Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Недоношенный ребенок его развитие. Главное — сохранить крохе жизнь

Рождение ребенка – всегда радость, даже если это уже не первенец. Но иногда появляются обстоятельства, которые усложняют мамам жизнь. Например, если ваш малыш родился на три недели (или более) раньше положенного срока, его развитие будет иметь некоторые отличия по сравнению с доношенными детками.

Терминология

Гестационный возраст плода – количество полных недель, которые провел с момента зачатия эмбрион, а затем и плод в утробе матери.

Недоношенный ребенок – новорожденный, который появился на свет еще до полного развития всех жизненно важных органов и систем. Такому положению дел соответствует гестационный срок до 37 недель (т.е. 260 дней).

Календарный возраст ребенка – оценивается с первого дня рождения малыша, и высчитывается таким же образом, как и у доношенных детей.

Корректировка – соответствует количеству недель, которые малыш не досидел в утробе. Этот параметр очень важен для оценки физического и нейропсихического развития недоношенного ребенка. Малыш, который родился раньше срока, до возраста 2 лет будет соответствовать, с учетом корректировки, критериям развития детей младшего возраста. Например, если хронологический возраст ребенка 16 недель, но он родился на четыре недели раньше, то его корректированный возраст составляет 12 недель. То есть нормальное развитие вашего малыша будет соответствовать развитию 12-недельного доношенного ребенка.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенные дети имеют некоторые особенности, которые стоит учитывать, дабы избежать дальнейших осложнений:

  • Рост может не соответствовать нормам (с учетом корректировки) из-за проблем с кормлением. У малышей, рожденных на ранних сроках, недоразвиты сосательный и глотательный рефлексы. Также эти детки не в состоянии контролировать движения языка, что препятствует нормальному кормлению. Если эти проблемы не решить, физическое развитие новорожденных детей может существенно отставать от нормального.
  • Сердце и легкие зачастую недостаточно развиты на момент рождения, и обуславливают появление расстройств дыхания и кровообращения.
  • Двигательный аппарат также имеет определенные особенности. Если доношенные детки после рождения имеют характерную «эмбриональную» позу (полусогнутые ручки и ножки), то в случае недоношенных малышей положение конечностей зависит от срока, на котором они появились на свет.
  • Центральная нервная система больше подвержена болезням, инфекциям.
  • недоношенных детей немного отстает, по сравнению с доношенными малышами они позже начинают реагировать и узнавать членов своей семьи.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

информация Наблюдение за ребенком является одной из основных задач врачей-педиатров. Поэтому существуют так называемые контрольные точки, когда доктор должен осмотреть ребенка и определить, здоров ли малыш.

Обязательными пунктами такого обследования являются измерение роста, веса, обхвата черепа, грудной клетки. В следующей таблице мы приведем рост и вес недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

Срок гестации (недели) Рост (см) Масса тела (гр)
28 35,9 1124
29 37,9 1381
30 37,9 1531
31 38,9 1696
32 40,4 1827
33 41,3 2018
34 43,6 2235
35 44,4 2324
36 45,3 2572
37 47,6 2771

Первые полгода малыши в среднем набирают по 800 грамм, а следующие 6 месяцев – по 400.

Прибавка в росте:

  • за первый триместр жизни составляет по 3 см/мес.;
  • за второй – по 2 см/мес.;
  • за третий – по 1,5 см/мес.;
  • за последний – по 1 см/мес.

Также обязательно определить динамику нейропсихического развития, ведь этот критерий очень тесно связан с «взрослением» нервной системы, в том числе и мозга, и в случае выявлений каких-либо отклонений немедленное терапевтическое вмешательство поможет избежать дальнейших проблем.

Перед тем как рассмотреть развитие по месяцам, вы должны знать, что, несмотря ни на что, каждый малыш развивается в своем темпе, и опытные доктора прекрасно знакомы с этой особенностью. Также, изучая данную таблицу, вспомните о корректировке. Всегда используйте ее, а не календарный возраст, когда оцениваете развитие недоношенного ребенка.

информация Обычно ближе , рожденные раньше срока, догоняют доношенных детей, поэтому существенных отличий между ними не будет наблюдаться.

2 месяца (8 недель)

Моторика

  • Активно двигает ручками и ножками.
  • Разжимает кулачки и держит ладошки в раскрытом виде.
  • Поднимет головку и туловище, когда лежит на попе.
  • Держит предметы в ручках.
  • Контролирует движения головой, но все еще нуждается в поддержке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на шум плачем.
  • Издает звуки «аааа», «ооооо».
  • Плачет, когда чувствует потребность чем-то.

Деятельность

  • Фиксирует взгляд на людях и предметах, следит за их движениями.

Эмоции

  • Умеет устанавливать визуальный контакт.
  • Улыбается.
  • Узнает маму и наслаждается контактом с ней.

4 месяца (16 недель)

Моторика

  • Складывает ручки вместе, ставит их в рот.
  • Тянется к предметам, которые его окружают.
  • Переворачивается с животика на спинку.

Язык

  • Комбинирует несколько простых звуков «га-гууу», «аааа-ооооо».
  • Смеется.
  • Поворачивает голову, когда слышит знакомые голоса.

Деятельность

  • Хватает предметы.
  • Кладет их в рот.
  • Радуется, когда видит игрушку.

Эмоции

  • Становится более активным, когда его окружают близкие люди.
  • Увеличивается интерес к зеркалам, малыш улыбается своему отражению.

6 месяцев

Моторика

  • Самостоятельно сидит.
  • Трясет погремушки, стучит ими.
  • Перемещает предмет из одной руки в другую.
  • Переворачивается со спины на животик.
  • Держит одновременно 2 предмета, по одному в каждой руке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует, когда к нему обращаются по имени, поворачивается и смотрит.
  • Болтает, начинает произносить слоги «да», «га», «ба», и т.д.

Деятельность

  • Обращает особое внимание на игрушки, которые издают звуки или светятся.
  • Наблюдает за предметом, который исчезает из поля зрения.

Эмоции

  • Реагирует на изменение в своем окружении.
  • Замечает присутствие или отсутствие родителей.
  • Выражает удовлетворение, счастье, недовольство.

9 месяцев

Моторика

  • Держит небольшие предметы при помощи двух пальчиков.
  • Самостоятельно перемещается – ползает, двигается вдоль мебели, ходит, держась за ручки.

Речь и ее восприятие

  • Понимает смысл простых слов (купаться, кушать, гулять).
  • Сочетает гласные и согласные, издает более сложные звуки (баба, мама, дада).
  • Имитирует разные звуки, движения.

Деятельность

  • Внимательно исследует предметы.
  • Сопротивляется, когда хотят забрать игрушку.
  • Учувствует в кормлении – старается держать ложечку, бутылочку.

Эмоции

  • Восторженно играет в «ладушки».
  • Настороженно относится к посторонним, они могут вызывать у малыша беспокойство.

Год

Моторика

  • Стоит самостоятельно.
  • Делает первые шаги.
  • Переворачивает несколько страниц книги одновременно.
  • Складывает мелкие предметы в ведерко или другую емкость.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на просьбы мамы сделать что-то.
  • Повторяет одно и то же слово по нескольку раз.
  • Отдает предмет, когда его об этом просят.

Деятельность

  • Лучше «орудует» ложечкой, держит бутылочку.
  • «Помогает» одеть себя.

Эмоции

  • Предпочитает общество родителей.
  • Играет с другими детками.

15 месяцев

Моторика

  • Ходит без помощи родителей.
  • Забирается на стульчик или на другую мебель.

Речь и ее восприятие

  • Использует 2 слова, помимо «мама» и «дада».
  • Требует, чтоб его покормили или дали попить.
  • Указывает на предмет, который ему хочется заполучить.

Деятельность

  • Кормит себя ложечкой, не хочет, чтоб ему помогали.

Эмоциональное

  • Целует.
  • Здоровается с людьми.
  • Слушает рассказы.

18 месяцев

Моторика

  • Рисует каракули.
  • Учится бегать.
  • «Пинает» мяч.

Речь и ее восприятие

  • Выполняет элементарные требования.
  • Говорит все больше (5-10 слов).
  • Указывает на носик, глазки, ручки, ножки.

Деятельность

  • Кушает сам, но очень неаккуратно.
  • Понимает, каково применение некоторых предметов (расчесывает себя, кормит куклу).

Эмоции

  • Иногда говорит «нет», когда не хочет чего-то делать.
  • Спокойнее реагирует на отсутствие родителя, но очень радуется, когда его видит вновь.

2 года

Моторика

  • Учится рисовать вертикальные линии.
  • Хорошо бегает, иногда падает.
  • Стоит на одной ноге без поддержки.
  • Поднимается по лестнице.
  • Переворачивает по одной странице в книге.

Речь и ее восприятие

  • Составляет короткие предложения (из 2-3 слов).
  • В словарном запасе имеет не менее 20 слов (в том числе «я», «он», «она»).

Деятельность

Дети, родившиеся недоношенными, отличаются некоторыми особенностями по сравнению с доношенными малышами . Родителям нужно знать о них:

Недоношенные дети требуют особого ухода . При правильной заботе из них вырастают вполне здоровые мальчики и девочки. Они практически не отстают в развитии, однако развиваются по своей схеме. Природой им заложена задача в будущем догнать, а когда и перегнать своих доношенных сверстников. Поэтому в первый год жизни дети, родившиеся раньше срока, увеличиваются в весе и росте быстрее, чем доношенные детки.

Точная таблица для мальчиков и девочек по месяцам

Возраст Диапазон прибавки веса у девочек, гр Диапазон прибавки веса у мальчиков, гр Средняя прибавка роста, см
1 месяц 400-900 400-1200 3-3,5
2 месяца 400-1300 400-1500 3-3,5
3 месяца 500-1200 600-1300 3-3,5
4 месяца 500-1100 400-1300 2,5
5 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
6 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
7 месяцев 200-800 200-1000 1,5-2
8 месяцев 200-800 200-800 1,5-2
9 месяцев 100-600 200-800 1,5-2
10 месяцев 100-500 100-600 1
11 месяцев 100-500 100-500 1
12 месяцев 100-500 100-500 1

Шкала

Неонатологи выделяют 4 степени недоношенности детей:

Важно! Степень недоношенности ребенка определяют не только по его весу, а еще по степени развития органов. Иногда бывает, что дети с весом 2000 грамм рождаются значительно зрелей тех, что родились с массой 2500 грамм.

В первый год жизни разница в развитии с доношенными детьми составляет примерно 1-3 месяца . Это зависит от степени недоношенности крохи, а также генетическая предрасположенность ребенка. Примерно к 6 месяцам они начинают догонять своих сверстников.

Что и во сколько должны уметь умеренно недоношенные новорожденных по месяцам до года, когда начинают держать голову самостоятельно:

Что должны уметь малыши 3 и 4 степени с рождения до года?

Эти дети отличаются в своем развитии не только от доношенных детей, но и от умеренно недоношенных. Хорошо это видно в первые месяцы жизни. В это время ребенку особенно нужна медицинская поддержка и забота родителей. При правильном отношении к году малыш практически не отличается от других детей.

Как развиваются после 1 года: этапы

После года недоношенный ребенок внешне мало отличается от своих сверстников, но психоэмоциональное развитие будет отставать. Новорожденные, которые родились раньше срока, имеют свои особенности адаптации даже после года.

Врачи отмечают такие особенности:

  1. более позднее формирование речевого аппарата, неправильное произношение звуков, возможно, будет необходимость обратиться за помощью к логопеду;
  2. дети более плаксивы, капризны;
  3. хуже происходят процессы познания окружения и запоминания информации;
  4. недоношенному ребенку сложнее принять что-то новое, привыкнуть к новым людям.

Внимание! Полная зрелость недоношенного ребенка формируется обычно в 2-3 года. Раньше этого срока родителям не стоит паниковать. Но если этого не происходит к 3 годам необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Малыш, который родился раньше срока, требует к себе особого внимания. Каждый набранный грамм – маленькая победа. Родителям необходимо строго контролировать вес малыша . Для этого может понадобиться приобрести электронные весы и взвешивать ребенка каждый день.

Выписывая недоношенного ребенка, врачи дают ряд рекомендаций по поводу ухода и питания малыша. Родителям следует четко придерживаться инструкций. Также следует помнить, что ребенок развивается по своей схеме, в зависимости от его степени недоношенности.

Зависит ли наше отношение к ребенку от того, как мы оцениваем состояние его здоровья? Одинаковые ли способности мы обнаруживаем у доношенных детей и у родившихся раньше срока? (Обратите внимание: вопросы касаются не реальных возможностей ребенка, а их оценки .) Оказывается, на наше отношение к ребенку влияет предварительная информация о его здоровье, это подтверждают следующие эксперименты:

Эксперимент I. Взрослым показывают видеозапись игр двух младенцев одного пола и возраста. При этом говорят, что один ребенок родился в срок, а другой недоношенный. Взрослые единодушно описывают первого младенца как сообразительного, подвижного, физически развитого, второго же называют пассивным, слабым, «ограниченным».

Эксперимент II. Взрослым дают возможность поиграть с обоими героями фильма. При общении с «недоношенным» все проявляют особую осторожность: почти не берут ребенка на руки, предлагают ему примитивные игры и самые простые игрушки, хотя его поведение не отличается от поведения «доношенного».

Налицо характерный как для родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного» , когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу; и вред его в том, что недооценка способностей ребенка приводит к неоправданному занижению требований, а это может ограничить активность и замедлить развитие ребенка.

Показательно, что устойчивость «стереотипа недоношенного» зависит не от реальной зрелости ребенка, а от уровня осведомленности взрослых об особенностях его развития. Одна из задач статьи - дать мамам и папам необходимую информацию и помочь им в выработке принципов обращения с малышом, родившимся раньше срока. И еще мне хотелось бы дать несколько советов, касающихся того, как строить отношения с врачами и как преодолевать семейные трудности, связанные с рождением недоношенного ребенка.

Начните с себя

Не ищите виноватых. Нередко объективный анализ протекания беременности и родов подменяется в семье поиском виноватых. Таким образом люди подчас пытаются справиться с тревогой, испугом, ощущением непосильной ответственности за ребенка. Обычно так поступают лица, склонные к психологическому насилию (манипулированию другими, шантажу, пренебрежению, оскорблениям). Чаще всего кто-либо из членов семьи обвиняет молодую маму в неосторожном поведении во время беременности; отсюда недалеко и до негативных прогнозов: «Ты плохая мать, ты безответственна, тебе опасно доверять ребенка». Бывает, что вина приписывается отцу малыша («Плохо ухаживал за беременной женой!»), бабушке.

Столкнувшись с такими обвинениями, знайте: обидчик в первую очередь рассчитывает на вашу болезненную реакцию. Необходимо дать ему решительный отпор. Постарайтесь обсудить со всеми членами семьи вопрос о взаимной поддержке, выясните позицию и ожидания каждого. Помните: следует говорить о нынешнем моменте, а не вспоминать прошлые трудности и обиды.

Будьте внимательны к своим чувствам. Именно в первые недели жизни ребенка, когда налаживается его эмоциональный контакт с окружающим миром, у мамы может развиться послеродовая депрессия 1 . По разным данным, ей подвержены от 20 до 40% женщин. После преждевременных родов вероятность ее возникновения еще больше в связи с беспокойством матери за жизнь и здоровье ребенка. Что делать, если вы заметили у себя депрессивное состояние? Не позволяйте себе фиксироваться на негативных эмоциях, пытайтесь анализировать свои чувства. Для этого, например, полезно ответить на следующие вопросы:

  • насколько обоснованно мое беспокойство?
  • нужна ли мне поддержка, от кого я могу ее ожидать?
  • какие занятия приносят мне сейчас облегчение, доставляют радость?
  • каким я вижу своего ребенка: на кого он похож, какой у него характер?
  • как я представляю будущее своего ребенка?

Как относиться к ребенку

Начинайте общение с ребенком с самого рождения. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи ограничивают число и продолжительность посещений. Однако вы можете наблюдать за ребенком через стеклянную стену палаты: даже если малыш находится в кувезе, его движения хорошо видны. Посмотрите, как он реагирует на прикосновения медсестры, делает ли гримасы, шевелит ли пальчиками 2 .

Через некоторое время врач разрешит вам брать ребенка на руки, пеленать и кормить. Недоношенному ребенку в первые недели жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития. Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с матерью, тем быстрее ребенок растет, прибавляет в весе и развивается психически.

Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на ваши действия, как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте песенки, поглаживайте ему ручки и ножки. Ребенок может оставаться внешне безразличным к подобному общению до 3-5 недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления, просто физически малыш еще слишком слаб для активного реагирования.

При первых же ответных реакциях (оживление, глазной контакт) дайте ребенку почувствовать, что его действия вам приятны.

Можно поместить в кувезе или кроватке яркую погремушку, надеть малышу цветные носочки, дать ему послушать музыку и запись голосов членов его семьи. Считается, что так младенцы скорее начинают различать цвета предметов, высоту и тональность звука, а богатство впечатлений стимулирует психо-эмоциональное развитие. Однако не всякая стимуляция полезна. Например, перед визитом в больницу не следует пользоваться духами и туалетной водой: некоторые запахи раздражают детей, вызывают нервное возбуждение и аллергические реакции.

Ведите дневник, делайте фотографии. Начать делать записи о поведении ребенка можно чуть ли не на следующий день после родов. Такие дневники раннего развития помогают всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Дневник имеет смысл вести и в дальнейшем. Он может быть интересен не только как семейная реликвия: если у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе, подробная история его раннего развития поможет специалистам дать индивидуальные рекомендации.

Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать ребенка (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему ребенку будет интересно и полезно увидеть малыша заранее.

Помните о том, что развитие всегда индивидуально. Главный вопрос для мам и пап - насколько нормально развиваются их дети. При этом мы часто забываем, что в понятие нормы каждый вкладывает свой смысл: для одних родителей это прежде всего высокий интеллектуальный уровень, другие ожидают от ребенка спортивных достижений, третьи согласны, чтобы «хоть на троечки учился».

Психологи при работе с недоношенными детьми применяют два критерия нормы:

  • владение набором необходимых двигательных, игровых и речевых навыков;
  • адаптивность (способность правильно оценивать новые жизненные условия, самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное).

Если в первом случае оценивается то, ЧТО умеет делать ребенок, то во втором речь идет о том, КАК (насколько гибко и правильно) он это делает.

Иногда родители сравнивают «достижения» своего малыша с нормативами для доношенных детей, которые можно найти в популярной литературе. Такое сравнение в принципе допустимо, однако в первые 5-7 месяцев следует делать некоторую скидку: так, если ребенок родился восьмимесячным, а сейчас ему три месяца, то ориентироваться нужно на показатели для двухмесячных детей 3 .

Адаптивность младенца можно оценить, когда он, например, пытается дотянуться до новой игрушки или общается с незнакомцем. Впоследствии нужно смотреть на то, как ребенок привыкает к новому коллективу, как справляется с новыми задачами и т.д. Чем более гибким является поведение ребенка, чем больше возможностей он испробует, тем лучше.

Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение. Занимаясь с ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.

Не пропустите тревожные симптомы. Не стоит паниковать, если малыш вдруг стал более вялым или капризным, чем обычно: это может быть связано даже с изменением погоды. Однако некоторые симптомы являются действительно тревожным сигналом:

  • постоянное отсутствие ответного взгляда у ребенка с нормальным зрением старше двух месяцев;
  • болезненная реакция (судорожные движения, плач, крик) на прикосновение, взгляд и звук голоса взрослого после полутора-двух месяцев.

Такие явления иногда остаются незамеченными, особенно если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако они могут указывать на особое психическое состояние, которое может проявляться у недоношенных, - на ранний детский аутизм (состояние психической изоляции от окружающего мира). К сожалению, глубоко недоношенные дети относятся к группе риска по аутизму. Если вы заметили такие симптомы, следует проконсультироваться с медицинским психологом или психиатром.

Оценивая способности своего ребенка, помните: ваша главная задача - найти индивидуальные положительные особенности, на которые можно опереться при коррекции любых трудностей.

Как общаться с врачами

Задавайте вопросы. Согласно исследованиям последних лет, около половины матерей недоношенных младенцев НЕ ЗНАЮТ диагнозов своих детей, еще 20% НЕ МОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ в медицинских терминах и НЕ ПРОСЯТ у врача необходимых разъяснений.

Вы имеете право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, о том, какую помощь он должен получать, о прогнозе его дальнейшего развития. Лечащий врач обязан рассказать вам об этом в доступной форме и ответить на все вопросы - ваши и других членов семьи.

Спрашивайте не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. Иногда незрелость организма становится причиной нарушений работы головного мозга - так называемой перинатальной энцефалопатии . Если вашему ребенку поставлен такой диагноз, поинтересуйтесь причиной и характером энцефалопатии: для понимания особенностей поведения и развития ребенка важно, какие именно отделы головного мозга страдают в результате заболевания.

Зачем родителям «медицинская» информация? Многие родители считают информацию такого рода излишней, полагая, что этими вопросами должны заниматься только специалисты. Это не так: чем полнее будет имеющаяся у вас информация, тем легче вам будет установить режим, организовать уход и развивающие занятия с ребенком после выписки из больницы. Вы сможете помочь другим членам семьи понять причины поведения малыша и научить их распознавать «тревожные» симптомы. Запас специальных знаний полезен также для того, чтобы оценивать достоинства и недостатки методов лечения ребенка, которые предлагают специалисты. Помните, что отказ от того или иного назначения - это ваше право. При наличии у ребенка страхового полиса вы сможете также самостоятельно выбрать медицинское учреждение и врача (в системе обязательного медицинского страхования).

Фотосъемки производились в Окружном Центре планирования семьи и репродукции ВАО г. Москвы на базе ГКБ №70 и в Центре планирования семьи и репродукции №1 г. Москвы . Редакция благодарит сотрудников центров за помощь в подготовке материалов.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Каждая женщина в момент, когда узнает, что через 9 месяцев появится самый дорогой, близкий человечек, делает все, чтобы он был здоров. Но порой жизнь подкидывает сложности, которые мы не можем предвидеть, к ним относятся и преждевременные роды.

Существует много факторов, которые могут спровоцировать роды начаться раньше срока, к ним относятся: слабое здоровье матери, стрессы и многое другое. Когда-то на недоношенных детках практически ставили крест, считали их неполноценными, но сегодня современная медицина шагнула вперед, теперь врачи выхаживают совсем маленьких деток, вес которых едва достигает 500 граммов.

Конечно, на первых порах ребеночек находится под строгим наблюдением врачей, ведь его организм еще не совсем готов к жизни вне маминого животика. Только после того как медики проведут полное обследование малютки, окажут всю необходимую помощь, кроха сможет отправиться домой, теперь уже мама должна заняться здоровьем и развитием своего ребенка. Мы поговорим о том, как развивать недоношенного ребенка.

  • Особенности развития недоношенного ребенка
  • Как развивать

Развитие

В 1 месяц . Если младенец здоров, то он активно кушает и набирает вес. Крошка проводит большую часть времени во сне. Мама недоношенного крохи должна проводить максимум времени рядом с крошкой, держать его на руках, прижимать к телу. Тактильный контакт очень важен для ребеночка, для того чтобы ему было спокойно и комфортно ему необходимо слышать стук материнского сердца, к которому он так привык.

В 2 месяца . Крошка немного окреп и уже пытается приподнять голову. Недоношенный пупс отличается от своих доношенных сверстников тем, что очень быстро устает. Крошка может устать даже от кормления. Ребеночек нуждается в усиленном питании, поэтому кормящая мать должна хорошо питаться. Если при тактильном контакте малютка начинает истерично плакать, обязательно обратитесь за помощью к доктору. Малыш продолжает хорошо набирать вес, каждый месяц он подрастает примерно на 3-5 сантиметров.

В 3 месяца . У малютки начинают развиваться рефлексы, он реагирует на резкие звуки, свет, учится фиксировать взгляд, на милом личике появляется мимика. Мама обязательно должна следить за температурой тела ребеночка, одевать его так чтобы ему было тепло. Не позволяется, чтобы человечек постоянно спал на одном боку. Ежедневно проветривается помещение, также делается влажная уборка

.

В 4 месяца . Ребеночек научился поднимать, держать головку, улыбается маме, фиксирует взгляд на предметах. Сейчас мама должна начинать делать ребеночку массаж. Все движения делаются аккуратными мягкими поглаживаниями. Часто и много гуляйте на свежем воздухе, дома раздевайте чадо и делайте ему воздушные ванны.Когда мама замечает, что малыш не может сфокусировать взгляд (лицо мамы, яркая игрушка и другое) обязательно обратитесь к врачу.

В 5 месяцев . Крошка слышит звуки, смотрит в это направление. Карапуз начинает лепетать (еще совсем мало, всего лишь подает осторожные неуверенные звуки). Некоторые детки пытаются хватать игрушки ручками. Пришло время развивать крошку.

В 6 месяцев . На место неуверенным звукам пришли «агу» и смех. Вес его тела должен стать в 3 раза больше, чем тот, с которым он появился на свет. Теперь малыш по своему развитию практически догнал своих сверстников.

В 7 месяцев . Малыш очень часто и подолгу говорит, переворачивается, смеется. Маленький карапуз уже умеет отличать родных людей от незнакомцев, реагирует на маму веселым лепетом и радостным дерганьем ручками. Ручки малыша уже достаточно хорошо развиты, он без проблем берет игрушки. Можно приступать к ползанию.

В 8 месяцев . Карапуз умеет ползать, много ворочается, не желает находиться на одном месте. Предпринимает попытки самостоятельно сесть. Часто недоношенные детки к своим 8 месяцам умеют кушать с ложечки.

В 9 месяцев . Придерживаясь за диван, руку мамы или иную опору малыш умеет садиться. Малютка пытается произносить простые слова. Не оставляйте малыша без присмотра, поскольку сейчас он начинает предпринимать попытки встать на ножки.

В 10 месяцев . Ваше счастье уверено стоит с помощью опоры или мамы. Делает шаги. У малютки начинает, появляется словарный запас, он может говорить «мама», «дай». Сейчас тот возраст, когда ребеночек обращает внимание на взрослых, поэтому чаще говорите с ним, пойте песни, рассказывайте сказки.

В 11 месяцев . Детеныш знает, как его зовут. Хорошо ползает, стоит. Пытается сделать свои первые осторожные шаги. Грань между доношенными и недоношенными детками полностью стерта, малыши развиваются одинаково.

В 12 месяцев . Карапуз встревает во взрослые разговоры, постоянно перебивает. К 12 месяцам ребенок весит в 7 раз больше чем при рождении, а его рост стал выше на 25-38 сантиметров.

Ниже предложена таблица прибавки веса по месяцам

Степень недоношенности
Возраст малыша 1 степень Вес при рождении 2-2,5 кг 2 степень Вес при рождении 1,5 -2 кг 3 степень Вес при рождении 1-1,5 кг 4 степень Вес при рождении 800-1000 грамм
рост вес рост вес рост вес рост вес
1 +3,7 +300 +3,8 +190 +3,7 +190 +3,9 +180
2 +3,6 +800 +3,9 +700 +4 +650 +3,5 +400
3 +3,6 +800 +3,6 +700 +4,2 +600 +2,5 +600
4 +3,8 +600 +3,8 +700 +3,7 +600 +3,5 +600
5 +2,3 +700 +3,2 +600 +3,6 +750 +3,7 +650
6 +2 +700 +3,3 +800 +2,8 +800 +3,7 +750
7 +1,5 +600 +2,3 +700 +3 +950 +2,5 +500
8 +1,5 +700 +1,8 +600 +1,6 +600 +2,5 +500
9 +1,5 +700 +1,1 +450 +2,1 +500 +4,5 +500
10 +1,5 +400 +0,8 +400 +1,7 +300 +2,5 +450
11 +1 +400 +0,9 +500 +0,6 +350 +2,2 +500
12 +1,2 +350 +1,5 +400 +1,2 +350 +1,7 +450
Итог к 1 году 9500 8650 8450 7080

Это лишь примерные показатели, вес и рос, прибавляется у каждого ребенка по-разному в зависимости от питания, умения принимать пищу, генетики. Для того, чтобы знать все о здоровье, развитии малыша, мама обязательно 1 раз в месяц должна посещать врача педиатра.

Помощь ребенку – как развивать

  1. Для того чтобы процессы развития протекали быстрее малютка должен постоянно находится в центе всех событий, конечно если он не спит.
  2. Ежедневные игры с песком, на случай плохой погоды можно приобрести домашнюю песочницу. Игра проходит под пристальным вниманием взрослых, поскольку любопытный карапузик постоянно пытается что-то съесть.
  3. Развивайте таланты. Рисуйте, танцуйте, пойте, лепите и многое другое.
  4. Посещайте бассейн.Водные забавы способствуют укреплению мышц.
  5. Когда вес ребенка достигнет 3 килограммов можно приступить к закаливанию.

Если родители делают все правильно, выполняют предписания врача, то ближе к году все особенности недоношенных деток исчезают,они совершенно ничем не отличаются от своих сверстников.

Ждем ваших комментариев и подписок на обновление сайта.

ПОЛУЧИ ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО О ТОМ, КАК ВСЕ УСПЕВАТЬ С ДЕТЬМИ И НЕ УСТАВАТЬ! СТАНЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ И СПОКОЙНОЙ МАМОЙ.

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы будем говорить о недоношенных детках. А именно, когда младенец считается родившимся раньше срока, какие бывают степени недоношенности, о развитии таких детей до года и особенностях их развития после года.

В последние десятилетия рождение детей раньше срока происходит все чаще. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно во всем мире рождается более 2,6 миллиона недоношенных младенцев. Что больше всего волнует родителей, чей малыш появился на свет раньше положенного срока? Конечно же, особенности и возможные последствия недоношенности и чем отличается от других недоношенный ребенок. Развитие по месяцам имеет некоторые отличия, к которым нужно быть готовыми, поэтому давайте разбираться, что к чему.

По критериям ВОЗ недоношенными считаются младенцы, рожденные с 28 по 37 гестационные недели, с весом от 1 кг до 2,5 кг, а рост варьируется между 35 см и 46 см.

2. Степени недоношенности

Существует 4 степени недоношенности:

  1. 1-ая степень выставляется, если малыш родился между 35-37 неделями беременности, весом не более 2500 грамм;
  2. 2-ая степень недоношенности ставится деткам, родившимся на 32-34 неделях беременности, с весом от 1500 до 2000 грамм;
  3. 3-я степень устанавливается при рождении малышей на 29-31 недели гестации с весом не более 1500 грамм;
  4. 4-ая степень недоношенности ставится малюткам, которые появились на свет раньше 29 недели беременности, и весом не более 1000 грамм.

При выставлении степени недоношенности врачи учитывают не только показатели веса, но и зрелость рожденного детского организма. Случается, что дети с весом 2500 грамм уступают по зрелости органов и систем младенцам, с весом приблизительно 2000 грамм:

3. Особенности в развитии недоношенных детей (до 1 года)

Таблица №1. Развитие недоношенного грудничка по месяцам:




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!