Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Не уклоняйтесь друг от друга. Библия про секс

21.07.2014 Обычно в присутствии друг друга супруги говорят о других. Тем для разговора о других много. В конце концов, не о себе же самих говорить? Вот и начинают супруги ежедневный забег по привычному кругу: деньги, вещи, враги, дети, друзья, единоверцы, проблемы, родители.


Откуда же это в нас? Погружаться в мир близкого человека мы с детства отучены родительским сценарием, живущем в каждом из нас.


Родители, в силу объективной занятости, тем не менее, ежедневно искренне интересовались нашей жизнью, точнее не совсем нами, а другими - теми, кто нас окружал. Родителям были интересны наши друзья и их родители. Они были внимательны к нашим оценкам и состоянию здоровья, были не безразличны к тому, как мы выполняли свои обязанности по дому. Родители интересовались кем и чем угодно, кроме нас самих. Вряд ли мы когда-либо слышали подобные вопросы от своих родителей: «Когда ты узнал, что тебя обманули, что ты почувствовал?», «А как ты справился со своей обидой?», «Что тебе нравится в твоих друзьях?». Вероятно, по этой причине мы с детства привыкли жить вне себя , жить на поверхности .


Переступив порог супружества, мы оказываемся в присутствии незнакомого, но близкого нам человека. О чем можно с ним поговорить? О чём и о ком угодно, только не о своём, только не о внутреннем и сокровенном. Вот и коротают супруги свою жизнь на поверхностном уровне - на уровне других. «Вы наверно знаете, как бывает, - замечаетмитрополит Антоний Сурожский (1914-2003), - когда идет разговор между двумя людьми: один говорит, а другой слушает поверхностно, потому что уже готовит ответ, или вопрос, или отповедь. И поэтому у слушающего нет внутри настоящего молчания, и он не может услышать за словами, которые доходят до его слуха, тех чувств, тех мыслей, которые говорящий хочет ему передать. И вот одна из наших задач заключается в том, чтобы научиться так молчать, чтобы слышать. Вы, наверное, знаете по опыту то, о чем я сейчас упомянул. Для того чтобы слышать, надо открыться, а для этого надо внутренне замолчать полностью, до самых глубин».


Чтобы так слушать близкого человека и так общаться с ним, с нашей стороны необходимо серьезное ежедневное усилие. «Над душой, - говорит архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910-2006), - надо трудиться самим и не ждать, что само вырастет то, чего не сеяли». Свое прошлое мы не изменим, а вот научиться взаимодействовать с ним нам вполне по силам.


У супругов на этом пути есть как противники, так и помощники. Типичными причинами, провоцирующими разлад в супружеских отношениях, являются модели поведения наших родителей, на которых мы выросли.


Мужчина, чаще всего, принимает решение, ответив для себя, по меньшей мере, на один из двух вопросов: «Сейчас мне все это нужно или нет?» и «выгодно мне это или нет?».

В одной из передач «Модный приговор» Эвелина Хромченко удачно пошутила над этим, исключительно женским стереотипом: «Ученые выяснили, наконец, чего хочет женщина! (...) Но она уже передумала».


Встречаясь с подобной особенностью женской психологии, мужчина нередко чувствует себя обескураженным и обезоруженным. Все его доводы к своей супруге: «Ну это же выгодно! Тебе же это нужно!» разбиваются об убийственный ответ: «Не хочу!», и наоборот.


Каков же выход для мужчины? «Я убежден, - пишет Эрих Фромм (1900-1980), - что никто не может "спасти" своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому - это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существование альтернативы».В чем же заключается эта альтернатива для супругов, чьи отношения, оставшись на поверхностном уровне , с годами заходят в тупик?


Аргентинский психотерапевт и писатель Хорхе Букай (1949) и его коллега и соавтор книги «Любить с открытыми глазами» Сильвия Салинас описывают типичный замкнутый круг, в который мужчину загоняют сначала его мама, затем жена и, наконец, он сам: «Сначала мужчина позволяет женщине себя поработить, а потом эмоционально обособляется».


Выход из подобного замкнутого круга Хорхе Букай представляет вполне в русле церковной традиции: «С точки зрения Встречи двух любящих людей, главная задача мужчины - научиться объяснять женщине, что с ним происходит, и прежде всего именно в связи с ней. За такую откровенность женщина должна быть благодарна: мужчина открывается, вместо того чтобы прятаться, как улитка, и тогда отношения становятся прозрачнее и есть возможность лучше понять друг друга. Мужчина тоже должен быть признателен женщине за открытость вместо указаний, как ему себя вести, кем быть».


Сильвия Салинас описывая случай из своей консультативной практики, приводит целый ряд важных моделей эффективного взаимодействия с близким человеком, как для мужчины, так и для женщины: «Мужчина настаивает на том, что хочет остаться один. Он давно заставляет себя играть обременительную роль, чтобы не сердить жену. Она ведёт себя, как мать, которая указывает, что ему делать, а он должен постоянно искать её одобрения. Его терпение иссякло, и он хочет уйти.


Проблема в том, что он не может определиться с тем, что с ним происходит и чего он хочет. Он не знает, кто он. Не может говорить о себе и поэтому эмоционально отстраняется. Жена же становится всё напористей, но, в конце концов, приходит в отчаяние от невозможности до него достучаться, и это его пугает. И он ещё больше замыкается в себе.


Наши занятия должны помочь мужчине выразить то, что с ним происходит. Если для того, чтобы быть с любимым человеком, нужно отказаться от самого себя, отношения обречены. Нашему знакомому трудно говорить о себе, и я учу его рассказывать о своих нуждах, помогаю избавиться от страха перед женой. Он в ярости, потому что долгое время был порабощен. Я учу его давать выход ярости, и вполне возможно, в их отношениях снова найдётся место любви...

Задача женщины будет заключаться в том, чтобы заглянуть внутрь себя и разобраться, что же с ней происходит. А так, она сидит перед ним, беспощадная к его высказываниям, а он впадает в ступор. Она испепеляет его взглядом, пока ждёт ответа, а он чувствует себя прижатым к стенке и молчит, словно язык проглотил. Если бы она научилась больше сосредотачиваться на себе, он перестал бы ощущать на себе такой гнёт…


На последней консультации я предложила им рассмотреть схему их отношений, и оба признали неспособность самостоятельно справиться с ситуацией. Он боится жену и поэтому подчиняется ей. Многим мужчинам в своё время так и не удался трюк по высвобождению из железной хватки матери, и потом они повторяют ту же ситуацию со своими любимыми. В этих случаях мы должны помочь им приблизиться к себе и партнёру, осознать, что можно оставаться собой и в то же время быть с любимой».


В Новом Завете, оставлен совет апостола Павла для супругов, совет который вероятно вызовет недоумение у современного читателя Священного Писания: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1-е Коринфянам 7,5).

Согласно церковной традиции речь идет не только о важности половых отношений в супружестве, но и о сохранении внутрисемейного доверительного пространства общения мужа и жены.


Слышите? «Не уклоняйтесь друг от друга». Исключение - личная духовная жизнь супругов. Пост и молитва - это как раз то, что организует нашу внутреннюю жизнь, помогая сохранить экологию души. Всё остальное не повод отвлекаться от близкого человека. Своего мужа, или свою жену нельзя менять на мир вещей и события из мира других людей.


«Не уклоняйтесь друг от друга» - планка на вырост, которую можно начать одолевать в своей паре уже сегодня…

Ст. 3-4 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1Кор.7:3) . Что значит: «должное благорасположение» ? Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа. Если ты уклоняешься от должного служения, то оскорбляешь Бога; если же хочешь уклониться, то лишь с дозволения мужа, хотя бы это и на короткое время. Потому и называет это дело должным, чтобы показать, что никто (из супругов) не властен над собой, но – рабы друг друга. Итак, когда ты видишь, что блудница искушает тебя, ты скажи: мое тело принадлежит не мне, а жене. То же пусть говорит и жена покушающимся нарушить ее целомудрие: мое тело принадлежит не мне, а мужу. Если же ни муж, ни жена не властны над своим телом, то тем более над имуществом. Послушайте, имеющие мужей и имеющие жен: если вам не следует считать тела своим, то тем более имущества. Правда, в некоторых местах и ветхого и нового завета отдается мужу великое преимущество; так говорится: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16) ; и Павел в одном послании делает такое различие (между супругами): «мужья, любите своих жен,… а жена да боится своего мужа» (Еф.5:25 , ; но здесь (приписывается обоим) одинаковая власть, ни больше, ни меньше. Почему? Потому, что у него речь о целомудрии. В других отношениях, говорит, муж пусть имеет преимущество, а в целомудрии – нет, ни «муж не властен над своим телом» , ни жена (1Кор.7:4) . Большое равенство чести и никакого преимущества.

Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Жене муж должную любовь да воздает; такожде и жена мужу

Должную любовь – οφειλομενην ευνοιαν – можно и так: должную верность ибо ευνοια – собственно благоумие; каждое из брачных лиц пусть держит тот благой ум, чтоб не знать стороннего. В иных рукописях вместо означенного слова стоит οφειλην – долг, разумея брачный долг, то есть верность. Так стоит в Синайской и Ватиканской рукописях. Так читал, кажется, и святой Златоуст. Мысль Апостола та, чтоб муж и жена сохраняли взаимную верность, по доброму друг к другу расположению. Блаженный Феодорит выясняет ее так: «Апостол узаконяет сие о целомудрии (супружеском,– верности), повелевая и мужу и жене равно нести супружеское иго (Экумений πιστιν – верность), и не смотреть на стороны, не расторгать уз, но питать друг к другу должную любовь. Он прежде дал сей закон мужу, потому что муж глава жене. Человеческие законы женам предписывают быть целомудренными (верными) и наказывают нарушающих сей закон, а от мужей не требуют равного целомудрия (верности); потому что мужи, как постановители законов, не заботились о равенстве, но оказали послабление себе самим. Божественный же Апостол, вдохновенный Божиею благодатию, мужьям первым предписывает законом целомудрие (верность). А поелику случалось, что или мужья, или жены, возлюбив воздержание, и без соизволения на то живущих с ними в супружестве удерживались от брачного общения, то, как и следовало, дает повеление и о сем».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Долгом, говорит, почитайте любовь друг к другу; и поскольку она - долг, то вы необходимо обязаны оказывать ее друг другу.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Феодорит Кирский

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу

Человеческие законы предписывают женам быть целомудренными и наказывают преступающих этот закон, а от мужей не требуют равного целомудрия. Ибо мужи, как установители законов, не заботились о равенстве, но проявляли к себе снисхождение. Но божественный апостол, вдохновленный Божией благодатью, мужьям первым предписывает законом целомудрие.

Толкования на послания апостола Павла.

Амвросиаст

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу

Взаимно друг другу подчиняться им надлежит в данном случае, поскольку они есть одна плоть, одна и воля по закону природы.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Но чтобы брак достигал своей цели, для этого жить в браке нужно так, как требует этого самое существо этого установления: нужно исполнять каждому супругу свой супружеский долг (большинство древних рукописей читают только это слово - долг (τήν οφειλήν), а не должное благорасположение (τήν οφειλομένην ευνοίαν): оба супруга обязаны жертвовать друг другу своей личной независимостью. Отсюда-то безбрачие - хорошо (καλόν). - Не уклоняйтесь … Прерывать брачные сношения, по Апостолу, можно только 1) по обоюдному согласию; 2) на время, на некоторый срок и 3) для упражнения в делах благочестия - именно для молитвы (прибавка: для поста имеется только в очень малом числе рукописей).

Другими словами, должно быть время, когда пара воздерживается от сексуальной жизни, чтобы посвятить себя молитве о какой-то проблеме. Это не значит, что секс – зло, так же как и пост не значит, что еда – это зло. Такое воздержание говорит о том, что человек про­сто хочет на время отстраниться от природных функций тела, чтобы всецело сконцентрироваться на молитве. Это очень хорошее упражнение, но, как и пост, должно про­должаться ограниченное время. Как длительный пост может разрушить тело, так и длительное воздержание разрушает брак.

Когда мы говорим обо всем этом, вы, должно быть, за­интересуетесь, почему по правилам Римской католичес­кой церкви священникам, монахам и монашкам запре­щается вступать в брак. Многие из них живут в монасты­рях, где нет контакта с противоположным полом. Вы мо­жете подумать, что по мнению католической церкви секс – это зло; все же обстоит совершенно по-другому. Эта традиция выросла из глубокого почтения и уважения к браку. Католики дают обет безбрачия, так как знают, что секс требует от супругов полнейшей отдачи. Папа Пий XII объяснял это так:

"Обязанность супругов... требует: "Быть одним в одной плоти". Для супругов необходимо быть свя­занными нитями горестей и радостей. Поэтому легко понять, почему люди, желающие посвятить себя служению Господу, относятся к статусу без­брачия как к освобождению, чтобы быть полностью занятым Богом и посвящать себя добрым делам.

Я не католик и, конечно, не согласен с догмой католи­ков, но мне очень нравится подобное утверждение. Оно подтверждает, что секс требует 100-процентной отдачи. Лидеры католической церкви отрекаются от сексуаль­ных отношений, чтобы быть уверенными в том, что они не отвлекаются от работы для Господа, так как они зна­ют, что секс и дух взаимосвязаны.

Секс в действительности – стопроцентное посвяще­ние. Он включает в себя каждую черту характера. Если вы хотите иметь нормальные сексуальные отношения, нельзя подходить к сексу только с биологической точки зрения. Секс вовлекает также и психологию, так как ра­ботают наши эмоции. Отнеситесь к нему и с философской точки зрения, так как в сексе задействован и наш разум. А кроме этого отнеситесь и с позиции Библии, так как секс включает нашу душу. Секс объединяет двух людей на глубочайшем уровне их существа.

Глава 11

Секс и последние дни

В те времена истории, когда определенные требования к поведению снижаются и барьеры святости рушатся безнравственностью, распу­щенностью и сексуальной неурегулированнос­тью, христиане должны подняться со всей энерги­ей, чтобы показать, что они настоящие последо­ватели Иисуса Христа.

Гарольд Линдсел

Я был глубоко потрясен, готовясь учить о сексе. Еще никогда христианская мораль так не обесценивалась. Мы сегодня встречаем распущенность и безнравствен­ность на каждом шагу – в книгах, по телевидению, даже в общественных местах. Социологи утверждают, что на­ша страна переживает сексуальную революцию и поэто­му можно ожидать радикальных изменений в том, как мы используем секс. Но Господь проливает свет на дан­ную проблему по-другому. По Слову Бога, распущенный образ жизни свидетельствует о том, что Его Сын Иисус Христос должен вернуться и судить мир. Вы можете про­честь об этом в Библии:

59. «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, са­дили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и сер­ный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Луки 17:26-30).

Задумайтесь на минутку над этими словами. Посмот­рите, что происходит сейчас на нашей земле и сравните с тем, что происходило во дни Ноя. Сравните с той ситуаци­ей, которая была в Содоме и Гоморре перед тем, как Бог свершил свое правосудие. Вы видите, как все схоже?

Мой друг, мы живем в такие же последние дни. Мы в преддверии возвращения Господа нашего Иисуса Хрис­та. Я хочу, чтобы вы были готовы к Его приходу. Я хотел бы, чтобы ваша жизнь была чиста и свята в глазах Госпо­да, чтобы, посмотрев на вас, Он сказал: "Хорошо, вы преданные слуги".

Грешники времен Ноя не переставали грешить, хотя Ной и предупреждал, что Бог разрушит их мир. Гомо­сексуалисты и проститутки Содома не обращали ника­кого внимания на таких праведных соседей, как Лот, до тех пор пока уже было поздно изменять образ жизни. То же происходит и сегодня. Люди, извращающие секс, просто смеются над своими друзьями-христианами; они осмеивают то, что говорит им Бог. Они хвастают своей "новой свободой" и подбивают других присоеди­няться к ним, искушая даже христиан принять их рас­путный образ жизни.

Помните жену Лота. Она была освобождена от того страшного суда, который Бог обрушил на Содом и Гоморру. Но в последнюю минуту ей стало интересно, неужели Бог действительно накажет так строго, как обещал.

Хочу еще раз повторить – мы живем в дни перед су­дом. Поэтому не разрушайте себя грехами этого мира. Не нужно проявлять к ним любопытство. Не привыкайте к запрещенному сексу, успокаивая себя словами: "Воз­можно, это и не так уж плохо". Грех – это всегда плохо. Грех разрушит вас. Бог говорит: "Весы греха всегда пере­вешивают к смерти", и это та цена, которую вы платите за распутство.

60. «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролю­бивы, горды, надменны... невоздержны... более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Тако­вых удаляйся» (2-е Тимофею 3:1-2 ,4-5).

"Самолюбивы... более сластолюбивы, нежели бого­любивы". Как можно лучше описать многих людей в на­ше время! Сконцентрированы на себе, самолюбивы, они думают, что секс – это лишь одно из удовольствий. Но, несмотря на все усилия обустроить себя, они более одино­ки и неудовлетворены, чем кто-либо. Они нашли для се­бя экзотический секс только для того, чтобы еще раз ра­зочароваться. Их жизнь потеряла смысл.

Печально, что многие искатели удовольствий идут по жизни с видом "благочестия, силы же его отрекшиеся". Они ходят по воскресеньям в церковь и поют: "Чудесная благодать", их же образ жизни отрицает все чудодейст­венное, сделанное для них Богом. Они ищут удовлетворе­ние в сексе, наркотиках, изощренных учениях и во мно­гом другом, но все это бесполезно. Бог предопределил та­кой ход событий. Он предсказал в Своем Слове, что неве­рующие искатели удовольствий к концу света будут все более и более неудовлетворены. Это предсказание сейчас начинает сбываться.

Многие американцы ведут далеко не моральный об­раз жизни. Социологи утверждают, что половина невест, идущих к алтарю, не девственницы; у них был секс до брака. Около 90% молодых людей живут половой жиз­нью до брака. Говоря библейскими категориями, эти лю­ди занимаются блудом. А потом они удивляются, что брак их разочаровывает. Скажу словами Иисуса: "Они не знают ни Писания, ни власти Господа". Они не слушают, что Бог говорит о сексе.

Мы можем ожидать, что ситуация будет ухудшать­ся. Общество окунается в распутство и люди принима­ют как должное жизнь в извращении. И не удивляй­тесь, если помощники сатаны добьются того, что права голубых будут записаны в конституцию. Не удивляй­тесь, если станут продаваться инструменты и принад­лежности для абортов на дому. Не удивляйтесь, если в качестве выпускного экзамена по сексологии в старших классах введется половой акт. Такие вещи кажутся сей­час немыслимыми и дикими, но кто двадцать лет назад мог подумать, что от больниц будут просто требовать де­лать аборты девочкам-подросткам? Сексуальная мо­раль нашей нации сегодня катится вниз по наклонной плоскости, и тем быстрее, чем ближе мы к возвраще­нию Господа.

В конце света эти все качества будут прояв­ляться в наихудшем виде. Вот почему христиане ни секунды не верят, что люди становятся лучше или в приближение золотого века. Для Божьих лю­дей все эти процессы не страшны, но все же они сильно страдают. Они, скорее, должны расцени­вать их как признаки скорого прихода Господа. День расплаты совсем близко – ближе, чем вы мо­жете себе это представить".

Профессор Линдсел прав. Извращенные моральные понятия свидетельствуют о том, что освобождение хри­стиан совсем близко. Наш Спаситель возвращается. Мы в преддверии наиболее восхитительных духовных событий, которые символизирует секс, – единения Христа и Его невесты, Церкви. Это будет счастливей­шая свадьба на земле. Это приведет нас со Христом к вершине наших интимных отношений, и мы узнаем, какую любовь предполагает человеческий брак. Тогда секс отойдет на задний план, распущенность уйдет, брак уйдет, когда мы будем жить и править вместе со Христом.

Вы готовы встретить Господа или вы один из греш­ных признаков Его пришествия? Вы готовы унаследо­вать Царство вместе с Ним или ваша душа сгорит с Его приходом? Так или иначе, вы не сможете остаться в сто­роне, когда придет Христос.

Если вы не ведете жизнь, достойную Его невесты, пустите Иисуса в свое сердце прямо сейчас. Приготовь­тесь наслаждаться Его присутствием всю жизнь. Будьте готовы к тому, что однажды все физические заботы этой жизни – включая секс – уйдут навсегда. Удовольствия секса закончатся, но их заменит "невыразимая и полная славы радость" Божья. Эта радость может быть и вашей.

Мой призыв

Если Иисус придет сегодня, готовы ли вы к этому? Ес­ли вы не уверены, я приглашаю вас принять Иисуса как своего Спасителя сейчас. Вас наполнит тот мир и надеж­да, которую может дать только Иисус.

Помолитесь этой молитвой вслух вместе со мной:

"Дорогой Господь Иисус! Я – грешник. Я верю, что Ты умер за мои грехи и воскрес, чтобы спасти меня. Я хочу быть вместе с Тобой на небесах. Госпо­ди, прости мне все мои грехи, которые я совершил против Тебя. Сейчас и здесь я открываю свое сердце для Тебя и прошу войти в мое сердце, в мою жизнь и быть моим личным Спасителем. Аминь".

Если вы совершили Молитву грешника от всей души, Он придет незамедлительно. Теперь вы один из детей Божь­их и из-под власти дьявола переведены в Царство Бога.

Прочитайте Первое послание Иоанна 1:9 иКолоссянам 1:13 . Чудесный мир и радость наполнят вашу душу.

Лестер Самралл


По мысли святителя Иоанна Златоуста, мир в семейных отношениях не должен приноситься в жертву воздержанию. Об этом он говорит, комментируя то место в Первом послании к коринфянам апостола Павла, которое уже в его эпоху понималось некоторыми христианками как призыв к полному отказу от супружеского общения.

Вот эта цитата из послания апостола Павла: "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор 7:1-7).

О том, что надлежит различать евхаристические трапезы и особым образом к ним готовиться, апостол пишет в том же послании 11:20-34. Тем самым для апостола Павла супружеская жизнь - это пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и евхаристического благочестия.

Поясняя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст акцентирует внимание на том, что семья - это таинство двух, поэтому решения в ней не могут приниматься единолично; они столь же совместны, как совместна и супружеская жизнь. Ключевым для него в приведенной выше цитате является слово "согласие".

Это место из послания апостола Павла к коринфянам святитель Иоанн Златоуст поясняет так: "Не лишайте себе друг от друга, точию по согласию (1 Кор 7:5) - что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж - против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себе; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом (1 Кор 7:3), чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно.

Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда, как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров!"

Христианское благочестие одного из супругов не должно причинять боль и страдание другому. Брак - это взаимодарение; каждый из двух приносит себя, свою жизнь в дар другому, а такие подарки не принято забирать назад. Святитель Иоанн Златоуст отвергает идею скверны, которой брачные узы якобы омрачают сочетавшихся ими.

Эта идея встречается в позднем иудаизме и в ряде гностических сект 2-4 веков, в наши дни мы обнаруживаем ее в сектах тоталитарных, но христианству она не присуща. Супружеские отношения не оскверняют, другое дело, что они отвлекают от молитвы, но не более того. Но с другой стороны, как возможно общение с Богом, цена которого - смута и огорчение в душе человека, разделившего с тобою свою судьбу? Выбор безбрачия возможен до брака, но никак не в нем.

Конфликт между личным благочестием и миром в семье надлежит решать в пользу мира, иначе под угрозой расторжения окажется то единство, на которое супруги испросили в таинстве венчания благословение Церкви.

"Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Посему апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы (1 Фес 5:17)?

Следовательно, можно и с женою совокупляться и молиться, но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал, молитесь, но да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана (1 Кор 7:5). Чтобы ты не подумал, что это - закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: невоздержанием вашим (1 Кор 7:5)”.

Следует ли из этих слов святителя Иоанна Златоуста, что супруги-христиане должны игнорировать время постов? Отнюдь. Он говорит здесь совершенно об ином - об иерархии ценностей и напоминает о том, что действительно является скверной, а что нет, хотя и отвлекает от молитвы.

Пост - это время сугубой молитвы, отсюда традиция воздержания во время постов. Но если в еде каждый решает для себя сам, сколько и чего он может себе позволить, то в вопросах семейных отношений необходимо учитывать мнение другого супруга, более того, именно это мнение становится решающим в этих вопросах, хотя бы даже это наносило некий ущерб молитвенному настрою более аскетичного из них.

Здесь как в горном восхождении: группа ориентируется не на самого сильного, а на самого слабого и неопытного и свой режим движения выстраивает, исходя именно из его возможностей и уровня подготовки. Восходить надо, но восходить надо вместе. Иначе могут погибнуть все.

***

О супружеских отношениях во время поста:

  • Постового устава супружеских отношений не существует - диакон Андрей Кураев
  • - иеромонах Димитрий Першин
  • О воздержании на супружеском ложе - Лилия Малахова
  • Нужно ли супругам каяться в "блуде"… друг с другом? - протоиерей Андрей Дудченко
  • О супружеском воздержании во время поста - иерей Иаков Коробков

***

Вот почему Церковь не регламентирует ритм и меру брачных отношений, проведя всего лишь две ограничительные линии: они исключаются накануне таинства крещения и причащения. Да, это минимальный уровень, стартовый, если можно так выразиться. А далее - у каждой семьи свои обстоятельства и свой путь к Богу.

О том, какими могут быть эти пути, современный афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, в одном из своих писем писал так: "Ты спрашиваешь меня о супружеских отношениях женатых священников и мирян. Святые Отцы не дают точных определений о том, как должны строиться эти отношения. Это значит, что супружеские отношения есть тема, которая не может быть четко определена, поскольку все люди не могут жить по одному шаблону. Вопрос супружеских отношений Отцы оставляют на рассуждение, любочестие, духовную чуткость и силу каждого человека.

Для того, чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни людей подвизающихся - женатых священников и мирян. Эти люди до сих пор живы, и я с ними знаком. Среди них есть такие, кто, создав семью, вступили в супружескую близость и родили одного, двух или трех детей, после чего живут в девстве. Другие раз в год вступают в супружескую близость ради рождения детей, а все остальное время живут как брат и сестра. Третьи воздерживаются от супружеских отношений во время поста, в потом вступают в супружескую близость. Четвертым не удается исполнить даже этого. Есть супруги, имеющие общение в середине недели, чтобы три дня перед Божественным Причащением и три дня после Него быть в чистоте. Иные спотыкаются и на этом. Потому, явившись после Своего Воскресения апостолам, Христос, дав им власть оставлять грехи, прежде всего сказал им: "Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы... Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся". Цель в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и любочестием, в соответствии со своими духовными силами.

Конечно, вначале мешает молодость. Но с течением времени плоть ослабевает и дух может занять господствующее положение. А когда это происходит, то даже женатые люди начинают вкушать что-то малое от божественных наслаждений. Они естественным путем отходят от наслажденией плотских, на которые смотрят уже как на совершенно ничтожные. Так люди, живущие в браке, некоторым образом очищаются и, поднимаясь по легкой, пологой, вьющейся тропе, приходят в Рай. Тогда как монахи восходят в Рай, идя напрямую - по вертикали, карабкаясь по скалам.

Ты должен иметь в виду и то, что проблема супружеских отношений - это не только твоя проблема и ты не имеешь права регулировать этот вопрос сам, но, как пишет апостол Павел: "по согласию", тоже необходимо внимание. Сильный супруг должен ставить себя на место немощного. [...] Прости меня за то, что я зашел в чужой огород, ибо дело монаха - четки, а не подобные темы." Блаженной памяти cтарец Паисий Святогорец. Слова. Т. 4. Семейная жизнь. Суроти, Салоники: Монастырь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Святая Гора, 2005. С. 69-72.

Последнее касается и меня, однако этот текст я вынужден был написать в связи с полемикой, развернувшейся на разных ресурсах по поводу моего интервью агентству Интерфакс, в каковом, к сожалению, пришлось сократить эти обширные цитаты, важные для понимания позиции Церкви по данному вопросу.

Димитрий Першин , иеромонах

***

P.S. На материал о. Димитрия вышла аж целая серия критических статей. Не могу не удержаться от высказывания поддержки о. Димитрию.

Публикация о. Димитрия о том, канонических запретов на супружеские отношения во время поста формально нет, а значит, если супруги по каким-либо причинам будут в них вступать это не является грехом, грехом, разрушающим пост, тем более смертным грехом.

Да, единодушное мнение Церкви - воздержание во время поста для супругов ЖЕЛАТЕЛЬНО, ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО.

Но и к немощам людей, особенно в период молодости должно быть снисхождение. Превыше всех добродетелей - ЛЮБОВЬ. Пост не должен быть причиной нестроений в семье.

Меня всегда поражала с какой легкостью многие пастыри продолжают цитировать, чью-то высказанную ревность не по разуму о том, что нужно обязательно воздерживаться от друг друга во время беременности и кормления грудью.

Вы можете представить нормального 20 - 25 летнего парня, чтобы тот с молодой красивой женой живя под одной крышей, не пожелал бы ее в течение года?

Скажу резко, но от души - я бы всех "ревнителей" благочестия из монастырей (этот ветер пастырского неразумия дует чаще всего оттуда), твердящих о полном воздержании во время беременности и кормления грудью, заставил бы пожить в однокомнатной квартире с какой-нибудь молодой бабой один год. Вот тогда бы я посмотрел, какие бы они песни пели о благочестивом воздержании. Да это же никакой нормальный мужик не утерпит.

У меня такое впечатление, что на форумах очень много импотентов, которые всему этому поддакивают... Или они своих жен не любят. И ли они вообще холостые...

Любимая жена желанна всегда, как и муж. Скажу более – это только в блуде каждая новая женщина всегда вызывает буйную страсть. При длительном супружестве, если между супругами нет НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ, близкие отношения затихают и даже прекращаются. И если через 15 – 20 лет совместной жизни взаимная тяга друг к другу остается сильной, то это не признак блудной страсти, а признак сохраненной ЛЮБВИ, ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ПРОЩЕНИЯ. Кто живет в счастливом браке, меня поймут…

Супружеские отношения такая тонка вещь, тут шаблонами нельзя оперировать. Желательно воздерживаться - да, но если была близость - какой это смертный грех? С точки зрения здравой аскетики нельзя принуждать к высокой степени воздержания молодых людей, у которых просто гормоны и здоровье бьют ключом. Другой вопрос - 40-летним воздерживаться проще...

Кстати, ни разу не слышал, что кто-нибудь из священников, пишущих по этой теме говорил - молодым не стоим брать подвигов воздержания, об этом надо думать в возрасте, а надо так говорить.

Все-таки многодневные посты - это не норма жизни христианина - это некое более высшее духовное состояние, и если кто-то этот подвиг не потянул, разве он пал до ада? Подчеркну ни я, и думаю, ни отец Димитрий и о. Даниил Сысоев (высказывающий аналогичные мысли)не защищают разжение сексуальной похоти.

Разговор ведется о снисходительном отношении к тем, что утерпеть не может, и при этом мучиться, думая, что этим согрешает, чуть ли не смертным грехом.

Сексуальные отношения - сфера, куда даже Бог не вмешивается. Единственное ограничение, которое дает Божие откровение - это воздержание во время месячных.

Нас спасет исполнение двух главных заповедей - Любви к Богу и Любви и к ближнему. Как законное супружеское соитие со взаимными словами любви нежностью - нарушает эти заповеди? Что от этого супруги меньше Бога любить станут?

Думаю, что в основе многих ревнителей воздержание лежит ложное представление, что супружеские отношения - это некая мерзость, грех, и что отношения только для деторождения… тогда для чего была дана человеку возможность оргазма?

Но это не так... а вот чревоугодие - это грех, и блуд грех... Но пищевое послабление в посту и супружеских отношениях - не может быть грехом.

"Милости хочу, а не жертвы" – говорит Господь. Милости и от немощных, и к немощным…. И вот этой милости к немощным я и не вижу в во многих комментариях …

24.03.2008.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Библия говорит про секс не на том языке, к которому мы, возможно, привыкли сегодня. Если сложно понять Синодальный перевод, то всегда есть возможность воспользоваться .

Приведу отрывок из Библии и сразу вставлю современный перевод для сравнения.

Первое послание к Коринфянам 7:1-5

1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
(1Кор.7:1-5)

7:1 Что же касается того, о чём писали вы, то лучше мужчине не жениться.
7:2 Но во избежание блуда каждый мужчина должен иметь собственную жену, а каждая женщина должна иметь собственного мужа.
7:3 Муж должен давать жене своей то, что ей положено, и так же жена должна давать своему мужу всё, что ему положено, как её мужу.
7:4 Жена не властна над своим телом, а муж властен над ним. Так же и муж не властен над своим телом, жена властна над ним.
7:5 Не отказывайте друг другу, разве что с обоюдного согласия на некоторое время, чтобы вы могли предаться молитве, а затем снова соединяйтесь, чтобы сатана не мог искусить вас из-за отсутствия у вас самообладания.
(1Кор.7:1-5)

Давайте с вами изучим отрывок в контексте нашего вопроса. Например, я увидел, что этот небольшой отрывок говорит о сексе.

РАССУЖДЕНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА

Павел, рассуждая в первом стихе, предлагает нам свой вывод, где рекомендует лучше не жениться. Это не заповедь, и мы правильно посмотрим на это, как на рекомендацию.

Правило простое — если мы не можем обладать собой, и это «желание» сильнее нас, то лучше подумать о браке. То-есть найти себе супругу или супруга.

Логика верная, когда мы ищем супруга, а потом становимся одной плотью — заключаем брак, занимаемся сексом. И совершенно противоположная ситуация, когда мы сначала занимаемся сексом, а только потом задумываемся о семье — тем самым мы идем на поводу своего «желания» в разрез воли Бога.

Следствием такого поведения будет — блуд.

Об этом мы читаем во втором стихе.

2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
(1Кор.7:2)

После второго стиха Павел излагает принцип чрезвычайной важности.

БРАК - СОЮЗ ДВУХ ЛЮДЕЙ

Муж не может поступать независимо от жены, как и жена не может поступать независимо от мужа. Они должны поступать по обоюдному согласию.

Муж не должен рассматривать жену как средство для удовлетворения своих желаний. Весь комплекс брачных супружеских отношений, как физических, так и духовных, должен обоим доставлять и физическое наслаждение, и высшее удовлетворение всех их желаний.

Во время особых епитимий, во время долгих и серьезных молений вполне уместно уклоняться друг от друга; но это следует делать по обоюдному согласию и лишь на время, иначе уклонение может привести к соблазнам и искушениям.

Брак — не чудо, которое сопровождает мужа и жену, это работа. Он и она оказывают друг другу должное, (т.е.соответственное) благорасположение, другим языком — нужно давать друг другу все самое необходимое. В таких отношениях всегда радость и грусть. И все, что дает жизнь — нужно делить вместе.

Секс в этом плане — лишь часть этих отношений, но с него появляется «одна плоть».

Ветхий завет говорит об этом:

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
(Быт.2:24)

Новый завет:

31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
(Еф.5:31)

Весь институт брака и взаимоотношения, описанные как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете — это план Бога .

Сегодня кольцо на руке говорит о браке, но важно помнить, что кольцо — это круг, не имеющий ни начала, ни конца.

Кольцо — символ одной плоти!

Подводя некий итог, мы смело можем говорить, что в Библии есть стихи про секс. И если говорить на современном языке, то секс является частью семьи и планом Бога.

Господь приготовил определенную роль как для женщины, так и для мужчины.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!