Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Основные принципы воспитания детей по макаренко. Основные педагогические принципы А.С

Системное переосмысление ценнейшего опыта выдающегося педагога, глубокое понимание причин его успеха, основанное на новейших знаниях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, подарит методике А. С. Макаренко вторую жизнь, а всем нам - надежду на то, что будущее состоится.

Моё самое яркое воспоминание из курса по педагогике - лекция по методике Антона Семёновича Макаренко. Помню, что меня поразило, как за короткий срок один педагог смог из беспризорников, записанных обществом в отбросы, воспитать достойных граждан советского государства.

Дожили…

Сегодня в российском образовании господствует принцип: спасение утопающих дело рук самих утопающих. Никто не снимал ответственности с педагогов за их воспитанников, однако, в случае их неуспешности в жизни, девиантного поведения винят родителей, общество в целом, а образование как бы и ни при чём. «Если дети своим родителям не нужны, то кому они нужны?» Воспитательная составляющая из школьного педагогического процесса практически изъята. Успеваемость - главный показатель эффективности как отдельного педагога, так и школы в целом. Личностный рост, успех индивидуума, выявление и продвижение талантливых детей, индивидуальный подход к каждому учащемуся - все эти критерии оценки работы школы чётко отражают ценности современного нам кожного общества, общества потребления.

Да и как воспитывать учеников, если, с одной стороны, имеется социально неблагополучная семья, а с другой, - нездоровая нравственная обстановка в стране? Бессильные педагоги, новые потерянные поколения, бездуховное общество - возникает замкнутый круг, разорвать который кажется невозможным. И всё чаще пытаются ответить на один из вечных русских вопросов: кто виноват, между тем как более актуально понять: что делать?

Что делать с неуправляемой, «пофигистичной» молодёжью, с социально неадаптированными детдомовцами (по статистике только 10% из них успешны в самостоятельной жизни), с тысячами малолетних преступников, живущих по порочному сценарию «украл, выпил - в тюрьму»? Брать под копирку чужой опыт или всё же обратить внимание на наработки отечественных педагогов, незаслуженно преданных забвению?

Опыт А. С. Макаренко воспринимается, по большей части, как часть учебного материала по истории педагогики, судьба которого «сдать на экзамене и забыть». Но не выплеснули ли мы вместе с системой Макаренко и самого ребёнка? Зачем нам сейчас коммуны и республики ШкиД? Попробуем разобраться системно.

Образец учителя

Антон Семёнович Макаренко по решению ЮНЕСКО в 1988 году вошел в список четырех выдающихся педагогов мира, определивших педагогическое мышление в ХХ веке, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером, Марией Монтессори. Несмотря на ожесточённые споры вокруг личности Антона Семёновича, его педагогический опыт широко применялся и применяется за рубежом.

По своей природе анально-зрительные люди являются идеальными педагогами. Строгие, требовательные, начитанные, справедливые, честные, они - профессионалы своего дела. Личная вовлечённость в общее дело, искренняя заинтересованность в судьбе детей, бескорыстная любовь подкупали сердца даже отъявленных малолетних хулиганов.

Показательна оценка своей педагогической деятельности самим Макаренко: «Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов.

И Осадчий - технолог, и Мишка Овчаренко - шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели - Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие».

Кроме того, надо отметить, что эпитет «идеальный учитель» гармонично сочетался с такими характеристиками Антона Макаренко как верный друг, отличный отчим, надёжный муж, порядочный человек. Это совсем неудивительно для развитой и реализованной личности с анально-зрительной связкой векторов.

Педагогический путь

После свержения монархии в России, Гражданской войны в стране Советов, кроме злободневной задачи восстановления экономики, стояла задача воспитать достойных граждан социалистического государства, создать благополучное общество без преступности и насилия.

Слом любой системы есть дробление целого (коллективного) на индивидуальные частности. Падение царского режима, привело к дроблению русского общества на разномастные куски, т. е. к потере общности, целостности стаи. Всё смешалось в хаос, где каждый индивидуально выживал как мог. Одним из таких осколков стали никому не нужные беспризорные дети, выживавшие сами по себе или сбившись в стайки с архетипичным ранжированием внутри.

Мощнейшее давление ландшафта толкало в архетип даже детей из ранее вполне благополучных семей, они становились ворами. Реструктурировать обломки царского режима в новое целое можно было только на базе мощной общей идеи, и эта идея витала в воздухе: мы не рабы, рабы не мы, от каждого по способности, каждому по труду. В педагогике это удалось сделать только А. С. Макаренко с его невероятной силы зрением, которое одно только и могло переложить абстрактную звуковую идею в конкретные зрительные ряды методических рекомендации и убедительной практики.

Ещё во время обучения в учительском институте Макаренко исследовал весьма щекотливую тему - кризис современной педагогики, по которой он успешно защитил дипломную работу. И страстно желал внести свой вклад в изменение ситуации в лучшую сторону.

Ему по душе пришлось поручение Полтавского Губнаробраза организовать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в 1920 году. Восемь лет Антон Семёнович возглавлял эту колонию, впоследствии ей присвоили имя Максима Горького. С 1927 года Макаренко становится одним из руководителей детской трудовой коммуны имени Феликса Дзержинского и полгода совмещает две должности. Однако после резкой критики разработанной им педагогической системы Надеждой Крупской его увольняют из колонии им. М. Горького, а потом и из трудовой коммуны.

С 1935 года Макаренко работал в центральном аппарате НКВД УССР на должности помощника начальника отдела трудовых колоний, после он руководил педагогической частью трудовой колонии № 5.

В последние годы жизни Антон Семенович занимался в основном публицистикой, литературной деятельностью, делился своим опытом с педагогами, выступал перед читателями. В начале 1939 года Макаренко наградили орденом Трудового Красного Знамени, а 1 апреля выдающийся педагог скоропостижно скончался.

Педагогическая система Макаренко, её высокие достижения, эффективность применения, несмотря на рьяных критиков и недоброжелателей, выдвинули Антона Семёновича в число известных деятелей не только советской, но и мировой педагогики.

Педагогика Макаренко

Педагогическое наследие Макаренко можно условно разделить на две составляющие: педагогика для родителей и педагогика для учителей.

Так, в «Книге для родителей» Антон Семёнович даёт простые советы взрослым о воспитании детей. Семейное воспитание - это основа основ для становления личности ребёнка, при этом Макаренко подчёркивал значимость полной семьи как первого крепкого коллектива, где родители (или один из них) являются авторитетом для малыша.

Он выделил несколько видов родительского авторитета:

3. Авторитет расстояния. Родители уделяют мало времени своим детям, держат их на расстоянии от себя, занимаясь в большей мере собственной жизнью, предоставляя детей самим себе. «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

Макаренко рекомендовал взрослым придерживаться последнего вида родительского авторитета, а также большое внимание уделять социализации ребёнка, его общению со сверстниками, применять в воспитании труд, соблюдать в семейной жизни принципы существования здорового, успешного коллектива, призывал помнить, что «научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Интуитивно А. С. Макаренко сформулировал принципы, подтверждённые впоследствии системными исследованиями в области психического бессознательного: задача родителей - всемерно развивать векторальные свойства ребёнка, чтобы он вышел на уровень адекватного ответа требованиям взрослой жизни и имел все основания для самой счастливой реализации себя в обществе.

Педагогические наставления

Макаренко отлично осознавал огромную ответственность и важную роль, которую выполняют педагоги в обществе. «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив» , поэтому он ратовал за чёткие педагогические методики, которые легко можно внедрить, эффективно пролонгировать где угодно, с какими угодно детьми, с различными материально-техническими условиями и высокие результаты останутся неизменными. Ему удалось разработать именно такую педагогическую систему. Вот её основные положения:

1. Для перевоспитания несовершеннолетних преступников необходимо использовать общевоспитательные методы, полезный производительный труд, а не тюремный режим с заборами и охраной. «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

2. Взаимоотношения «педагог – воспитанник» нужно строить на доверии, любви, уважении. «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

3. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, нельзя требовать со всех детей одинакового развития их способностей, подгонять их под «норму». «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

При этом надо стремиться к тому, чтобы каждый воспитанник нашёл себе место в образовательном процессе, чтобы у него были любимые предметы, любимое дело. Также важно понимать, что «самые талантливые через месяц возненавидят вас за то, что заставили их делать то, чего они не умеют делать», поэтому необходимо знать особенности конкретного ребёнка.

4. Педагоги должны быть творческими, не бояться отступать от общепринятых шаблонов, господствующих стереотипов, действовать в интересах детей. «Отказаться от риска - значит отказаться от творчества».

5. Слова учителя должны подкрепляться делами. «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

6. Педагогу требуется завоевать любовь, доверие и уважение его учеников, тогда положительные результаты перевоспитания и воспитания детей не заставят себя долго ждать.

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно - не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И, наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения».

Главное – коллектив

Особый вклад Макаренко внёс в разработку принципов организации детского коллектива, которые позволяют сочетать в себе механизм личного стимулирования и общественной пользы. Это прежде всего принцип ответственности всех и каждого в отдельности. Никто в коллективе не оставался без работы, у каждого была своя зона ответственности.

Например, простая уборка превращалась в очередь ответственности воспитанников за ведро, тряпку, чистоту помещения, т. е. своеобразный технологический процесс. «Ответственность за ведро и тряпку для меня такой же токарный станок, пусть и последний в ряду, но на нём обтачиваются крепежные части для важнейшего человеческого атрибута: чувства ответственности. Без этого атрибута не может быть коммунистического человека, будет «некомплект».

Кроме того, Макаренко не проводил над детьми «неумных, жестоких» опытов, а предоставлял коллективу всё, что было нужно для жизни и работы. Совместная деятельность взрослых и детей, понимание ими общей значимой для всех задачи позволяли создать атмосферу доверия.

- А у вас кто хозяин? Может, Макаренко? - спросил кто-то и спрятался в толпе. Жорка широко улыбнулся: - Вот дурачье! Антону Семёновичу мы доверяем, потому что он наш, и мы действуем вместе.

Следует отметить, что Антон Семёнович возлагал все надежды на коллектив в целом, приучая каждого воспитанника жить интересами коллектива.

«Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива. В итоге я отстаивал линию создания сильного, если нужного, и сурового, воодушевлённого коллектива».

Воплощая глобальную идею создания целого из частей, А. С. Макаренко в условиях системной стаи (коллектива) преподавал воспитанникам главный урок - получение ради отдачи в стаю стократ важнее и приятнее получения ради получения, т. е. для себя. Неприязнь воспитанников друг к другу он преодолевал разными способами, но в основе всех методических приёмов Макаренко лежала зрительная любовь к человеку при полном отсутствии страха. Именно отсутствие страха в зрении, выведенном на уровень абсолютной отдачи, способно притягивать к себе других людей, особенно менее развитых, которыми и были на первых порах беспризорные архетипичные зверьки - воспитанники Антона Семёновича. Макаренко не был уретральным вождём по природе своей, но для сотен своих учеников он стал непререкаемым авторитетом, образцом для подражания, плотью от плоти своей стаи.

Воспитанники Макаренко вспоминают, что в их коллективе не было осуждения, возникающие проблемы решались на месте, цели были понятны и прозрачны для каждого. Сам педагог писал:«Мы все легко мирились с очень многими недостатками, отказывали себе в лишнем развлечении, в лучшем костюме, в пище, отдавая каждую свободную копейку на свинарню, на семена, на новую жатвенную машину. К нашим небольшим жертвам делу восстановления мы относились так добродушно-спокойно, с такой радостной уверенностью, что я позволял себе прямую буффонаду на общем собрании, когда кто-нибудь из молодых поднимал вопрос: пора уже пошить новые штаны. Я говорил: - Вот окончим вторую колонию, разбогатеем, тогда всё пошьём: у колонистов будут бархатные рубашки с серебряным поясом, у девочек шёлковые платья и лакированные туфли, каждый отряд будет иметь свой автомобиль и, кроме того, на каждого колониста велосипед. А вся колония будет усажена тысячами кустов роз. Видите? А пока давайте купим на эти триста рублей хорошую симментальскую корову. Колонисты хохотали от души, и после этого для них не такими бедными казались ситцевые заплаты на штанах и промасленные серенькие «чепы»».

Большое значение в слаженной работе коллектива имела чёткая структура управления, непрерывное обучение и командный дух. «Механика и стиль наших отношений инстинктивно усваиваются каждым коммунаром. Благодаря этому, нам удаётся избегать какого бы то ни было раскола коллектива, вражды, недовольства, зависти и сплетен. И вся мудрость этих отношений, в глазах коммунаров, концентрируется в переменности состава совета командиров, в котором уже побывала половина коммунаров и обязательно побывают остальные. Совет командиров всегда был на высоте положения, несмотря на свой переменный состав. Здесь большое значение имеет традиция и опыт старших поколений, уже ушедших из коммуны. Из особенностей работы совета необходимо указать на одну, самую важную: несмотря на все разногласия в совете командиров, раз постановление вынесено и объявлено в приказе, никому не может прийти в голову его не исполнить».

Итак, педагогическая система Макаренко базируется на двух столпах - умелой организации детского коллектива и приоритете полезного производительного труда.

Вся правда о методике Макаренко

Колонию им. М. Горького, как и коммуну им. Ф. Дзержинского часто посещали иностранные делегации, группы советских рабочих и чиновников, педагогов. И все они задавали один и тот же вопрос: «Так вот это и есть беспризорные?»

Умытые, причёсанные, интеллигентные, вежливые коммунары, умеющие держаться с достоинством, а также чистота, порядок, деловая обстановка в мастерских противоречили существующим представлениям о беспризорниках. Отсюда понятны истоки жёсткой критики методики Макаренко: одни отказывались верить написанному (услышанному от очевидцев), «так не может быть», «такое только в сказках бывает», другие приписывали педагогу рукоприкладство, называли его педагогику «тюремной», также обвиняли в том, что «система Макаренко есть система не советская».

Более того, мало кому пришлись по нраву высказывания Макаренко о том, что «с вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое».

«Результатом чтения педагогических книг была уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я всё равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие. Нас властно обступил хаос мелочей, целое море элементарнейших требований здравого смысла, из которых каждое способно было вдребезги разбить всю нашу мудрую педагогическую науку».

Отсталая неработающая на практике педагогика, бессмысленное по большей части педагогическое образование. Понятно, что основная масса сложившейся советской педагогической элиты постаралась всячески воспрепятствовать распространению идей, опыта Макаренко, чтобы не меняться, чтобы оправдать своё существование. И свои логичные вопросы Антон Семёнович уже задавал, публикуясь не в педагогических издательствах, а в литературных произведениях: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?».

«Сопротивление личности» Макаренко успешно преодолевал глубоким пониманием личностных особенностей своих воспитанников, что давало ему возможность развивать их в соответствии с этими особенностями, а не вопреки им, не через сопротивление, а по вектору психического: от заданности, через развитие, к реализации личностных свойств каждого на благо всех.

При этом находились люди, которые восхищались деятельностью Макаренко и перенимали его опыт, помогали ему в распространении своей методики.

Сегодня в России как никогда остро стоит проблема качества образования как школьников, так и педагогов. Методика Макаренко, основанная на принципах воспитания в коллективе, где каждый работает на благо целого, актуальна как никогда.

Слом социальных основ в 1990-х привёл наше общество вновь к раздроблению целого на хаос индивидуальных, конкурирующих друг с другом частиц. Всё отличие от революционных событий вековой давности лишь в том, что идеи, которая помогла бы объединить мир в единое целое, не было. Время больших идей прошло. Система образования, пущенная на самотёк, потеряла структурность и стала пассивно отражать процессы, происходящие в обществе. Расцвёл индивидуальный подход к обучению детей, про воспитание было просто забыто.

Несметное количество большей частью впопыхах написанных учебников, «систем» и «методик», апробация которых проводилась в соответствии с законами архетипичного кожного накопления и анального кумовства, наводнила рынок, вводя в ступор учителей, не привыкших осуществлять свободу выбора. Те, кто выживал в катаклизме реструктуризации системы образования, выбирали из имеющегося наиболее доступное, т. е. далеко не лучшее. Да и нельзя было выбрать лучшее по причине отсутствия такового.

Упор на индивидуальность, уникальность и личностное ориентирование в условиях обломков деструктурированной «системы» образования привело к полной аннигиляции образования как понятия. Исследования показывают: 98% из 1600 детей 3-5 лет демонстрируют творческое мышление. Через пять лет обучения в школе показатель креативности падает на 70%, а из 200 000 человек старше 25 лет нестандартно мыслят лишь 2%! Парадокс: упор на личностный подход в обучении даёт однородную массу стандартных потребителей без божьей искры в голове. В чём причина?

За время обучения в школе дети полностью разучаются взаимодействовать друг с другом на уровне решения общей задачи. Требования всемерно индивидуализировать подход к детям воспринимаются на местах как «пестование» - индивидуальные консультации, задания, проекты. Репетиторство с первого класса никого не удивляет. А вот помощь отстающим практически отсутствует как общественно-полезная нагрузка для хорошистов и отличников. Шефская работа старших классов над младшими далеко в прошлом. Ответственность за другого не прививается и не развивается в школе. Мы «волком выгрызаем» коллективизм из наших детей. Имея только жёсткий карающий контроль сверху, осуществляемый учителями или учащимися-лидерами, ребёнок привыкает работать исключительно на себя, на свой личной успех, ничего не отдавая в коллектив, в стаю, ведь это невыгодно.

Развивая свой личный успех и вытекающее из него самомнение, учащийся уже не может «опуститься» до такой прозаической вещи как уборка класса. Широко распространена практика сбора денег на оплату труда уборщицы, родители искренне считают, что совершают благо для детей. Совершенным анахронизмом воспринимается урок труда. Стремление к заоблачным высям личной независимости и финансового благополучия в российском менталитете никак не ассоциируется с физическим трудом даже как отправной точкой для дальнейшего восхождения к вершинам. «Всё или ничего», - говорит наша уретральная ментальность, подразумевая для своей-то кровиночки, конечно же, всё и любыми средствами.

В условиях западной цивилизации воспитание индивидуалов приносит свои коллективные плоды лишь потому, что над кожной базой индивидуального предпринимательства и конкуренции стоит надстройка закона, объединяющего конкурирующих субъектов в «единство непохожих» - перед законом все они равны. В наших условиях уретрально-мышечного менталитета кожный закон не воспринимается как должное и не работает как следует, а до другого закона мы пока не доросли в психическом, поэтому и объединяющего фактора, кроме системного знания структуры и значения стаи, у нас на данном этапе быть не может.

Можно, конечно, пытаться изобретать новые системы образования и воспитания, но логичнее было бы воспользоваться имеющимся знанием, уже апробированным однажды на нашем ландшафте в условиях «собирания камней» - методикой А. С. Макаренко, системно переосмыслив её и адаптировав к современным условиям не в ущерб сути.

В условиях уникального российского уретрально-мышечного менталитета бесполезно ссылаться на западный педагогический опыт. Опробированный на нашей почве, он даёт совсем не те результаты, как в странах Западной Европы или Америке.

В этом смысле педагогическая система Макаренко подходит для нас идеально. И является наиболее правильной. Пытаться поощрять наших детей на «личные достижения» - означает загонять их в архетипичную кожу. Основная идея Макаренко - воспитание личности через коллектив - точное попадание для развития векторальных свойств детей в условиях уретрально-мышечного менталитета. Воспитание с ориентацией на природные задатки ребёнка вкупе с коллективной деятельностью, где дети научаются нести ответственность не только за себя, но и за благо всей группы, делает их здоровыми членами общества.

Выйдя во взрослую жизнь, такие дети, во-первых, будут полностью социально адаптированы,т. е. научены жить и взаимодействовать в коллективе, во-вторых, смогут получать большое удовольствие от жизни, потому что будут работать на своих местах, так как взрослые способствовали развитию именно врождённых задатков, а не лепили из ребёнка то, что сами хотели. А в-третьих, и это самое главное, такие дети, выйдя во взрослую жизнь, будут ориентированы не только на получение (мне все должны, а я никому не должен - позиция современных не только подростков, но и взрослых), но и на отдачу - испытывать зрелое чувство ответственности перед обществом.

Макаренко за 13 лет своей педагогической работы с беспризорниками считал самым значимым своим изобретением систему сводных отрядов, которые создавались для выполнения конкретной цели, где каждый мог попробовать себя в роли командира. «Именно этому наша колония отличалась к 1926 году бьющей в глаза способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находились с избытком кадры способных и инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться».

Это изобретение нельзя переоценить с точки зрения правильного ранжирования в группе и развития уретральных подростков, которые в других системах воспитания зачастую подавляются. Вольные и своенравные, они редко приходятся по душе анальным воспитателям. Однако в системе Макаренко их векторальные свойства полностью развивались. Быть вождём в своей стае, нести ответственность за своих людей - лучшее развитие для уретрального ребёнка.

Макаренко писал: «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных. Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, и с очистки пруда, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива».

Здесь также невозможно переоценить точность Макаренко. Самое главное в воспитании детей - не накормить их, а научить есть самостоятельно. Дать им социализоваться, чтобы они без проблем могли делать это в будущем, став взрослыми. Дать им развить свои врождённые свойства, чтобы они могли максимально применять их в будущем. И здесь к каждому ребёнку надо подходить со своей стороны - в зависимости от его векторальных особенностей.

Дисциплина в коллективе также поддерживалась исключительно верным способом - через социальный стыд, страх общественного осуждения. «Без всяких постановлений, без протоколов и почти без речей, исключительно благодаря своей сознательности и спайке». Принципы существования детского коллектива, разработанные Макаренко, успешны именно потому, что учитывают особенности нашего менталитета. Из его сплочённого коллектива, где «один за всех и все за одного», вышло множество прекрасных людей, специалистов, высокопрофессиональных работников.

Влюблённый в своих детей, высокопрофессиональный педагог, Макаренко дал им лучшее, что может дать воспитатель, - возможность стать самими собой и применить себя на благо общества, что гарантировало им хорошее будущее.

Воспитывая в детях коллективизм и чувство ответственности каждого за всех, а всех за каждого, мы сможем собрать наше развалившееся на архетипичные обломки общество для лучшего будущего, где такие понятия как «беспризорный», «детский дом», «мошенник» или «взяточник» будут храниться в пыльных словарях под грифом «для служебного пользования».

Применить методику А. С. Макаренко в чистом виде в наше время не получится - время изменилось, изменились и наши дети. Системное переосмысление ценнейшего опыта выдающегося педагога, глубокое понимание причин его успеха, основанное на новейших знаниях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, подарит методике А. С. Макаренко вторую жизнь, а всем нам - надежду на то, что будущее состоится.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Опыт педагогической деятельности А. С. Макаренко (1888–1939) по перевоспитанию малолетних преступников широко известен во всем мире.

В 1920 г. А. С. Макаренко предлагается возглавить колонию для несовершеннолетних преступников, что коренным образом изменило его жизнь.

Уже в первые годы работы колонии он разрабатывает принципы отношений воспитанников и педагогов:

1) равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;

2) четкая организация труда;

3) роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания;

4) четкий перечень серьезных проступков: лень, отклонение от тяжелой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива.

Однако деятельность А. С. Макаренко нравилась далеко не всем чиновникам. В 1928 г. он был снят с должности заведующего колонией, переходит на работу в НКВД, а вскоре принимает коммуну им. Ф. Э. Дзержинского.

Концепция социального воспитания А. С. Макаренко основана на формировании личности в новых социальных условиях. Он полагал, что в условиях трудовой колонии возможно воспитать нового человека, советского гражданина, коллективиста.

А. С. Макаренко осуществлял свою педагогическую работу в условиях становления советского государства, поэтому во многом она была политизирована. Педагог активно подчеркивал, что только коммунистическое воспитание способно противостоять мещанству и порокам воспитания, оно является «общим и единым, даст возможность каждой личности развить свои задатки и способности». В качестве методов коммунистического воспитания он выделял общественное мнение, соревнование, поощрение, наказание, систему перспективных линий.

Тем не менее нельзя утверждать, что его педагогика уничижала личность, она лишь предполагала индивидуальное развитие личности в условиях коллектива. Сформулированный им принцип коллективисткой педагогики следующий: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему».

Большое внимание А. С. Макаренко уделял воспитанию сознательной дисциплины, что возможно в единстве коллектива и дисциплины.

Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют актуальные для современного социального педагога идеи А. С. Макаренко:

1) умение создавать детский коллектив, объединенный разумным, творческим, производительным трудом;

2) создание детского самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника;

3) создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями;

4) широкий круг методов в создании коллектива.

Еще по теме Деятельность А. С. Макаренко и его методы воспитания:

  1. Поскольку Метод Ключ основан на использовании естественного рефлекторного механизма, то этому методу может научиться каждый человек и применять его, когда ему необходимо.
  2. Проблемы воспитания в коллективе в деятельности В. Н. Сорока-Росинского
  3. Глава 1. Характеристика основных методов и форм воспитания военнослужащих
  4. § 61 Компания на акциях. – Сущность учреждения. – Цель его и историческое развитие. – Нынешнее ее значение. – Понятие об акции. – Образование компании. – Учредители. – Устав, утверждение его и регистрация. – Подписка на акции. – Органы управления. – Общее собрание акционеров. – Состав его, созыв и деятельность. – Правление. – Наблюдательный совет. – Понятие о дивиденде. – Выпуск новых акций. – Прекращение компании и ликвидация.


Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко - авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?

Коллектив

Основа методики Макаренко - воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.

Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,

Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу - будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

Ядро коллектива. Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления, а ядро коллектива в автоматическом режиме. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива - выполняли роль "закваски", которая пропитывала вновь прибывших колонистов. Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке, Макаренко лишь сдерживал их, чтобы они оставались в цивилизованных рамках.

Труд, организованный с определённой целью.

Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания - бесполезное сокращение мускулатуры.

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Дело.

Колонисты имели реальное дело, которое их и кормило, и дисциплинировало. Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто чтобы себя прокормить, позже занялись серьезным производством. Построив свой завод (меньше чем за год), воспитанники стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппаратов «Лейка». Фотоаппарат «Лейка» - это 300 деталей с точностью до 0,001 мм, для тех времен это абсолютно инновационное производство. Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельно: коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 млн. руб. в год. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия. А главный смысл в том, что дело формировало личность: в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.

Самоуправление

Если нет дела и нет здорового ядра коллектива, самоуправление невозможно и вредно. Если основа коллектива здоровая, самоуправление его укрепляет и оттачивает, оказываясь школой лидерства и руководства.

По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива. «Я принял решение, и я отвечаю», - это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

Макаренко был противником идеи того что школа - это лишь подготовительный этап, а дети - зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.

«Любовь нужна требовательная», - говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?

Учитель/воспитатель/родитель

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения…».

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители - пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Дисциплина

По Макаренко дисциплина - это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», - утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит - очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

Материалы:

http://letidor.ru/article/sistema-a_s_-makarenko_-5-prin_144272/

http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogicheskaya_sistema_a.s.makarenko

Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

Основные даты жизни и педагогической деятельности:

1888 - Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье Харьковской губернии.

1905-1914 - учительствовал в народной школе.

1914-1917 - учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью.

1917-1920 - заведующий начальной школой в г. Полтава.

1920-1928 - заведующий «Трудовой колонией им. AM Горького».

1928-1935 - руководитель коммуны им. Ф.Э. Дзержинского.

1935-1939 - литературная деятельность, переезд в Москву.

1939 - Антон Семенович скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.

Основные работы:

1932 - повесть «Марш 30 года » .

1933-1935 – « Педагогическая поэма » (переведена на многие языки мира).

1937 – « Книга для родителей » .

1938 - повесть « Флаги на башнях » .

1957-1958 - Сочинения: В 7 т.

Когда Макаренко начинал свою работу в колонии имени Горького, многие педагоги не освободились еще от идеалистического, слащавого отношения к детям в духе «свободного воспитания», Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми. «Дети -цветы жизни»,- любили повторять педагоги и многие родители, однако многие из них не дали себе труда задуматься над этими прекрасными словами, из которых вовсе не следует, что «нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать». Надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Следование мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости» . В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого и боролся за подлинную марксистско-ленинскую педагогическую науку, остро выступая против антимарксистских извращений в педагогике.

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

«Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,- говорит Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях. «Марксизм учит нас,- писал он,- что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива».

«Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,- писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе».

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива ». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».

«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке,- это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе... Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных» ,- писал Макаренко в «Педагогической поэме».

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперед.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А. С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает коллектив стремиться к новым достижениям.

Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть , «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.

«Лекции о воспитании детей» . Лекции были подготовлены А. С. Макаренко по заказу редакции радиопередач «Педагогическая пропаганда для родителей» Всесоюзного радио и прочитаны у микрофона в сентябре - декабре 1937 г. Отдельным изданием лекции впервые опубликованы: Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины.

В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. Макаренко умел развивать у своих вспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

В статье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремленность», Макаренко писал: «Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным.

В буржуазной педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное понимание дисциплины - только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивалась отрицательными требованиями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т. д. Подобному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления». «В советском обществе , - говорил он, - дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности» . Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко - это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. « У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления»,- писал Антон Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных...»

Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил : «Дисциплина - это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность ». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины. Дисциплина - это глубоко политическое явление, это то, что можно назвать самочувствием гражданина Советского Союза».

Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура» . Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.

Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.

Воспитание детей в семье.

"Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины".

А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок - член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.

Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.

Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок - член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства.

А .С. Макаренко выделил типы родительских авторитетов, негативно сказывающихся на воспитании ребенка:

Настоящий родительский авторитет - это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.

«Нравственно ценная потребность, - утверждает Макаренко, - может вырасти только из коллективного опыта ». Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.

  • 8.Церковные, ремесленные и гильдейские школы эпохи средневековья. 7 свободных искусств.
  • 9. Воспитание светских феодалов в эпоху средневековья.
  • 10. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования.
  • 11.Вклад гуманистов эпохи Возрождения в развитие педагогической мысли.
  • 12. Гуманистический идеал эпохи Возрождения в произведениях м. Монтеня.
  • 13. Система гуманистического воспитания ф.Рабле (по роману «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
  • 14. Социально-педагогические идеи т.Мора (по книге «Золотая книжка или Остров Утопия») и Кампанеллы (по роману-трактату «Город солнца»).
  • 15.Социально-педагогическое воспитание в.ДаФельтре.
  • 16. Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки.
  • 17. Классно-урочная система Коменского. Дописать
  • 18. Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика».
  • 20. Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
  • 21. Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
  • 22. Проект Локка о рабочих школах
  • 23. Теория «свободного воспитания» и метод естественных последствий ж. Ж. Руссо (по работе «Эмиль или о воспитании»).
  • 24. Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
  • 25.Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
  • 26. Теория элементарного образования Песталоцци
  • 27. Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
  • 28. Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
  • 29. Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
  • 30. Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
  • 31. Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
  • 32. Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
  • 33. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
  • 34. «Поучение Владимира Мономаха» как педагогический памятник 12 века
  • 35. Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках.
  • 36.Педагогические взгляды ф.Скорины.
  • 37. Педагогическое воззрения с.Будного.
  • 38.Педагогическая деятельность и взгляды с.Полоцкого.
  • 39. Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
  • 40. Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
  • 41. Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
  • 42. Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
  • 43. Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
  • 44. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»).
  • 45. Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
  • 46. А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
  • 47 Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
  • 48.Взгляды н.И.Пирогова на воспитание детей.
  • 49. Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
  • 50. К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
  • 51. Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
  • 52. Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
  • 53. Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
  • 54. Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
  • 55. Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
  • 56Педагогические идеи а.С. Семонович
  • 57. Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
  • 58. Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
  • 59. Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
  • 60. А. С. Макаренко о семейном воспитании.
  • 61. Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
  • 62. В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
  • 63. Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
  • 64. Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
  • 65 . С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
  • 66. П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
  • 67. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
  • 69. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
  • 70. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования
  • 57. Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко

    Известный советский педагог и писатель.

    Принципы воспитания по Макаренко.

      Социалистический гуманизм , выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

      С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм - умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное.

      Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

      Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой

      Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы. Коллектив – это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.

      Макаренко считал, что воздействовать на_отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «все за одного, один за всех».

      Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых ""перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участ-ников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».

      Особое внимание в своей педа­гогической практике и попытках ее теоретического обобщения А.С. Макаренко уделял роли вос­питателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не при­несет воспитаннику.

      Он считал, что наказание, ущемляющее честь и до­стоинство личности, действительно портит человека. Но нака­зание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, спра­ведливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушитель­ное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей.. Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко

    В своих литературно-педагогических произведениях А.С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающих­ся в данном коллективе, подчеркивая значение самоуправ­ления воспитанников как решающего фактора воспитатель­ного воздействия на детей. Много внимания А.С. Макаренко уделял методике организации воспитательного процесса. Раз­работанная и многократно описанная им в своих трудах ме­тодика так называемого параллельного действия, перспек­тивных линий развития коллектива, «метод взрыва» оказали большое влияние на практику работы советской школы.

    Исходя из того что цели коллек­тива в широком его понимании должны становиться целями от­дельной личности и реализовывать­ся в условиях разнообразной обще­ственно полезной деятельности, А.С. Макаренко видел задачу шко­лы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеуст­ремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества. «Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста».

    Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

    Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу.

    Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины должно происходить тоже в коллективе.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!