически, обстоятельства, вынудившие мужчину оставить женщину одну с ребенком, могут быть самыми разными. Но по большому счету наш жизненный сценарий напрямую зависит от нашего набора векторов, уровня их развития и реализации. Отношение к детям, к их воспитанию также зависит от векторального набора родителей.

Как правило, мужчины, не желающие связывать себя «лишними» обязательствами, неминуемо возникающими при рождении ребенка - это обладатели кожного вектора. К свойствам кожного вектора относятся стремление к новизне (в том числе и в плане сексуальных связей), желание сэкономить и получить выгоду. Кроме того, для людей с кожным вектором характерна гибкость мышления и умение быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации.

Мужчин с неразвитыми свойствами кожного вектора врожденное желание сэкономить подчас толкает на поступки, которые общественная мораль осуждает. Например, бросить забеременевшую женщину.

Они без особых проблем могут оставить своих детей на попечении женщины, полностью забывая о своих родительских обязательствах. Эти же мужчины «откупаются» алиментами, абсолютно не претендуя на участие в воспитательном процессе.

Воспитание ребенка в неполной семье - О чем должна знать мать-одиночка

Что же делать женщине, оставшейся с ребенком, и «брошенной» мужчиной? Как воспитать ребенка без отца и вырастить его счастливым? Очень важно создать оптимальные условия для развития именно тех свойств, которые заложены в ребенке от рождения. И здесь приходит на помощь Юрия Бурлана, позволяющая дифференцировать врожденные свойства человека.

Понимая, какие процессы протекают в бессознательном ребенка, маме, даже без поддержки мужчины, намного проще найти правильный подход к ребенку, помочь ему в полной мере раскрыть его потенциал.

Наша реакция на разворачивающиеся события зависит от наших психических свойств - от набора векторов, а также от степени их развитости. Мама с развитым кожным вектором , вынужденная воспитывать ребенка без отца, скорее всего, быстро приспособится к ситуации. Она, с большой долей вероятности, сможет вступить в новые отношения и найдет для своего ребенка отчима, готового обеспечивать семью и участвовать в процессе воспитания.

Совсем другая картина складывается, если в наборе векторов мамы присутствует анальный. Для людей с анальным вектором, семейные ценности приоритетны. Для них крайне важно, чтобы все, в том числе и семейная жизнь, складывалось в соответствии с принятыми нормами. В таких условиях нежелание мужчины участвовать в воспитательном процессе, его «бегство» из семьи воспринимается как предательство и порождает чувство сильнейшей обиды. Причем это негативное чувство нередко распространяется не только на конкретного мужчину, но и на весь сильный пол.

В этом случае возникает очевидная опасность для ребенка - мама может неосознанно проецировать на него свои обиды. Кроме того, обиженная анальная мама зачастую старается сформировать в сознании ребенка негативный образ «отца-предателя», не осознавая, что тем самым подрывает его ощущение психологической защищенности.

Для людей с анальным вектором характерна вязкость мышления, неумение быстро приспосабливаться. Для них очень важен первый опыт - если он негативен, в психическом анальника формируется «якорь», не дающий ему создавать новые отношения «с чистого листа».

В результате женщина, брошенная отцом своего ребенка, не может вступить в новые отношения. Проблема зачастую усугубляется сексуальными фрустрациями, анальный вектор наделяет женщину мощным либидо, а врожденная консервативность, не позволяет получить удовлетворение в случайных связях.

Куцее временное облегчение в этом случае дает садистирование и критиканство. И «под огнем» очень часто оказываются самые близкие люди, в том числе и ребенок.

Отсутствие сильного мужского плеча, на которое мы могли бы опираться при воспитании ребенка, делает нас еще более требовательными к самим себе и к своим детям - ведь нет худшего позора, чем брошенное соседкой «безотцовщиной растет, вот и хулиганит».

Воспитание ребенка без отца - Как не задушить его любовью

- Сынок, не бегай, упадешь!..
- Не смей залезать на горку – это опасно!..
- Нет, не ходи на улицу, там полно хулиганья – лучше сядь, почитай…
- В садик? Вы с ума сошли? Моего ребенка там будут бить и обижать! Только мать знает, что лучше для её ребенка!..


Под девизом «Мама лучше знает» зачастую проходит детство детей анально-зрительных мам - самых лучших, самых заботливых и внимательных. Однако в том случае, если «зрение» такой мамы недостаточно развито, либо не находит своей реализации, материнская забота и любовь может превратиться в удушающую гиперопеку.

Мы, анально-зрительные мамы, очень боимся, что нашего ненаглядного ребенка испортит «улица». Еще бы, ведь там гуляют сплошь хулиганы и бездельники, тогда как мы своего малыша воспитываем в лучших семейных традициях.

Вот и стараемся всеми силами оградить ребенка от тлетворного влияния «улицы». На кружки разные записываем, в спортивные секции водим. И дома глаз не спускаем - контролируем каждый шаг ребенка, каждое его слово.

Пусть лучше лишний раз книжку почитает, чем на улице с мальчишками будет хулиганить…

В результате ребенку негде получить навыки социализации. Ведь в любых детских играх заложен очень глубокий смысл - играя со сверстниками, общаясь с ними в неформальной обстановке, ребенок учиться находить свое место в обществе.

Тотальный контроль, полное лишение ребенка самостоятельности, повышенная тревожность за ребенка, не позволяют полноценно развиться его врожденным свойствам.

Этот перекос «выходит боком» во время пубертата, когда природа старается наверстать упущенное, а ребенок, не получивший навыков социализации, «срывается с катушек» и демонстрирует маме проблемы переходного возраста во всей красе.

Глубокое понимание особенностей своего психического позволяет скорректировать свое отношение к сложившейся ситуации, а также к воспитанию ребенка.

Воспитание ребенка при разводе

Сегодня все чаще достоянием общественности становятся скандалы, связанные с «дележкой» детей после развода. Если раньше предпочтение в подавляющем большинстве отдавалось матери, то сегодня мужчины нередко заявляют о своем родительском праве и пытаются убедить суд, что им можно доверить воспитание ребенка при разводе.

Судьям приходится принимать во внимание большое количество факторов, чтобы понять, с кем лучше оставить ребенка. Моральный облик родителей, их материальный достаток - учитывается все, кроме самого главного… Природой предназначено так, что за ребенком должна ухаживать мать. Именно поэтому природа наделила женщин (всех, за исключением кожно-зрительной) материнским инстинктом.

А вот отцовского инстинкта в природе не существует. Мужчина должен лишь помогать женщине, воспитывающей его ребенка, обеспечивать её материально. Это его своеобразная плата за продолжение себя во времени.

Впрочем, современное общество потребления дает женщине широкие возможности. Сегодня многие женщины вполне способны самостоятельно обеспечить не только себя, но и своих детей. Однако не стоит забывать, что наши дети живы «не хлебом единым». Материальный достаток важен, однако намного важнее, удалось ли родителям, несмотря на развод, создать условия для оптимального развития врожденных свойств ребенка.

Воспитание ребенка при разводе - о чем должен знать отец-одиночка

Несмотря на то, что традиционно дети при разводе остаются с матерью, мы знаем ситуации, при которых мать сама оставляет ребенка на воспитание отцу, отдавая предпочтение карьере, новым впечатлениям и новым отношениям.

Как правило, на подобный шаг решаются кожно-зрительные женщины, по природе своей не рожающие и не имеющие материнского инстинкта. А вот отцами-одиночками в подавляющем большинстве случаев становятся мужчины с анальным вектором - именно они способны взять на себя обязанности матери и обеспечить полноценное воспитание ребенка в неполной семье.
Более того, именно эти мужчины при разводе стараются отстоять свое право участвовать в процессе воспитания ребенка.

Но в этой ситуации существует определенная опасность, избежать которой можно, осознав особенности своего психического. Дело в том, что для анального вектора характерно деление на «чистое и грязное». В представлении анального мужчины верная жена и заботливая мать – «чистая», в то время как женщина, оставившая семью – «грязная».

Это свое видение отец пытается внушить и ребенку, негативно отзываясь о его матери. Это наносит ребенку глубокую психологическую травму, лишает чувства защищенности, необходимого для его полноценного развития.

Другой ошибкой родителя, воспитывающего ребенка в неполной семье, является попытка заменить отсутствующего маму или папу. Такой подход ошибочен - ведь роли матери и отца в воспитании ребенка абсолютно разные. Поэтому родителю-одиночке, необходимо сосредоточиться на создании благоприятной психологической обстановки, в которой ребенок сможет пережить развод родителей с наименьшими потерями.

Воспитание ребенка в неполной семье с Юрия Бурлана

Что же дает системно-векторный психоанализ родителю, воспитывающему ребенка в одиночку? Во-первых, глубокое понимание своего ребенка, его врожденных свойств.

Проблема заключается в том, что мы оцениваем окружающих людей, в том числе и собственных детей, «через себя». Мы бессознательно пытаемся наделить их своими свойствами и пытаемся их развить, вне зависимости от того, присутствуют они у ребенка или нет.

Кожная мама, привыкшая все делать быстро, активная, умеющая быстро адаптироваться, хочет видеть все эти свойства и в ребенке. Но развить эти свойства можно только в одном случае - если у ребенка также есть кожный вектор. Однако векторальный набор родителей и детей совпадает не всегда - и эта «непохожесть» способна порождать массу проблем и недопонимание.

Например, для ребенка с анальным вектором характерна обстоятельность, ригидность мышления, усидчивость. Для кожной мамы все это кажется медлительностью, заторможенностью и даже упрямством, с которым нужно «обязательно бороться». И мама начинает подгонять ребенка, дергать, чем повергает его в состояние стресса.

В этом случае реакции ребенка окончательно замедляются, вплоть до полного ступора, и он вынужден начинать все сначала. Невозможность завершить начатое дело доставляет ему психологический дискомфорт, что, в конечном итоге, и становится причиной упрямства, а также проблем с пищеварением и даже детского садизма.

Не менее сложные проблемы возникают в том случае, если обстоятельный неспешный анальный отец воспитывает шустрого, подвижного кожного сына. Пытаясь привить ему усидчивость, умение все доводить до конца, отец с анальным вектором нередко допускает телесные наказания, рассуждая «Меня отец порол - я человеком вырос. Значит, и я своего сына пороть должен, чтобы он человеком вырос!».

К сожалению, подобный подход совершенно не учитывает разность психических свойств отца и сына. Между тем кожный мальчик, к которому применяют физические наказания, с большой долей вероятности рано или поздно начнет воровать, чем окончательно убедит отца в своей «врожденной испорченности генами непутевой матери».

Юрия Бурлана полностью раскрывает нам корни всех этих многочисленных проблем. Пройдя тренинг, вы научитесь видеть за внешними проявлениями первопричину тех или иных поступков себя и своих детей, а также понимать мотивы поведения каждого человека.

P.S. В одной статье невозможно осветить все возможные жизненные сценарии неполных семей. Однако Юрия Бурлана дает главное - с её помощью любой родитель, вне зависимости от состава семьи, может создать оптимальные условия для развития именно тех свойств ребенка, которыми он наделен с рождения.

Статья подготовлена по материалам тренингов по Юрия Бурлана



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!