Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста. Общение между мальчиками и девочками в школе

Особенности общения в дошкольном возрасте: популярные и не популярные дети у сверстников

1.1 Общение мальчиков и девочек

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

1.2 Структура межличностных отношений в группах детей

Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры), либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые. Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, "как все"). Симпатии и антипатий дошкольника обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей дошкольного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В детских группах могут быть выделены функционально - ролевые, эмоционально - оценочные и личностно - смысловые отношения между сверстниками. Функционально - ролевые отношения выступают при изучении "делового" общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: "в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они отражают?" Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Функционально - ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого. В самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два вида отношений: собственно игровые отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре. Например, собственно - игровые отношения воспроизводят социально - типические образцы поведения: доктор к больному - добр; учитель с учеником строг. Это отношения "вообще", они "бессубъектны" и заданы ребенку в общении со сверстниками.

Другой тип игровых отношений возникает "вокруг" игры, при обсуждении её замысла, построении "сценария", распределении ролей. Психологический смысл общения ребенка заключается здесь в том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Так возникают и разрешаются существенно важные конфликты детской жизни: "во что играть?"; "кого принимать в игру?"; "кто будет главным?".

В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Анализ мотивационного плана совместной деятельности в детской группе открывает путь к изучению личностно - смысловых отношений, которые выделяются при ответе на вопрос: ради чего, во имя кого осуществляется совместная деятельность?

Личностно - смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют.

Личностно - смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя реально роль взрослого и действует согласно ей. Это может обнаружиться в критических ситуациях, когда, к примеру, ребенок заботиться о младшем братишке во время тяжелой болезни матери.

Агрессия и агрессивное поведение молодежи

За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий в их развитии. Процесс психосексуального развития у девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков...

Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста

половой идентификация психический семья В дошкольном детстве полоролевое развитие имеет свою динамику. В младших группах детского сада общение детей преимущественно смешанное. С переходом в старшие группы изменяется тип общения детей...

Гендерная идентичность

(на основе работ Д. Элиум, Дж. Элиум) Наверно всем без лишних слов ясно, сколь велика разница между мужчинами и женщинами. Женщины являются коммуникаторами, а мужчины - деятелями. Мужчины хорошо справляются с задачами...

Общая характеристика особенностей общения подростков

Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не одинаковы. Несмотря на то, что мальчики кажутся общительнее девочек, активнее вступая в контакты с другими детьми...

Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста

По мнению Леонтьева А.А., имеются большие различия в психическом облике малыша, впервые переступившего порог школы, и ученика, стоящего на границе IV и V классов...

Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Психологические особенности мужского пола, пусть еще и в неразвитой форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка они становятся все более отчетливыми...

Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста

половой дифференциация школа идентификация До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности определяла круг его общения. Если эта потребность продолжает стойко преобладать...

Особенности отражения действительности в рисунках мальчиков и девочек 5 лет

Исследователи 3, 6, 8, 20, 25 отмечают следующие половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста. 1. Различия в психических процессах. «Женский пол хуже чувствует ход времени - видимо...

Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста

Различий между мальчиками и девочками подросткового возраста достаточно на всех уровнях, о чем свидетельствуют работы Ш. Берна 3, В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман 6, И.С. Кона 9, Д.В. Колесова 8 и других исследователей. Ими выявлены следующие различия. 1...

Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними...

Половое воспитание мальчиков и девочек

Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации...

Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте

Результаты проведенного исследования, свидетельствуют о том, что у девочек, при низком показателе (R) 26,3 когда желания удовлетворены, отсутствует внутренний конфликт, им ближе состояние внутренней опустошенности, снижения побуждений...

Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях

"right">Папа, как узнают, кто родился - "right">мальчик или девочка? Ведь на них "right">нет ни штанишек, ни юбочек. "right">К. Чуковский. От двух до пяти "right"> Как отмечали Исаев Д. Н., Каган В. Е. в широком смысле пол - это совокупность телесных...

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками

· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

· Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

· Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

· Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

· Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.

· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают.

Сначала разберитесь, в чем ошибка.

· Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

Уважаемые коллеги, вы знаете, как важно научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола. Чтобы вам проще было решать эту задачу, мы предлагаем несколько простых советов.

  1. Постарайтесь быть для своих детей образцом поведения, обращайте внимание детей на то, как ведут себя уважаемые ребенком взрослые (родители, другие педагоги, тренер, знакомые и т.д.).
  2. Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола в условиях ДОУ (на прогулках, занятиях, в процессе игровой деятельности и др.), для них это будет хорошей тренировкой в поведении.
  3. Проводите специализированные занятия, беседы и другие мероприятия, в процессе которых дети познакомятся с понятием «родословная семьи», рассказывайте поучительные или просто интересные истории на эту тему. Они будут способствовать развитию интереса ребенка к истории семьи, воспитывать уважение к старшим, послужат примером для подражания. Особое место занимает помощь родителям в сохранении и укреплении семейных традиций.
  4. Формируйте у ребенка поведение, свойственное представителям его пола, с помощью праздников и развлечений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду», как инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений, познавательно-тематические вечера: «Традиции и обычаи русского народа», «Как жили москвичи в древности», «Крещенские гадания», «Масленица», «Русские посиделки», «Веселая ярмарка», праздники: «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта», дни рождения детей, конкурсы: «А ну- ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!» и др.
  5. Как можно чаще привлекайте мальчиков и девочек к посильной для них помощи взрослым (навести порядок в группе, подготовить материалы к занятию, убрать посуду со стола и др.). Напоминайте детям о том, чтобы они помогали друг другу. Например, мальчики могли бы помочь девочкам выполнить тяжелую (но посильную детям) физическую работу, а девочки помогли бы мальчикам выполнить задания, где требуется кропотливый ручной труд.
  6. В группе ДОУ организуйте пространство для игр, с учетом пола ребенка (игры мальчиков, девочек, совместные игры).
  7. Используйте методы и приемы народной педагогики, читайте детям народные песенки и потешки, сказки, пойте песни, рассказывайте о былинных героях.
  8. Не оставляйте без ответа вопросы детей о поведении мужчин и женщин. Если ребенок не получит ответа, он найдет его сам, и не всегда этот ответ будет верным.
  9. Организуйте консультации и беседы с родителями воспитанников если у них возникают затруднения в решении задач полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.
Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания. Сюнь-Цзы

Описание материала: Мальчики и девочки - это не только куколки и машинки, капризы и драки, пятерки и замечания в дневниках. Это, пожалуй, два необычных мира, которые, имея некоторое сходство, полярно удалены друг от друга. Поэтому воспитывать мальчиков и девочек надо различно, учитывая как биологические, так и психологические особенности тех и других. Такое воспитание называется тендерной социализацией. От того, как родители воспитывают своих детей, какие личностные качества в них развивают с учетом их индивидуальных и тендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами станут дети. Часто родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем. В данном материале даны рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек для родителей.


1. Девочке необходимы тёплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
2. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
3. У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
4. Девочкам необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям.
5. Девочкам нужно больше внимания.
6. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть! Восхищайтесь ими!
7. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.


1. Общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
2. Мальчикам нужно реже запрещать, а чаще разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
3. Мальчикам нельзя запрещать проявлять свою эмоциональность (не ругать за слёзы).
4. Важно воспитывать в мальчиках чувство ответственности.
5. Обязательно нужно поощрять желание делать в доме «мужскую» работу!
6. Проявить по отношению к мальчику больше доверия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Важно запомнить:

Мама заботится, а папа формирует мужчину!

Дипломная работа

Общение мальчиков и девочек дошкольного возраста в группе сверстников

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы общения в дошкольном возрасте

1.1Проблемы общения и межличностных отношений в психологии

1.2Общество сверстников в группе детского сада

3Особенности общения мальчиков и девочек, общая характеристика взаимоотношений между детьми

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование общения мальчиков и девочек дошкольного возраста

2.1Организация и методы исследования

2.2Анализ и интерпретация результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность исследования . В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интересов к проблеме общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Увеличение потока работ, посвященных различным проблемам психологии общения, отнюдь не является фактом случайным. Скорее оно, это увеличение, - форма ответа ученых на жгучую потребность времени: не только, наконец, получить достаточно полную картину психической жизни человека и, так сказать, в натуре увидеть действие социальных факторов, которые эту жизнь определяют, но и научиться все эти факторы успешно использовать при организации воспитания, труда, быта и лечения людей. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т. е. для эффективного воспитания дошкольников. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений и наблюдения за работой студентов в ходе педагогической практики показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях. Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В дипломной работе также были использованы работы по проблеме общения в дошкольном возрасте таких исследователей, как Леонтьев А.А., Андреева Г.М., Галигузова Л.И., Горбачева В.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина Т.А., Рояк А.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О., Калягина Е.А., Холмогорова В.М. и т.д.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определят потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В тоже время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ре

Половые различия поведения детей проявляются уже на первом году жизни.

Мальчики:

¦настойчивее требуют внимания матери;

¦играют более активно и азартно (это сохраняется в течение всей жизни);

¦более агрессивны;

¦обладают большей силой.

¦усерднее стараются вызвать мать на разговор;

¦больше требуют ласки.

Ранние половые различия в поведении детей определяются:

¦биологическими факторами (например, агрессивность);

¦социальными факторами (представлениями взрослых о поведении мальчиков и девочек, покрое одежды, ее цвете и др.).

С мальчиками чаще разговаривают отцы, с ними охотнее занимаются работники дошкольных учреждений, причем они больше уделяют внимания надоедливым и плачущим малышам-мальчикам.

С девочками же чаще разговаривают матери.

Несмотря на то что уже с первых месяцев в поведении младенцев проявляются половые различия, у детей и того и другого пола существует много общего.

Средние оценки половых различий могут ввести в заблуждение, так как некоторые девочки любят играть в шумные, подвижные игры, чреватые падениями и ушибами, склонны к неконтролируемому поведению, а мальчики иногда предпочитают спокойные игры с четкими правилами, они послушны и легко реагируют на неудачу.

Если даже и удается выявить половые различия у разных групп детей в определенной форме деятельности (физической, умственной или социальной), то все же можно говорить о том, что в целом поведение отдельных мальчиков и девочек мало чем отличается.

Одни ученые считают, что между мальчиками и девочками больше сходного, чем различного, а потому надо избегать половой типизации, использования разных методов воспитания мальчиков и девочек.

Другие ученые доказывают, что природные различия между мальчиками и девочками предполагают и определенные социальные роли в будущем. Сторонники половой типизации убеждены, что следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения.

В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей (табл. 9.4).

Таблица 9.4

Стереотипы полового поведения

Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

К 3 годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола, то есть происходит половая идентификация («Я - мальчик» или «Я - девочка»).

Осознание своего «Я» включается в осознание собственной принадлежности к тому или иному полу.

После 3 лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. В этот период чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста - это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает для себя и соответствующие игровые роли.

Дети часто объединяются по признакам пола. Мальчики и девочки общаются и перед игрой, и непосредственно в ходе нее (табл. 9.5).

Таблица 9.5

Общение мальчиков и девочек

В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому или женскому поведению.

Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.

Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.

Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на будущего мужчину (или будущую женщину).

В общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:

¦дети группируются по полу;

¦возникает общность интересов;

¦появляется специфическое чувство «МЫ»: «Мы - мальчики» или «Мы - девочки». В соответствии с этим возникает «солидарность» мальчиков (девочек), а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек.

Ситуация. В новелле О. Бальзака «Наивность» есть описание сцены, в которой действие происходит перед картиной с изображением Адама и Евы.

Маленький брат спросил сестренку: «А кто из них Адам?» - «Глупенький! - ответила девочка. - Как же можно это узнать, раз они не одеты?»

OJО чем свидетельствуют подобные суждения детей?

Каков примерный возраст детей?

Решение. К 3-4 годам ребенок различает пол окружающих людей по таким внешним признакам, как форма одежды и прическа. Только к 6-7 годам у него формируется устойчивое представление о половой принадлежности.

Ситуация. Детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями другого пола. Мужчина был няней, а женщина - капитаном большого теплохода. После просмотра фильма ребятишкам задали вопрос: «К/рр был няней, а кто капитаном?».

ШДайте прогноз возможных ответов детей.

Решение. В ответах утверждается противоположное тому, что видели буквально минуту назад. Это объясняется тем, что дети хорошо усвоили типичные для каждого пола образцы поведения и социальные роли мужчины и женщины (рис. 9.18

)Рис. 9.18. Роль взрослого в половой идентификации ребенка

Ситуация. В исследовании группу взрослых людей просили оценить эмоциональные реакции девятимесячного малыша. Одной половине родителей сообщили, что малыш - мальчик, другой сказали, что девочка.

2Будут ли реакции родителей одинаковыми?

Какие реакции будут приписывать детям?

Решение. Нет, реакции не будут одинаковыми. В зависимости от того считают ли взрослые одного и того же малыша мальчиком или девочкой, младенцу приписывают разные реакции.

Ситуация. В исследовании взрослые играли с 14-месячными детьми дважды.

2 Одинаково ли будут вести себя родители в первый и второй раз при представлении ребенка мальчиком или девочкой?

Решение. Неодинаково. Полагая, что имеет дело с мальчиком, взрослый человек проявлял большую активность и предлагал ребенку игрушки, которыми обычно играет мальчик.

Когда же взрослый был уверен, что играет с девочкой, то проявлял больше нежности, игры были более спокойные, но предполагалось более близкое общение.

Ситуация. Некоторые родители и воспитатели в играх предлагают детям испробовать себя в роли представителя противоположного пола, поощряя различные формы соответствующего поведения, и даже сами подают в этом пример.

2 В чем смысл подобного воспитания?

Разделяете ли вы подобную точку зрения?

Решение. Цель такого воспитания - помочь ребенку понять человека другого пола, предоставить ему большую свободу выбора форм поведения, не препятствуя формированию у него черт, свойственных представителям и того и другого пола, то есть позволяя детям быть самими собой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!