Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Новорожденный ребенок 1 мес. Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей

Ребенку 1 месяц: что же происходит с новорожденным ребенком в первый месяц его жизни?

Вот и наступил тот счастливый день, которого вы так ждали на протяжении долгих девяти месяцев – день рождения вашего малыша. Он появился на свет и принес с собой огромное счастье, а также множество вопросов. Как развивается ребенок в первый месяц жизни? Как правильно за ним ухаживать? Все ли с ним хорошо? Как понять, чего он хочет? Ответов может быть множество. Но каждая мама знает, что самый главный помощник – это ее интуиция. И, конечно же, не стоит пренебрегать помощью специалистов.

Ребенок в первые четыре недели жизни (двадцать восемь дней) считается новорожденным. Его организм в этот период очень уязвим, и ему необходимо особое внимание со стороны родителей. Фактически все это время он только спит и ест. И это неудивительно, ведь в этот период малыш пытается адаптироваться к новым условиям жизни, вне маминого родного животика. Там он был полностью защищен от окружающей среды, а сейчас ему нужно привыкать к новому способу дыхания, питания, кровообращения, к новым, более резким, ощущениям со стороны органов чувств. И главное, в чем сейчас нуждается ребенок – тепло, телесный контакт с мамой и ее молоко.

Физически новорожденный развивается очень быстро. Но, кроме того, он уже сейчас имеет свой индивидуальный характер! Он не похож ни на кого вокруг. И этому есть научное обоснование – согласно исследованиям, реакции малышей на разные раздражители могут быть совершенно разными. Также различаются их уровень двигательной активности, интенсивность эмоций, ритмичность циклов. Оценив эти и ряд подобных показателей, специалисты могут достаточно точно предсказать, как ребенок поведет себя в будущем: будет ли он оптимистичным и общительным или импульсивным и взрывчатым. Но не все зависит только от новорожденного. Важную роль, конечно же, играют его родители, которые тоже могут быть разными – терпеливыми и любящими, способными окружить ребенка теплом и нежностью, или излишне опекающими, или чересчур требовательными и строгими.

Конечно, мама и папа вправе сами выбирать, как им развивать и воспитывать своего малыша. Но помните, что именно в этот, самый первый и трогательный месяц жизни крохи, он больше всего на свете хочет родительской любви!


По мнению психологов, при рождении каждый малыш проходит кризис новорожденности – своеобразный промежуточный этап между внутриутробным образом его жизни и внеутробным. Ребенок до такой степени беспомощен, что, если бы рядом не было взрослого человека, он бы погиб в первые часы после рождения.

Также психоаналитики утверждают, что рождение – это первая и очень сильная травма, которую переживает малыш. Эта травма влияет на всю его дальнейшую жизнь. Например, Станислав Гроф утверждал, что от процесса рождения человека прямо зависят его характер, особенности поведения, свойства как личности. Он выделил четыре стадии родов – схватки, прохождение родовых путей, непосредственно роды и первый контакт с мамой. От того, насколько успешно малыш прошел каждую из этих стадий, будет далее зависеть личность взрослого человека.

Но наша цель сейчас — не гадать, каким же станет ваш малыш в будущем, а просто понять, как непросто ему пришлось. И как важно ему чувствовать, что его ждут и любят.


Первые часы


Итак, малыш родился на свет. На момент рождения его вес обычно колеблется в пределах от 2800 г до 4500 г. Длина его тела – от 48 до 56 см.

В течение первой минуты после рождения ребенка акушерка перерезает пуповину. После этого прекращается кровообращение по сосудам пуповины, что способствует увеличению концентрации углекислого газа в крови. Новорожденный делает свой первый вдох. Скорее всего, именно сейчас он сообщит о своем рождении громким криком.

В момент рождения кожа ребенка обычно ярко-розовая с легким синеватым оттенком. Это связано с тем, что последние несколько минут родов малыш испытывал определенное кислородное голодание. Такая синюшность проходит очень быстро – в течение нескольких минут.

Кожа ребенка, который только что родился, влажная, покрытая первородной смазкой. Лицо отечно – ведь в процессе родов малыш поддавался механическому давлению.

Состояние новорожденного принято оценивать по шкале Апгар. Первая оценка проводится через минуту после рождения, вторая – через 10 минут. Оцениваются такие показатели, как дыхание, частота биения сердца, мышечный тонус, цвет кожи и рефлексы. Если признак выражен хорошо, он получает оценку в 2 балла, недостаточно – в 1 балл, отсутствует – в 0 баллов. Все эти оценки суммируют.

Первая оценка говорит о состоянии малыша в момент рождения, вторая – о его адаптационных способностях. Обычно вторая оценка всегда выше первой на 1-3 балла.

Очень ответственными являются первые два часа жизни ребенка. Ведь ему нужно приспособиться к совершенно новым условиям жизни. На него обрушивается огромный поток информации. Яркий свет буквально ослепляет, заставляя жмуриться. Появляется большое количество самых разных звуков. За счет испарения влаги с поверхности кожи температура тела понижается, что может вызвать холодовой шок. Поэтому малыша сразу согревают, укутывая в теплые пеленки.

К тому же, добавляются новые для ребенка тактильные ощущения. Все это вызывает у малыша определенные реакции. Обычно он сначала громко и долго кричит, а потом засыпает на несколько часов.

В первые минуты жизни принято класть новорожденного на живот матери. Также в первые два часа необходимо приложить его к материнской груди. Таким образом в организм малыша поступают первые капли молозива, которые содержат иммуноглобулины, призванные защищать дитя от инфекций.

Первые дни


Раньше в роддомах было принято забирать ребенка у мамы сразу после родов, и приносить только на время кормлений. Сейчас же, если роды прошли нормально, в основном всегда малыша помещают с мамой в одну палату. Конечно, это правильно, ведь так было задумано мудрой природой.

Мама, толком не успев прийти в себя, начинает получать поздравления от родственников и друзей. Все с нетерпением ожидают выписки, готовят приданное, подарки, погремушки. Но именно эти первые дни, проведенные в роддоме, являются для мамы и ребенка хоть и непростыми, но относительно спокойными. У мамы есть время любоваться своим чудом наедине с ним, учиться понимать его. К тому же, можно всегда попросить помощи или совета у медперсонала.

Сейчас самое главное, что может сделать мама – это создать для своего чада спокойную доброжелательную обстановку. Ведь ему необходимо восстановить потраченные силы, приспособиться к новым условиям жизни. А для этого нужен покой.

Специалисты говорят, что для того, чтобы «прийти в чувства», малышу надо около месяца. Не правда ли, это созвучно с приметой о том, что до месяца ребенка не нужно никому показывать?

Что же происходит? По общепринятому мнению, новорожденный все время спит. Но это не совсем так. Малыш находится в полусонном состоянии, между бодрствованием и сном. Но при этом он чувствует, что происходит вокруг него.

Ребенок может часами лежать у мамы на руках, не выпуская грудь изо рта. По мнению ученых, причина не только в том, что он хочет есть. Малыш прикладывается к груди и когда ему обидно, страшно, грустно. Именно сейчас у него закладывается базовое доверие к миру. Крича, грудничок дает понять, что нуждается в подтверждении своей защищенности. Ведь он может сомневаться в надежности этого мира, его стабильности, собственной значимости в нем. И кто, как не мама, может разрешить эти сомнения?


Мы уже говорили о том, что малыш приходит в жизнь абсолютно беспомощным, и способен выжить благодаря помощи взрослых. Но также природой заложено в помощь ему целый набор безусловных рефлексов. Часть из них по истечению какого-то времени проходят, часть – остаются навсегда.

Основные рефлексы ребенка в первый месяц жизни:

  1. Хватательный – если вложить палец в ладошку малыша, он рефлекторно захватит его и будет удерживать.
  2. Сосательный – ребенок будет воспроизводить посасывающие движения губами, если возле его рта провести соской или пальцем.
  3. Поисковый – грудничок повернется в ту сторону, с которой вы коснетесь его щечки.
  4. Рефлекс Бабкина – ребенок наклонит голову и откроет рот, если ему надавить на возвышение большого пальца со стороны ладошки. Обычно этот рефлекс уходит в 4-5 месяцев.
  5. Рефлекс Мора – если прозвучит громкий звук рядом, малыш резко раскинет или сведет ручки и ножки.
  6. Рефлекс Бабинского – если провести пальцем по наружной стороне стопы от пятки к мизинцу, у ребеночка растопыриваются пальчики. При этом ножка сгибается в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах.
  7. Рефлекс опоры – если поставить ребенка на ровную твердую поверхность, поддерживая его в районе подмышек, он полной стопой будет упираться в поверхность, разгибая ножку.
  8. Плавательный рефлекс – если положить малыша на живот, он будет имитировать плавательные движения.
  9. Рефлекс ползания Бауэра – если ребенку, лежащему на животе, создать опору для стоп, он будет рефлекторно выполнять движения ползания.
  10. Рефлекс ходьбы – если держать малыша под ручками так, чтобы он касался поверхности, он будет подражать ходьбе.

В 2-3 недели малыш уже может фокусировать взгляд на предмете, а в 3-4 недели – сосредотачиваться, слыша мамин голос. В период от 1 до 2 месяцев у здорового ребенка проявляется главный феномен кризиса новорожденности – комплекс оживления. Он оповещает, что кризис закончился, и ему на смену наступает период младенчества.

– это эмоционально-положительная реакция, сопровождающаяся звуками и движениями. По сути, это первое проявление потребности малыша в общении.

Комплекс оживления складывается из таких составляющих: осмысленная улыбка при виде маминого лица, общее двигательное возбуждение (бурные реакции), гуление – первые звуки, издаваемые малышом.

Ребенок достигает веса, с которым он родился, умеет сосредотачивать зрение и слух. Все это является признаками окончания кризиса новорожденности.

Если же у малыша были какие-то неврологические проблемы, комплекс оживления появляется чуть позже обычного.


В первый месяц характерными являются такие состояния психики:

  • Спокойное бодрствование – ребенок смотрит открытыми глазами, ясный взгляд. Руки и ноги спокойно лежат. Внимание сосредотачивается на том, что дитя видит перед собой. Такое состояние наиболее подходит для обучения и общения.
  • Активное бодрствование – движения становятся более активными, внимание сосредоточено на себе, своих действиях.
  • Дремота – веки начинают смыкаться, внимание почти отсутствует. Это состояние переходит или в сон, или в пробуждение.
  • Поверхностный сон – малыш спит, но у него дергаются лицо, ручки и ножки. Дыхание неровное.
  • Глубокий сон – дитя расслаблено, лицо без выражения, ножки и ручки лежат свободно, дыхание спокойное и ровное.

Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш в первый месяц жизни? Итак, он:

  • различает звуки;
  • фиксирует взгляд на лице склонившегося над ним человека;
  • узнает мамин запах, голос, прикосновения рук;
  • двигается и издает звуки в такт речи «собеседника»;
  • различает желтый, черный, красный и белый цвета, линии и клетку;
  • фокусирует взгляд на предмете и при его плавном перемещении;
  • пытается поднять и удержать голову, лежа на животе.

Главное, что нужно новорожденному – тепло, покой и безопасность. Все это ему обеспечивает мама, находясь с ним рядом, ласково с ним разговаривая, прижимая нежно к груди.

Где-то на третьей неделе на базе безусловных рефлексов у малыша начинается формирование условных. Это свидетельствует о том, что ребенок «готов к обучению». Конечно, читать и писать ему еще пока рано. Но вот определенные навыки поведения сформируются достаточно быстро.

Итак, если вы хотите помочь малышу в его развитии, воспользуйтесь простыми советами:

  • когда малыш не спит, контактируйте с ним взглядом, разговаривайте с ним на равных;
  • если в процессе общения вы задействуете активную мимику, вскоре малыш станет ее повторять, как бы отвечая вам. Это связано с его новой возможностью – копированием. Также точно он считывает и эмоции мамы. Поэтому, чтобы малышу было комфортно, в первую очередь должна быть довольной и спокойной мама;
  • не бойтесь избаловать своего малыша, отзываясь на все его желания и потребности. Это поможет вашему ребенку вырасти сильным, добрым, уверенным в себе;
  • обратите внимание на физиологическое развитие ребенка. Распределите время бодрствования так, чтобы хватило и на массаж, и на зарядку, и на водные процедуры. Полезным будет также поддержание рефлексов ползания, хождения, о которых мы говорили раньше;
  • для развития слуха необходимо, кроме обязательных разговоров с малышом, давать ему слушать музыку. Очень полезной является классика: Вивальди, Моцарт, Гайдн. Можно просто тихо включить этих композиторов, когда малыш бодрствует, или оставить ее и на время сна;
  • чтобы малыш не боялся воды, надо опускать его в воду очень аккуратно. Прекрасно, если в первые дни вы сможете купаться вместе – присутствие мамы уберет все отрицательные эмоции. При этом положите малыша спинкой на вашу грудь, затылком он обопрется на ваше плечо, а левой рукой нужно поддержать его под животик. Правая рука в это время может показывать малышу игрушки. Интересным будет также купание вместе с папой – из его коленей и ног могут получиться чудесные горки для малыша! Главное условие – правильно и аккуратно держите свое чадо;
  • во избежание в будущем проблем с вестибулярным аппаратом, полезно плавание на спине, когда ребенок немного покачивается у вас на руках;
  • для развития зрения можно использовать яркую игрушку. Для этого надо поместить ее в поле зрения малыша на расстоянии 70 см. Когда его взгляд задержится на игрушке, покачивайте ее влево и вправо на 5-7 см примерно 2 раза в секунду. В дальнейшем можно перемещать игрушку вверх-вниз, вправо-влево, приближая к ребенку на 30 см и отдаляя на расстояние вытянутой руки. Делайте это 1-2 раза в день по 1-2 минуты.

И помните, что дети развиваются с разной скоростью. Это в большей степени предопределено природой. Результаты исследований доказали, что фактически невозможно ускорить у младенца его личный темп общего развития, но его можно замедлить отсутствием необходимых условий для нормального развития, внешних стимулов, плохими питанием и заботой о здоровье, а также недостаточностью внимания и любви со стороны родителей.


Поэтому любите своего малыша, носите его на руках, говорите с ним, и будьте счастливы!

Первый месяц жизни новорожденного (3-4 недели) называется «периодом новорожденности». Он начинается появлением малыша на свет и заканчивается возникновением у него первой улыбки. Какие основные умения закладываются в этот период? О чем нужно знать, чтобы не упустить возможности?

Новорожденный ребенок бодрствует лишь 20-30 минут (к концу первого года жизни это время увеличится до 3-3,5 часов!!!). 80% времени суток он спит. Просыпается малыш от голода или неприятных ощущений. Резкой границы между сном и бодрствованием еще нет. Движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим.

Но у новорожденного ребенка уже есть огромный и очень важный опыт жизни в утробе мамы. Современные исследования убедительно доказывают, что околоплодные воды проводят звуки. Поэтому звуки материнского голоса становятся малышу близкими и родными еще до его рождения! И уже во внутриутробном развитии закладываются благоприятные предпосылки для развития речи. Вот почему важно, ЧТО слышит беременная женщина – музыку, добрые слова или что-то другое. И вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют расширять слуховой опыт еще не родившегося малыша звуками природы, народной и классической музыки, игры на музыкальных инструментах. А с первых минут жизни советуют маме начать разговаривать с ребенком и петь ему простые песенки!

Исследования деятельности мозга новорожденных детей (Э.А. Александрян, Т.П. Хризман) установили, что младенец всегда выделяет голос матери среди всех других звуков. Этот голос вызывает у малышей активность сразу же двух анализаторов — зрительного и слухового. Причем новорожденный ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем другим звукам. Поэтому именно мама должна петь ребенку колыбельные песенки, пестушки, потешки, разговаривать с ним, играть, забавлять. И чужой для ребенка голос диктора или певца с аудиодиска, какой бы это ни был профессиональный диктор или певец, никогда не сможет заменить малышу голос мамы, знакомый ему еще до рождения!

Основная задача периода новорожденности – задача адаптации малыша к окружающему миру. Но уже в этот период важно решить несколько задач развития ребенка, связанных с развитием у него зрительного и слухового анализаторов, с закладыванием основы для дальнейшего благополучного развития малыша.

Задачи развития в первый месяц жизни новорожденного.

Задача развития ребенка 1.

К 1 месяцу жизни научить малыша фиксировать взор на предмете, сосредотачиваться на нем. Одновременно формируется и умение сводить на одном предмете зрительные оси обоих глаз. Эта способность называется «конвергенция».

Задача развития ребенка 2.

Учить следить глазами за движением предмета в разных направлениях и в разном темпе – то замедленно, то побыстрее.

Задача развития ребенка 3.

К 1 месяцу жизни сформировать у ребенка умение прислушиваться к звукам.

Задача развития ребенка 4.

Научить малыша смотреть длительно на маму, когда она с ним разговаривает, сосредотачиваться на ее лице.

Мама должна пытаться поймать блуждающий рассеянный взгляд малыша, улыбнуться ему, погладить и начать разговаривать с ребенком!

Очень важно, чтобы с первых дней жизни новорожденного мама непрерывно разговаривала с малышом во время его бодрствования – купания, кормления, переодевания на прогулку, укладывания спать: «Давай снимем рубашечку. Вот как мы купаться будем. Ай, ты моя хорошая!», «Вот и Ирочка проснулась! Давай я тебе ручки поглажу, ножки поглажу. Сейчас я тебя покормлю» и т.д. Говорить следует нараспев, не спеша. Хорошо если мама малышу расскажет стишок или споет песенку. Не помните слова? Всегда можно написать слова на листок бумаги и прикрепить к стене над кроваткой. А еще – всегда можно додумать свои собственные слова, пусть наивные и не совсем в рифму, но зато идущие от души.В разговоре или песенке можно менять тембр голоса от высокого к низкому. Очень важно смотреть при этом в глаза ребенку, говорить с ласковой интонацией.

Задача развития ребенка 5.

Способствовать появлению к 1 месяцу первой осознанной улыбки в ответ на ласковый голос мамы.

Нужно отличать улыбку физиологическую и осмысленную. Физиологическая улыбка появляется уже в первые дни жизни малыша. Это просто растяжение мышц в состоянии сытости и комфорта. Она означает, что малышу хорошо. Но она еще никак не связана с мамой. Осмысленная же улыбка появляется примерно на четвертой неделе первого месяца жизни новорожденного. Вот как о ней пишет В. В. Ветрова – исследователь детского развития в раннем возрасте – в своем дневнике наблюдения за сыном:

«1 месяц 2 дня. Сегодня мы заметили явную улыбку, уже не связанную с ситуацией кормления. Мы показали ребенку погремушку… Играя с погремушкой, мы на все лады обращались к малышу с ласковыми словами, называли по имени…И вдруг увидели, как неловко поднялся уголок верхней губы, как стал растягиваться ротик, затем ребенок замер на мгновение и следом за этим обнажил свою беззубую челюсть. Это произошло так неожиданно, что мы сначала не поняли, что это – первая улыбка, вызванная общением, нашим воздействием и символизирующая определенный этап в развитии – окончание состояния новорожденности. Именно в этот день я впервые увидела у ребенка веселые глаза – для меня эта улыбка стала чем-то осмысленным, тогда как улыбка первая, физиологическая, протекала на фоне совершенно бессмысленного взгляда».

Какие игрушки нужны в первый месяц жизни новорожденного?

Новорожденный ребенок еще не умеет длительно смотреть на один предмет. Поэтому ему легче воспринимать предмет, когда в поле зрения отсутствуют другие отвлекающие его объекты. Поэтому для развития малыша полезнее показывать ему одну яркую игрушку, а не развешивать гирлянды разноцветных погремушек и движущиеся модули с ворохом фигурок. Гирлянды и модули понадобятся чуть позже, когда закончится период новорожденности.

На каком расстоянии нужно показывать новорожденному игрушку? На каком расстоянии ее подвешивать?

Нужно запомнить правило – до двух – двух с половиной месяцев игрушку надо показывать и вешать на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребенка. Иначе можно спровоцировать у него косоглазие.

Как учить ребенка следить взглядом за игрушкой?

Для этого нужен набор игрушек разного цвета (обязательно яркого) и разной формы без мелких деталей. Игрушки для проведения упражнений надо менять, чтобы они не надоедали малышу и вызывали его интерес.

Шаг 1. Ежедневно в течение одной — двух минут показывать малышу крупную (8-10см) игрушку, перемещая ее в разных направлениях. Можно приближать и удалять игрушку на расстояние от 50 до 70 см от глаз ребенка. Сначала младенец учится отслеживать горизонтальное движение игрушки. Когда у него это начнет получаться, начинают включать вертикальное движение игрушки. Постепенно скачкообразное слежение взглядом за игрушкой сменится плавным. Это означает, что развивается координация движений глаз.

Шаг 2. Когда малыш научится четко следить взглядом за игрушкой, надо учить его сосредотачивать взгляд на предмете. Для этого при перемещении игрушки ее периодически останавливают. И ребенок сосредотачивает не ней взгляд. После этого упражнения игрушку подвешивают в кроватку для рассматривания. И затем убирают. Но нет необходимости подвешивать игрушки в детскую коляску, в которой ребенок спит на воздухе.

Шаг 3. Покачивать подвешенную игрушку, чтобы малыш смог сосредоточить взгляд на крутящейся игрушке.

Что чувствует новорожденный ребенок?

Ответ на этот вопрос попыталась дать Вирджиния Сатир – известный психолог и психотерапевт в книге «Психотерапия семьи». От лица двухнедельного новорожденного она ведет свой рассказ так:

«Обычно мама с папой замечают, когда я плачу. Это хорошо, когда они знают, что мне плохо, не колет ли что-то в кроватке, не болит ли животик, нет ли у меня запора и не одиноко ли мне лежать. Они берут меня, качают, кормят, веселят. Я знаю: они хотят, чтобы мне стало лучше.

Очень плохо, что мы не говорим на одном языке. Порой мне кажется, они хотят, чтобы я замолчал, чтобы заняться какими-то своими делами. Они немножко покачают меня, будто я кошелка с овощами. Я догадываюсь, что у них есть другие дела. Иногда мне кажется, что я их раздражаю. Но я вовсе не хочу, чтобы так было. И не могу сообщить им, что это не так.

Мое тельце перестает болеть, когда меня трогают любящие люди. Им хорошо, и я знаю, что они действительно стараются понять меня. И я пытаюсь помочь им, как могу. Я плачу по-разному. Мне нравятся отчетливые, нежные и мелодичные голоса. Мне приятно, когда мама с папой смотрят на меня, особенно прямо в глаза».

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги,звуки, слова нараспев)

Мы увидели, как много дает первый месяц жизни новорожденного, и как он важен в дальнейшем развитии ребенка. Подробнее об играх, упражнениях с малышом, игрушках Вы можете прочитать в других статьях рубрики

Каждому родителю нужно знать, какие умения должен приобрести его ребенок к концу своего первого месяца жизни, чтобы суметь заложить основу для физического и психического здоровья малыша. Молодой маме кажется, что ее ребенок первые дни после рождения все время ест и спит, однако у него уже есть определенные навыки, которые необходимо развивать. Делать это лучше с помощью специальных упражнений, а заниматься можно в короткие промежутки активности между сном и кормлением новорожденного.

Малыш в 1 месяц еще не слишком активен, он только начинает адаптироваться к окружающему миру. Тем не менее, мамина забота и ее коммуникации с крохой очень важны для его развития

Что же должен уметь малыш в 1 месяц?

Приспосабливаться к новым условиям жизни малыш может с помощью врожденных рефлексов. Какие-то из них исчезают уже через 1-2 месяца, а есть и такие, которые, преобразуясь в условные (приобретенные), остаются до конца жизни. Итак, что умеет ребенок уже в первый месяц своей жизни? Неонатологи (специалисты по развитию и здоровью новорожденных) выделяют 8 главных рефлексов, которые можно считать показателями развития грудничков. Это следующие рефлексы:

  • Хватательный : если поглаживать крошечную ладонь малыша или просто прикоснуться к ней пальцем, малыш крепко его сожмет. Вы сами удивитесь, как крепко он будет сжимать ваш палец.
  • Рефлекс поиска : если слегка затронуть любую щечку новорожденного, он тут же повернет головку в эту сторону. Так природный инстинкт помогает грудничку отыскивать источник пищи - мамину грудь или бутылочку с детским питанием.
  • Сосательный : когда кончиком пальца обводят вокруг ротика малыша, он совершает ртом сосательные движения. Этот рефлекс тоже отвечает за поиск пищи.
  • Рефлекс Моро : если 1 раз ударить по поверхности, где лежит ребенок, на 20-25 сантиметров дальше его головы, младенец разведет в стороны ручки, разогнув пальцы, а потом вернет их в первоначальное положение.
  • Рефлекс Бабинского : поглаживая свод стопы с внешнего края, вы заметите, как пальчики ног младенца расходятся, а вся стопа отводится в сторону.
  • Рефлекс Бабкина : к концу 1 месяца жизни малыш должен уверенно поворачивать головку и открывать ротик, если надавливать на бугор ладони под большим пальчиком ручки.
  • Ползание : когда ребенка кладут на живот и прикасаются к его стопам, он будет стараться отталкиваться от ладони взрослого.
  • Автоматическая ходьба : поддерживая ребенка в районе подмышек, опускайте его так, чтобы ступни коснулись твердой горизонтальной поверхности - маленький человечек будет выполнять движения, напоминающие ходьбу.

Особенности физического развития новорожденного

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Новорожденным ребенка считают во время 1 месяца его жизни. Появившись на свет, совершив свой первый крик, малыш приспосабливается к жизни вне маминого животика. Он адаптируется к новым условиям и это влечет за собой изменение параметров физического развития. Кардинальным образом изменяется система кровообращения ребенка: те кровяные тельца, которые снабжали кислородом и питанием плод во время беременности, уже разрушились.

У грудничка формируется свой иммунитет, ведь родился он абсолютно стерильным. В «рабочем» режиме начинает функционировать эндокринная система, совершенствуется система пищеварения ребенка, и именно в этот период у грудничка могут возникнуть колики, потому что его кишечник адаптируется к самостоятельной работе.

Сводная таблица основных навыков

Сфера развития Что происходит?
Движения Ручки и ножки согнуты в суставах, двигаются непроизвольно и нескоординированно - мышечный тонус повышен. Все действия контролируются безусловными рефлексами.
Зрение К 10 дню кроха удерживает в поле зрения движущиеся объекты. Может следить за предметом (игрушкой) на расстоянии около 30 см, но лишь в одну сторону. К 20 дню удерживает в поле зрения неподвижные объекты (лицо взрослого) уже до 5-10 секунд.
Слух К 10 дню вздрагивает и моргает при резких звуках (хлопок, удар по столу) на расстоянии около 30 см. Может сосредотачиваться на звуках и голосе до 10 секунд.
Сенсорика Различает соленый, сладкий и кислый вкус. Реагирует на резкие запахи плачем и гримасками.
Речь Голосовой аппарат проходит подготовку звонкими криками, кряхтением, причмокиванием.
Интеллект Началось сенсорное развитие крохи (чувственно-двигательное). Сейчас он отрабатывает данные ему с рождения навыки: сосание, реагирование на звуки, световые раздражители, температуру. Вырабатываются первые условные (не врожденные) рефлексы.

- Кажется, что я абсолютно беспомощный, но я уже многое могу!

Психомоторное развитие ребенка

Психологи считают, что новорожденный к концу 1 месяца своей жизни умеет уже много. Неопытные же родители не всегда могут оценить новые достижения своего малыша. Когда он улыбается или приподнимает головку, они воспринимают это как должное (рекомендуем прочитать: ). При этом каждому родителю нужно знать, что уже умеет месячный ребенок:

  • Он умеет различать голоса своих и чужих людей, а из них выделять именно мамин голос и активно реагировать на его звук.
  • У младенца развито зрение. Он может сфокусировать свой взгляд на отдельном предмете и следить за его движением. Также ребенок начинает различать яркие или контрастные цвета.
  • Общее физическое состояние младенца еще слабое, однако двигательная активность - обязательная часть его жизни. Одним из главных движений становится следующее: малыш, лежа на животике, пытается приподнять головку, чтобы поворачивать ее в разные стороны.

Когда у малыша начинается дневное бодрствование, обязательно с ним разговаривайте. Установите первый зрительный контакт, и младенец почувствует себя в безопасности. При смене подгузника или пеленании следите за состоянием своих рук: они должны быть сухими и теплыми. Можно смягчить ладони, втирая крем, потому что у детей первого месяца жизни очень нежная и восприимчивая к различным раздражителям кожа, вызывающая у них тактильную чувствительность.

Особое значение для новорожденного имеет его третья неделя жизни, потому что в этот период врожденные (безусловные) рефлексы переходят в условные. Младенец в 1 месяц начинает жить по «правилам»: например, оставшись один, он протяжным и громким криком зовет к себе мать. Как только мама оказывается рядом, он перестает кричать - в этом и заключаются «правила» поведения грудничка.

Психоэмоциональное состояние ребенка

Малыш всегда ощущает эмоциональное состояние своей мамы на уровне интуиции: если она спокойна, он тоже спокоен. Когда он чувствует мамино раздражение, то сразу издает бунтующий крик. По сути, малыш - зеркало маминых эмоций: она улыбнется, и он тоже, мама покажет язык, и малыш повторит за ней. На втором месяце жизни к эмоциям младенца подключаются звуковые сигналы. Если с ребенком постоянно общаться, он уже на 2 месяце начинает «агукать», то есть издавать звуки, имитирующие речь человека. Они пока бессмысленны, но это самые верные индикаторы нормально развивающегося малыша - так можно вести целые «беседы».

Для малыша в 1 месяц важнее всего безопасность: небольшие ссоры, другие неприятные эмоции могут негативно сказаться на психике ребенка. Спокойная обстановка, доброжелательная атмосфера, близкое окружение и родные лица лучше всего способствуют хорошему самочувствию младенца.


Настроение и эмоции малыша в этом возрасте сильно зависят от мамы, ее собственного состояния. Детские врачи настоятельно советуют не ругаться в присутствии младенца, не обсуждать при нем неприятные вещи - кроха все это чувствует

Как помочь новорожденному освоить важные навыки

По мнению педиатров, с самого рождения ребенка нужно уделять его развитию и воспитанию огромное значение. Как можно помочь ему совершить больше открытий? Список рекомендаций выглядит так:

  • В доме, где растет новорожденный, постоянно должна быть благоприятная атмосфера. Выделите для него дальнюю комнату, чтобы туда не доносились посторонние звуки: шум телевизора, лай собаки, автомобильные гудки. Резкие звуки могут только напугать малыша. У вас должна быть таблица кормлений, чтобы лишний раз не нервировать грудничка.
  • Чтобы поддержать тактильную чувствительность малыша в первые полтора месяца, взрослые должны правильно прикасаться к младенцу. Контакт может быть комфортным и для грудничка, и для родителей, поэтому никаких холодных рук и сквозняков.
  • Чтобы развивать слух и речь младенца, почаще рассказывайте ему сказки, потешки, простейшие стишки, напевайте красивые мелодии. В этом случае малыш будет вступать в «диалог», начнет улыбаться и станет активно произносить различные звуки. Разговаривая со своим ребенком, старайтесь всегда находиться только в хорошем настроении.

Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?

Физическое развитие в 1 месяц

Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.

Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.


Первое взвешивание крохи было еще в роддоме. Теперь нужно отслеживать динамику веса

Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.

Что малыш умеет?

Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:

  • Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
  • Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
  • Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
  • Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
  • Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.

С момента рождения малыш сильно изменился

О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова - ведущего врача и массажиста России.

Может ли кроха улыбаться?

Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.

Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.

Уход

Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.

Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.


Малыш ведет себя гораздо спокойнее в присутствии мамы

Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:

  • Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
  • Купание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Массаж.
  • Воздушные ванны.

Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.

Как способствовать развитию?

Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.


Все упражнения для развития должны происходить в свободное время. Это лишь рекомендации, ваше хорошее самочувствие и хорошее настроения важнее всего для крохи

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с погремушкой, которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик.
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.


Привлекайте папу к играм и поцелуям малыша

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.


Развивает ребенка даже ваша ласковая речь, больше делайте комплиментов крохе

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Занятия в воде

Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.

Набрав полную ванну теплой воды, опустите ребенка с кругом в воду и подождите, пока малыш освоится. Буквально одно-два плавания, и младенец начнет получать удовольствие от таких занятий, а мама сможет просто наблюдать за крохой и ловить самые яркие моменты для фото.

Опускайте в водичку малыша осторожно, начиная с пяток, учитывая чувствительность младенцев к изменению температуры окружающего мира. Если малютка негативно реагирует на первые купания, попробуйте погрузиться в ванну вместе с крохой. Уложите малыша на свою грудь, осторожно поливайте тело младенца водичкой и показывайте игрушки.


В воду можно добавить настой ромашки, который успокоит кожу и настроит ребенка на крепкий сон

Покажите карапузу, что он может оттолкнуться ножками от стенок ванны. Разверните плавающего младенца так, чтобы его согнутые ножки уперлись в бортик и дождитесь, когда кроха оттолкнется и немного проплывет назад. У противоположного края ванны разверните малыша и повторите упражнение.

Интересным упражнением для младенцев первого месяца во время плавания будет ходьба по дну ванны. Придерживайте кроху под мышки и слегка наклоняйте вперед, стимулируя рефлекс ходьбы несколько секунд. Дальше дайте малютке немного поплавать на спинке.

Частые проблемы

Отклонения от нормы, которые могут выявить родители в 1 месяц:

  • Повышенный либо пониженный тонус мышц ребенка. Также возможна ассиметрия мышечного тонуса.
  • Желтуха. У некоторых детей она не проходит к месяцу, что требует консультации педиатра.
  • Колики . Они появляются к третьей неделе жизни у многих малышей и вызывают большой дискомфорт у крохи.
  • Недостаточный набор массы, который может быть связан как с проблемами организации грудного вскармливания, так и с болезнями малыша.

При любой из этих проблем ребенка нужно показать врачу, рассказав о настораживающих симптомах.

Появление нового члена семьи всегда сопровождается, как приятными моментами, так и приносит массу хлопот для заботливых родителей. Особо острыми являются вопросы, касающиеся навыков, умений и прочих особенностей развития ребенка в 1 месяц. Рассмотрим подробнее.

Что умеет новорожденный 1 месяца жизни

Зрение

Характерной особенностью развития ребенка 1 месяца является близорукость. Но это не мешает ребенку рассмотреть лицо мамы, близких людей, на расстоянии до 30-35 см от уровня глаз. Нормальной реакцией может быть и скашивание глаз, так малютка фокусирует свое зрение, но если такой симптом остается до 3, 4 и старше месяцев – покажите его окулисту. На 4 неделе жизни младенец умеет различать контрастные картинки. Для развития зрения можно подвесить над кроваткой игрушки, и яркие предметы.

Слух

В вопросе развития слуха – в самом начале жизни он развит слабо, хотя резкий и интенсивный звук он будет слышать отчетливо. Особенно положительно малыш воспринимает высокочастотные звуки, но в любом случае привычка разговаривать ласковым голосом, благотворно скажется на развитии ребенка. В случае отсутствия реакции на громкие звуки и хлопки – обратитесь к врачу-неонатологу.

Особенности психического развития

В первый месяц развития у новорожденного сохраняются все врожденные инстинкты – это сосательный, хватательный и поисковый. Если прикоснуться соской к его маленьким губкам, то они сложатся бантиком. При резком хлопке – раскинет в стороны руки, ноги и сведет их обратно, а лежа на животе – будет совершать, как бы плавательные типы движений. Если взять малыша на руки – он покажет движения, имитирующие вертикальную ходьбу.

Новорожденный 3-й недели развития умеет копировать мимику родных, а на 4-й неделе – пытается имитировать речь, издавая фыркающие как бы пищащие звуки. Для развития речи и моторики рук нужно чаще разговаривать с малышом, дополняя мимикой и жестикуляцией. Иногда можно слушать приятную музыку. Это поможет развить слух и зрение, улучшит концентрацию и общее самочувствие ребенка.

Сон малыша

Новорожденный 1 месяца бодрствует в сутки не более часа, но чем старше он становиться – тем больше становиться этот промежуток времени. Как отмечают педиатры – в первую неделю жизни период бодрствования не превышает 20-25 минут, а число дневных снов – 4-8 раз, с продолжительностью от 15 минут и до 3 часов.

Кормление: материнское молоко и смеси

На первом месяце жизни самое лучшее питание для ребенка – это материнское грудное молоко, именно его состав покрывает все потребности организма во всех питательных элементах. При невозможности вскармливать малыша грудью – грудное молоко можно сменить на молочную смесь. При этом, врачи допускают и возможность использования смешанной схемы кормления, когда при нехватке грудного молока, ребенка подкармливают искусственными смесями.

Как же часто прикладывать новорожденного к груди? Специалисты по ГВ советуют давать грудь как можно чаще, это позволит стимулировать лактацию и развивать тактильные ощущения ребенка. Лучше придерживаются позиции свободного режима кормления, так сказать по требованию.

Правильный уход за грудничком

Важным элементом ухода за новорожденным является купание и соблюдение правил гигиены. Купать младенца нужно раз в день, саму процедуру лучше проводить вечером, перед ночным кормлением и сном. Чаще умывайте (особенно в жаркий период года), протирайте глазки и стригите ногти – все достаточно просто и легко.

Важно! Не забывайте регулярно менять памперсы, и после каждой смены подмывать малыша, вытирая насухо – кожа должна быть чистой и сухой.

В теплый период года – показаны воздушные ванны, когда малыша можно раздеть и положить на пеленальный столик (кроватку) – это дать возможность полежать без одежки. Регулярно делать влажную уборку, проветривать комнаты, когда ребенка нет в помещении, и обязательно перед контактом с новорожденным мойте руки – нормы личной гигиены никто не отменял.

В вопросе купания – это не просто гигиеническая процедура, это еще и благотворное влияние на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Ежедневное купание улучшает развитие мышц, вестибулярного аппарата, чувства равновесия и улучшение работы всех внутренних органов и систем за счет стимуляции кровотока и стабилизации давления.

Как же правильно купать новорожденного в первый месяц жизни? Чтобы ребенок не испугался, сначала помочите пятки и ручки. Начинайте водные процедуры с 15-минутного пребывания в теплой воде, постепенно увеличивая период купания до 35-40 минут. В вопросе температурного режима – начинать первое купание с температуры воды в 36-38 градусов, постепенно увеличивая каждые 4 дня ее уровень на 1 градус. А вот практиковать закаливание педиатры советуют не ранее чем на 5-6 месяце жизни, предварительно проконсультировавшись с педиатром.

Массаж и гимнастические упражнения

Легкие и плавные массирующие движения рук по телу благотворно скажутся на физическом развитии и эмоционального состояния ребенка. Начинать сеанс массажа можно с 5 дня после появления на свет – главное первое время исключить область пуповины, пока последняя не затянется и не заживет.

На 1-м месяце жизни сеансы массажа не должны превышать более 5-10 минут, постепенно увеличивая их до 20 минут. В вопросе практики физических упражнений – такие занятия необходимы ребенку и не меньше, нежели кормление и сон. Комплекс упражнений для ребенка может разработать индивидуально врач – но чаще всего это могут быть сгибания и разгибания ножек и ручек в суставах, сведение и разведение их в стороны.

Медицинские наблюдения

Развитие ребенка в 1 месяц является ответственной миссией для каждого из родителей. В соответствии с программой медицинского наблюдения, новорожденного показывают педиатру. Врач измерит рост и вес, прослушает сердцебиение, осмотрит горлышко и прощупает живот.

В случае подозрения на врожденные патологии, проводят обследование при помощи УЗИ – процедура безболезненна и безопасна. Такой подход позволит на ранней стадии обнаружить заболевание и принять соответствующие меры. Кроме того, проводится биохимический и лабораторный анализ крови, исследование мочи и кала.

По плану проходит осмотр у хирурга и невропатолога, как и ортопеда. Если состояние здоровья удовлетворительно – делается вакцина от гепатита «В». Далее проводят последующую вакцинацию от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка – выдерживая интервал в 30 дней.

Возможные проблемы и способы их решения

В ходе воспитания месячного малыша мамы и папы сталкиваются с рядом возникающих проблем:

  1. Постоянный плач. Причины разные – это и ощущение дискомфорта от скованности движений одеждой, когда давить может и сам шов, а ткань быть ненатуральной и провоцировать аллергию. Соответственно всю одежду для новорожденного желательно выбирать из натуральных, простых тканей и одевать ее швом наружу. Желание пить или же есть – просто покормите его, дайте ему поить и ребенок сразу же успокоиться. Еще одной причиной детского плача может быть естественное опорожнение желудка или мочевого пузыря – просто переоденьте ребенка в чистое, сухое белье.
  2. Опрелости – еще одна проблема. Несформированный иммунитет провоцирует появление опрелостей, а при отсутствии должного ухода – перейти в гнойнички, представляя более серьезную проблему. Для недопущения такой проблемы – стоит контролировать состояние ребенка, подмывать его и менять подгузники, не допуская нахождения его долгое время в мокрых пеленках.
  3. Колики и вздутие брюшины. Сделайте легкий массаж, когда нежные движения руки будут гладить его по животику по часовой стрелке. Помимо этого, чтоб побороть излишние газики – чаще переворачивайте его на живот на несколько минут 3-5 раз в сутки. Помогут и чаи, отвары семян укропа и ромашки.
  4. Дисплазия или же недоразвитость тазобедренного сустава – частая патология. Избежать ее можно, пеленая на специальном столике, применяя метод широкого пеленания. Давайте ему полежать на столике, оставляя его в позе лягушки – это положение для него естественно.

На что обратить особое внимание?

  1. Тяжелое дыхание открытым ртом, заложенный нос и беспокоит насморк – осмотрите носик и дыхательные пути, почистите их, а если симптомы не проходят – покажите его врачу.
  2. Гнойничковые высыпания по телу, наполненные желтой жидкостью, понос у ребенка с вкраплениями гноя или же крови – это указывает на возможный воспалительный процесс, протекающий в организме.
  3. Если не затягивается пуповина (остается влажной), потеря аппетита, апатия, потеря в весе и причины для таких изменений родители не видят – обязательно покажите новорожденного дежурному педиатру.

В 1-й месяц после появления на свет малыш несколько теряет в весе, и такое явление не может беспокоить родителей. Известный врач Комаровский считает этот физиологический процесс внутри организма, нормальным явлением. По мере взросления, новорожденный будет только прибавлять в килограммах и полноценно развиваться.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!