Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Особенности работы с подростками с девиантным поведением. Cпецифика работы с детьми девиантного поведения

Осложнение социально-экономических условий, повсеместное распространение средств массовой информации и большое их влияние, в том числе в распространении ценностей, которые противоречат общественным нормам - всё это влияет на усиление девиации среди подростков. Основная задача образовательной сферы - дать ребёнку те инструменты, которые помогут ему адаптироваться в обществе, принять его правила и нормы. В первую очередь это

Особенности работы с детьми девиантного поведения

Многим педагогам в своей практике приходится сталкиваться с детьми с девиантными поведением. К таким детям относят тех, кто отклоняется от нормы: в рамках нарушений морали, нравственности, культурных стереотипов, закона, психического здоровья. Часто в этих случаях стандартные педагогические подходы не работают и нужны другие.

Во многом может помочь среда - школа, семья, круг знакомых. Важно отследить изменения, которые происходят в поведении ребенка, в его увлечениях и представлениях о жизни. Особенно часто девиантное поведение проявляется в подростковом возрасте, так как происходит перестройка организма в целом, изменения в психической и эмоциональной сферах. При этом большое значение имеют различные факторы, влияющие на социальный интеллект подростку.

Замечание 1

Психотерапевт М.И. Буянов отмечал, что несмотря на проблемы, которые приносит подростковый возраст семье и школе, он может иметь позитивный результат: инфантильные дети становятся более зрелыми, неуравновешенные - более спокойными.

Возможные причины девиантного поведения

Причинами девинатного поведения детей в рамках существующей общественной ситуации может быть много:

  • проблемы в семейнгом воспитании;
  • наличие травмирующих ситуаций;
  • физические или психологические нарушения;
  • темперамент, формирование характера;
  • проблемы в отношениях с коллективном;
  • социальные причины;
  • ошибки педагогов.

Замечание 2

На поведении подростков отражается большая занятность родителей, недостаток любви, изменения в ценностном спектре, отсутствие контроля за детьми, общественная ситуация.

Кроме того, большую роль играет низкое уважение ребенка к самому себе. Он переживает, что не соответствует требования общества, и стремиться найти место в жизни, где он сможет выработать другие. В том числе за счет примыкания к различным группам и антиобщественным движениям.

Педагогическая коррекция девиантного поведения

Большинство подростков с девиантным поведением относятся к обучению равнодушно, у них ослаблена мотивация и есть повышенный уровень конфликтности. В рамках работы с такими детьми важна личность педагога, который может провести диагностику их возможностей, повысить интерес к учебе и помочь развить эмоционально-целевую сферу.

Замечание 3

Особенно важна для проблемных подростков систематичность и последовательность в отработке различных умений.

Важно давать подходящие задания, подбирать дополнительный материал. Также нужно оперативно ликвидировать отставание и устранять его причины. Решения педагог принимает в зависимости от той проблемы, которая перед ним стоит. Он может проводить различные виды мероприятий, организовать индивидуальные консультации с психологами и психиатрами, вовлекать детей в активную школьную деятельность через кружки и секции.

Также важно:

  • создавать портфолио личных достижений ученика;
  • учитывать посещаемость и успеваемость детей;
  • вовлекать родителей
  • отслеживать как складывается дальнейшая судьба детей.

В первую очередь, имеет значение индивидуальный подход к каждому ребёнку и умение, а главное желание разобраться в тех проблемах, которые у него есть. Не менее ценно уважение к его особенностях и понимание той среды, в которой он растёт.

Методы работы с детьми девиантного поведения.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)
Психологические факторы это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:
*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.;
*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.
Технология социально –педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется.
При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации.

При взаимодействии с агрессивным ребенком

    принимайте ребенка таким, каков он есть;

    предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;

    расширяйте кругозор ребенка;

    включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;

    игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

    Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и учителей. Объяснением . Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.

Если ребенок испытывает страхи.

    принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться;

    развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и свое внимание;

    с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;

    заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.

Если ребенок лжет, следуйте таким правилам:

    чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;

    если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;

    найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее так, чтобы разрешить эту проблему;

    не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку.

ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ.
20 век – самый агрессивный век.
Наличие некоторых гормонов влияет на появление агрессивности.
Теории агрессивности.

    Агрессивность врождённая черта характера.

    Агрессивность – порождение воспитания, социализации.

    Психоаналитическая теория Фрейда.

У человека заложено два основных инстинкта: «донатас» – инстинкт стремления к смерти, «натас» - инстинкт стремления к жизни (sex). Агрессивность – врождённая черта человека, поэтому всегда будут войны. Эта теория не объясняет, почему агрессия проявляется по-разному.

    Теория фрустрации агрессии.

Агрессия проявляется в определённых ситуациях, когда не удовлетворяется наша потребность. Не до конца объяснила, почему люди ведут себя по-разному.

    Теория социального научения.

Проявление агрессии связано с окружением, социумом.

Этапы формирования агрессивного поведения.

    Присвоение индивидуумом (ребёнком) системы норм, образцов и правил поведения в процессе взаимодействия с ближайшей микросредой (семьёй).

    Формирование стереотипов агрессивного поведения, одобряемых семьёй и референтной группой.

    Наличие опыта безнаказанного насильственного поведения.

    Повышенная конфликтность, враждебность по отношению к другим людям при низком уровне самоконтроля. Формирование черты личности.

Признаки агрессивного поведения.

    Нанесение вреда физического, морального другому физическому лицу или материальному объекту.

    Нарушение социальных норм общества.

Агрессивность – это личностная позиция, свойство личности, которая заключается в деструктивных тенденциях, в готовности и предпочтении использовать насильственные средства для реализации своих целей.
Виды агрессивного поведения.

    Импульсивная агрессия – непосредственная реакция на ситуацию.

    Инструментальная агрессия – средство достижения различных, значимых для субъекта целей.

    Враждебная агрессия – насилие, в котором проявляются деструктивные тенденции личности человека.

    Мотив групповой солидарности, сплочённости.

Виды агрессивной реакции (Басса, Дарки).

    Физическая агрессия, нападение.

    Косвенная агрессия (вспышки ярости, крик, топанье ногами, злобные шутки).

    Склонность к раздражению, повышенная возбудимость, склонность к проявлению негативных чувств.

    Негативизм. Оппозиционная манера поведения от пассивного поведения до открытой борьбы.

    Обида, зависть и ненависть к окружающим людям.

    Подозрительность от недоверия до убеждения, что окружающие люди приносят вред.

    Вербальная агрессия (крик, ссоры, проклятия, ругань, угрозы).

Различия в агрессивности мальчиков и девочек.
Врождённая предрасположенность одинаковая. В процессе воспитания мальчики становятся более агрессивные, чем девочки, так как существует поло – ролевой стереотип в обществе.

Д Е Т С К А Я А Г Р Е С И В Н О С Т Ь___________________
От рождения до одного года.
Некоторые мамы говорят: «Он с самого рождения был агрессивный».
Если ребёнок здоров, то причина его поведения в маме. Существует тесная психологическая связь с мамой, ребёнок реагирует на раздражение, злость. Ребёнку не комфортно, плохо с мамой. Способ выражения – крик, движение телом, кусание.
Почему кусается?

    Чешутся зубки.

    Плохо поступает молоко (сердится, так как еда имеет первоочередное значение).

    Неудобно держат.

Что делать?
Кормить в спокойном состоянии. Отодвинуть, посмотреть в глаза, чётко, спокойно сказать «нельзя», продолжить кормление. Устранить причину, вызвавшую укус.
Нельзя : ругать, стыдить, угрожать.
Много эмоций + негативная реакция = испуг.
Кормление очень важно для эмоционального развития малыша, поэтому должно быть приятным. Укус может быть попыткой установить контакт с мамой. От её реакции будет зависеть сохранится такой способ общения или нет.
В 7 месяцев новое – кидает игрушки, дёргает за волосы, кричит. Выражает агрессию, когда взрослый мешает достичь цели.
Реакция мамы: неверная, если мама сердится. Ребёнок ещё больше кричит. Если мама наказывает, ребёнок сначала пугается и притихает, затем привыкает и не реагирует. Тупиковый путь.
Лучше:

    Объяснить, почему «нельзя».

  • Спокойно разговаривать.

    Дать ребёнку удовлетворить любопытство.

    Поддерживать.

    Проявлять терпение, дружелюбие.

Один год.
Ребёнок исследователь. Задача родителей помогать осваивать правила поведения. Учить сдерживать гнев. Вводить запреты в разумном количестве. Нельзя бить по рукам!
Один – два года.
Учить общаться. Важно общение с мамой. Если родители эмоционально холодны, ребёнок ищет внимание у других людей, часто через проявление агрессии.
Дошкольник.
Агрессивное поведение может появляться в результате:

    Несовпадения темпераментов мамы и ребёнка.

    При ревности старшего ребёнка к младшему.

    При третировании ребёнка одним из членов семьи.

    При поощрении агрессивного поведения у мальчиков.

Ребёнку нужна любящая и заботливая мать. Формирует агрессию не шлепок по попе, данный в сердцах мамой, а её отчуждённость, холодность к нему.
Школа и агрессивность.
Школьник от 7 до 11 лет.
Период адаптации к школе сложен. Быстрые изменения не каждый принимает, отсюда сопротивление, желание, чтобы было как прежде и как следствие агрессивные реакции: грубость, отказ выполнять требования, нервное реагирование на замечания (психуют, злятся, разбрасывают предметы, портят принадлежности).
Начальный период опасен для развития и закрепления агрессивности. Наиболее часто ведут себя агрессивно те дети, чьи притязания на роль в коллективе выше, чем есть в действительности (причины: низкая успеваемость, телесные, поведенческие особенности, походка, привычки, печь, неумение общаться).
Важность периода 7-8 лет в формировании агрессивности ребёнка подтверждается исследованиями. Зафиксирована зависимость между агрессивностью в 8 лет и совершёнными преступными агрессивными действиями в 30-ти летнем возрасте.
Самостоятельность и агрессивность.

    Стараются адаптироваться в мире, вне семьи, хотят подражать детям своего возраста и пола.

    Хотят стать более самостоятельными, независимыми от родителей.

    Дети готовы тратить много времени и сил на изучение окружающего мира.

Этот период остро протекает у мальчиков. Часто для того, чтобы выйти из-под опеки взрослых, они проявляют грубость.
Что способствует развитию агрессивности?

  • Другие дети.


    Агрессивное поведение – предохранительный механизм. Лишнее напряжение находит выход извне, не разрушая личность ребёнка.
    Учитель.
    Вопросы – агрессивное действие. Учитель вынужден быть агрессивным. Если добавляется грубость учителя как вербальная форма агрессии, то учитель является для ребёнка примером.
    Дети.
    В начальной школе дети достаточно жестоки друг к другу. Если учитель или лидер класса не принимают кого-то, то ребёнок становится объектом насмешек и поэтому начинает проявлять агрессию. Если не вмешаются взрослые, поведение закрепляется.
    Семья.
    Если у ребёнка нет эмоционального контакта с матерью, недостаёт любви, заботы, то ребёнок пробует различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители часто не реагируют, воспринимая их как должное. А вот на агрессивные, анти-социальные поступки ребёнка, которые нарушают их собственное состояние или затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально. Пусть это отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), но всё же это эмоции, которых так не хватает ребёнку. Этим родители сами закрепляют негативное поведение ребёнка. В таких семьях нет образца для воспитания сочувствия и переживания, любви.
    Иногда агрессивное поведение демонстрируется родителями.
    Подросток от 12 до 16 лет.
    Формы проявления те же. Причины:

      Стремление к личной свободе. Не получается. Обозлённость на всех.

      Желают убедить весь мир, что они мужчины. Реальных возможностей нет, чтобы продемонстрировать взрослость. Кто-то начинает заниматься спортом, другие следят за телом, третьи демонстративно нарушают родительские требования.

      Подростки с низкой самооценкой чаще бывают агрессивны.

    Подросток борется не против взрослых, а против своей зависимости от них. Необходимо научиться договариваться.
    Агрессивность и сексуальность.
    Гормональный сдвиг служит причиной полового созревания и возникновению полового влечения. Принимают проснувшуюся сексуальность на подсознательном уровне, но осмыслить не могут. Изменение в теле, чувствах вызывает дискомфорт, отсюда может появиться необоснованная грубость, повышенная импульсивность, агрессивность.
    Статистика.
    13-15 лет подростки полагают, что гнев – плохое чувство (85%), сильную злость к кому-то испытывают только плохие люди (78%), когда люди злятся, они становятся хуже (74%).
    По мнению исследователей личностного роста, принятие и конструктивное использование собственного гнева является не только привилегией зрелого человека, но и собственно показателем личностной зрелости. Запрет на выражение гнева транслируется старшим поколением (родители, учителя). Неумение проявлять отрицательные эмоции приводит к преобладанию зависимого поведения, особенно в ситуации, когда надо защитить свои права.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, УЧИТЕЛЯМИ.
    Задача психолога познакомить с особенностями агрессивных детей, обучать способам взаимодействия.
    Психологическое просвещение, коррекция проводится через следующие формы работы:

      Лекции (на родительских собраниях, МО, педагогических советах).

      Тренинги.

      Индивидуальное консультирование по проблеме.

      Семинары и диспуты.

      Круглые столы.

    Можно использовать следующие упражнения:

      Коллективный продукт (определение агрессии).

      Упражнение «Портрет агрессивного ребёнка».

      Упражнение «Мир глазами агрессивного ребёнка».

      Знакомство со способами выражения гнева.

      Упражнения на развития эмпатии.

      Упражнение «Письмо агрессивного ребёнка».

      Упражнения на релаксацию, выведения гнева.

      Психологический театр.

    СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
    Стратегия несовместимых ответов. Человек не может одновременно испытывать две противоположных, несовместимых эмоции. Необходимо делать упор на проявление таких эмоций, которые не совместимы с агрессивностью:

    • лёгкая эротика, поглаживание, прижать к себе.

    Необходимо способствовать поощрению альтернативных форм поведения, создавать атмосферу, которая бы вызвала сочувствие к чужой боли, стремиться в сложных высоко конфликтных ситуациях ослабить напряжение с помощью шутки, юмора, не давая ему вылиться во враждебные взаимоотношения с людьми.
    Работа с детьми.
    Цели: 1. Учить выражать гнев в приемлемой форме.
    2. Обучать поведению в различных ситуациях.
    3. Развивать эмпатию, чувство доверия к людям.

      Уроки чтения и литературы.

      Сказкотерапия, притчи.

    «Крутой» = уверенное поведение + много агрессии.
    «Сильная личность» = уверенное поведение + много поддержки.

      Упражнения из телесноориентированной терапии:

    «Стиральная машина», «Дождик».

      Тренинговые упражнения:

    «Уверенное, неуверенное, грубое поведение»
    «Прогноз погоды» «Два барана»
    «Камешек в ботинке» «Доброе животное»
    «Спустить пар»
    «Толкалки»
    «Датский бокс»
    «Тух – тиби - дух»
    «Довольный, сердитый»
    «Ворвись в круг»
    «Листок гнева»
    «Эмоциональный словарь»
    «Маленькое привидение»
    «Волшебные шарики»
    «Обзывалки»

    Организация занятости учащихся с девиантным поведением

    в КГУ «Средняя школа № 24»

    Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности (слайд 2 )

    В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

    По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм и т.д.)

    Итак, девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе

    (слайд 3 ).

    Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми». Я. Гилинский отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений».

    Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

    На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.

    Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации (слайд 4 ). И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

    В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирования, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи (слайд 5 ), определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье, составляют «Социальный паспорт класса» (слайд 6 )

    Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями. Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель будет иметь возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.

    На основании собеседования с классными руководителями зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог проанализировав и обобщив данные о семьях, составляет «Социальный паспорт школы» (слайд 7). Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся.

    Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной социально-психолого-педагогической карте» ребенка (слайд 8 ). К этой работе подключается педагог-психолог, одним из основных направлений работы которого является психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

    В своем плане работы классные руководители планируют профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике.

    Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из тех этапов провоцирующих девиантное поведение школьников.

    В течение I четверти классными руководителями пятых и десятых классов осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями. Заместителем директора по ВР проводится собеседование между классными руководителями пятых и десятых классов и учителями начальной школы. Это собеседование проходит согласно плана работы школы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в старшее. Цель такого собеседования: как можно более полно ознакомить с особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают социально-психологическая служба. По результатам работы по преемственности проводится совещание при директоре, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.

      не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);

      не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

    Эффективность социально-педагогической работы зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: педагогов, психологов, психиатров, наркологов, работников правоохранительных органов и др. Желательно также, чтобы в школе были социальные педагоги, а также необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб.

    Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом в целом.

    Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Существует афоризм: «Человек – творец своего счастья».

    В нашей школе с детьми девиантного поведения и их семьями проводится следующая социально-педагогическая работа:

      В рамках работы родительского всеобуча организован цикл лекций для родителей испытывающих затруднения в воспитании своих детей.

      В рамках операции «Подросток», проходящей ежегодно, организован цикл лекций для трудновоспитуемых детей и детей с отклонениями в поведении с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей прокуратуры, милиции и здравоохранения.

      Ведется журнал на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которой проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.

      Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.

      Обеспечение занятости в кружках и секциях, привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях, к общественно-полезному труду. Ведь только труд дает возможность осознавать себя полезным этому обществу.

    Психологом школы были проведены следующие методики и диагностики по выявлению детей с девиантным поведением:

    Самооценка психических состояний (Опросник Айзенка)

    Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

    По результатам диагностик были выявлены дети с нарушениями в поведении. Педагогом-психологом заполняется психологические особенности учащегося. После чего каждому классному руководителю были даны следующие рекомендации:

    Наблюдение за данными учащимися

    Активное включение учащихся в различные виды деятельности (творческая деятельность, реализация двигательной активности по средствам участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и т.д.)

    Взять группу высоко тревожных детей под особый контроль, избегая в общении, по возможности, критических замечаний и негативного оценивания их личности, которые имеют психотравмирующее действие на них. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и межличностном воздействии.

    Организовывать на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков.

    Отслеживание динамики числа правонарушений среди детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете в ОДН показало рост правонарушений подростков. (слайд 9)

    Мониторинг профилактики правонарушений

    Учебный год

    Группа риска

    Уклонение от учебы (список по всеобучу)

    Эпизодическое употребление алкоголя

    Табако-курение

    Ученики на учете в ОНЦ

    Преступления

    Ученики на учете в ОДН

    Семьи, состоящие на учете в ОДН

    2013-2014

    2014-2015

    2015-2016

    Мониторинг семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (слайд 10)

    Учебный год

    2013-2014

    2014-2015

    2015-2016

    Малообеспеченные семьи

    Дети из малообеспеченных семей

    В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в нашей школе таких семей – 6, что составляет 4%, а детей девиантного поведения – 8, что составляет 3,7%, на учете в ОДН – 11, то есть 4,5 %. Из-за сдачи новых домов в районе Береке, увеличивается количество детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей.

    Дети из таких семей вовлекаются в кружковую и спортивную деятельность.

    На базе нашей школы работает ДПК «Спектр», где функционируют кружки: картинг, мотоциклетный, вокальный, «тогыз кумалак», школьные (рукопашный бой, «умелые руки», внешкольные (ДЮСШ - бокс, футбол).
    В работе с семьёй, с целью её реабилитации, социально-психологическая служба использует такие методы как:
    1. Консультирование , предоставление необходимой информации.

    2.Работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами).
    3. Групповые тренинги для родителей с целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем, химическими веществами.
    Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии, помощь в трудоустройстве в летний период.

    С целью патриотического воспитания учащихся, профориентации, для развития кругозора учащихся организовываем для них экскурсии на работающие предприятия города, по местам боевой славы, в историко-краеведческие музеи, в учебные заведения.

    Зам. директора по ВР по окончании каждой четверти проводит индивидуальные собеседования с классными руководителями. В ходе этого собеседования проводится итог определенного этапа работы классного руководителя, корректируя планы на следующий временной интервал. По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности на следующий учебный год.

    Проводя таким образом организованную работу систематически и последовательно, администрация школы, психолого-педагогическая служба имеют достоверную и полную информацию о контингенте учащихся. На основании сведений о таких учащихся строим планирование и проведение профилактики девиантного поведения школьников. Основной движущей силой в проведении данной работы является классный руководитель, так как именно он осуществляет непосредственный контакт с учащимися и их семьями. Задача зам. директора - вовремя подключить к индивидуальной или групповой работе психолога школы и социального педагога. Построив взаимодействие указанных специалистов школы таким образом, можно прогнозировать повышение эффективности профилактической работы и, как следствие, снижение количества проявлений девиантного поведения школьников.

    (слайд 11)

    Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей и работу с проблемными семьями на качественно новый уровень, необходимо:

      повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива, особенно классных руководителей, психолога, социального педагога, инспектора по охране прав детства;

      освоение новых технологий, как в воспитательном процессе, так и управлении им;

      объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы.

      привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности.

    Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества обуславливают возрастание межличностных конфликтов .

    Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

    В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением , к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

    По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания , алкоголизм и т.д.)

    Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми». Я. Гилинский отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений».

    Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

    На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.


    Главная задача всех участников воспитательного процесса - вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем основное направление работы на данном этапе - это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

    В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирования, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье.

    Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями. Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель будет иметь возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.

    На основании собеседования с классными руководителями зам. директора по воспитательной работе, проанализировав и обобщив данные о семьях, составляет «Социальный паспорт школы». Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся.

    Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка. К этой работе подключается школьный психолог, одним из основных направлений работы которого является психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

    В своем плане работы классные руководители планируют профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено - это один из тех этапов провоцирующих девиантное поведение школьников.

    В течение I четверти классными руководителями пятых и десятых классов осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями. Заместителем директора по ВР проводится собеседование между классными руководителями пятых и десятых классов и учителями начальной школы. Это собеседование проходит согласно плана работы школы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в старшее.

    Цель такого собеседования: как можно более полно ознакомить с особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают психологическая и другие службы школы. По результатам работы по преемственности проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.

    В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в нашей школе таких семей - 0,6%, а детей девиантного поведения - 5,5%.

    1. Не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки);

    2. Не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);

    3. Не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

    Эффективность социально-педагогической работы зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: социальных работников, педагогов, психологов, психиатров, наркологов, работников правоохранительных органов, юристов и др. Желательно также, чтобы в школе были социальные педагоги, а также необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб.

    Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом в целом.

    Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Существует афоризм: «Человек - творец своего счастья».

    1. В рамках работы родительского университета организован цикл лекций для родителей испытывающих затруднения в воспитании своих детей.

    2. В рамках операции «Подросток», проходящей ежегодно, организован цикл лекций для трудновоспитуемых детей и детей с отклонениями в поведении с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей прокуратуры, милиции и здравоохранения.

    3. Ведется картотека на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которой проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.

    4. Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.

    5. Обеспечение занятости в кружках и секциях, привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях, к общественно-полезному труду. Ведь только труд дает возможность осознавать себя полезным этому обществу.

    6. Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии, посещая ярмарки вакансий и при индивидуальных беседах с учащимися и их родителями.

    7. Таким учащимся предоставляется бесплатное питание.

    8. С целью патриотического воспитания учащихся, профориентации, для развития кругозора учащихся организовываем для них экскурсии на работающие предприятия республики, по местам боевой славы, в историко-краеведческие музеи, в учебные заведения профтехобразования.

    Зам. директора по ВР по окончании каждой четверти проводит индивидуальные собеседования с классными руководителями. В ходе этого собеседования проводится итог определенного этапа работы классного руководителя, корректируя планы на следующий временной интервал. По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности на следующий учебный год.

    Проводя таким образом организованную работу систематически и последовательно, администрация школы, психолого-педагогическая служба имеют достоверную и полную информацию о контингенте учащихся. На основании сведений о таких учащихся строим планирование и проведение профилактики девиантного поведения школьников. Основной движущей силой в проведении данной работы является классный руководитель, так как именно он осуществляет непосредственный контакт с учащимися и их семьями.

    Задача зам. директора - вовремя подключить к индивидуальной или групповой работе психолога школы и социального педагога. Построив взаимодействие указанных специалистов школы таким образом, можно прогнозировать повышение эффективности профилактической работы и, как следствие, снижение количества проявлений девиантного поведения школьников.

    Контрольные вопросы:

    1. Дайте понятие одарённости человека.

    2. Специфика работы с одарёнными детьми.

    4. Особенности работы с детьми с особыми осложнениями.


    Биологические факторы
    Психологические факторы
    Социально – психологические факторы



    Морально-этические факторы





    ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ.

    20 век – самый агрессивный век.
    Наличие некоторых гормонов влияет на появление агрессивности.
    Теории агрессивности.

    · Агрессивность врождённая черта характера.

    · Агрессивность – порождение воспитания, социализации.

    · Психоаналитическая теория Фрейда.

    У человека заложено два основных инстинкта: «донатас» – инстинкт стремления к смерти, «натас» - инстинкт стремления к жизни (sex). Агрессивность – врождённая черта человека, поэтому всегда будут войны. Эта теория не объясняет, почему агрессия проявляется по-разному.



    · Теория фрустрации агрессии.

    Агрессия проявляется в определённых ситуациях, когда не удовлетворяется наша потребность. Не до конца объяснила, почему люди ведут себя по-разному.

    · Теория социального научения.

    Проявление агрессии связано с окружением, социумом.

    Основной этап.

    Задачи основного этапа:

    · профилактическая деятельность;

    · снижение уровня конфликтности;

    · снижение уровня агрессии и враждебности.

    Основной этап при работе с детьми разделен на 8 блоков, в каждом из которых проводятся мероприятия на сплочение коллектива, снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т.д.

    С родителями в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:

    1. Лекторий на тему « Девиантное поведение что это?»
    2. Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка».
    3. Семинары – практикумы на темы: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребенок почему он такой?»
    4. Индивидуальные беседы и консультирование.

    Завершающий этап.

    Задачи этапа : проведение повторного тестирования, выявление эффективности программы.

    В процессе реализации третьего этапы проводятся следующие мероприятия:

    1. Повторное анкетирование родителей.
    2. Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников.
    3. Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.
    4. Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.

    Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая работа, беседы, мини - лекции, творческие задания, а так же проведение первичной и вторичной диагностики.

    Тематический план программы:

    Подготовительный этап

    Основной этап

    Тема Основные цели
    1. «ЗНАКОМСТВО» 1) «Интервью» 2) « Дракон кусает свой хвост» 3) «Баржа» 4) «Связующая нить» - создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. - снятие напряженности, невротических состояний, страхов. - снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе. - формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
    2. «НАСТРОЕНИЕ» 1) Сказка «Репка» (инсценировка) 2) Рисование своего настроения 3) «Колокол» - снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. - упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
    3. «МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ» 1) «Связующая нить» 2) «Подари улыбку» 3) «Ласковое имя» 4) «Мы тебя любим» - формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. - создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. - создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. - эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
    4. «МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ» 1) «Связующая нить» 2) «Передай сигнал». 3) Танец «Цветок» 4) «Зеркало» - сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности. - энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”. - эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
    5. «ДРУЖБА» 1) «Связующая нить» 2) «Только вместе!» 3) «Обзывалки» 4) «Взаимоотношения» - физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание. - снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. - снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. - формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.
    6. «МЫ ВМЕСТЕ» 1) «Закончи предложение» 2) «Разведчики» 3) «Аэробус» 4) «Доброе животное» - повышение уверенности в себе, в своих силах. - развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности. - учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие. - способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
    7. «ТУХ-ТИБИ-ДУХ» 1) «Рубка дров» 2) «Ворвись в прут» 3) «Тух-тиби-дух!» 4) Игра «Газета» - помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры. - снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности. - снять негативные настроения и восстановить силы. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
    8. «ВОЛШЕБНАЯ ИГРА» 1) «Бумажные мячики» 2) «Два барана» 3) «Попроси игрушку» 4) «Липучка» - дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. - снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. - обучить детей эффективным способам общения. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
    Завершающий этап.
    Повторная диагностика Цель: отследить динамику изменений в поведении дошкольников.
    Сопоставление результатов Цель: анализ работы, выявление эффективности программы

    Приложение 1

    «Кактус»
    графическая методика М.А. Панфиловой

    Тест проводится с детьми с 4-х лет.

    Цель - выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

    Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

    Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

    Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
    1.Кактус домашний или дикий?
    2.Его можно потрогать? Он сильно колется?
    3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
    4.Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
    5. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

    Обработка результатов и интерпретация

    При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

    · пространственное положение

    · размер рисунка

    · характеристики линий

    · сила нажима на карандаш

    Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
    Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
    Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа.
    Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа
    Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм.
    Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
    Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.
    Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.
    Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
    Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов.
    Интровертированность - изображен только один кактус.
    Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.
    Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

    Приложение 2

    Анкета для родителей

    Обведите кружком цифры напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны. Мой ребёнок

    Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится - 1
    Спит намного меньше, чем другие дети - 2
    Очень говорлив - 3
    Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то - 4
    С трудом дожидается своей очереди(в играх, в магазине) - 5
    Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа - 6
    Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых - 7
    Не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить) - 8
    Часто не слышит, когда к нему обращаются - 9
    Легко отвлекается, когда ему читают книгу - 10
    Часто не доводит начатое дело(игру, задание)до конца - 11
    Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение - 12

    Методы работы с детьми девиантного поведения

    Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
    Биологические факторы это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)
    Психологические факторы это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
    Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
    Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:
    *дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.;
    *конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
    *асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.
    Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
    Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.
    Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
    Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
    В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.
    Технология социально –педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.
    Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
    В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется.
    При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации.



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!