Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Описание дымковской игрушки в художественном стиле. Дымковская игрушка: история промысла, технология создания

Дымковский промысел - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.

НХП «Дымково», Союз художников России , CC BY-SA 3.0

В слободе Дымково изготовляли игрушки целыми семьями. Происходило это обычно в период, когда заканчивались полевые работы, с поздней осени до ранней весны.

Копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, лепили, сушили и обжигали. А потом расписывали.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали.

«Свистунья»

Традиция праздника

Ярмарка « » была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша».

В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Воспоминания старожилов

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство:

«…Все горожане шли на Свистунью с детьми - три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице - и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки - сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные - привозили их из Архангельска - больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...».

Сейчас праздник утратил свой первоначальный вид. Представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.

Пресса в 1939 году писала:

«Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века.

Использованные материалы

В статье использованы фотографии из Царицинского музея народно-прикладного искусства народов СССР

Часть информации взята с разрешения с сайта: dymkatoy.ru - Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, раскрашенную яркими красками. Каждая такая игрушка уникальна, ее формы и стиль росписи не имеют аналогов в мире.

История дымковской игрушки берет свое начало на Руси еще в XVI веке. Зародился этот старинный народный промысел в слободе Дымково, около города Вятка (сегодня это Кировская область). Именно по месту происхождения дымковской игрушки она и получила свое название. Изредка ее также называют кировская или вятская.

Появлением дымковской игрушки мы обязаны языческому празднику Свистунья. В этот день было принято чтить память погибших во время столкновений в 1418 году между Вятскими и Устюжскими дружинами (так называемое Хлыновское побоище). Трагедия состоит в том, что участники побоища были уверены, что сражаются с татарами, так как из-за темноты не могли рассмотреть противника. Как говорят, время лечит, и постепенно трагедия была забыта, а праздник остался. В этот день проводились массовые гуляния с песнями, плясками, и, как несложно догадаться из названия Свистунья, свистом. Специально с этой целью к празднику делали свистульки, которые, по сути, и являются первыми дымковскими игрушками. Традиция настолько полюбилась жителям слободы, что они стали делать фигурки постоянно, не приурочивая их к празднику. Интересно, что изготовлением игрушек занимались в основном женщины.

В Советском союзе поддержали народный промысел дымковской игрушки и всячески способствовали его развитию. Еще до войны лучшие мастерицы были организованы в артель по изготовлению фигурок. Это было сделано с целью, сохранить знания, традиции и опыт, чтобы передать их будущим поколениям. Одна из мастериц за свой талант получила даже звание Героя Труда СССР.

Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.

Дымковские игрушки отличаются контрастностью и четкостью цветовых границ, что подсознательно вызывает положительные эмоции. Орнамент хоть и кажется сложным, но делается из простых геометрических фигур – круг, клетка, полоска и точка. Возможно, поэтому создается впечатление, что игрушки расписаны детьми.

Сюжеты для дымковских сувениров могут быть взяты из различных сфер жизни. Здесь не существует никаких ограничений. Самыми распространенными являются фигурки домашних животных, водоносови детей. Дымковская игрушка стала своего рода визитной карточкой Кировской области. В центре города был даже открыт памятник «Семья» - женщина с двумя детьми, мужик с гармошкой, кошка и собака. Композиция выполнена в духе дымковской игрушки.

Дымковская игрушка - один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее - Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья - праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип Состав Описание
Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже - колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи - нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников - это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) - это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Современное состояние промысла

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

Дымковская глиняная игрушка - один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь...

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка - неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Кстати, не только традиционные глиняные изделия, но и сами дымковские мастерицы составляют достояние Земли Вятской.

В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии - Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы - представления людей о мире.

Тем не менее в XX веке возникла серьезная угроза существованию дымковского промысла. Изготовление рукотворной игрушки пошло на убыль и уже не кормило мастериц, как раньше. Даже потомственные мастерицы прекращали работать, сосредоточиваясь на поисках другого заработка. В результате в слободе Дымкове появились мастерские по изготовлению более дешевых гипсовых изделий, пользовавшихся, однако, большим спросом как у местного населения, так и в других городах. Часть игрушечниц подрабатывала «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь одна мастерица продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853 - 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Решающую роль в судьбе всего промысла, а значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893 - 1948). С пятнадцати лет он увлекся кустарным творчеством дымковчанок, сумев разглядеть в их работах настоящее искусство. Он зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы.

После революции 1917 года Алексей Деньшин продолжал активно заниматься изучением и пропагандой дымковского промысла. Пытаясь привлечь внимание новых властей к самобытному народному искусству, художник создал рукописные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926).

Вместе с тем Алексей Деньшин собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга коллекции дымковских игрушек. Эта деятельность вскоре принесла плоды. Широкая общественность узнала об интересном вятском промысле. Его развитие получило импульс.

В 1930-х годах стараниями Алексея Деньшина кировские художники берут дымковский промысел под опеку, мастерицы получают возможность сдавать игрушку в товарищество «Кировский художник».

В 1939 году бригада дымковских мастериц приняла участие в оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Это декораторское новшество существенно расширило творческие возможности традиционного промысла, показало его способность успешно выходить за рамки круглой скульптуры в плоскостное решение. Так родился дымковский рельеф, который стал одним из излюбленных видов изделий дымковских мастериц второй половины ХХ века.

С началом Великой Отечественной войны дымковский промысел опять оказался заброшенным. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковские мастерицы, было распущено, дымковчанки остались без работы. Однако вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В местных магазинах ее с радостью покупали эвакуированные. В 1942 году производство дымковской игрушки было возобновлено.

В 1943 году, переломном в ходе войны, произошли события, важные и для дымковского промысла, - во Всесоюзном конкурсе детской игрушки дымковские мастерицы под руководством Алексея Деньшина получили первую премию, а 9 июля того же года мастерицы Кошкина, Пенкина и Коновалова стали членами Союза художников СССР. Кроме того, было принято решение возобновить в промысле ученичество.

Уже в следующем 1944 году Всесоюзное кооперативное товарищество «Художник» определило статус дымковской игрушки как экспортный, что обязывало усилить контроль над качеством игрушки и стимулировать художественно-творческую инициативу мастеров.

В ближайший послевоенный период страна еще шире обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц, выделялись финансы на улучшение условий их труда, на обучение молодежи. К сожалению, в это же время уходит из жизни старшее поколение мастериц, уходит из жизни и Алексей Деньшин.

Тем не менее проведенная им работа, заданный импульс обеспечили достаточное поступательное движение в дальнейшем развитии промысла.

Теперь, в начале XXI века, дымковская игрушка - явление поистине сложное и многогранное. Для произведений современных мастериц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость, тщательная проработка деталей и орнаментов. Очевидны и традиционные элементы, связывающие эту игрушку с изделиями мастериц прошлого.

В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России - «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В их числе Лидия Фалалеева, Нина Борнякова, Валентина Бородина, Людмила Верещагина и целый ряд других выдающихся мастериц.

С октября 2000 года данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак (знак обслуживания) и наименование товара - дымковская игрушка.

Продолжается развитие дымковского наследия и вне творческого объединения «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». Другой продолжательницей традиций дымковской игрушки является традиционная вятская глиняная игрушка. Как правило, это произведения, созданные в целом в традициях дымковской игрушки, однако не имеющие статуса таковой, официально предоставляемого решением художественного совета, действующего при «Народном художественном промысле «Дымковская игрушка». Многие мастерицы, имеющие большой трудовой стаж в промысле, работают индивидуально. Среди них также есть члены Союза художников России. Активную творческую деятельность ведут заслуженные художники России - мастерицы-дымковчанки Валентина Петровна Племянникова, Надежда Петровна Трухина и Людмила Николаевна Докина.

В настоящее время ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» также ведет работу по сохранению и развитию традиций старинной дымковской игрушки. В «Центре народных промыслов и ремесел «Вятка» сотрудничают десять мастериц с богатым опытом создания дымковской игрушки, из них семь - члены Союза художников России. На предприятии существует художественно-экспертный совет, призванный оберегать особенности дымковского промысла, направлять работу молодых мастериц. Одновременно руководством «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» поддерживается активная творческая деятельность мастериц, их коллективные и персональные экспозиции регулярно становятся частью всероссийских и международных выставок.

Для более точного обозначения производимых мастерицами «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» дымковских изделий руководство «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» использует наименование «дымковская глиняная игрушка». Данное наименование с одной стороны позволяет сохранить указание на преемственность вековых традиций промысла, а с другой стороны не прибегать к использованию ранее зарегистрированного организацией «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» наименования «дымковская игрушка».

Ранее, в разделе «Рукоделие » и подразделе « » мы публиковали статью «Лепка из глины «, где описывали некоторые основы, которые касаются этого процесса. И в одном из комментариев появилась просьба рассказать подробнее про одну из разновидностей способов лепки из глины — про дымковскую игрушку. Ответный комментарий в виду большого количества данных превратился в эту статью — «Дымковская игрушка — основы изготовления «. О чём, соответственно, мы и поведём дальше речь.

Сразу стоит сказать, что по-настоящему создание дымковской игрушки может быть освоено у потомственных мастеров из села Дымково Кировской области, где эти традиции передавались из поколения в поколение и так далее. Так что каких-то особых тайн в статье вы не найдёте. Зато мы постарались определить самые основные основы — чтобы любой человек смог взять их и сделать игрушку. Соответственно, если нам это удалось / не удалось, пишите, пожалуйста, отзывы — чтобы можно было провести коррекцию материала при необходимости. Ну а теперь приступим.

Дымковская игрушка — основы изготовления на самом деле очень просты. Если говорить вкратце, то все древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск и так далее. И отнюдь не потому, что наши древние предки любили пошуметь (хотя и это тоже 🙂) Так, считается, что злые духи очень не любят шум. Естественно, при наступлении весны, когда приходит пора сельхозработ, злые духи совершенно не нужны на полях и огородах. Тогда как за зиму на земле накопилось порядочно нечисти (зима вообще, как говорят, пора тёмных сил). И наши предки старались как могли справиться с этими злыми духами. В частности, организуя праздники, где необходимо было очень громко шуметь, свистеть, стучать и так далее. Духи пугались шума — и исчезали. Миссия была выполнена.

Дымковская игрушка — это одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Так, у вятичей (славянского племени из этих мест) была традиция праздника «Свистопляска». Как видно из названия, праздник явно шумовой и противо-нечистный. Соответственно,

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, к которому и приурочивали их изготовление и продажу. К древнейшим видам дымковской игрушки, вероятно, нужно отнести шары, или «шарыши» Сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые, с катающимися внутри горошинами, они издают звук погремушки, красивы по цветовым сочетаниям: по черному фону нанесены ряды белых, красных и сиреневых или белых, голубых и коричневых пятен — горошин.

Помимо шумовых функций, катание глиняных шаров на Свистопляску было поздней модификацией древнего обряда: заклинания плодородия - катания яиц. Древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют и свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных. Это небольшие по размеру фигурки с характерными признаками животного спереди и коническим завершением в виде свистка сзади.

То есть, изначальная особенность дымковской игрушки — это способность издавать шум, свист. На сегодня «шумливость» — это не обязательный атрибут дымковской игрушки. Но цвета и формы современных игрушек сохранены достаточно точно.

Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Постепенно забывался смысл отдельных деталей: золотое шитье на платьях, золото эполет и орденов становились непонятными пятнами, делавшими фигуру красочной и выразительной. Они даже переходили туда, где уже не имели никакого смысла - на козлов, оленей, индюков, придавая им своеобразную наивную красоту, веселую и жизнерадостную. Постепенно эта декоративная сторона дымковской игрушки выступала все сильнее и, наконец, превратила ее в то, что мы имеем сейчас, - чисто декоративную скульптуру.

Соответственно, отличительные черты дымковской игрушки:

  • специфические стилизованные формы
  • белый фон
  • яркая раскраска.
  • по-возможности — способность издавать шум, свист.

Конечно же, знатоки и специалисты могут назвать нам ещё сотню (а, может, и не одну) отличий дымковской игрушки от других. Но для нашей цели — основ изготовления дымковской игрушки — эти отличия не пригодятся. Ну а мы, собственно, переходим к основному разделу:

Основы изготовления дымковской (вятской) игрушки

Как, наверное, вы уже поняли, процесс изготовления дымковской игрушки проходит в 2 больших этапа:

  1. Создание собственно формы.
  2. Раскраска этой формы.

Начнём с первого шага. Традиционно для создания формы дымковской игрушки использовалась местная глина и речной песок. Естественно, глина из реки Вятка не всем доступна, поэтому люди пользуются заменителями. Если ваша цель — точное воспроизведение традиции дымковской игрушки, то нужны красная глина и песок, а также обжиг изделия в муфельной печи. Подобные способы обработки глины не всем доступны, поэтому мы ещё больше отклонимся от заветов предков 🙂

Итак, материалы для создания дымковской игрушки.

В принципе, можно использовать любые доступные вам материалы:

  1. Если вам доступна художественная глина — то можно использовать её — только учитывать, что готовые изделия боятся воды. Также нужно учесть, что глина достаточно долго сохнет (а её нужно высушить перед раскраской).
  2. Если вам доступен пластилин — это также нормальный материал. Но ввиду его водооталкивающих свойств это не самый хороший вариант, так как покраска пластилина — это то ещё удовольствие.
  3. В современных условиях лучше всего, если вам доступна самозатвердевающая полимерная глина . В художественных магазинах продаются такие брикеты разных цветов, с которыми работаешь как с обычной глиной — но не нужно обжигать, эта глина полимеризуется и не боится воды. Также при работе с такой глиной руки должны быть влажными.
  4. Кроме того, более экономичный способ — это дымковская игрушка из солёного теста . Подробнее про солёное тесто можно прочесть в нашей статье «Солёное тесто — рецепты и способы лепки «. Если вам не нужна мега-точность и утончённость художественных форм готового изделия, то это отличный материал. Хотя также достаточно долго сохнет.

Поскольку все четыре типа материалов сходны по пластичности, особо останавливаться на их отличиях не будем. Каждый, кто возьмёт в руки материал и сделает несколько пробных игрушек, самостоятельно определит недостающие моменты. Мы остановимся на общем процессе лепки дымковской игрушки.

Процесс лепки дымковской игрушки.

Этот процесс можно подразделить на несколько шагов.

Нулевой шаг — это выбор образца , готового изделия, которое вы хотите скопировать. Если вам не нравится копирование — можно импровизировать сразу. Но более логично сначала скопировать несколько готовых и наиболее понравившихся изделий. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму. Выделить «придатки» — хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы — всё, что крепится к основе.

Первый шаг — это создание основы . Каждая дымковская игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы — туловища. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера. Затем деформировать этот шарик (вытянуть, сплюснуть, стянуть) в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки. Чем плавнее происходит деформация, тем более хорошей получится форма, она не будет иметь выемок, сколов и прочих дефектов быстрого растяжения.

Второй шаг — это изготовление придатков . Вы не поверите, но основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. То есть, нужно скатать шарик и постепенно деформировать его в сторону нужной формы. Кстати, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: первые несколько игрушек — это учебные игрушки. Так что особых требований к качеству при их изготовлении у вас быть не должно. Требования к точности форм, утончённости и гармоничности должны появляться лишь при наличии небольшого навыка работы с глиной.

Третий шаг — соединение придатков с туловищем. Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем.

Теперь можно добавить всяких украшений — колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать. А пока она сохнет, воспользоваться паузой и подобрать себе цвета, которыми вы собираетесь раскрашивать дымковскую игрушку.

Про подбор красок и цветов для дымковской игрушки.

Цвета в дымковской игрушке в основном яркие, баночные — не смешиваемые. Если вы хотите подробнее узнать про смешивание цветов (например, про то, как получить красивейший фиолетовый цвет вместо грязи) — то вы можете прочесть статью «Как получить нужный цвет? «. Но если вам не жалко купить обычные краски по керамике на основе акрила в художественном магазине, то это будет более простой путь. Вам понадобятся любые нравящиеся вам яркие цвета — жёлтый, красный, чёрный, оранжевый, синий, зелёный, фиолетовый.

Естественно, традиционно для раскраски дымковской игрушки использовали натуральные красители на яйце, молоке. Затем — темперу. Но поскольку мы не соблюдали исконную технологию при создании заготовки, то зачем соблюдать её сейчас?

Итак, акриловые краски — отличный вариант для дымковской игрушки. Кстати, при особом старании ими можно справиться даже с пластилином. Плюс их важный плюс по сравнению с, например, гуашью — краски быстро сохнут и становятся очень прочными. Так что когда вы будете рисовать по белому фону, он не будет смешиваться с новыми цветами. Ну а если вы выбрали гуашь — будьте готовы к тому, что белый цвет фона будет взаимодействовать с другими красками. Особенно если вы будете водить кисточкой в одном месте дольше одного мазка.

Следующий этап — раскраска дымковской игрушки.

Который, в свою очередь, делится на

  • нанесение белого фона
  • окончательную разрисовку.

Нанесение белого фона — важный процесс. Если его не нанести хотя бы в один слой, то все ваши цвета, которыми вы будете раскрашивать эту игрушку, окажутся намного более блеклыми, чем если бы под ними был белый фон. Поэтому покрыть заготовку белым в 2-3 слоя — это не прихоть, это суровая необходимость 🙂

Соответственно, после высыхания фона начинаем раскрашивать игрушку. Если вы не уверены, то для начала теми же цветами, какие будут использоваться в игрушке, можно раскрасить несколько фигурок на бумаге. Это даст возможность

  • а) немножко потренироваться
  • б) в большей степени определиться с желаемым сочетанием цветов.

Итак, в раскраске традиционно нуждаются: глаза, волосы (если это человек), предметы одежды или естественных покровов (перья, шкура). Также можно раскрасить декоративные элементы типа бугорков, валиков, канавок, если вы их делали. Если нет — то можно их нарисовать прямо поверх заготовки.

Кстати, в разукрашивании игрушки, вполне возможно, вам понадобятся наши советы из цикла статей Как научиться рисовать? Легко! И в особенности раздел про силовые линии в рисунке.

Вот и всё! Дымковская игрушка вылеплена и раскрашена! Осталось высушить, при желании покрыть экологичным лаком на водной основе -и радоваться!

Дымковская игрушка — от простого к сложному.

Если говорить методически, то наиболее правильно начинать лепку игрушек с самых простых форм. То есть, вероятность получить полную ерунду в том случае, если вы выбрали для первой лепки, например, всадника, намного больше, чем если бы вы выбрали, скажем, свинку.

Принцип выбора игрушек, более простых в изготовлении : у них много туловища и мало «придатков». То есть, чем больше в игрушке туловища и чем меньше ножки, ручки, хвостики (а в идеале, если они вообще прилегают к телу и обозначаются только на рисунке), тем легче будет эту игрушку по первах делать.

И, наоборот, принцип выбора более сложных игрушек — появление длинных конечностей, шей, огромных хвостов и прочих «придаткообразных» выступов.

Дымковский колокольчик:

Свинки — отличный начальный этап, состоят из туловища и очень коротких лапок-пяточков-ушек.

Свинки из 1950-х годов:

Оригинальная игрушка 30-х годов прошлого века (как видите, примитивизм и стилизация — основа дымковской игрушки):

Современный вариант этой игрушки (намного меньше примитивизма и стилизации):

Более сложная модификация этой игрушки (конёк-мутантик):

Ещё более сложная модификация этой игрушки (конь-горыныч):

Следующий этап усложнения (вообще неизвестное животное 🙂) из 1900-х годов:

Эта же игрушка — но в современном исполнении:

Удачного творчества!!!

Итак, как вы, наверное, заметили, процесс изготовления дымковской игрушки прост и логичен.

И, естественно, ведь созданием этой игрушки издревле занимались не профессиональные художники, а исключительно любители. Так что дымковская игрушка по плечу каждому!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!