Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Новорожденный поднимает головку. Как младенец учится удерживать голову? Проводим тест в домашних условиях

Счастье для любой семьи – рождение новой жизни. Но это не только радость, но и тяжелый труд, терпение, забота о том, чтобы ребенок развивался правильно. Ребенок, который только что родился, сильно ограничен в движениях. Освоение навыков движения происходит в первый год жизни. К ним относится и умение малыша держать головку.

Вопрос о том, с какого месяца малыш начинает держать головку без поддержки, волнует каждую маму с первого месяца появления ее ребенка на свет.

В этот период дети еще очень слабы. Они не могут крутить головкой, махать ручками и ножками. Ребенка можно только поглаживать, он очень чувствителен к тактильным прикосновениям маминых рук. Это утверждение легко проверяется: если малыша возьмет чужой человек на руки, то он, как правило, сразу же начинает плакать, так как утрачивает связь с мамой.

На этом этапе жизни у любого человека еще только рефлекторные движения. И если детей берут за ручки и немного поднимают, они инстинктивно запрокидывают головку назад. Со временем все изменится.

Первые месяцы

На первом месяце жизни малыш уже пытается крутить головкой, поднимать ее и даже удерживать несколько секунд. Для здоровых детей норма – не меньше 10 секунд. Голова может качаться из одной стороны в другую – это нормально, родителям не стоит бояться. Угол, который должен образовываться между подстилкой и подбородком, 45 градусов.

К концу второго месяца малыш обычно уже начинает держать головку прямо при положении сидя хотя бы 5 секунд. Проверить это можно, если усадить ребенка, слегка придерживая за плечи. И не стоит бояться, когда голова сильно балансирует – это нормально.

Ребенок очень любопытен и старается все рассмотреть, поэтому и активно крутит головой, естественно, что он еще и постоянно ищет свою маму. Связь с ней для него на этом этапе жизни очень важна.

Малыша уже можно вывозить в коляске на улицу. На прогулках следует быть еще очень осторожной, объезжать все кочки и ямки, чтобы малышу не было дискомфортно, ведь его мышцы по-прежнему слабы. Понаблюдайте за малышом, он уже должен фиксировать свой взгляд на маме и всех людях, которые склоняются над его кроваткой, также он должен рассматривать лица. Все это свидетельствует о том, что ребенок правильно развивается.

Третий-четвертый месяц

К концу третьего – началу четвертого месяца малыш уже самостоятельно поднимает головку, когда лежит на животе. Именно в этот период необходимо начинать активно помогать малышу – научить его поднимать головку. Когда малыш поднимает головку, он обычно опирается на предплечья, а его таз и бедра лежат ровно на кроватке.

Сколько должен составлять угол наклона головы? Больше 45 градусов, и может достигать 90. Удерживать головку ребенок уже должен не меньше минуты. В сидячем положении дети уже должны уметь держать голову не меньше половины минуты, хотя и не очень устойчиво, возможно, что голова будет покачиваться.
Если приподнять ребенка за ручки вверх, то его голова должна какое-то время находиться на одном уровне с позвоночником, а через пару секунд опускаться.

Нормальное развитие детей в три-четыре месяца – когда они постоянно стараются держать голову в вертикальном положении, при каждом изменении положения тельца.

Пять-шесть месяцев

К концу пятого-шестого месяца ребенок начинает хорошо держать головку, наклонять ее и вертеть во все стороны. Внимание его привлечь просто – при помощи игрушки или звука. Он сразу же старается повернуть голову и улыбнуться.

Как помочь

Конечно же, природа все сделала правильно, и малыш сам начнет поднимать головку, но лишняя помощь не помешает.

  • Прежде всего, необходимо укреплять мышцы шеи. Для этого сразу после заживления пупочной ранки нужно класть малыша на животик. Не нужно опасаться, что ребенок в таком положении может задохнуться. Обязательно сработает инстинкт самосохранения, и он начнет поворачивать головку в сторону.

  • Класть малыша на животик рекомендуется во время переодевания и перед кормлением, тем более что это помогает избавить детский организм от лишних газов. Период, через сколько можно выкладывать ребенка на живот после еды, составляет 30 минут.
  • Переворачивать детей на животик рекомендуется исключительно на твердой поверхности. Если же она мягкая, ребенок не будет напрягаться, а значит, и не будет пытаться повернуть головку.
  • Не стоит с первого месяца переусердствовать – все должно быть постепенно. Сначала малыша кладут на животик на одну минуту, затем время пребывания в такой позе увеличивается еще на одну минуту и так далее. Если ребенок во время процедуры начинает капризничать, то не стоит сдаваться, ведь это очень важно для его физического развития. Малыша можно отвлекать мягкой игрушкой, гладить его по спинке и ножкам. Только всегда будьте рядом, малыша ни в коем случае нельзя оставлять самого.

  • Аналогично вышеописанной процедуре и ношение детей животиком вниз. Одной рукой родитель обхватывает малыша за животик, а другой придерживает головку. Долго смотреть в пол дети не любят, поэтому через пару минут малыш обязательно начнет крутить головой, чтобы осмотреть все окружающие предметы.
  • После того как малыш перестанет бояться такой процедуры, его уже можно попробовать подержать вертикально, но обязательно придерживайте кроху за затылок.
  • Если есть возможность, отправляйтесь с ребенком в бассейн. Вода – это великолепный способ не только научить малыша держать головку, но и укрепить его мышцы и закалить организм в целом. Взрослому необходимо постоянно находиться рядом и следить за безопасностью малыша.

Не забывайте и о правильном питании! Все полезные вещества грудничок получает исключительно из материнского молока, следовательно, мать должна питаться правильно, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Нарушение нормы

При любых обстоятельствах не стоит впадать в панику, если к концу 12-го месяца ребенок не стал держать головку. Каждый организм индивидуален и развивается по-разному, все временные отрезки усреднены.

И наоборот, если за период первых 1-1,5 месяца грудничок уже начал держать голову, не стоит слишком радоваться. Необязательно, что это свидетельствует о раннем развитии ребенка, возможно, что у него очень высокое внутричерепное давление, и такое состояние малыша подлежит лечению.

Всегда привозите детей на регулярное обследование к педиатру в медицинское учреждение, за здоровьем малыша необходимо следить постоянно.

Если не получается научить ребенка или он не хочет или не может держать головку в три месяца от роду, наклоняет ее в сторону или запрокидывает назад, то, возможно, причина этого – недоношенность или родовая травма. Может быть, это связано и со слабым тонусом мышц или недостаточным весом. Если причина в последнем, то придется скорректировать питание матери. Возможно, что в молоке не хватает витаминов и полезных веществ для нормального развития малыша.
Для поднятия тонуса мышц ребенка может потребоваться массаж шеи. Однако все причины должен выявить врач, в данном случае невропатолог, не стоит заниматься самолечением. Естественно, что наклон головы малыша в сторону должен обеспокоить родителей. Возможно, это кривошея, тогда обязательно потребуется специальный массаж или терапия.

В заключение

Родители не должны надеяться, что природа все сделает за ребенка или помогут какие-либо методики, чтобы он сразу начал держать головку. Не нужно торопиться и нервничать. Обязательно консультируйтесь с врачом, и не заметите, как ребенок повернется, найдет мамино и папино лицо и скажет первое слово.

Если при рождении уже были какие-то проблемы со здоровьем малыша, ни насколько не затягивайте с лечением, все проблемы по возможности следует решить до исполнения ребенку одного года.

Новорожденный малыш не может контролировать работу мышц шеи. Все его движения абсолютно рефлекторные. При поднятии ребенка за руки его голова откидывается назад, и он может повредить шейные позвонки. Поэтому, до того времени, пока ребенок не начнет держать голову самостоятельно, нужно поддерживать его за затылок, держа на руках, при кормлении или купании.

Во сколько месяцев новорожденный начинает поднимать и держать голову?

Постепенно ребенок начинает управлять своим телом. Первое достижение его физического развития наступает на второй — третьей неделе . В это время при выкладывании на живот ребенок пытается поднять голову.

  • На втором месяце (2 — 3 месяц) дети поднимают голову под острым углом (опять же лежа на животе). Такое положение малыши могут удержать в течение тридцати секунд или около минуты.
  • В три месяца (3 месяц) дети начинают держать голову в вертикальном положении. Но подстраховка неокрепшим мышцам шеи еще нужна — стоит продолжать поддерживать голову ребенка. Лежа на животе, малыши уже могут поднять и голову, и плечи. При поднятии ребенка за руки тело, шея и голова образуют одну линию.
  • В четыре месяца (4 месяц) наступает время, когда ребенок самостоятельно и вполне уверенно начинает держать голову. Он поворачивает ее во все стороны, познавая окружающий мир. Лежа на животе, малыш уже поднимает верхнюю часть туловища.

Естественно, все временные параметры при развитии малыша усреднены. Все детки индивидуальны в своем развитии. Поэтому не стоит расстраиваться, если ровно в 12 недель ребенок не начал уверенно держать голову в любом положении.

Раннее удерживание головы

Не стоит спешить радоваться если ребенок начал держать голову в течении первых четырех — шести недель. Далеко не всегда такое «достижение» означает быстрое и раннее развитие. Скорей всего у малыша высокое внутричерепное давление.

В таком случае просто необходимо показать ребенка лечащему педиатру. Врач назначит лечение, необходимые процедуры, специальный массаж.

Укрепление мышц шеи

Для развития шейных мышц настоятельно рекомендуется малыша выкладывать на животик с первых дней жизни, сразу после заживления пупочной ранки (примерно в три недели). Не стоит бояться, что ребенок задохнется. Здоровый малыш обязательно повернет голову на бок в результате срабатывания инстинкта самосохранения.


Класть ребенка на живот надо во время переодевания, желательно перед кормлением или через час после него. Процедура, проведенная перед кормлением, поможет еще избавить малыша от скопления газов в животе. Проводить выкладывание на живот надо на твердой поверхности. Мягкая поверхность не заставляет мышцы ребенка напрягаться. Это может любой стол, покрытый легким одеяльцем.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Приучать малыша лежать на животе надо постепенно. Сначала выкладывают его на одну минуту. С каждым днем продолжительность пребывания на животе увеличивают на одну минуту. Хорошо если малыш будет голеньким, одновременно с укреплением мышц шеи он еще получит воздушные ванны.

При недовольстве и капризах малыша не ннужно отказываться от выкладывания на живот. Это необходимая процедура для физического развития младенца. Маме надо выбрать момент, когда у крохи хорошее настроение, он весел и доволен. Отвлечь его яркой игрушкой, песенкой и ласковыми поглаживаниями по спинке, ножкам и пяточкам. Самое главное — не оставлять без присмотра малыша, лежащего на животе.

Проводите с ребенком маленькую гимнастику для укрепления мышц шеи:

  1. «Лицом вниз». Взять ребенка на руки: одна рука под грудью малыша, вторая на бедре. В таком положение поднимать малыша в воздухе.
  2. «Поехали». Упражнение выполняется с помощью двух взрослых на большом мяче. Один держит малыша за таз, другой за кисти рук. Вместе раскачивают ребенка на мяче.
  3. «Качели». Держим ребенка вниз лицом на руках и поднимаем попеременно то голову, то таз.

Видео: учимся держать голову

Показываем 3 упражнения для укрепления мышц шеи, спины. Учимся держать голову. Алесе 2мес и 3 недели. Небольшой ослабленный тонус:

3 месяца — плохо держим голову

Для исключения патологии в развитии стоит обратиться к специалистам, если после 12 недель (3 месяц) ребенок плохо держит голову, наклоняет ее в одну сторону или запрокидывает ее назад.

Причин, по которым ребенок плохо держит голову в 3 месяца, несколько:

  1. Недоношенность.
  2. Родовые травмы.
  3. Отставание ребенка в весе.
  4. Слабый тонус мышц.

В первых двух случаях необходимо обратиться к детскому невропатологу, который поможет выяснить причину плохого развития мышц ребенка. При маленьком весе крохи поможет консультация врача, специализирующегося по грудному вскармливанию. Он отрегулирует систему питания, возможно, придется ввести в рацион смеси. Специальный массаж, назначенный лечащим педиатром, повысит тонус мышц шеи и поможет малышу удерживать голову.

Еще одним поводом обращения к неврологу станет постоянный наклон головы малыша под углом. Чаще всего причиной наклонного держания головы является . Врач назначит специальный массаж, лекарственную терапию и, скорей всего, посоветует купить ортопедическую подушку.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Сразу после рождения родители задаются вопросом: когда ребенок начинает держать голову? Этот, казалось бы, простой навык управления телом появляется у новорожденных не сразу. Малыш учится овладевать мышцами шеи в течении 2-3 месяцев, но срок зависит от индивидуальных особенностей развития.

Четыре этапа формирования важного навыка

Перед тем как ответить, во сколько месяцев , необходимо проследить этапы формирования навыка. Процесс происходит постепенно и отклонения в развитии заметны уже в первые недели жизни крохи.

Богданова Людмила Алексеевна, Израиль, клиника «Топ-Ихилов», нейрофизиолог, физиотерапевт, врач функциональной диагностики

Даже доктор не сможет вам точно ответить, с какого месяца ребенок начинает держать голову. Каждый организм развивается индивидуально.

Как правило, дети держат головку к трем месяцам. Но если малыш родился слабеньким, не торопите его. Дайте время мышцам окрепнуть. А еще слушайте вашего невролога и педиатра. Массаж и гимнастика помогут укрепить мышцы и ускорить формирование навыка.

От рождения до 6 недель

До полутора месяцев у новорожденных слабые мышцы шеи и держать голову вертикально они не могут. Чтобы не повредить верхний отдел позвоночника, поддерживайте головку крохи, когда держите его на руках .

После заживания пупочной ранки начинайте выкладывать ребенка на животик. Врожденный защитный рефлекс заставит кроху приподнять головку и положить ее на бок. При этом тренируются мышцы шеи, а также улучшается перистальтика кишечника, что поможет предотвратить колики.

Если месячный малыш держит голову наравне с туловищем, не стоит радоваться . Это может свидетельствовать о неврологических проблемах, поэтому покажите маленького пациента врачу.

6 недель – 2 месяца

В полтора месяца младенец, лежа на животике, может приподнять голову на 45° и держать ее на протяжении одной минуты и более. А ближе к 8 неделе кроха делает первые попытки поднять головку вертикально.

Сажать ребенка запрещено – слишком рано, а вот потянуть за ручки – и он потянется за вами

Если вы поднимите лежащего на спине ребенка за ручки, пытаясь его посадить, затылок малыша останется на одном уровне со спинкой .

В более раннем возрасте при таких манипуляциях новорожденный не способен приподнимать голову и запрокидывает ее назад.

2-3 месяца

Малыш начинает держать голову вертикально, но быстро устает. Подстрахуйте кроху, подставив свою ладонь под детский затылок.

4 месяца

Это период, когда дети начинают держать голову самостоятельно. Малыш вертит ею во все стороны, а при выкладывании на живот приподнимает еще и верхнюю часть туловища .

Нельзя однозначно сказать, во сколько ребенок начинает держать голову. Первые попытки он делает еще в 3-4 недели, а окончательно навык закрепляется к четырем месяцам.

Когда начинают держать голову рожденные раньше срока малыши

Развитие недоношенных деток отличается от рожденных в срок. Такие крохи рождаются слабыми и неокрепшими, часто требуют инкубационного ухода.

Недоношенные дети на втором месяце жизни еще не приподнимают голову

4 Слабый тонус мышц шеи и спины . Возникает вследствие частичного поражения центральной нервной системы или недостаточного развития мышц. Чаще встречается второй вариант, который лечится массажем и специальной гимнастикой.

После одного-двух курсов у мануального терапевта проблема уходит бесследно. В первом случае необходимо лечение поражения нервной системы, которое включает в себя как массаж, так и прием медикаментов.

5 Дисбаланс между сгибателями и разгибателями шеи . Способность вертикального держания головы формируется в результате достижения баланса задних мышц шеи и их антагонистов – «кивателей», расположенных спереди.

У новорожденных мышцы задней поверхности активнее благодаря безусловному рефлексу. Он позволяет поворачивать голову или приподнимать ее при возникновении опасности задохнуться.

Функции «кивателей» быстро развиваются и уже к двум месяцам позволяют держать голову вертикально. Если мышцы передней поверхности шеи недоразвиты, кроха при попытке поднять голову запрокидывает ее назад .

В этом случае помогут специальные воротники, которые одевают ребенку для предотвращения запрокидывания, а также массаж и гимнастика.

Предлагаем посмотреть видео и вместе с малышом проделать упражнения на фитболе, которые займут у вас 3 минуты:

Регулярное посещение педиатра поможет вовремя заметить проблему. Врач точно знает, в каком возрасте дети начинают держать голову и как лечить, если кроха не усвоил такой нужный навык.

Зайцев Сергей Владимирович, г. Москва, МЦ «Невро-Мед», детский невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории

Не стоит стремиться как можно раньше научить малыша держать голову, сидеть, стоять. Всему свое время. Если у ребенка нет патологий и неврологических проблем, регулярных выкладываний на живот для укрепления мышц шеи вполне достаточно.

Вмешиваясь в естественный процесс, вы можете навредить. Детский организм хрупок, подождите, пока он окрепнет.

5 методик для укрепления мышц шеи

Вашему малышу скоро 3 месяца, он здоров, но не держит головку? Возможно, его мышцы еще недостаточно окрепли. Для их укрепления делайте несложные упражнения, у которых нет противопоказаний:

  1. Почаще выкладывайте ребенка на живот . Если крохе тяжело находиться в такой позе, помогите ему. Для этого поверните малыша ножками к себе и обхватите его с боков руками. Ладонями придерживайте ручки, чтобы локотки не разъезжались и младенец не терял равновесие. Чтоб ускорить процесс , разработаны специальные методики.

Не укладывайте ребенка на животик сразу после еды. Сжатие диафрагмы вызывает обильные срыгивания.

  1. Носите кроху на руках в позе «самолетик» . Одной рукой придерживайте шею, а вторую подложите под животик и грудь. В таком положении малыши любят находится, ведь во время упражнения их покачивают и носят по комнате, где много интересного.
  2. Делайте младенцу специальный массаж . Положите кроху на спинку и поглаживайте и похлопывайте шею от подбородка к грудке. Таким образом вы приведете мышцы в тонус.
  3. Делайте с ребенком упражнения на фитболе . Положите малыша животиком на мяч и покачивайте вперед-назад и влево-вправо. Младенец будет стараться поднять голову вертикально полу. При этом прокачиваются не только передние и задние мышцы, но и боковые, что предотвращает кривошею. Больше упражнений с грудничком найдете .
  4. Занимайтесь с крохой плаваньем в ванной . Во время первых занятий необходимо придерживать малыша под подбородком. Когда ребенок слегка окрепнет, взрослый держит его двумя руками за грудку и животик. Следите, чтобы младенец не наглотался воды. Насколько полезным может быть и 7 причин когда это запрещено раскрыто подробно в другой нашей статье.

Не прекращайте упражнения, когда ребенок начал уверенно держать голову. Так вы закрепите навык, избежав регресса.

Следующая статья поможет пролить свет на вопрос родителей, .

Когда ребенок начинает держать голову, ответить точно невозможно. Даже абсолютно здоровый малыш может иметь особенности развития. И этот аспект необходимо учитывать.

Большинство трехмесячных детей в вертикальном положении вполне в состоянии удержать головку на одной линии с телом. Некоторые дети обладают подобными навыками и в более раннем возрасте.

Когда ребенок начинает держать голову в первый месяц жизни, не стоит радоваться столь преждевременному развитию. В данном случае также необходимо проконсультироваться у врача, чтобы исключить проблемы медицинского плана. К сожалению, раннее удержание головы – признак высокого внутричерепного давления. Нередко встречается и другая патология: высокий тонус мышц шеи. Все это требует комплексного лечения, затягивать с которым крайне нежелательно.

Поскольку в норме младенец до 3-х месяцев не способен контролировать шейные мышцы, то обращение с ним требует определенной осторожности. Когда мама держит малыша на руках, купает его и т.д., она должна поддерживать затылок ребенка. В этом случае малыш чувствует себя комфортно, а голова малыша не будет откидываться назад.

Малыш учится держать головку – ему можно помочь!

В три недели младенца пора выкладывать перед едой на животик на ровную жесткую поверхность, застеленную тонким одеяльцем. Если температура в комнате позволяет, то ребенка следует раздеть. Поза «на животике» хорошо тренирует шейные мышцы, ребенок учится контролировать их работу. Он будет инстинктивно приподнимать головку. Кроме того, в подобной позе легче отходят газы, а обнаженная кожа способствует закаливанию. В первый раз выкладывают ребенка на животик на одну минуту, постепенно увеличивая продолжительность процедуры.

Процесс пошел…

Развитие навыков удержания головки происходит в несколько этапов. К полутора месяцам ребенок вовсю будет стараться держать головку в положении на животе. Постепенно он сумеет держать головку, располагаясь на руках у взрослых. В два месяца можно осторожно подтянуть малыша за ручки, если он лежит на спинке. Голова его уже не будет безвольно запрокидываться.

С каждым днем успехи ребенка в управлении собственным телом будут расти, но мама должна по-прежнему придерживать затылок малыша, когда берет его на руки. Шейные мышцы пока слишком слабы, и осторожность не помешает. Такое положение дел сохраняется примерно до четырех месяцев. Ну, а пятимесячный малыш не только начинает уверенно держать голову в положении на животике, но и старается приподнять верхнюю часть тела. Его затылок уже нет необходимости поддерживать в вертикальном положении. Малыш весело и с любопытством рассматривает мир вокруг, не испытывая при этом никаких затруднений.

Проблемы и пути их решения

Так во сколько месяцев ребенок начинает держать голову? Малышу 3 месяца, но прогресса нет? Пора обращаться к неврологу и совместно искать пути решения проблемы. Часто подобные явления возникают после тяжелых или преждевременных родов. Врач проанализирует ситуацию и назначит необходимую терапию. В большинстве случаев эффективен массаж для грудничков и комплекс специальной ежедневной гимнастики. Не исключено, что понадобится и медикаментозное лечение. Если роды были преждевременными, то небольшая задержка в развитии вполне естественна. Малыш обязательно догонит сверстников, нужно лишь дать ему немного времени.

В любом случае, обязательна консультация специалиста-невролога. Детский организм, как правило, хорошо отзывается на лечение, но важно не упустить момент. Тогда все проблемы будут скорректированы с наименьшими затратами времени и сил. Малыш благополучно преодолеет свой первый этап большого пути – научится держать голову самостоятельно.

Учимся держат голову

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!