Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Мышление жертвы: как уберечь от него ребенка. Ребенок стал жертвой травли в школе или среди друзей: что делать

Маньяка-педофила, который поставил на уши весь Челябинск, задержали. Оказалось, что изнасилование 7-летней девочки — не единственный преступный эпизод, в котором замешан 35-летний уроженец Таджикистана - предприниматель и примерный семьянин. Почему опасной для ребенка становится даже дорога в школу и прогулка во дворе и как защитить свое чадо - в материале сайт.

Информация о нападениях на детей начала появляться с прошлого года. Жертвами становились девочки, почерк был один и тот же: на школьниц в возрасте 10-14 лет неизвестный набрасывался в темное время суток и насиловал. В последний раз маньяк напомнил о себе 16 августа. Тогда его жертвой стала 7-летняя челябинка. Он познакомился с ней на детской площадке по улице Худякова, вошел в доверие, заманил за гаражи и надругался.

В субботу, 3 сентября, стало известно, что в аэропорту Екатеринбурга при попытке вылететь в Таджикистан задержан 35-летний Вадим Есипов, подозреваемый в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста. В следственном комитете уточнили: мужчина, скорее всего, причастен сразу к серии аналогичных преступлений. Пока речь идет о семи эпизодах. Именно он может оказаться «маньяком с ЧТЗ», который якобы изменил внешность, чтобы уйти от правоохранительных органов. Расследование уголовного дела продолжается, пока Есипову вменяли только один эпизод. Вероятно, пострадавшим девочкам предстоит принять участие в опознании насильника.

Ни для кого не секрет, что в обществе существуют негласные табу на какие-либо определенные темы. Сексуальное насилие – одна из них. Но именно сексуальное насилие всегда оказывает сильнейшее воздействие на психику жертвы, и об этом нельзя молчать. Дети и подростки входят в основную группу риска в связи с возрастными особенностями – обычно они физически не могут оказать сопротивление, а также легко поддаются внушению и попадают под влияние из-за незрелости и отсутствия жизненного опыта. По статистике МВД, в России ежедневно жертвами сексуального насилия становятся 57 детей, и страшная правда в том, что 68% пострадавших – жертвы домашнего насилия, а 80% хорошо знали своего насильника. Как понять, что ребенок стал жертвой сексуального насилия, что делать в таких ситуациях? Давайте разбираться вместе.

Психика ребенка достаточно податливая и обладает некоторыми особенностями, поэтому некоторые дети могут даже не помнить о случившемся, но любой стресс так или иначе отражается на поведении ребенка. Первые признаки, на которые следует обратить внимание - это резкое изменение поведения ребенка: общительные дети могут резко замкнуться в себе, спокойные – вдруг начать конфликтовать и вести себя агрессивно. Также к первым признакам относятся некоторые соматические проявления – бессонница, ночные кошмары, потеря аппетита. Обратите внимание на провалы в памяти ребенка, нарушение восприятия, концентрации внимания. Тревожный признак, если ребенок вдруг стал стесняться своего тела, стал скрывать какие-то телесные признаки, запираться в комнате или в ванной, если он вздрагивает при прикосновении к телу и избегает телесных контактов.

Всем жертвам сексуального насилия вне зависимости от возраста присуще изменение отношения к себе: все они начинают считать себя ущербным, грязным, часто говорят о чувстве вины и стыда.

Если вы заметили на теле ребенка повреждения, а грязную одежду ребенок вдруг стал стирать сам, а раньше этого не делал, стоит бить тревогу.

Но ни в коем случае нельзя злиться и ! Важно ни в коем случае не допустить, чтобы ребенок почувствовал себя виноватым, иначе он замкнется в себе. Взрослые просто обязаны сохранять спокойствие и сдержанность. Нужно как можно мягче расспросить, что произошло, но ни в коем случае не задавать вопрос, «почему» так случилось. Этот вопрос может спровоцировать у малыша обострение чувства вины.

Вторая стадия переживания сексуального насилия заключается в неосознанном поиске безопасности, когда ребенок отказывается ложиться спать, остается в одиночестве в комнате или, наоборот, начинает бояться оказаться с кем-то наедине, возможна неадекватная реакция на подарки. Соматические признаки также свойственны: тошнота, рвота, повышение температуры тела, энурез и тд.

Третья стадия – это непроработанные чувства, которые мешают жить дальше. Острый стресс уже прошел, но проблема не решена, отсюда возникают ночные кошмары, приступы паники, гнева, частые или затяжные депрессивные состояния, страхи, беспокойства, фобии и другие различные эмоциональные нарушения. У жертв сексуального насилия часто наблюдается посттравматический синдром, который как будто возвращает жертв на секунду обратно в травмирующую ситуацию – они могут вдруг почувствовать запах одеколона или увидеть знакомый цвет обоев и т.д.

Также, безусловно, необходимо обратить внимание на резкое изменение поведения в сторону сексуализированного, т.е. усиленное внимание к сексуальной стороне жизни, не соответствующее возрасту ребенку. У маленьких детей это часто проявляется в рисунках – например, множество предметов фаллической формы. Вот пример рисунка ребенка, в семье которого был инцест.

Если насилие продолжается, то на следующей стадии переживаний детям свойственна усиленная мастурбация, демонстрация интимных частей тела. Позднее это перерастает в попытки втянуть в сексуальную жизнь окружающих (и детей, и взрослых). Подростки на этой стадии могут начать употреблять психоактивные вещества и вообще вести себя неадекватно. Для девочек-подростков характерны беспорядочные половые связи, для мальчиков – идентификация себя с насильником.

Всех жертв сексуального насилия объединяет одно – низкая самооценка, агрессивность, внутренняя подавленность, очень сильные чувства вины и стыда. Дети понимают, что с ними совершили что-то ужасное, но считают, что чем-то заслужили такое отношение к себе. Безусловно, без профессиональной психологической помощи здесь не обойтись.

Если вы заподозрили неладное, постарайтесь аккуратно поговорить с ребенком, но лучше избегайте прямого упоминания о возможном сексуальном насилии.

Поспрашивайте, что означают эти рисунки, с чем связана резкая перемена в поведении ребенка, почему он не хочет оставаться наедине с кем-либо и что за ночные кошмары ему снятся. Если у вас теплые доверительные отношения, возможно, вам удастся выяснить истину. Дайте понять ребенку, что вы его друг, что вы любите его, что бы ни случилось. Жертвы сексуального насилия и так ожидают осуждения, поэтому поддержка со стороны семьи очень важна. Если ваши опасения оказались не напрасными, то вашему ребенку необходима срочная психологическая помощь. Обращаться лучше к тому специалисту-психологу, который занимается именно жертвами сексуальных преступлений. Он поможет пережить этот период, проработать травму и сделать так, чтобы неблагоприятных последствий было как можно меньше.

Чем раньше будет оказана психологическая помощь, тем выше вероятность, что ребенок сможет быстрее и легче вернуться к нормальной жизни.

Если специализированная помощь вообще не будет оказана, а проблема будет замалчиваться, то во взрослой жизни ребенка ожидают мучения в построении личной жизни, возможны серьезные проблемы в интимной жизни. Более того, как направленная на себя, так и направленная на окружающих, свойственна жертвам сексуального насилия. Как следствие, возможны суициды либо насильственное поведение в отношении окружающих – согласно статистике, около половины взрослых насильников подвергались насилию в детстве.

Екатерина Сафонова

Травля – это психологическая травма. Необходимая информация о «детях-жертвах» и «детях-агрессорах» – в материале психолога Ксении Бурцевой.

Эмоциональное насилие

Психологическую травму в школе ребенок может получить как от физического, так и от эмоционального насилия. Эмоциональное насилие вызывает у ребенка-жертвы эмоциональное напряжение, чувства унижения и стыда, снижает самооценку. Эмоциональное насилие может быть пассивным – ребенка избегают, не приглашают играть, игнорируют, и активным – это насмешки, издевки, придумывание кличек, «обзывательства». Физическое насилие связано с применением силы, нарушением телесных границ — сюда же относятся случаи, когда отнимают или портят вещи, причиняют боль, наносят физические травмы. Эти два вида насилия часто сопутствуют друг другу.

Дети-жертвы

Важными характеристиками «жертв» являются «выученная беспомощность», «внешний локус контроля» и неразвитость «совладающего поведения». Давайте разберемся, что это такое.

Выученная беспомощность. Это состояние, когда ребенку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Непродолжительного опыта неконтролируемости окружающего мира бывает достаточно для того, чтобы выученная беспомощность сформировалась.

Внешний локус контроля. Личная предрасположенность и склонность ребенка обвинять в своих неудачах других людей и обстоятельства, не принимая на себя никакой ответственности.

Совладающее поведение. Это способность справляться со стрессом. Оно включает в себя несколько важных элементов: определение смысла и значения ситуации для себя, способность делать выводы на будущее; настойчивость в попытках изменить ситуацию, противостоять ей; наличие надежной связи с родителями, другими родственниками, друзьями, кому можно довериться и попросить о помощи; наличие способности сохранять внутреннее равновесие, не впадать в панику; способность, несмотря на стрессовые ситуации, сохранять себя — свою самоидентичность, уверенность в себе. Отсутствие у ребенка этих элементов делает его уязвимым в любых ситуациях и формирует комплекс жертвы.

Как ребенок получает комплекс жертвы. Качества жертвы не появляются у ребенка просто так. Этому всегда способствуют семейные, детско-родительские отношения, которые формируют у ребенка черты личности, в том числе качества жертвы. Так же причиной могут быть пережитые ребенком любые травмирующие ситуации, случившиеся с ребенком не по вине семьи — например, госпитализация. Черты жертвы формируются в ситуациях, в которых ребенок чувствовал себя жертвой. И если эти черты закрепились, это всегда означает, что семья не помогла ребенку правильно прожить стресс. Известно, что при развитии пост-стрессовых состояний, проживание чувств и осознание всех аспектов травмы становится непременным условием исцеления.

Случайная жертва. В этом случае обидчик выбирает жертву, исходя из своих внутренних предпосылок. То есть сам ребенок-жертва своим поведением не влияет на выбор обидчика. Случайной жертвой может стать практически любой ребенок, но вероятность повышается у новеньких, поменявших место учебы, и у детей, имеющих какие-либо физические отличия (например, очки, рыжие волосы, худоба или избыточный вес, слишком высокий рост или слишком маленький). В начальных классах большое значение имеет отношение учителя к ученикам. В 1-3 классах фигура учителя является очень важной, и если по каким-то причинам учитель невзлюбил кого-то из детей, это отношение «подхватывается» детским коллективом. Бывает, учитель своими действиями провоцирует конфликт, противопоставляя одного ученика другим, выделяя кого-то, не отпуская на перемену или наказывая весь класс из-за одного человека. В более старших классах важнее становится общение со сверстниками, что определяется социальной ситуацией развития, и здесь провокатором может стать неформальный лидер части коллектива. Такой лидер собирает вокруг себя тех, кто слепо ему подражает, и выбирает для преследования любого, кто ему чем-то не понравился. Когда жертвы выбраны случайно, и они, дети-жертвы, никак не провоцировали конфликт, работа проводится с агрессивной стороной для прекращения насилия. А с ребенком–жертвой — только в случае, если он получил психологическую травму, то есть когда ситуация сильно повлияла на его эмоциональное состояние.

Жертва, прямо или косвенно причастная к совершению над ней насилия. Если случайные жертвы обычно справляются с ситуацией, выходят из нее и больше не склонны проигрывать одни и те же сценарии, то несколько иной вид имеют ситуации, когда жертва выбирается не случайно. В облике и поведении ребенка-жертвы может существовать нечто, провоцирующее обидчиков. Такие дети чаще других становятся жертвами разного рода насилия, потому что более беззащитны и уязвимы. Часто их поведение провоцирует агрессию. В психологии даже существует такое понятие, как «жертвенность» или «виктимность». Имеется в виду определенный тип личности, который характеризуется следующими проявлениями: замкнутостью, импульсивностью в поведении, страхом перед людьми и общением, страхом перед школой, неразвитыми социальными навыками, отсутствием опыта жизни в коллективе, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, тревожностью, подозрительностью, склонностью к вранью, фантазированию, подавляемой агрессией (направленной как на других, так и на себя), плохим самоконтролем.

Дети-агрессоры

Давно замечено, что агрессоры и насильники сами когда-то являлись жертвами насилия. Качества жертвы и агрессора во многом схожи. Схожи и ситуации, формирующие эти качества. Отличие состоит в пассивной позиции жертвы и активной позиции преследователя, которым может становиться бывшая жертва с теми, кто более уязвим. Агрессия, всегда появляющаяся от ситуаций насилия, от переживания боли и унижения, и подавляемая в пугающей ситуации, прорывается с теми, кто не несет угрозы. В этом случае срабатывает защитный механизм, так называемая «идентификация с агрессором». Бессознательно бывшая жертва пытается взять контроль над ситуацией своей травмы, играя активную агрессивную роль в другой ситуации. Этим объясняется большая трусость агрессоров, потому что на самом деле внутри прячется напуганная жертва. Часто (но не всегда) агрессорами являются люди, чей тип личности психологи называют «социопатическим». Эти люди понимают только язык силы. Внутренние нормы морали у них в принципе отсутствуют. Проявление доверия к ним они воспринимают так, что смогли вас одурачить. Только жесткие силовые меры способны остановить социопата. В большинстве случаев может быть достаточно предупредительного разговора. Предоставлять детям самим разбираться в ситуации может быть оправдано, только если коллектив выдвигает агрессору кодекс правил поведения, а иное поведение игнорирует. Но чаще всего в школьном возрасте это чревато продолжением насилия и неуправляемостью процесса. Поэтому вмешательство взрослых потребуется.

Как прекратить ситуацию насилия

Узнайте больше. Важно как можно больше узнать о происходящем, подробно расспросить ребенка о том, что происходит, узнать ситуацию в классе, по возможности посидеть на уроках, понаблюдать за учителем, поговорить с ним и с другими родителями.

Поговорите с учителем. Если инициатором является учитель – здесь работа родителей будет заключаться в том, чтобы учитель перестал провоцировать конфликт. К сожалению, в нашей сегодняшней действительности известны случаи, когда приходилось перевести ребенка в другой класс, и даже школу, так как учитель не менял своего отношения, а администрация школы и другие родители активно вставали на сторону учителя. В данном случае самое главное для родителей страдающего ребенка — защитить его, вывести из травмирующей ситуации. Не так безнадежны бывают случаи, когда учителя адекватны, и сами пытаются защищать одних учеников от нападок других.

Радикально действуйте с родителями ребенка-агрессора. Многое зависит от того, как ведут себя родители ребенка-агрессора. Если с их стороны не возникает понимания, и не принимаются меры, то необходимо подключить администрацию школы, учителей, других родителей. Необходимо действовать радикально — оказывать влияние на агрессоров и его родителей, установить требования к их поведению. Бывает нелишне обратиться в полицию, написать заявление. Важно сделать так, чтобы ваша проблема, как страдающей от агрессии стороны, стала зоной ответственности агрессора и его родителей. Чаще всего, сами родители социопатически настроенных детей являются начальным звеном в распространении агрессии, и с ними важно строго и радикально выстраивать границы, ссылаясь на закон и немедленные социальные потери в случаях его нарушения.

Нейтрализуйте агрессора. Если вы заметили, что ситуации насилия с вашим ребенком повторяются, и у него присутствуют выше названные черты жертвы, родителям нужно работать в двух направлениях: нейтрализовать агрессора (разговаривать с ним нужно жестко, с позиции силы, определяя для него кодекс правил), и параллельно обратиться к специалисту для работы по преодолению виктимности у ребенка, а также для понимания и устранения негативных факторов внутри семьи.

Позвольте ребенку проживать стресс. Если ваш ребенок перенес травму от одноклассников или любую другую травму, необходимо говорить с ним об этом, позволять ему плакать, проживать страх столько, сколько ему необходимо, быть с ним, поддерживать его. Важно вместе понять, как это событие повлияло на изменение у ребенка образа себя и окружающего мира. Он может сказать, что теперь никому не доверяет или чувствует себя неудачником.

Разберите ситуацию подробно. Проявите сочувствие и поощряйте выражение чувств. Вместе подумайте о том, что позволит ребенку чувствовать себя спокойнее, и как сделать так, чтобы можно было использовать этот опыт в будущем, чтобы избежать повторений.

Устраните стресс. При работе по предотвращению последствий травмы важно, чтобы стрессовая ситуация была устранена. Победой будет, если ребенок снова почувствует себя в безопасности, уйдет от ощущения неуправляемости и беспомощности. И если вы видите, что ему не становится лучше, необходимо подключить психолога, иначе эта травма может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психосоматические заболевания, повлиять на развитие его личности.

Британская выпускница Шэннон Парцифер не пошла на школьный выпускной из-за нападок одноклассников. Когда ее мать выложила снимок дочери в платье в соцсети, чтобы девушка хотя бы виртуально поприсутствовала на празднике, история школьной травли попалась на глаза байкерам. В итоге выпускной девушка встретила в их компании: байкеры помогли устроить для нее праздник вдали от агрессии одноклассников. На импровизированный праздник пришло больше ста родственников и друзей девушки, а сама она даже сумела прокатиться на настоящем байке.

Но байкеры спасают от моббинга (от англ. mob — толпа) не каждую выпускницу. Собеседница Sputnik Анастасия через годы после окончания школы вспоминает учебу в средней школе. Перейдя в новый класс, девушка столкнулась с неприятием такой силы, что за нее пришлось вступиться учителю физкультуры.

"В школе меня "зажимали" ребята, в какой-то момент физрук неверно расценил действия одного из моих одноклассников и разбил ему нос. Но дальше спортзала эта история не пошла. Девочки же были разделены на группки — гламурные и оторвы. Первые не обсуждали ничего, кроме вещей и мальчиков, а вторые курили, пили, гуляли. Я совсем выбивалась из этих компаний. Теперь на одной из встреч выпускников многие извинялись за прежнее поведение", — рассказала Анастасия.

О буллинге и моббинге, проще — травле, в школе корреспондент Sputnik побеседовала с психологом Анной Ромашко, работающей в одной из минских гимназий.

Травля — заслуга взрослых

Может ли ребенок, который подвергся нападкам, самостоятельно обратиться к учителю с жалобой или учителям приходится выявлять такие случаи самостоятельно? И как в таком случае учителю распознать травлю в классе?

- Распознать порой очень сложно, так как зачастую травля носит скрытый характер. Учителю нужно быть достаточно хорошо информированным об этой проблеме, правильно реагировать и понимать, что причина травли не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе.

Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые тревожны, не уверены в себе, и тех, у кого нет друзей в коллективе.

Травля может начаться практически на пустом месте. Абсолютно любая характеристика человека может стать причиной травли. И это желание найти повод и излить свой гнев на

невинного, отличного от толпы, часто является заслугой взрослых, не научивших детей справляться со своими эмоциями и терпимо относиться к другим.

Учителю нужно быть внимательным к таким проявлениям поведения учащихся: окрики, общение на повешенных тонах, высмеивание, социальная изоляция, игнорирование, распространение разнообразных слухов и сплетен, клевета, унижение, обесценивание поступков и достижений, несправедливые обвинения, критика, выражающаяся как вербально, так и невербально, утаивание необходимой информации.

Ведь оправдать свои неудачи за счет кого-то, привлекая внимание к чужим недостаткам, является самым легким способом на пути достижения цели.

Но ребенок и сам может обратиться за помощью к педагогу. Все зависит от степени доверия между ними. Чаще с жалобами самостоятельно обращаются учащиеся начальной школы. Подростки, в большинстве случаев склонны считать себя ответственным за проявления травли. Чувство вины, заставляет ребенка замыкаться и на вопросы бурчать под нос: "Все нормально".

Как вести себя родителю, чей ребенок подвергся травле? И что делать родителю, ребенок которого стал агрессором?

- Родители часто в таких ситуациях начинают бояться, что они неправильно воспитывают ребенка, что им как-то надо воздействовать на него, чтобы "стал адекватнее", но это напрасные ожидания. Важно создавать для ребенка пространство вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным, успешным. Очень помогают группы поддержки, хобби, увлечения. Если родители выявляют серьезную травлю — конечно, нужно, не откладывая, идти к классному руководителю, педагогу-психологу, администрации учебного заведения. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: "Это не допустимо!".

Ситуация травли очень травматична для всех ее участников. Иногда удается помочь, работая только с ребенком-жертвой или ребенком, который выступает в роли агрессора, но очень редко. Работая только с ребенком-жертвой можно помочь ему справиться с конкретной ситуацией, но нельзя исключить повторения или продолжения травли в том или ином виде. В подавляющем большинстве случаев требуется контакт и работа со всеми участниками и свидетелями травли. В некоторых случаях бывает невозможно помочь в условиях конкретного класса, и тогда приходится рекомендовать родителям перевести ребенка-жертву травли в другой класс или другое учебное заведение.

Если школьник был объектом насмешек в школе, как это отразится на его будущей жизни и возможно ли, что бы такой факт прошел бесследно с выпускным вечером?

- Насилие, проявляющееся прямо или косвенно, всегда травматично. В зависимости от психической устойчивости и наличия поддержки со стороны семьи и значимых взрослых дети выходят из ситуации травли с меньшими или большими потерями, формируется отношение к себе и людям в будущем. Подросток может получить конструктивный опыт, если взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств, если не только декларируют, но и сами следуют четким правилам поведения, конфликты

внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, взращивается терпимость по отношению к различиям между людьми.

Для меня примером-иллюстрацией является сюжет произведения Владимира Железникова "Чучело", в котором понятен механизм травли и отлично прорисованной схема: новенькая в классе становится жертвой травли, так как своим появлением смещает иерархическую структуру сформировавшейся группы детей, есть лидер, стоящий несколько в стороне и явно или исподтишка направляющий более податливых соучастников. Кстати, фильм Ролана Быкова, снятый в 1983 году, благодаря подбору актеров и таланту режиссера, не потерял свою актуальность и в настоящее время.

Не отмахивайтесь от детских жалоб, не жалейте времени на разговоры и объяснения, совместный просмотр знакомых фильмов или поиск увлекательного хобби.

Не сам виноват

Собеседница Sputnik Анастасия из опыта школьного моббинга сделала один вывод — ее дети никогда не услышат от нее "сами виноваты".

"То, что вспоминается, чаще всего вызывает улыбку с высоты лет. Своих детей могу научить, как себя вести, на опыте. Разумеется, в подростковом возрасте люди сталкиваются с проблемой становления личности, и взрослым нельзя от этих проблем отмахиваться. Нужно быть рядом с детьми, чтобы они могли почувствовать, что есть родительские плечи и отец и мать в любой ситуации будут за своего ребенка и не предадут его "ты сам виноват", — резюмировала собеседница агентства.

21 января 2013, 22:27

Большинство школьников время от времени становятся жертвами агрессивных действий - их толкают или пинают, чтобы отнять игрушку, или они становятся жертвой оскорбления со стороны другого человека, пытающегося спасти лицо. Тем не менее существует некоторый процент детей, становящихся хроническими жертвами хулиганов и задир. Как в Европе, так и в США около 10% детей, учащихся начальной школы и подростков, становятся хроническими жертвами агрессии. Дороти Эллисон в своем романе "Хулиган из Каролины" дает описание такого издевательства. Когда Шеннон после окончания занятий садилась в школьный автобус, она шла по узкому проходу мимо дюжины улюлюкающих мальчиков и еще дюжины краснеющих и шепчущихся девочек. Пока она продвигалась по проходу, я наблюдала, как мальчики пододвигались на край сиденья, чтобы помешать ей сесть рядом, a девочки отворачивались, словно Шеннон была заразной. На сиденье перед нами Дэнни Харборо наклонился над проходом и сделал вид, будто его тошнит: "Вши ползут! Вши ползут!" крикнул кто-то, когда автобус пришел в движение, а Шеннон еще не нашла себе места.
В этом эпизоде Шеннон - жертва словесного оскорбления. Однако дети довольно часто также становятся и жертвами физического издевательства: представьте себе ребенка, которого каждый день другие дети бьют на игровой площадке. Как вы можете представить, дети плохо переносят такие ежедневные издевательства своих сверстников. Исследования показывают, что дети, становящиеся хронической жертвой агрессии, часто уединяются и впадают в депрессию; они не любят ходить в школу; у них низкая самооценка.
Одни дети, оказавшись хроническими жертвами агрессии, слишком остро реагируют, когда их задирают, а другие ретируются и подчиняются агрессии.
Почему некоторых детей постигает печальная участь жертв? Прежде всего, чтобы ответить на эти вопросы, нужно более пристально взглянуть на детей, становящихся жертвами агрессии. Небольшой процент этих детей на деле агрессивны сами. Эти младшие дети часто чересчур остро реагируют на вызов, беспокойны и легко раздражаются. Их агрессивные сверстники вскоре понимают, что таких детей легко задеть. Группа детей может, например, оскорблять или смеяться над ними, зная, что они, вероятнее всего, затеют драку, даже если противники численно будут их превосходить.
Подавляющее большинство детей, становящихся жертвами агрессии, не отличаются сильной реакцией, они не слишком беспокойны или раздражительны. Напротив, эти жертвы, как правило, замкнуты и покорны. Они не желают или не могут защититься от агрессии своих сверстников, и поэтому их обычно называют пассивными жертвами. Когда на них нападают, они показывают очевидные признаки страдания и обычно уступают нападающим, тем самым вознаграждая агрессивное поведение.
Как дети оказываются жертвами? История семьи и стиль воспитания помогают ответить на этот вопрос. Чтобы понять влияние этих сил, нам нужно отличать жертв с повышенной реактивностью от пассивных жертв и в последней группе отличать мальчиков от девочек. Жертвы, чересчур остро реагирующие, как правило, растут во враждебной, карающей или даже жестокой семейной обстановке. Среди пассивных жертв у мальчиков, как правило, оказываются матери, которые чересчур сильно их опекают и проявляют слишком сильное эмоциональное участие в их жизни, в отличие от них девочки - пассивные жертвы - обычно имеют контролирующих и неотзывчивых матерей.
Положение жертв агрессии всегда вызывает жалость, а иногда заставляет даже ужаснуться, но и этим детям можно помочь. Их можно научить справляться с направленной на них агрессией эффективнее, а не просто бурно и остро реагировать или пассивно уступать (например, не разражайтесь гневными упреками, когда на вас нападают; не показывайте, что вы испугались, когда вам угрожают). Кроме того, может помочь повышение самооценки у этих детей. Когда на них нападают, дети с низкой самооценкой могут подумать: "Я проигравший и надо с этим примириться, потому что у меня нет выбора". Повышение самооценки детей делает их менее терпимыми к личным нападкам.
как помочь ребенку?: Как ни странно, но только в одиночку ребенок сможет разрешить эту ситуацию. Вы можете помочь ему только полезным советом, не более. Прямое вмешательство только ухудшит ситуацию. На обидчиков оно не подействует, зато окончательно понизит статус вашего чада в школе, и, скорее всего, к дразнилкам добавится еще одна – «маменькин сынок». Что в свою очередь может отдалить вас от ребенка. А там и так называемый «школьный невроз» не за горами. Втягивать в конфликт учителя тоже не стоит. Как только за ним закроется дверь, конфликт в классе разгорится с новой силой.
Поведение жертвы, которую дразнят и травят в детстве, закладывает модель поведения во взрослом будущем, создавая образ «сиротки», неудачника. У таких людей всегда будет одно оправдание - «виноваты другие». Существует несколько способов переломить ситуацию. Посоветуйте ребенку Способ 1. Смех Объясните ребенку, что обидчики ждут его реакции, причем негативной. Слезы, грусть только подольют масла в огонь. Расскажите ему о том, что только позитивный настрой поможет переломить ситуацию, как бы не было трудно и обидно. Подумайте вместе вот над чем: злопыхатели тратят столько сил и энергии, чтобы вашему ребенку стало плохо, ну разве стоит им устраивать праздник? Посмейтесь над ситуацией от души.
Способ 2. Терпение и такт Обязательно донесите до вашего ребенка следующее: Во-первых, неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Во-вторых, уверенный в себе человек не станет указывать на недостатки других, даже если они реальные. Так что, скорее всего, причина дразнилок - это банальная зависть. Возможно у вашей дочки косички красивее, чем у обидчицы, или мальчики обращают на вашу дочку больше внимания и это раздражает соперницу. В-третьих, порекомендуйте обратить на факт зависти остальных одноклассников. Убедить ребенка будет не очень легко, приводите примеры, которые его убедят. Для этого вспомните, чье мнение для него авторитетно.
Способ 3. «Провокации не пройдут» Равнодушный взгляд на обидчика, безэмоциональный подход, что называется «полный игнор» - такой способ тоже может сработать. Со временем злослов потеряет к вашему ребенку интерес и переключится на другого, который будет выдавать так необходимые ему истерики и слезы. Способ 4. Не родись красивым Если у вашего ребенка, безусловно, самого лучшего и талантливого, есть повод сомневаться в собственной красоте, то расскажите ему о том, что внешность в жизни еще далеко не все. Приведите в пример конкретные достижения знаменитых людей с нестандартной внешностью. Расскажите о Савелии Краморове, Вудди Алене и других.
Кроме того, существуют варианты коммуникативного сближения с одноклассниками. Помогите подружиться с одноклассниками Вариант 1. «Турпоход» Ничто так не сближает людей, как совместное проведение досуга. Хорошо подготовленный выезд на природу с классом может способствовать приобретению друзей, укреплению отношений.
Вариант 2. «Спортивная арена» Так же для более быстрой адаптации ребенка можно записать его в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. И было бы не лишним, если бы туда ходили еще и дети из его класса. Конечно, запись мальчиков на бальные танцы, например, не будет способствовать поднятию статуса.
Зачастую родители пытаются либо научить ребенка «давать сдачи» или начинают действовать самостоятельно, на свой страх и риск, но забывают о том, что последствия таких поступков могут оказаться не самыми приятными.
Неправильные решения: Решение проблем кулаками Главный неправильный совет, который вы можете дать своему чаду, – это решить проблему кулаками. Конечно, иногда это действительно самый действенный способ, который заставит обидчиков зауважать ребенка. Зачастую у первоклашки повышается самооценка, даже если он не победит в этом бою.
Совет: Задумайтесь, насколько хороша для ребенка уверенность в том, что любой вопрос можно решить с помощью драки? Основы того, как он будет поступать во взрослой жизни, закладываются именно сейчас. Не лишним будет показать на примерах из фильмов, историй об известных людях, звездах, что вместе с силовым решением существуют и другие, не менее действенные способы Колпак с колокольчиками Иногда, предупреждая нападки лидера, ваш ребенок может примерить на себя роль придворного балагура. Это позволяет оставаться в тени лидера, под его опекой.
Совет: Расскажите ребенку, что раз приняв на себя эту роль, вряд ли он сможет отказаться от нее в будущем. Его просто не будут принимать всерьез.
Перевод или «Школьные скачки» Перевод в другую школу также не будет являться выходом. Только в самых крайних случаях уместно такое решение, таких как возникновение «школьного невроза» или возможные депрессивные расстройства.
Совет: Подумайте, есть гарантии, что на «развязанные шнурки» не обратят внимания и в новом коллективе? Никаких! Ведь в старом коллективе ничего не решилось, а ребенок просто сбежал «с поля боя». И если конфликт в новой школе повториться, то у ребенка будет большой соблазн постоянно переходить из школы в школу.
Нет сомнений, что правильную тактику выбирать надо именно с первого класса школы, ведь, фактически, она будет действовать на все время обучения. Именно сейчас, а не через три или пять лет, закладываются черты характера. Стремительно падающую самооценку восстановить будет куда сложнее, чем создать хорошие отношения в классе с самого начала. Так что готовим сани с лета.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!