Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Моторика рук для детей от 2 года. Развитие мелкой моторики у детей до года

Развитие мелкой моторики у детей от 1 до 2 лет. Удается удерживать ложку и оперировать ею... Важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа...

Мелкая моторика рук для детей имеет огромное значение для его полноценного развития, определения потенциальных и врожденных заболеваний и выработки верных стереотипов поведения. При развитии этого психофизиологического показателя необходимо уделить максимальное внимание на первоначальном этапе, который большинство педиатров и психотерапевтов связывают с возрастом один-два года. О том, почему это так важно для здоровья ребенка, как развивать мелкую моторику и на что обращать внимание - ниже.

Почему столь важно развивать моторику?

Моторике мелких движений неспроста уделяется так много внимания. Помимо тактильных ощущений и их применимости, в процессе принимают активное участие зрение, обоняние и вкус (дети все несут в рот, пытаясь «опознать» тот или иной предмет), а головной мозг в это время анализирует целый комплекс разнообразных чувств.

Если уйти от теоретических выкладок, то развитие моторики, в чем заинтересован любой родитель, напрямую влияет и на .

Приведем пример: ваш карапуз впервые в жизни сам ест ложкой, щедро разбрасывая пищу по лицу, одежде, столу и кухне, становясь героем ролика для Ютуба. Его действия не только не осознанны, но и продиктованы тем, как именно воспринимает ребенок окружающий мир: держит столовый прибор, зачерпывает еду, несет ее ко рту. В случае правильно выработанной моторики, ребенку уже с первых раз удается удерживать ложку и оперировать ею в тарелке. В случае правильного развития, уже к году-полутора он способен самостоятельно есть, при каких-либо отклонениях это будет несложно заметить.

Cпособы развития

Развитие мелкой моторики у детей в 1-2 года вызывает большой научно-практический интерес, только в последние годы блестящие работы защитили Анна Антакова-Фомина, Мария Кольцова, Лидия Савина, Тимофей Ткаченко. Несмотря на разный взгляд на психосоматические условия развития ребенка, все они сходятся в мысли относительности необходимости дополнительного развития детской мелкой моторики. Способы различны - от лепки до развивающих игрушек.

Развитие психомоторных функций, куда специалисты относят совместную деятельность мышечной, нервной, костной систем, не требует применения каких-то особенных вещей. В самом юном возрасте, еще до года, огромное значение имеют погремушки, соски-пустышки и прочие вещи, до которых ребенок может дотянуться. Ощупывая их, получается первичная информация о габаритах, температуре, жесткости, сопротивлении или податливости.

Практически сразу данная информация находит отражение и ребенок способен «узнать» пустышку как мягкий и приятный объект. И в этом возрасте покупка развивающих игрушек не имеет никакой практической пользы - грудничок куда больше ориентируется на звук, издаваемый предметом, на цвет и вкусовые качества (поэтому все тащится в рот).

С чего начать обучение?

Родителям или опекунам необходимо постоянно обращать внимание на то, что именно и как делает ребенок - это крайне важно для верного развития мелкой моторики у детей в 1 год и чуть старше. Одним из приемов является «перебирание крупы», когда в большую и широкую емкость высыпается любое недорогое зерно и ребенок, погружая руки по запястья, сжимает-разжимает пальчики. Если не хотите видеть рассыпанную крупу по всей квартире, можно сшить или купить тканевые мешочки - иногда они продаются по очень высокой цене с горделивой пометкой «антистресс» - хотя изготавливаются в домашних условиях за считанные минуты.

Девочки ищут в фасоли предметы

Неплохим подспорьем могут служить пальчиковые краски или материалы для лепки, которых весьма много в продаже. Судя по опросу родителей, приобретавших их для чада, ребенок способен проводить целые часы у мольберта или стола, вырабатывая не только мелкую моторику, сколь общую координацию движений. А вот конструкторы, даже самые примитивные, лучше отложить до полутора-двух лет: у годовалых еще не выработано конструктивное мышление и ребенок даже не догадывается, что две детали можно соединить в одну.

Что еще нужно знать о мелкой моторике у детей?

Развитие моторики у детей в 1 год станет эффективным, если приобрести так называемые, мульти-коврики. Формально это напольные или настенные изделия, оснащенные большим количеством защелок, заклепок, молний, прищепок и крепежей, которые ребенок, теоретически, должен открывать и закрывать. На практике они дают некоторый эффект, правда, ребенок не станет долго играть с этим устройством - сказывается психология «Юного Индианы Джонса», утрачивающего интерес к исследованным и логичным вещам. Хоть те же крупы или пластилин, позволяющие ребенку импровизировать, способны занять его на куда больший срок.

В рекламе обучающих игрушек для самых маленьких - вроде электронных пианино или ксилофонов - нередко можно прочесть о том, что данное устройство прекрасно развивает мелкую моторику ребенка. Впрочем, специалисты убеждены, что это весьма спорное утверждение: для правильного формирования навыков необходимы осмысленные действия по извлечению звука, набор аккордов или использование разной силы удара (нажатия). Между тем, ребенок способен осознанно выполнять данные действия в куда старшем возрасте - от трех лет и выше.

Что действительно дает эффект, это рисование: с первых минут юный художник учится правильно брать карандаш или кисточку (захват зовется «пинцетным»), и отдает себе отчет в соотношении силы нажатия и получающейся линии. Также положительным эффектом на моторику рук влияет самостоятельный прием пищи, когда 1-2-летний ребенок способен удерживать ложку не переворачивая и неся ее ко рту. Аналогично, и при получении в руки расчески юный исследователь, видя, как прихорашиваются мама и папа, начинает проводить расческой по волосам.

Обучение посредством копирования

Важно понимать, что развить моторику в 1-2 года можно не только на основе накапливаемого опыта, но и на простом копировании тех или иных действий взрослых.

Привлекая ребенка к каким-то действиям, важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа: как мнется пластилин, как перебирается крупа, как удерживается художественный инструмент. Есть смысл формировать захват детских пальчиков перед началом той или иной работы, совершая нажатие на точки приложения силы.

И еще: по статистике, дети в возрасте полугода прочно удерживают в руке предмет, несут его ко рту, пытаются укусить. В год он уже совершает осознанные хватательные движения и начинает удерживать в руках карандаш, ложку, расческу. предполагает, что пирамидки, шнуровка или конструкторы уже неинтересны, так как они просты и примитивны. В два года ребенок переходит на самообеспечение, совершая полностью осознанные и оправданные действия. В случае отставания на два-три месяца - ничего страшного, может ему просто лень.

В случае задержки у ребенка необходимых навыков на полгода и более, стоит обратиться к педиатру.

Ваш малыш подрос, его речь и мышление активно развиваются. Он уже многое умеет и, вместе с тем, готов покорять новые вершины, осваивать более сложные навыки и становиться более самостоятельным.

В этом ему помогут игры для развития мелкой моторики , ведь они стимулируют не только речевое развитие малыша, но и другие сферы – внимание, память, логику.

Все эти игрушки вы можете сшить самостоятельно и порадовать кроху полезной игрушкой.

Шнуровки стоят отдельно в этой категории, так как требуют особого мастерства. В этом возрасте подойдут игрушки со средними отверстиями, где предполагается любая хаотичная шнуровка: гусеница в яблоке, паук плетет паутину, мышка грызет сыр и т.д. Логические шнуровки или задания с пришнуровыванием пока будут малышу «не по зубам».

Игры на кухне

Самый простой вариант – сортировка круп . Удобнее, если крупы будут разные по размеру: гречка и горох, рис и фасоль и т.д. В качестве цели у вас могут быть:

  1. Накормить разной крупой разных животных;
  2. Рассортировать крупы перед выполнением аппликаций (подойдет, если ребенок любит делать аппликации из крупы);
  3. Соревнование. Разделите задание на две кучки и предложите ребенку сразиться: кто быстрее рассортирует крупу – получит приз. Желательно, чтобы ребенок выиграл, так как проигрывать еще не умеет, и в следующий раз может отказаться играть.

Игры с нанизыванием . Закрепите длинные трубчатые макароны на столе с помощью соленого теста или . Дайте малышу полые макароны и попросите нанизать их на импровизированные стержни.

Также можно надевать сушки на коктейльные трубочки или ручки поварешек.

Для развития мышц кисти на кухне попросите малыша:

  • Взбить яйца венчиком или вилкой для омлета;
  • Очистить вареные яйца, овощи или фрукты (бананы, мандарины) от кожуры;
  • Посолить салат;
  • Вытереть со стола;
  • Разложить яйца в лоток из-под яиц (для начала можно использовать яйца от киндеров);
  • Помыть свою чашку или тарелку. Более безопасный вариант — мытье детской посудки;
  • Вытереть чистую посуду полотенцем.

Игры с прищепками

Разноцветные прищепки для белья – отличная игрушка для малышей. Для начала научите малыша раскрывать прищепки большим и указательным пальцем, потом большим и средним/безымянным/мизинцем. Чтобы малышу было интересно, используйте следующие игры:

  • Сделайте бусы из прищепок;
  • Украсьте ведерко или коробку, прикрепив прищепки на их край;
  • Развесьте кукольную одежду на веревку или прикрепите ее прищепками к спинке стула;
  • Используйте различные трафареты, в которых с помощью прищепок необходимо прикрепить недостающие элементы;
  • Прищепки могут быть конструктором. Сделайте из них домик, лестницу или самолет.

Творческие занятия

В рисовании важным моментом является разнообразие, поскольку в зависимости от формы и толщины инструмента тренируются разные мышцы кисти. Также хороши раскраски. Они стимулируют малыша контролировать размах руки при рисовании, тем самым развивая соответствующие мышцы.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Из аппликаций самыми популярными для данного возраста являются:

  • Обрывная аппликация. Нарежьте бумагу длинными полосами, а ребенка попросите порвать их на одинаковые кусочки. Потом вместе приклейте, создав свой неповторимый образ;
  • Любые насыпные аппликации: из круп, мелко порезанной ткани, бумаги, пенопласта, травы. Суть заключается в том, что ребенок должен точно в пределах контура намазать клей ПВА, а потом посыпать сверху выбранным материалом для аппликации;
  • Коллажи. Особенно актуальны по причине того, что ребенка интересует сам процесс, а не результат. Клеить можно все: вырезки из журналов, наклейки, макароны, вату, крупу и т.д.

Лепка. Несмотря на то что разминание пальчиками пластичных материалов является отличной зарядкой, пришло время учить ребенка катать шарики, колбаски и делать лепешки. С маминой помощью малыш уже может лепить простые фигурки (улитка, ежик, змея). Кроме того, хорошей тренировкой станет:

  • Размазывание пластилина в пределах контура;
  • Рисование пластилином путем расплющивания шариков (цветы, точки божьей коровки) или их размазывания (салют, елка).
  • Нарезание колбасок;
  • Различные украшения и «ремонт» картинок (наложить заплатку на одежде, украсить елочку).

Трафареты

Их можно изготовить самостоятельно из картона, линолеума, пористой резины. Выберете простой контур (лист, облако, яблоко и т.п.) и аккуратно вырежьте его канцелярским ножом. Вы получите 2 трафарета: внешний и внутренний. Предложите малышу обвести их или закрасить.

Ножницы

В 2 года ребенок начинает , кромсает бумагу и пытается вырезать первые фигурки. Предложите ему тренажеры для вырезания — нарисуйте на бумаге яркие толстые линии маркером: ровную, волнистую, ломаную треугольную или квадратную, спираль. Желательно, чтобы у такого задания была игровая подоплека – помочь долететь бабочке до цветка, мишке дойти до меда, вырезать змею или привидение (спираль).

В книгах такие задания подобраны с учетом возраста ребенка и уровня сложности.

Выкладывание фигур

Выкладывать фигуры можно с помощью счетных палочек, карандашей, спичек, монет пуговиц, крышек. Ребенок способен повторить рисунок только методом накладывания, поэтому необходимо заранее подготовить шаблон. Также можно выкладывать контуры раскрасок, подготовленные узоры и фигуры камешками или другими элементами.

Игры с бумагой

Подарки . Предложите малышу подготовить игрушкам подарки. Заверните в бумагу кубик, мячик, тарелку, машинку. Пусть малыш потренируется заворачивать, а после вручения подарка – разворачивать так, чтобы обертка не порвалась. В более сложном варианте в качестве обертки можно использовать фольгу.

Мять бумагу . Малышам интересно не только рвать бумагу, но и мять ее. Дайте крохе смять бумагу, а потом попросите расправить ее, чтобы лист стал ровным. По мере освоения навыка, его нужно будет выполнять одной рукой.

Пальчиковые игры и массаж

Помимо массажа, описанного в , можно использовать специальные массажеры су-джок для каждого пальчика и отдельный для кисти. Подойдут и рельефные мячики, которые малышу необходимо катать между руками. Закончить массаж можно хлопками и переходом к пальчиковым играм, представленным в этом видео:

Из покупных игрушек можно посоветовать , игрушки с креплениями из гаек и болтов, заводные игрушки с ключиками, мозаику, и сортеры.

Другие игры на развитие мелкой моторики вы найдете в статьях.

В этой статье:

Развивать моторику у детей от одного года важно и необходимо. Нужно понимать, что речь идет о развитии как крупной, так и мелкой моторики. Чем отличаются эти понятия и что такое моторика в принципе? Об этом ниже.

Итак, моторика - это способность организма совершать движения с целью выполнения какого-то определенного действия. Выделяют крупную моторику, мелкую моторику и моторику органов. Каждое действие построено прежде всего на основе крупной моторики. Ее ребенок осваивает особенно активно с рождения и до года.

Общая моторика

Под общей моторикой понимают способность выполнять самые простые действия телом и отдельными его частями. Например, до года это способность малышей менять положение тела, подниматься, держать голову, после года - ходьба, прыжки, бег и так далее. У детей, которые только появились на свет, общая моторика может проявляться в способности управлять глазами и двигать конечностями.

Развитие общей моторики с первых дней жизни можно ускорить с помощью легкого массажа – ласковых поглаживаний тела малыша по направлению сверху вниз. Такого рода упражнения положительным образом отразятся на гипертонусе мышц крохи, помогут ему лучше
почувствовать тело и управлять им. Со временем ребенок научится не только удерживать голову, но и подниматься, браться руками за опору, сидеть, ползать и т.д.

Каким должно быть развитие общей моторики после полугода? Тут также необходим массаж, который, помимо поглаживаний, будет включать также и похлопывающие движения. Обязательно даст положительный эффект, а главное, понравится крохе массаж с помощью резинового мячика. Кроху нужно будет перекатывать с одной стороны на другую, поднимать и опускать, тренируя таким образом позвоночник.

Учитывая, что начиная с трех месяцев дети проявляют интерес к игрушкам, можно выкладывать их время от времени на развивающий коврик, где крохи смогут приподниматься на локтях, пробовать ухватить игрушки, наблюдать за разными элементами.

Мелкая моторика на втором году жизни

После года большинство детей осваивает навыки ходьбы, развитие их общей моторики доходит до определенного этапа. Далее, до трех лет, малыши ее совершенствуют, пытаясь овладеть
более точными навыками. Так называемые ювелирные навыки позволяют детям лучше контролировать движения пальцев, а также положительным образом сказываются на развитии речи.

Отличный способ ускорить развитие мелкой моторики с года до двух лет - это рисование. Причем рисовать можно чем угодно: как карандашами и фломастерами, так и пальчиковыми красками или мелками. Также на процесс повлияет проведение пальчиковой гимнастики и всевозможные игры, некоторые из которых описаны ниже.

«Мамины помощники»: забавы с тестом

Цель этой игры - развитие у малышей 1-2 лет мелкой моторики, а также стимуляция активных зон пальцев и ладоней. Для этого понадобятся:

  • вода;
  • мука;
  • емкость для замешивания.

Малыши
в эту игру играют с большим удовольствием, родителям же рекомендуется заранее позаботиться о фартуках и защите пола и стола.

Итак, начините с того, что предложите малышу самостоятельно высыпать муку в приготовленную емкость. Не спешите заливать ее водой – пусть кроха немного повозится в ней ладошками. Когда ему это занятие надоест, вместе можно начинать замешивать тесто, добавив в муку приготовленную воду. Замешивая тесто, развлекайте кроху потешками, песенками и стишками по теме.

Когда для крохи процесс замешивания станет скучным, предложите ему вылепить какие-либо изделия (хлеб, булочки, пирожки), после чего вместе наведите на столе порядок.

Такие игры не только ускорят развитие мелкой моторики малышей, но и сблизят их с родителями еще больше.

«Сбор гороха»: лучшие игры с бобовыми

Цель этой игры, так же как и в предыдущем случае - это развитие мелкой моторики у малыша 1-2 лет, наряду с развитием тактильных ощущений и зрения. Для игры потребуются горох (можно заменить фасолью) и емкость. Во время игры нужно не спускать с малыша глаз, контролируя, чтобы он случайно не проглотил горошину или фасоль либо не вставил их в нос или ухо.

Суть игры заключается в складывании горошин или фасоли в приготовленную емкость. Можно делать это под музыку и наперегонки. Конечно же, в финале должен победить ребенок, которого нужно не забыть похвалить за терпение и старание.

Сортировка - лучший способ потренировать моторику

Сортировка бобовых – отличный метод тренировки мелкой моторики рук детей с года до двух лет с попутным развитием тактильной чувствительности и терпения. Для игры понадобятся две емкости, фасоль и горох либо же только фасоль разного цвета.

В процессе нужно будет смешать бобовые разных видов в емкости, после чего попросить кроху отделить горох от фасоли и разложить их в разные коробки. Старайтесь смешивать не слишком много бобов, чтобы малышу не было сложно справиться с заданием. Не забудьте похвалить его за успехи.

Операция по спасению «крабиков»

Нужно ли говорить о том, что малыши с года до двух лет воспринимают занятия и проявляют к ним интерес только в том случае, если они проходят в игровой форме? Игра со спасением
запутавшихся «крабов» обязательно понравится крохе после года. Роли «крабов» могут играть заколки для волос с характерным названием. Также для игры потребуется обычная коробка из картона.

В процессе можно предложить малышу разъединить сцепившихся между собой «крабов», после чего красиво расположить их вдоль бортика картонной коробки. Также можно предложить крохе пристегнуть «крабов» к одежде мамы или папы, которые в это время будут убегать. В конце игры нужно будет убрать заколки в коробку вместе с крохой и обязательно похвалить его за успехи.

Управление часовыми стрелками

Естественно, что детей с года до двух лет обучать пониманию времени на циферблатах со стрелками не имеет никакого смысла – они просто не поймут. Но использовать старые часы для развития мелкой моторики рук можно с большим успехом.

Подготовьте часы со стрелками (подойдут как наручные, так и настенные или будильник), покажите, что нужно делать для того, чтобы стрелки стали двигаться. Сопровождайте действия крохи потешками и стихами про часы, обязательно хвалите за старательность и терпение.

Простая и функциональная пирамидка для развития моторики

Используя обычную пирамидку, с которой малыш привык развлекаться еще до года, можно также успешно тренировать мелкую моторику рук, а также прививать ему способность принимать решения, развивать чувство цвета.

Ребенка можно
усадить за стол или на пол, после чего предложить ему самостоятельно разобрать пирамидку, комментируя его действия, если сам малыш пока говорить не умеет. После того как пирамидка будет разобрана, можно предложить ему собрать ее снова, наблюдая за тем, будет ли он хотя бы частично соблюдать порядок расположения колец по цвету или размеру, но не делая на это упор.

Со временем, когда кроха научится быстро собирать и разбирать пирамидку, можно будет вместе с ним делать это в определенном порядке, выбирая кольца по цвету, по размеру. Если у крохи что-то не заладится, лучше отложить игру до следующего раза, не настаивая на ее окончании.

Забавы с макаронными бусами

Отлично поможет ускорить развитие мелкой моторики детей игра с бусами. Вам понадобится плотная нить, толстая игла с затупленным концом, а также макаронные изделия, желательно разных цветов,
и тарелка.

Покажите крохе, как удерживать иглу в пальчиках. Очень важно в это время быть все время рядом, контролируя процесс. Поставьте перед ним тарелку с макаронными рожками и колечками, покажите, как с помощью иглы можно продевать через них нитку, после чего предложите крохе сделать это самостоятельно. Когда бусы будут готовы, завяжите нитку и похвалите кроху. Такая поделка станет предметом его гордости и радости. Макаронные изделия можно заменить крупными бусинами или пуговицами.

Игра с фантиками

И последний вариант интересной, а главное, ускоряющей развитие мелкой моторики у годовалых детей игры - с использованием фантиков. Все, что потребуется - это коробка и фантики от конфет.

Научите детей складывать фантики, укладывая их в коробку, вместе рассмотрите изображенные на них рисунки, предложите крохе завернуть в них мелкие игрушки, горошины, орехи и поиграйте в игрушечный магазин, где будут продаваться сделанные вами конфеты.

Крупные рожки) и длинный шнурок. Для детей до полтора года достаточно будет 30-40 макаронин, для детей постарше – в два раза больше. Предложите ребенку нанизывать макароны на шнурок. Упражнение выполняйте не реже 2 раз в неделю. Если же ребенку понравилось упражнение, можно выполнять его несколько раз в день, пока не надоест. После этого сделайте несколько дней и снова предложите это упражнение.

2. Кашка. Поставьте перед ребенком две небьющиеся емкости. В одну из них насыпьте немного крупы ( , рис, горох) и дайте ребенку ложку. Покажите, как с помощью ложки можно перемешать крупу из одной мисочки в другую. После того, как всю крупу ребенок переместил в другую мисочку, предложите снова переложить крупу в первую мисочку, либо досыпьте другую крупу. Упражнение выполняется 20-30 минут в день 1-2 раза в неделю.

3. Рисование. Возьмите крышку от и положите на дно цветной лист А4. Сверху высыпьте манку или другую мелкую крупу и предложите ребенку порисовать пальчиком. Можете рисовать вместе с ребенком и писать буквы, проговаривая их вслух. Упражнение выполнять 20-30 минут (или пока ребенку не надоест) несколько раз в неделю.

4. Золушка. Смешайте горох и фасоль в небольшой коробочке. Предложите ребенку выбрать всю фасоль из гороха и переложить в другую коробочку. Со временем можно увеличивать количество крупы, а также применять более мелкую крупу (например, гречку, рис). Выполняйте упражнение раз в неделю.

5. Прищепки. Для упражнения потребуется от 30 до 50 прищепок. Вырежьте круг из плотного картона и предложите ребенку с помощью прищепок сделать солнышко. Для этого по краям надо прицепить прищепки. В дальнейшем можно цеплять прищепки на шторы, висящую веревку. Следите, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики. Начинайте выполнять упражнение с 30 прищепок, постепенно увеличивая их количество.

Видео по теме

Развивать мелкую моторику, или, иными словами, способность ребенка владеть своими руками, необходимо. Начинается все с самого раннего детства, с «Ладушек». Позднее покупают ребенку специальные развивающие игры. Занимаясь совместно с сыном или дочерью мозаикой, лепкой, собирая модели из конструктора, родители развивают тем самым интеллект ребенка.

Связь между структурами головного мозга и моторикой кистей рук – известный научный факт. Психологи в детских садах и школах обязательно обращают внимание на ловкость детских пальчиков. Чем больше ребенок умеет делать руками, тем больше вероятности, что он будет хорошо учиться.

Развивать мелкую моторику ребенка нужно постоянно и с самого его рождения. Сейчас в магазинах огромный выбор соответствующих игрушек, игр и пособий. Но развитием детей успешно занимались и наши прабабушки, хотя подчас совсем не осознавали, для чего они это делали.

Пальчиковые игры

Наверняка у всех в памяти детские прибаутки «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие. Что делает мама или бабушка, когда трогает, разминает, загибает-разгибает пальцы на младенческой руке? Тренирует мелкую моторику. Хотя выглядит все как пустяковое занятие, между тем, оно приносит удовольствие и пользу ребенку.

Чуть подрастет ребенок, и мама усаживает его рядышком с собой, когда занимается хозяйственными делами. Ребенок трогает различные вещи, ощущает их шероховатость или гладкость, играет с кастрюльками, ложками, пробует что-то положить внутрь, что-то достать. И это тоже очень важные занятия для малыша.

Есть специальные пальчиковые игры. Этой теме посвящено много книг, которые запросто можно купить в книжных магазинах. Вслед за словами незатейливых стишков ребенок вместе со взрослым складывает пальчики в определенном порядке. Получается весело и полезно для детского развития.

Пальчиковые игры или гимнастику для пальцев обязательно проводят в детских садах и школах. Это хорошая подготовка руки к письму.

Когда дети становятся постарше, их приобщают к взрослым занятиям. Девочки начинают заниматься рукоделием. Очень полезна работа с вязальным крючком. Кстати, неплохо вязать получается и у . Но им обычно больше нравятся папины инструменты: молоток, напильник. В результате отрабатывается координация движений, руки становятся все более умелыми.

Специальные игры для развития мелкой моторики

На сегодняшний день игрушек и игр для развития мелкой моторики так много, что подчас трудно остановить внимание на чем-то одном.

Для совсем маленьких детишек продаются разнообразные вставляющиеся друг в друга предметы. Это традиционные пирамидки, матрешки, а также игры, сделанные по принципу Монтессори. Среди первых игрушек и всевозможные шнуровки, их выбор тоже достаточно большой. Играя, ребенок попутно знакомится с размером, цветом и формой. А заодно учится самообслуживанию.

Еще одна из распространенных настольных игр – мозаика. Поскольку детали этой игры довольно мелкие, то ее рекомендуют для детей после трех лет. Хотя и дети помладше могут справляться с мозаикой, только нужен постоянный контроль со стороны взрослых.

Некоторые родители жалуются, что ребенок совсем не интересуется развивающими играми. Однако все эти игры рассчитаны не на самостоятельную игру ребенка. Необходимо обязательное участие взрослых.

К играм, развивающим мелкую моторику, стоит отнести также кубики, пазлы, разнообразные конструкторы.

Полезно заниматься лепкой, благо недостатка в пластилине сейчас нет. Можно выбрать пластилин желаемого качества и цвета. Если нравится лепить из более натуральных материалов, можно выбрать глину или соленое тесто. Дети очень любят такие занятия наряду с рисованием.

Вряд ли можно в небольшой статье перечислить все игрушки и игры, рук. Важно только помнить, что такие игры необходимы всем детям. От того, насколько умелыми будут пальчики ребенка, зависит развитие его речи и интеллекта.

Связанная статья

Совет 3: Как развить мелкую моторику при помощи пальчиковых игр

Пальчиковые игры очень полезны для детей. Они развивают мелкую моторику рук, концентрируют внимание и формируют мышление малыша. Совершенствование мелкой моторики рук напрямую связано с умственным развитием ребенка.

Техника пальчиковых игр легка и доступна. Для того чтобы максимально заинтересовать малыша, читайте в процессе игры небольшие четверостишия: это разовьет слуховое восприятие малыша и поможет сконцентрировать внимание.


Для развития мелкой моторики желательно играть в игры ежедневно, только после этого будет положительный результат.


Игра "Пальчики". Необходимо загибать по очереди пальчики ребенку на каждую строку стихотворения.


  • Макару-большому дрова рубить,

  • Петьке-указке воду носить,

  • Ваньке-среднему печку топить,

  • Тимошке-сиротинушке кашу варить,

  • А крошке Кирюшке песенки петь.

Игра "Пароходик". Помогите сложить ребенку ладони лодочкой - так, чтобы большие пальцы рук были приподняты вверх. И выполняйте игру со следующими словами: "Плывет пароход по речке, словно печка".


Игра "Пирожки". Изобразите процесс приготовления пирожков, ребенок должен копировать движения за вами под потешку: "У печи, печи, печи, испечем мы пироги".


Игра "Мышка". Помогите ребенку сомкнуть средний и безымянный пальчики и придержать большим. Указательный и мизинец слегка согнуты и ими необходимо двигать. Во время игры приговаривайте двустишие: "Серая в норке сидит и бумажкой в ней шуршит".


Видео по теме

Такая разная бумага

Вам потребуются: листы бумаги разной текстуры (тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка).

Поочередно сминайте листы бумаги, подключите к этому занятию ребенка. Комментируйте: «Вот бумажная салфетка. Смотри, как она легко мнется, это потому, что она сделана из очень тонкой и мягкой бумаги. Теперь давай попробуем смять тетрадный листок. Смотри-ка, его труднее смять, он - плотный и т.д.)». Из смятых листов можно скатать шарики и поиграть ими в снежки.

В игре ребенок знакомится со свойствами материалов, развивает мелкую моторику.

Ухвати пинцетом

Вам потребуются: пинцет, шарики из ваты, кусочки поролона.

Научите ребенка пользоваться пинцетом. Покажите, как можно брать ватные шарики, мелкие кусочки поролона.

Усложняйте игру, заменяя мягкие предметы твердыми - пуговицами, винтиками, крупой, фасолью и т.д. Можно использовать бумагу, порванную на мелкие части. Предложите малышу отсортировать предметы двух видов (вата, фасоль), раскладывая их по разным тарелкам. В дальнейшем в игру можно включать обрывки бумаги разных цветов (разложить на группы по цвету), твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, круглые и некруглые и т.п.

Игра способствует развитию мелкой моторики.

Порвем и соберем

Вам потребуются: бумажные салфетки.

Пусть малыш разорвет салфетки на мелкие части.

Рассыпьте их по столу, затем попросите ребенка пальчиками собрать обрывки в ведерко или в коробочку. На следующих занятиях можно использовать бумагу другой текстуры. Чтобы заинтересовать кроху, придумайте сюжет игры, например, пальчики - это птички, которым надо собрать пух (бумажные обрывки) для своих гнездышек, или цыплята, склевывающие крошки.

Много - мало

Вам потребуются: два листа бумаги.

Попросить ребенка разорвать один лист на две части, а другой - на мелкие кусочки. Прокомментировать: «Смотри, это большие обрывки бумаги, их всего два - это мало, а маленьких вон сколько, их много».

Игра способствует развитию мелкой моторики, знакомит ребенка с понятиями «много - мало».

Мастерим бусы

Вам потребуются: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу со шнурком. Пусть он попробует сделать это сам.

Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и надеть на куклу.

Крутится?

Вам потребуются: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.

На глазах у малыша откручивайте и закручивайте крышки на банках и бутылках. Попросите его повторить ваши действия.

В игре ребенок знакомится со свойствами предметов, развивает мелкую моторику.

Учимся пересыпать

Вам потребуются: любая крупа, две емкости с широким отверстием.

Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.

Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепотью, пропускать сквозь пальцы.

Опять мима!

Вам потребуются: крупа, емкость с широким отверстием, емкость с узким отверстием.

После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в пользование ребенка емкость с зауженным верхом.

Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. Закрученные крышками, они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка заполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.

Раз фасоль, два фасоль

Вам потребуются: сухая фасоль, пластиковая бутылка.

Берите по одной фасолинке и опускайте их в бутылку.

При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины и т.д.».

Чтобы ребенку не стало скучно, можно напевать песенку:

Мы фасолинки берем,

Их в бутылочку кладем.

Будет Ванечке игрушка -

Из фасоли погремушка.

Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.

Сортируем макароны

Вам потребуются: макаронные изделия разной формы.

Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это ракушка, это - спираль, это - бантик и т.д.». Смешайте их.

Попросите ребенка разобрать макароны: ракушку к ракушке, бантик к бантику. Помогите малышу справиться с заданием.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования.

Попробуй, расстегни

Вам потребуются: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта и т.д.).

Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы. После того, как малыш научится это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами, затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности.

Яблоко с пуговицей

Вам потребуются: силуэт дерева и яблоко, вырезанные из картона.

К картонному дереву пришейте небольшую пуговицу, а на яблоке сделайте петлю. Покажите малышу, как можно пристегивать и отстегивать яблоко. Поиграйте в «Ураган» - дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, второй - отстегните от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предложите ребенку побыть ветром - подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоко.

Порисуем?

Вам потребуются: поднос, мелкая крупа или мука.

Насыпьте на поднос ровным слоем манку или муку, покажите малышу, как пальчиками можно рисовать на муке. Проводите линии, рисуйте различные фигуры.

Пусть ребенок порисует самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики,творческих способностей.

Узоры из пуговиц

Вам потребуются: разноцветные пуговицы разных размеров.

Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц.

Во время игры называйте цвет и форму каждой пуговицы. Вскоре ребенок запомнит, что все пуговицы круглые, научится классифицировать предметы по одному признаку. В дальнейшем в игре задействуются пуговицы разных размеров, не забывайте сравнивать их: «Теперь мы берем пуговицу поменьше, посмотри, как она отличается от большой, ну а теперь положим самую маленькую - пуговку-малютку», и т.д. Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики, одним словом, то, что подскажет ваша фантазия. Спрашивайте ребенка о том, что бы он хотел выложить из пуговиц, с какими пуговицами он будет играть сегодня (крупные, мелкие, красные, белые и т.п.).

Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка.

Входит - не входит

Вам потребуются: пуговицы разного размера, пластиковая бутылка.

Покажите малышу, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему сделать это самому.

Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку, пусть малыш сам сделает это открытие. После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговицы.

Игра способствует развитию мелкой моторики,навыков сопоставления.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!