Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Особенности пищеварительной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Как работает пищеварение младенца

Экскурс в физиологию

На протяжении всего периода внутриутробного развития пищеварительная система плода находится в состоянии относительного бездействия. Плод получает необходимые для его роста и развития питательные вещества с материнской кровью, поступающей через плаценту. После пересечения пуповины прекращается поступление питательных веществ этим путем, и возникает потребность в питании через рот.

Полость рта у новорожденного ребенка небольшая, достаточно хорошо развиты жевательные мышцы. Кроме этого, у новорожденного имеются особые жировые комочки в толще щек и особое строение слизистой губ, предусмотренные для облегчения акта сосания и обеспечивающие наиболее плотное захватывание ртом ребенка соска груди. Сосательный рефлекс у здоровых доношенных новорожденных детей сформирован полностью, однако для его укрепления необходимо как можно более раннее прикладывание ребенка к груди, буквально в первые минуты жизни. Если вследствие каких-то причин ребенок в первые часы жизни получает питание через соску, то мышцы полости рта «запоминают» форму соски, и формируется так называемое «сосковое» сосание. Это может значительно осложнить привыкание ребенка к материнской груди.

Еще одной особенностью пищеварительной системы новорожденного является то, что слюнные железы, находящиеся в полости рта, развиты слабо, вследствие чего слюны выделяется мало, и слизистая рта увлажняется недостаточно. Сухость слизистой рта делает ее уязвимой для мелких повреждений и инфицирования. Более легкому инфицированию способствует еще и то, что у новорожденных практически полностью отсутствует выработка иммуноглобулинов класса А - антител, отвечающих за местную защиту слизистых оболочек, в том числе и полости рта. Не случайно у детей первых месяцев жизни столь часто развивается молочница - воспалительное заболевание слизистой рта, обусловленное дрожжевыми грибками рода Кандида.

Молочница становится причиной появления у ребенка неприятных, вплоть до болезненных, ощущений при сосании. Малыш может плакать во время кормления, отказываться брать грудь. Питательной средой для роста этих грибков является молоко, поэтому при появлении во рту ребенка (на слизистой щек, губ и языка) белого творожистого налета необходимо после каждого кормления удалять остатки молока ватным тампоном, смоченным в растворе питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды). Для этого в аптеке надо приобрести стерильную вату и использовать ее только для обработки рта. Но проводить эту процедуру можно только после консультации с врачом: при появлении признаков молочницы необходимо обратиться к педиатру.

Желудок новорожденного ребенка расположен горизонтально. Сфинктер (мышечный «замок») его входной части развит слабо, а сфинктер, отделяющий желудок от тонкого кишечника (привратник), наоборот, достаточно хорошо. Именно поэтому у малышей так часты срыгивания. Объем желудка у новорожденного ребенка очень невелик и составляет всего 30 мл, но постепенно, по мере роста малыша, увеличивается и вместимость его желудка - в месяц желудок вмещает уже около 100 мл, в три - 150 мл, к шести месяцам - 200 мл, к году - 250 мл. В соответствии с этим и должен быть организован режим вскармливания.

Пищеварительные железы желудка новорожденного вырабатывают желудочный сок, но активность пищеварительных ферментов снижена, поэтому пища, которую получает младенец, должна быть легкоусваиваемой и легкоперевариваемой.

Кишечник новорожденного имеет большую длину по отношению ко всему телу, чем у взрослых. Двигательная активность желудка и кишечника детей первых месяцев жизни снижена вследствие слабости мышц, чем объясняется склонность малышей этого возраста к запорам. Однако к четырем месяцам двигательная активность кишечника улучшается, что проявляется нормализацией стула и постепенным прекращением срыгиваний.

После рождения кишечник ребенка заполнен меконием - густым первородным калом очень темного цвета. Он скапливается в кишечнике плода на протяжении всего периода внутриутробного развития и выделяется в течение первых двух дней жизни малыша. Кишечник на момент рождения стерилен, его заселение бактериями начинается с первых часов жизни крохи и проходит несколько стадий. Первая стадия микробного заселения очень важна, потому что от того, какие именно бактерии проникнут в стерильный кишечник еще совершенно не знакомого с микробами ребенка, во многом зависит здоровье малыша не протяжении многих месяцев и лет. Прикладывая ребенка к груди в первые минуты его жизни, помещая только что родившегося малыша рядом с матерью, мы даем возможность его кишечнику заселяться микроорганизмами материнского организма, что создает основу для правильного формирования микробного пейзажа.

Печень на протяжении всей жизни играет огромную роль в осуществлении процесса пищеварения, выделяя желчь, которая участвует в переваривании пищи в тонком кишечнике. В раннем возрасте ребенка печень выделяет желчь в малом количестве, поэтому включение в рацион малыша избыточно жирной пищи может привести к нарушению пищеварения. Кроме выработки желчи, печень играет основную роль в обезвреживании токсинов. Учитывая функциональную незрелость печени на протяжении первых месяцев жизни ребенка, следует с особой осторожностью подходить к приему медикаментозных препаратов как самим младенцем, так и кормящей матерью.

Как и чем кормить?

Принимая во внимание все возрастные особенности пищеварительной системы новорожденного, нельзя усомниться в целесообразности и жизненной необходимости грудного вскармливания с самых первых минут жизни ребенка. Материнское молоко наилучшим образом подходит для кормления малыша. Его состав так сбалансирован, что это питание усваивается легко, сведен к минимуму риск возникновения аллергических реакций. Кроме этого, материнское молоко имеет самую подходящую температуру и в норме стерильно, что делает процесс кормления удобным и для мамы, и для малыша.

В первые трое суток после родов из молочных желез матери выделяется молозиво. Его состав отличается повышенным содержанием белка и более высокой энергетической ценностью, чем зрелое молоко. Это имеет смысл потому, что количество молозива невелико, объем желудка новорожденного ребенка очень мал. Получая в первые сутки жизни около 10 мл молозива в одно кормление, ребенок удовлетворяет свои потребности в питательных веществах, никакого докармливания малышу не требуется. Молозиво является поистине бесценным продуктом для вскармливания детей первых дней жизни по той причине, что оно содержит иммуноглобулины (антитела) ко многим инфекционным заболеваниям, которыми переболела в течение своей жизни мать. Получая молозиво, ребенок получает своеобразную прививку от этих заболеваний.

В среднем с четвертого дня после родов из молочных желез матери начинает выделяться переходное молоко. Постепенно увеличивается объем желудка новорожденного, и вместе с ним растет и количество молока, выделяющегося из молочных желез. Содержание белков в его составе уменьшается, постепенно повышается содержание углеводов, энергетическая ценность приближается к таковой зрелого молока, которое вырабатывается с конца второй недели после рождения ребенка. Таким образом материнский организм регулирует соответствие состава и количества молока потребностям новорожденного. В период становления лактации очень важно совместное пребывание матери с ребенком для того, чтобы она имела возможность прикладывать новорожденного к груди в свободном режиме по требованию. Этим самым стимулируется лактация и обеспечивается привыкание ребенка к груди матери.

С рождения и до исполнения ребенку четырех - пяти месяцев материнское молоко является единственным необходимым питанием для малыша. В тех случаях, когда молока вырабатывается недостаточно, необходимо продолжать кормить ребенка по требованию с обязательными ночными кормлениями до тех пор, пока лактация не улучшится. В тех редких случаях, когда гипогалактия (недостаточное количество молока в молочных железах) является первичной и истинной, приходится решать вопрос о введении докорма искусственными молочными смесями. Принятие такого решения - шаг очень ответственный. В любом случае необходима консультация педиатра для того, чтобы это решение было оправданно и целесообразно.

Система пищеварения у детей существенно отличается от таковой у взрослых. Вот поэтому некоторые продукты детям нужно давать с определенного возраста, и то - дозировано. Например, грибы. Как же меняется с возрастом эта система детского организма?

Возрастные особенности пищеварительной системы

Характерной особенностью детской системы пищеварения является нежность слизистых оболочек органов ЖКТ, обильное кровоснабжение и недоразвитие их эластичности.

Железы детского кишечника и желудка до периода школьного возраста развиты не до конца и малочисленны. Поэтому в желудочном соке ребенка низкая концентрация соляной кислоты, а это снижает бактерицидные свойства пищеварения и, конечно же, повышает чувствительность деток к желудочно-кишечным инфекциям. Количество желез в желудке интенсивно увеличивается до 10 лет, а в 14-15 лет почти соответствует уровню взрослого человека.

И состав ферментов желудочного сока меняется в первые годы жизни. Так, фермент химозин, действующий на молочные белки, активно вырабатывается железами желудка в первые 2 года жизни, затем его выработка снижается. У взрослых, для сравнения, этот фермент почти отсутствует. Активность иных ферментов желудочного сока нарастает к 15-16 годам и в этом возрасте уже достигает взрослого уровня. Возрастной особенностью системы пищеварения ребенка является то, что до 10 лет очень активно в желудке происходят процессы всасывания. У взрослых эти процессы осуществляются только в тонком кишечнике.

То есть развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового.

В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста

Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью.

Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая.

Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока.

Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок.

Самым большим органом пищеварительной системы в раннем возрасте, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени в таком возрасте довольно низкие.

Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года детский желчный пузырь достигает края печени.

Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у деток продолжается рост и развитие органов пищеварения. Однако по причине разных темпов общего роста и развития до 3 лет край печени выходит из зоны правого подреберья, без труда пальпируется на 1-2 см ниже дуги ребер.

Поджелудочная железа малыша очень активно развивается до 1 года, а затем скачок в ее развитии происходит в 5-7 лет. По своим параметрам этот орган достигает уровня взрослого лишь к 16 годам. Такие же темпы развития характерны печени ребенка и всем отделам кишечника.

В связи с развитием органов пищеварения деткам до 3 лет нужны ограничения в питании.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей острые расстройства пищеварения встречаются очень часто. Однако протекают они чаще всего легче, нежели у деток первого года жизни. Родителям детей дошкольного возраста важно правильно кормить детей, учитывая и рост их зубов, и режим, и сбалансированность питания. Тяжелые для желудка продукты, с которыми легко справляется желудок взрослого человека, нередко отторгаются детским организмом, вызывая несварение желудка.

Пищеварение у подростков и его особенности

В подростковом возрасте органы пищеварения уже развиты хорошо. Они активно функционируют, а сам процесс пищеварения почти не отличается от взрослых. Частота опорожнения кишечника в подростковом возрасте составляет 1-2 раза в день.

В 12 лет на гладкой ранее поверхности поджелудочной железы появляется бугристость. Эти бугорочки обусловлены выделением долек поджелудочной железы.

Печень детей тоже активно увеличивается. Так, к 8 годам она вырастает в 5 раз по сравнению с размером при рождении, к 16-17 годам ее масса возрастает в 10 раз. Следует отметить, что уже с 7 лет нижний край этого органа не пальпируется в положении лежа. К 8 годам жизни гистологическое строение печени ребенка такое же, как и у взрослых. Жёлчный пузырь к 10-12 годам возрастает в размерах почти в 2 раза.

Необходимо учесть специфику строения желудочно-кишечного тракта подростков при организации их питания. Речь идет о ежедневном соблюдении режима питания и его организации в школе. Ведь диетологи констатируют, что для развития здоровой системы пищеварения детям школьного возраста нужно принимать пищу четыре раза в день в связи с их энергетическими затратами.

Нарушение пищеварения у детей

Проблемы с желудочно-кишечным трактом у детей возникают довольно часто. Особенно это характерно раннему возрасту. Диарея либо запор не только портят самочувствие детей, но и заставляют родителей корректировать их питание. Если у вашего ребенка в дошкольном возрасте такие расстройства возникают часто, то не следует полагаться на себя, а нужно проконсультироваться у хорошего опытного педиатра. Обращаться к доктору родители должны и потому, что только врач может определить начало серьезной патологии.

Диарею может вызывать инфекция, а функциональную диарею провоцируют даже стрессы ребенка. Тогда у него стул кашицеобразный или жидкий. Возникает он 2-4 раза в сутки, но без примесей гноя и крови.

Немытые руки и грязная вода, даже проглоченная невзначай при купании, несвежие продукты или недостаточно обработанные термически являются главными причинами кишечных инфекций у детей.

Симптомы кишечных инфекций - это рвота и частый понос, боли в желудке и повышение температуры тела. Когда у ребенка случается диарея, то только врач может исключить хирургическую патологию и инфекцию в кишечнике.

Главная опасность детских кишечных инфекций - обезвоживание организма. Дитя с поносом утрачивает много жидкости, а пить вволю не может из-за рвоты.

Предупреждение кишечных инфекций - это соблюдение простых правил гигиены:

  1. Употребление лишь кипяченой или минеральной столовой воды.
  2. Мытье рук перед едой и после туалета.
  3. Табу на покупку продуктов со стихийных рынков, особенно тех, которые продаются с земли. Отсутствие санитарного контроля может спровоцировать серьезные проблемы с пищеварением. Например, на таких рынках часто продают молоко лейкозных коров.
  4. Правильное хранение продуктов и контроль над сроками их годности.
  5. Тщательное мытье овощей и фруктов перед их употреблением.

Огромное значение в профилактике расстройств пищеварения играет диетическое питание. Дети хотя бы до шестимесячного возраста должны питаться материнским молоком. Это их иммунитет и своеобразная прививка для органов ЖКТ. Детишек до трехлетнего возраста нельзя кормить жирными и острыми продуктами, шоколадом и наваристыми бульонами. Пища для таких малышей должна готовиться на пару. Хорошо, если вы будете запекать ее, а не жарить.

Не менее распространенной проблемой нарушения пищеварения у детей является запор. Его провоцирует обычно ранний переход на искусственное вскармливание, введение прикорма раньше срока, недостаток жидкости у ребенка.

Родители должны знать об еще одной особенности запоров у детей . Это подавление позыва на дефекацию за пределами дома. Такое явление характерно стеснительным ребятишкам и может происходить, например, в период адаптации к садику. Со временем такая негативная привычка приводит к затвердению каловых масс, травмированию слизистой прямой кишки. Следствием этого бывает боязнь дефекации.

А еще запоры могут быть результатом хронических патологий пищеварительной и эндокринной систем, частого употребления определенных лекарств. Поэтому родителям нужно следить за стулом малыша, за изменениями в его поведении и вовремя обращаться за помощью к педиатрам во избежание развития хронических недугов пищеварения.

Специально для - Диана Руденко

Нужно ли знать родителям об особенностях пищеварения у детей раннего возраста?

Может быть, это только теория?

Знания анатомии и физиологии пищеварения необходимы прежде всего для того, чтобы правильно и спокойно реагировать на различные проблемы пищеварения у ребенка (икоту, срыгивание пищи, боли в животе, вызванные скоплением газов, и др.) и принимать правильные решения. Эти знания помогут также разобраться в том, почему новорожденный беспокоен и просыпается ночью, отчего может развиться дисбактериоз, как ориентироваться при выборе ребенку заменителей женского молока и т.д.

Родителям следует понять, что ребенок отличается от взрослого не только размерами: у него еще недостаточно развиты многие органы, участвующие в пищеварении; новорожденный только начинает осваиваться с «самостоятельным» приемом пищи и ее перевариванием.

Во время внутриутробной жизни плод получал необходимые для развития питательные вещества от матери через плаценту и пуповину. Эти вещества поступали в кровь в расщепленном виде, готовыми для усвоения органами и тканями.

Сразу же после рождения ребенок начинает вести «самостоятельный образ жизни», и все необходимые для его жизнедеятельности вещества он получает с питанием. При этом к пищеварительному тракту новорожденного предъявляются высокие требования в связи с быстрым ростом организма и интенсивным обменом веществ. Вот почему особенно много проблем возникает у родителей с питанием и пищеварением ребенка именно в этот период.

Как известно, процесс пищеварения начинается в полости рта, куда рефлекторно слюнными железами, расположенными здесь же, выделяется слюна. У новорожденного слюны выделяется мало, поскольку для усвоения грудного молока слюна не имеет существенного значения.

Этим объясняется сухость слизистой оболочки полости рта. В связи с незначительным слюноотделением она у новорожденного очень нежная и легко повреждается. В первые месяцы жизни слюна отличается менее кислой реакцией, поэтому в ротовой полости младенца легко развиваются различные воспалительные процессы и размножаются грибки, вызывающие молочницу и другие заболевания. Слюна играет важную роль и в акте сосания, обеспечивая плотное соприкосновение соска молочной железы с языком и слизистой рта ребенка, что облегчает поступление молока из груди.

С 3-4-месячного возраста образование слюны у малышей возрастает, но способность глотать ее еще полностью не выработалась, что приводит к постоянному (физиологическому) слюнотечению у детей именно в этот период. Чтобы вытекающая изо рта слюна не раздражала кожу лица, рот ребенка следует периодически вытирать.

На интенсивность выделения слюны оказывает влияние характер пищи: на коровье молоко выделяется больше слюны, чем на женское, а на кисломолочные смеси - больше, чем на коровье молоко. Слюноотделение уменьшается при расстройствах пищеварения и повышении температуры. К году секреция слюнных желез достигает 150 мл в день, что составляет примерно 10% слюнной секреции взрослого.

В слюне новорожденного в небольшом количестве содержится пищеварительный фермент амилаза, необходимый в последующем для переваривания сложных углеводных соединений, например крахмала, и бактерицидное вещество - лизоцим, осуществляющий защитную функцию организма. Слюна створаживает молоко в желудке, превращая его в мелкие и нежные хлопья и способствуя лучшему перевариванию.

Срыгивание пищи

Слизистая пищевода младенца нежная, всегда сухая из-за недоразвитости слизистых желез и легко ранимая. Желудок у грудных детей расположен горизонтально (вертикальное положение он занимает только после того, как ребенок начинает ходить), что предрасполагает к срыгиванию. Мышечный слой желудка плохо развит, вход в него широкий, что также способствует срыгиванию пищи.

Срыгивание, проявляющееся в том, что сразу же после еды небольшое количество молока выходит у ребенка из желудка обратно, - обычное явление у малыша на протяжении первых 2-3 месяцев жизни. Оно может наблюдаться как изредка, так и после каждого кормления.

Основной причиной этого явления, помимо особенностей строения желудка, является обильное заглатывание ребенком воздуха во время сосания или попадание в желудок слишком большого количества молока. Воздух может попасть в желудок, если ребенок в начале кормления ест очень жадно. К этому также приводит неправильное положение бутылочки при кормлении, когда горлышко не полностью заполнено молоком.

Для уменьшения срыгивания перед едой ребенка следует подержать на животе, а после кормления - вертикально, приложив его к своему плечу, до тех пор, пока не почувствуете или не услышите, как воздух из желудка вышел в виде отрыжки.

Если срыгивание вызвано избыточным количеством молока, связанным со слишком жадным сосанием, уменьшите время кормления грудью. При частом и обильном срыгивании лучше посоветоваться с врачом. Однако, если малыш нормально прибавляет в весе, волноваться не о чем. Как правило, в дальнейшем срыгивание исчезает само собой.

Объем желудка как абсолютный, так и относительный (к массе тела) у ребенка первого года жизни меньше, чем у взрослого: у новорожденного он составляет 30-60 мл, у ребенка трех месяцев - 100 мл, в возрасте 1 года - 250 мл.

Поэтому, чтобы не переполнять желудок, надо давать ребенку пищи чуть меньше, чем может в желудок поместиться, иначе его стенки будут растягиваться, что способствует перееданию со всеми вытекающими последствиями (ожирение, диабет и т.п.).

Секреция желудочного сока и активность его ферментов в первые месяцы жизни ребенка низкие. В связи с этим младенец не может есть любую пищу, как, например, взрослый или ребенок более старшего возраста, а нуждается в специальной возрастной диете (в грудном молоке, детских адаптированных смесях, с постепенным переходом на более «грубую» пищу).

Пища в желудке у новорожденного задерживается в течение 2,5-3 часов, поэтому промежутки между кормлениями должны соответствовать этому периоду. Следует иметь в виду, что при естественном вскармливании ребенка желудок освобождается через 2-3 часа, а при искусственном - через 3-4 часа, т.е. при искусственном вскармливании нагрузка на пищеварительный тракт и на организм в целом выше. У ребенка в возрасте 1 года и старше время нахождения пищи в желудке зависит от ее характера и состава.

Через несколько часов после приема пищи содержимое желудка поступает в двенадцатиперстную кишку и начинается кишечное пищеварение, в котором участвуют поджелудочная железа, желчевыделительная система и кишечник. В кишечнике происходит дальнейшее переваривание и всасывание пищевых веществ.

Движение пищи по кишечнику у детей зависит от характера вскармливания и происходит быстрее, чем у взрослых. Продолжительность пищеварения при вскармливании материнским молоком составляет в среднем 13 часов, коровьим - 15 часов. Суточное количество кала при естественном вскармливании небольшое (в среднем 20-25 г); для него характерны яично-желтый цвет, кашицеообразная консистенция, кислая реакция, отсутствие фекального запаха.

При вскармливании коровьим молоком детский кал отличается более плотной консистенцией, светлым цветом и неприятным запахом; суточное количество кала возрастает до 60-100 г, т.е. при таком же объеме получаемой пищи гораздо больше отходов, что говорит о том, что коровье молоко хуже переваривается.

Опорожнение кишечника у грудных детей обычно происходит 2-4 раза в сутки, а к концу первого года жизни - 1-2 раза.

Кишечный тракт у новорожденных стерилен, но в первые дни жизни заселяется микроорганизмами. При грудном вскармливании в кишечнике детей первого полугодия преобладают молочнокислые бактерии, бифидумфлора (которые препятствуют размножению других микробов и предохраняют ребенка от кишечных инфекций), и только в небольшом количестве содержатся кишечная палочка, ацидофильные и другие бактерии.

Нормальная кишечная микрофлора выполняет три функции: пищеварительную, синтетическую и защитную. Пищеварительная функция заключается в помощи при переваривании остатков нерасщепленной пищи. Что касается второй, то доказано, что микрофлора кишечника осуществляет синтез витаминов В1, В2, В6, В12, РР, К и биотина.

Синтетическая функция кишечной микрофлоры наиболее уязвима, снижаясь или полностью прекращаясь под влиянием неблагоприятных факторов (антибиотики, кишечные инфекции и т.п.). Кишечная микрофлора является также своеобразным барьером, защищая организм от вторжения болезнетворных микроорганизмов и не допуская их размножения.

При дефиците бифидобактерий в кишечнике происходит угнетение иммунобиологических сил организма, снижается усвоение кальция, витамина К, страдает витаминосинтезирующая функция кишечной микрофлоры. Изменение нормального состава и функции микрофлоры кишечника, т. е. дисбактериоз, чаще всего развивается при нерациональном использовании антибиотиков и других химиотерапевтических лекарственных средств.

При переводе ребенка на искусственное вскармливание в желудочно-кишечный тракт попадают различные бактерии, часть из которых может оказаться условно болезнетворной, например некоторые виды колибактерий. При ухудшении общего состояния организма эти микробы могут вызвать расстройства пищеварения и болезни. Это еще один аргумент против искусственного вскармливания детей.

Таким образом, возрастные особенности желудочно-кишечного тракта часто лежат в основе расстройств пищеварения у детей первого года жизни, провоцируемых незначительными нарушениями режима питания, погрешностями питания и ухода.

В.Г. Лифляндский, В.В. Закревский

Пищеварительная система начинает формироваться очень рано - уже с 7- 8-го дня внутриутробного развития плода, поэтому к моменту рождения она является уже достаточно зрелой системой. Но, даже несмотря на это, приспособлена пищевари­тельная система только к усвоению грудно­го материнского молока или специальных питательных смесей, а ни в коем случае не еды, употребляемой взрослым человеком. По своим составным частям пищевари­тельная система ребенка не отличается от таковой у взрослого человека. Она вклю­чает в себя непосредственно желудочно-кишечный тракт и входящие в него ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, кишечник и пищеварительные железы , которые образуют и выделяют активные вещест­ва, которые переваривают попадающие в организм пита­тельные компоненты.

Стенка органов желудочно-кишечного тракта образо­вана тремя составными частями: внутренняя - слизистая оболочка , средняя - мышечный слой и наружная - се­розная оболочка. Несмотря на кажущуюся общность строения, пище­варительная система ребенка очень сильно отличается от пищеварительной системы взрослого человека.

Питается ребенок после рождения только материн­ским молоком или смесью в процессе акта сосания бла­годаря особенностям строения ротовой полости. По­лость рта у ребенка по сравнению с таковой у взрослого очень маленькая, и большую ее часть занимает язык. Язык относительно больших размеров, короткий, широ­кий и толстый.

Мышцы щек и губ развиты очень хорошо, к тому же наличие в щеках плотных жировых комочков (жировых комочков биша) придает им вид пухлых или даже тол­стых. На деснах, так же как и на щеках, располагаются плотные участки^ напоминающие вид валиков. Именно благодаря такому строению ротовой полости грудного ребенка процесс сосания становится возможным.

Внутренняя поверхность ротовой полости покрыта слизистой оболочкой, которая тоже имеет свои особен­ности: она очень нежная, легкоранимая и богато снаб­жена кровеносными сосудами. До 3-4-месячного возра­ста слюнные железы ребенка еще недостаточно развиты, что обусловливает некоторую сухость слизистой, однако после этого возраста выделение слюны значительно уве­личивается, да так, что ребенок ее просто не успевает проглатывать, и она вытекает наружу.

Особенности строения пищевода у детей заклю­чаются в следующем: он короткий, узкий и высоко рас­положен.


Пищевод у новорожденного начинается на уровне III-IV шейных позвонков, к возрасту 2 лет достигает IV-V шейных позвонков, а к 12 годам находится на уров­не VI-VII позвонков, т. е. имеет такое же расположе­ние, как у взрослых людей. Длина и ширина пищевода с возрастом тоже увеличиваются, и если у грудного ре­бенка она составляет 10-12 см, а ширина - 5 см, то уже к 5 годам пищевод удлиняется до 16 см и расширяется до 1,5 см. Пищевод очень хорошо кровоснабжается, однако его мышечный слой развит плохо. Желудок ребенка также имеет свои особенности. Прежде всего с возрастом изменяется само распо­ложение желудка. Если у новорожденных детей он на­ходится горизонтально, то к возрасту 1-1,5 лет, когда ребенок начинает ходить, он располагается более вер­тикально. Конечно, с возрастом увеличивается и объем желудка: от 30-35 мл при рождении до 1000 мл к 8 го­дам. Мамы прекрасно знают, что грудные дети очень часто заглатывают воздух и срыгивают, однако мало кто знает, что эти процессы также обусловлены особен­ностями строения желудка, а точнее местом перехода пищевода в желудок: вход в желудок закрывает мышеч­ный валик, избыточное развитие которого не позволяет пище быстро поступать в желудок и делает возможным срыгивание.

Внутренний слизистый слой желудка хорошо крово­снабжается, так как содержит огромное количество крове­носных сосудов. Развитие мышечного слоя заторможено, он долгое время остается недоразвитым. Железы желудка недоразвиты, и их количество значительно уступает коли­честву желез у взрослого человека, что приводит к низ­кому содержанию желудочного пищеварительного сока у детей первого месяца жизни и снижению его кислот­ности. Однако, несмотря на небольшую пищеварительную активность, в желудочном соке содержится достаточное количество вещества, которое хорошо расщепляет компо­ненты грудного женского молока. Однако уже к 2-летне­му возрасту желудок ребенка становится по своим струк­турным и физиологическим особенностям практически таким же, как у взрослого человека.

Интенсивнее всего железа начинает расти в подрос­тковом возрасте.

Поджелудонная железа практически не разделена на дольки, однако к 10-12 годам границы становятся хорошо видны.

Печень, как и многие другие органы новорожденных детей, функционально незрелая, даже несмотря на то, что она имеет относительно большие размеры и выходит из-под края правой реберной дуги на 1-2 см. Так, на­пример, у новорожденных детей печень составляет 4% от массы тела, в то время как у взрослых - только 2%. I Так же как и поджелудочная железа, печень приобре­тает дольчатое строение только к 1-2 годам. К 7-летнему возрасту нижний край печени уже находится на уровне реберной дуги, а к 8-летнему ее строение соответствует таковому, как у взрослого человека. Основная роль печени для организма - это образо­вание . Также в печени происходит обезвреживание большинства веществ, всасываемых в кишечнике, накап­ливаются питательные вещества ( гликоген ) и образуется желчь , которая в свою очередь участвует в переваривании пищи. По мере взросления ребенка и введения в его ра­цион разнообразной пищи количество выделяемой желчи постепенно увеличивается. Еще одним компонентом пищеварительной системы является кишечник. Кишечник состоит из тонкой и тол­стой кишки.

Основными функциями тонкой кишки является пе­реваривание белков, углеводов и , а также всасы­вание полученных из них необходимых для организма веществ, однако у детей она достаточно долго остается незрелой, а следовательно, плохо работает. К тому же тонкий кишечник у детей занимает непостоянное

положение, которое определяется степенью его наполнения и относительно большей длиной, чем у взрослого человека.

Толстый кишечник к рождению также остается не­зрелым, В течение первых 12-24 ч после рождения ки­шечник ребенка остается стерильным, однако уже через 4-5 дней через рот , верхние дыхательные пути и прямую кишку в кишечник попадают различные бактерии , такие как бифидум-бактерии, лактобактерии и небольшое ко­личество кишечной палочки. Заселение кишечника бакте­риями приводит к улучшению переваривания пищи и об­разованию .

Общими особенностями кишечника у детей грудного и раннего возраста являются его повышенная проницае­мость, недоразвитие мышечного слоя и иннервации, бо­гатое кровоснабжение и повышенная ранимость. В связи с тем что мышечные клетки в детском организме плохо тренированы, пища по желудочно-кишечному тракту про­двигается медленно.

Частота актов дефекации у новорожденного ребен­ка равняется частоте кормлений и составляет 6-7 раз в сутки, у грудного - 4-5, у ребенка второго полугодия жизни - 2-3 раза в сутки. К двухлетнему возрасту часто­та испражнений становится такой же, как и взрослого человека: 1-2 раза в сутки.

Полость рта . У ребенка полость рта очень мала и имеет некоторые особенности. Относительно большой язык во время сосания движется во рту наподобие поршня, создавая отрицательное давление, вследствие чего ребенок высасывает молоко из груди.

Складки слизистой оболочки на верхних и нижних деснах, поперечные валики на слизистой оболочке губ, которые образуются у ребенка во время сосания, помогают ему плотно захватывать сосок губами и деснами. При переходе на кормление с ложечки или из бутылочки эти образования исчезают.

В толще щек имеются плотные жировые подушечки, которые хорошо сохраняются у детей даже при значительном исхудании. Они придают щекам известную упругость, благодаря чему они не втягиваются внутрь во время сосания.

Слизистая оботочка полости рта у ребенка чрезвычайно нежна, богата кровеносными сосудами, суха и поэтому легко ранима.

Слюнные железы начинают функционировать с момента рождения, но в первые месяцы количество выделяемой слюны очень незначительно. Примерно с 4-го месяца слюноотделение значительно усиливается, и у ребенка в это время часто наблюдается слюнотечение изо рта. так как он не успевает проглатывать выделяющуюся слюну.

У здорового доношенного ребенка уже к моменту рождения вполне развит рефлекс сосания и глотания. Сосание - это сложный акт, состоящий из нескольких моментов: губы ребенка плотно обхватывают сосок и часть околососкового кружка, образуется замкнутое пространство; при опускании нижней челюсти во рту создается отрицательное давление, в то же время ребенок сжимает челюстями околосковый кружок, происходит рефлекторное ослабление жома и молоко поступает в полость рта ребенка. В акте сосания активное участие принимают губы, язык, жевательные мышцы и нижняя челюсть.

Во время сосания выделяются слюна и пищеварительные соки. Энергичное сосание способствует усилению деятельности молочной железы и выделению молока.

Изо рта пища быстро поступает в пищевод . Длина пищевода у детей относительно больше, чем у взрослых. Расстояние от альвеолярного отростка до кардии желудка у новорожденного равно 17 см, в 1 год - 20 см, в 2 года - 25 см, в 4 года-30 см. Слизистая оболочка пищевода нежна, богата сосудами, железы в ней почти отсутствуют. Мышечный слой развит недостаточно. При глотании возникает перистальтика, не переходящая на желудок.

Желудок . У ребенка раннего возраста желудок имеет свои анатомо-физиологические особенности. Расположен он в левом подреберье, и только пилорическая его часть находится вблизи средней линии. У грудного ребенка желудок занимает скорее горизонтальное положение; когда ребенок начинает ходить, желудок принимает более вертикальное положение. Мышечный слой его стенки недоразвит. Очень важной особенностью является недоразвитие дна желудка.

По мере переваривания пища, благодаря желудочной перистальтике при рефлекторном размыкании привратника небольшими порциями поступает из желудка в двенадцатиперстную кишку , где происходит пищеварение под влиянием сока поджелудочной железы и желчи, поступающей из печени.

Поджелудочная железа . У ребенка в первые месяцы жизни поджелудочная железа имеет незаконченное строение; она обильно снабжена сосудами, бедна соединительной тканью.

Поджелудочная железа, помимо инсулина, который является основным регулятором углеводного обмена, вы деляет панкреатический сок, поступающий в двенадцатиперстную кишку. Панкреатический сок содержит ряд ферментов: трипсин, переваривающий белки, диастазы, расщепляющие углеводы, и липазу, расщепляющую жиры. Активность этих ферментов с возрастом увеличивается. Секрецию поджелудочной железы усиливают жиры, вода. Большое значение имеет кислотность содержимого желудка, поступающего в двенадцатиперстную кишку.

Дуоденальный сок представляет собой смесь желудочного сока, секрета поджелудочной железы и печени.

Количество сока поджелудочной железы колеблется в больших пределах. Сок поджелудочной железы натощак имеет нейтральную реакцию; на высоте переваривания она становится шелочной. Переваривание пищи заканчивается в топких Фишках под воздействием кишечного сока.

Кишечник . Длина кишечника у грудного ребенка относительно велика: она превосходит длину тела в 6 раз (у взрослого - в 4 раза). Слизистая оболочка кишечника хорошо развита, нежна, богата кровеносными сосудами и лимфатическими узлами, имеет хорошо развитые ворсинки по всей длине тонких кишок. Мышечный стой кишечной стенки развит недостаточно.

Печень . У детей грудного возраста печень имеет относительно большие размеры. Клетки печени достигают полного развития только к 8 годам. Печень очень полнокровна. Вес печени удваивается к 10 месяцам, утраивается к 3 годам.

Печень начинает функционировать уже во внутриутробном периоде, но желчеобразование у детей раннего возраста нескатько меньше, чем у взрослых. Желчь содержит мало желчных кислот, таурохолевая кислота в ней преобладает над гликохолевой. Это имеет положительное значение для детского организма, так как таурохолевая кислота обладает более сильным антисептическим действием. Печень выполняет разнообразные и очень важные функции. Продуцируя желчь (которая поступает в двенадцатиперстную кишку), печень участвует в пищеварении; наряду с этим печень играет важную роль во всех видах обмена: белковом, жировом, углеводном, водном, витаминном. Печень является депо питательных веществ - гликогена, жира и белка, а также выполняет важную барьерную, антитоксическую функцию, обезвреживая в организме токсины и другие вредные вещества.

Вследствие полнокровия и незаконченности развития печень ребенка чутко реагирует на инфекции и интоксикации увеличением размеров и изменением основных функций.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!