Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Осенние посиделки в школе. Сценарий

МБУ ДО «Центр детского творчества» Мордовия, Дубёнский район, с. Дубёнки.

Мероприятие «Осенние посиделки»

Описание материала: будет полезен педагогам дополнительного образования.

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей.

Задачи:

Расширять знания об осени;
развивать монологическую речь, активизировать познавательную деятельность детей;
формировать нравственно-ценностное отношение к природе;
включать учащихся в разноплановую творческую деятельность

Ведущий1:

Внимание! Внимание!
Всем Денисам и Катюшкам!
Всем Антонам и Танюшкам!
Приглашаем всех сейчас:
веселиться, петь, плясать,
В игры разные играть!
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Унылая пора! Очей очарованье!


В багрец и золото одетые леса,




(А.С.Пушкин)

Ведущий 2: Кого-то не хватает на наших осенних посиделках.

– Кого же? (ответы детей)
– Конечно же, хозяйки нашего праздника – Осени.

Осень:
А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенний сад и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.

Ведущий 1:

Здравствуй наша осень,
Осень золотая!
Мы тебя встречаем богатым урожаем
– Хотите про плоды узнать?
Прошу загадки отгадать.

1. Загадки не простые загадки-обманки:

Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется …Капуста.

Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно …Огурец.

Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно Морковки.

Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.
Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется…Свекла

Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это.Репка.

Ведущий 2:

Слышен топот быстрых ножек,
Это непоседа… (ёжик)

Здравствуйте дети дорогие
Я принес вам подарки лесные
Ели донес я грибочки в корзине
Чтоб зимой угощались вы ими Ребята!

Вы любите собирать грибы? Вы их всегда правильно собираете, давайте проверим. Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Съедобный – несъедобный»

Я буду называть грибы.

Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!
Съедобный-хлопайте,
Несъедобный-топайте

Теперь будьте внимательны.
Масленок
Поганка
Боровик
Дождевик
Волнушка
Хлопушка.
Шампиньон
Лисичка
Подберезовик
Сыроежка
Свинушка
Груздь
Рыжик
Чижик
Опёнок
Слоненок.

Ребята! Угадайте кроме грибов, что я люблю еще (правильно – яблоки)

Ведущий 1: Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка —
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай —
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду —
Пригодится урожай!

Мне кажется, что вы немножко устали сидеть на своих местах, и я предлагаю вам поиграть. В старину, во время празднования праздника осени, проводилось много игр, и я предлагаю сыграть в одну из них, которая называется «А ну ка догони». Для этого мне нужно чтоб вы разделились на 2 команды

1 конкурс. «А ну ка догони»

Все мы с вами любим бегать и прыгать дети и даже некоторые взрослые. И это конкурс начнём с загадки.
Под ногами лежат,
Зашагаешь – шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные. (листья)
Вы должны добежать до намеченного места по листьям. Бежать нужно по листья, ими для нас послужат листы бумаги. Для начала встаём на бумагу обеими ногами, а другую на некотором расстоянии положить перед собой и так дальше. Кто быстрее дойдёт до кеглей поставленных в конце комнаты.

2 конкурс. «Про грибы»

Ведущий 2.

Мы с вами немного размялись и я предлагаю следующий конкурс он так и называется «Про грибы».
На пне какого дерева чаше всего встречаются опята? (на берёзовом пне)
Какие грибы называют рыжими сестричками? (лисички)
Почему нельзя рвать грибы с корнем, в так же разрывать вокруг них мох и почву? (такие действия нарушают грибницу, из которой вырастают грибы)
Вспомните грибы, названия которых произошли от деревьев.(подберёзовик, подосиновик, подорешник)
Какой гриб считается самым ценным из грибов (белый или боровик)

3 конкурс «Ягодное место»

Ведущий 2.

Назовите ягоды какие вы знаете. (названия ягод от детей)
А теперь я вам задаю вопрос а вы отгадываете.
Ел в тайге медведь бруснику,костянику, веселику. Какой ягоды не существует (Веселика)
Какие ягоды можно собирать зимой? (Рябину, шиповник, облепиху, калину, клюкву)
Эту ягоду называют сибирским ананасом (облепиха)
Какая ягода растёт в таких условиях
Там крапива такая злючая
Поднялась не пролазной стеной!
Всё кусачее всё колючее
Если трусишь ступай домой (Малина)
Какая ягода и листочки зелёными до весны сберегает (Брусника)
Чай, заваренный с этой ягодой, ароматный, густой, вкусный и очень полезный для здоровья. (шиповник)
Какие ягоды растут во мху на болотах? (клюква)

4 конкурс « Хватай — ка»

Ведущий 1.

На полу мы расставили кегли, участники конкурса подходят к кеглям и садятся на корточки, одним махом стараются захватить как можно больше кеглей. Побеждает тот кто захватит больше кеглей и встанет с места не уронив ни одного кегля. С каждой команды участвуют по одному. Побеждает та команда у которой как можно меньше упавших кеглей.

5 конкурс «Травушка – муравушка»

Ведущий 2.

Назовите луговые травы и цветы. (дети называют цветы и травы)
Назвать лекарственные травы.
Теперь отгадайте загадки о травах.

К тому, кто прикоснется,
Привязчивый цепляется.
Он, будто ёжик колкий,
— Кругом торчат иголки. (репейник)

Что за доктор Айболит
У самой дороги сидит? (Подорожник)

О какой сумке идёт речь?
Говорят, такая сумка на лугу.
Я искать её немедленно бегу!
Потерял наверное её мой дружок
Потерял, а вот найти её не смог. (пастушья сумка – трава)

Какую траву называют пчелиною кашкою? (клевер)

Не шмель не пчела а жалиться. Эту траву даже слепой знает. (крапива)

6 конкурс – игра «Перепрыгни через лужу»

Осень – дождливое время года: льют холодные моросящие дожди. Неприятная погода. Но всё же осенние дожди очень важны и нужны земледельцам: земля пропитывается влагой, отдыхает и готовится к весеннему севу. Много на дорогах луж, которые мы вынуждены перепрыгивать или обходить. Наш следующий конкурс называется «Перепрыгни через лужу».
(Из обоев или из старой газеты вырезаны овальные «лужи» и прикреплены к полу на расстоянии 20-30 см друг от друга. Задание: кто быстрее их перепрыгнет и первым вернётся на своё место. В конкурсе принимают участие все).

7 конкурс «Гора пословиц»

Теперь мы с вами будем загадывать друг другу пословицы, первая команда загадывает а вторая отгадывает. После двух пословиц команды меняются заданиями. Побеждает та команда которая отгадала больше пословиц.

1.Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
2. Глаза страшатся, (а руки делают)
3. Делу – время, (потехе – час)
4. Кончил дело – (гуляй смело)
5. Не спеши языком, (торопись делом)
6. Любишь кататься – (люби и саночки возить)
7. Что посеешь – (то и пожнешь)
8. Труд человека кормит, (а лень портит)
9. Дерево держится корнями, а человек (друзьями).
10.Дружба крепка не лестью, а (правдой и честью).
11.Большая заслуга – выручить(в беде друга).
12. Ветер рушит горы, а слово – (дружбу).
13.Крепкую дружбу и топором (не разрубишь).
14.Человек без друзей, что дерево (без корней).
15.С другом держись, а недруга (берегись).
16. Дружба как стекло, разобьёшь – (не сложишь).
17.Новых друзей наживай, а старых (не теряй).
18.Где дружба, там и (согласие).
19.Друга на деньги (не купишь).

Ведущий1: Под окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
(С.Есенин)

Давайте прочитаем стихи про осень. (дети читают стихи)
1 чтец. Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Белые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет.
Дождик моросит
Воды дошумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
А.Н. Плещеев

2 чтец. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!..
А.Н. Майков

3 чтец. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А.К. Толстой

4 чтец. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Ведь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Ф.И. Тютчев

5 чтец. Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин

6 чтец. Отговорила роща золотая
Берёзовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком,
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
С.А. Есенин

7 чтец. Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С. Пушкин

Осень:

Ой, как у вас весело на посиделках.
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!
До свидания, до встречи в следующем году.
Ведущий 2 наше мероприятие подошло к концу, но нас с вами ждёт приятное продолжение – чаепитие.

Утренник «Осенние посиделки»

Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру, развивать творческие способности учащихся.

Целевая аудитория: 2 класс

Ход мероприятия

Учитель: Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Улетели птицы, на хвостах своих лето унесли. Только некогда грустить. Сегодня у нас праздник осени. В тереме осеннем окна и двери распахнуты настежь- дождь идёт ли, ветер ли свистит. Заходите к нам,люди добрые. Праздник осени у нас и светло и весело. Вот какие украшения осень здесь развесила!

Добрый вечер, гости званые и желанные!
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.

Дети :Мы пять раз в ладоши хлопнем
И пять раз ногами топнем,
В гости осень позовем,
Праздник осени начнем.

Учащиеся читают стихотворения:

1.Осень, милая шалунья, разместилась тут и там,
Как заправская колдунья разукрасила свой храм.
Гроздья - яхонты калины восхищают красотой.
Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!
Дай тобой полюбоваться!
Дай наслушаться тебя!
Не спеши уйти, расстаться,
Не позволь затмить себя.

2.Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем:
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят!
3.Осень - времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!
4.Осень - чудная пора,
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим!
5.Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла!

6. Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград -
Всё поспело для ребят.

7. И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора.
И радушно скажет каждый:
Все: Здравствуй, осени пора!

8.Бродит в роще листопад
По кустам, по клёнам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

9. Соберём из листьев веер
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.

10. Гнёзда чёрные пусты.
Меньше сделались кусты.
Ветер листья носит:
Осень, осень, осень!

Исполняется песня « Падают листья»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают-

Гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке,

В лес за грибами пойдём,

Пахнут пески и тропинки
Вкусным осенним грибком.

Деление учащихся на 2 команды «Кленовички», « Берёзочки» (из мешочка достать кленовый листочек- красный, берёзовый листочек- жёлтый). Образовавшиеся команды рассаживаются на свои места.

Члены жюри выбираются из присутствующих родителей.

(за каждый правильный ответ-1 балл)

Ведущий:
Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
И мы осень встречаем
Богатым урожаем.

Станция « Чудо-овощи»

1 задание –Загадки с грядки (по 7 загадок каждой команде)

1.Взяли мы ее одежку,

В кадочках теперь не пусто -

В них заквасится... (капуста)

2.Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (картошку)

3.Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (лук)

4.На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (тыква)

5.Этот овощ тыкве брат -

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (кабачок)

6.Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья - близнецы,

А зовут их... (огурцы)

7.Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

8.Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (репка)

9.Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

10.Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок... (морковка)

11.Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам... (свекла)

12.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (Баклажан)

13. Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец)

14.Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

Минутка -прибаутка для души, для шутки

Сценка «ПОМИДОР-ЗАЗНАЙКА»
Огурец и помидор
Как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них,
Кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым,
Называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода.
Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!”

“Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, -
Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь,
Только если покраснеешь.

А меня уже едят,
Мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький
Я всегда удаленький!”

2 конкурс « Эрудит»

1.Какие овощи усатые?(фасоль, горох)
2.У какого овоща есть глазки? (картофель)
3.Какой овощ мешал спать принцессе?(горох)
4.В каком овоще 2 ноты? (фа-соль)
5. Какой овощ тянули всей семьёй? (репка)

«КОТ В МЕШКЕ»
Надо определить на ощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

(за каждый отгаданный предмет-балл участнику команды)

Учитель: А сейчас послушайте одну очень интересную историю…

ИСТОРИЯ КАРТОШКИ

Картошка для нас – очень привычный и незаменимый овощ.

Кто любит картофель варёный, жареный, печёный? Но мы совсем забыли, что этот овощ, прежде чем попасть на наш стол, проделал длинный путь.

Это было давным-давно, более четырёхсот лет назад. Два испанских пирата: Франциско Писсаро и Диего Альмаро отправились в Южную Америку, в сказочную, неведомую страну – Перу. Они мечтали овладеть богатствами этой страны.

Много нового и необычного увидели они в Перу. Особенно поразило их то, что всё население питалось какими-то странными корнеплодами. Это были подземные плоды невзрачного на вид растения «папа», ныне хорошо знакомого нам картофеля.

Кто скажет, с чьим именем связано появление картофеля в России?

Пётр 1 прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства для того, чтобы население занялось разведением картофеля.

Постепенно привезённые из Испании как чудо «земляные орехи» стали для нас Вторым хлебом. В Испании их назвали тартуфолли, а у нас это название прижилось как картофель. При дворе Петра 1 его выращивали в качестве цветов и пудры для париков, которую делали из картофельного крахмала.

Игра-минутка для души, для шутки

« Собери картофель» - на полу рассыпан картофель, у двоих детей из разных команд завязаны глаза, по сигналу начинают собирать в корзинку. (балл присуждается тому, у кого больше « урожай»)

Сценка « Спор овощей»

1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?

2-й ведущий: Выскочил горошек - ну и хвастунишка!

Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.

1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:

Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит...
Я могу вас угостить!

Редиска: (скромно):
Я - румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!

2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!

Дети: Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!

1-й ведущий: У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый...

Дети: Лук.

Лук: Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я - простой зеленый лук.

Картошка: Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.

Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна...

2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!

Все: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.

Исполняется песня « Урожай»

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай.
Припев: Ой, да, собирай

И на зиму запасай.

Мы - ребята-молодцы!
И фасоль, и горох.
Урожай у нас неплох.
Припев: Ой, да, и горох!
Урожай у нас неплох.

Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок,
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай
Припев: Ой, да, не зевай

И в корзину полезай.

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай.

Припев: Ой, да, отворяй,

Едет с поля урожай!

И опять минутка для шутки (дети читают шуточные стихи)


1.Если нос у малыша приплюснутый немножко.

Значит люди говорят, нос его -картошкой.

2.Мать учитель вызвал в школу рассказать о сыне.

Знать получит дома он по тыкве и по дыне.

3.Мать нотацию читала долго так, что аж устала.

А потом ушла со вздохом -как об стенку всё горохом.

4. Если дали нам решать трудную задачку,

Чтоб решенье написать, надо репу почесать.

5.Кто-то трудится как вол, а в карманах пусто.

А кто-то пачками стрижёт зелёную капусту.

6. Если в овощных куплетах, вы себя узнали.

Значит, угадали мы, в яблочко попали.

Конкурс для родителей

Фразы на осеннюю тему (сказать вторую часть)

Возьму лук….– свяжу в косичку и подвешу к потолку. (примерный ответ)

Возьму картошк – выкопаю из земли и разложу сушить.

Возьму яблоки – засыплю сахаром и сварю варенье.

Возьму капусту – нашинкую и сварю борщ.

Возьму лопату – наточу и буду копать огород.

Возьму кукурузу – обломаю и сварю.

Возьму виноград – раздавлю и выжму сок.

Возьму грушу – сорву её, сочную и свежую, и съем.

Возьму огурцы – засолю в бочке.

Возьму рябину – обваляю в сахаре и украшу ею торт.

Возьму орех – разобью молотком и съем серединку.

Станция « Остроглаз»

1.Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

2. А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

3. Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянуть просинь -

Значит наступила осень.

1 конкурс « Угадай природное явление, которое происходит только осенью»

1 команда – ЛИСТОПАД

2 команда- ЛЕДОСТАВ

2 конкурс « Эрудит»

1.Кто собирает яблоки спиной? (Ёжик.)

2.Какой лесной житель сушит грибы на дереве? (Белка.)

3.Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клёна.)

4.У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (У зайца.)

5.Какая ягода бывает красной, белой, чёрной? (Смородины.)

6.Кто полгода живёт без обеда? (Медведь, ёж)

7.У какого дерева всегда дрожат листья? (У осины.)

Игра-минутка для души, для шутки

« Собери листочки» (по 3 человека с каждой команды, листочков-5, кто возьмёт последний лист, тот приносит очко команде)

Станция « Календарь народных примет»

Читает учитель:

Приметы сентября:

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Если журавли осенью летят высоко – осень будет продолжительной.

Приметы октября:

Гром в октябре сулит бесснежную зиму. (был гром)

Появление комаров – к мягкой зиме.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Поздний грибок – поздний снежок.

Приметы ноября:

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь – месяц слякоти и пороши.

У дуба и осины самый поздний листопад.

В ноябре рассвет с сумерками в середине дня встречается.

Чтение примет из проектов детей-( проекты выполнялись заранее, зачитывались на уроке окружающего мира, задача детей вспомнить примету и назвать вторую часть)

Если ночь на первое января звёздная, то быть большому урожаю ягод.

Воробьи барахтаются в пыли и чирикают- жди дождливой погоды.

Появились комары поздней осенью -к мягкой зиме.

Много ягод на рябине - к холодной зиме.

Вороны садятся на вершины деревьев - к морозу, на нижние ветки -к ветру.

Осенью птицы летят низко- к холодной зиме , высоко- к тёплой зиме.

Музыкальная пауза

Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
1.Огуречным было лето,

Пострадали мы за это:

Не хватало банок маме,

2.Тучи ходят, тучи ходят,

Дождик льёт, как из ведра.

Хорошо нам петь частушки

У закрытого окна!

3.Наш любимый кабачок

Отлежал себе бочок.

Мамочка пожарила,

Съесть дружка заставила!

4.Огуречным было лето,

Пострадали мы за это:

Не хватало банок маме,

Мыться негде - рассол в ванне!

5.Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днем!
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живем!

6 .Не болеем больше гриппом,

не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

нам головка чеснока.

7.Разудалый я силач -
Гну рукой подковку!
Потому, что я жую
Каждый день морковку.
8.Тучка глупая не знала,
Что уж осень здесь настала.
Огневой лесной наряд
Ливнем тушит час подряд.

9.Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать!

10.Вот и осень наступила,
Можно в куртке пофорсить.
Летом мне ее купили,
Не давали поносить.

11.Ох, художница ты, Осень,
Научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе
Тебе буду помогать!
Все: Осень, осень, до свиданья,
Мы прощаемся на год.
Улыбнись нам на прощанье,
В гости к нам зима идет!

Учитель:

В древней Руси первый день сентября, был первый день встречи с осенью и назывался в народе летопроводцем. Сентябрь- самый сухой месяц осени Эти тёплые деньки называются Бабьим летом. В сентябре запасали на зиму горькую ягоду рябину. Рябиной украшали крыльцо да окошки, чтобы клевать ягоду прилетали

птицы. На зиму отжимали из рябины горький сок, имеющий чудесную силу – он сохранял в течение зимы весь запас осенних витаминов, помогал от простуды и хвори. В сентябре люди собирали овощи и картофель с огородов.

Учащийся:

Я – октябрь. В старину меня называли «Хмурень» , «Листопадник», « Вершиной осени» Я – десятый месяц в году.

Учитель: Действительно, в октябре все больше хмурых дней, чаще идут дожди.

В этом месяце природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот.

Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – хорошенько

схорониться в лесную подстилку или забиться в щели,

последним птицам поспешить с отлётом в тёплые края.

Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, а после обеда – зима.

В этот день делали последний сбор грибов. Ну, а вы грибы знаете.

Конкурс « Угадай грибок» (за верный ответ 1 балл)

ЗАГАДКИ:

И красив он и велик. Это гриб… (Боровик)

Точно жёлтые цыплятки, разбрелись в бору …(Маслятки)

Разбежались по опушке, полосатые … (Волнушки)

Если грибок рыжий, значит это… (Рыжик)

Учитель: Небо закрыто тяжелыми облаками, идёт снег пополам с дождём.

Уже все перелётные птицы покинули родные места. В ноябре осень

с зимой встречается. Ноябрь – это месяц первых морозов и снега.

В середине месяца есть праздник Кузьминки. В народе говорили:

«Кузьминки – по осени поминки» . После кузьминок падал снежок,

засыпал землю. А в избах запасались работой на долгие зимние вечера.

Кузьминки называли девичьим праздником. Девушки в этот день

соревновались между собой – кто вкуснее приготовит угощение.

В народе было принято устраивать проводы осени.

И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай.

Игра «Лужи»

На полу раскладывают кружки. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать,наступая только на кружки. (побеждает тот участник, кто не пропустил ни одного кружка)

Конкурс « Назови лишнее»

Учитель читает стихи поочерёдно каждой команде, д ети внимательно его слушают и, если слышат "лишнее" слово, начинают хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

Учитель: Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Давайте сейчас мы вспомним пословицы о труде. (Начало и конец пословиц написаны на карточках, ребята составляют пословицы и объясняют значение, каждой команде по 4 пословицы)

1. Кто не работает … (тот не ест.)
2. Землю красит солнце, а … (человека – труд.)
3. Где труд, там и … (счастье.)
4. Делу время, а … (потехе час).
5. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела.)
6. Не поклонясь до земли и … (грибка не поднимешь.)
7. Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)
8. Труд кормит, а … (лень портит.)

Заключительная часть (в этот момент жюри подводит итог)

1. Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.

2. Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Желтые, да алые
Кружатся листы.

3. Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят.

Жёлтый клён, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг

Жёлтый двор, жёлтый дом,

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна.

Значит, осень – не весна.

4.Любое время года нам нравится, друзья.

И осень золотую мы любим – Да! Да! Да!

И листопад, и дождик, и сказочный туман,

И птиц, летящих к югу,караван.

5. Как осенью красиво! Листва шумит игриво

И шепчет шаловливо: «До встречи, до весны!

А птицы, улетая, и нам крылом махая,

Кричат: «Пока, до встречи! До встречи! До весны!»

6.Нам осень щедро дарит богатый урожай.

Всю зиму вспоминаем тебя мы, так и знай.

Ты отдохни немножко и силы накопи,

А через годик снова приходи!

Уходит осень щедрая от нас,

Её теплом мы были все согреты

И пусть останется в сердцах у вас

Наш праздник

До свиданья, в добрый час!

Праздник заканчивается чаепитием.

Сценарий интегрированного мероприятия

(музыкальный праздник с элементами логоритмики)

«В гостях у Осени. Осенние посиделки»

Цель: Развитие координации «движение – слово» .

Программное содержание:

  • образовательная: активизация словаря и закрепление знаний по лексической теме «Осень» ;
  • коррекционная: развитие слухомоторных и речедвигательных координаций на материале стихотворений, песен, динамических упражнений, танцев (коррекция общих и мелких движений) ;
  • воспитательная: обогащение эмоциональных впечатлений, воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

Оборудование: стулья, атрибуты: для праздника (маски) ; для Антошки (кепка, ложка) ; для игр (мешок (2+1 с дыркой) ), обручи, картофель, два зонта, платок; магнитофон с аудиозапиясями.

Предварительная работа: беседа об осенних приметах; активизация словаря по теме: «Осень» , разучивание песен, движений; распределение ролей между детьми; изготовление масок.

Празднично украшенный зал

Ход праздника:

Под музыку в зал входят дети и встают полукругом возле стульчиков.

Логопед: Добрый день, гости желанные!

Дети: (хором) Всех приглашаем, душевно встречаем! (Кланяются)

Лена Ф.:

Дни давно короче стали,
Листья золотом горят,
Улетают птичьи стаи
За далекие моря.

Тихо-тихо на опушке,
Уж кукушки не слыхать,
И готовятся зверюшки
Зиму долгую встречать.

Логопед: Ребята, хотите отправиться в гости к Осени, тогда рассаживайтесь по «вагончикам» . Поехали!

Ритмическое упражнение «Поезд»

Тут и там,
(«Поезд» едет по кругу)
Тут и там
(Локти согнуты)

На перроне шум и гам.
(Гудит правой рукой)
Вот гудок в путь зовет,
(Гудит левой рукой)

Скоро поезд отойдет.
(«Поезд» останавливается)

Логопед: Под листьями, слышите, кто-то храпит!? Кажется, кто-то спит!

Осенний праздник дети ждали,
И уж никак не ожидали,
Что осень будет крепко спать
И позабудет нас встречать.

Воспитатель: Вы ошибаетесь, это не Осень.

Логопед: Ну, а кто?

Воспитатель: Давайте посмотрим.

Логопед: Простите, пожалуйста, как вас зовут?

Не слышит, храпит,
Наверное, крепко спит.
А если лист нам приподнять,
Тогда возможно всё узнать.

Да это же Антошка!
Рядом лежит ложка.
Что же делать, как нам быть,
Как Антошку разбудить?

Воспитатель: Наверное, надо похлопать или потопать.

Дети под музыку хлопают и топают.

Логопед: Давайте споем про него песню.

Песня-инсценировка «Антошка»

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Жалко нам тебя, Антошка,
Что ленивый ты немножко.
Слёз напрасно ты не лей,
Лучше лень преодолей.

Осенью кругом столько работы – ведь поспевает урожай. За щедрый урожай мы все в ответе. С взрослыми должны трудиться и дети. В начале сентября копали картофель.

Кто хочет потрудиться?

Логопед: Антошка, а ты готов потрудиться?

Денис Х. (Антошка) : Надоело мне лениться,

Хочу тоже потрудиться.

Игра «Урожай» – кто быстрее соберёт картофель.

Дети получают мешки (один дырявый) .

Логопед: Антошка, ты очень хорошо собирал картошку, только мешок тебе дырявый достался. Хорошо мы все потрудились, можно и повеселиться.

Хоровод овощей

(музыка Н. Лукониной)

Логопед: Посмотрите, какой богатый урожай мы все дружно собрали: тыкву полосатую, свеклу бородатую, капусту сладкую.

Максим Р.: Было пусто, стало густо.

Подбоченилась капуста,

И на ножках кочерыжка

К нам во двор пришла вприпрыжку.

Игра «Капуста» (пальчиковая гимнастика)

Мы капусту рубим, рубим. (Рёбрами ладоней дети «рубят» воображаемую капусту)

Мы капусту мнём, мнём. (Сжимают и разжимают пальцы рук)

Мы капусту солим, солим. (Солят воображаемую капусту)

Мы капусту трём, трём. (Трут ладошками воображаемую капусту)

Логопед: Урожай большой собрали, капусту посолили. А теперь пора и повеселиться. Ведь так было на Руси и раньше: заканчивались работы на полях и огородах, начиналось веселье: кончил дело – гуляй смело!

Песня «Вот и осень на дворе»

(музыка и слова С. Юдиной)

Логопед: В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт. Я вам напомню осенние приметы:

  • дым стелется – к непогоде;
  • гром в сентябре – к тёплой осени;
  • осенью тихая вода – будет хорошая зима;
  • комары в ноябре – быть тёлой зиме.

Альгирдас Л.: Осень по дорожке

Ходит не спеша,

Под ногами осени

Листики шуршат.

Хмурая погода,

Дождик на дворе,

Птицы улетают

Стаей в сентябре.

Игра «Зонт» - помоги другу не попасть под дождь

Алсу Т.:

Если светит солнышко,
Можно погулять,
Хлопать, топать весело,
В садике играть.

Если тучка хмурится
И грозит дождем,
Спрячемся под зонтиком
И дождик переждем.

Логопед:

Дождик шумно пробежал,
Всех ребяток испугал.
Посидим, отдохнем,
Про осень песенку споем.

Песня «Осенняя песня»
(музыка и слова Н. Лукониной)
Осень: Добрый день, а вот и я.
Здравствуйте, мои друзья.

Вас не видела весь год,
Наступил и мой черед.
Очень долго вас ждала
И подарки припасла.

Максим Р. (обращаясь к Осени) :

Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: (хором)
Значит, будут пирожки?

Осень: Принесла вам гречки.
Дети: (хором)
Каша будет в печке?
Осень: Принесла вам овощей

И для супа и для щей.
Рады ли вы грушам?
Дети: (хором)
Мы их впрок засушим.

Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: (хором)
На варенье, на компот.
Осень: Принесла я меду.

Полную колоду.
Дети: (хором)
Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: (хором)

Не хотим, не надо!
Осень: Хорошо, пусть солнышко
Светит вам в окошечко!
Хоровод «У калинушки»

(музыка и слова Ю. Михайленко)

Логопед: Присядем тихо, отдохнем,

Осени стихи прочтем.

Дети читают стихи об Осени

Логопед: Осень, для тебя ребята приготовили и сейчас исполнят весёлые частушки

Частушки

Осень: Спасибо вам, ребята.
А когда к вам в гости шла,
Вот какой платок нашла.
Разноцветный, расписной,

Необычный, непростой!
Предлагаю, вам, друзья,
Поиграть с платочком я.
Хотите? Тогда выходите!

Игра «Волшебный платок» - передача платочка по кругу.

Осень: Очень весело мне было,
Всех ребят я полюбила.
Но прощаться нам пора,
Что поделать – ждут дела!

Добрых вам улыбок, щедрой осени, безбедной зимы!

До свидания!

А в подарок от меня сладкий вкусный пирог с дарами щедрой осени (отдаёт пирог детям)

(Уходит)

Логопед: Приглашаем всех на чай! До новых встреч на посиделках!

Коли будет мимо дорога,

Не обходите нашего порога!

Чувичкина Татьяна Николаевна – Музыкальный руководитель, Момотова Оксана Сергеевна – Воспитатель МОУ Детский сад №276 г. Волгоград

Дата поступления работы на конкурс: 02.11.2016г.

Сценарий утренника в подготовительной к школе группе

«Осенние посиделки»

Дети заходят под музыку «Красный сарафан» выполняют танцевальную композицию «Осенний хоровод» (переменный шаг, повороты, кружения)

Становятся полукругом.

1 вед: Добрый день и поклон вам гости дорогие! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали.

2 вед: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

1 вед: Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, будет радостный! По обычаю, старинному называется он осенинами!

2 вед. Сегодня будут танцы, игры, смех,

Радости хватит для всех.

1 реб. Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать.

2 реб. На завалинке в светёлке

Иль на брёвнышках каких.

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

3 реб. Нам досуг порою мелок.

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

1 вед: Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

4реб. Начинаем посиделки!

5реб. Открываем посиделки!

Дети: Для друзей и для гостей!

Песня - хоровод «К нам гости пришли»

2 вед: Наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи.

6 реб. Осень за окошком ходит не спеша,

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят,

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду,

Тихо и красиво осенью в саду.

Песня «Лист календаря»

(садятся на стульчики)

1 вед: В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, появляется свободное время для отдыха. Дни становятся короче и долгими осенними вечерами приходит пора девичьих посиделок. Девушки приносили на посиделки свою работу - кто шил, кто прял, а кто вязал.

1-я дев. Ох, хорошо, подруженьки. Наконец – то пора отдохнуть пришла, а то летом ни одного свободного денёчка, не было.

2-я дев. Ну теперь все вечера наши будут. Будем собираться, да нехитрым рукоделием заниматься.

3-я дев. И то правда. Посмотрите, какие у меня платочки красивые получились, давайте с ними спляшем.

«Танец с платками»

2 вед: На девичьи посиделки недобрые люди не заглядывали, боялись света лучин и добрых песен. Но зато нередко заглядывали парни. И верно, где же ещё приглядишь пригожую подружку, как ни на посиделках.

(2 мальчика подходят к девочкам)

1 мальчик. Здравствуйте, красные девицы!

Девочки. (визжат хором)

2 мальчик. Да что с вами? Или мы такие страшные?

Девочки. Нет это не так.

1 мальчик. А мы к вам в гости на огонёк заглянули. Не прогоните?

Девочка. Да зачем же прогонять коли гости добрые. Вы с добром к нам пришли.

2 мальчик. И с добром, и с угощеньем. (Выносит поднос с баранками и конфетами).

Девочка. Ай да гости. Устроили нам настоящий пир. А ну, девочки, споём добрым молодцам песню.

Песня – перепляс «У нас нынче субботея»

(Девочки садятся, в зале появляются кузнецы с молотками)

1й кузнец. Хозяйка, кузнецы нужны?

Девочка: Проходите, милые, сегодня и ваш праздник, ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

Девочка. А что вы умеете?

Кузнецы. А вот что.

Инсценировка песни «Во кузнице » (2 дев, 2 мальчика в конце песни показывают гвозди, которые они выковывали)

1вед: Ай спасибо, работнички, уважили, кузнецы вы умелые!

1 мальчик. А у меня папка- гончар, во как работает (показывает глиняный горшок)

2 мальчик. А у нас в кузнеце не хуже.

1 вед. Не спорьте, ребята! Идите лучше поиграйте, да попляшите. Делу время – потехе час!

Игра «Вышел Ваня погулять»

1 вед. Ишь, ты! Все себе пары выбираете, и девушек на танец приглашаете.

Танец «Кадриль» (танцуют все дети группы)

2 вед. Хорошо у нас на посиделках, только про осень мы с вами забыли.

7 реб. Осень в город невидимкой

Потихонечку вошла

И волшебную палитру

С собой в город принесла

8 реб. Краской красною рябину

Разукрасила в садах

Брызги алые рябины

Разбросала на кустах.

9 реб. Жёлтой разрисует осень

Тополя, ольху, берёзки,

Серой краской дождик льется.

Солнце золотом смеётся.

10 реб. Клён оранжевый стоит

И как будто говорит:

«Посмотрите же вокруг-

Всё преобразилось вдруг!»

11 реб. Опустила осень кисти

И глядит по сторонам

Яркий, добрый, разноцветный

Праздник подарила нам.

Песня «Осень в гости просим»

Вед. Осень, осень, осень

В гости тебя просим

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

(Под музыку входит осень)

Осень: Вы обо мне? А вот и я.

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год

За летом следом мой черёд.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной,

Осенние сады и парки?

Дети: Да хороши твои подарки!

Осень: Лес осенний словно терем,

Чудеса таятся в нём

Он откроет все секреты

Лишь подружек позовём.

Сентябринка, выходи

Про сентябрь нам расскажи.

(выходит Сентябрина)

Сентябринка: Я ребята, Сентябринка,

Я хозяйка сентября

И для всех друзей хороших

Есть подарки у меня.

Ягоды, грибы

До чего ж они вкусны!

Осень: Октябринка, выходи

Про октябрь расскажи

(появляется Октябринка)

Октябринка. В октябре, в октябре

Дела много на дворе:

Надо овощи убрать

И припасы запасать

Скоро близится зима

Скоро будут холода.

Осень: Ребята, а вы не хотите помочь Октябринке собрать урожай?

Дети. Да хотим!

Игра «Собери урожай»

2 ведра, 2 ложки, овощи, фрукты, одна команда собирает овощи, другая фрукты.

Осень: Ну, теперь Ноябринка выходи,

Про ноябрь нам расскажи.

Ноябринка: Дождь холодный льёт и льёт,

На деревьях иней

Первый снег и тонкий лёд

Лужицы порыли

Гуси, журавли и утки

В стаи собираются

И в далёкую дорогу

К югу отправляются

Вот они летят, курлычут

Говорят, они «Прощай»!

Отправляемся на юг мы

До свиданья, милый край.

Вед: Провожаем птиц мы танцем

Пусть посмотрят на ребят,

Перелётных птиц в дорогу

Провожает детский сад.

Танец

Вед: Много осень ты подарков

Нам сегодня принесла,

И теперь, царевна осень,

Мы благодарим тебя!

Осень: Спасибо, дети, вам за праздник,

Всем очень благодарна я!

Корзину фруктов самых разных

Вы в дар примите от меня!

(Угощает детей фруктами)

Вед. Благодарим мы осень за подарки,

Но расставаться нам пришла пора.

Ведь в ноябре снега падут на землю,

Настанет холод и придёт зима.

в старшей группе

Форма работы с детьми - развлечение, посиделки.

1. Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с земледельческим календарным праздником, используя народные приметы, обычаи.
  • Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр.
  • Обогащать знания о природе.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно - танцевальном творчестве русского народа.
  • Развивать мышление, творческое воображение, память.
  • Совершенствовать связную речь, пополнить словарный запас.

3. Воспитательные задачи.

  • Формировать положительное отношение к труду.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Формировать уважительное отношение друг к другу, создать ситуацию благодарности и внимания к близким людям.

Зал празднично оформлен в народном стиле. Входят дети под хороводную русскую мелодию. Останавливаются и встают полукругом.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.

Вот и Осень к нам пришла.

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят.

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду.

Тихо и красиво осенью в саду.

Ребенок:

Осень хлебосольная.

Накрывай пиры!

Полюшко раздольное

Принесло дары.

Ребенок:

Хлеба нынче вволюшку,

Хлебушек высок,

Поклонюсь я полюшку,

Гнется колосок.

Ребенок:

Как созреют солнышком

Колоски - лучи,

Жернов смелет зернышки -

Ставят хлеб в печи.

Ребенок:

Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится,

Пробуй урожай!

Ведущий: И правда, сколько даров приносит осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб. Чтоб не было зимой голодно, всего наготовили добрые хозяева про запас. До самого лета хватит! В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, хлеб в закрома засыпали) и коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки - бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает. Весело было! И мы собрались сегодня в горнице на посиделки.

Ребенок:

На завалинке в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок:

При лучине ли сидели

иль под светлый небосвод-

говорили, песни пели

да водили хоровод.

Ребенок:

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

Ребенок:

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ребенок:

Отдых - это не безделки -

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все:

Для друзей и для гостей!

Под русскую народную музыку (или под песню) идут хороводным шагом к своим стульчикам, садятся девочки отдельно, мальчики отдельно.

Ведущий: Ребята, никак гости к нам пожаловали. Это дорогие Потешницы идут, а что за праздник без Потешниц!

Входят две Потешницы. Под музыку несут на подносе с рушником хлеб да соль, обходят весь зал, останавливаются.

1 потешница: Здравствуйте, гости дорогие!

2 потешница: Здравствуйте, детушки малые!

1 потешница: Пришли мы позабавить вас да потешить!

2 потешница: Поиграть, пошутить, посмеяться!

1 потешница:

Нам начать досталась роль.

Принесли мы хлеб да соль.

2 потешница:

А потому принять извольте,

Тот, кто пришел на посиделки,

На нашей праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль.

Потешницы отдают поднос с хлебом ведущей или угощают (отламывают от каравая) .

Ведущий: Спасибо большое!

Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тот час.

А наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи. На наших посиделках сложа руки никто, не сидит. Посмотрите, как дети песню поют.

Песня «Постучалась осень»

Ведущий: Пока девочки пели, ребята целую корзину ложек настрогали.

Ребенок:

Эй, жалейщики гусляры

Танцоры и плясуны

Вас баян давно зовет

Становитесь в хоровод.

Ребенок:

Шире, шире, шире круг

Каблучков раздался стук

Подбодрим танцоров наших

Пусть они резвее пляшут.

Ребенок:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы хотели б вам сплясать.

Танец с ложками (мальчики приглашают девочек и отдают вторую пару ложек)

Потешницы. Молодцы петь да плясать вы умеете.

Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей) . Молодцы!

Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.

Разыгрывается сценка «Тит - лодырь». Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.

Тит: Где баранки, калачи?

1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, Пролежал целых день.

2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.

3 Ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

2 Ребенок: Тит, иди мед пить!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети: (хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.

А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

Дети встают с места говорят пословицы и поговорки :

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Долог день до вечера, коли делать нечего

О человеке судят не по словам, а по делам.

Терпение и труд все перетрут.

Была бы охота - будет и работа.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Кончил дело - гуляй смело.

Умелые руки голодными не останутся.

Любишь кататься. Люби и саночки возить.

Потешницы: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!

Ведущий: Как говорится «делу время, а потехе час». Наши ребята споют песню, которые тоже не очень-то любят работать.

Выходит солистка.

Мы с миленьким вдвоем

Дружно семечки грызем.

Посмотри на мой роток-

Там всего один зубок!

Выставить стульчики для «подружек».

Песня «Семечки»

Потешница. Да с таким женихом - то дом пустым будет. Ведь как говорят «Только трудом держится дом»!

Потешница. Ой, ребятушки. А скажите-ка мне, сколько месяцев в году у осени? А название этих месяцев? Расскажите нам про осень стихи.

Стихи про осень.

Ребенок:

Одарила гостья осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

Так давайте славить песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

Песня «Осень» (осень снова к нам пришла)

1 потешница: Хорошо поёте. А загадки -то отгадывать умеете.

2 потешница: 1 загадка:

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (морковь) .

2 загадка:

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

3 загадка:

Расселась барыня на грядке,

Одета в пышные шелка,

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка (капуста)

Потешница: В старые времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие. Испокон веку картошка да квашеная капуста - первое блюда у русского человека.

Ведущий: Давайте покажем, какая капуста выросла на нашем огороде.

Все дети выходят в хоровод. Берутся за руки.

Хоровод «Вью, вью я капусточку»

Дети:

Ой, капуста бела!

Ой, капуста вкусна!

Капуста:

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява

Кто любит щи -

Капусту в них ищи.

Игра «Ищи»

1 потешница:

Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

2 потешница:

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут.

Дети выстраиваются с двух сторон с муз. инструментами

Исполняют частушки

Все:

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Мальчики:

На себе всегда мы ловим

Восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье

Дарят помидоры.

Девочки:

Мы секрет румян достали

От пробабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Мальчики:

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим: «Ура -а -а!»

Девочки:

Ухажёров нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить пирожки с картошкой.

Мальчики:

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

Вместе:

Мы на праздник урожая

Натащили овощей,

После праздника наш повар

На год нам наварит щей!

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали,

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

1 потешница: Вот здорово! Какие веселые частушки!

2 потешница: Хорошо у нас на посиделках, весело.

А теперь скорей сюда -

У нас будет занятная игра.

Игра «собери сорняки в ведра» (дети собирают одни васильки, другие одуванчики, третьи - вьюнки) .

Игра «Кот в мешке» (узнать овощ или фрукт на ощупь) .

1 потешница: Позабавили вы нас девицы да молодцы. Играми да плясками сыт не будешь

2 потешница: Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным. Явись сюда, красавица млада, с блинами русскими.

Девочка. Блинов не напекли, молока не принесли.

Звучит музыка. Входит дед Ерофей с коровой

1 потешница: Смотрите, это же дед Ерофей с нашей деревни.

Дед Ерофей:

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Да, видно, не нравилась людям она.

Ведущий: Нам, дедушка, срочно корова нужна.

Дед Ерофей: А зачем она вам?

Ведущий: На нужно молока для блинов.

Дед Ерофей: Коли повеселите нас с Зорькой - пожалую вам молока.

Ведущий: Дорогие наши Потешницы, срочно выручайте, веселую игру затевайте.

1 потешница: Это вовсе не проблема, дедушка Ерофей.

2 потешница: Собирайся детвора, ждет вас развеселая игра.

Игра «Репка» (дед и баба - родители, остальные дети) играют сразу две команды.

Дед Ерофей: (спрашивает у коровы) Ну что, Зорька, понравилась тебе игра? Понравилась, только еще поиграть хочет.

1 потешница: Богатая у нас природа на дары в полях да лесах, так на всю зиму заготовки делаем. Пьём ароматный чай, да похваливаем.

2 потешница:

Чай горячий - наша сила, украшение стола.

«С чая лихо не бывает» - так в народе говорят.

Чай - здоровье, всякий знает.

Пей хоть пять часов подряд!

На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай.

Задание: определить на вкус с чем чай заварен

  1. листья смородины
  2. мята
  3. шиповник
  4. зверобой
  5. душица.

Дед Ерофей: Молодцы какие ваши родители! Вот вам детушки кринка молока, а мне дайте вкусного блинка.

Потешницы выносят на подносах блины для детей и гостей, угощают Деда Ерофея

1 потешница: Вот гости дорогие повеселились мы с вами. Много нового узнали, узнали и мы, что знакомы вы с обрядами, праздники народные почитаете, бережете родную культуру.

2 потешница:

Прощаясь с вами мы желаем

В мире жить, всем дружить

Родным краем дорожить

А на праздниках веселых

Петь, плясать и не тужить!




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!