Оформление математического уголка во второй младшей группе. Развивающая предметно-пространственная среда
Ольга Припутнёва
Почемучки »
Математический уголок - это специально отведенное место, которое оснащено математическими пособиями, играми, тематически подобранными книгами и материалами.
Цель : способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи: развивать у детей математические способности; заинтересовывать предметом математики.
Уголок организован с использованием специальных полок в уютном, тихом и спокойном месте. При этом обеспечен свободный доступ детей к используемым материалам. Таким образом, детям предоставлена возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития детей подготовительной группы. Разнообразный математический материал можно классифицировать, выделив в нем 3 категории: развлечения; математические игры и задачи; развивающие игры и упражнения. Каждый ребенок может выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, логические задачи, кубики, шахматы, развивающие книги. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности использованы магнитные доски, счётные палочки, альбомы для зарисовки, плакат с математическими задачами.
Состав математического уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена материала произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новый математический материал.
Публикации по теме:
Выставляю на ваш суд: фото оформления новогоднего уголка в своей группе. Группа у меня раннего возраста. Очень хотелось создать новогоднее.
Предлагаем вашему вниманию фото отчёт группы № 1 «Полянка» - оформление физкультурного уголка в группе. В связи с проведением зимней олимпиады.
Методические рекомендации для воспитателей «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.
Методические рекомендации «Содержание книжного уголка в дошкольном учреждении» Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во.
Содержание уголка природы «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.
Важной составляющей образовательной среды в группе является национальный уголок. Он несет функцию воспитания у детей патриотических чувств,.
Предметно-развивающая среда
по математике в ДОУ
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.
Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
Содержание центра познавательного развития в группах ДОУ :
1.Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей: игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.
2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
3.Занимательный материал математического содержания:
Задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.;
Математические загадки;
Математические считалки;
Математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)
Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки.
2-ая младшая группа (3-4 года)
В центре познавательного развития по математике могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;
Дидактические игры .
Подбирать предметы по цвету и величине
(большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из
уменьшающихся по размеру колец , чередуя в определенной последова -
тельности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепен-
но усложняющиеся правила.
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.
Средняя группа (4 – 5 лет)
Центр познавательного развития по математике средней группы может содержать:
дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
Ориентироваться в пространстве и времени ;
Сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету , назначению и т.д.;
Составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
Дидактические игры :
Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений ;
Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);
Игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.
Развивающие игры : «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Страшая группа (5 – 6 лет)
В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:
Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны;
дидактические игры, развивающие умения:
- создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);
умение понимать отношение рядом стоящих чисел ;
умение устанавливать последовательность различных событий.
Дидактические игры :
Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
Игры с цифрами, монетами;
Игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;
Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
Развивающие игры:
часы-конструктор, весы;
Игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича.
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
В группах старшего дошкольного возраста центр познавательного развития по математике может содержать:
дидактические игры, формирующие умения:
умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради и т.д.);
умение работать с планом,схемой, маршрутом ;
умение определять время по часам;
умение анализировать форму предметов в целом и отдельных его частей ;
умение называть числа в прямом и обратном порядке .
Дидактические игры :
Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
Игры с цифрами, монетами;
Игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;
Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
Календарь, модель календаря.
Развивающие игры:
Игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.
часы-конструктор, весы,лупа,рулетка;
Игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.
Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Р. S .: (Все фотографии из личного архива Леоновой Наталии Петровны)
Литература:
1.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006 г.
2. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-
маровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.
Татьяна Безменова
Ранние математические способности – верная предпосылка к тому , что в дальнейшем ребёнок будет не только хорошо понимать математику , но и преуспевать в других школьных дисциплинах. К таким выводам пришли учёные в области образования и социальной политики Северо- Западного университета в Эванстоне. В ходе исследований они оценивали связь ключевых элементов готовности к школе с дальнейшими успехами в учёбе. Но не нужно быть профессором, чтобы понимать то, что ребёнку необходимо заниматься математикой с детства , и не только для того, чтобы легко было учиться в школе, математика тренирует умение рассуждать, думать, логически мыслить, умение отстаивать свою позицию, совершенствует гибкость ума, способность анализировать, развивает силу воли , терпение, учит ставить перед собой задачи, чётко планировать их выполнение, и обязательно добиваться результата.
Понятно, что математика – предмет сложный , требующая упорства, постоянного изучения, но мозг ребёнка способен понимать его гораздо легче и быстрее, чем нам, взрослым, кажется. Ведь дети по своей натуре любопытны и в раннем возрасте впитывают огромный объём информации. Очень важно, на мой взгляд, не ограничиваться математическими занятиями , необходимо, чтобы ребёнок имел возможность в любое время заниматься математикой , важно обогатить предметно- развивающую среду группы материалами и оборудованием , направленными на формирование математических представлений . И поможет в этом вопросе педагогу – организация в группе математического уголка , который упорядочит работу по ФЭМП. Ведь в данном уголке собраны различные дидактические игры, пособия математической направленности . А также математический уголок способствует появлению у детей потребности не только в играх с игрушками, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности, логику, интеллект.
Математический уголок нашей группы носит название «Занимательная математика » . Хочу, уважаемые коллеги, показать вам наш уголок и рассказать о его наполнении. В математическом уголке есть настольно-печатные, дидактические игры с математическим содержанием , такие как : «Весёлый счёт» , «Мир чисел» , «Где больше» , «Цвет и форма» , «Подбери по цвету» , «Развитие внимания » , «Ассоциации» и т. д. Для закрепления навыков счёта и умения соотносить число с цифрой в уголке имеются плоскостные фигурки зайчиков, мишек, белочек, лисичек, грибочки, цветочки, пчёлки, морковки и т. п., а также имеются корзинки с набором шишек, камушек, каштанов, маленьких матрёшек. Для освоения навыков измерения высоты, объёма, длины у нас имеются шнурки, ленты, верёвки, стаканчики, ведёрки, баночки. Есть в нашем математическом уголке головоломки , тетради с занимательными заданиям , тестами, математические прописи для самостоятельного заполнения. Для того, чтобы дети лучше усвоили представление о времени в уголке есть модель часов , объёмный календарь, соответствующие данной теме дидактические пособия и игры. В наличии магнитные доски, наборы карточек на сопоставление цифр и количества, кассы с цифрами. А также у нас есть занимательные книги математической направленности для дошкольников, детский компьютер.
Математический уголок помогает в игровой форме решать одну из главных, основных задач дошкольного образования – математическое развитие детей , развитие их математических способностей .
Публикации по теме:
СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Предметно-пространственная развивающая среда в.
Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.
мария васильева
Презентация «Математический уголок в группе»
В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные открытия, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет её перерабатывать, отсеивать лишнее и усваивать нужное. Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки . Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах
Задачами уголка математики является : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности . Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем , стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом , объединятся в игре со сверстниками.
Публикации по теме:
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.
Презентация «Математический лэпбук» Лэпбук «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Современные дети растут в эпоху быстро развивающихся.
"Математический уголок" Для развития детского математического творчества является обогащенная предметно-пространственная среда. Это наличие.
В нашей группе появился математический уголок в совершенно новом оформлении Цели: Выявить уровень математических знаний детей (количественный.
Математический уголок для дорогих воспитанников младшей группы. Наглядный показ геометрических фигур по размеру и цвету. У детей всегда.
Презентация «Предметно-развивающая среда в группе детского сада. Уголок ПДД» Уголок ПДД посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где.
Презентация к игре «Математический планшет своими руками» Презентация игра "Математический планшет своими руками" Математический планшет - это возможность исследовательской деятельности для ребенка,.